Что такое информационное обеспечение профессиональной деятельности

Обновлено: 07.07.2024

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение является основой разработки всего комплекса средств информационной технологии, определяя организационное, техническое и программное обеспечение.

Информационное обеспечение это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

Информационное обеспечение чаще всего определяют через ряд составляющих: совокупность справочных данных, классификаторов информации (справочно-нормативное информационное обеспечение); унифицированных систем документации; специально организованных массивов информации.

Справочно-нормативное информационное обеспечение составляют федеральные, ведомственные и локальные информационные массивы. Федеральное справочно-нормативное информационное обеспечение содержит законодательные акты и организационно-технические документы – ГОСТы и федеральные классификаторы. Ведомственные массивы содержат информацию о нормативном регулировании в области, в которой функционирует данная информационная технология, локальные ориентированы на решения локальных прикладных задач.

Система классификаторов формируется для:

· обеспечения однозначности и точности при заполнении различных первичных документов;

· адекватности представления и отображения информации в различных информационных подсистемах;

· обеспечения возможности обмена информационным обеспечением.

Среди федеральных классификаторов следует отметить:

- общероссийский классификатор административно-территориального деления (ОКАТО);

- общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН); общероссийский классификатор продукции (ОКП);

- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

- идентификационный номер налогоплательщика ИНН, системы ведомственных классификаторов.

В МВД России отраслевые классификаторы разрабатываются в соответствии с Приказом № 533 от 1996 г.

Массивы информации составляют данные по предметной области, специально организованные в виде баз данных.

Под данными в области информационных технологий принято понимать информацию, представленную в виде, пригодном для её передачи и обработки автоматическими или автоматизированными средствами.

База данных – специально организованная совокупность данных в виде таблицы: столбцы – поля, строки – записи базы данных.

Построение баз данных часто представляется на практике в виде двух этапов:

1-й этап – обследование всех функциональных подразделений организации с целью:

· понять специфику и структуру ее деятельности;

· построить схему информационных потоков;

· проанализировать существующую систему документооборота;

· определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Часто в информационном обеспечении выделяют еще один элемент – схемы информационных потоков. Они отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. Анализ информационных потоков должен проводиться с целью их более организации, повышения интенсивности передачи и обработки информации, поступающей от источника к потребителю.

Построение схем информационных потоков обеспечивает:

· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

· классификацию и рациональное представление информации.

Подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая им используется.




Таким образом, для создания информационного обеспечения необходимо:

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления;

· представление движения информации от момента возникновения и до ее использования в виде схем информационных потоков;

· использование системы классификации и кодирования;

· совершенствование системы документооборота;

· составление концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· организация массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Финансовые вычисления с помощью


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Финансовые вычисления с помощью MS Excel Доцент кафедры сервисного инжиниринга Муминова Светлана Рашидовна Пушкино, 2017


Принцип временной ценности денег Деньги сегодня стоят больше, чем деньги завтра


Основные понятия финансово – экономических расчетов Процентная ставка (Ставка) Период начисления Капитализация процентов Наращение Дисконтирование


Простые проценты Наращение Дисконтирование


Сложные проценты Наращение Дисконтирование


Следует помнить, что при решении задач важно приводить процентную ставку к соответствующему периоду! Например. Если ставка указана для целого года, при расчете БС для периода в 3 месяца в формулу необходимо подставить ставка/4.


Задача 1 В банке размещен депозит в сумме 37 000 руб. под 11, 5% годовых. Определить размер депозита через 3 года, если проценты начисляются каждые полгода на размер вклада, выплата процентов не производится. Решение Используем формулу сложных процентов Т. к. период начислений – полгода, то ставка составляет не 11, 5%, а 11, 5/2 = 5, 75%, а количество периодов 6. Таким образом, формула примет вид: Внимание! Процентная ставка переводится в десятичную дробь!


Решим задачу проще… =БС(ставка; кпер; плт; [пс]; [тип])


Задача 2 Ссуда в размере 1 млн. руб. выдана 20 января 2014 г. до 5 октября 2016 г. включительно под 18% годовых. Какую сумму должен возвратить должник? (В году 365 дней) Решение Согласно формуле простых процентов Кпер = ?


Для произвольного периода =ДОЛЯГОДА(нач_дата; кон_дата; базис) Возвращает долю года, которую составляет количество дней между двумя датами (начальной и конечной). Функция ДОЛЯГОДА служит для определения доли годовых гонораров или обязательств, приходящихся на указанный период. Даты должны вводиться с использованием функции ДАТА или как результат вычисления других формул и функций. Например, для 23 -го мая 2008 года следует использовать ДАТА(2008; 5; 23).


Определение текущей стоимости Текущая (приведенная) стоимость получается как результат приведения будущих доходов и расходов к начальному периоду времени. ПС (ставка; кпер; плт; бс; тип) Равные платежи, равные промежутки времени. ЧПС (ставка; значения) Различные платежи, равные промежутки времени. ЧИСТНЗ (ставка; значения; даты) Различные платежи, различные промежутки времени.


Задача 3 Решение или =ПС (ставка; кпер; плт; бс; тип) Ответ: 355 890, 12 руб.


Задача 4 Решение: =ПС (ставка; кпер; плт; бс; тип) Внимание! В данной задаче есть аргумент ПЛТ - платеж Ответ: 14 953, 06 руб.


Задача 5 Решение


Задача 6 Инвестор с целью вложения средств рассматривает два проекта, расчитанных на 5 лет. Их характеристики: Проект 1. Начальные инвестиции 550 000 руб. Доход за 1 -5 год: 100 000, 190 000, 270 000, 300 000, 350 000. Проект 2. Начальные инвестиции 650 000 руб. Доход за 1 -5 год: 150 000, 230 000, 470 000, 180 000, 320 000. КАКОЙ ПРОЕКТ НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДЛЯ ИНВЕСТОРА при ставке банковского процента 15% годовых?


Аннуитет = финансовая рента это ежемесячный платеж по кредиту, размер которого остается неизменным на протяжении всего срока кредитования В широком смысле, аннуитетом может называться как сам финансовый инструмент, так и сумма периодического платежа, вид графика погашения финансового инструмента или другие производные понятия. По времени выплаты первого аннуитетного платежа различают: • аннуитет постнумерандо — выплата осуществляется в конце первого периода, • аннуитет пренумерандо — выплата осуществляется в начале первого периода.


Определение срока платежа и процентной ставки КПЕР (ставка; плт; пс; бс; тип) Общее количество периодов выплаты СТАВКА (кпер; плт; пс; бс; тип; предположение)


Задача 7 Решение Определим ставку с помощью встроенной функции Excel = СТАВКА (24; -250; 1000)= 1, 05% Так как результат вычисления по функции соответствует периоду в 1 месяц, то для расчет ГОДОВОЙ процентной ставки его необходимо умножить на 12: 12 Х 1, 05% = 12, 63% Ответ: 12, 63%


Студент, помни! Для получения корректного результата при работе с функциями КПЕР и СТАВКА, аргументы Бс и Пс должны иметь противоположные знаки. Данное требование вытекает из экономического смысла подобных операций


Расчет периодических платежей, связанных с погашением займов Среди финансовых функций Excel выделяются функции, связанные с периодическими выплатами:


Функция ПРПЛТ Возвращает сумму платежей процентов по инвестиции за данный период на основе постоянства сумм периодических платежей и постоянства процентной ставки.


Функция ОСПЛТ Возвращает величину платежа в погашение основной суммы по инвестиции за данный период на основе постоянства периодических платежей и постоянства процентной ставки


Задача 8


Амортизация В линейном методе величина амортизационных отчислений D постоянна и вычисляется по формуле: Для этого метода в Excel применяется функция: = АПЛ (Нач_стоимость; Остат_стоимость; Время эксплуатации)


Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта Для этого метода в Excel применяется функция: = АСЧ (Нач_стоимость; Остат_стоимость; Время эксплуатации; Период)


Стоимость основного средства 260 000 рублей. Срок полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет полезного использования составит 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15. В первый год эксплуатации коэффициент соотношения составит 5/15, сумма начисленной амортизации составит 86 666, 67 рублей (260 000 х 5/15). Во второй год эксплуатации коэффициент соотношения 4/15, сумма начисленной амортизации 69 333, 33 рублей (260 000 х 4/15). В третий год эксплуатации коэффициент соотношения 3/15, сумма начисленной амортизации 52 000 рублей (260 000 х 3/15). В четвертый год эксплуатации коэффициент соотношения 2/15, сумма начисленной амортизации 34 666, 67 рублей (260 000 х 2/15). В последний, пятый год эксплуатации коэффициент соотношения 1/15, сумма начисленной амортизации 17 333, 33 рублей (260 000 х 1/15)


Если возникнут вопросы, замечания или предложения it. [email protected] ru

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Технологическая карта (план) занятия № 1.1.3

Информационное обеспечение профессиональной деятельности

Информатизация профессиональной деятельности. Основные виды информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности

Комбинированный

2 часа

Цель занятия

познакомить учащихся с понятием информационных технологий;

познакомить учащихся с базовыми и предметными информационными технологиями;

научить приводить примеры использования информационных технологий.

воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению;

научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя;

воспитывать самостоятельность.

развитие умения обобщать, выделять главное;

развитие познавательного интереса у учащихся.

Требования к знаниям и умениям:

понятие информационных технологий;

понятие и состав базовых и предметных информационных технологий

приводить примеры передачи обработки, поиска и хранения информации

Межпредметные связи

Обеспечение занятия

Презентация по теме

Тестовое задание по теме 1.1.2

Технические средства обучения

ПК, экран, проектор, презентация по теме.

Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование)

Информационные технологии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ О.Л.Голицына, Н.В.Максимов, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.: ил.

Информационные технологии: учеб.пособие/Под ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: ил. - (Профессиональное образование)

План занятия:

Организационный момент

Объяснение нового материала

Закрепление нового материала

Итоги урока и домашнее задание

Ход занятия

I. Организационный момент

1) Проверить готовность класса к уроку.

2) Сообщить тему, цели и ход урока.

II. Повторение домашнего задания

Форма: тестовая проверочная работа

III. Актуализация знаний студентов

Цель: актуализировать знания студентов для формирования новых знаний.

Форма: беседа

Что изучает информатика?

Что вы понимаете под информацией?

Как может быть представлена информация? Приведите примеры

Какие операции можно совершать над информацией?

IV. Изложение нового материала

1. Понятие информационных технологий

2. Базовые информационные технологии

3. Предметные информационные технологии

1. Понятие информационных технологий

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

1 этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2 этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 этап (40 - 60-е гг.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии — акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4 этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.

5 этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).

Информационная технология – система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Целью любой информационной технологии является получение нужной информации требуемого качества на заданном носителе.

Основные черты современных ИТ:

компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на любые расстояния в ограниченное время.

Информационные технологии состоят из трех основных компонентов:

комплекса технических средств – вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

системы программных средств – общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения

системы организационно-методического обеспечения.

2. Базовые информационные технологии

Рассмотрим базовые (элементарных) информационные технологии, связанных в основном с обработ­кой документов.

Пример программных средств

Обработка текстов (документов)

Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf

Lexicon, Word, Adobe Acrobat

Таблица .xsl, .dbf

Access, Excell, Foxpro

Обработка статиче­ских изображений

Изображение .pix, .pcx, .bmp, .jpg

Обработка звукового сигнала

Оцифрованный звук .wav, .mp3

Видеосигнал .avi, .mpg, .dat, vob

Adobe Premier, Pinnacle Studio

Изображение .pix, .pcx, .bmp, .jpg

Текст .txt, .doc, .rtf, .pdf

Оцифрованный звук .wav, .mp3

Текст .txt, .doc, .rtf, .pdf

Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf

Оцифрованный звук .wav, ,mp3

Govorilka, Speak & Mail

Работа с текстовой информацией

Известно, что существуют различные типы текстовых файлов (плоские, размеченные, ASCII и пр.). Соответственно для ввода, обработки, представления информации в таких файлах требуют­ся различные программные возможности. Для работы с текстами на компьютере используются программные средства, называе­мые текстовыми редакторами или процессорами. Существует большое разнообразие текстовых редакторов, различающихся по своим возможностям, — от очень простых учебных до мощных, многофункциональных программных средств, называемых изда­тельскими системами, которые используются для подготовки к печати книг, журналов и газет. Эти программы обрабатывают различные типы и форматы текстовых файлов, преобразуя их друг в друга по необходимости.

Например, Word позволяет работать с текстовыми файлами в коммуникативном (тип файла .rtf), внутреннем (.doc), и тек­стовом (. txt) форматах. Только в текстовом формате (плоский текст — . txt) работают редактор Notepad, встроенные редакто­ры оболочек Norton Commander и Far Manager.

Основное назначение текстовых редакторов — создавать тек­стовые файлы, редактировать тексты, просматривать их на экра­не, изменять формат документа, распечатывать его на принтере.

Необходимо отметить, что наиболее развитые редакторы по­зволяют обрабатывать не просто тексты, а документы (тексты, содержащие встроенные или внедренные объекты или файлы других типов — табличные, графические, мультимедиа и пр.).

Работа с графической информацией

Общеизвестно, что существует значительное разнообразие форматов представления графики в файлах растровой инфор­мации.

Для построения, коррекции, сохранения и печати рисунков и других изображений используются графические редакторы.

Вводить изображения можно как в режиме ручной прори­совки, так и с помощью базовых инструментов для создания простых фигур (отрезок, прямоугольник, круг, эллипс и т. д.) или других графических примитивов. Чтобы воспользоваться ин­струментом, необходимо выбрать соответствующий графический примитив и позиционировать его курсором в ту точку экрана, где необходимо изобразить фигуру.

Естественно, создавая изображения на экране компьютера, можно не только рисовать их самостоятельно, но и использовать готовые, например фотографии, рисунки из книг и т. д., полу­ченные с помощью сканера или цифровой камеры (фото- или видео-) [3].

Функции всех графических редакторов приблизительно оди­наковы (один из простейших примеров графических редакторов для IBM-совместимых компьютеров — PaintBrush).

создавать рисунки из графических примитивов;

перемещать фрагмент рисунка по экрану;

увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;

масштабировать (изменять размер) изображение, выпол­нять его перемещение и поворот;

добавлять к рисункам текст.

Кроме простейших в настоящее время широко распростра­нены достаточно мощные программные продукты обработки изображений и подготовки оригинал-макетов изданий, вклю­чающих множество графических образов. Примером может слу­жить Adobe PhotoShop, позволяющий дополнительно осуществ­лять следующие операции:

анализировать цветовой спектр изображения или его фраг­ментов;

управлять палитрой изображения, обогащая его теми или иными чистыми цветами или их композициями;

создавать многослойные изображения с управлением про­зрачностью каждого слоя;

наносить спецэффекты, ретушировать в цвете изображения в
различных масштабах, вплоть до увеличения в 100—1000 раз.

Табличная информация и ее обработка

Следует различать два уровня табличной информации:

электронные таблицы — размещение в оперативной памя­ти, сложные алгоритмы обработки, относительно неболь­шие объемы;

табличные базы данных — размещение на НМД, большие объемы, несложные алгоритмы обработки, базирующиеся на поиске информации в таблицах и логическом связыва­нии последних.

Электронные таблицы (или табличные процессо­ры) — это прикладные программы, предназначенные для прове­дения табличных расчетов. Они позволяют создавать динамиче­ские таблицы, которые содержат вычисляемые поля, значения ко­торых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений данных, содержащихся в других полях.

Многие фирмы — разработчики программного обеспечения для ПК создали свои версии табличных процессоров — приклад­ных программ, предназначенных для работы с электронными таб­лицами. Из них наибольшую известность приобрели Lotus 1-2-3 (фирма Lotus Development), Supercalc (разработка Computer Associates), Multiplan и Excel (Microsoft).

Технологии распознавания изображений

В середине 70-х гг. прошлого века была предложена техноло­гия OCR — Optical Character Recognition (оптическое распозна­вание символов) для ввода информации в ЭВМ, заключавшаяся в следующем:

исходный документ печатается на бланке с помощью пи­шущей машинки, оборудованной стилизованным шрифтом (каждый символ комбинируется из ограниченного числа вертикальных, горизонтальных, наклонных черточек по­добно тому, как это делаем мы и сейчас, нанося на почто­вый конверт цифры индекса);

информация переносится в память ЭВМ, образуя элек­тронный образ документа или документ во внутреннем представлении.

Очевидно также, что считывающее устройство представляет собой сканер, хотя и специализированный (считывание стилизо­ванных символов), но интеллектуальный (их распознавание).

OCR-технология в данном виде просуществовала недолго и в настоящее время приобрела следующую последовательность:

считывание исходного документа осуществляется универсальным сканером, создающим растровый образ и запи­сывающим его в оперативную память и/или в файл;

распознавание полностью возлагается на программ­ные продукты, которые, естественно, получили название OCR-software.

Типичным представителем данного семейства программ яв­ляется ABBYY FineReader, технологический процесс которого включает следующие шаги:

сканирование исходного документа (страницы);

разметка (ручная или автоматическая) областей, требую­щих различные виды обработки (страницы разворота кни­ги, таблицы, рисунки, колонки текста и пр.);

распознавание — создание и вывод на экран текстового файла (со вставленными рисунками и таблицами, если это необходимо);

контроль правильности (ручной, автоматический, полуав­томатический);

вывод информации в выходной файл в заданном формате
(. doc или . rtf для Word, . xls для Excel и пр.).

3. Предметные информационные технологии

Такие системы ориентированы на обработку специализирован­ных входных и выпуск стандартных выходных форм или отчетов.

Вывод: Таким образом, информационные технологии — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современные ИТ опираются на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

V. Закрепление

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Что нового сегодня мы узнали на уроке про информационные технологии?

2. Для чего предназначены информационные технологии?

3.Назовите все рассмотренные сегодня информационные технологии?

4. В чем разница между базовыми и предметными ИТ?

5. При помощи чего реализуются современные ИТ?

VI. Подведение итогов урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

VII. Постановка домашнего задания

Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование)

п.п 4.1-4.6

Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. - 416 с.: ил. - (Профессиональное образование)

Читайте также: