Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников

Обновлено: 02.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Роль образования в развитии человеческого капитала

Аннотация. В статье проанализированы теоретические основы, исследованы процедуры формирования человеческого капитала, охарактеризованы сущность и особенности проявления экономики знаний на современном этапе ее формирования. Проанализированы особенности формирования человеческого капитала в контексте современных условий рыночной экономики.

Ключевые слова : качество человеческого ресурса, человеческий капитал, составляющие человеческого капитала, образовательный процесс, качество образования, профессиональная подготовка, инвестиции в образование.

Самым большим богатством любой страны является ее качественный человеческий ресурс. В современном мире социально-экономический рост зависит от качества рабочей силы, составляющими которой являются: состояние здоровья, интеллектуальное развитие, профессиональная подготовка, уровень духовности и культуры населения, общественная активность, этика поведения, мотивация к общественно полезной деятельности.

Экономика в XXI веке определяется характером экономической эффективности, которая достигается в первую очередь высококвалифицированными кадрами, новыми знаниями, технологиями и методами управления. На переднем плане – способ производства и передачи знаний, собственно, сам человек – его интеллектуальный потенциал.

Чем действеннее потенциал имеет каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс страны, тем динамичнее темпы роста экономики, большая эффективность темпов развития государства. Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, как утверждают ученые, является ее человеческим капиталом.

При низком уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно быстрые успехи развитых стран (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай, Южная Корея и др.), новых европейских развитых стран (Ирландия, Финляндия, Греция, Испания, Португалия) подтверждают, что фундаментом для формирования человеческого капитала является высокая культура основной массы населения стран успешного развития: именно он способствует совершенствованию и оптимальному использованию других факторов производства, без него любые компоненты хозяйственной системы не будут функционировать. Одновременно происходят существенные трансформации и в человеческом факторе. Общество становится не только все более заинтересованным, но и зависимым от уровня развития человеческого потенциала, без которого немыслимо дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность генерировать новые знания, творчество и инициатива наиболее востребованы обществом.

В отечественной науке указанной проблематике посвящены труды ученых и практиков. В частности, О.Е. Кузьмин, Д.В. Окара, В. Г. Чернышев, И.И. Смирнова, К. И. Симаков исследовали развитие человеческого капитала; В.В. Матершева, Н.Г. Куркина акцентировали внимание на важности инвестирования в развитие человека.

Поэтому целью данного исследования – сформировать теоретические подходы, определяющие роль образования в формировании человеческого капитала.

Под человеческим капиталом понимаем запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Важнейшими видами человеческих инвестиций являются образование, подготовка на производстве, миграция, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Человеческим капиталом обладают в первую очередь интеллектуально богатые личности, способные ориентироваться в нестандартной ситуации, грамотно принимать решения (не только производственного характера в пределах своих профессиональных способностей) и более успешно их реализовывать. Поэтому человеческий капитал в целом неотделим от его интеллектуального потенциала.

Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения в высшем учебном заведении, приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и влияет на качество жизни.

Итак, человеческий капитал – капитал, который индивидууму потенциально способен не только приносить материальный доход, но и эффективно содействовать социальному и духовному развитию государства, основывается на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаниях и практических навыках, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека, и является наибольшей ценностью.

Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста человеческого капитала, в том числе и образования.

Новая концепция, ориентированная на развитие человеческого развития, заменила устаревшую, движущей силой которой было накопление материального богатства. Именно человеческий и социальный капитал обеспечивают сейчас самые высокие темпы экономического роста, и именно те страны, политика которых направлена преимущественно на обеспечение развития человеческого потенциала, достигают на рубеже тысячелетий наибольших успехов [1].

По мнению Х.М. Хаджаловой, к человеческому капиталу относятся: совокупность таланта, творческих способностей, развитых интеллектуальных и духовных качеств, мотивации, общественно полезной профессиональных навыков, знаний и умений человека, полученных в процессе образования и практической деятельности, качество его жизни и здоровья [8].

Образование – специальная сфера социальной жизни, уникальная система, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальному развитию человека. Многоплановая роль образования объясняется несколькими факторами:

1) образование удовлетворяет спрос населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;

2) уровень образования является одним из показателей благосостояния народа страны;

3) эта отрасль готовит для себя профессиональных работников – преподавательские кадры;

4) труд в сфере образования сегодня относится к одному из самых массовых видов человеческой деятельности.

Задача общего образования, с точки зрения человеческого капитала, – формирование основ культурно-нравственных качеств, выявлении и закреплении индивидуальных способностей детей. Общее среднее образование закладывает базовый объем знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук. Без них практически невозможно или осложняется получения профессиональных знаний, особенно высококвалифицированными рабочими, специалистами, менеджерами. Одновременно завершается социализация личности, осознание гражданских прав и обязанностей, желание жить по нормам и правилам общественной морали. Недостатки в работе системы образования и воспитания и проявляются в виде подростковой преступности, наркомании, девиантного поведения и конфликтов детей с родителями, протестных молодежных организаций и групп и др.

Усиленное внимание к проблеме образования на современном этапе развития свидетельствует о наличие и действие устойчивых причинно-следственных связей между образованием и социально-экономическим развитием, а именно:

- образование увеличивает человеческий капитал людей, занятых в экономике, увеличивая тем самым производительность труда;

- образование увеличивает инновационные возможности экономики;

- образование способствует распространению и передаче знаний, необходимых для внедрения новых технологий.

Внешняя (макроэкономическая эффективность) образования проявляется в повышении производительности общественного труда и, соответственно, росте национального дохода вследствие совершенствования профессионально - квалификационной структуры рабочей силы, улучшения количественных и качественных характеристик образовательного потенциала общества. Образование влияет на производительность труда и развитие несколькими путями. Более образованный человек быстрее воспринимает новую информацию и эффективнее применяет неизвестные ранее средства производства и новые процессы. Когда внедряется новый продукт или процесс, необходимо много знать о том, как он работает и как его применить в специфических обстоятельствах и среде. В нестабильной динамичной среде технологических изменений образованнее работники имеют больше преимуществ. Следовательно, образовательная подготовка является решающим фактором качества труда. От нее зависит то, какие виды работ способен выполнять человек, и то, насколько удачно она будет это делать.

В общем виде внешняя эффективность образования определяется двумя обстоятельствами:

1) образование превращает человека в главную производительную силу, способствует накоплению основного экономического ресурса современности - знание;

2) труд человека с высоким уровнем образовательного потенциала дает дополнительный продукт.

Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения в высшем учебном заведении, приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и влияет на качество жизни.

Конкурентные преимущества экономики в современных условиях напрямую связаны с накопленным в стране и задействованным человеческим капиталом. Именно люди с образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют возможности и параметры необходимых изменений.

Следовательно, в наиболее высокотехнологичных, престижных и высоко оплачиваемых профессиональных сферах предпочтение будет отдаваться выпускникам ВУЗов.

Выделяя в структуре человеческого капитала три основные составляющие - капитал образования, здоровья, духовности и культуры, современная наука как решающий фактор развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора в растущем потоке информации, развивает креативные способности.

К инвестициям в образование и воспроизводство человеческого капитала можно отнести такие расходы:

- на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста;

- на образование (дошкольное, школьное, профессиональное);

- на профессиональное обучение непосредственно на производстве, повышение квалификации, переквалификацию;

- на информационное обеспечение специалистов и менеджеров;

- на обеспечение социальной мобильности.

Как отдельный человек, так и общество заинтересованы, чтобы работник имел более высокий уровень и качество образования, поскольку это способствует не только росту доходов работника, но и повышению темпов экономического роста страны.

Государство, общество, бизнес должны позаботиться о том, чтобы образовательная политика создавала условия для выгодных инвестиций. На основе анализа современных исследований были выявлены такие меры, которые могут способствовать этому:

1. Формирование требований к содержанию образовательной подготовки по направлениям (специальностям) с учетом стратегии экономического развития страны (соответствие национальным программам, проектам, международным требованиям).

2. Проведение постоянного мониторинга потребности в специальностях для оценки спроса на профессии с использованием различных методик (как на уровне государственной статистики, так и на уровне отдельных предприятий).

3. Формирование государственного заказа на подготовку специалистов с учетом кадровой ситуации на рынке труда.

4. Содействие в трудоустройстве выпускников (выполнения трудового законодательства).

5. Использование маркетинговых технологий для прогнозирования динамики изменения потребностей рынка труда и формирования спроса на работников различных профессиональных групп в интересах устойчивого экономического развития страны.

6. Формирование системы непрерывного образования, которая позволяет постоянно повышать уровень навыков, приобретать новые знания, сохранять конкурентоспособность на рынке труда при изменениях в сфере деятельности, а также увеличивать мобильность между видами занятий (создание центров содействия предпринимательству, тренинги, повышение квалификации и тому подобное).

Основную роль в формировании и развитии человеческого капитала играет образование. Повышение требований к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающим качество человеческого капитала, требует необходимых существенных изменений в системе образования (высшего образования), что проявляется, прежде всего, в поиске новых форм учебных заведений, способных активно реагировать на потребности общества. Образование, накопленные обществом знания и экономическое развитие взаимосвязаны. Поэтому сейчас особое внимание необходимо уделять модернизации системы образования и эффективному использованию человеческого капитала, поскольку это главное условие роста экономики.

Инвестиции в образование нужно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Образование должно занимать приоритетные позиции в структуре расходов государства, отвечать требованиям современного развития общества и готовить для него специалистов. Такие специалисты должны обладать не только знаниями и умениями, необходимыми для выполнения производственных задач одновременно по нескольким специальностям, но и аналитическими навыками, прогнозирования и изучения проблем управления и взаимодействия в процессе производственной деятельности в коллективе. Объективным требованием к работникам является наличие навыков профессиональной и социально-психологической адаптации в быстро изменяющемся мире.

Осуществляя инвестиции в науку и образование, профессионально - квалификационное развитие рабочей силы, необходимо учитывать характерные особенности такого вида затрат:

- во-первых, инвестиции в образование влияют не только на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом;

- во-вторых, эти затраты осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов воспроизводственного процесса, до того момента, когда вновь понадобится переподготовка работников в связи с изменяющимися требованиями инновационного обновления производства. Таким образом, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в профессиональную и квалификационную подготовку работника на новую продукцию, за одинаковый промежуток времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки;

- в-третьих, длительность периода, в течение которого происходит окупаемость инвестиций в образование, должна соответствовать периоду морального старения полученных профессиональных знаний в соответствующих отраслях науки и техники;

- в-четвертых, образовательный процесс предполагает необходимость овладения системой знаний, которая постоянно обновляется, это позволит осуществить воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня.

Инвестиции в образование дают самую высокую экономическую отдачу, к тому же они еще и имеют большую социальную значимость для развития человечества. Поскольку в образовании заинтересованы все субъекты общества, то возможность удовлетворения его потребностей зависит от централизации средств на ее развитие в государственном бюджете с их последующим распределением, как правило, по принципу приоритетного обеспечения отрасли в достижениях научно - технического прогресса, с одновременной защищенностью условий для нормального воспроизводства человека и ее общепринятого поведения.

Таким образом, человеческий капитал имеет потенциальную способность не только приносить материальный доход, но и эффективно содействовать социальному и духовному развитию государства, основывается на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаниях и практических навыках, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности, является наибольшей ценностью. Инвестиции в образование – главный путь совершенствования человеческого капитала России, и является тем магистральным направлением, которое обеспечит социально-экономическое развитие общества.

Баранова А.А., Лучицкая Л.Б. Образование как среда формирования человеческого капитала // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2018. – С. 82-86.

Гатина И.С. Образование как инвестиция в человеческий капитал // В сборнике: Педагогические проблемы в образовании: теория, практика внедрения стандарта WORLDSKILLS в учебный процесс. – 2019. – С. 114-117.

Матершева В.В., Куркина Н.Г. Важность образования при формировании человеческого капитала // В сборнике: Динамика отраслевых рынков и перспективы их развития в экономике современной России. – 2018. – С. 131-133.

Хаджалова Х.М. Образование в формировании человеческого капитала // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2018. – № 1. – С. 24-30.

Читайте также: