Что такое информация о трудоустройстве

Обновлено: 30.06.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Устраиваясь на работу, человек несет с собой не только багаж знаний, умений и надежд, но и определенные документальные подтверждения своей личности, компетентности и законопослушности. Проходя процедуру официального трудоустройства, нужно уделить внимание документальной стороне процесса. Законодательно предусмотрен определенный перечень документов, которые должны быть на руках у каждого соискателя при установлении трудовых отношений. На практике этот перечень обычно дополнительно расширяется за счет требований работодателя.

Вопрос: Какие документы об образовании возможно потребовать при приеме на работу медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?
Посмотреть ответ

Рассмотрим, какие бумаги при заключении трудового договора обязательны, а относительно требования каких можно поспорить, и стоит ли это делать.

Документы, необходимые при поступлении на работу по ТК РФ

Трудовой кодекс РФ в ст. 65 дает перечисление документов, которые обязательны к предъявлению лицом, устраивающимся на официальную работу. К ним относятся следующие бумаги.

  1. Документ, удостоверяющий личность соискателя. Обычно это паспорт. В законе допускается предоставление иных документов, удовлетворяющих той же цели, но не раскрывается, каких именно. На практике в качестве такого удостоверения могут служить документы, содержащие фотографию владельца и основные сведения о нем:
  2. заграничный паспорт – примут у иностранных граждан или нерезидентов России;
  3. свидетельство о рождении – если по каким-либо причинам трудоустраивается ребенок до 14 лет;
  4. военный билет – для военных, начиная со звания прапорщика или мичмана;
  5. удостоверение беженца – для людей, утративших документы в результате общественных катаклизмов, которые получили документ иммигранта путем ходатайства о признании беженцем;
  6. справка об освобождении из мест заключения – если трудоустраивается работник, вышедший после тюремного срока;
  7. свидетельство, что в России предъявителю предоставлено временное убежище;
  8. водительские права – в некоторых случаях могут заменить паспорт.

ВАЖНО! Из всего перечня указанных в ст.65 ТК РФ документов только этот является безусловно необходимым при устройстве на работу. Его отсутствие – абсолютная причина для отказа в трудоустройстве. Все остальные документы могут потребоваться при определенных обстоятельствах, а иногда можно обойтись и без них.

Эксперты поясняют, почему работодатель не может отказать в трудоустройстве соискателю, если он предъявил удостоверение личности военнослужащего, а не военный билет.

К СВЕДЕНИЮ! Работодатель имеет право для подтверждения уровня, указанного в предоставленных документах, назначить сотруднику испытательный срок или дополнительную аттестацию и принимать решение о трудоустройстве, исходя из результатов.

  • это первое официальное трудоустройство гражданина;
  • человек устраивается на работу по совместительству;
  • трудовая книжка утеряна или повреждена.
  • СНИЛС ранее не оформлялся (человек официально нигде не работал);
  • карточка утрачена;
  • со времени выпуска карточки изменились персональные данные (фамилия).

5 основных документов при приёме на работу

ВАЖНО! Законодательство РФ ЗАПРЕЩАЕТ требовать от устраивающегося на работу лица любые дополнительные документы.

На работу впервые в жизни

Если гражданин не был официально трудоустроен, то его первый работодатель вправе потребовать от него только удостоверение личности. Диплом и военный билет понадобятся только в тех случаях, когда работа требует специальной подготовки, а сам соискатель военнообязанный. Остальные документы будут оформлены для сотрудника работодателем после заключения трудового договора:

  • трудовая книжка – в течение 5 дней после трудоустройства;
  • СНИЛС – в течение нескольких недель, необходимых для выпуска карточки (до месяца).

ВАЖНО! Рекомендации по оформлению первичной трудовой книжки в 2020 г. от КонсультантПлюс доступны по ссылке.

Дополнительные документы в связи со спецификой работы

Некоторые специальности и должности, связанные с определенными законодательными требованиями, нуждаются в документальном подтверждении особенностей личности соискателя. ТК РФ и отдельные нормативные акты предусмотрели для таких профессий некоторую дополнительную документацию, которую вправе затребовать работодатель при трудоустройстве:

  • водительское удостоверение соответствующей категории (если работник устраивается на должность, предусматривающую вождение определенного вида транспорта);
  • медицинская книжка (необходима при занятии должности в педагогической, медицинской, торговой сферах, а также для работников общественного питания);
  • разрешение на работу, выданное Федеральной Миграционной службой – для граждан других государств, устраивающихся работать в России;
  • свежая справка о прохождении медицинского осмотра (по форме 086-У) об отсутствии противопоказаний для указанной профессиональной деятельности – для видов работы, связанных с опасностью для здоровья или в неблагоприятных условиях, а также для всех несовершеннолетних соискателей;
  • справка об отсутствии судимости и/или уголовного преследования (возможно, о реабилитации после такового) нужна для некоторых должностей, предусматривающих ограничения по этому признаку, например, для работы в судебной системе.

Работодатель может попросить

В списке необходимых документов не содержится прямых указаний на многие бумаги, которые часто приходится на практике предъявлять по просьбе работодателя. Безусловно, непредоставление этих документов не должно повлечь отказа в трудоустройстве, а если повлекло, его можно оспорить через суд. Но стоит подумать, начинать ли сотрудничество с судебных разбирательств. Тем более, что в большинстве случаев просьба работодателя о тех или иных документах необременительна для соискателя, а часто – в его собственных интересах. Что может быть в пакете документов для трудоустройства, кроме обязательных бумаг?

  1. Заявление о приеме. Оно будет написано сотрудником при оформлении по установленному в организации образцу. Иногда достаточно просто заполнить и подписать типовой бланк со стандартными реквизитами:
    • ФИО и должность работодателя;
    • ФИО будущего сотрудника и его адрес;
    • заглавие документа – заявление;
    • просьба принять на определенную должность в том или ином структурном подразделении в конкретной организации;
    • особенности трудоустройства – неполный рабочий день, работа на ставку или ее долю, по совместительству, на определенный срок и др.;
    • подпись и расшифровка ФИО;
    • дата написания.

Заявление о приёме на работу будет подшито к личному делу сотрудника, которое оформят кадровики.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Формулировка должности, указанная в заявлении (как и впоследствии в трудовом договоре, трудовой книжке и других документах) должна дословно совпадать с указанной в штатном расписании.

Зачастую бывшие работодатели оформляют характеристику по такой форме.

  • справка о беременности;
  • удостоверение многодетной семьи;
  • справка о наличии малолетних детей или близких родственников-инвалидов;
  • справка о донорстве;
  • свидетельство о работе в зоне радиоактивного заражения;
  • государственные награды и т.п.

Часто необоснованно требуют

Законодательно запрещено при приеме на работу требовать документы, не предусмотренные нормативными актами РФ: Трудовым кодексом, федеральными законами, постановлениями Правительства и указами Президента. Естественно, что и отказывать кандидату на основании отсутствия таких документов неправомерно. Тем не менее, нередко работодатели настаивают на обязательном наличии и предоставлении при трудоустройстве:

  • ИНН – свидетельства регистрации гражданина как налогоплательщика;
  • постоянной регистрации (прописки) в том регионе, где расположена организация работодателя.

Пытаться настаивать на своих правах и пытаться бороться с системой или же согласиться на требования работодателя, в каждом отдельном случае человек решает сам.

Понятие занятость. Занятость – является деятельностью человека, которая направлена на удовлетворение его материальных потребностей. Получать доход, человек должен в рамках нормативно-правовых актов.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право распоряжаться своими рабочими ресурсами и творческим потенциалом. Лишь сам человек является инициатором своего права на труд в свободной форме, без принуждения.

Общие сведения

Занятость, трудоустройство и его виды, напрямую зависят от субъектов трудовых отношений. К субъектам относятся как соискатели работы, так и работодатели.

Занятая личность, это человек, который работает благодаря заключению договора, закрепляющего трудовые отношения.

  • Люди, выполняющие определенный набор действий, имеющих платную основу. Работнику получает материальное вознаграждение за проделанный труд, который он осуществляет в рамках полного или сокращенного рабочего дня. Например: постоянную работа, временная, сезонная
  • Лица, в статусе частных предпринимателей и занимающиеся коммерческой деятельностью.
  • Подсобные рабочие.
  • Работники на основе договоров, имеющие гражданско-правовую основу. На выполнения работ или оказания услуг. Сторонами договора могут быть индивидуальные предприниматели.
  • Сотрудники силовых структур, пожарных служб, органов внутренних и уголовных дел.
  • Лица, состоящие на военной или альтернативной гражданской службе.
  • Студенты и учащиеся общеобразовательных заведений, начальных, средних и высших профессиональных учреждений.
  • Лица, которые по временным причинам не могут вести привычную для них трудовую деятельность. Сюда можно отнести отсутствие трудоспособности, прохождение курсов повышения квалификации, отпуск, больничный, перепрофилирование, временную остановку работы учреждения, подготовку к службе в вооруженных силах и др…
  • Люди, которые являются учредителями организаций. Исключение из этого пункта составляют религиозные, общественные и благотворительные организации, потому что имущественных прав в отношении подобных созданных структур нет.

Трудоустройство – это поиск работы, подготовка к ней и устройство на эту работу. Трудоустройство может быть самостоятельным, с помощью службы занятости, перевод сотрудника, внутри организации на другую должность, с согласия работника.

Трудоустройство также является деятельностью государственных органов касательно помощи их в профессиональной подготовке, поиске подходящей работы и т.д.

Современные рыночные реформы позволяют сотрудничать с работодателями различными способами.

Виды трудоустройства, это такая форма деятельности, которая осуществляется строго по полученной от государственных органов или частных организаций, лицензии.

  • Прямое – непосредственное обращение соискателя к работодателю.
  • Обращение к посреднику – государственная служба занятости, негосударственные субъекты предпринимательской деятельности.

Все виды трудоустройства в России являются разрешенной формой. Сюда относятся и виды с индивидуальным обеспечением, такие как предпринимательство, фермерское хозяйство.

Рассмотрим четыре формы трудоустройства, их плюсы и минусы.

Подробности

Официальное трудоустройство по трудовому договору

В данном случае заключается трудовой договор, который обеспечивает сотрудника социальной и юридической защитой.

В трудовом договоре четко прописан рабочий график и определена заработная плата.

Работодатель забирает и вносит в вашу трудовую книжку важные отметки о сроке работы, повышении в должности, а также негативные отметки, если таковые имеются.

В случае безработицы, сокращения или потери работы, человеку выплачивается государственное пособие.

Из официальной заработной платы идут ежемесячные страховые и пенсионные отчисления. Из которых в последствие формируется выплата пенсии. Официальное трудоустройство включает полный социальный пакет: декретный отпуск, больничный, премии.

Если какие-либо права работника нарушаются, он имеет право в Государственную инспекцию труда с жалобой на работодателя.

Минусы такого трудоустройства, следующие:

Восьмичасовой рабочий график, который вы не в праве изменить.

Выплаты налогов из заработной платы. 13% НДФЛ, пенсионный и страховой фонд 30% от з/п.

Работа по контракту или гражданско-правовой договор

В данном виде трудовые отношения определяются между работодателем-заказчиком и работником-исполнителем.

Работники на основе договоров

Все правонарушения и споры регулируются в рамках КоАП (Кодекс об Административных нарушениях).

В данном случае зарплата у работников выше, чем по трудовому договору. Однако все налоговые отчисления вносятся самостоятельно.

График, количество рабочих часов, окончание сроков работы, заработная плата прописываются в договоре.

Исполнитель сам назначает стоимость своей работы, оценивая свое умение и возможности, ориентируясь на среднюю рыночную стоимость.

Одновременно работник может заключать несколько договоров.

Так как сроки окончания работ прописаны в договоре, окончательный результат Заказчик должен получить вовремя. В случае возникновения убытков или просрочки, Исполнитель несет ответственность и возмещает убытки.

Конкуренция на рынке, самостоятельный поиск работодателя, желательны отзывы, портфолио с предыдущих мест работы.

Нет гарантий по оплате труда, встречаются недобросовестные заказчики.

Не оплачиваются больничные и отпуска.

Самозанятость

Новое понятие на современном трудовом рынке, которое появилось недавно.

Так как эта форма трудоустройства новая, необходимо подойти к ней грамотно, изучив договорное право и основы финансового планирования.

Самозанятость ввели для того, чтоб вывести из тени налоги самозанятых людей, таких как нянечки, репетиторы, ай-ти специалисты и т.д. Эти работники должны оплачивать от 4 % до 6% налога на профессиональный доход, за это государство обеспечивает их юридической защитой.

Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.

  • оказание косметических услуг на дому;
  • фото- и видеосъемка на заказ;
  • реализация продукции собственного производства;
  • проведение мероприятий и праздников;
  • юридические консультации и ведение бухгалтерии;
  • удаленная работа через электронные площадки;
  • сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок;
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов;
  • строительные работы и ремонт помещений.

Налоги в ПФР выплачиваются по желанию. Можно совмещать с основной работой или иметь несколько заказчиков.

Регистрируются легко, при помощи специального мобильного приложения, которое также рассчитывает сумму налога и перечисляет налог.

Оплата сдельная, за результат.

Имеются ограничения, которые необходимо изучить, прежде чем переходить на самозанятость.

У самозанятых не может быть работодателя и наемных работников.

Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц, если распределить этот лимит по месяцам (хотя суммы доходов в месяц могут варьироваться в большую или меньшую сторону, главное — чтобы итоговая сумма за год не превышала 2,4 млн руб.).

Самостоятельно находить заказчиков.

Пенсия не начисляется, если вы не делаете отчисления в ПФР.

Индивидуальный предприниматель

Если вы решили заняться собственным бизнесом и работать на себя, необходимо стать индивидуальным предпринимателем.

Лица, в статусе частных предпринимателей

Доступность, простая регистрация и ликвидация. Минимальная отчетность, без бухучета.

Быстрый и простой вывод денег, на карту, наличными.

Выплата налогов снижается до 6%, плюс взносы в ПФР.

Выплата страховых взносов. Уже при открытии бизнеса, необходимо уплатить взнос, даже при убытках.

В случае убыточности и накопления долгов, даже при закрытии долги не списываются. В счет долгов могут лишить личного имущества. Кроме единственной жилплощади, мебели, личных вещей.

Существуют ограничения по видам деятельности:

  • производство алкоголя, лекарств, военной продукции;
  • банковская деятельность;
  • организация торгов;
  • страхование и клиринг;
  • охрана;
  • организация туров и др.

Неделимость бизнеса, собственником может быть только одно лицо.

Трудоустройство для особых слоев населения

  1. инвалиды;
  2. лица, пребывавшие в местах лишения свободы;
  3. несовершеннолетние лица до 18 лет;
  4. матери-одиночки и многодетные;
  5. лица, окончившие специализированные учреждения;
  6. родители, у которых на воспитании ребенок инвалид.

Трудоустройство для инвалидов

На частных предприятиях существует квотирование, которое обязывает предпринимателей выделить вакансии под людей с ограниченными возможностями.

Занятость позволяет людям инвалидам общаться с социумом чувствовать себя нужными обществу.

Заключение

В современных трудовых отношениях существует еще несколько видов занятости. К ним относится фриланс, удаленная работа. Имея компьютер и интернет под рукой, специалисты могут предоставлять свои услуги с разных концов света.

Волонтерство – единственный вид, который материально не оплачивается. Но приносит пользу людям, полезный опыт и связи.

Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!

Нарушения режима, если таковые имелись.

Если вам доводилось пропускать работу по временной нетрудоспособности, в связи с травмой, заболеванием, недомоганием,

детей, рожденных в гражданском браке зарегистрировать немного сложней, на это уходит больше времени.

Регулирование семейных отношений в РФ проходит согласно единому нормативно-правовому акту – Семейному Кодексу. Он


Так, с 2021 года наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрена на постоянной основе дистанционная и проактивная (без заявлений) форма оказания такой услуги службами занятости — с использованием рассматриваемой цифровой платформы. И причина этому не только коронавирус, а в целом развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения.

До начала пандемии коронавируса центры занятости предоставляли свои услуги только в очном режиме — при личной явке. В апреле 2020 г. был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ такой формат ввёл на постоянной основе.

При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью нужен единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.

Принятие Закона № 219-ФЗ не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости: можно обращаться за помощью в удобном формате.

Считается, что Единая цифровая платформа занятости и трудовых отношений позволит сформировать:

  • единые требования к порядку предоставления госуслуг в части занятости;
  • единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов службы занятости на основе единых стандартов.

Закон № 219-ФЗ также установил основы особенностей взаимодействия работодателей, граждан и служб занятости в электронной форме.

Он закрепил обязанность центров занятости регистрировать граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при сайте Госуслуг для подачи заявлений с через Единую цифровую платформы (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи).

Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы госвласти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек и др.).

Новое правовое регулирование

Единая цифровая платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Перед платформой занятости и трудовых отношений стоят следующие задачи:

  • содействие занятости населения, в т. ч. путём размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
  • обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости, в т. ч. их оказания в электронном виде;
  • создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам ГПХ, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторским договорам с физлицами;
  • формирование аналитической информации о трудоустройстве.

Порядок функционирования Единой цифровой платформы устанавливает Правительство РФ. Он включает:

  • перечень подсистем и порядок их взаимодействия;
  • перечень информации на платформе;
  • перечень участников информационного взаимодействия, их функции и полномочия;
  • порядок представления, обработки информации на платформе, а также её информационного взаимодействия с иными информационными системами;
  • порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов о работе, в т. ч. их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (с 16.11.2021);
  • порядок использования платформы органами службы занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных госуслуг в этой области;
  • порядок оформления в электронном виде договоров ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторских договоров с физлицами (с 01.01.2023);
  • иные вопросы.

Предусмотрено, что Единая цифровая платформа обеспечивает:

  • обработку информации, перечень которой утверждает Правительство РФ;
  • идентификацию участников, прошедших авторизацию в ЕСИА;
  • представление информации в электронной форме;
  • мониторинг и анализ информации;
  • представление работодателями в службу занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • размещение работодателями информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ, в т. ч. о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов;
  • размещение гражданами информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ;
  • возможность ее развития.

Оператор Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений — это уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. По факту это Роструд.

Информация на платформе

Участники Единой цифровой платформы должны обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, которую размещают на ней.

По общему правилу информация на Единой цифровой платформе — общедоступна, кроме той, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Заключение

Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров отложена на конец 2021 года и на начало 2023 года.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Когда при взаимоотношениях между работодателем и наемным рабочим соблюдается описанный в ТК РФ порядок, такие отношения считаются трудовыми. К особенностям такого взаимодействия стоит отнести официальное документальное оформление, конкретная должность, перечень функций, обязанностей, сфера ответственности, социальные гарантии и прочие моменты мотивации. Что такое оформление по ТК РФ, будем разбираться в этой статье.

Что такое оформление по ТК РФ

Что понимается под оформлением по ТК РФ

Сегодня ТК РФ устанавливает четкую последовательность действий, которые должны выполнить стороны чтобы трудовые отношения были официально зафиксированы. Тут же зафиксированы базовые принципы трудового права. Стоит выделить такие базовые моменты:

  • оформление трудовых отношений осуществляется добровольно. Никто не имеет права заставлять гражданина выполнять работу, которая ему не нравится;
  • принудительный труд запрещен. Также запрещена какая-либо дискриминация в области трудовых отношений;
  • государство способствует гражданам в трудоустройстве и принимает меры по ликвидации безработицы;
  • каждый труд должен оплачиваться в размере не меньшем, чем установлено на государственном уровне;
  • взаимоотношения между работодателем и нанимающимся на работу гражданином должны быть договорными. Стоны изначально четко знают границы своих прав и полномочий, за нарушение которых может наступить юридическая ответственность.

Исходя из перечисленных принципов, начало процедуры трудоустройства предусматривает определенную, и внесенную в ТК РФ последовательность действий. Сюда вошли:

  1. Написание заявления с просьбой о трудоустройстве.
  2. Выдача приказа о зачислении в штат сотрудников компании.
  3. Подписание сторонами трудового договора.
  4. Ознакомление нового сотрудника с должностными и рабочими инструкциями, законодательством, нормативными документами, регулирующие вопросы в сфере деятельности конкретного сотрудника.

Помните, оформление по ТК РФ – это четкая фиксация взаимоотношений администрации и гражданина по вопросам выполнения конкретного вида работы по действующим правилам трудового законодательства.

Порядок приема на работу

Оформление трудоустройства осуществляется в несколько этапов. Их можно сгруппировать в отдельные блоки:

  1. Подготовка документов. Законодатель обозначил исчерпывающий перечень документов, которые требуются при трудоустройстве. Сюда вошли паспорт, идентификационный код, военный билет, страховое свидетельство, трудовая книжка, документ об образовании (если должность предусматривает необходимость определенной квалификации), медицинские справки о состоянии здоровья (также, когда должность предусматривает определенные критерии к здоровью соискателя).
  2. Ознакомительный этап. Обычно осуществляется в виде собеседования с работодателем (его представителем). Цель общения – ознакомить будущего сотрудника с условиями работы, оплаты, социальными гарантиями. Его обязанностями, правами, ответственности. На этом этапе гражданин принимает для себя решение, согласен ли он на такие условия труда.
  3. Этап оформления трудоустройства. В этом случае пишется заявление на трудоустройство, готовится и подписывается работодателем приказ о принятии в штат, стороны подписывают договор. Происходит официальное ознакомление сотрудника с правилами трудового распорядка, коллективным договором, должностными и рабочими инструкциями.
  4. Оформление сотрудника кадровым и бухгалтерским подразделением. Происходит без участия сотрудника. На этом этапе заводится личное дело, открывается в бухгалтерии счет, оформляется банковская карточка, происходит подготовка рабочего места для возможности полноценно выполнять возложенные на него функции.

Помните, при наличии полного пакета необходимых документов процедура трудоустройства занимает не больше одного рабочего дня. Этот день считается рабочим и оплачивается в полном объеме.

Какие документы необходимы

Документы для оформления по ТК РФ

В момент трудоустройства работодатель имеет право требовать от будущего сотрудника четко определенный перечень документов. Рассмотрим, какие документы вошли в этот перечень и при каких обстоятельствах у работодателя появляется право это требовать:

  1. Паспорт. Предоставляется во всех случаях. Является базовым документом подтверждения личности.
  2. ИНН. Подается вместе с паспортом. Необходим для правильного начисления налогов по конкретному физическому лицу.
  3. Трудовая книжка. Прилагается к документам в случае ее наличия. Если отсутствует – в копании после трудоустройства заведут новую. Документ не обязательный для предъявления.
  4. Воинский билет (приписное свидетельство). Касается военнообязанных лиц мужского пола (могут требовать и для некоторых женских должностей. К примеру, для отдельных категорий медиков).
  5. Страховое пенсионное свидетельство. Обязательно для лиц, ранее работавших. Если такого документа нет, его обязаны завести на месте. При этом гражданин должен быть сам заинтересован в этом документе, ибо от пенсионных отчислений в дальнейшем будет зависеть размер пенсии.
  6. Справка об отсутствии судимости. Может требоваться только в том случае, если будущая работа связана с финансами, необходимостью хранить какие-то государственные или коммерческие тайны.
  7. Справка о прохождении медицинской комиссии. Требуется только в том случае, когда будущая работа связана с необходимостью быть в определённой физической форме (зрение, слух, речь, реакция, возможность работать в определенных условиях).

Помните, требовать каких-либо дополнительных документов, не предусмотренных законодательством работодателю запрещено. Особенно если это касается личной жизни гражданина, его партийных предпочтений, верования, цвета кожи, пола и других.

Приказ о приеме на работу

Подтверждением факта оформления трудовых отношений является издание приказа (распоряжения) работодателя. Происходит это после написания и рассмотрения заявления о трудоустройстве, подготовки и подписания трудового договора. Иными словами, соискатель уже успел ознакомиться с основными своими обязанностями на будущей работе и готов ее выполнять.

Приказ имеет такую базовую информацию:

Помните, структура оформления подобных приказов может отличаться у разных работодателей. Но перечисленная выше базовая информация должна присутствовать в обязательном порядке.

Подписание трудового договора

Заключение трудового договора для оформления по ТК РФ

На каждом предприятии, вне зависимости от типа собственности, между работником и его работодателем заключается договор. Отсутствие такого документа чревато штрафными санкциями относительно работодателя. Поэтому администрация прямо заинтересована в своевременном составлении подобных документов. Более того, в большинстве случаев уже имеются шаблоны подобных договоров на каждую должность с тем, чтобы ускорять процедуру трудоустройства.

В этом документе содержится информация:

  • перечень обязанностей труженика;
  • конкретизируется место работы, режим труда и отдыха, базовые условия оплаты труда;
  • ответственность сторон за невыполнение условий этого договора;
  • отдельные нормы (в сжатом виде) локальных документов, регламентирующих трудовые обязанности, социальную защиту, гарантии, компенсации, другие важные для сотрудника моменты.

Трудовой договор подписывают работодатель и работник. Других подписантов или согласований трудовое законодательство не предусматривает.

Кроме обязательств, ответственности, базовой информации о работе, оплате и социальных гарантиях этот документ также должен иметь четкие сведения о сторонах, что его подписали. Так, чтобы их можно было конкретно идентифицировать в будущем.

Помните, подписывается трудовой договор одновременно с подписанием приказа о трудоустройстве. При этом, до направления этих документов на подпись работодателю, трудовой договор уже должен быть подписан со стороны будущего труженика.

Трудовая книжка

Это основной документ, подтверждающий стаж и трудовую деятельность сотрудника. Имеет стандартизированную форму. Ведется по утвержденной правительством методологии. Составляется на каждого труженика индивидуально.

В трудовой книжке отображаются такие данные:

  • наименование компании работодателя;
  • дата трудоустройства (увольнения);
  • полное наименование должности, куда был назначен (переведен) работник;
  • дата и номер приказа, на основании которого выполнено зачисление в штат (увольнение);
  • имеющиеся в работника поощрения.

Все записи заверяются подписью (с расшифровкой наименования должности и ФИО) уполномоченного на ведение трудовых книжек сотрудника, а также печатью компании. Отсутствие этих реквизитов может стать причиной признания записей недействительными.

По правилам ведения трудовых книжек все записи вносятся последовательно, нумеруются сплошной нумерацией. При смене места работы ведение трудовой книжки продолжается на новом месте работы. Весь период, пока сотрудник находится в штате компании, его трудовая книжка должна храниться в отделе кадров. Выдача этого документа на руки труженику не допускается.

Помните, отсутствие трудовой книжки не есть основанием для отказа в трудоустройстве. Но в этом случае трудовой стаж начнется с момента последнего трудоустройства. А это уменьшенный размер больничных и других социальных выплат.

Испытательный срок

Испытательный срок и оформление по ТК РФ

Чтобы проверить соответствие работника должности, на которую его назначают, работодатель может установить испытательный период. Об этом обязательно указываться в трудовом договоре. Устанавливаются условия и срок испытания. Если таких формулировок изначально нет, тогда гражданина стоит считать таким, что принят на постоянной основе.

Максимальный срок испытания для работников – три месяца. Для экономических, инженерных, руководящих сотрудников срок испытания может составлять до 6 месяцев. Если трудовой договор заключается на период не больше полугода – испытание должно быть не больше двух недель. После окончания этого периода, если работника не уволили, его следует считать таким, что прошел испытание.

Но есть категории граждан, для которых испытания не устанавливается. В этот перечень вошли:

  • несовершеннолетние (до 18 лет);
  • беременные, а также мамы с детьми до полуторагодичного возраста;
  • лиц, прошедших предварительный конкурс на назначение на эту должность;
  • выпускники ВУЗов по направлению;
  • граждан, избранных на должность;
  • если трудоустройство осуществляется в порядке перевода;
  • когда срок трудового договора составляет меньше 2 месяцев;
  • в иных, предусмотренных законами случаях.

Помните, чтобы уволить сотрудника по окончанию испытательного срока, необходимо доказать, что он действительно не прошел испытания. Иначе он сможет это оспорить и восстановиться на должности на бессрочной основе.

Особенности трудоустройства отдельных категорий сотрудников

В процессе трудоустройства не все сотрудники оформляются одинаково. Из общего правила присутствуют некоторые исключения. Они касаются таких категорий наемных тружеников:

  1. Несовершеннолетний сотрудник. Особенность трудоустройства такого гражданина в том, что ему не имеют права устанавливать период испытания. В некоторых случаях требуется письменное согласие родителей на то, чтобы такой гражданин приступил к выполнению трудовых функций. Медицинский осмотр с выводами о соответствии будущей работы здесь обязателен.
  2. Иностранный рабочий. Чтобы нанять такого работника, потребуется получить специальное разрешение от государства на его трудоустройство. Выдается на определенный срок (как правило, до 3 лет). Дальше может быть продлено. Поэтому трудовой договор заключается на такой же период.
  3. Работа по совместительству. Предусматривает возможность трудиться одновременно на двух работах. При этом трудовая книжка ведется по основному месту трудовой деятельности. Время труда на основном месте работы должно быть не меньше 50% от общего рабочего времени. Если гражданин работает на двух работах, где время не пересекается (например, на одном в дневной период, а на другой в ночные смены) это не считается совместительством. Оформляется (кроме трудовой книжки), на обоих местах работы.
  4. Нюансы оформления дистанционного сотрудника. Главный нюанс – не обязательно ехать в отдел кадров с документами. Достаточно их отсканировать и послать по электронной почте. В дальнейшем можно достать заверенные копии обычным письмом. Также вы получите подписанный работодателем трудовой договор. Вся дальнейшая переписка и общение, в том числе сдача выполненной работы, осуществляется дистанционно через Интернет.

Помните, законодатель четко регламентировал нюансы оформления трудовых отношений с различными категориями граждан. Поэтому, до момента начала сотрудничества, целесообразно с ними заблаговременно ознакомиться.

Ответственность за неоформление трудового договора

Ответственность за работу без трудового договора

Отсутствие письменного трудового договора, заключенного по правилам ТК РФ, является серьезным нарушением. За это предусматривается административная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.

В этом случае индивидуальных предпринимателей может ожидать:

  • штраф до 10 тыс. рублей, если предприниматель несвоевременно оформил работника;
  • если нарушение повторное, то штраф возрастет до 40 тысяч рублей, либо могут остановить деятельность до 90 суток;
  • уголовная ответственность, если трудовые взаимоотношения без оформления осуществлялись продолжительный срок (от нескольких месяцев).

Для юридических лиц:

  • штраф на компанию в размере до 100 рублей;
  • когда незаконно трудоустроен иностранец компанию ожидает штраф до 1 млн. рублей;
  • индивидуальный штраф руководителю до 20 тыс. рублей;
  • повторные нарушения – штраф администрации увеличивается до 200 тыс. рублей, руководителя могут уволить по статье и вдобавок дисквалифицировать до 3 лет.

Помните, за каждое нарушение трудового законодательства предусмотрена ответственность. Для ее установления достаточно заявления или информации с заинтересованной стороны, либо если факт выплывет во время проверки.

Про прием на работу и заключение трудового договора рассказано в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: