Имеет ли лариса право на выбор и личное счастье попс

Обновлено: 02.07.2024

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи – представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой – с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Лариса Огудалова

Семья и окружение

Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.

Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Любовь в судьбах героинь

Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.

На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.

Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева – брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

катерина и лариса огудалова

Роль любви в жизни героинь

По внешности женские персонажи близки: они обе хороши собой, требовательны и строги, до определенного момента придерживаются строгой морали, не позволяют чувствам завладеть разумом. Это поначалу уберегает их до судьбоносной ошибки.

Обе девушки вынуждены выйти замуж за нелюбимого человека. Если Катерине приходится это делать по настоянию родителей, то Лариса все-таки избегает этой участи, но в силу серьезных обстоятельств, которые приводят к трагическому итогу. В этом различие в судьбах девушек.


Сравнение Катерины и Ларисы дает понять, что поворотным моментом в жизнях становится несчастная любовь. Они отдаются не тем людям, а те предают их чувства. Борис оказывается мягкотелым и не встает на защиту любимой, а Паратов — просто подлец, который использовал привязанность Ларисы для собственной выгоды. Родители ничего не делают для дочерей, хотя обе героини косвенно погибают от их рук — непредусмотрительности и невнимательности.

Тихон, муж Катерины, после ее самоубийства кается, что не постоял за жену, а Карандышев оказывается слабовольным, он понимает, что никак не удержит Ларису и убивает ее. События символичны, потому что, если бы мужчины были сильнее обстоятельств, обе женщины оказались живы.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

А. Н. Островский знаменитый русский писатель и известный драматург. Его произведения многому учат нас. Каждый человек хочет быть свободным. И каждый понимают ее по-разному. Для кого-то свобода- это что- то физическая. Кто-то хочет освободиться из тюрьмы или влияния родителей, а для других- Свобода души. И именно это хорошо показывает нам Островский в своих пьесах. Лариса и Катерина – главные героины двух великих произведений Островского.

Катерина Кабанова, как мы знаем жена Тихона. Муж был пьяницей, а свекровь ужасная женщина. Катерина мечтает о свободе, сравнивая себя птицей, которая может улететь куда угодно. Мужа она не любила и была несчетна и об этом она рассказывает сестре мужа Варваре. Счастлива она была во сне, во сне она была свободна от всего и всех. Но в последние дни видела она дурной сон. Повсюду мерещится скорая гибель и сны ее были пророческими. Катя – нежная и мечтательная девушка, но вместе с тем и хрупкая, хотя в ее монологах видна ее сила и стойкость. Например, она решается выйти навстречу Борису, ее одолевали сомнения, но все же совершила этот важный шаг. Она хотела развестись с мужем и жить честно с Борисом. Катерина не подчиняется своей свекрови и не делает то, что она ей говорит. Для Катерины очень важна ее свобода, никому не подчиняться, жить, как ей хочется. Но такая свобода была достижима только путем самоубийства.

Лариса Дмитриевна Огудалова живет с матерью в провинциальном городке. Молодая девушка умна, красива, образована и талантлива – хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах. Единственный её недостаток – бедность.

Мать Ларисы пытается выгодно устроить личную жизнь дочери и учит её унижаться, чтобы в дальнейшем жить в достатке. Она устраивает дома вечера, на которые приглашает потенциальных женихов. Возвышенная натура девушки противится такому торгу, но, как воспитанная дочь, она вынуждена подчиняться требованиям матери – принимать гостей и демонстрировать перед ними свои таланты.

В окружении Ларисы был в недавнем прошлом яркий, красивый и богатый человек, ради которого она могла пойти на всё. Он приходил к ним в гости, уделял Ларисе внимание, а потом внезапно исчез. Господин Паратов не обещал ей ничего. Лариса по-прежнему любит его и не может его забыть, но из-за своего незавидного положения и упрёков матери соглашается выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева. Девушка нужна тщеславному жениху для своего самоутверждения и повышения статуса в местном уважаемом обществе.

Нет в окружении Ларисы ни одного человека, включая мать, способного понять и поддержать её. Девушка чувствует себя очень несчастной и одинокой. Ей стыдно за своего ничтожного жениха, которого не принимают её знакомые, смеются над ним. Лариса мечтает поскорее уехать в деревню, чтобы никого не видеть и самой спрятаться от стыда. Она надеется, что сможет со временем полюбить Карандышева.

Появившейся неожиданно на помолвке Ларисы с Карандышевым Паратов, нарушает все её планы, отгоняет все сомнения. Поддавшись его обаянию и лживым речам, девушка безрассудно соглашается прокатиться с Сергеем Сергеевичем на теплоходе. Безгранично доверяя Паратову и надеясь на взаимную любовь, Лариса рискует репутацией невинной девушки, бросает вызов судьбе. Её ждёт страшный удар. Паратов говорит о невозможности вступить с Ларисой в брак, так как он обручён с другой девушкой. Невеста Карандышева была для него просто развлечением. Все надежды и мечты Ларисы разрушены, чувства преданы, идеала нет. В реальности – бесчестие, а в будущем - участь содержанки.

У Ларисы нет желания жить, но, чтобы уйти из жизни добровольно - не хватает решительности. Смертельный выстрел из пистолета, произведенный Карандышевым, освобождает героиню от душевных терзаний.

Для чистой девушки не нашлось места в безнравственном обществе, где всё продаётся и покупается.

Характеристика

Молодая красивая и образованная девица на выданье, выросшая в бедной и порядочной семье. Она последняя из сестер оставалась незамужней. Две ее сестры вышли замуж, и из-за бедности их мужьями оказались не самой удачной партией, они были несчастны.

И такая же участь грозила и Ларисе. Кто ж возьмет в жены бесприданницу, у которой за душой ничего нет. Из-за этого в доме были постоянные ссоры и нескончаемые смотрины и показы женихов, которые ей были отвратительны.

И поэтому она готова была выйти за первого встречного. И свое согласие она дала Карандашеву, лишь бы только уйти из дома.

Внешне Лариса выглядела не броско, но ее одежда хоть и выглядела не богатой, но всегда приличной и ухоженной.

Образованность девушки заключалось в нескольких аспектах, она была весьма талантлива. Начитанность Ларисы Дмитриевны восхищала. Также она могла играть на нескольких музыкальных инструментах, и к тому же прекрасно пела.

Внутренний характер девушки был совершенен. Она простая, открытая и бесхитростная, девушка. Она ни когда неумела, лгать, и всегда говорила правду. Образ простушки нарисовал ей автор, но и глупой она отнюдь не была. И когда происходили смотрины в доме, матушка заставляла ее притворствовать и притворяться другим человеком. Это жутко не нравилось девушке.

Лариса была очень чувствительной и впечатлительной натурой. Она тянулась к нежности и сочувствию, она просила относиться к ней с любовью и лаской. Но, к сожалению, ни в одном из ухажеров она этого не находит. И от этого страдает еще больше. И не вольно в ее голове иногда возникают мысли о гибели.

- Доведете вы меня до погибели?!"

В ее жизни уже была любовь, однажды она влюбилась в господина Паратова, но тот скрылся и исчез из ее жизни. А она так радовалась, когда он был рядом. Но однажды он вновь приезжает в город и Лариса Дмитриевна сбегает с ним на прогулку ночью. Она все еще надеялась на серьезные отношения и не смотря даже на то, что он однажды уже обманул ее. Добродушие девушки заставило ее вновь ему поверить.

Но Паратов снова ее бросает, признаваясь в том, что уже обручен.

Но судьба распорядилась по другому. Оскорбленный Карандашев убивает ее.

Лариса в пьесе Бесприданница

Лариса в пьесе Бесприданница

Популярные сочинения

Первая любовь – это чувство, с которым столкнется каждый. В первый раз оно настигает человека в тот период его жизни, когда он находится на грани между ребёнком и подростком.

Весна - это время, которое приносит счастье, пробуждение и радость. В этом сезоне собрана вся любовь. Когда приходит весна, все становится зеленым, цветут цветы, и птицы произносят свои песни о любви.

В рассказе интересно показано, как меняется отношение героев ко всему. Сами герои тоже меняются, но не в, объективно, лучшую сторону.

  • Раскрыть перед учащимися причины гибели Л. Огудаловой, показать, как в атмосфере бездушия, корысти, продажной любви сгорает героиня.
  • Развивать творческие индивидуальные способности каждого учащегося.
  • Воспитывать основы духовной культуры средствами искусства (слово, музыка, живопись, театр).

Эпиграф:

Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь его проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье,
Прощанье с жизнью молодой.

Учитель зажигает свечу и тихо читает стихотворение Б. Пастернака:

Свеча горела. На свечку дуло из угла
И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Вопрос 1. Кто же такая Л. Огудалова?

Ученики.

– Лариса Огудалова – девушка из небогатой семьи, бесприданница. Единственное её богатство – это молодость, красота, девичья честь. Она, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная. В её душе, музыкально чуткой, звучит цыганский хор и русский романс.
– Лариса Огудалова – человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от бремени авторитарной морали, но, что самое страшное, от стыда, чести, совести. Она живёт в окружении людей, для которых эти понятия не важны да и не нужны – ведь в мире дельцов всё продаётся и покупается, предаётся поруганию.
– Лариса же верит в чистые отношения, верит в любовь. Её поэтическая душа лежит над миром. Ведь в переводе с греческого Лариса – чайка, свободная птица, парящая над бесконечным морем, то стремительно взывающая вверх, то камнем падающая вниз. Так и Лариса.

Вопрос. 2. Посмотрим, кто окружает Ларису? Как они относятся к ней?

Вопрос 3. Почему же Лариса соглашается все-таки на брак с Карандышевым?

Учащиеся.

Вопрос 4. Почему Карандышев отклоняет предложение Ларисы?

Ученики. В конце концов Карандышев напивается, и забавляется не он, а его обидчики. Лариса понимает весь комизм ситуации: своим поведением Карандышев позорит не только себя, но и её. Она замечает, что у него появляются нотки торжества, высокомерия даже по отношению к ней. Он считает уже её своей собственностью. Всем своим видом Карандышев показывает: если он захочет и когда он захочет, она будет петь. Героиня осознает, что и для него она только средство для достижения корыстной цели, что напрасно она мечтала о чистой, возвышенной любви в тихой семейной обстановке. Карандышев же не достигает цели: он даже не замечает, что для его обидчиков он всего – на всего жалкая их тень, шут и клоун, над которым они вволю потешаются. С кем он решил тягаться, чем он решил купить любовь Ларисы? Ведь героине нужен был другой. Пусть бедный, но с чувством собственного достоинства, способный её не только обогреть, но и защитить.

Звучит запись. Романс на слова Боратынского.

Вопрос 7. Как вы думаете, почему Лариса поёт именно этот романс?

Учащиеся. Приезд Паратова возвращает Ларису из глубокого разочарования, возвращает ей надежду на счастье. Она вновь верит в искреннюю любовь,возвышенное чувство. Она вновь парит на крыльях музыки. Для неё любовь с Паратовым – это романтическая история о том, как роковой обольститель соблазняет героиню. Именно об этом слова романса, об этом – сама любовь Ларисы. Она поёт, играя, погружаясь в мир грёз и иллюзий. Лариса поёт, умоляя Сергея, не искушать её, но, тайно надеясь, что её пение возродит в Паратове новые чувства, ещё более страстную любовь. Она вновь верит в искренность чувств Паратова. Ведь она сама по-прежнему страстно продолжает любить Паратова. Это ее единственная любовь. В надежде на взаимность, на понимание героиня покидает своего жениха и уезжает с Сергеем Паратовым на ночную прогулку.

Вопрос 8. Как Лариса воспринимает известие об обручении Паратова?

Чтение ученицей наизусть монолога у реки (явление 9, действие 4).

Вопрос 9. Почему Лариса в отличие от Катерины не может броситься в Волгу?

Учащиеся. Как и Катерина, она верующий человек. А самоубийство – это страшный грех, Но не только: Лариса более тонкая, более хрупкая натура. Известно, чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. Именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности. Для героини расстаться с жизнью не так-то просто, у неё нет на это сил.

Инсценирование. Лариса и Карандышев. (действие 4, явление 11).

Просмотр отрывка из спектакля Омского академического театра драмы Последняя сцена.
Звучит музыка. Хор цыган (приглушённо).

Музыка звучит громче, громче и замолкает.

Вопрос 10. Лариса всех прощает. Согласны ли вы с нею?

Учащиеся. Лариса понимает, что виновником её смерти будут считать Карандышева. А ведь в её гибели виновен не столько он, а все люди, её окружавшие. Но кто будет искать истинных преступников: они-то, как всегда, останутся победителями. Вероятно, через некоторое время Паратов с гордостью будет рассказывать приятелям, что из-за него в каком-то провинциальном городишке убили девушку. Лариса осознает: никто не будет разбираться в настоящей причине гибели бедной девушки, бесприданницы. Она знает, что сама подтолкнула Карандышева на убийство, говоря, что она слишком дорогая для него вещь, посылая его за Кнуровым, задевая и так уязвленное его самолюбие, ещё раз унижая и оскорбляя его.

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья.
Они залог любви святой,
Но дай, чтоб пламенной душой
Я лить мог слёзы покаянья.

— Я давно знаю Вас и полагаю Ваш будущий супруг обладает многими достоинствами.
— Нет, только одним.
— Немного.
— Зато дорогим.
— Каким же?
— Он любит меня.

- Я давно знаю Вас и полагаю Ваш будущий супруг обладает многими достоинствами. - Нет, только одним. - Немного. - Зато дорогим. - Каким же? - Он любит меня.

- Я давно знаю Вас и полагаю Ваш будущий супруг обладает многими достоинствами. - Нет, только одним. - Немного. - Зато дорогим. - Каким же? - Он любит меня.

Не приписывайте моего выбора своим достоинствам. Я пока ещё их не вижу. Я только ещё хочу полюбить Вас. Поймите, я стою на распутье, поддержи́те меня.

Не приписывайте моего выбора своим достоинствам. Я пока ещё их не вижу. Я только ещё хочу полюбить Вас. Поймите, я стою на распутье, поддержи́те меня.

Не приписывайте моего выбора своим достоинствам. Я пока ещё их не вижу. Я только ещё хочу полюбить Вас. Поймите, я стою на распутье, поддержи́те меня.

— Извините за нескромный вопрос!
— Коли очень нескромный, так не спрашивайте.

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. ее нет на свете. нечего и искать.

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться.

— Вещь. да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
— Я беру вас, я ваш хозяин.
— О, нет! Каждой вещи своя цена есть. я слишком, слишком дорога для вас. Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой.

Прекрасная страна — любовь,
Страна любовь,
Ведь только в ней бывает счастье.

— Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?
— Нет, одним только.
— Немного.
— Зато дорогим.
— А именно?
— Он любит меня.
— Действительно дорогим; это для домашнего обихода очень хорошо.

— Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?
— Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.
— И непременно женщине?
— Уж, разумеется, не мужчине.

Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь. Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. когда нельзя жить и не нужно. Как хорошо умереть. пока еще упрекнуть себя не в чем.

— Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь?
— Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ.

А напоследок я скажу.
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
К высокой степени безумства.

Как ты любил?
Ты пригубил
Погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
Но погубил так неумело.

Зачем я плачу пред тобой,
И улыбаюсь так некстати?
Неверная страна — любовь
Там каждый человек — предатель.

Зачем я плачу пред тобой, И улыбаюсь так некстати? Неверная страна - любовь Там каждый человек - предатель.

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Я не нашла любви, так буду искать золото.

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Я не нашла любви, так буду искать золото.

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Я не нашла любви, так буду искать золото.

Читайте также: