Что такое курульная должность

Обновлено: 30.06.2024

Древнем Риме магистраты, которые наблюдали за общественным порядком, торговлей на рынке, организацией празднеств и зрелищ.

Смотреть что такое ЭДИЛЫ в других словарях:

ЭДИЛЫ

(aediles) — в древности одна из коллегий магистратов города Рима. Имя aediles произведено от aedes и доказывает отношение этой магистратуры к постройка. смотреть

ЭДИЛЫ

(лат. aediles) в Древнем Риме должностные лица. Плебейские Э. — два помощника народных трибунов; должность была утверждена в 494 до н. э. Куруль. смотреть

ЭДИЛЫ

Эдилы (aediles) — в древности одна из коллегий магистратов города Рима. Имя aediles произведено от aedes и доказывает отношение этой магистратуры к постройкам вообще или к храмам (а может быть, к одному какому-либо храму) в частности. Возникновение эдилитета в римском государственном строе (вне Рима, в Италии эдилитет мог существовать и раньше и иметь общеадминистративное значение; см. ниже) преданием, вероятно — правильно, относится к тому времени, когда плебс в своей борьбе с патрициатом добился законного признания своих представителей и защитников — трибунов. Весьма возможно, что трибуны, как представители городского плебса в его делениях на четыре сервиевы трибы, существовали и раньше; весьма вероятно, что такое же неофициальное существование имели тогда и Э. В момент своего официального признания Э. имеют значение помощников трибунов в ограждении интересов плебса, исполнителей их предписаний в судебно-коэрциционной деятельности и вместе с тем хранителей плебейского архива в плебейском храме Цереры, Либера и Либеры на Авентине — положение, совершенно аналогичное положению квестуры при консулате. Эти функции, однако, не объясняют имени, которое, как и имя трибунов, естественнее всего предполагать существовавшим в организации плебейства до создания трибуната. Возможно, потому, что Э. первоначально были представителями плебса, заботившимися о поддержании и материальном обеспечении плебейских культов и, специально, единственного плебейского храма (aedes) Цереры, Либера и Либеры — этой антикапитолийской триады. Забота о постройках и о культе позднее вошла в компетенцию Э. как общегосударственной магистратуры именно в силу выработавшегося уже в этом отношении навыка. Как помощникам трибунов, имевшим самостоятельную власть и охраненным общей с трибунами заклятостью (sacrosanctitas), эдилам необходимо было быть ознакомленными со всем тем, чего добивался плебс; в силу этого они сделались хранителями плебейского архива. С другой стороны, они должны были постоянно быть среди плебса в его делах и столкновениях на улицах, на рынках и т. д., чтобы всегда быть наготове вступиться за обиженных. Как доверенные плебса, Э. не могли не сделаться арбитрами в целом ряде споров; государству естественно было воспользоваться их опытом и авторитетом в делах, наиболее близких большинству населения, — в делах благоустройства города (площадей, улиц, рынков). В 463 г. до Р. Х. (Liv., III, 6, 9) Э. по поручению патрицийских магистратов исполняют полицейские обязанности, позже (Liv., IV, 30, 11) стоят на страже против чужеземных культов, в 438 г. (Plin., "Nat. hist. ХVIII, 15) заботятся о хлебе. Тенденцию превратиться в общегосударственных магистратов они обнаруживают в особенности тогда, когда ряд побед плебса делает менее важным постоянное личное вмешательство трибунов и Э. для защиты интересов каждого плебея в отдельности. Для трибуната и плебса эдилитет, как чисто плебейское представительство, становится безразличен. Превращение его в общегосударственную магистратуру в разгар борьбы плебса и патрициата (в 367 г.) не обходится, однако, без стремления патрициата выделить для себя хоть часть новообразуемой в применении к плебейскому учреждению магистратуры: рядом с двумя плебейскими Э. (aediles plebis или plebei) появляется два курульных эдила (aediles curules). Численность образовавшейся таким образом коллегии была увеличена только Цезарем в 44 г. путем присоединения двух новых Э. — aеdiles ceriale s. С этого времени число 6 становится постоянным. Отличия Э. курульных от плебейских касались не столько компетенции, сколько состава, выбора и инсигниев. Плебейские Э. выбирались всегда исключительно из лиц плебейского сословия, курульные, согласно Ливию и сохранившимся данным о действительном составе коллегий, — из патрициев и плебеев попеременно до I в. до Р. Х., когда устанавливается обычай давать эдилитет только плебеям. Этому обычаю следует и Цезарь, требуя плебейства от своих aediles ceriales. Соответственно своему плебейскому характеру Э. выбираются изначала в собраниях плебса (concilia plebis, уже в 471 г.), по предложению трибуна, а курульных Э. выбирают comitia tributa. Военной властью Э., как плебейские, так и курульные, не обладают. О первоначальном плебейском представительстве свидетельствует и то, что общемагистратских инсигний и прав плебейские Э. не имеют: ни магистратский стул, ни fasces, ни ликторы, ни одежда, ни jus imaginum им не усвоены. Наоборот, Э. курульные имеют все отличия магистратуры, за исключением ликторов. Сделавшись общегосударственной магистратурой, эдилитет постепенно входит в certus ordo magistratuum, занимая место выше квестуры, но ниже претуры. Более чем вероятно, однако, что обязательным отправление эдилитета не было никогда и только связь с народной массой и возможность влиять на нее путем организации игр и городского довольствия заставляли членов привилегированных сословий искать этой магистратуры. Внешнее различение обеих эдильских коллегий сказывалось и в том, что у каждой была своя касса, своя канцелярия, вероятно — свой архив. Все это, однако, не свидетельствует о строгом разграничении компетенции: границы между Э. плебейскими и курульными в этом отношении провести невозможно; не проводит ее и Цицерон ("De leg., III, 7). Надзор за городом состоял главным образом в наблюдении за хорошим состоянием улиц и площадей и находившихся на них фонтанов, за благоустройством храмов, за нестесненностью уличного движения, за частными предприятиями, назначенными для общественных нужд (банями, трактирами, ресторанами, постоялыми дворами, публичными домами и т. п.). Следят Э. также за чистотой старого культа и устраняют новые, недозволенные. Словом, порядок и благоустройство в городе — их главная задача. Средства для достижения цели у них те же, что и у остальных магистратов, т. е. коэрциция, состоящая в телесном воздействии (главным образом, на несвободных), уничтожении части имущества (pignoris capio) и штрафах. Последние — средство, наиболее часто применяемое, — нередко вели к апелляции народному собранию, причем Э. фигурировали как магистраты, председательствовавшие в народных собраниях (по трибам) с судебными целями. Забота о продовольствии города носила троякий характер: 1) надзор за рынками, т. е. свежестью и доброкачественностью провизии, ее ценностью, правильностью мер и весов и т. п. Все это, поскольку оно приводило к спорам, вело за собой коэрцицию со стороны Э. Некоторые споры частных лиц подлежали и юдикации Э. 2) Надзор за рынками вызывал заботу о правильном подвозе съестных припасов, преимущественно хлеба — в высшей степени ответственная и трудная задача при неудовлетворительности средств подвоза и небезопасности торговых сношений. 3) Наконец, забота о подвозе хлеба повлекла за собой исполнение поручений сената по закупке и раздаче хлеба населению города, т. е. заведование так назыв. фрументациями. При Цезаре cura annonae перешла к aediles ceriales. Устройство годовых игр относится к области развития заботы о культовом благоустройстве. Первоначально Э. выступают здесь как помощники консулов (ludi Romani), организуя игры чисто плебейские (ludi plebei и ceriales). К их же компетенции относятся и игры в честь матери богов (Megalesia) и Флоры (Floralia). Э. в муниципиях. Весьма возможно, что Э. в городах латинских и италийских появились в связи с общественным культом, независимо от Рима; несомненно, однако, что общее распространение эдилитета в Лации и впоследствии по всей Италии вызвано было доминирующим положением Рима, может быть, специально для Лация даже особым распоряжением первенствующей общины. Такое распоряжение предполагает, однако, превращение эдилитета в магистратуру, т. е. произошло позже 367 г. до Р. Х. Сведения наши об Э. в муниципиях не идут дальше I в. до Р. Х.: это, кроме некоторых упоминаний у авторов (преимущественно, у сатириков — Петрония и Апулея), муниципальные статуты и ряд муниципальных надписей. Из этого материала явствует, что муниципальные Э. — сколок с государственных, за немногими исключениями, когда Э. играют роль единственных магистратов или имеют специальную квалификацию. Совпадение функций Э. в романских странах и эллинских агораномов доказывает, что самое развитие эдилитета как магистратуры состоялось по образцу греческой агораномии. Эдилы в муниципиях составляют либо особую коллегию, либо часть коллегии кватуорвиров; по рангу они ниже муниципальных консулов-дуовиров; выбираются они так же, как и дуовиры, и, как они, входят после исполнения магистратуры в состав муниципальной курии. Квалификация для выбора та же, что и для звания декуриона. Инсигнии муниципальных Э. совпадают с инсигниями Э. курульных. Компетенция Э. та же, что в Риме: забота о городе, об анноне и об играх. Как средства в их руках — коэрциция и юдикация, последняя — в спорах, цена которых не превышает 1000 сест. В области сura urbis им принадлежит надзор за городскими натуральными повинностями и заведование строящимися зданиями, в области cura annonae — надзор за свободным трудом, за уплатой рабочей платы и за исполнением рабочими своих обязательств (CIgr., 2374-e). Подобно муниципальному, возникает эдилитет и в квазимуниципальных организациях (vici, pagi, canabae), и в коллегиях, и в других корпоративных единицах. Литература. Город Рим: Schubert, "De Romanorum aedilibus" (Кенигсберг, 1828); "De Romanorum aedilibus sub Caesarum imperio" (Шлейц, 1860); Soltau в "Hist. Untersuchungen" (стр. 98 и сл.); Pineau, "Histoire de l‘ é dilite" (П., 1893); Mommsen, "Staatsrecht" (II, 470 и след.); Ruggiero, "Diz. epigr." (I, 209 и cл.); Kubitschek, в Pauly Wissowa, "Realenc." (I, 448 и cл.). Муниципии: Otto, "De aedilibns coloniarum et mun." (1732); Mommsen, "Die Stadtrechte der Gem. Salpensa und Malaca" ("Abh. der s ä chs. Gesellschaft, III, 364 и cл.); Ohnesseit в "Zeitschrift der Savigny-Stift. f. Rechtsg." (IV, 200 и cл.); Ruggiero, "Diz. ep." (I, 241 и cл.); Kubitschek, I. I. (458 и cл.); Liebenam, "Die St ä dteverwaltung" (263 и сл. и 362 и сл.). Коллегии: Waltzing, "Etude sur les corp. prof." (I, 417 и IV, 324). М. Р.

ЭДИЛЫ

• Aedīles (от aedis храм). Первоначально, вместе с учреждением народных трибунов в 494 г. до Р. X. и в помощь им, учреждена была должность п. смотреть

Из истории социально-политического института

Возможно, потому, что эдилы первоначально были представителями плебса, заботившимися о поддержании и материальном обеспечении плебейских культов и, специально, единственного плебейского храма ( aedes ) Цереры, Либеры и Либерты — этой антикапитолийской триады. Забота о постройках и о культе позднее вошла в компетенцию эдилов как общегосударственной магистратуры именно в силу выработавшегося уже в этом отношении навыка. Как помощникам трибунов, имевшим самостоятельную власть и связанным общей с трибунами заклятостью (лат. sacrosanctitas ), эдилам необходимо было быть ознакомленными со всем тем, чего добивался плебс; в силу этого они сделались хранителями плебейского архива. С другой стороны, они должны были постоянно быть среди плебса в его делах и столкновениях на улицах, на рынках и т. д., чтобы всегда быть наготове вступиться за обиженных. Как доверенные плебса, эдилы не могли не сделаться арбитрами в целом ряде споров; государству естественно было воспользоваться их опытом и авторитетом в делах, наиболее близких большинству населения, — в делах благоустройства города (площадей, улиц, рынков). В 463 году до н. э. эдилы по поручению патрицианских магистратов исполняют полицейские обязанности, позже стоят на страже против чужеземных культов, с 438 года до н. э. заботятся о хлебе.

Тенденцию превратиться в общегосударственных магистратов они обнаруживают в особенности тогда, когда ряд побед плебса делает менее важным постоянное личное вмешательство трибунов и эдилов для защиты интересов каждого плебея в отдельности. Для трибуната и плебса эдилитет, как чисто плебейское представительство, становится безразличен. Превращение его в общегосударственную магистратуру в разгар борьбы плебса и патрициата (в 367 году до н. э.) не обходится, однако, без стремления патрициата выделить для себя хоть часть новообразуемой в применении к плебейскому учреждению магистратуры: наряду с двумя плебейскими эдилами ( aediles plebis или plebei ) появляется два курульных эдила ( aediles curules ). Численность образовавшейся таким образом коллегии была увеличена только Юлием Цезарем в 44 году до н. э. путём присоединения двух новых эдилов — aediles ceriales . С этого времени число 6 становится постоянным. Отличия эдилов курульных от плебейских касались не столько компетенции, сколько состава, выбора и инсигниев: плебейские эдилы выбирались всегда исключительно из лиц плебейского сословия, курульные (согласно Титу Ливию и сохранившимся данным о действительном составе коллегий) — из патрициев и плебеев попеременно до I века до н. э., когда устанавливается обычай давать эдилитет только плебеям. Этому обычаю следует и Цезарь, требуя плебейства от своих aediles ceriales . Соответственно своему плебейскому характеру эдилы выбираются изначала в собраниях плебса ( concilia plebis , уже в 471 году до н. э.), по предложению народного трибуна, а курульных эдилов выбирают трибутные комиции.

Военной властью эдилы — как плебейские, так и курульные — не обладают. О первоначальном плебейском представительстве свидетельствует и то, что общемагистратских инсигний и прав плебейские эдилы не имеют: ни магистратский стул, ни фасции, ни ликторы, ни одежда, ни jus imaginum им не усвоены. Наоборот, курульные эдилы имеют все отличия магистратуры, за исключением ликторов. Сделавшись общегосударственной магистратурой, эдилитет постепенно входит в certus ordo magistratuum , занимая место выше квестуры, но ниже претуры. Более чем вероятно, однако, что обязательным отправление эдилитета не было никогда и только связь с народной массой и возможность влиять на неё путём организации игр и городского довольствия заставляли членов привилегированных сословий искать этой магистратуры. Внешнее различение обеих эдильских коллегий сказывалось и в том, что у каждой была своя касса, своя канцелярия, вероятно — свой архив. Все это, однако, не свидетельствует о строгом разграничении компетенции: границы между эдилами плебейскими и курульными в этом отношении провести невозможно; не проводит её и Цицерон.

Надзор за городом ( cura urbis ) состоял главным образом в наблюдении за хорошим состоянием улиц и площадей и находившихся на них фонтанов, за благоустройством храмов, за нестеснённостью уличного движения, за частными предприятиями, назначенными для общественных нужд (банями, трактирами, ресторанами, постоялыми дворами, публичными домами и т. п.). Следят эдилы также за чистотой старого культа и устраняют новые, недозволенные. Словом, порядок и благоустройство в городе — их главная задача. Средства для достижения цели у них те же, что и у остальных магистратов, то есть коэрциция (принуждение, исполнение наказаний), состоящая в телесном воздействии (главным образом, на несвободных), уничтожении части имущества ( pignoris capio ) и штрафах. Последние — средство, наиболее часто применяемое, — нередко вели к апелляции народному собранию, причём эдилы фигурировали как магистраты, председательствовавшие в народных собраниях (по трибам) с судебными целями (юдикация).

Забота о продовольствии города ( cura annonae ) носила троякий характер:

  1. надзор за рынками, то есть свежестью и доброкачественностью провизии, её ценностью, правильностью мер и весов и прочее; всё это, поскольку оно приводило к спорам, вело за собой коэрцицию со стороны эдилов. Некоторые споры частных лиц подлежали и юдикации эдилов;
  2. надзор за рынками вызывал заботу о правильном подвозе съестных припасов, преимущественно хлеба — в высшей степени ответственная и трудная задача при неудовлетворительности средств подвоза и небезопасности торговых сношений;
  3. наконец, забота о подвозе хлеба повлекла за собой исполнение поручений сената по закупке и фрументации — раздаче хлеба населению города. При Цезаре cura annonae перешла к aediles ceriales .

Устройство годовых игр ( cura ludorum ) относится к области развития заботы о культовом благоустройстве. Первоначально эдилы выступают здесь как помощники консулов ( ludi Romani ), организуя игры чисто плебейские ( ludi plebei и ceriales ). К их же компетенции относятся и игры в честь матери богов ( Megalesia ) и Флоры ( Floralia ).

Весьма возможно, что эдилы в городах латинских и италийских появились в связи с общественным культом, независимо от Рима; несомненно, однако, что общее распространение эдилитета в Лации и впоследствии по всей Италии вызвано было доминирующим положением Рима, может быть, специально для Лация даже особым распоряжением первенствующей общины. Такое распоряжение предполагает превращение эдилитета в магистратуру (что, возможно, имело место после 367 года до н. э.). Наши сведения об эдилах в муниципиях не идут дальше I века до н. э.: это, кроме некоторых упоминаний у авторов (преимущественно, у сатириков — Петрония и Апулея), муниципальные статуты и ряд муниципальных надписей. Из этого материала явствует, что муниципальные эдилы — сколок с государственных, за немногими исключениями, когда эдилы играют роль единственных магистратов или имеют специальную квалификацию. Совпадение функций эдилов в романских странах и эллинских агораномов доказывает, что самое развитие эдилитета как магистратуры состоялось по образцу греческой агораномии. Эдилы в муниципиях составляют либо особую коллегию, либо часть коллегии кваттуорвиров; по рангу они ниже муниципальных консулов-дуумвиров; выбираются они так же, как и дуовиры, и, как они, входят после исполнения магистратуры в состав муниципальной курии. Квалификация для выбора та же, что и для звания декуриона [en] . Инсигнии муниципальных эдилов совпадают с инсигниями эдилов курульных. Компетенция эдилов та же, что в Риме: забота о городе, об анноне (торговле) и об играх. Как средства в их руках — коэрциция и юдикация, последняя — в спорах, цена которых не превышает 1 000 сестерциев. В области cura urbis им принадлежит надзор за городскими натуральными повинностями и заведование строящимися зданиями, в области cura annonae — надзор за свободным трудом, за уплатой рабочей платы и за исполнением рабочими своих обязательств. Подобно муниципальному, возникает эдилитет и в квазимуниципальных организациях (округ vici , деревня pagi , посёлок (канаба, canabae )), и в коллегиях, и в других корпоративных единицах.

Древнем Риме магистраты, которые наблюдали за общественным порядком, торговлей на рынке, организацией празднеств и зрелищ.

Смотреть что такое ЭДИЛЫ в других словарях:

ЭДИЛЫ

(aediles) — в древности одна из коллегий магистратов города Рима. Имя aediles произведено от aedes и доказывает отношение этой магистратуры к постройка. смотреть

ЭДИЛЫ

(лат. aediles) в Древнем Риме должностные лица. Плебейские Э. — два помощника народных трибунов; должность была утверждена в 494 до н. э. Куруль. смотреть

ЭДИЛЫ

Эдилы (aediles) — в древности одна из коллегий магистратов города Рима. Имя aediles произведено от aedes и доказывает отношение этой магистратуры к постройкам вообще или к храмам (а может быть, к одному какому-либо храму) в частности. Возникновение эдилитета в римском государственном строе (вне Рима, в Италии эдилитет мог существовать и раньше и иметь общеадминистративное значение; см. ниже) преданием, вероятно — правильно, относится к тому времени, когда плебс в своей борьбе с патрициатом добился законного признания своих представителей и защитников — трибунов. Весьма возможно, что трибуны, как представители городского плебса в его делениях на четыре сервиевы трибы, существовали и раньше; весьма вероятно, что такое же неофициальное существование имели тогда и Э. В момент своего официального признания Э. имеют значение помощников трибунов в ограждении интересов плебса, исполнителей их предписаний в судебно-коэрциционной деятельности и вместе с тем хранителей плебейского архива в плебейском храме Цереры, Либера и Либеры на Авентине — положение, совершенно аналогичное положению квестуры при консулате. Эти функции, однако, не объясняют имени, которое, как и имя трибунов, естественнее всего предполагать существовавшим в организации плебейства до создания трибуната. Возможно, потому, что Э. первоначально были представителями плебса, заботившимися о поддержании и материальном обеспечении плебейских культов и, специально, единственного плебейского храма (aedes) Цереры, Либера и Либеры — этой антикапитолийской триады. Забота о постройках и о культе позднее вошла в компетенцию Э. как общегосударственной магистратуры именно в силу выработавшегося уже в этом отношении навыка. Как помощникам трибунов, имевшим самостоятельную власть и охраненным общей с трибунами заклятостью (sacrosanctitas), эдилам необходимо было быть ознакомленными со всем тем, чего добивался плебс; в силу этого они сделались хранителями плебейского архива. С другой стороны, они должны были постоянно быть среди плебса в его делах и столкновениях на улицах, на рынках и т. д., чтобы всегда быть наготове вступиться за обиженных. Как доверенные плебса, Э. не могли не сделаться арбитрами в целом ряде споров; государству естественно было воспользоваться их опытом и авторитетом в делах, наиболее близких большинству населения, — в делах благоустройства города (площадей, улиц, рынков). В 463 г. до Р. Х. (Liv., III, 6, 9) Э. по поручению патрицийских магистратов исполняют полицейские обязанности, позже (Liv., IV, 30, 11) стоят на страже против чужеземных культов, в 438 г. (Plin., "Nat. hist. ХVIII, 15) заботятся о хлебе. Тенденцию превратиться в общегосударственных магистратов они обнаруживают в особенности тогда, когда ряд побед плебса делает менее важным постоянное личное вмешательство трибунов и Э. для защиты интересов каждого плебея в отдельности. Для трибуната и плебса эдилитет, как чисто плебейское представительство, становится безразличен. Превращение его в общегосударственную магистратуру в разгар борьбы плебса и патрициата (в 367 г.) не обходится, однако, без стремления патрициата выделить для себя хоть часть новообразуемой в применении к плебейскому учреждению магистратуры: рядом с двумя плебейскими Э. (aediles plebis или plebei) появляется два курульных эдила (aediles curules). Численность образовавшейся таким образом коллегии была увеличена только Цезарем в 44 г. путем присоединения двух новых Э. — aеdiles ceriale s. С этого времени число 6 становится постоянным. Отличия Э. курульных от плебейских касались не столько компетенции, сколько состава, выбора и инсигниев. Плебейские Э. выбирались всегда исключительно из лиц плебейского сословия, курульные, согласно Ливию и сохранившимся данным о действительном составе коллегий, — из патрициев и плебеев попеременно до I в. до Р. Х., когда устанавливается обычай давать эдилитет только плебеям. Этому обычаю следует и Цезарь, требуя плебейства от своих aediles ceriales. Соответственно своему плебейскому характеру Э. выбираются изначала в собраниях плебса (concilia plebis, уже в 471 г.), по предложению трибуна, а курульных Э. выбирают comitia tributa. Военной властью Э., как плебейские, так и курульные, не обладают. О первоначальном плебейском представительстве свидетельствует и то, что общемагистратских инсигний и прав плебейские Э. не имеют: ни магистратский стул, ни fasces, ни ликторы, ни одежда, ни jus imaginum им не усвоены. Наоборот, Э. курульные имеют все отличия магистратуры, за исключением ликторов. Сделавшись общегосударственной магистратурой, эдилитет постепенно входит в certus ordo magistratuum, занимая место выше квестуры, но ниже претуры. Более чем вероятно, однако, что обязательным отправление эдилитета не было никогда и только связь с народной массой и возможность влиять на нее путем организации игр и городского довольствия заставляли членов привилегированных сословий искать этой магистратуры. Внешнее различение обеих эдильских коллегий сказывалось и в том, что у каждой была своя касса, своя канцелярия, вероятно — свой архив. Все это, однако, не свидетельствует о строгом разграничении компетенции: границы между Э. плебейскими и курульными в этом отношении провести невозможно; не проводит ее и Цицерон ("De leg., III, 7). Надзор за городом состоял главным образом в наблюдении за хорошим состоянием улиц и площадей и находившихся на них фонтанов, за благоустройством храмов, за нестесненностью уличного движения, за частными предприятиями, назначенными для общественных нужд (банями, трактирами, ресторанами, постоялыми дворами, публичными домами и т. п.). Следят Э. также за чистотой старого культа и устраняют новые, недозволенные. Словом, порядок и благоустройство в городе — их главная задача. Средства для достижения цели у них те же, что и у остальных магистратов, т. е. коэрциция, состоящая в телесном воздействии (главным образом, на несвободных), уничтожении части имущества (pignoris capio) и штрафах. Последние — средство, наиболее часто применяемое, — нередко вели к апелляции народному собранию, причем Э. фигурировали как магистраты, председательствовавшие в народных собраниях (по трибам) с судебными целями. Забота о продовольствии города носила троякий характер: 1) надзор за рынками, т. е. свежестью и доброкачественностью провизии, ее ценностью, правильностью мер и весов и т. п. Все это, поскольку оно приводило к спорам, вело за собой коэрцицию со стороны Э. Некоторые споры частных лиц подлежали и юдикации Э. 2) Надзор за рынками вызывал заботу о правильном подвозе съестных припасов, преимущественно хлеба — в высшей степени ответственная и трудная задача при неудовлетворительности средств подвоза и небезопасности торговых сношений. 3) Наконец, забота о подвозе хлеба повлекла за собой исполнение поручений сената по закупке и раздаче хлеба населению города, т. е. заведование так назыв. фрументациями. При Цезаре cura annonae перешла к aediles ceriales. Устройство годовых игр относится к области развития заботы о культовом благоустройстве. Первоначально Э. выступают здесь как помощники консулов (ludi Romani), организуя игры чисто плебейские (ludi plebei и ceriales). К их же компетенции относятся и игры в честь матери богов (Megalesia) и Флоры (Floralia). Э. в муниципиях. Весьма возможно, что Э. в городах латинских и италийских появились в связи с общественным культом, независимо от Рима; несомненно, однако, что общее распространение эдилитета в Лации и впоследствии по всей Италии вызвано было доминирующим положением Рима, может быть, специально для Лация даже особым распоряжением первенствующей общины. Такое распоряжение предполагает, однако, превращение эдилитета в магистратуру, т. е. произошло позже 367 г. до Р. Х. Сведения наши об Э. в муниципиях не идут дальше I в. до Р. Х.: это, кроме некоторых упоминаний у авторов (преимущественно, у сатириков — Петрония и Апулея), муниципальные статуты и ряд муниципальных надписей. Из этого материала явствует, что муниципальные Э. — сколок с государственных, за немногими исключениями, когда Э. играют роль единственных магистратов или имеют специальную квалификацию. Совпадение функций Э. в романских странах и эллинских агораномов доказывает, что самое развитие эдилитета как магистратуры состоялось по образцу греческой агораномии. Эдилы в муниципиях составляют либо особую коллегию, либо часть коллегии кватуорвиров; по рангу они ниже муниципальных консулов-дуовиров; выбираются они так же, как и дуовиры, и, как они, входят после исполнения магистратуры в состав муниципальной курии. Квалификация для выбора та же, что и для звания декуриона. Инсигнии муниципальных Э. совпадают с инсигниями Э. курульных. Компетенция Э. та же, что в Риме: забота о городе, об анноне и об играх. Как средства в их руках — коэрциция и юдикация, последняя — в спорах, цена которых не превышает 1000 сест. В области сura urbis им принадлежит надзор за городскими натуральными повинностями и заведование строящимися зданиями, в области cura annonae — надзор за свободным трудом, за уплатой рабочей платы и за исполнением рабочими своих обязательств (CIgr., 2374-e). Подобно муниципальному, возникает эдилитет и в квазимуниципальных организациях (vici, pagi, canabae), и в коллегиях, и в других корпоративных единицах. Литература. Город Рим: Schubert, "De Romanorum aedilibus" (Кенигсберг, 1828); "De Romanorum aedilibus sub Caesarum imperio" (Шлейц, 1860); Soltau в "Hist. Untersuchungen" (стр. 98 и сл.); Pineau, "Histoire de l‘ é dilite" (П., 1893); Mommsen, "Staatsrecht" (II, 470 и след.); Ruggiero, "Diz. epigr." (I, 209 и cл.); Kubitschek, в Pauly Wissowa, "Realenc." (I, 448 и cл.). Муниципии: Otto, "De aedilibns coloniarum et mun." (1732); Mommsen, "Die Stadtrechte der Gem. Salpensa und Malaca" ("Abh. der s ä chs. Gesellschaft, III, 364 и cл.); Ohnesseit в "Zeitschrift der Savigny-Stift. f. Rechtsg." (IV, 200 и cл.); Ruggiero, "Diz. ep." (I, 241 и cл.); Kubitschek, I. I. (458 и cл.); Liebenam, "Die St ä dteverwaltung" (263 и сл. и 362 и сл.). Коллегии: Waltzing, "Etude sur les corp. prof." (I, 417 и IV, 324). М. Р.

ЭДИЛЫ

• Aedīles (от aedis храм). Первоначально, вместе с учреждением народных трибунов в 494 г. до Р. X. и в помощь им, учреждена была должность п. смотреть

В обязанности эдилов (их было четверо) входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком. Им же принадлежала юрисдикция по делам о спорах, возникающих из торговых сделок на рынках. Они ведали также снабжением города Рима хлебом, надзирали за чистотой на улицах, устраивали представления, зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных.

Квесторы первоначально проводили дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточились на заведовании казной и архивом.

Диктатор

Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных обстоятельствах (война, восстания рабов, внутренние беспорядки). В случаях каких-либо кризисных ситуаций, как упоминалось выше, в стране назначался диктатор. Время возникновения должности диктатора неизвестно. Вероятно, институт диктатуры восходит еще к царскому периоду. В период республики к назначению диктатора прибегали в случае войны с сильным противником или в случае каких-либо внутренних волнений. Все прочие магистратуры, в том числе консульские, подпадали под контроль диктатора и обязаны были подчиняться ему. Если диктатор присуждал кого-либо к смертной казни в пределах города Рима, то его приговор нельзя было обжаловать в народное собрание. Таким образом, он обладал высшей гражданской, военной и судебной властью, осуществлял законодательную власть. По отношению к диктатору не могли применяться никакие законные меры противодействия. [16] До 217 г. до н.э. он назначался сенатом сроком на 6 месяцев, после чего диктатор был обязан сложить свои полномочия. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации, требовавшие неотложных и быстрых действий. [17]

Армия

Важную роль в государственной политике Рима играла армия. Еще в царский период собрание римского народа было и войсковым собранием. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Иногда вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

Во II в. до н.э. армия стала постоянной и профессиональной. Она стала наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов. Этому способствовала военная реформа Мария. Он, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустил набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть стали составлять выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководцы, от успехов которых зависело благосостояние легионеров, — крупными политическими фигурами.

Реформа Мария во многом подготовила основу для установления военной диктатуры в Римской республике. Впоследствии армия стала политическим инструментом.[18]

Кризис республики

Противоречия между социальными слоями еще более обострились, когда с ростом числа рабов и усилением их эксплуатации сопротивление рабов стало принимать опасные формы.[19]

Можно выделить следующие причины кризиса и последующего падения Римской республики:

1. Как уже было сказано ранее, важное значение имело обострение социальных и классовых противоречий между рабами и рабовладельцами, богатевшими от завоевательных войн и эксплуатации римского крестьянства правящим сословием нобилей и всадников, с одной стороны, и разорявшимися мелкими собственниками — с другой. Не менее значимым было противоречие между бесправным населением провинций, которые не были гражданами Рима, и коррумпированными чиновниками, обогащавшимися на грабеже провинциальной знати и плебса. Все эти противоречия сплетались в единый клубок и приводили к бесчисленным восстаниями рабов (наиболее мощными были восстание рабов в Сицилии в 138—132 гг. до н.э. и восстание Спартака в 73—71 гг. до н.э.) и выступлениям провинциальной знати.

2. Массовое обезземеливание и разорение среднего класса, являвшегося социальной базой республики, и концентрация земель в руках крупных латифундистов-нобилей неизбежно вели к гражданским войнам между оптиматами, политической группировкой, включающей нобилей и всадников, богатых и знатных аристократов, и популярами, выражавшими интересы городского и сельского плебса. Результатом этих гражданских войн были кризис политических институтов республики и установление бессрочных диктатур. Первоначально конфликт оптиматов и популяров по аграрному вопросу в 131—122 гг. до н.э. народные трибуны Тиберий и Гай Гракхи стремились разрешить путем укрепления демократических институтов республики, раздачи земли и дешевых кредитов безземельному крестьянству. Однако гражданские войны 83—82 гг. до н.э., а также 49—45 гг. до н.э. завершились установлением диктатуры соответственно Корнелия Суллы и Юлия Цезаря.

3. Полисная форма государства в период Римской республики, основанная на принципах выборности, коллегиальности, прямого народоправства, децентрализации власти, была непригодна для эффективного управления огромной территорией. Демократическое устройство Рима не позволяло своевременно реагировать на социальные конфликты, предупреждать и разрешать их.[20]

Заключение

История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима делает его государством, привлекавшим и привлекающим до сих пор внимание многих ученых.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.

Таким образом, римская республика, сочетая в себе демократические и аристократические элементы, оказала сильное влияние на современные государственные институты, и её изучение актуально и по сей день.

Список использованной литературы

1. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 360 с.

2. Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с.

3. Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и коммент. М.Е. Сергеенко; Отв. ред. И.И. Толстой; Ред. изд-ва Е.П. Понугаева. — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 220 с.

4. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Вологдин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 324 с.

5. Исаев, М. А.История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир : учебник для академического бакалавриата / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 423 с.

[5] Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и коммент. М.Е. Сергеенко; Отв. ред. И.И. Толстой; Ред. изд-ва Е.П. Понугаева. — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 220 с

[17] Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 223


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: