Что такое коварное согласование
Обновлено: 04.07.2024
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.
Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.
Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.
Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.
В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.
Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании
Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .
Когда отходит поезд? (вопрос).
Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).
Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).
Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).
По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .
По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .
По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Зайти (куда?) в глушь.
Зарядка (чего?) аккумулятора.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:
Утро — летнее утро;
Спать — долго спать.
Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.
Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание
В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности каждого типа представлены в таблице.
Тип связи
Примеры
Какой частью речи является зависимое слово
Характеристика связи
Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
1. Согласование – вид подчинительной связи, при котором главное слово (имя существительное) своими формами рода, числа и падежа обуславливает те же формы зависимого слова. Зависимое слово может быть выражено прилагательным, местоимением, причастием или порядковым числительным. При согласовании изменение форм главного слов неизбежно ведет к соответствующим изменениям форм зависимого слова: моя сумка, второй вагон.
2. Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово предполагает или допускает свое распространение именем существительным в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом. Главное слово может быть выражено любой знаменательной частью речи: кто-то в пижаме, заметить ошибку, двое из студентов.
При сильном управлении слово обладает обязательной связью, а реализующая ее падежная или предложно-падежная форма является единственно возможной: сочувствие пострадавшим.
Управление считается слабым, если:
– главное слово не обладает обязательной связью: спать на диване;
– главное слово обладает обязательной связью, но падежная форма не единственно возможная или является необязательной для данного падежа: чинить без помощников, разговор по телефону.
3. Примыкание – вид подчинительной связи, при котором главное слово не влияет на форму зависимого, которое выражено неизменяемой частью речи. Подчинение выражается при помощи позиции слов относительно друг друга. Зависимое слово выражено:
1. Наречием: бежать быстро.
2. инфинитивом: зайти увидеть.
3. Компаративом: мальчики постарше.
4. Неизменяемыми притяжательными местоимениями: его голос.
5. Неизменяемыми прилагательными: юбка мини, цвет беж.
Тема 2. Предложение как основная синтаксическая единица
Различные подходы к определению предложения. Ведущие признаки предложения (предикативность и интонация). Структурные схемы и парадигмы предложений.
Предложение – интонационно и грамматически оформленная единица речи, которая служит средством формирования и выражения мысли.
Предложение может состоят и одного слова. Грамматическим значением предложения является предикативность.
Предикативность – это отнесенность содержания высказывания к внеязыковой действительности. Предикативность формируется на основе двух категорий: объективной модальности (реальной или ирреальной) и синтаксического времени.
Средства выражения реальной модальности:
1. Глаголы в изъявительном наклонении.
2. Утверждающая интонация в безглагольных предложениях.
Средства выражения ирреальной модальности:
1. Глаголы в сослагательном и повелительном наклонении.
2.Интонация, кроме утвердительной (Побудительная, восклицательная, вопросительная и т.д.).
3. Союзная частица ли.
4. Союз чтобы в придаточной части.
5. Вводное слово со значением сомнения, неуверенности.
Структурно-семантическая классификация простого предложения в современном русском языке.
А) Общая характеристика классификаций предложения в современном русском языке.
Предложения в современном русском языке классифицируются по различным основаниям.
1. По структуре – простые и сложные. В простых предложениях один предикативный центр, а в сложных – два и более.
2. По степени членимости/нечленимости – членимые и нечленимые. Членимые предложения имеют в своем составе члены предложения. В нечленимых предложениях невозможно определить члены предложения, так как они не членятся на члены предложения.
3. По полноте структурно необходимых членов предложения – полные и неполные. В полных предложениях присутствуют все необходимые для данной структуры члены предложения, а в неполных – структурно необходимые члены могут быть опущены, но их всегда можно восстановить из контекста или из ситуации.
4. По цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные.
5. По эмоциональности – восклицательные и невосклицательные.
6. По модальности – на утвердительные и отрицательные.
7. По составу главных членов предложения – двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях два главных члена предложения. В односоставных предложениях присутствует состав только одного главного члена.
8. По наличию/отсутствию второстепенных членов предложения – распространенные и нераспространенные.
Б) Типы предложения по структуре (простые-сложные; односоставные-двусоставные; членимые-нечленимые; полные-неполные; осложненные-неосложненные).
В состав простого предложения входит только одна грамматическая основа.
Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ.
Двусоставные предложения содержат грамматическую основу, включающую два главных члена – подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена.
Синтаксически членимые – это предложения, в которых можно выделить один, два и более членов предложения. Они употребляются как в письменной, так и в устной речи и являются абсолютно господствующими среди простых предложений: Здесь не слышно шума и грохота.
Синтаксически нечленимые — это предложения, в которых нельзя выделить никаких членов предложения. Они выражают эмоции, волеизъявления, подтверждение чего-либо или отрицание, правила этикета и т. п. До свидания! Ну полно!
Неполные предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Гоголь.
Простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы: вводные слова, обращения и вставки, однородные члены предложения, обособленные члены предложения и т.д.
Загрузить презентацию (447 кБ)
Цели урока:
- актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
- формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложения;
- учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутьё;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение систематизировать изученный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
II. Тема урока, постановка целей.
(Слайд 2)
III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
- 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
- 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
- 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
- 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
- 19) весело и быстро;
– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Не являются словосочетаниями:
- сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
- сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
- подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
- составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
- однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.
Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.
IV. Закрепление.
– Работа с учебником
Упражнение 57, стр. 30
(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).
- Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
V. Тест.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Ключ к тесту
Взаимопроверка
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).
Словосочетание – это вторая единица синтаксиса (первой единицей считается слово), в которой по смыслу связываются два или несколько слов, имеющих общие грамматические признаки.
Более простыми словами – это группа слов, дающая единое понятие. Например: холодный чай, пробегать мимо, видеть вокруг себя и т. п.
Наиболее типичные словосочетания, обычно, образованы с использованием подчинительной связи . Стоит заметить что, связь между словами также может быть сочинительной или предикативной , но во многих учебниках такие сочетания слов в принципе не считают словосочетаниями. Однако, это уже темы для отдельных уроков.
Подчинительная связь – тип связи слов в словосочетании, при котором обязательно имеется главное слово и от него возможно задавать вопросы к зависимым.
Например: потолок (какой?) белый , идти (куда?) на север , смотреть (как?) пристально , хочется (что делать?) смотреть , играть (каким образом?) наблюдая .
Подчинительные словосочетания – словосочетания, состоящие из неравноправных слов, главного и зависимых, и имеющее подчинительный тип связи.
. Важно не путать: бежим (кто?) мы – предикативная связь (грамматическая основа предложения). Мы (что делаем?) бежим – слова в данном примере связаны равноправно.
Типы связи у подчинительных словосочетаний
Подчинительные словосочетания подразделяются на три вида по методу связи слов, название им – согласование, управление и примыкание.
Словосочетания со связью согласования
Согласование – это метод связи, при котором слова согласуются между собой как по смыслу, так и грамматически (в таких признаках как род, число и падеж). В классическом виде они представляют собой такие сочетания: имя существительное + имя прилагательное/числительное/местоимение.
Небо (какое?) голубое, поворот (какой?) второй, ключи (какие?) драгоценные, видимость (какая?) нулевая, сумка (какая?) моя.
Словосочетания со связью управления
Управление – это метод соединения слов в словосочетании, в котором главное слово задаёт грамматические формы зависимых. Такого рода связь образуют глагол + существительное , числительное + существительное , два имени существительных между собой или наречие + существительное .
Здесь будут подходить вопросы косвенных падежей.
Ругать ( кого?) ребёнка, пятнадцать (чего?) спичек, намылено (чем?) мочалкой, свет (чего?) луны, узнавать (о чём?) о том, внизу (чего ?) страницы.
Словосочетания со связью примыкания
Примыкание – это метод связи, в котором зависимое слово должно иметь неизменяемую форму и сочетаться с главным только по смыслу. Примыкание образуют такие части речи как глаголы, наречия, деепричастия, глаголы в инфинитиве, существительные и местоимения.
Инфинитивом называют начальную форму глагола, дающую ответы на вопросы: что делать? и что сделать? По некоторым источникам инфинитив является отдельной частью речи.
В словосочетаниях, связанных этим способом, подходят вопросы наречий или инфинитива.
Видеть (как?) ясно, желание (что сделать?) узнать, поговорить (когда?) завтра, разыгрывая (как?) смешно, рассматривающий (где?) внизу.
Сложно-определимые случаи в примерах
Очень важно не путать производные предлоги с частями речи, от которых они образованы. То же самое относится к наречиям. В таких случаях нужно смотреть на смысл.
Производный предлог – это предлог, который образован от другой самостоятельной части речи. Такие предлоги как в течение, навстречу, насчёт и прочие.
Приведём несколько примеров сложных случаев.
Первый пример
Навстречу как предлог; Отправился навстречу приключениям ( примыкание ).
На встречу как существительное; Пошёл на встречу к другу ( управление ).
Второй пример
После как наречие; Увидимся после ( примыкание ).
После как предлог; Узнаешь после урока ( управление ).
Третий пример
Вдали как наречие; Виднелся вдали ( примыкание ).
В дали как существительное; Светился в дали ущелья ( управление ).
Четвёртый пример
Вкрутую как наречие; Приготовить вкрутую ( примыкание ).
В крутую как прилагательное; Попасть в крутую историю ( согласование ).
Пятый пример
Вслепую как наречие; Передвигаться вслепую ( примыкание ).
В слепую как прилагательное; В слепую зону ( согласование ).
Сложности также подстерегают в словосочетаниях, состоящих из двух существительных. В подобных ситуациях следует менять форму главного слова и наблюдать за формой зависимого.
- Парень (какой?) красавец – парня (какого?) красавца ;
- Лист (чего?) клёна – о листе (чего?) клёна ;
- Директора (чего?) колледжа – директором (чего?) колледжа ;
- Ресторана (какого?) у дома – рестораном (у чего?) у дома .
Ну вот в общем-то и всё, что нужно знать о типах подчинительной связи в словосочетании . Мы старались разъяснить всё максимально доступно и понятно, надеемся у нас это получилось.
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.
Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.
Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.
Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.
В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.
Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании
Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .
Когда отходит поезд? (вопрос).
Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).
Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).
Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).
По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .
По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .
По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Зайти (куда?) в глушь.
Зарядка (чего?) аккумулятора.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:
Утро — летнее утро;
Спать — долго спать.
Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.
Типы связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание
В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности каждого типа представлены в таблице.
Тип связи
Примеры
Какой частью речи является зависимое слово
Характеристика связи
Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Читайте также: