Что такое лондонское морское соглашение

Обновлено: 30.06.2024

Лондонский морской договор 1930 года — международный договор по ограничению военно-морских вооружений, подписанный 22 апреля 1930 года в Лондоне (Великобритания). Заключён по итогам работы Лондонской конференции по морским вооружениям, в которой принимали участие США, Великобритания, Франция, Япония, Канада, Италия, Новая Зеландия, Индия, Ирландия, Южно-Африканский Союз. Договор был подписан Соединёнными Штатами Америки, Британской империей и Японской империей. В связи с возникшими разногласиями Франция и Италия не подписали итоговый документ.

Режим ограничений, установленный Вашингтонским соглашением 1922 года, был ужесточён и распространён на те классы судов, которые не были охвачены предыдущим договором, — крейсеры, эсминцы и подводные лодки. Япония согласилась на то чтобы её военно-морской флот по отношению к американскому составлял по общему тоннажу: тяжёлых крейсеров — 60 %, лёгких крейсеров и эсминцев — 70 %, подводных лодок — 100 %. Устанавливался потолок общего тоннажа этих кораблей, предельное водоизмещение подводных лодок, максимальное число тяжёлых крейсеров. В отношении линкоров были произведены дальнейшие количественные и качественные сокращения. США, Великобритания и Япония обязались не спускать в течение 1931—1936 гг. на воду новые линкоры, сдать на слом и переоборудовать несколько линейных кораблей для уменьшения общего их числа [1] .

Япония согласилась на компромиссное решение, опасаясь разорительной гонки вооружений с США. Это способствовало сохранению статуса-кво на Тихом океане ещё на несколько лет. Тем не менее, итоги конференции и позиция японского правительства вызвали недовольство военно-морских кругов в Японии, настаивавших на увеличении квот. Осати Хамагути, глава правительства Японии, на которого была возложена ответственность за достигнутое соглашение, был тяжело ранен японским экстремистом [1] .

Решения Лондонской морской конференции отразили дальнейшее усиление международного веса США, которые добились равенства своего флота с британским по всем категориям кораблей. Лондонский договор также продемонстрировал успех японского милитаризма, который сумел добиться для себя, сравнительно с условиями Вашингтонского соглашения 1922 года, повышения пропорций по классу эсминцев и равенства с Англией и США по подводным лодкам. Решения Лондонской конференции не ослабили, а усилили гонку морских вооружений, особенно со стороны Японии, которая начала готовиться к войне.


21 января 1930 года в Вестминстерском дворце английский король Георг V торжественно объявил об открытии Лондонской конференции пяти держав по вопросам морских вооружений, на которой США, Британская империя, Франция, Италия и Японская империя должны были установить ограничения для дальнейшего строительства своих военно-морских флотов, а также определить текущие их составы и соотношение общего тоннажа между отдельными странами. Американскую сторону возглавлял государственный секретарь США Генри Стимсон, британскую - премьер-министр Великобритании Джеймс Рамсей Макдональд, японскую - министр флота Японии [ja] адмирал Такэси Такараби [en] , французскую - премьер-министр Франции Андре Тардьё, итальянскую - министр иностранных дел Италии Дино Гранди.

Текст Договора состоял из 5 частей, объединяющих 26 статей и 3 приложений.

Часть I

Статья 1

Первой статьёй Договора предусматривался отказ договаривающихся сторон от реализации своих прав на закладку линейных кораблей для замены тоннажа в течение 1931—1936 гг., как то предусматривалось частью 3-й главы II Вашингтонского морского соглашения, подписанного в 1922 году. Франция и Италия, однако, могли, согласно условиям этой статьи договора, построить тоннаж для замены, который они были вправе заложить в 1927 и в 1929 гг. в соответствии с постановлениями Вашингтонского соглашения.

Статья 2

США Великобритания Япония
USS Florida
USS Utah
USS Arkansas или USS Wyoming
HMS Benbow
HMS Iron Duke
HMS Marlborough
HMS Emperor of India
HMS Tiger
Hiei

Статья 3

Статья 4

Статья 4-я устанавливала запрет на строительство авианосцев, водоизмещением менее 10 000 длинных тонн (10 160 метрических тонн), вооружённых артиллерией калибра 155 мм или более.

Часть 2

Статья 6

Статья 7

7-я статья Договора запрещала постройку или приобретение договаривающимися сторонами подводных лодок со стандартным водоизмещением, превышающим 2000 тонн и вооружённых артиллерией калибра более чем 130 мм.

Каждая из сторон могла, однако, сохранить, построить или приобрести до трёх подводных лодок со стандартным водоизмещением, не превышающим 2800 длинных тонн (2845 метрических тонн) и вооружённых артиллерией калибра до 155 мм. Франция могла также сохранить одну уже начатую постройкой подводную лодку стандартным водоизмещением 2880 длинных тонн (2926 метрических тонн), вооружённую артиллерией калибра 203 мм.

Договаривающиеся стороны могли сохранить те субмарины, вооружённые артиллерией калибра свыше 130 мм, но стандартным водоизмещением не более 2000 договорных тонн, которые уже были в составе их флотов к 1 апреля 1930 года.

Статья 8

Статья уточняла, что под договорные ограничения не подпадают:

  • Надводные боевые корабли стандартного водоизмещения 600 длинных тонн (610 метрических тонн) и меньше
  • Надводные боевые корабли стандартным водоизмещением от 600 до 2000 тонн, не имеющие одну или несколько нижеперечисленных особенностей:
  1. Калибр орудий превышает 155 мм;
  2. Число орудий калибра 76-мм и более, установленных на корабле, превышает 4 ед.;
  3. Способность нести торпеды;
  4. Скорость более 20 узлов;
  • Надводные боевые корабли, использующиеся для транспорта и связи, не имеющие нижеперечисленных особенностей:
  1. Калибр орудий превышает 155 мм;
  2. Число орудий калибра 76-мм и более, установленных на корабле, превышает 4 ед.;
  3. Способность нести торпеды;
  4. Скорость более 20 узлов;
  5. На кораблях имеется бронирование;
  6. Приспособленность к постановке мин;
  7. Приспособленность к посадке самолётов;
  8. Способность нести на борту более 2 катапульт (по одной с каждого борта);
  9. Способность нести на борту более 3 самолётов.

Статья 9

Статья определяла, что правила для замены кораблей, содержащиеся в Приложении I, касаются кораблей водоизмещением не более 10 000 длинных тонн, исключая авианосцы, для которых продолжали действовать соответствующие правила Вашингтонского соглашения.

Статья 10

  1. Информацию о дате закладки киля
  2. Информацию о классификации судна;
  3. Сведения о стандартном водоизмещении и основных размерениях
  4. Указывать наибольший калибр размещённого оружия.
  5. Указывать дату завершения строительства

Статья 11

Статья определяла, что правила, содержащиеся в Приложении II, должны применяться ко всем выводимым кораблям, указанным в 2-й статье этого договора, а также к авианосцам.

Статья 13

Суда, используемые на момент заключения Договора как учебные корабли или блокшивы могли быть сохранены, но при условии их немореходного состояния.

Приложение I (Правила по замене кораблей)

Замена уже построенных кораблей на корабли новой постройки могла производиться только через следующий промежуток времени.

  • Для надводных кораблей стандартным водоизмещением от 3000 до 10 000 длинных тонн:
    • если корабль был заложен до 1 января1920 года срок замены определялся в 16 лет
    • если корабль был заложен после 31 декабря1919 года срок замены определялся в 20 лет
    • если корабль был заложен до 1 января 1921 года срок замены определялся в 12 лет
    • если корабль был заложен после 31 декабря 1920 года срок замены определялся в 16 лет.

    Закладка нового корабля не должна была производиться ранее чем за 3 года до истечения срока замены старого корабля, или ранее двух лет до истечения срока по замене для кораблей со стандартным водоизмещением менее 3000 длинных тонн.

    В случае потери или непредвиденного разрушения корабля, он мог быть заменён независимо от того, когда он был заложен.

    Приложение II (Правила по выводу кораблей)

    В данном приложении оговаривались правила вывода кораблей из состава боевых флотов. Осуществить вывод кораблей из состава флота можно было 5 способами:

    1. Сломом;
    2. Переоборудованием в блокшив;
    3. Использованием судна как цели (с последующим его разрушением) ;
    4. Сохранением корабля в экспериментальных целях;
    5. Переоборудованием в учебное судно.

    Приложение определяло также сроки вывода кораблей из состава флотов договаривающихся сторон, и требования по разоружению переоборудуемых судов.

    Приложение III

    Приложение определяло номенклатуру специальных судов (минных заградителей, тендеров подводных лодок, мониторов и т. п.), подлежащих выводу из состава флотов договаривающихся сторон

    Часть 3

    Статья 14

    Статья 14-я обязывала договаривающиеся стороны соблюдать условия договора по ограничению морских вооружений в течение установленного данным договором срока.

    Статья 15

    Статья 16

    Статья устанавливала ограничения по общему тоннажу (в длинных тоннах) различных классов боевых кораблей флотов договаривающихся сторон, превышение которого до 31 декабря 1936 года Договором не допускалось.

    Класс США Великобритания Япония
    Крейсера с артиллерией калибра более 155 мм 180 000 146 800 108 400
    Крейсера с артиллерией калибра 155 мм или менее 143 500 192 200 100 450
    Эсминцы 150 000 150 000 107 500
    Подводные лодки 52 700 52 700 52 700
    Общий договорной тоннаж 526 200 541 700 369 050

    Статья устанавливала максимальное количество крейсеров с артиллерией более 155 мм, разрешённых к сохранению в составе флотов договаривающихся сторон: для США — 18, для Великобритании и её доминионов — 15, для Японии — 12. Условием 4-го пункта статьи было то, что не более 16 % от общего числа всех строящихся эсминцев могли иметь стандартное водоизмещение, превышающее 1524 метрические тонны. Уже построенные эсминцы под это ограничение не подпадали. Условием 5-го пункта этой статьи было то, что не более одной четверти крейсеров (от общего тоннажа) могли быть оборудованы самолётной палубой.

    Статья 21

    21-я статья договора предусматривала возможность увеличения ограниченного договором тоннажа одной из сторон для обеспечения национальной безопасности последней с извещением об этом всех остальных сторон и оставлением за ними права также пропорционально увеличить общий тоннаж своих флотов.

    Часть 4

    Статья 22

    22-й статьёй военным кораблям запрещалось нападать, топить или захватывать гражданские грузовые суда без предварительной эвакуации всех пассажиров, членов экипажа и судового журнала в безопасное место (за исключением настойчивого игнорирования требований остановиться для осмотра или оказания сопротивления при обыске).

    Часть 5

    Статья 23

    Срок действия положений Договора (статей 3, 4, 5, 11, 22 и приложения II) объявлялся равным сроку действия Вашингтонского соглашения. Условия, содержащиеся в остальных статьях соглашения, должны были оставаться в силе только до 31 декабря 1936 года. Статья предусматривала возможность созыва в 1935 году новой морской конференции.

    Инициаторами встречи достижения конференции, будто бы добившейся устранения соперничества в морских вооружениях между тремя державами, практического разрешения проблемы паритета и экономии средств вследствие сокращения предполагавшихся строительных программ, оценивались крайне высоко и только положительно.

    Принятое соглашение, в той или иной мере, удовлетворяло все заключившие договор государства: Япония добилась правового признания собственной военно-морской мощи; США формально узаконили паритет в морских вооружениях с Великобританией; последней удалось реализовать свои цели в тех положениях договора, которые ограничивали строительство тяжелых крейсеров.

    Во второй половине 1920-х гг. международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом стабилизировались. Особенно это было заметно на примере Китая, который после революции 1925-1928 гг. и прихода к власти Чан Кайши, сумел сделать несколько важных шагов к возвращению своей самостоятельности. В частности, ему удалось добиться отмены прав экстерриториальности почти всех иностранцев, исключая только граждан пяти великих держав.


    Заседание конференции в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне

    Прошло почти восемь лет с момента подписания Вашингтонских соглашений. Новая конференция собралась в Вестминстерском дворце в Лондоне в январе 1930 г. и продолжалась до апреля. Все пять держав, подписавшихся под прошлым договором о морских вооружениях, были приглашены к участию: Великобритания с доминионами, США, Япония, Франция и Италия. Однако два последних государства в результате взаимных противоречий покинули конференцию, и под итоговым соглашением поставили подпись только три ведущие военно-морские державы. Дело в том, что и Франция, и Италия стремились к установлению своего господства на Средиземном море. А Италия, ко всему прочему, ещё и считала себя обделённой по итогам Первой мировой войны. Французы же решительно отвергали даже саму мысль о том, что итальянский флот может быть приравнен по силе к французскому.

    Немаловажной была и проделанная работа по определению классов кораблей, установке их параметров и общих лимитов. Согласно определению конференции эсминцем являлся корабль водоизмещением до 1850 тонн и вооружённый артиллерией до 130 мм. Корабль, превышавший эти параметры, переходил уже в категорию крейсеров. Причём последние были поделены на два класса. Первым были лёгкие, вооружённые артиллерией с калибром до 155 мм. К тяжёлым же относились те, чей главный калибр превышал 155 мм, а максимальное водоизмещение доходило до 10 000 тонн.


    USS Brooklyn — головной корабль серии лёгких крейсеров США. Постройка данного типа крейсеров стала вынужденной мерой после подписания Лондонского соглашения, так как новые тяжёлые крейсеры США построить в тот момент не могли, а малый калибр решено было восполнить скорострельностью и числом орудий

    Отдельно стоит коснуться и другого момента: впервые было дано определение новому классу кораблей — авианосцам. Согласно этому определению под авианосцем отныне понимался корабль любого водоизмещения, предназначенный как для взлёта, так и для посадки самолётов. Второй пункт очень важен, так как устройства для запуска самолётов были известны и могли быть установлены на те же линкоры. Теперь же ни линкоры, ни крейсеры считаться авианосцами не могли.

    Но что самое главное — по итогам Лондонской конференции на класс авианосцев не было наложено почти никаких ограничений. Лишь кроме запрета на постройку кораблей водоизмещением менее 10 000 тонн. Подобная мера наглядно демонстрирует место, которое на рубеже 20-30-х гг. занимали авианосцы в сознании адмиралов. Никто не предполагал, что именно авианосцам суждено стать главной ударной силой в грядущем морском противостоянии. И в немалой степени именно это отсутствие лимитов стимулировало развитие авианосцев такими морскими державами, как США, Япония и, частично, Великобритания.


    HMS Iron Duke — один из британских линкоров, выведенный из состава флота по Лондонскому соглашению

    Что же касается Японии, то ей пришлось согласиться на ограничение своих морских сил относительно США и Англии до следующих значений: 70% тоннажа лёгких и 60% тяжёлых крейсеров. Это соотношение было закреплено в количестве кораблей, разрешённых к постройке. При этом общий тоннаж подводного флота был ограничен 52 700 тоннами, и здесь был установлен паритет между тремя государствами. Также оговаривались предельные размеры подводных лодок — не более 2000 тонн водоизмещения.

    Соперничество покинувших конференцию Франции и Италии, как уже указывалось, ограничивалось лишь Средиземноморьем, а потому не затрагивало ничьих интересов на Тихом океане. Таким образом, подписанный 22 апреля 1930 г. в Лондоне договор между США, Японией и Великобританией по большей части удовлетворял все заключившие его стороны. Надо сказать, что в целом Япония в середине 20-х гг. выступала гарантом Вашингтонской системы, ведя довольно умеренную политику. Однако это не могло не вызывать резкого отторжения в милитаристских кругах Японии, пользовавшихся поддержкой нового императора Хирохито. Офицерство, прежде всего морское, рассматривало согласие с условиями западных держав как унизительное поражение. Даже несмотря на то, что в правовом отношении Лондонский договор признавал Японию в качестве великой морской державы.

    Лондонское морское соглашение вызвало противоречивые оценки как современников, так и историков. С одной стороны, оно показало стремление договаривающихся сторон к компромиссу и недопущению новой гонки вооружений. Последнее было особенно важно для Японии, не обладавшей возможностями для промышленного соперничества с Америкой. Для США главным его итогом стало укрепление собственных позиций на мировой арене и признание равенства их флота с британским.


    С другой же стороны, это было лишь временное достижение статус-кво, так как глобальных проблем договор не решил. Особенно это касается противоречий между США и Японией, в которой и без того были сильны антизападные позиции сторонников экспансии. Вместе с тем договор очевидным образом повлиял на всё дальнейшее развитие военно-морских вооружений, так как одним из важнейших его аспектов был технический. Именно Лондонское соглашение заложило пути развития всех ведущих флотов мирного времени и Второй мировой войны.

    В Лондонский военно-морской договор (официально Договор об ограничении и сокращении военно-морских вооружений) был соглашением между Соединенным Королевством, Японией, Францией, Италией и Соединенными Штатами, подписанным 22 апреля 1930 года. Стремление устранить лазейку в грозном 1922 году Вашингтонский военно-морской договор (который устанавливал ограничения по тоннажу надводных кораблей каждой страны), он регулировал подводная война и ограниченное военное кораблестроение. 27 октября 1930 г. в Лондоне был проведен обмен ратификационными грамотами, и в тот же день договор вступил в силу. Это было в значительной степени неэффективным. [1] [2]

    Содержание

    Конференция


    Меню и список официальных тостов на официальном обеде, открывшем Лондонскую военно-морскую конференцию 1930 года.

    Подписание договора по-прежнему неразрывно связано с текущими переговорами, которые начались до официального начала Лондонской военно-морской конференции 1930 года, развивались в ходе официального графика конференции и продолжались в течение многих лет после этого.


    23 декабря 1929 г .: Вашингтон, округ Колумбия.Прибытие японской военно-морской делегации в Белый дом для встречи с президентом Гербертом Гувером. Делегация направляется в Европу для переговоров, ведущих к ратификации 1930 Лондонский военно-морской договор.

    В течение первых четырех десятилетий двадцатого века Принц Иесато Токугава возглавлял политическое движение в Японии, которое продвигало демократию и международную добрую волю в США, Европе и Азии. Вовремя 1921-1922 Вашингтонская военно-морская конференция Токугава возглавлял японскую делегацию, ратифицировавшую этот договор. 23 декабря rd , Фотография 1929 года справа: японцы снова участвуют в продлении 22 Вашингтонского военно-морского договора. [3] [4]

    Условия

    Условия договора рассматривались как расширение условий, согласованных в Вашингтонский военно-морской договор, попытка предотвратить военно-морское гонка вооружений после Первая Мировая Война.

    Конференция стала возрождением усилий, вложенных в Женевская военно-морская конференция 1927 года. В Женеве различные участники переговоров не смогли прийти к соглашению из-за плохих настроений между британским правительством и правительством Соединенных Штатов. Проблема могла первоначально возникнуть в результате обсуждений между президентом Герберт Гувер и премьер-министр Рамзи Макдональд в Лагерь Rapidan в 1929 году, но ряд факторов повлиял на напряженность, усугубленную другими странами на конференции. [5]

    Согласно договору, стандартное водоизмещение Подводных лодок было ограничено до 2 000 тонн, причем каждой крупной державе разрешалось иметь три подводные лодки до 2 800 тонн и одну французскую. Калибр подводных орудий также был впервые ограничен до 6,1 дюйма (155 мм) за одним исключением: уже построенная французская подводная лодка позволяла сохранить 8 дюймов (203 мм) орудий. Это положило конец концептуальной подводной лодке, изобретенной британцами. М класс и французы Surcouf.

    Договор также установил различие между крейсерами, вооруженными орудиями не более 6,1 дюйма (155 мм) ("легкие крейсеры"на неофициальном языке) от тех, у кого есть оружие до 8 дюймов (203 мм) ("тяжелые крейсераКоличество тяжелых крейсеров было ограничено: Великобритании было разрешено 15 с общим тоннажем 147 000, США 18 - 180 000 и японские 12 - 108 000 тонн. Для легких крейсеров количество не было указано, но предел тоннажа составлял 143 500 тонн. для США - 192 200 тонн для Великобритании и 100 450 тонн для Японии. [6]

    Тоннаж эсминцев также был ограничен, эсминцы определялись как корабли менее 1850 тонн и орудия не более 5,1 дюйма (130 мм). Американцам и британцам было разрешено до 150 000 тонн, а Японии - 105 500 тонн.

    В статье 8 указаны более мелкие надводные бойцы. Суда менее 2000 тонн, с орудиями не более 6 дюймов (152 мм), с максимум четырьмя артустановками более 3 дюймов (76 мм), без торпедного вооружения и не превышающей 20 узлов (37 км / ч), были освобождены от тоннажа. ограничения. Максимально допустимые спецификации были разработаны для Авизо класса Бугенвиль затем поступает на французскую службу. Военные корабли до 600 тонн также полностью освобождены от налога. Это привело к творческим попыткам использовать неограниченный характер исключения с итальянской Торпедные катера типа "Спика", Японский Торпедные катера типа Чидори, Французский Торпедные катера типа La Melpomène и британский Шлюпы типа Kingfisher. [8]

    Проливы Босфор и Дарданеллы — единственный водный путь, соединяющий Черное море со Средиземным. Это транспортный коридор для государств, находящихся в бассейне Черного и Азовского морей, и потенциальный инструмент геополитического влияния на них. В XIX веке договоренности по государственным взаимоотношениям в отношении Босфора и Дарданелл неоднократно пересматривались. Россия принимала в этом деятельное участие, так как с конца XVIII века, когда страна приобрела территории на побережье, проблема использования черноморских проливов стала для нее насущной.

    История изменения статуса проливов

    Вопрос о контроле над проливами Босфор и Дарданеллы поднимался с незапамятных времен. В 219 году до н. э. Византия и Родос стали первыми государствами, официально определившими режим этих стратегических объектов. Согласно договору, в проливах провозглашалась свобода торгового мореплавания.

    Пролив Дарданеллы желтый)и пролив Босфор красный

    Проливы для России всегда были важным стратегическим объектом, но захватить их силой она не решалась, это было чревато войной не только с османами, но и с Европой. Применяя различного рода дипломатические и политические ухищрения, Россия старалась получить право на свободный проход торговых судов через проливы, одновременно ограничив маневры вражеского флота. В итоге к началу XIX века российский торговый флот свободно передвигался через проливы.

    В 1833 году был заключен Ункяр-Искелесийский договор о мире, дружбе и оборонительном союзе с Турцией, выгодный для России, но ущемляющий интересы других государств. По секретной статье документа Босфор и Дарданеллы были закрыты для военных кораблей западноевропейских держав в обмен на помощь султану в случае начала турецко-египетского конфликта.

    Россия в 19 в

    Лондонская конвенция 1840 года

    В конце XVIII — начале XIX века статус Черного моря и его проливов определялся по большей части двусторонними соглашениями между Россией и Турцией, но в 1840 году все изменилось. В регулировании режима Босфора и Дарданелл с этого момента принимали участие европейские государства, даже если они не имели причерноморских границ.

    В апреле 1840 года в Лондоне собралась конференция европейских держав по разрешению турецко-египетского конфликта. 3 июля была заключена Лондонская конвенция, подписанная Великобританией, Пруссией, Австрией и Россией. Она стала основой, регулирующей международные взаимоотношения по использованию проливов и их статус вплоть до начала XX века. Конвенция 1840 года предусматривала ввод военных кораблей иностранных держав в проливы Черного моря, но исключительно с целью защиты Османской империи.

    Лондонская конвенция 1841 года

    В июле 1841 года Лондонская конвенция была пересмотрена, формальным поводом для отмены действия первого документа стало окончание конфликта между Турцией и Египтом. В отличие от первой, вторая Лондонская конвенция касалась лишь вопроса о проливах, причем в целом повторяла условия соглашений 1840 года.

    В конвенции был прописан запрет прохода военных судов европейских государств через Босфор и Дарданеллы в мирное время. Единственное исключение составлял иностранный военный флот, призванный самим султаном на помощь Османской империи для ее защиты. На тот момент во внешней политике Порта отдавала предпочтение Великобритании, поэтому в случае войны именно она и ее союзники могли рассчитывать на лояльность султана.

    Таким образом, Россия потеряла свое преимущество на Черном море, предоставленное ей согласно договору 1833 года. Более того, в случае объявления русско-турецкой войны на стороне Османской империи могли выступить военные суда европейских держав. Россия приобрела юридическую гарантию от нападения европейских держав со стороны черноморского побережья при сохранении нейтралитета Турции. Однако фактически русские военные суда не имели права защищать проход через проливы от вражеских кораблей, вследствие чего последние могли прорваться в Черное море.

    Император Николай I напротив считал Лондонские конвенции 1840 и 1841 годов дипломатическим успехом. Он был сторонником коллективных решений европейских держав по вопросам, касающимся Черного моря. Тем не менее в дальнейшем положения конвенций стали одной из причин неудачной Крымской войны 1853-1856 годов, приведшей к ослаблению влияния России.

    Крымская война

    Парижский договор 1856 года

    Лондонская конвенция была пересмотрена в 1856 году. Парижский договор, подписанный 18 марта, провозглашал Черное море со всеми его проливами нейтральной территорией. На его побережье нельзя было строить военные сооружения, а количество судов военно-морского флота России и Турции было сильно ограничено.

    Порта получила небольшие привилегии в виде выдачи разрешений на проход легковых кораблей в распоряжение миссии дружественных держав. Последние также могли держать в устье Дуная по несколько военных судов.

    Условия трактата 1856 года были невыгодны прежде всего для России. Она лишилась возможности иметь полноценный черноморский военный флот, а территория страны становилась уязвимой перед нападением вражеского флота. Турция также не могла развивать военно-морской флот на Черном море, но у нее остались базы на побережье Мраморного моря.

    Подписание Парижского мирного договора. Художник Луи-Эдуард Дюбюф. 1856 г.

    Лондонская конвенция 1871 года

    После поражения Франции во франко-прусской войне 1870—1871 годов российские дипломаты развернули активную деятельность для отмены невыгодного договора 1856 года. Германия была благодарна России за ее невмешательство в войну, поэтому поддержала ее в этой борьбе. Осталось преодолеть сопротивление Австро-Венгрии и Великобритании, что и было сделано в октябре 1870 – мае 1871 года.

    На Лондонской конференции, состоявшейся в мае 1871 года, нейтральный статус Черного моря был отменен. Россия наравне с Турцией получила право держать на нем военный флот и строить укрепления на побережье. Однако положения конвенции 1841 года и трактата 1856 года о закрытии проливов от военных кораблей все еще действовали. Теперь, согласно новому соглашению, при угрозе Османской империи султан имел право открыть Босфор и Дарданеллы для военного флота дружественных держав даже в мирное время.

    Фактически флот России был заперт в Черном море, что вполне устраивало европейские державы, в первую очередь Великобританию. Полный контроль над Черным морем, включающий свободный вывод российских военных кораблей в Средиземное море и полный запрет на присутствие иностранных военных судов в Черном море, так и остался недостижимой задачей.

    Читайте также: