Что такое идеологическое право

Обновлено: 30.06.2024

Методологическая корректность осуществляемого научного исследования требует, чтобы были обрисованы (хотя бы в самом общем виде) возможные подходы к изучаемому предмету. Таких подходов, определяющих видение правовой идеологии, угол зрения на нее, по нашему мнению, может быть несколько.

В то же время о конце идеологии, как завершении определенной общественной эпохи, писали Р.Арон, Д.Белл, Ч.Райт Миллз, Ф. Фукуяма. Однако реальный взгляд на мировой политический процесс говорит о том, что такие утверждения преждевременны. Напротив, каждая из названных нами идеологий в настоящее время получили свое развитие и детализацию, и в разной степени поддерживаются государствами и социальными группами разных типов политических систем.

Правовая идеология не единственный феномен, который влияет на сознание личности. Например, религия, наука, искусство тоже влияют на интеллектуальную сферу человека, тоже вырабатывают определенное отношение к окружающему миру.

В этой связи актуален вопрос о том, могут ли выполнять функции правовой идеологии явления, не относящиеся к правовой идеологии? Без сомнения, что некоторые, особо развитые религиозные системы могут выполнять идеологические функции, но не всякая религия содержит элементы правовой идеологии. Например, христианство содержит ряд догм, устанавливающих отношение к государству, власти и пр., но это все же не систематическое изложение правового учения. Кроме того, в отличие от религии, воспринимаемой субъектом чувственно и образно, правовая идеология воспринимается рационально. Наконец, в большинстве стран религия не поддерживается государством, а правовая идеология напротив, им разрабатывается, охраняется и навязывается.

Различия между правовой наукой и правовой идеологией также очевидны. Правовая наука - это сфера человеческой деятельности, продуктом которой являются новые правовые данные, новые юридические сведения, открытия. А предмет правовой идеологии - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является формирование определенного типа правосознания, правовых установок и пр. При этом правовая идеология использует данные юридической науки (понятийный аппарат, выводы юридической науки и т.д.).

Правовая идеология становится относительно самостоятельным надстроечным образованием, имеющим как позитивное, так и (в ряде случаев) негативное воздействие на социальную сферу. Такой характер правовой идеологии может привести к тому, что, «отражение общественных отношений в идеологии может приобрести ложно опосредованный, извращённый характер.

Превалирование логического принципа в идеологии над практическим, послужило основой краха социалистической правовой идеологии, которая экстраполировала на неподготовленную правовую почву хорошо подготовленные логические правовые схемы, порождая двойственность правового сознания и полностью отрываясь от своих феноменологических основ и правовой культуры.

Сущность правовой идеологии как уже было отмечено выше, рассматривается в современной юридической литературе как система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности, санкционированная государством. С нашей точки зрения в этом определении заложена двойственность: с одной стороны, она должна удовлетворять интересам (правовым) всего общества в целом, а с другой стороны, общество состоит из классов и социальных групп, которые свои правовые интересы всегда ставят на первое место по отношению к интересам всего общества.

Правовая идеология, на наш взгляд, представляет собой концепции, идеи и взгляды (а также вызвавшие их к жизни правовые феномены) как результаты осмысления и интерпретации правового развития с точки зрения интересов и ценностей определенной социальной группы.

Важнейшими особенностями правовой идеологии являются ее такие качества, как выраженность в правовой форме и способность выработать у индивидов стереотипную правовую оценку общественных явлений, способность формировать правосознание.

Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит не только на уровне теоретического, научного осознания, но и в форме законодательства, а также получает свое выражение в существующем правопорядке, уровне законности, на корпоративном и индивидуальном уровне.

Особенность юридической природы правовой идеологии усматривается нами в ее единстве: любой индивид, имея свой собственный правовой интерес, неизбежно консолидирует его с групповым и общественным. В противном случае его интерес рискует остаться незащищенным. Так, например, интересы личности в сфере частной собственности многократно преломляются в сознании индивида путём идентификации её с частной собственностью определённой социальной группы (средний класс или малый бизнес), путём идентификации с частной собственностью, реализуемой на уровне этноса (собственность республики в составе федерации), путём идентификации её на уровне общества и государства (общественная собственность, или собственность, отождествляемая с государственной). Если такое единство в рамках правовой идеологии отсутствует, то правовая идеология становится тоталитарно навязываемой идеей, обреченной, в конечном счете, на неприятие со стороны общества. Таким образом, правовая идеология отличается специфическим правовым экспансионизмом, осуществляемым носителями правовой идеологии.

Таким образом, правовая идеология не может и не должна сводиться к сумме целей индивидуальных, групповых и общественных прав и интересов. Внутри её есть стержень - субъективное право человека. Вместе с тем следует отметить, что субъективное право в современной трактовке теории государства и права рассматривается как на уровне естественных прав (B.C. Нерсесянц и др.), так и с сугубо позитивистских подходов .

Итак, подводя итог сказанному, отметим, что правовая идеология - совокупность идей (концепций, теорий, доктрин) о праве и правовом развитии, способствующих формированию стандартных (типичных) оценок и правовых ценностей, а также выработке определенных правовых установок у носителей правового сознания.

Как правило, правовая идеология - доминирующая концепция осмысления и интерпретации социального, экономического и политического бытия с точки зрения защищаемых интересов и целей социальных групп, классов, этнических общностей (наций, народностей и др.), которая выражается в праве и требует адаптации существующих правовых норм к интересам и ценностям носителей правовой идеологии.

Предпосылками формирования правовой идеологии, таким образом, являются:

1) наличие государства, объективно нуждающегося в мировоззренческой концепции (системе взглядов) на право, законодательство, политику, власть и другие феномены правовой действительности;

2) наличие в современном обществе социальных полиструктур (групп, наций, коллективов, корпораций и т.п.), для которых правовая идеология способна выступать объединяющим и направляющим, ментально-культурологическим началом их самоидентичности;

3) правовая преемственность, которая обуславливает восприятие общемировых тенденций и правовых идеологий определенного толка;

4) необходимость регулирования социальных отношений путем влияния через правовую идеологию на правовую политику государства, правотворчество и т.д.;

5) наличие идей, ценностей и норм, которые объективно нуждаются в оформлении средствами правовой идеологии.

Сущностью существующей сегодня в России правовой идеологии выступает то обстоятельство, что это общий знаменатель интересов различных социальных групп, универсальная надклассовая правовая идеология либерального толка, влияние которой приводит к формированию законодательства как общесоциального регулятора общественных отношений. В конечном счете, такая правовая идеология служит идеалам правового государства.

Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности. Необходимо различать общее научное знание от знания идеологического, в основе которого лежат те или иные предпочитаемые ценности.

Все многообразие правовых идеологий может быть сведено к 3 типам: антропоцентристский (индивидуалистический, главная ценность – права и свободы человека); теоцентрический (главная ценность – бог), кллективистсий (права каких-либо групп,классов).

В антропоцентристском типе правовой идеологии выделяются либеральный и волюнтаристкий виды.

Либеральная правовая идеология: закон как договор между людьми, направленный на защиту личных прав. Эта идеология на Западе переживает свой расцвет с 17 века и в настоящее время является там доминирующей. Ее основная идея – максимальное расширение прав человека. Основополагающая ценность – индивидуальная свобода, понимаемая как свобода от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Волюнтаристский вариант правовой идеологии: право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу. Ницше полагал, что мир представляет собой огромную арену, на которой постоянно идет борьба за власть. Воля к власти предстает в его учении как движущая сила социального развития.

В коллективистской тип правовой идеологии выделяются такие разновидности, как солидаризм, коммунизм, национализм.

Солидаризм основывается на идее социальной солидарности. Солидаризм предполагает и идею синдикализма, то есть профессионально-корпоративного представительства в гос.власти всех слоев и групп населения. Основатель – фр.правовед Дюги. Идеи солидаризма в России развивал Ковалевский.

Коммунизм: право всегда выражает волю экономически господствующего класса и лишь во вторую очередь выполняет общесоциальные функции.

Национализм: идея прав нации. Крайняя форма национализма – расизм.49. Правовая идеология и её виды.Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности, в основе которых лежат определённые ценностные посылки. Правовая идеология в связи с присущим ей ценностным восприятием действительности не является аподиктическим (непоколебимым в своих основаниях) знанием, отражающем общее в правовой реальности, постигаемое научными методами. Правовая идеология тесно связана с мировоззренческой философией, и в таком виде она представляет собой практическую философию права. Всё многообразие правовых идеологий может быть сведено к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, идеологии, выводящие право из ценности человека, независимо от того, как конкретно понимается эта ценность, можно отнести к антропоцентристскому (индивидуалистическому) типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). В этом типе выделяют либеральный (основная идея - максимальное расширение прав человека) и волюнтаристский (право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу) виды. Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признаётся бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, наций, общества в целом, то такие взгляды относятся к социоцентристскому (коллективистскому) типу правовой идеологии. В этом типе выделяют такие виды как солидаризм (основано на идее социальной солидарности), коммунизм (признание права относительной и преходящей ценностью, существование которой обусловлено классовой структурой общества), национализм (в противовес правам индивидуума выдвигает идею права нации, которая понимается как единый социальный организм, объединяющий людей по признаку единого языка, единой культуры. Расизм - превосходство расы). Смешанный вариант правовой идеологии можно найти в фашизме.

Правовой нигилизм.

Нигилизм в переводе с латинского означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права. Правовой нигилизм опирается на определенное правопонимание, при котором право ассоциируется с насилием, с гос.принуждением, с произволом власти. Право в этом случае представляется отрицательной ценностью. Особый интерес представляет проблема правового нигилизма применительно к российской правовой культуре. ДУГИ, БЕРДЯЕВ.50. Правовой нигилизм.Представляет собой крайность иного рода. Нигилизм в переводе с латинского языка означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как позитивно-ценностного явления. В своем политическом дискурсе правовой нигилизм опирается на определённое правопонимание при котором право ассоциируется с насилием, с государственным принуждением, с произволом власти. Право в этом случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его неприятие объявляется естественным и нравственно необходимым. То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что экстраполировать (распространять) на этом основании сделанные выводы о конкретно-исторических формах права как о сплошном зле на все право в целом - совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоритизированного нигилизма, - отбросив в сторону идеологическое "пенсне", постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает.51. Юридическое мировоззрение.Представляет собой особое правовоззрение, а именно такое представление о праве, когда оно понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и гос-во совершенными, а людей счастливыми. Юридическое мировоззрение является оборотной стороной правового рационализма и классического типа научной рациональности. Основы подобного мифологического мировоззрения были заложены в 16 - 17 веках и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй. 52. Правовая психология. Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного - поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации52. Юридическая ( правовая ) психология. Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Именно на иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Модификацией правового чувства является правовая совесть (интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву). Правовая психология тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое. В отличии от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Оно воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия и поступки, причины которых не осознаются. Таким образом, бессознательное, имея латентную коммуникативную направленность, воздействует на правовое сознание и определённым образом его формирует. В теории психоанализа важное значение также имеет понятие сублимации, она представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Правовая праксиология.

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка как состояние готовности к действию в определенной ситуации была открыта немецким психологом Ланге. Философское понятие установки играет важную роль в феноменологии Грусселя, Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка может быть не только индивидуальной, но и групповой и этнической. Групповая правовая установка может быть как социализированной (правовая установка судейского корпуса), так и несоцаолизированной (правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса.54. Правовая праксиология.Тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики (совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной, либеральной, авторитарной, творческой и т.д.) и правовой установки (под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой правовой активности в определённой правовой ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведеньческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру).

Правовая культура.

Слово культура происходит от латинского культура, что в переводе означает возделывание, воспитание. В современной культурологии под культурой чаще всего понимают все то, что создано человеком. Особенности культуры: господство над природой, культура требует равновесия духовных и материальных ценностей.

Понятие правовая культура характеризует уровень развития права в обществе. Правовая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, характеризующих правовую действительность. Правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию и хранению.

Сорокин разделил правовую культуру на идеациональную, чувственную и идеалистическую.

57. Особенности правовой культуры в России.Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное противоречивое явление, интерпретация которого – серьезная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Востока и Запада. Поэтому русский народ и его культура не чисто европейская и не чисто азиатская. Чаще всего для обозначения этого феномена используют термин евразийская культура. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества. 57. Особенности правовой культуры в России. Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого - серьёзная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой культуры - восток и запад. Поэтому культура русского народа не чисто европейская, но и не чисто азиатская. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности является этикоцентризм - идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с 10 века в связи с принятием христианства православного обряда. Западноевропейский индивидуалистический идеал правового гос-ва никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С ним связывались представления о "царстве правды", а не царстве права. Соборный, надиндивидуальный характер этой "правды" также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, как и связанного с ним культового отношения к славе и богатству. Определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укоренённая в традициях православной культуры. Кризис нашего общества - кризис нашей культуры.

Российская теория права 60-70-х гг. XX столетия предметно исследовала лишь правосознание как одну из форм общественного сознания. В этой исследовательской рамке правовая идеология рассматривалась исключительно как элемент структуры правосознания, что не позволяло предметно исследовать понятие и механизм действия правовой идеологии в национальной правовой системе.

Как неизбежное следствие дефицита в теоретическом исследовании и практической разработке правовой идеологии возникли многочисленные противоречия в национальном законодательстве, в различных видах юридических практик, а юридическое сообщество характеризовалось качественными разночтениями в видении желаемого права – правового идеала, который должен сопровождать любую целенаправленную юридическую деятельность. Все виды юридических практик осуществлялись в отсутствие четко выстроенной системы ориентиров, исключительно в техническом ключе.

Одной из важнейших задач, которую еще только предстоит решить юридической науке, является предметное, всестороннее исследование таких механизмов воздействия на общественное сознание, способы, средства и формы которых позволили бы российскому обществу воспринять базовые юридические ценности, сформировать психологическую установку их принятия, что позволит ему рассматривать право и юридические средства как важнейший инструмент для цивилизованного разрешения возникающих социальных проблем.

Значимость теоретического осмысления правовой идеологии в рамках национальной правовой системы сложно переоценить.

Во-первых, всесторонне проработанная и ясно сформулированная правовая идеология способна в достаточно короткие сроки организовать профессиональное сознание юридического корпуса в рамках национальной правовой системы и тем самым консолидировать юридическое сообщество. Без развитой правовой идеологии невозможно формирование устойчивых корпоративных традиций юридического сообщества и преодоление разнообразных дефектов правосознания, неизбежно влияющих на все виды юридических практик.

Во-вторых, концептуально обоснованная правовая идеология способна четко указать приоритеты и направления в развитии политики права, что, в частности, позволит устранить многочисленные внутренние противоречия в системе национального права, повысить его когерентность и – в долгосрочной перспективе – общесоциальную и специально-юридическую эффективность.

В-третьих, развитая правовая идеология способна повысить престиж и значение права как социального регулятора в общественном сознании и тем самым способствовать более цивилизованным формам разрешения социальных конфликтов.

С позиции системного подхода правовую идеологию можно определить как необходимый компонент правовой системы, выступающий основой, скрепляющей массив позитивного права и систему юридических практик в определенное функциональное единство, формирующей основные ценностные ориентиры для дальнейшего развития правовой системы, критерии для оценки ее эффективности с позиции профессионального и общественного правосознания.

Субстанционально правовая идеология может быть определена как вырабатываемая правовой доктриной целостная система базовых юридических идей, выступающих основой онтологизации и легитимации права в общественном и профессиональном сознании. Поэтому правовую идеологию можно рассматривать как фундамент, формирующий профессиональную идентичность юристов, способный структурировать доктринальное и профессиональное правосознание и консолидировать юридический корпус национальной правовой системы. Правовая идеология задает основания смыслов доктринального и профессионального правосознания, правовой идеал, соответствующие ему правовые ценности, через которые формируется образ желаемого права и оценивается право положительное.

Прежде всего, правовая идеология оестествляет, объективирует содержание права, превращает его из продукта интерсубъективного социального взаимодействия в относительно самостоятельный, объективно существующий регулятор, налагающий на адресатов стандарты должного поведения. Поэтому вопрос о специфике правовой идеологии не может быть решен в отрыве от существующих онтологизаций права, т.е. от доктринальных прочтений сущности правового.

Так, с позиции школы юридического позитивизма сущностными свойствами права выступают государственный, целенаправленный регулятивный характер, нормативность, общеобязательность, определенность формы и содержания, обеспеченность государственным принуждением, а с позиции социологической школы права право обладает, прежде всего, социальным характером; объединяющим группу и воспроизводящим ее, действенностью в социуме; социальной легитимностью; обеспеченностью институциональными санкциями.

Для представителей юридического позитивизма правовая идеология связывается с идейными основаниями действующей системы позитивного права и индуктивно может быть выведена путем анализа декларативных норм-целей, основополагающих норм-принципов, оценочных правовых понятий (разумность, добросовестность, справедливость и т.д.), дефинитивных норм, определяющих базовые понятия определенного нормативного массива, путем анализа ценностных импликаций внутри коллизионных правовых норм и др. В рамках юридического позитивизма правовая идеология не выступает относительно самостоятельным образованием, а содержательно зависима от нормативного массива и существует только в формально определенном виде.

В.П. Малахов справедливо указывает на принципиальную неопределенность большинства понятий юриспруденции. По мнению исследователя, именно неопределенные понятия и составляют каркас правовой идеологии.

Субъектами формирования правовой идеологии выступают ведущие представители теории права, создатели отраслевых доктринальных конструкций, учений, а также в некоторых правовых семьях представители практикующего юридического сообщества, судьи, адвокаты и т.д. Наиболее непосредственное выражение правовая идеология находит в правовых доктринах; на уровне позитивного права и юридической практики – в правовых аксиомах, правовых принципах, оценочных правовых понятиях.

Основой правовой идеологии выступают правовые идеи, которые воспринимаются профессиональным юридическим сознанием в качестве первичных и всеобщих начал, систематизирующими на основе правовых аксиом и принципов систему позитивного права и ее отдельные компоненты – правовые отрасли и институты.

Правовая идея для того чтобы стать частью правовой идеологии должна восприниматься ее адресатами как нечто первичное. Иными словами, процесс искаженного, по мнению К. Маркса, отражения объективно существующей действительности не осознается носителями идеологии, т.е. протекает в естественном русле.

Всеобщность правовых идей выражается в максимальной степени их абстрактности, в способности охватывать собой различные нормативные массивы и в случае необходимости продуцировать совершенно различные нормативные образования и нормоотношения в социальной действительности. В аксиологической плоскости всеобщность правовой идеи представляется создателями правовой идеологии как ее способность выражать всеобщий, а не групповой (классовый) интерес, что является необходимым условием осуществления программной функции любой правовой идеологии.

В настоящее время увеличивается значимость идеологического влияния в жизни, как общества в целом, так и в частности каждого индивидуума. Люди чаще проявляют интерес к правовой идеологии, задаются вопросом что это, из чего она состоит, и какое влияние оказывает на жизнь. Что касается основных составляющих политико-правовой идеологии, то здесь можно выделить следующие аспекты:

  1. смысловые;
  2. ценностные;
  3. идеологические.

Смысловой аспект правовой политической идеологии

Если говорить о смысловом аспекте, то для него характерным проявлением будит одновременно выраженное доминирование правовой политической идеологии в стремлении идей справедливости и порядка, а также в неотъемлемом проявлении свободы. Все самые значимы смысловые единицы, которые лежат в основе идеологии, отображаются в гносеологической философской дисциплине, аксиологической теории ценностей и идеологических взглядах. Описываемая идеология совмещает в себя противоречивые факторы: справедливое и несправедливое, порядок и беспорядок, она проводит четкую грань между свободой и жертвенностью. Во многом специфику правовой идеологии существенно предопределила смысловая структура, которая базируется на смысловых "полях", образованных социально-ориентированными и политически правовыми идеями в индивидуальном порядке.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Любое обсуждение или дебаты имеют непосредственное отношение исключительно к правовой системе. Другое дело нравственные или религиозные обсуждения, которые ориентированы на абсолютно иное смысловое "поле", где основой являются религия и мораль. Например, для религиозной идеологии, в основе смыслообразующих идей выступают: грех, священность, воздание и очищение.

Сейчас, в смысловой структуре правовой идеологии, начинает набирать обороты дискурс, который базируется на основе ответственности и свободе. Ранее важную роль для традиционного направления играли идеи справедливости и порядка.

Следовательно, в смысловом аспекте важно иметь сформированные особенности политической правовой идеологии. Благодаря этим основаниям можно легко различать правовую политическую, от любых других разновидностей идеологий.

Правовая политическая идеология в ценностном аспекте

Для того чтобы рассмотреть структуру правовой политической идеологии в ценностном аспекте, необходимо учесть ее своеобразность, в которой правовые идеологические ценности являются относительными, в отличие от моральных и религиозных идей, где все является частным. Об этом можно заметить, анализируя механизм правовых идеологических ценностей, который представляет собой иерархический строй. Она отличается важнейшей характеристикой правовой структуры. В современном обществе правовая идеология является "ведущей" концепцией, где представление о системе ценностей и об иерархии имеет огромное влияние на сознание и понимания мирового устройства в жизни современного человека.

Исходя из вышесказанного, вполне допустимым является своеобразная конкуренция разных систем ценностей, когда одна уступает место другой. Стоит отметить, что происходит такое явление достаточно часто.

Механизм правовой политической идеологии

Охарактеризовать определение более сложного структурного устройства идеологического механизма правовой идеологии, можно обозначив взаимность связей трех типологий механизмов влияния:

  1. юридического;
  2. политического;
  3. универсального.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Как говорилось выше, значимыми аспектами правовой идеологии являются юридические механизмы влияния. Это связанно с тем, что именно они являются основополагающими факторами при внедрении и использовании юридических механизмов влияния. Которые, в свою очередь, являются максимально эффективными для уже существующего социального строя, поддерживают надежность и не допускают никакие проявления общественных изменений в системе ценностей. Сама по себе правовая идеология является консервативной и максимально проявляется преимущественно на основании юридических механизмов.

Доктор технических наук В.П. Малахов отметил, что такое проявление и структурность идей, как противоречивость является вполне справедливой даже по отношению к идеям, которые основываются на правовой идеологии. Поэтому благодаря абсолютно идентичным идеям, можно сформировать разные формы интерпретации.

Важно учесть тот фактор, что правовая политическая идеология сама по себе может выступать в абсолютно непротиворечивой форме. Это необходимо, для того чтобы сохранить идеи от противоречивых интерпретаций.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:- представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;- их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Долгие годы мы подходили к правовой идеологии, как и вообще к любой идеологии, предельно упрощенно: все идеологическое вторично по сравнению с экономикой, базис определяет надстройку. Хорошо известны хрестоматийные высказывания классиков марксизма-ленинизма по этому поводу. Считалось очевидным, что содержание идеологии, в том числе и правовой идеологии, определяется классовыми интересами, а те, в свою очередь, интересами экономическими. Современная действительность расходится с подобным упрощенным пониманием.

Связь между экономикой и идеологией бесспорна, но она не сводится к предопределенности идеологии экономикой. Эта связь более сложна, она не может быть выражена через категории первичного и вторичного; при одних ситуациях и в одних исторических условиях приоритет оказывается за экономикой, при других - за идеологией. Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и идеологии являются интересы людей. Именно в интересах людей выражается их отношение к окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается общий источник - интересы людей. Интересы многообразны - они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы.

Одной из таких сфер является правовая идеология.Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и пр. - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа.

Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права. В российской истории в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры:вековая монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима. Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда.

Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран. Первый пример: отношение людей к конкретной норме о применении смертной казни. В России смертная казнь до сих пор широко применяется в качестве наказания за наиболее тяжкие преступления. Подавляющее большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10 - 15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит.




Второй пример: отношение людей к важнейшему правовому учреждению - суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, индифферентном отношении людей к правосудию.

Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд. По прежнему в ходу формула юридической дремучести рядового россиянина: "Я в своей жизни не только ни разу в суд не обращался, но даже свидетелем не проходил". Суды в стране обустроены скверно, культура ведения судебного процесса низкая. Позитивные изменения происходят, но, повторяем, очень-очень медленно.

Читайте также: