Что такое легальная власть

Обновлено: 07.05.2024

В данном учебном пособии рассматриваются такие важные проблемы, как политическая власть, политические системы и режимы, их типология, государство как институт политической системы, политические партии, движения, элиты и лидерство, анализируются особенности становления новой российской государственности.

Легальность и легитимность власти, ее функции

Важнейшими характеристиками политической власти являются ее легальность и легитимность. Легальность - это признание добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Легитимность - это принятие населением установившихся властных отношений, признание за властью права управлять и согласие подчиняться распоряжениям субъекта власти. Легальность власти - юридический феномен: она устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер; в отличие от легальности, то есть законности, легитимность является феноменом политическим, не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

При легальной власти существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.

Термин легитимности (легитимизм) возник давно, еще в начале XIX в. и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ. Но потребность в легитимности власти возникла задолго до французской революции. Идея законопослушания пронизывает все богословские учения средневековья. Крупнейший представитель средневековой мысли Ф. Аквинский призывает граждан к повиновению государственной власти. Одновременно обосновывалось право народа на восстание и даже цареубийство. Так, согласно учению английского богослова и юриста И. Солсберийского (XII в.) убийство тирана считалось вполне правомерным, Ф. Аквинский писал о власти приобретенной, которая используется в нарушение божественной воли. Узурпатору, недостойному правителю, подданные имеют право не повиноваться. Более того, народ имеет право на восстание, если правитель злоупотребляет властью.

В наше время легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Признание существующей государственной власти легитимной означает, что состоялся договор (не обязательно зафиксированный в каком-либо документе) между силой, владеющей государством, и народом о приемлемости направлений проводимой политики, способов и средств достижения поставленных целей. Поэтому легитимность не только признание данной государственной власти, но обязательство власти действовать в рамках закона. При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества, что обусловливает ослабление насилия со стороны субъекта власти по отношению к объекту и, наоборот, при отсутствии легитимности власти общественная жизнь утрачивает легитимность, так как в этом случае субъект власти сосредотачивает усилия на насильственном подчинении себе остальной части общества, используя принуждение.

1) традиционное господство. Этот тип господства опирается на силу традиций, нравов, привычек. Приказания, распоряжения руководителей являются правомочными, поскольку отвечают обычаям и историческим прецедентам. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания, распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Основа традиционной легитимности - привычка повиноваться издревле существующим, хорошо знакомым органам власти;

Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Со стабилизацией социальной системы общество трансформируется в традиционное или легальное господство. Образы харизмы М. Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Цезаре, Наполеоне, Ленине и др.;

3) легальное (рациональное) господство, которое, как уже отмечалось, базируется на подчинении всех системе законов, которые устанавливаются и используются в соответствии с конкретными постоянными принципами.

Названные М. Вебером три идеальных (чистых) типа, в реальности чаще всего функционируют в форме комбинации этих типов легитимности, которые переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Типология М. Вебера приобрела большую популярность и стала по существу классической. Вместе с тем изучение легитимности власти требует выяснения ее уровней характеристики. В политологии выделяются три уровня легитимности власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности. Идеологическая легитимность опирается на идеологические принципы и убеждения граждан в ценности политического строя как наилучшего, что подкрепляется интенсивной пропагандой. В качестве примера может служить бывший СССР;

2) структурный: приверженность граждан механизму и нормам политического режима, регулирующих политические отношения. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил. Стержнем такой легитимности является убежденность в правомочности существующей политической системы. Источник легитимности - специфические политические структуры. Как пример - Великобритания с ее демократическими традициями и парламентаризмом;

3) персональный (личный): он заключается в одобрении данного властвующего лица. Опирается на веру граждан в личные качества политического лидера, его способность надлежащим образом использовать политическую власть. Лидер идентифицируется с идеалом, личным выбором. Примером такого типа легитимности Д. Истон считает США, где президент должен обладать персональной легитимностью.

В соответствии с реальным значением идеологической и структурной легитимности, ролью личности политических лидеров формируется политика легитимизации данной власти.

Средствами и методами легитимизации власти являются прежде всего различные формы участия граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, осуществляемой органами власти; легитимизация осуществляется путем административной, экономической, военной, образовательной и другой деятельности власти. Легитимность власти в этом случае зависит от эффективности данной деятельности. При этом важную роль играют технократические, социотехнические, политические, идеологические, психологические средства. Технократические средства сводятся к обеспечению взятого курса реорганизации (в политике, инфраструктуре, налоговой системе и т. д.). Социотехнические заключаются в поиске наименее болезненных путей перехода в новое состояние. Например, в условиях модернизации для власти актуальна проблема уменьшения безработицы. Одно дело - массовая безработица, совсем другое - структурная. Последняя сводит к минимуму социальную напряженность, открывает перед человеком перспективу переквалификации, перемены места работы и жительства.

Для поддержания легитимности власти используются и многие другие средства: изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Средством легитимизации власти является также применение силы: чем выше уровень легитимности, тем меньше принуждения.

Легитимность власти не может быть успешной без пропаганды положительных моментов проводимой политики. Пропаганда призвана использовать информацию для формирования убеждения. Правительственная пропаганда служит функциональной социализации, то есть признанию массами правительственной политики. Здесь очень важно, чтобы правительственная информация была объективной, а также не осуществлялось блокирование другой информации, идущей из оппонирующих правительство центров. Действительно поможет та информация и пропаганда, которые достойны поэтапной политики утверждения общества гуманизма, демократии с учетом реальной действительности.

Наряду с легитимизацией власти происходит и противоположный ей процесс делегитимизации, то есть утраты доверия. Причинами делегитимизации являются: противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации по защите интересов народных масс. Причинами делигитимизации являются также нарастание бюрократизации и коррумпированности; национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти; потеря правящей элитой веры в правомочность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти (Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика.- М., 2001.- С. 127).

Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Проблема легитимизации является важной для любого политического режима. Даже диктаторы не могут безгранично строить свою власть исключительно на насилии. Наибольшим потенциалом легитимности располагает демократический режим. Таким образом, проблема легитимизации имеет большое значение для политической власти и общества, она является одной из важнейших проблем политической науки.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Функциями политической власти являются: руководство, управление, организация, контроль.

1. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

2. Управление проявляется в сознательном целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

3. Организация включает в себя обеспечение политической жизни, политических отношений, отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д., управление делами общества и государства на разных уровнях.

4. Контроль выражается в корректировке движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами, с интересами (волей) самих участников политического процесса. Корректировка осуществляется путем минимизации отклонений поведения институтов политической системы и участников политического процесса от заданных им целей, направления и стандартов деятельности. Формы контроля различны. В их числе специально создаваемые институты - сеть соответствующих государственных учреждений, партийных инстанций, общественных организаций, движений. Сюда относятся прежде всего службы (ведомства) контроля, ревизии, проверки, надзора, имеющиеся в госаппарате, официальная пресса, телевидение и т. д.

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Многие знают, что к ней стремится любая власть, хотя бы ради авторитетного статуса на международной арене. Проблема обостряется во время выборов высших должностных лиц и проведения социально-экономических реформ.

Наглядная демонстрация легитимности

В этой статье вы узнаете, что такое легитимность, и какую роль она играет в жизни государства.

Фундамент власти — это легитимность

Что такое легитимность

Если абстрагироваться (как это?) от власти, то можно привести вот такое вот общее определение легитимным действиям:

Легитимное действие это..

Если довольных граждан больше, то действия слуг народа легитимные.

Законы, госпрограммы, депутаты и чиновники – это кирпичики, из которых строится здание власти. Но без прочного фундамента строение рано или поздно рухнет. Какими бы классными ни были стены, крыша или внутренняя отделка. Фундамент власти – это легитимность.

Выборы

Процесс формирования и закрепления системы находится под пристальным вниманием граждан.

Говоря простыми словами, легитимность – это признание власти людьми.

Она обладает следующими признаками:

  1. тесно связана с психологией, моралью, социальной справедливостью;
  2. люди добровольно соглашаются с проводимой политикой и реформами;
  3. исполняют (не нарушают) законы по убеждению, а не принуждению (проявляют лояльность по отношению к государству)
  4. одобряют способ формирования правящей верхушки, например, считают революцию необходимостью.

Легитимность необязательно предполагает поддержку власти со стороны всех граждан (так, в любом государстве есть оппозиция). Достаточно согласия большинства.

Когда власть в государстве нелегитимна

Как это определить? Довольно просто:

Нелегитимные действия

Часто нелегитимные системы распадаются.

Слава октябрю

Иногда власть становится легитимной с годами. Например, граждане просто привыкают к неправовым законам, жестоким наказаниям и социальному неравенству, считая это нормой. Они успокаивают себя тем, что могло бы быть и хуже. Поэтому легитимно – это не всегда справедливо или правильно.

Легальность и легитимность — это одно и то же?

Легитимность и легальность государственной власти – это понятия, которые люди часто путают, считая чуть ли не синонимами. Они оба характеризуют политический режим (это что?), но под разными углами.

Суд

Легальность – это соответствие действующим нормам права.

Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки (например, депутатов или олигархов). Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания.

Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости, морали, законности конкретного общества.

Хорошо, когда она сочетается с легальностью. Но так бывает не всегда. Например, революционные группировки делают то, что не согласуется с законами.

Типы легитимного правления

Впервые их выделил и описал немецкий социолог Макс Вебер. В чистом виде ни один из типов легитимности не встречается. Это лишь идеальные модели.

  1. Традиционный тип.
    Люди доверяют системе, потому что привыкли к ней. В обществе сложились определённые обычаи, традиции (что это?), моральные устои, которые никто не хочет нарушать. Пример традиционного легитимного правителя – это королева Великобритании.
  2. Харизматический тип.

Здесь легитимность власти базируется на личности вождя. Люди очарованы его харизмой, верят в обещания, восхищаются решениями. Удивительно то, что Гитлер в фашистской Германии действовал легитимно (с одобрения большинства), хоть и попирал принципы морали и гуманизма (что это такое?).

В этом случае легитимность сочетается с легальностью государственной власти. Граждане верят в то, что действующие законы составлены юридически грамотно, приносят пользу общества, учитывают интересы всех социальных прослоек. Почему бы их не соблюдать?

Рациональная легитимность – это один из признаков реально демократического государства.

Выводы

Нельзя однозначно сказать, что легитимность – это хорошо или плохо. Ведь её корни лежат глубоко в человеческой психике, а последняя неидеальна.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

А во Франции революция назревает, я тут что-то пропустил наверно? Вроде там против какой-то реформы были выступления, но никак не за свержение действующей власти. Как раз возможность собираться на митинги, вступать в равный диалог с властью, делает демократию подлинной, а власть легитимной.

Часто легитимность порождается не осознанным согласием народа с действиями власти, а ленью и инертностью большого количества граждан. Их несогласие пассивно и апатично, что в целом, при определенных условиях может сойти и за согласие.

Все заняты своими проблемами гораздо более мелкого масштаба, чем управление страной. Потому, такие важные вопросы часто не имеют большого значения для обывателей.

Павел: а кто во Франции ведет диалог с протестующими? Полиция? Дубинками, резиновыми пулями, слезоточивым газом и водометами? Да, на фига нам такая демократия. Это форменная тирания.


В статье рассматривается проблема таких свойств государственной власти как легитимность и легальность. Принято считать, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, однако, это не гарантирует ее легитимности. В статье изложены характерные признаки легитимности, факторы, способствующие повышению или падению ее уровня. Внимание уделяется правовым основам, обеспечивающим легальную организацию деятельности государства. Статья является актуальной на сегодняшний день, так как в 2021 году главным политическим событием выступают выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VIII созыва. Именно выборы и референдумы выступают обязательным основанием для признания государственной власти легитимной, а законное их проведение — легальной.

Ключевые слова: легитимность, признаки легитимности, типы легитимности, конституция, легальность.

Власть всегда выражается в воздействии на поведение людей, социальных групп и общества в целом, с помощью способов и средств, таких как авторитет, закон, убеждение, принуждение и т. д. Власть действует в рамках государства, которое представляет собой особую организацию управления, объединяющую всех людей, находящихся на определенной территории. Легитимность и легальность являются главными показателями успешности и стабильности любого государства.

Целью проводимого исследования выступает изучение и анализ общих черт и различий легитимности, и легальности как основных свойств государственной власти.

Легитимность — это признание и поддержка политики и решений государственной власти населением [5, с. 60]. Именно слабое убеждение граждан и не готовность следовать закону добровольно, в конечном итоге, как показывает история, ведет к исчезновению государства.

Для легитимности характерны следующие признаки:

  1. Психологический признак — выражается в признании и уверенности граждан в целесообразности проводимой политики, которая действует в интересах общества и направлена на повышение достойного уровня жизни каждого человека.
  2. Активное участие граждан в политической жизни государства и стремление проявить себя в государственном управлении, является показателем сотрудничества государства и гражданина.
  3. Легальность власти — власть осуществляет свою деятельность в рамках закона. Наличие нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, в России таким нормативным актом выступает Конституция, являющаяся гарантом прав и свобод человека и гражданина.
  4. Согласие на подчинение — добровольное следование предписаниям, закрепленным государством, которое основывается на понимании гражданами важности роли права и законности.

Классификация типов легитимности является одним из самых спорных вопросов, но в данной статье, мы рассмотрим самые аргументированные и поддерживаемые варианты, которые были сформулированы немецким учёным Максом Вебером [3, с. 254]:

  1. Традиционная легитимность. Источником власти выступают обычаи, традиции, вера в священность и нерушимость установленных правил поведения и порядков. Лидером выступает монарх, вождь или священный служитель.
  2. Харизматическая легитимность. Источником власти являются особые качества политического лидера. Он обладает свойствами личности, которые выделяют его и вызывают симпатию и доверие у людей.
  3. Рационально — правовая легитимность. Источником власти являются законы и нормы, признаваемые большинством граждан. Лидером является избранное должностное лицо. Существует в демократических государствах.

В науке сформировалось два вида подходов к характеристике причин возникновения кризиса легитимности. В соответствии с первой, кризис всегда связан с дестабилизацией политической власти и управления в государстве:

  1. Неспособность государственных органов эффективно осуществлять свои функции и задачи;
  2. Наличие открытых, как внешних, так и внутренних военных конфликтов;
  3. Неспособность правительства адаптироваться под меняющиеся общественно — социальные условия;
  4. Разрушение конституционного порядка и т. д.

Второй подход связан с характеристикой социокультурных черт граждан, в связи со сложившимися стереотипами и представлениями:

  1. Наличие протестных настроений, направленных на переворот сложившегося режима;
  2. Недоверие к результатам выборов, опросов и референдумов;
  3. Неспособность спрогнозировать и объяснить характер осуществляемой политики и её будущих результатов;
  4. Падение уровня жизни населения;
  5. Плохо развитое гражданское общество, так как именно оно является средством легитимации;
  6. Нарастание коррумпированности государственного аппарата и т. д.

Ряд государствоведов, также указывают на проблему легитимации Конституции РФ, особенно это заметно во внесенных поправках от 14 марта 2020 года. Изменения вносились пакетом, именно поэтому, гражданам, ознакомившимся с каждой поправкой, было сложно принять для себя верное решение [2, с. 12]. С одной стороны, закрепление важных социальных гарантий, с другой — закрепление преобладания национального права над международным, что вызывает большое количество споров и вопросов.

Следует отметить, что падение легитимности всегда сопровождается коренным переворотом политического режима, переустройством государственного аппарата. Власть должна сразу бороться с возникшими проблемами, способствующими падению легитимности, во избежание необратимых последствий. Выделяют несколько способов повышения легитимности государственной власти:

  1. Установление постоянных контактов с населением государства;
  2. Разъяснение целей, проводимых во внутренней и внешней политике;
  3. Совершенствование и систематизация законодательства, с целью устранения пробелов и коллизий;
  4. Усовершенствование системы разделения властей, как основу реализации конституционных принципов;
  5. Обеспечение многопартийности, политического плюрализма, гарантирующего деятельность оппозиционных политических партий;
  6. Повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма.

Если легитимность выражается в поддержке и доверии к власти со стороны населения, то легальность — это юридическое обоснование действий государства, то есть полное соответствие правовым нормам, закону.

Обеспечение порядка в обществе, предотвращение антисоциальных и антигосударственных настроений, действий граждан, а также их коллективов, является одной из главных функций государства. Для осуществления данной задачи, государство может использовать такие способы и приемы, как убеждение и принуждение, которые, в свою очередь, должны осуществляться в рамках закона, что позволяет именовать власть легальной.

Сегодня, одним из наиболее распространенных форм укрепления легальности, являются выборы и референдумы. Но, если само участие в выборах и референдумах является правом граждан на участие в отправление делами государства, то строго установленные и закрепленные в законах правила их проведения, является проявлением легальности, то есть действием в рамках закона.

В первую очередь, легальность опирается на закон, обладающий высшей юридической силой, особенно, если он был принят всенародным голосованием. Говоря о Российской Федерации, то это Конституция, она содержит основы государственного строя, регулирует формирование и деятельность органов государственной власти. Кроме Конституции, легальность реализуется в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами, а также иными нормативно — правовыми актами. Считается, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, но это не гарантирует ее легитимности.

Легитимность всегда имеет оценочный характер, так как каждый человек обладает своими взглядами и суждениями, а легальность, в свою очередь, носит юридически закрепленный характер, что выражается в четких предписаниях. В определенный момент, власть может потерять легитимность, однако, свою легальность она сохранит. При падении уровня легитимности, власть всегда встречает гражданский протест — проведение митингов, шествий, демонстраций и т. д. Именно поэтому, государство должно прислушиваться к гражданам во избежание непоправимых последствий, отбрасывающих развитие государства на несколько десятков лет назад.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, власть, легальность, легитимность, источник власти, Российская Федерация, VIII, Государственная Дума, государственный аппарат, Федеральное Собрание РФ.

Важнейшим условием функционирования политической власти является ее легитимность. Она составляет фундамент власти, определяет ее эффективность, обеспечивает общественный порядок, стабильность и устойчивость политического строя. Что такое легитимность и почему она так важна?


Что это такое?

Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:

  • моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
  • согласованность решений и действий с юридическими законами.

Власть легитимна, если обладает следующими признаками:

  • соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
  • эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
  • обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.

Выделяют 3 уровня легитимности:

  • национальный – признание власти населением данной страны;
  • внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
  • индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Источниками легитимности служат:

  • убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
  • консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
  • положительная оценка личностных качеств политического лидера;
  • политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.

Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.

Легитимность и легальность

В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.

Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:

  • уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
  • наличие попыток свержения;
  • соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
  • результаты выборов и референдумов.

Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.

Легитимация и делигитимация

Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:

  • традиции и обычаи;
  • харизма политического лидера;
  • конституционные нормы;
  • демократические выборы;
  • референдум или плебисцит.

Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.


Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.

Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:

  • противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
  • противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
  • присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
  • неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
  • давление на средства массовой информации;
  • невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
  • раскол внутри правящей элиты;
  • конфликт ветвей власти.

Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:

  • поддерживать постоянный контакт с населением;
  • проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
  • контролировать соблюдение прав граждан;
  • обновлять законодательство;
  • обеспечивать равновесие ветвей власти;
  • обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
  • повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.

В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.

Типологии легитимности

Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:

  • Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
  • Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
  • Рационально-легальный– основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).

Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:

  • идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
  • структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
  • персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.

Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.

В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.

Заключение

Легитимность является важнейшим стратегическим ресурсом власти. Если граждане признают законность и справедливость власти, они воспринимают государственное принуждение как должное и не оказывают ему сопротивления. В этом случае власти не требуется прибегать к насилию для реализации своих решений, требований, приказов: в обществе работают механизмы саморегуляции, а само принуждение сводится к защите гражданских прав и свобод граждан.

1. Легитимность как условие функционирования политической власти.

2. Понятие легитимности, ее признаки. Уровни легитимности:

  • национальный;
  • внешний;
  • индивидуальный.

3. Источники легитимности:

  • убеждения граждан;
  • консервативность общества;
  • доверие к личностным качествам лидера;
  • политическое принуждение.

5. Понятие легитимации и ее основы.

6. Понятие порога легитимности, кризиса доверия. Кризис легитимности и его причины.

Легитимность – это одно из основных понятий политологии, которое возникло в охваченной революцией Франции начала XIX века. Несогласие народа с действующим в то время политическим строем привело к окончанию абсолютной монархии и возникновению республики.

Понятие легитимности и легитимных действий

Термин состоит из двух аспектов – согласия и подчинения. Общество признает существующий политический строй, одобряет действия и решения органов власти.

Легитимность

В то же время каждый гражданин обязуется следовать указам правительства, соблюдать установленные законы, соглашается с правом государства на принуждение к их выполнению.

Из этого следует, что легитимность означает согласие общества подчиняться институтам государственной власти. Она строится в первую очередь на моральной оценке членов общества о справедливости и является социально-психологическим явлением.

Согласие с властью приводит к добровольному подчинению ее решениям. Любое действие, не оспариваемое обществом или индивидами, которые имеют способность и право его оспорить, признается легитимным.

Признаки легитимности власти

Эффективность и стабильность работы государства неразрывно связаны с уровнем доверия к руководству страны.

Легитимность власти

Признаки, характерные для легитимной власти, можно разбить на группы:

Психологические. Народ доверяет государству и убежден, что оно действует в его интересах, способно обеспечить защиту и достойные условия жизни как для общества в целом, так и для каждой социальной группы. Большинство индивидов одобряют политику, проводимую правительством.

Формальные. Эти признаки описывает главный документ страны – Конституция. Традиционно она опирается на основные принципы демократии – свободное волеизъявление, всеобщее равенство перед законом, выборность власти. Следовать обезличенным правовым нормам должны как те, кто правит, так и те, кем правят.

Концептуальные. При доверии граждан к власти политическая система устойчива – государственное руководство успешно решает стоящие перед ним задачи, сохраняет равновесие политических сил. Также оно владеет текущей ситуацией в стране – способно влиять на систему распределения и перераспределения ресурсов, расстановку и деятельность политических субъектов для наилучшего функционирования экономики и общества.

Легитимизация власти – признание ее значимости и необходимости социумом – достигается при наличии перечисленных признаков. В противном случае в обществе будет назревать напряжение, ухудшающее работу государства и способное привести к смене политического режима.

Как определить, что власть в стране нелегитимна

Расхождение целей и интересов государства и общества приводит к падению уровня доверия к власти и ее делегитимизации.

Нелегитимность

Поступки, идущие вразрез с общественным мнением, становятся нелегитимными, встречают сопротивление в обществе.

Социальное напряжение и недовольство действующей в стране властью появляются, когда наблюдается:

расхождение официально провозглашенных и реально осуществляемых целей и задач;

негативное отношение населения к проводимым реформам;

низкий уровень доверия к основным социальным институтам;

высокое расслоение доходов;

частое принуждение к подчинению;

ограничение демократических прав и свобод.

Чтобы легитимизировать существующую власть, правительство использует разные способы: вносит изменения в законодательство, напоминает о традициях населения, использует харизматические личности для поддержания своего образа.

Необходимый эффект достигается при успешном осуществлении национальных проектов, программ по поддержке всех слоев населения, эффективной работе экономики, соблюдении и поддержании правопорядка.

Легитимность и легальность власти – в чем различия

Легальность власти

Коренное отличие понятий кроется в том, что легитимность – оценочное суждение о власти, а легальность – ее юридическое обоснование.

Легальная власть опирается на принципы:

осуществления деятельности в рамках правовых норм;

подчинения действующему законодательству.

Легальность, являясь юридическим определением, характеризует власть нейтрально, в соответствии с установленными законами. Недовольство большинства, подрывающее легитимность действующего политического режима, не оказывает влияние на его легальность до изменения законодательства.

Типы легитимного правления

Типы легитимного правления

Основоположник традиционного подхода к социологии и политологии, немецкий социолог и философ Макс Вебер, выделял три типа легитимного правления:

Разница между ними заключается в мотивах общества к повиновению. На практике эта граница зачастую размыта, и характерные признаки тесно переплетены.

Традиционный

Традиционная легитимность, по Веберу, в качестве мотивации к подчинению ссылается на устоявшиеся с давних времен традиции.

Монарх

Вошедшие в привычку правила и нормы не вызывают сомнений в исключительности действующего правителя, передающего власть по наследству.

Легитимность монархического строя сохраняется в некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. В ряде европейских государств (Бельгия, Испания, Англия) также сохранились монархические династии, однако их титул стал символическим.

Харизматический

В кризисные времена политические, военные или религиозные деятели способны набрать немалый вес в обществе.

Махатма Ганди

Харизматический лидер, наделенный, по мнению народа, выдающимися способностями, обладает абсолютной легитимностью. Он воспринимается как мессия, чьи авторитет и навыки способны разрешить любую проблему, сплотить людей, заразить своими идеями. Среди подобных лидеров можно выделить библейского Моисея, пророка Мухаммеда, Будду, Сталина, Черчилля, Ганди.

На харизме отдельных личностей держится власть в молодых африканских странах. В сочетании с народными традициями, в менталитете жителей этих государств заложено чувство почтения к вождю нации.

Легальный (рациональный)

Согласно классификации Вебера, признаком данного типа легитимности является уверенность общества в легальности власти.

Выборы

Закон, установленный конституцией, является основой деятельности государственного аппарата и всех индивидов. Выражение предпочтений граждан обеспечивается посредством выборов. Этот тип легитимности присущ власти в большинстве развитых стран.

Выводы

Легитимность и легальность власти – обязательное условие сильного государства. Действующая в рамках закона власть, подкрепленная одобрением народа, способна эффективно развивать экономику страны, улучшать благосостояние граждан, решать внутренние и внешние проблемы.


Читайте также: