Что такое коварное согласование

Обновлено: 04.07.2024

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .

По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро — летнее утро;

Спать — долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности каждого типа представлены в таблице.

Тип связи

Примеры

Какой частью речи является зависимое слово

Характеристика связи

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

1. Согласование – вид подчинительной связи, при котором главное слово (имя существительное) своими формами рода, числа и падежа обуславливает те же формы зависимого слова. Зависимое слово может быть выражено прилагательным, местоимением, причастием или порядковым числительным. При согласовании изменение форм главного слов неизбежно ведет к соответствующим изменениям форм зависимого слова: моя сумка, второй вагон.

2. Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово предполагает или допускает свое распространение именем существительным в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом. Главное слово может быть выражено любой знаменательной частью речи: кто-то в пижаме, заметить ошибку, двое из студентов.

При сильном управлении слово обладает обязательной связью, а реализующая ее падежная или предложно-падежная форма является единственно возможной: сочувствие пострадавшим.

Управление считается слабым, если:

– главное слово не обладает обязательной связью: спать на диване;

главное слово обладает обязательной связью, но падежная форма не единственно возможная или является необязательной для данного падежа: чинить без помощников, разговор по телефону.

3. Примыкание – вид подчинительной связи, при котором главное слово не влияет на форму зависимого, которое выражено неизменяемой частью речи. Подчинение выражается при помощи позиции слов относительно друг друга. Зависимое слово выражено:

1. Наречием: бежать быстро.

2. инфинитивом: зайти увидеть.

3. Компаративом: мальчики постарше.

4. Неизменяемыми притяжательными местоимениями: его голос.

5. Неизменяемыми прилагательными: юбка мини, цвет беж.

Тема 2. Предложение как основная синтаксическая единица

Различные подходы к определению предложения. Ведущие признаки предложения (предикативность и интонация). Структурные схемы и парадигмы предложений.

Предложение – интонационно и грамматически оформленная единица речи, которая служит средством формирования и выражения мысли.

Предложение может состоят и одного слова. Грамматическим значением предложения является предикативность.

Предикативность – это отнесенность содержания высказывания к внеязыковой действительности. Предикативность формируется на основе двух категорий: объективной модальности (реальной или ирреальной) и синтаксического времени.

Средства выражения реальной модальности:

1. Глаголы в изъявительном наклонении.

2. Утверждающая интонация в безглагольных предложениях.

Средства выражения ирреальной модальности:

1. Глаголы в сослагательном и повелительном наклонении.

2.Интонация, кроме утвердительной (Побудительная, восклицательная, вопросительная и т.д.).

3. Союзная частица ли.

4. Союз чтобы в придаточной части.

5. Вводное слово со значением сомнения, неуверенности.

Структурно-семантическая классификация простого предложения в современном русском языке.

А) Общая характеристика классификаций предложения в современном русском языке.

Предложения в современном русском языке классифицируются по различным основаниям.

1. По структуре – простые и сложные. В простых предложениях один предикативный центр, а в сложных – два и более.

2. По степени членимости/нечленимости – членимые и нечленимые. Членимые предложения имеют в своем составе члены предложения. В нечленимых предложениях невозможно определить члены предложения, так как они не членятся на члены предложения.

3. По полноте структурно необходимых членов предложения – полные и неполные. В полных предложениях присутствуют все необходимые для данной структуры члены предложения, а в неполных – структурно необходимые члены могут быть опущены, но их всегда можно восстановить из контекста или из ситуации.

4. По цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные.

5. По эмоциональности – восклицательные и невосклицательные.

6. По модальности – на утвердительные и отрицательные.

7. По составу главных членов предложения – двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях два главных члена предложения. В односоставных предложениях присутствует состав только одного главного члена.




8. По наличию/отсутствию второстепенных членов предложения – распространенные и нераспространенные.

Б) Типы предложения по структуре (простые-сложные; односоставные-двусоставные; членимые-нечленимые; полные-неполные; осложненные-неосложненные).

В состав простого предложения входит только одна грамматическая основа.

Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ.

Двусоставные предложения содержат грамматическую основу, включающую два главных члена – подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена.

Синтаксически членимые – это предложения, в которых можно выделить один, два и более членов предложения. Они употребляются как в письменной, так и в устной речи и являются абсолютно господствующими среди простых предложений: Здесь не слышно шума и грохота.

Синтаксически нечленимые — это предложения, в которых нельзя выделить никаких членов предложения. Они выражают эмоции, волеизъявления, подтверждение чего-либо или отрицание, правила этикета и т. п. До свидания! Ну полно!

Неполные предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Гоголь.

Простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы: вводные слова, обращения и вставки, однородные члены предложения, обособленные члены предложения и т.д.

Загрузить презентацию (447 кБ)

Цели урока:

  • актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
  • формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
  • учить выделять словосочетания из предложения;
  • учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковое чутьё;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать умение систематизировать изученный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Тема урока, постановка целей.

(Слайд 2)

III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

  • 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
  • 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
  • 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
  • 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
  • 19) весело и быстро;

– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.

В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
  2. сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
  3. подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
  4. составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
  5. однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.

Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.

При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.

IV. Закрепление.

– Работа с учебником

Упражнение 57, стр. 30

(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).

  • Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)

Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).

Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).

В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).

Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).

Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

V. Тест.

Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.

Ключ к тесту

Взаимопроверка

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).

Словосочетание – это вторая единица синтаксиса (первой единицей считается слово), в которой по смыслу связываются два или несколько слов, имеющих общие грамматические признаки.

Более простыми словами – это группа слов, дающая единое понятие. Например: холодный чай, пробегать мимо, видеть вокруг себя и т. п.

Наиболее типичные словосочетания, обычно, образованы с использованием подчинительной связи . Стоит заметить что, связь между словами также может быть сочинительной или предикативной , но во многих учебниках такие сочетания слов в принципе не считают словосочетаниями. Однако, это уже темы для отдельных уроков.

Подчинительная связь – тип связи слов в словосочетании, при котором обязательно имеется главное слово и от него возможно задавать вопросы к зависимым.

Например: потолок (какой?) белый , идти (куда?) на север , смотреть (как?) пристально , хочется (что делать?) смотреть , играть (каким образом?) наблюдая .

Подчинительные словосочетания – словосочетания, состоящие из неравноправных слов, главного и зависимых, и имеющее подчинительный тип связи.

. Важно не путать: бежим (кто?) мы – предикативная связь (грамматическая основа предложения). Мы (что делаем?) бежим – слова в данном примере связаны равноправно.

Типы связи у подчинительных словосочетаний

Подчинительные словосочетания подразделяются на три вида по методу связи слов, название им – согласование, управление и примыкание.

Словосочетания со связью согласования

Согласование – это метод связи, при котором слова согласуются между собой как по смыслу, так и грамматически (в таких признаках как род, число и падеж). В классическом виде они представляют собой такие сочетания: имя существительное + имя прилагательное/числительное/местоимение.

Небо (какое?) голубое, поворот (какой?) второй, ключи (какие?) драгоценные, видимость (какая?) нулевая, сумка (какая?) моя.

Словосочетания со связью управления

Управление – это метод соединения слов в словосочетании, в котором главное слово задаёт грамматические формы зависимых. Такого рода связь образуют глагол + существительное , числительное + существительное , два имени существительных между собой или наречие + существительное .

Здесь будут подходить вопросы косвенных падежей.

Ругать ( кого?) ребёнка, пятнадцать (чего?) спичек, намылено (чем?) мочалкой, свет (чего?) луны, узнавать (о чём?) о том, внизу (чего ?) страницы.

Словосочетания со связью примыкания

Примыкание – это метод связи, в котором зависимое слово должно иметь неизменяемую форму и сочетаться с главным только по смыслу. Примыкание образуют такие части речи как глаголы, наречия, деепричастия, глаголы в инфинитиве, существительные и местоимения.

Инфинитивом называют начальную форму глагола, дающую ответы на вопросы: что делать? и что сделать? По некоторым источникам инфинитив является отдельной частью речи.

В словосочетаниях, связанных этим способом, подходят вопросы наречий или инфинитива.

Видеть (как?) ясно, желание (что сделать?) узнать, поговорить (когда?) завтра, разыгрывая (как?) смешно, рассматривающий (где?) внизу.

Сложно-определимые случаи в примерах

Очень важно не путать производные предлоги с частями речи, от которых они образованы. То же самое относится к наречиям. В таких случаях нужно смотреть на смысл.

Производный предлог – это предлог, который образован от другой самостоятельной части речи. Такие предлоги как в течение, навстречу, насчёт и прочие.

Приведём несколько примеров сложных случаев.

Первый пример

Навстречу как предлог; Отправился навстречу приключениям ( примыкание ).

На встречу как существительное; Пошёл на встречу к другу ( управление ).

Второй пример

После как наречие; Увидимся после ( примыкание ).

После как предлог; Узнаешь после урока ( управление ).

Третий пример

Вдали как наречие; Виднелся вдали ( примыкание ).

В дали как существительное; Светился в дали ущелья ( управление ).

Четвёртый пример

Вкрутую как наречие; Приготовить вкрутую ( примыкание ).

В крутую как прилагательное; Попасть в крутую историю ( согласование ).

Пятый пример

Вслепую как наречие; Передвигаться вслепую ( примыкание ).

В слепую как прилагательное; В слепую зону ( согласование ).

Сложности также подстерегают в словосочетаниях, состоящих из двух существительных. В подобных ситуациях следует менять форму главного слова и наблюдать за формой зависимого.

  • Парень (какой?) красавец – парня (какого?) красавца ;
  • Лист (чего?) клёна – о листе (чего?) клёна ;
  • Директора (чего?) колледжа – директором (чего?) колледжа ;
  • Ресторана (какого?) у дома – рестораном (у чего?) у дома .

Ну вот в общем-то и всё, что нужно знать о типах подчинительной связи в словосочетании . Мы старались разъяснить всё максимально доступно и понятно, надеемся у нас это получилось.

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .

По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро — летнее утро;

Спать — долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности каждого типа представлены в таблице.

Тип связи

Примеры

Какой частью речи является зависимое слово

Характеристика связи

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Читайте также: