Что такое коррупция рк

Обновлено: 04.07.2024

Казахстанские сериалы, где главный экшн – дача и получение взяток, говорят лишь об одном: коррупция продолжает оставаться одной из самых горячих проблем страны. И не только нашей, если верить опубликованному недавно отчету международной организации Transparency International*.

Для создания отчета опросили более 60 000 человек в 42 странах мира. Большим вызовом для общества видит коррупцию 1 из каждых 3 опрошенных. Взяточничество столь же распространено в Казахстане (29 процентов), как в Литве, Армении (обе – 24 процента) и Румынии (29 процентов). К слову сказать, у России в этом индексе 34 процента, а у Узбекистана – не падайте – всего 18 процентов. Можно по-разному относиться к свежему отчету, но мне захотелось оторваться от сомнительных цифр и попытаться понять, почему борьба с денежным оборотом в его “черной” ипостаси не приводит к искоренению явления. Обращаясь к экспертам из самых разных областей, я начал свое исследование неожиданно: с психоанализа.

По Фрейду

Оксана ГУЛАК (ОО “Сообщество психоаналитической психотерапии”) считает, что деньги и взятки стоит воспринимать как “вещественный эквивалент вопросов отношений – между людьми и часто человека к самому себе”:

– Деньги связаны с вопросом ценностей и отношения к авторитетам, рамкам, правилам и принципу реальности. Часто в отношениях между людьми и организациями деньги – средство обыгрывания чувств, которые нельзя выразить и решить словесно. Когда мы даем или берем взятки, то отыгрываем свои чувства злости, обиды, несогласия. Взятки – символ теневой стороны отношений между людьми. Она существовала всегда, и навряд ли мы с ней сможем что-то сделать. Но чем больше открытости между людьми, тем больше возможности выражать свои конфликты словами и меньше пространства для взяток.

Мысль Оксаны развивает Фатима БАГИЯРОВА, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры коммуникативных навыков КазНМУ им. Асфендиярова:

– Что заставляет их продолжать это делать: нищета, угроза жизни?

– В том-то и дело, что нет. Любопытно, что, когда мы слышим от других о даче или приеме взятки, то испытываем неприятие. Но стоит нам самим оказаться вовлеченными в процесс, как испытываем совсем иные чувства и оправдываем свои действия. С позиции транзактного анализа, если выделить суть слова “взятка”, взяточник выглядит человеком, который взял на себя обязательства, ответственность и дал гарантии. Так, в глазах взяткодателя коррупционер превращается в благодетеля, а дающий – в благодарного просителя и жертву обстоятельств. И это один из основных мотивов коррупционной игры.

– Игры без конца?

– Если обещанное исполняется, она прекращается. Если нет, проситель преследует взяточника, а последний может увиливать от исполнения обещания, тогда игра будет идти по кругу, становясь все более опасной для обеих сторон, до тех пор, пока кто-нибудь не остановит ее и мы не узнаем из новостей, что выявлен очередной факт коррупции и нарушения закона.

– Но ведь человек в конце концов сам принимает решение, что делать, а чего – нет?

– Именно поэтому другой основной мотив коррумпированного поведения – стремление за счет других к самоудовлетворенности и самодостаточности. Для некоторых занять должность, позволяющую брать взятки, – способ самоутверждения во власти, получения признания и достижения значимости себя, для другого – просто возможность наживы. Наши национальные и культурные особенности добавляют масла в огонь, возносят в приоритет неформальные социальные отношения, семейственность, клановость, систему “агашек-кокешек”. В сложных жизненных ситуациях мы доверяем не законным представителям власти, а ищем знакомых, имеющих связи с этой властью, собственноручно создавая условия для роста коррупции в стране. В нашем обществе в эти коррупционные игры тем или иным образом вовлечены все. И чем больше людей начнут осознанно выходить из этих игр, тем сложнее другим участникам коррупционных схем будет самоутверждаться – им просто не с кем будет играть. В Казахстане придумали новый способ победить коррупцию

Норма и отклонение

Теперь логично вовлечь в дискурс эксперта по развитию гражданского общества Айнуру АБСЕМЕТОВУ:

– Я постоянно слышу жалобы и сетование родных и близких о том, что коррупция проела систему образования, систему здравоохранения и т. д. Все вокруг возмущаются, что коррупция и связи решают все и в нашей стране, и в мире. Однако люди не замечают, когда сами дают на лапу дорожному полицейскому, остановившему их на трассе, или суют кому-то “штуку”, чтобы пройти без очереди, или учителю, чтобы он выбрал именно вашего ребенка из целого класса и отправил на конкурс. Это считается нормой, это мало возмущает, а если и возмущает, то люди все равно охотно предпочитают именно такой путь решения своих задач.

В системе, где значимость и ценность личности в целом занижена и ее вес и значение можно обозначить только определенным статусом, людям приходится искать такие вот возможности обозначить себя, подавая себя как “важный ресурс”. Ощущение власти (пусть даже малой – вспомните вахтера на проходной) и покрывает ту естественную потребность, что обозначена в пирамиде Маслоу. В здоровом обществе она достижима через создание своего продукта и обретение самодостаточности. Наши люди не верят в то, что мы сможем (жить. – Ред.) без коррупции, объясняя это менталитетом. И, на мой взгляд, это одна из ключевых установок, мешающих изменить статус-кво.

Я верю в человека и убеждена, что, если создать определенные условия и реорганизовать систему, сделав ее легче, удобнее, взяточную ментальность можно изменить. Когда отпадет иллюзия дефицита, пропадет и потребность покупать и продавать ее по особой цене.

Про тупизмы

Цена – это уже повод обратиться к экономистам. И двоим из них – Алмасу ЧУКИНУ, кандидату экономических наук, и Жарасу АХМЕТОВУ, директору ТОО “OilGazProject” – я задал тот же вопрос, что и остальным.

– Почему берут и дают? – рассуждает Жарас Ахметов: Первая категория взяток – это когда вас к ним подталкивают, вымогают. Например, вам надо получить какое-нибудь разрешение, но его не дают, пока не “отметитесь”. Или, что еще хуже, угрожают неприятностями. И платите, если нет сил и возможности бороться. Как правило, их и нет. Вторая категория взяток – когда подталкиваете (взять) уже вы – дав, сможете получить некое преимущество. Например, хотите победить в тендере, заполучить контракт или государственные субсидии. И дают ведь, если нет других конкурентных преимуществ, а победить в “конкурентной борьбе” ой как хочется.

­– Наша законодательная система основана на римском праве, – дополняет коллегу Алмас Чукин. – Его смысл – всё описать и добиться, чтобы все следовали описанным правилам. А есть англосаксонское право, по которому работает весь международный бизнес, оно основано на здравом смысле, разуме и прецедентах, его законы идут от жизни. Главный порок нашей системы в том, что мы живем по римскому континентальному праву, а не по англосаксонскому. Написанные правила несовершенны, и слишком многое по ним отдано на усмотрение одного человека – чиновника. К тому же законы опаздывают за жизнью. И вот уже борьба с коррупцией, когда, например, бравый финполовец ловит за руку ректора какого-нибудь заштатного вуза, который за две бараньи ляжки поставил студенту нужную оценку, практически не имеет смысла. Ловить и сажать, все эти приемы с использованием меченых купюр – тупизм.

– Что, по-вашему, не тупизм?

– Начинать надо не с борьбы, а с того, чтобы в нашем обществе начали, наконец, уважаться права собственности и человека, как бы странно и неожиданно последнее ни звучало. Искоренять коррупцию надо системно, а не ужесточая борьбу с нею. Недавно встречался с одним честным чиновником. Как он мне плакался из-за девальвации! Говорит, зарплата совсем в копейки превратилась, а взяток никто не дает, он бы и рад брать. А другой его коллега – более циничный – сказал мне: “Посмотри сам, ну взял этот 5 миллионов долларов, посадили его на 3 года, через 2,5 года его выпустят по амнистии, я бы тоже так взял и посидел, если деньги останутся в итоге у меня”.

Еще пара мнений. Экономический журналист Юрий ДОРОХОВ считает, что “да, взятка ускоряет и упрощает решение вопросов, помогает экономить энергию и время”, оговариваясь, что она же порождает “искривленное пространство отношений между людьми, противоречивые, несовершенные законы”:

– Меня останавливает полицейский, я превысил скорость. Знак был почти не виден. Я считаю, что я прав, полицейский же предлагает оспорить его действия в суде. Я знаю, что суд – долго и муторно. Будут переносить заседания, менять судей – я уже сталкивался с этим. У меня есть выбор: терять кучу времени, отнимать его у работы и семьи, заплатить штраф, который я считаю несправедливым, или дать полицейскому две тысячи тенге и спокойно продолжить заниматься своими делами. Я даю и еду по своим делам. Идеальных законов нет нигде, поэтому коррупция есть везде, но в разной степени. И чем несовершеннее законы и правила, тем запутаннее пространство.

Дают и берут, потому что хотят

Политолог Марат ШИБУТОВ, член Общественного совета Алматы, председатель попечительского совета фонда Transparency Kazakhstan, довел мысли коллег до логического конца:

– В основе желания дать или получить взятку – стремление человека к тому, что ему так необходимо, но что ему не получить законным путем. Потому ответ на ваш вопрос прост: люди дают и берут взятки, потому что хотят.

– Есть ли, на ваш взгляд, прием против “лома”?

– Взяточничество с обеих сторон – один из инстинктов, и бороться с ним надо тоже с помощью инстинктов. Важно понимать, что в упор, как у нас с ним борются, его не победить. Взятки брали и будут брать – не обязательно в деньгах, услугами или чем-нибудь другим. Но в наших силах свести это к минимуму. Сделать это можно тремя путями: исключив из процессов человека, создав ситуацию, когда взятку давать будет просто не за что, и беспощадно карая взяточников, не оставляя им возможности избежать наказания.

*People and Corruption: Europe and Central Asia. Global Corruption Barometer 2016

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана.

За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована определенная законодательная база для борьбы с коррупцией. Так, нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией усовершенствована 17 законами, которые приблизили национальное законодательство к существующим международным стандартам.

Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности.

В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.

В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие:

усиление ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений и правонарушений путем увеличения штрафных санкций и введения конфискации имущества;

возложение на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности;

установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленные на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений;

оснований для определения перечней должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений;

повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях;

обязательств для лиц, претендующих на занятие указанных должностей, о возможности применения в отношении них специальных проверок на предмет соблюдения ими антикоррупционного поведения.

Всеми государственными органами принимаются ведомственные Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные мероприятия.

Республика Казахстан, располагая значительными возможностями для проведения эффективной антикоррупционной политики, имеет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, к которым согласно анализу относятся:

1. Наличие нормативной правовой базы по противодействию коррупции

2. Сформированный опыт противодействия коррупции

3. Имеющийся потенциал государственных органов в сфере информационной инфраструктуры

4. Противодействие коррупции является одним из приоритетов государственной политики

1. Широкое распространение коррупции во всех сферах

2. Недостаточный уровень правовой грамотности населения

3. Недостаточная открытость деятельности государственных и местных исполнительных органов власти

4. Менталитет населения и государственных служащих

1. Высокий уровень жизни населения

2. Совершенствование действующего законодательства до уровня международных стандартов

3. Улучшение инвестиционного климата

4. Повышение показателей Казахстана в международных рейтингах оценки уровня коррупции

5. Укрепление сотрудничества государственных институтов с гражданским обществом

2. Снижение инвестиционной привлекательности

4. Уменьшение экономической эффективности

5. Снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности

6. Утрата поддержки со стороны гражданского общества

Анализ действующей политики государственного регулирования противодействия коррупции показывает, что в настоящее время, в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые представлены следующими актами:

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года.

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.

В тоже время, существующая правовая система противодействия коррупции отстает в ряде направлений от требований и норм международного законодательства, что создает угрозу снижения эффективности проводимых антикоррупционных программ и требует проведения дополнительной нормотворческой работы.

Указанные Конвенции обязывают стран-участниц предусматривать в своем национальном законодательстве и квалифицировать в качестве преступлений такие деяния, как активный и пассивный подкуп широкого круга собственных государственных и иностранных должностных лиц. Участники Конвенции обязуются принимать законодательные и иные меры, дающие все основания осуществлять конфискацию или иным образом изымать орудия совершения уголовных преступлений и доходы от них.

Таким образом, требуется присоединиться к этим Конвенциям и другим международным договорам в данной отрасли для дальнейшей безотлагательной и последовательной корректировки всего казахстанского законодательства. Квалификация всех форм коррупции в качестве уголовных преступлений в соответствии с международными стандартами благоприятно отразится на оценке международного сообщества действий Казахстана по противодействию коррупции.

Необходимо разработать и утвердить Единый национальный реестр разрешительных документов, предусматривающий исчерпывающий перечень всех разрешительных документов (процедур), действующих на территории Республики Казахстан. Данная мера позволит улучшить эффективность противодействия проявления коррупциогенности в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

Изучение антикоррупционной политики стран с наиболее низким уровнем коррупции показывает, что базовыми основами проводимых ими мер являются прозрачность деятельности государственных органов и неотвратимость наказания, организованный контроль со стороны гражданского общества за работой государственных органов, высокая заработная плата государственных служащих, эффективная профилактическая и упреждающая работа.

В настоящее время коррупция в Российской Федерации достигла такого уровня, при котором она угрожает правам человека, верховенству закона, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, подрывает государственное управление и затрудняет экономическое развитие страны.

По данным исследования Фонда ИНДЕМ, на взятки в России ежегодно тратятся суммы, равные примерно 37 млрд. долларов США (показательно, что вся доходная часть бюджета России составляет 40 млрд. долларов). Особую актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным оценкам Россия опустилась со 127-го на 147-е место в мировом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией Transparency International.

Ввиду обостренной криминальной ситуации в России и той опасности, которую коррупция представляет для российской государственности, назрела реформа антикоррупционного законодательства, обеспечивающая эффективную правовую защиту личности, общества и государства от мздоимства и чиновничьего произвола.

В основе такой реформы должна быть бескомпромиссная воля государства и принятие, благодаря ее усилию, комплексного закона, предназначенного для борьбы с проявлениями коррупции. Однако он будет реализован и эффективен при условии его прямого действия, наличия собственного предмета правового регулирования, восполнения существующих пробелов в праве и устранения недостатков, определения комплекса мер борьбы с коррупцией и создания механизма их осуществления.

Но прежде необходимо проанализировать нормативно-правовые акты, которые напрямую касаются коррупционной проблемы.

На сегодняшний день Россия готова к активному участию в международных антикоррупционных усилиях, доказательством тому, является участие многочисленных представительных российских межведомственных делегации в работе двух важных Конференциях государств-участников Конвенции ООН против коррупции в Иордании в 2006 г. и в Индонезии в 2008 г., в ходе которых мировое сообщество приложило значительные усилия в целях продвижения реализации этой Конвенции – стремясь выработать эффективные механизмы ревизии, а также изучая проблему возвращения финансовых средств, полученных преступным путем, и развивая механизмы оказания технического содействия.

Россия продолжает придерживаться мнения о том, что глобальные, международные усилия по борьбе с коррупцией необходимо развивать и активизировать, однако данный процесс должен быть адекватным, т. е. последовательным, проводимым шаг за шагом, что позволит мировому сообществу двигаться вперед вместе, без внедрения какой-либо градации или соревнования в сфере международного сотрудничества по борьбе с коррупцией. Считаем, что это именно тот подход, который ООН использует для разрешения вопросов, связанных с борьбой с коррупцией в рамках механизмов, установленных в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции.

Россия последовательно вносит вопросы сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией в повестки дня в контактах со своими зарубежными партнерами, включая мероприятия в рамках диалогов и сотрудничества между министерствами и управлениями, а также правоохранительными органами, напрямую задействованными в борьбе с коррупцией на территории России.

Россия самым активным и конструктивным образом вовлечена в работу по борьбе с коррупцией в рамках ряда европейских организаций, таких как Совет Европы и ОБСЕ. В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию уголовного права Совета Европы по борьбе с коррупцией и таким образом присоединилась к Группе государств против коррупции (ГРЕКО).

В настоящее время предложение подписать Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию со всеми компетентными российскими министерствами и ведомствами и находится на рассмотрении Правительства России.

Власти России и ОЭСР начали развивать контакты в целях изучения путей развития взаимодействия, что будет включать присоединение России к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

3 февраля 2007 г. указом Президента Российской Федерации была образована Межпарламентская рабочая группа (МРГ), возглавляемая помощником Президента. В состав МРГ входили представители федеральных и региональных исполнительных органов, парламентариев, представителей высших судебных инстанций, гражданского общества, а также ведущих ученых, специализирующихся в праве. Задачей МРГ являлась разработка предложений по инкорпорированию положений международных конвенций по борьбе с коррупцией в национальное законодательство, включая вопросы создания специализированного органа для координации работы в сфере борьбе с коррупцией.

В настоящее время указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. в России создается новый орган по борьбе с коррупцией – Совет по борьбе с коррупцией, возглавляемый Президентом Российской Федерации. Целью Совета является разработка предложений по государственной политике в сфере борьбы с коррупцией, координация деятельности центральных и местных властей по проведению государственной антикоррупционной политики, а также осуществление соответствующего контроля в этих вопросах. Данный Указ завершил работу МРГ.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации 1789-р от 25 октября 2005 года было принято Положение об административной реформе в Российской Федерации на 2006-2008 годы, составной частью которого является План по предотвращению и истреблению коррупции в государственном управлении.

Целью административной реформы является нахождение наиболее подходящих способов функционирования государственной власти, предполагающее развитие механизмов борьбы с коррупцией на федеральном уровне с последующим внедрением его на окружных и региональных уровнях.

Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности.

Объективной стороной указанного состава выступает незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Субъектом данного административного правонарушения выступает юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления коррупционного характера. Социальное назначение этого правила в том, чтобы сделать экономически невыгодным и затратным использование коррупционных способов достижения корпоративных целей. Использование административно-правовых методов выступает логическим дополнением уголовно-правовой политики в области противодействия коррупции.

В отличие от уголовного законодательства административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако представляется, что установление мер административной ответственности за коррупционные правонарушения является прерогативой только Российской Федерации. Такая позиция обусловлена предметами ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Определение коррупционности того или иного типа поведения выступает явной прерогативой Российской Федерации.

Правовую основу противодействия коррупции составляют и нормы, определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования коррупционных правонарушений.

Что касается административных правонарушений коррупционной направленности, то порядок производства по делам об административных правонарушениях указан Кодексом РФ об административных правонарушениях в качестве предмета ведения Российской Федерации.

В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин.

Указанная цель реализуется посредством административно-правового регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность государства выражается в основном в совершенствовании запретов, ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной службы. В силу изложенного правовую основу противодействия коррупции составляют законодательные акты о различных видах службы, нормативные акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности. Этими актами могут быть как федеральные законы, законы субъектов Федерации, так и подзаконные нормативные акты.


Transparency International подсчитывает индекс восприятия коррупции (CPI) и глобальный рейтинг стран последние 25 лет. В 2019 году Казахстан занял 113 место из 180 стран в рейтинге TI.

Почему большинство странмира справляется с задачей по искоренению коррупции лучше, чем Казахстан?

Через какие каналы коррупция влияет на общество и что нужно с этим делать?

Каким образом коррупция может замедлять экономический рост?

Как она влияет на состояние экологии и неравенства в обществе?

Как Казахстану эффективно уменьшить уровень коррупции в стране?

Причины коррупции

Коррумпированность страны – это результат совокупности различных экономических, политических, социальных, культурных и исторических факторов.

Известный американский эксперт в области политической коррупции Сьюзан Роуз-Акерман в своих исследованиях выделяет четыре сценария развития коррупции.

Первый — государство распределяет ограниченные ресурсы, в следствие чего взятки помогают рынку прийти к равновесию.

Второй — государственные служащие не получают достаточных стимулов в виде зарплаты и бонусов, возникает среда для коррупции; взятки становятся этими дополнительными стимулами.

Третий — желание людей и компаний уменьшить затраты в виде налогов, тарифов и прочего, и,в этом случае, взятки помогают уменьшить затраты.

Четвертый — система взяток позволяет преступникам получать разрешение на ведение незаконной деятельности.

Давайте посчитаем. Как коррупция влияет на экономический рост

Существует множество исследований причинно-следственной связи между уровнем коррупции и темпами экономического роста.

Известно, что некоторое количество коррупции даже позитивно влияет на экономические процессы. (Например, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов, – прим.ред.). Вероятно, существует некий порог уровня коррупции.

Однако ряд недавних исследований показывает, что рост экономики находится в обратной зависимости от уровня коррупции.

В 2015 году Международный Валютный Фонд (МВФ) посчитал, что глобальный объем ущерба от взяток составляет $1,5 — 2 триллиона. Это около 2% от мирового ВВП.

Общий урон от коррупции, несомненно, выше.

По официальным данным (отчет за 2018 год) ежегодный ущерб от коррупции в Казахстане оценивается в сумму более чем 1,6 трлн тенге, или $3,8 млрд. Это чуть больше 2% ВВП страны.

К 2019 году, по данным агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, коррупционные преступления за 3 года нанесли ущерб экономике Казахстана в размере 40 млрд тенге, что составило около 0,03% от ВВП.

Нечестная конкуренция

В экономической теории свободные рынки считаются самыми эффективными в распределении благ в обществе. Нарушение механизмов рыночной конкуренции внутри страны может сказываться на деятельности экономики в целом.

Коррупция может вносить деструктивное влияние в работу рынков. В частности, фокус частных фирм смещается с эффективного производства на выгодное положение за счёт коррупции. Проще говоря, зачем обновлять качество производства, если проще сконцентрироваться на поддержании хороших отношений с бюрократами и обеспечить контракты на несколько лет.

Зачастую эффективные компании, которые занимаются или готовы заниматься инновациями, а не приобретением привилегий, не проходят через сито коррупции. Например, компания Apple со своим IPhone смогла завоевать рынок только в условиях свободной экономики США. А в условиях Казахстана, даже господдержка не помогла заводу по производству планшетных компьютеров заработать в полную мощность.

Таким образом, нечестная конкуренция и дисфункция рынков снижает качество работ и замедляет экономическое развитие. Страдает общество, а предприятия вынуждены закрываться из-за созданных барьеров.

Инвестиционный климат: неопределенность и риски

Принято считать, что прямые внешние инвестиции являются одним из двигателей экономического развития. Привлечение иностранного капитала в страну уже долгое время является одной из важных повесток внешней политики современного Казахстана.

Коррупция создаёт климат, в котором иностранным инвесторам приходится выделять отдельный бюджет для удовлетворения потребностей чиновников.

В качестве примера можно привести случаи когда компании-автопроизводители пытались наладить сборку автомобилей в Казахстане, чтобы поставить на местный рынок доступные автомобили. Как результат влияния коррупции на инвестиционный климат мы получили экономику, в которой стоимость автомобилей на порядок выше чем на ближайших рынках России или Китая.

Ресурсное проклятие и международные суды

Высокие коррупционные риски создают благоприятную почву для некоторых иностранных государств, которые пытаются использовать эти неформальные рычаги в своих целях. Один из примеров, это китайские кредиты для развития дорожной инфраструктуры Казахстана. Коррупционная схема проста – Казахстан берет кредит у Китая на строительство дорог и в силу непрозрачности тендерных процедур, подряды на строительство дорог получают компании, учредителями которых являются бизнесмены из Китая.

Движимые личными краткосрочными выгодами, правящие элиты склонны подписывать невыгодные для своего народа контракты.

В этом ряду — выдача в долгосрочную аренду стратегических объектов, земли, морских портов и аэродромов, неоправданно большие суммы сделок и процентов. Это происходит, из-за отсутствия свободных СМИ и отчетности перед народом.

Таким образом, коррупционность режимов и элит может компрометировать суверенитет государства. Это еще один механизм, через который коррупция создает благоприятные условия для нечестной конкуренции не только для внутренних игроков, но и для внешних инвесторов.

Напомним одно из последних громких дел, где молдавские олигархи Анатол и Габриел Стати обвиняют Казахстан в незаконном захвате собственности и требуют выплату компенсаций в размере $500 млн от правительства. Чтобы было понятно как это влияет на госбюджет Казахстана приведем следующие цифры – в 2019 году правительство Казахстана потратило 15,9 млрд тенге на оплату услуг иностранных юридических фирм для защиты своих интересов в международных судах и арбитражах.

Куда идут государственные расходы

Нет однозначного понимания того, как уровень коррупции влияет на государственные расходы. Но ясно, что он может быть причиной изменения структуры государственных расходов и их низкой эффективности.

В странах с большим уровнем коррупции бюрократы отдают предпочтение не эффективным проектам, а прибыльным. Таким образом, государственные расходы смещаются в сторону энергетического сектора, обслуживания госаппарата и поддержания общественного порядка, обороноспособности и культуры. Здравоохранение, образование и область социальной защиты финансируются скромнее. По этой причине казахстанский госаппарат с большей готовностью финансирует проекты проведения в Казахстане ЭКСПО, Азиады и так далее, чем проекты по повышению качества образования или здравоохранения.

Одно из объяснений заключается в величине проектов, соответственно, размеров взяток, которые можно из них выручить. При этом, сферы обороны, национальной безопасности и энергосектора традиционно менее прозрачны. Это подразумевает меньший контроль над сделками.

Коснулся ли этот тренд нашей страны? Судите сами. В 2019 годуна образование было выделено 3,6% от ВВП. Расходы на медицину составляют около 3% от ВВП, что ниже 5%, рекомендованных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Коррупция в квазигосударственном секторе

Напомним, что субъектами квазигосударственного сектора являются компании, в которых государство принимает участие или является их акционером.

Важность квазигосударственного сектора в Казахстане намного выше, чем в странах Организации Экономического Сотрудничества (ОЭСР). Чрезмерное участие государства в экономике, в частности, в таких сферах как разведка и добыча природных ресурсов, может негативно сказываться на обществе. Надежность финансовых потоков из бюджета уменьшают стимулы для инноваций и развития в частном секторе, которые бы поощрялись в условиях рыночной конкуренции. Сама конкурентность среды нарушается при участии государственных компаний и монополий.

Одним из признаков присутствия коррупции в этом секторе является отсутствие прозрачности в процессах поощрения топ-управленцев квазигосударственных корпораций. В частных корпорациях такие процессы не могут быть непрозрачными из-за надзора заинтересованных лиц — акционеров, и поэтому в ежегодных отчетах крупных частных компаний, вознаграждения топ-менеджмента расписываются очень детально.

К концу 2019 года, агентство по противодействию коррупции выявило 132 коррупционных преступления, связанных с хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями, а также взятками при осуществлении закупок и госпрограмм.

Учитывая, что оборот квазигосударственного сектора может достигать 60% от ВВП Казахстана, он является очень привлекательным пирогом для коррупционеров..

Неформальный сектор в Казахстане

Традиционное теневой экономикой называют финансовые потоки не облагаемые налогами. Среднемировой показатель теневой экономики составляет 31,9%.

В 2018 году размер теневой экономики в Казахстане составлял около 30%.

В 2019 году мы смогли снизить размер неформального сектора на четверть, и он составил 23,6% от ВВП.

Для сравнения, самый низкий размер теневой экономики в Австрии — 8,9%, и в Швейцарии – 7,2%. Несмотря на то, что размер теневой экономики у нас ниже среднемирового уровня в целом, можно считать, что доля неформальной деятельности в Казахстане ещё довольно высока.

Одной из мотивацией для искоренения коррупции и вместе с ней и уменьшения теневого сектора экономики, могут быть дополнительные поступления в бюджет в качестве налогов. Так, если считать, что Казахстан может сократить размер теневой экономики ещё наполовину, и мы сможем потенциально получать 16,8% (количество налогов к ВВП в 2018 году) в форме налогов от 12% ВВП, то это может вылиться в $3,4 млрд или 1,5 трлн тенге.

С другой стороны, участники теневой части экономики не обладают такой же социальной защищенностью по сравнению с участниками формальной экономики. Уязвимость их положения кроется в том, что участники теневой экономики не могут защищать свои права в официальных институтах — судах и правоохранительных органах. Наемные работники же, обычно ввиду отсутствия контрактов, не могут быть защищены Трудовым кодексом. Вдобавок к этому, они не имеют возможности стабильно копить себе на пенсию, получать отпускных или декретных выплат.

Кроме несобранных налогов, тандем коррупции и теневой экономики подрывают авторитет государства в глазах общества, что еще сильнее ухудшает эффективность работы госаппарата. Недоверие граждан к проводимым реформам, а также нежелание людей сотрудничать с государственными органами может привести к их неэффективной реализации. Чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть ленту новостей региональных СМИ, когда довольно часто люди пытаются остановить реализацию какого-либо проекта, даже не пытаюсь услышать чиновников. Почему? Потому что нет доверия к органам власти.

Одновременно влияя на государственные доходы и расходы, коррупция наносит ущерб по эффективности работы государства как распределителя благ. Пониженная эффективность государственного аппарата, в свою очередь, может замедлять экономический рост как напрямую через неоптимальное расходование, так и косвенно, оказывая негативное влияние на развитие человеческого капитала.

Стоит отметить, что к теневой экономике относятся случаи экспорта природных ресурсов по заниженным ценам с целью дальнейшей продажи посреднической компанией по рыночной цене, или преступные махинации в финансовом секторе, и противозаконные и контрабандные производства.

Коррупция и человеческий капитал

Другим важным фактором экономического роста является человеческий капитал. Коррупция имеет отрицательное влияние на развитие человеческого капитала посредством двух каналов:

— из-за упущений в сфере образования,

— из-за нарушения эффективности распределения таланта в экономике.

Развитие человеческого капитала является залогом для экономического роста — более образованные и обученные работники и работницы будут показывать соответственно более высокую производительность труда. Более того, из-за продолжительного недостатка финансирования ухудшается общее состояние сферы образования. Низкие заработные платы учителей ведут к увеличению коррупционности внутри учебных заведений.

Кроме этого, низкое качество образования вынуждает граждан получать образование за границей — около 10% всех студентов в 2020 году. При средней стоимости обучения в казахстанском вузе в 400 тыс. тенге, Казахстан недополучает 22 млрд тенге ежегодно от этих студентов.

Самое эффективное распределение таланта в экономике происходит в условиях свободных рынков или при корректном вмешательстве со стороны регуляторов при провалах рынка. При оптимальном распределении таланта в экономике, люди занимают те позиции в обществе, в которых они имеют сравнительное преимущество. Это относится и к частному сектору, так и к государственному.

В условиях коррупции, возможность извлекать дополнительную ренту за счет нечестных практик, создает дополнительные стимулы для работы в государственном аппарате. Теперь, при наличии таких стимулов, госслужба привлекает не тех, кто более для неё подходит, а тех, кому интересна дополнительная прибыль, и кто сможет лучше вжиться в климат, где политическая лояльность может быть важнее, чем профессиональные навыки. Это напрямую влияет на качество работы государственного аппарата, так как он теперь обслуживается менее компетентными кадрами.

Коррупция и экология

Многие исследования показывают, что рост коррупции ведет к усугублению экологических проблем. Коррупция может влиять на загрязнение как напрямую, так и косвенно, замедляя развитие экономики.

Так, одним из каналов загрязнения являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

В условиях высокого уровня коррупции, ПИИ ведут к менее строгим стандартам охраны окружающей среды.

Практика показала, что в условиях высокой коррупции стандарты в энергетическом секторе по окружающей среде бывают менее строгими. Под низкими стандартами имеются в виду завышенные пороговые уровни выбросов вредных веществ, слабый мониторинг активности предприятий, а также низкие штрафы за нарушение законов в сфере охраны окружающей среды. Крупным корпорациям дешевле заплатить штрафы за загрязнение природы, чем привести производство в соответствие с нормами.

Кроме того, согласно исследованиям западных ученых Пэра Фредрикссона и Якоба Свенссона, политическая стабильность может играть отрицательную роль и приводить к большим загрязнениям при высоком уровне коррупции в стране. То есть, если страной стабильно и долго правит элита, которая поощряет нечестные практики в производстве, это может привести к систематическому ухудшению экологической ситуации.

В целом, в основе отрицательного влияния коррупции на экологическую обстановку в отдельном регионе лежит сдвиг интересов власти. В Казахстане есть множество примеров того, как непродуманные политики или коррупция ведут к экологическим бедствиям и, как следствие, вреду для населения.

Коррупция и бедность

Наличие коррупции и неформальной экономики может помогать бедным слоям населения выживать, уклоняясь от налогов, обходя строгое регулирование, на соответствие которому нужны дополнительные затраты.

С другой стороны, высокая доля неформального сектора приводят к систематическим проблемам, когда государство не уделяет должного внимания социальной сфере и развитию человеческого капитала. Постепенный рост теневой экономики, ослабление институтов власти и хроническое недофинансирование социальной сферы может привести к тому, что общество станет сильно зависимо от коррупции и теневой экономики. Это особенно чревато последствиями для стран, в которых наблюдается сильное неравенство в обществе.

Ситуация бедных слоев общества, оставленных на грани выживания, вряд ли будет улучшаться в условиях высокой коррупции. Для улучшения их положения, государство должно проводить комплексную политику через социальные программы и образование. Такие программы служат социальными лифтами, которые могут помочь людям вырваться из бедности. К сожалению, недостаток финансирования для развития человеческого капитала и рост недоверия к государству, частично обусловленные высоким уровнем коррупции, могут привести к дальнейшей маргинализации в обществе.

Если наше общество решится работать на снижение уровня коррупции в стране, нам стоит вводить такие изменения, которые не поставят под угрозу положение уязвимых слоев населения.

Рекомендации экспертов

Таким образом, эксперты пришли к выводу, что уровень коррупциив нашей стране влияет на все аспекты нашей жизни — от экономического благосостояния граждан и здоровья наших детей до качества воды и воздуха в наших городах.

В условиях высокой коррупции есть несколько механизмов, которые за короткие сроки помогут вывести страну на новый уровень.

— опубликование деклараций государственных служащих, работников квазигосударственного сектора, руководителей бюджетных организаций, должностных лиц, выполняющих государственные функции для обеспечения гражданского контроля;

— обеспечение публичного обсуждения крупных международных инвестиционных контрактов;

— внедрение комплаенс служб в организации квазигосударственного сектора и крупного бизнеса;

— поощрения бизнеса за введение комплаенс служб путем налоговых преференций;

— обеспечение полноценной защиты свидетелей коррупционных преступлений.

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

Казахстанские сериалы, где главный экшн – дача и получение взяток, говорят лишь об одном: коррупция продолжает оставаться одной из самых горячих проблем страны. И не только нашей, если верить опубликованному недавно отчету международной организации Transparency International*.

Для создания отчета опросили более 60 000 человек в 42 странах мира. Большим вызовом для общества видит коррупцию 1 из каждых 3 опрошенных. Взяточничество столь же распространено в Казахстане (29 процентов), как в Литве, Армении (обе – 24 процента) и Румынии (29 процентов). К слову сказать, у России в этом индексе 34 процента, а у Узбекистана – не падайте – всего 18 процентов. Можно по-разному относиться к свежему отчету, но мне захотелось оторваться от сомнительных цифр и попытаться понять, почему борьба с денежным оборотом в его “черной” ипостаси не приводит к искоренению явления. Обращаясь к экспертам из самых разных областей, я начал свое исследование неожиданно: с психоанализа.

По Фрейду

Оксана ГУЛАК (ОО “Сообщество психоаналитической психотерапии”) считает, что деньги и взятки стоит воспринимать как “вещественный эквивалент вопросов отношений – между людьми и часто человека к самому себе”:

– Деньги связаны с вопросом ценностей и отношения к авторитетам, рамкам, правилам и принципу реальности. Часто в отношениях между людьми и организациями деньги – средство обыгрывания чувств, которые нельзя выразить и решить словесно. Когда мы даем или берем взятки, то отыгрываем свои чувства злости, обиды, несогласия. Взятки – символ теневой стороны отношений между людьми. Она существовала всегда, и навряд ли мы с ней сможем что-то сделать. Но чем больше открытости между людьми, тем больше возможности выражать свои конфликты словами и меньше пространства для взяток.

Мысль Оксаны развивает Фатима БАГИЯРОВА, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры коммуникативных навыков КазНМУ им. Асфендиярова:

– Что заставляет их продолжать это делать: нищета, угроза жизни?

– В том-то и дело, что нет. Любопытно, что, когда мы слышим от других о даче или приеме взятки, то испытываем неприятие. Но стоит нам самим оказаться вовлеченными в процесс, как испытываем совсем иные чувства и оправдываем свои действия. С позиции транзактного анализа, если выделить суть слова “взятка”, взяточник выглядит человеком, который взял на себя обязательства, ответственность и дал гарантии. Так, в глазах взяткодателя коррупционер превращается в благодетеля, а дающий – в благодарного просителя и жертву обстоятельств. И это один из основных мотивов коррупционной игры.

– Игры без конца?

– Если обещанное исполняется, она прекращается. Если нет, проситель преследует взяточника, а последний может увиливать от исполнения обещания, тогда игра будет идти по кругу, становясь все более опасной для обеих сторон, до тех пор, пока кто-нибудь не остановит ее и мы не узнаем из новостей, что выявлен очередной факт коррупции и нарушения закона.

– Но ведь человек в конце концов сам принимает решение, что делать, а чего – нет?

– Именно поэтому другой основной мотив коррумпированного поведения – стремление за счет других к самоудовлетворенности и самодостаточности. Для некоторых занять должность, позволяющую брать взятки, – способ самоутверждения во власти, получения признания и достижения значимости себя, для другого – просто возможность наживы. Наши национальные и культурные особенности добавляют масла в огонь, возносят в приоритет неформальные социальные отношения, семейственность, клановость, систему “агашек-кокешек”. В сложных жизненных ситуациях мы доверяем не законным представителям власти, а ищем знакомых, имеющих связи с этой властью, собственноручно создавая условия для роста коррупции в стране. В нашем обществе в эти коррупционные игры тем или иным образом вовлечены все. И чем больше людей начнут осознанно выходить из этих игр, тем сложнее другим участникам коррупционных схем будет самоутверждаться – им просто не с кем будет играть. В Казахстане придумали новый способ победить коррупцию

Норма и отклонение

Теперь логично вовлечь в дискурс эксперта по развитию гражданского общества Айнуру АБСЕМЕТОВУ:

– Я постоянно слышу жалобы и сетование родных и близких о том, что коррупция проела систему образования, систему здравоохранения и т. д. Все вокруг возмущаются, что коррупция и связи решают все и в нашей стране, и в мире. Однако люди не замечают, когда сами дают на лапу дорожному полицейскому, остановившему их на трассе, или суют кому-то “штуку”, чтобы пройти без очереди, или учителю, чтобы он выбрал именно вашего ребенка из целого класса и отправил на конкурс. Это считается нормой, это мало возмущает, а если и возмущает, то люди все равно охотно предпочитают именно такой путь решения своих задач.

В системе, где значимость и ценность личности в целом занижена и ее вес и значение можно обозначить только определенным статусом, людям приходится искать такие вот возможности обозначить себя, подавая себя как “важный ресурс”. Ощущение власти (пусть даже малой – вспомните вахтера на проходной) и покрывает ту естественную потребность, что обозначена в пирамиде Маслоу. В здоровом обществе она достижима через создание своего продукта и обретение самодостаточности. Наши люди не верят в то, что мы сможем (жить. – Ред.) без коррупции, объясняя это менталитетом. И, на мой взгляд, это одна из ключевых установок, мешающих изменить статус-кво.

Я верю в человека и убеждена, что, если создать определенные условия и реорганизовать систему, сделав ее легче, удобнее, взяточную ментальность можно изменить. Когда отпадет иллюзия дефицита, пропадет и потребность покупать и продавать ее по особой цене.

Про тупизмы

Цена – это уже повод обратиться к экономистам. И двоим из них – Алмасу ЧУКИНУ, кандидату экономических наук, и Жарасу АХМЕТОВУ, директору ТОО “OilGazProject” – я задал тот же вопрос, что и остальным.

– Почему берут и дают? – рассуждает Жарас Ахметов: Первая категория взяток – это когда вас к ним подталкивают, вымогают. Например, вам надо получить какое-нибудь разрешение, но его не дают, пока не “отметитесь”. Или, что еще хуже, угрожают неприятностями. И платите, если нет сил и возможности бороться. Как правило, их и нет. Вторая категория взяток – когда подталкиваете (взять) уже вы – дав, сможете получить некое преимущество. Например, хотите победить в тендере, заполучить контракт или государственные субсидии. И дают ведь, если нет других конкурентных преимуществ, а победить в “конкурентной борьбе” ой как хочется.

­– Наша законодательная система основана на римском праве, – дополняет коллегу Алмас Чукин. – Его смысл – всё описать и добиться, чтобы все следовали описанным правилам. А есть англосаксонское право, по которому работает весь международный бизнес, оно основано на здравом смысле, разуме и прецедентах, его законы идут от жизни. Главный порок нашей системы в том, что мы живем по римскому континентальному праву, а не по англосаксонскому. Написанные правила несовершенны, и слишком многое по ним отдано на усмотрение одного человека – чиновника. К тому же законы опаздывают за жизнью. И вот уже борьба с коррупцией, когда, например, бравый финполовец ловит за руку ректора какого-нибудь заштатного вуза, который за две бараньи ляжки поставил студенту нужную оценку, практически не имеет смысла. Ловить и сажать, все эти приемы с использованием меченых купюр – тупизм.

– Что, по-вашему, не тупизм?

– Начинать надо не с борьбы, а с того, чтобы в нашем обществе начали, наконец, уважаться права собственности и человека, как бы странно и неожиданно последнее ни звучало. Искоренять коррупцию надо системно, а не ужесточая борьбу с нею. Недавно встречался с одним честным чиновником. Как он мне плакался из-за девальвации! Говорит, зарплата совсем в копейки превратилась, а взяток никто не дает, он бы и рад брать. А другой его коллега – более циничный – сказал мне: “Посмотри сам, ну взял этот 5 миллионов долларов, посадили его на 3 года, через 2,5 года его выпустят по амнистии, я бы тоже так взял и посидел, если деньги останутся в итоге у меня”.

Еще пара мнений. Экономический журналист Юрий ДОРОХОВ считает, что “да, взятка ускоряет и упрощает решение вопросов, помогает экономить энергию и время”, оговариваясь, что она же порождает “искривленное пространство отношений между людьми, противоречивые, несовершенные законы”:

– Меня останавливает полицейский, я превысил скорость. Знак был почти не виден. Я считаю, что я прав, полицейский же предлагает оспорить его действия в суде. Я знаю, что суд – долго и муторно. Будут переносить заседания, менять судей – я уже сталкивался с этим. У меня есть выбор: терять кучу времени, отнимать его у работы и семьи, заплатить штраф, который я считаю несправедливым, или дать полицейскому две тысячи тенге и спокойно продолжить заниматься своими делами. Я даю и еду по своим делам. Идеальных законов нет нигде, поэтому коррупция есть везде, но в разной степени. И чем несовершеннее законы и правила, тем запутаннее пространство.

Дают и берут, потому что хотят

Политолог Марат ШИБУТОВ, член Общественного совета Алматы, председатель попечительского совета фонда Transparency Kazakhstan, довел мысли коллег до логического конца:

– В основе желания дать или получить взятку – стремление человека к тому, что ему так необходимо, но что ему не получить законным путем. Потому ответ на ваш вопрос прост: люди дают и берут взятки, потому что хотят.

– Есть ли, на ваш взгляд, прием против “лома”?

– Взяточничество с обеих сторон – один из инстинктов, и бороться с ним надо тоже с помощью инстинктов. Важно понимать, что в упор, как у нас с ним борются, его не победить. Взятки брали и будут брать – не обязательно в деньгах, услугами или чем-нибудь другим. Но в наших силах свести это к минимуму. Сделать это можно тремя путями: исключив из процессов человека, создав ситуацию, когда взятку давать будет просто не за что, и беспощадно карая взяточников, не оставляя им возможности избежать наказания.

*People and Corruption: Europe and Central Asia. Global Corruption Barometer 2016

Читайте также: