Что такое информатизация правоприменительной деятельности

Обновлено: 25.06.2024

Аннотация: В статье рассматривается вопрос использования современных цифровых технологий в правоохранительной деятельности. Для того, чтобы максимально эффективно выполнять свои задачи, правоохранительные органы должны быть оснащены современными компьютерными технологиями. Цифровизация органов внутренних дел необходима также потому, что с каждым днем растет число преступлений в цифровой сере. В этой связи сотрудникам правоохранительных органов необходимо быть в курсе современных технологий и разработок.

Ключевые слова: информационная революция, цифровизация, компьютерные технологии, правоохранительные органы, киберпреступность

Annotation: The article discusses the use of modern digital technologies in law enforcement. In order to perform their tasks as efficiently as possible, law enforcement agencies must be equipped with modern computer technology. The digitalization of the internal affairs bodies is also necessary because the number of crimes in digital sulfur is growing every day. In this regard, law enforcement officers need to keep abreast of modern technologies and developments.

Key words: information revolution, digitalization, computer technology, law enforcement, cybercrime

За время развития человечества в мире периодически возникают информационные революции – глобальные новшества в общественных отношениях в связи с существенными преобразованиями в сфере обработки, передачи и хранения информации. Главным следствием таких информационных революций стал переход всего человечества на новый уровень и повышения человеческого потенциала в его деятельности.

Самая первая революция произошла по причине появления письменности в мире, из-за нее появилась возможность передачи знаний и информации из поколения к поколению. Вторая революция, которая началась в середине XVI в., была связана с изобретением книгопечатания, радикально изменившего организацию человеческой деятельности, культуру, да и общество в целом. Третья революция (конец XIX в.) была совершена человечеством в связи с изобретением электричества, которое поспособствовало изобретению радио, телефона, телеграфа, благодаря чему стали возможны оперативная передача и накопление информации в масштабных объемах. Четвертая (70-е гг. XX в.) обусловлена созданием микропроцессорной технологии и изобретением персонального компьютера.

Этому периоду свойственны три фундаментальных инновации:

1. изобретение программно-управляемых процессов и устройств;

2. компактизация всех узлов, устройств, приборов, машин;

3. переход от механических и электрических средств преобразования к электронным[1].

XXI век – век информационных технологий. Повсеместное распространение Интернета, постоянное развитие цифровых технологий изменило наше общество, проникло во все сферы жизнедеятельности: в бизнес, образование. К настоящему времени можно говорить о том, что мы живем в цифровую эпоху. Цифровизация различных сфер жизни общества является не модой и не временным явлением, она стала необходимостью и показателем успешности и современности развития.

В сферу государственного управления цифровизация пришла позже всего. Изначально органы власти различных уровней не считали важным активно внедрять в свою деятельность современные цифровые технологии, не видели в них пользы и необходимости. В то же время благодаря современным цифровым технологиям появилась возможность сбора, обработки, анализа и хранения больших массивов данных, которые могут быть полезны при принятии обоснованных управленческих решений для оптимизации использования всех видов ресурсов. В этой связи сейчас уже для всех стало очевидным, что будущее именно за информационными технологиями, что органам государственной власти необходимо меняться для того, чтобы работать более эффективно, чтобы обеспечить максимальную открытость и прозрачность своей деятельности[2].

Политика государства в сфере информации, формирование данной политики и реализация является одной из ведущих на сегодняшний день направлений политики российского государства. Качество развития информационного пространства стало воздействовать на все сферы человеческой деятельности и жизни – право, политику, экономику, социальную жизнь и культуру. Все это добавляет актуальности вопросам государственной информационной политики, которая, в свою очередь влияет на уровень, темпы и качество перехода нашей страны на новый этап развития – как информационно-развитой страны. Прогресс в науке и технике основан на информационных технологиях. Возникли понятия киберпреступности, интернет-преступности, информационной наркомании, огромными темпами растёт число преступлений в сфере интеллектуальной собственности и высоких информационных технологий, в связи с чем перед правоохранительными органами появляется новая задача: профессиональное раскрытие преступлений в сфере высоких технологий. Государство для обеспечения законности и правопорядка, как основных её функций, стремиться использовать достижения науки и техники, чтобы идти в ногу с преступностью и даже опережать её[3].

Появление новых средств компьютерной техники, программного обеспечения и программных продуктов открывает большие возможности по их использованию в правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Использование информационных технологий в правоохранительных органах необходимо, в первую очередь, для упрощения работы и повышения её оперативности, а во-вторых, для обеспечения эффективной борьбы с преступностью. Эффективность борьбы с преступностью во многом определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой правоохранительными органами. Естественно, результаты данной работы зависят от уровня информационной поддержки, развития информационных технологий и их полного внедрения в правоохранительные органы, обеспечения доступа сотрудникам и использованию информационных технологий во всех видах их профессиональной деятельности. Прежде всего, это объясняется тем, что сотрудникам правоохранительных органов приходится работать с огромным информационным потоком социально-правовой информации, справляться с которым без технических и программных средств практически невозможно[4].

Состояние обеспечения информационными технологиями в правоохранительной и правоприменительной деятельности в последнее время находится на достаточно качественном организационном уровне, что показывает практика их применения. В то же время, учитывая скорость развития информационных технологий, важно постоянно обновлять ресурсы правоохранительных органов, так как постоянно совершенствующиеся цифровые технологии могут оказать неоценимую помощь в деле борьбы с преступностью.

2. Низеев, Г.О. Эволюция информационных технологий, этапы их развития, их роль в развитии экономики и общества / Г.О. Низеев // Российская наука: вектор развития. Материалы всероссийского конкурса научных работ. – 2019. – С. 142-144.

3. Сидоренко, Э.Л. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты / Э.Л. Сидоренко, И.Н. Барциц, З.И. Хисамова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – С. 93-114.

Сведения об авторе:

[1] Низеев, Г.О. Эволюция информационных технологий, этапы их развития, их роль в развитии экономики и общества / Г.О. Низеев // Российская наука: вектор развития. Материалы всероссийского конкурса научных работ. – 2019. – С. 143.

[2] Сидоренко, Э.Л. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты / Э.Л. Сидоренко, И.Н. Барциц, З.И. Хисамова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – С. 99.

[3] Евдотьева, А.О. Информационные технологии в работе правоохранительных органов / А.О. Евдотьева, П.В. Пошвенчук // Инновации в технологиях и образовании. Сборник статей участников XII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 259.

[4] Ширяев, А.А. О тенденциях развития информационных технологий в системе правоохранительной деятельности РФ / А.А. Ширяев, Н.Ю. Юнг, Я.Р. Швец // Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – 2019. – С. 209.

Приветствие участникам конференции от имени Президента Республики Беларусь зачитывает Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, председатель организационного комитета конференции Абрамович А.М.

Республика Беларусь, будучи государством-учредителем Организации Объединенных Наций, членом ЮНЕСКО с 1954 года, закрепила право человека на свободу искать, получать и распространять информацию, прежде всего, на уровне Основного Закона. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Для того чтобы правовая информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный (и адекватный) механизм доведения ее до их сведения. Конец ХХ века предоставил для этого возможности информатизации и, в частности, – правовой информатизации. Информатизация ставит еще один вопрос – сохранение цифрового наследия. Так, в соответствии с Хартией о сохранении цифрового наследия целью его сохранения (а к нему относится и информация правового характера) является обеспечение доступности информации для населения.

В связи с этим одной из приоритетных задач государственного строительства на современном этапе развития белорусского общества является создание адекватной информационной среды и в ней – устойчивой обратной связи между государством, его официальными органами и обществом. В этих условиях информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией заинтересованных на самых разных уровнях – от государственных органов до каждого гражданина.

Исходя из этого, Главой государства концептуально определено одно из магистральных направлений развития правовой сферы - формирование единого информационно-правового пространства, внедрение достижений правовой информатизации. Решение задач, стоящих перед правовой информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом и информационных процессов в сфере юридической деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации.

Отличительной особенностью правовой информатизации (под которой понимается правовой, организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей государственных органов, юридических лиц и граждан в получении правовой информации на базе информационных технологий, систем и сетей, позволяющих осуществлять создание, формирование, накопление, обработку, организацию (систематизацию) и выдачу пользователю правовой информации) от процессов внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в другие сферы жизнедеятельности общества является то, что формирование и использование правовой информации осуществляются на всех стадиях процесса правового регулирования и охватывают весь спектр общественных отношений.

В соответствии с решением Координационного научно-технического совета по информатизации правоохранительных органов Республики Беларусь (КНТС по ИПО) от 31 августа 1995 г. НЦПИ в 1997–1998 г.г. разработал Концепцию правовой информатизации, которая была согласована с:

В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию.

Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации (ГСПИ), предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации. ГСПИ основывается на:

эталонном банке данных правовой информации (ЭБДПИ), являющемся ресурсом, имеющим государственное значение;

Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, представляющем собой электронную систему учета законодательства и единственное официальное полное издание;

Созданная НЦПИ системно-комплексная парадигма формирования информационно-правовых ресурсов и соответствующих технологий позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией.

Разрабатываются или уже внедрены в судах Республики Беларусь системы, позволяющие автоматизировать правоприменительную деятельность судов. Так, в системе хозяйственных судов в 2000–2001 годах внедрена автоматизированная информационная система (ИАСУ – СХС), позволяющая автоматизировать судопроизводство системы хозяйственных судов Республики Беларусь. В системе общих судов Республики Беларусь осуществляются работы по созданию автоматизированной системы Верховного Суда Республики Беларусь (АИС Верховный Суд). Действует ряд решений в сфере применения ИКТ при реализации задач судебной статистики и др.

Кроме указанных сфер правовой информатизации, в которых тем или иным образом достаточно широкое распространение получили современные ИКТ, следует особо выделить вопрос, связанный с обеспечением доступа граждан к правовой информации и, прежде всего, к законодательству. По своей сути данная задача является задачей не только развития правовой информатизации, а выступает в рамках организации всеобщего правового просвещения и образования в Республике Беларусь. Так, НЦПИ создана и развивается сеть публичных центров правовой информации.

Вместе с тем формирование в Республике Беларусь гражданского общества и создание на этой основе демократического правового государства объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Это нашло отражение в выступлении Президента Республики Беларусь на церемонии подписания Решения, принятого во время республиканского референдума, состоявшегося 17 октября 2004 года. Доступ граждан ко всему массиву правовой информации, как правило, ограничивается их возможностями. Не решена проблема доступа к территориально удаленным и региональным правовым информационно-правовым ресурсам. Большинство населения получает информацию в традиционном виде – печатные издания, радио, телевидение. В этих условиях необходимость оперативного и эффективного правового урегулирования постоянно усложняющихся и изменяющихся общественных отношений, установления правопорядка, соответствующего степени развития правового государства и формирования гражданского общества в Республике Беларусь, предполагает еще более активное внедрение в юридическую практику (практику нормотворчества, систематизации законодательства, правоприменения, реализации правоотношений) современных технологий создания, обработки и анализа правовой информации.

Кроме того, с учетом трансграничного характера информационных отношений международный обмен информацией сегодня приобретает особое значение. В этом отношении существует необходимость дальнейшей интеграции информационных ресурсов Республики Беларусь, в том числе и правовых, в международное информационное пространство как в рамках Союзного государства и Содружества Независимых Государств (СНГ), так и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других международных и межгосударственных образований, участником которых выступает Республика Беларусь. Интеграция указанных информационных ресурсов Республики Беларусь может быть с успехом реализована только при наличии согласованного с международными нормами, модельными нормативными правовыми актами указанных международных и межгосударственных объединений национального законодательства в сфере информатизации.

Немаловажное значение в условиях развития правовой информатизации в Республике Беларусь приобретает подготовка высококвалифицированных кадров в этой сфере, а также обучение юристов, государственных служащих, управленческих кадров всестороннему и эффективному использованию достижений современных информационных технологий в юридической практике.

Создана и действует кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву НЦПИ. Основные ее цели:

обеспечение интегрированной системы исследований, подготовки, обучения, информации и документации в области информационного права и правовых информационных технологий (правовой информатизации);

содействие сотрудничеству между специалистами НЦПИ и высококвалифицированными, имеющими международное признание учеными и преподавателями других учреждений Беларуси, Центральной и Восточной Европы.

Таким образом, основной целью дальнейшего поступательного развития правовой информатизации является создание единой системы информационно-правовых ресурсов государственных органов, научных учреждений, иных субъектов правоотношений, основанной на единой технологии создания, предоставления, обработки, организации и доступа к открытой правовой информации на всех стадиях процесса правового регулирования общественных отношений.

В конечном итоге именно единое информационно-правовое пространство на основе комплексного внедрения и использования ИКТ в юридической практике (нормотворческой, правоприменительной деятельности и практике реализации правовых норм) позволит оптимизировать социальные процессы создания, систематизации, накопления и распространения актуальной, полной и достоверной правовой информации. Это в свою очередь не просто приближает существующую национальную правовую систему к современному состоянию развития информационного общества в Республике Беларусь, но и выводит ее на передовые рубежи.

Читайте также: