Что такое гражданское общество референдум политика экстремизм вандализм

Обновлено: 18.05.2024

Содержание

Проблема определения понятия

  • Typically, the same extremist act will be viewed by some as just and moral (such as pro-social “freedom fighting”), and by others as unjust and immoral (antisocial “terrorism”) depending on the observer’s values, politics, moral scope, and the nature of their relationship with the actor.
  • In addition, one’s sense of the moral or immoral nature of a given act of extremism (such as Nelson Mandela’s use of guerilla war tactics against the South African Government) may change as conditions (leadership, world opinion, crises, historical accounts, etc.) change. Thus, the current and historical context of extremist acts shapes our view of them.
  • Power differences also matter when defining extremism. When in conflict, the activities of members of low power groups tend to be viewed as more extreme than similar activities committed by members of groups advocating the status quo. In addition, extreme acts are more likely to be employed by marginalized people and groups who view more normative forms of conflict engagement as blocked for them or biased. However, dominant groups also commonly employ extreme activities (such as governmental sanctioning of violent paramilitary groups or the attack in Waco by the FBI in the U.S.).
  • Extremist acts often employ violent means, although extremist groups will differ in their preference for violent vs. non-violent tactics, in the level of violence they employ, and in the preferred targets of their violence (from infrastructure to military personnel to civilians to children). Again, low power groups are more likely to employ direct, episodic forms of violence (such as suicide bombings), whereas dominant groups tend to be associated with more structural or institutionalized forms (like the covert use of torture or the informal sanctioning of police brutality).
  • Although extremist individuals and groups (such as Hamas and Islamic Jihad) are often viewed as cohesive and consistently evil, it is important to recognize that they may be conflicted or ambivalent psychologically as individuals, and/or contain a great deal of difference and conflict within their groups. For instance, individual members of Hamas may differ considerably in their willingness to negotiate their differences with the Palestinian Authority and, ultimately, with certain factions in Israel.
  • Ultimately, the core problem that extremism presents in situations of protracted conflict is less the severity of the activities (although violence, trauma, and escalation are obvious concerns) but more so the closed, fixed, and intolerant nature of extremist attitudes, and their subsequent imperviousness to change.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

Экстремизм – это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта [4] .

Международно-правовое определение

экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали [8] : Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована [9] и с 29 марта того же года вступила в силу [10] в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

Юридические определения в США

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России [14] .

Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно — правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций — правопреемников в любой организационно — правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Борьба с детским экстремизмом

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

  • создания негативного имиджа и уголовного преследования общественных активистов [16][17][18][19][20] , членов оппозиционных движений [21][22] (недоступная ссылка) , независимых журналистов [23][24] ;
  • создания негативного имиджа националистических и/или религиозных движений и организаций [25] [нет в источнике] , дискредитации их позиций и взглядов и легитимации их запрещения. (Подобного рода критика нередко звучит из уст апологетов действительно экстремистски настроенных националистических и/или религиозных движений и организаций [источник?] )

Под экстремизмом понимается приверженность крайним взглядам и мерам реализации своих целей. Одной из разновидностей радикальных идейных течений и наиболее распространенной их формой является политический экстремизм. Его приверженцы часто прибегают к крайним мерам для реализации своих целей: организации общественных беспорядков и стачек, акций гражданского неповиновения, терактам, забастовкам и пр. Они отрицают возможности компромиссных решений, переговорного и согласительного пути. Именно поэтому политические экстремисты потенциально создают высокую опасность для общественного порядка и национальной безопасности.

Понятие и отличительные черты политического экстремизма

Политический экстремизм – это тип политической активности, которая выражается в стремлении граждан воплотить в жизнь свои политические взгляды и цели любыми доступными средствами, включая насильственные формы воздействия на государственные институты, общественных и политических деятелей и отдельных индивидов.

Росту экстремистских настроений обычно способствует сложная социально-экономическая ситуация в стране, падение уровня жизни граждан, тоталитарный или авторитарный режим, жесткое подавление властями оппозиции и пр. Именно в этом состоят причины распространения и роста популярности экстремистских течений. В подобных условиях для многих политических организаций и их представителей единственной возможностью добиться своих целей и изменить действительность становятся радикальные методы политической борьбы.

Экстремистские акты опираются на два ключевых критерия:

  • они используются как способ достижения социально-политических, идеологических и прочих целей, но также служат для устрашения и воздействия на общественное мнение (например, имеют своей задачей подорвать авторитет государства как гаранта безопасности);
  • направлены на причинение вреда другим людям.

В последние годы экстремизм и его крайняя форма – терроризм (в том числе международный), получили широкое распространение в мире. Его сторонники выступают против нормальных межнациональных отношений, провоцируют конфликты на политической или религиозной почве и пр.

Виды политического экстремизма

Политическая наука выделяет множество разновидностей экстремизма на основе различных критериев. Так, экстремальные политические течения могут ставить во главу угла те или иные стороны общественной жизни. Исходя из этого различают экономический экстремизм, националистический, экологический, культурный.

Экономический экстремизм имеет целью установление единой формы ведения хозяйства и уничтожение форм собственности кроме одной.

Националистический экстремизм проявляется в разжигании ненависти между нациями и народностями.

Культурный экстремизм ориентирован на отвержение культурного опыта других государств, ориентирован на пропаганду насилия и жестокости.

Экологический экстремизм ориентирован на ликвидацию неблагоприятных в экологическом отношении производств для улучшения состояния окружающей среды.

В основе политического экстремизма может лежать то или иное идеологическое течение. Исходя из этого различают правый и левый экстремизм.

Левые экстремисты обычно обращаются к идеям марксизма-ленинизма и прочих течений (например, анархизма, социализма, социал-демократизма). Они выступают за воплощение идеи социального равенства, подвергают критике капиталистическое общество за бюрократизацию и пр. Себя левые экстремисты провозглашают борцами за дело пролетариата и за интересы трудящихся масс. Сторонники леворадикальных течений выступают за формирование новых общественных отношений и институтов революционным или эволюционным путем.

Крайней формой леворадикальных течений является анархизм, который отрицает всякую государственную власть, авторитет и общественный порядок в принципе.

Правые экстремисты, напротив, клеймят капиталистическое общество за падение морали, бум потребления, засилье массовой культуры и пр. Правый радикализм представляет собой форму резкого неприятия, отрицания государственных норм и общественных правил. Наиболее типичным примером правоэкстремистского течения являются фашизм и неофашизм. Он предполагает весьма жесткие методы утверждения нового порядка, включая терроризм, шовинизм, геноцид и пр.

Другие разновидности правого экстремизма: расизм и революционизм. Под расизмом понимается совокупность взглядов о психологической и физической неполноценности и превосходстве отдельных рас. Революционаризм- это радикальное движение, основанное на терроре в качестве базового средства борьбы за достижение поставленных целей.

Практика показывает, что правый и левый экстремизм на деле несет серьезные общественные разрушения и делает его сторонников и общество заложниками эгалитарных интересов элит.

Законодательное регулирование политического экстремизма

В России в целях недопущения деструктивного влияния экстремистских течений на общественную жизнь принят комплекс мер и законодательных актов, которые призваны контролировать деятельность радикально настроенных организаций и лиц. Современные тенденции неутешительны и указывают на рост преступлений экстремистского толка.

В 2002 году в Уголовный кодекс была введена норма, предусматривающая ответственность за призывы к экстремистской деятельности. До этого уголовное преследование за политический экстремизм наступало только в случае призыва к изменению конституционного строя. Объектом преступления, против которого направлена деятельность политических экстремистов, выступает политическая система, нормальное функционирование органов власти и ее законных представителей.

  • захват власти;
  • изменение конституционного строя;
  • нарушение территориальной целостности;
  • подрыв национальной безопасности;
  • создание незаконных формирований; ;
  • возбуждение расовой, религиозной, национальной, социальной розни;
  • унижение национального достоинства;
  • осуществление беспорядков, хулиганства, актов вандализма по идеологическим и политическим мотивам;
  • пропаганда исключительности или превосходства определенной группы/расы.

Также экстремистская деятельность включает в себя:

  • демонстрацию нацистской атрибутики;
  • публичные призывы к осуществлению экстремистских действий;
  • финансирование указанной экстремистской деятельности или предоставление для ее осуществления материально-технических средств и базы (например, связи, полиграфической базы и пр.).

Отличительными чертами экстремистских преступлений является их публичность и наличие прямого умысла. Они имеют целью объединение граждан и их побуждение к радикальным действиям.

Наличие прямого умысла указывает на то, что виновный осознает общественно опасный характер его деятельности. При этом в действительности им могут двигать различные мотивы: например, корысть, месть, идейные соображения и пр.

Ответственность за политический экстремизм

Под преступлениями экстремистской направленности понимаются те, которые были совершены по политическим мотивам (в том числе расовым, идеологическим, национальным и пр.). К преступлениям экстремистского толка можно отнести хулиганство, вандализм, убийство, терроризм и пр. За них предусмотрена уголовная или административная ответственность в зависимости от тяжести общественных последствий.

Наиболее суровым видом ответственности является уголовная. Она может заключаться в виде штрафа, обязательных работ и лишения свободы. За наиболее тяжкие преступления может грозить смертная казнь, но на практике она не применяется.

За менее тяжкие преступления преступнику грозит административная ответственность. Например, штраф, административный арест или предупреждение и пр.

Перечень административных и уголовных правонарушений и наказаний за них содержатся в КоАП и УК РФ. Ответственность могут нести граждане в возрасте от 16 лет.

Административная ответственность за различные формы проявления политического экстремизма включает:

  1. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) – если преступление будет квалифицировано подобным образом, то преступнику грозит административный штраф 500-1000 р., 2500 р. – если хулиганство сопровождалось неповиновением, административный арест до 15 суток.
  2. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики(ст. 20.3 КоАП РФ).Это могут быть значки, приветственные жесты и пр. За это деяние правонарушителю грозит штраф 500-1000 р., арест до 15 суток и обязательная конфискация атрибутики. За изготовление и сбыт такой продукции штраф составляет уже 1000-2500 р.
  3. Производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Это, например, труды классиков фашизма, публикаций, оправдывающих расовое превосходство и пр. По этой статье правонарушителю грозит штраф 1000-3000 р., арест до 15 суток и обязательная конфискация.

Круг экстремистских преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, достаточно широк. Он включает в себя преступления против личности, конституционных прав и свобод, против общественной безопасности и нравственности.

Для того чтобы преступление можно было считать экстремистским, главное, учитывать мотив в виде политической, национальной, религиозной ненависти. Его наличие может стать отягчающим фактором при вынесении приговора. Так, если мотивом убийства стала ревность, то преступнику грозит до 15 лет лишения свободы; если оно совершено по мотивам национальной нетерпимости, то такая экстремистская направленность может стать основанием для пожизненного заключения.

К преступлениям, которые могут быть оценены как экстремистские, относится умышленное убийство (ч. 2 ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст.111 УК РФ), побои (ч. 2 ст. 116 УК РФ), истязание (ч. 2 ст. 117 УК), угроза убийством или причинением тяжкого вреда (п. 2 ст. 119 УК РФ), дискриминация по расовым, религиозным и пр. мотивам (ст. 136 УК РФ); воспрепятствование публичного мероприятия (ст. 149 УК РФ), хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ), вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ), надругательство (п. “б” ч. 2 ст. 244 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Рассмотрим ответственность по некоторым экстремистским преступлениям:

  1. Хулиганство (ст. 213 УК РФ) по экстремистским соображениям с применением оружия: грозит обязательными работами на срок 180-240 часов, исправительными работами на срок 1-2 года, лишением свободы до 5 лет. Если хулиганство совершено группой лиц, то срок лишения свободы может возрасти до 7 лет.
  2. Вандализм (ст. 214 УК РФ) подразумевает осквернение зданий, порчу общественного имущества: грозит ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.
  3. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ): грозит штрафом до 200 тыс. р. (в размере зарплаты осужденного за период до 18 месяцев); обязательными работами на срок от 120 до 180 часов; лишением свободы на срок до 2 лет.
  4. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ч. 2 ст. 244 УК РФ) наказывается ограничением свободы до 3 лет, арестом на 3-6 мес., лишением свободы на срок до 5 лет.
  5. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) устанавливает ответственность в виде штрафа до 300 тыс. р. или в размере зарплаты осужденного за период до 2 лет, ареста на срок 4-6 месяцев, лишения свободы на срок до 3 лет.
  6. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ) предусматривает штраф в размере от 100 до 300 тыс. р. или в размере зарплаты осужденного за период 1-2 года; лишение права занимать определенные должности до 3 лет; обязательные работы на срок до 180 часов; исправительные работы на срок до 1 года; лишение свободы до 2 лет.
  7. Организация и участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК РФ), созданного для совершения преступлений экстремистской направленности: так, за организацию штраф доходит до 200 тыс. р., за участие – до 40 тыс. р. При этом гражданин, который добровольно прекратил участие в деятельности экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности.

Если экстремистская деятельность ведется по заказу иностранных государств, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений с государственной изменой (ст. 275 УК РФ).

Таким образом, политический экстремизм несет высокую угрозу по дестабилизации конституционного и общественного строя. Политические экстремисты нередко прибегают к радикальным методам борьбы, которые могут привести к человеческим потерям: терроризму или убийствам. Поэтому за экстремистскую деятельность нарушителям грозит жесткая ответственность, как административная, так и уголовная.

В распоряжении РАПСИ оказался информационно-аналитический доклад, подготовленный рабочей группой по гражданскому участию в противодействии коррупции и обеспечении общественной безопасности Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (руководитель группы – председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов) с привлечением сторонних экспертов из числа юристов, правозащитников и журналистов, специализирующихся на правовой и антитеррористической тематике. Мы публикуем полный текст данного исследования.

Введение

Данный доклад подготовлен по поручению Совета от 25 января 2011 года. Непосредственным поводом к его подготовке явился террористический акт 24 января 2011 года в аэропорту "Домодедово".

Первоначально рабочая группа Совета совместно с привлеченными экспертами и специалистами планировала ограничиться выявлением конкретных обстоятельств и причинно-следственных связей трагедии в Домодедово.

Однако, в ходе изучения и анализа полученных данных стало ясно, что этот конкретный случай позволяет сделать обобщения относительно проблемы экстремизма и терроризма в целом.

Соответственно, доклад представляет собой комплексную оценку угрозы экстремизма и его крайней формы - терроризма как наиболее опасных вызовов, перед которыми стоит России на современном этапе. В нем проанализирована действительная (как позитивная, так и негативная) роль правоохранительной системы в борьбе с экстремизмом-терроризмом, предложены идеологические формы противостояния этой угрозе, а так же меры, позволяющие включить гражданское общество в решение общегосударственной задачи - нейтрализации и искоренения проявлений экстремизма и терроризма в России.

Терроризм в России на современном этапе: причины и выводы

Экстремизм в своих реальных проявлениях и его крайняя форма - терроризм представляют собой отнюдь не локальную, и даже не региональную проблему. Он представляет собой общероссийское явление, тем более опасное, что попытка придать ему сугубо региональное - "кавказское" - лицо, неизбежно ведет к эскалации экстремизма и террора во всей стране.

"Этнизация" этих радикальных форм девиантного поведения - это сознательно расставленная ловушка теми, кто хотел бы подорвать единство народов России, дестабилизировать социально-политическую ситуацию в ней и, в конечном счете, оторвать Кавказ от России.

Но, кроме того, в эту ловушку сознательно "попадаются" и те, кто хотел бы из нагнетания межэтнической и межконфессиональной розни извлекать свои вполне конкретные политические, экономические, но неизбежно - преступные выгоды.

Реальная же картина современного экстремизма-терроризма в Северокавказском Федеральном округе такова.

Сегодняшний тип террориста, его личная мотивация, а также структура управления террористических банд, причины их формирования, источники финансирования, отличаются от середины 90-х годов прошлого столетия. Доминировавшие прежде мотивации, связанные с импортированными радикальными формами исламского фундаментализма и спонсированного извне сепаратизма, характерны лишь для крайне узкого сегмента бандподполья. Абсолютное большинство лиц, вовлеченных в экстремистско-террористическую активность, движимо чувством мести за родственников, за попранное личное достоинство, за нарушение справедливости. Играет негативную роль и страх оказаться причисленным спецслужбами к террористам и их пособникам.

Соответственно изменился и тип руководителей бандподполья. Зачастую, это банальные уголовники, живущие рэкетом, имеющие устойчивые связи среди представителей различных уровней и ветвей власти. Их реальная цель – получение прибыли криминальным путем. Именно ради достижения этой цели они, используя религиозно-идеологический камуфляж, привлекают к себе униженных, оскорбленных и озлобленных, с тем, чтобы превратить их не просто в террористов, но и в смертников.

Типичной формой рэкета является вымогательство у предпринимателей денежных средств путем передачи им карт памяти (флеш-карт) с угрозами от имени исламского подполья. Эта схема задействуется повсеместно, не встречая должного отпора со стороны правоохранительных органов.

Кроме того, высказываются достаточно обоснованные предположения об использовании противоправной деятельности таких бандгрупп для решения "вопросов" в коммерческой сфере при неизбежной "коррупционной составляющей" в органах власти.

К тому же, в неэффективно контролируемой банковской системе России "прокачиваются" с помощью различных форм "отмывки" сотен миллиардов долларов. Уже имеются факты, подтверждающие участие в этих операциях террористических бандформирований.

Причины, вызвавшие модификацию экстремистско-террористической угрозы, можно разделить на три группы:

А. Специфика организации антитеррористической деятельности правоохранительных органов;

B. Использование некоторыми властными группами террористической угрозы для усиления собственного политического влияния и его конвертации в экономические выгоды;

С. Неадекватный характер использования региональными властями финансово-экономической помощи федерального центра.

А. Специфика организации антитеррористической деятельности правоохранительных органов:

- правоохранительные органы фактически в массовом порядке используют противоправные (преступные) методы в своей работе в отношении граждан России - фальсификация доказательств, пытки, незаконное уголовное преследование. Все чаще в этих случаях фиксируется коррупционная мотивация сотрудников этих органов;

- дисфункция системы процессуального надзора и отсутствие реально независимой судебной системы фактически поощряют применение противоправных методов борьбы с терроризмом правоохранительными органами;

- отчетность по предотвращенным террористическим актам (зачастую на основании "выбитых" показаний) и по количеству уничтоженных террористов приводит к фальсификации результатов антитеррористической деятельности и искажению общей картины экстремистско-террористической угрозы.

B. Использование некоторыми властными группами террористической угрозы для усиления собственного политического влияния и его конвертации в экономические выгоды:

- системный анализ террористической ситуации дает основания предполагать, что распространение экстремизма-терроризма в России (террористическая деятельность на Северном Кавказе, теракты в Москве, появление в центральной России анархистов - террористов, выступления на Манежной площади) воспринимается рядом должностных лиц (в первую очередь в правоохранительных органах и спецслужбах) как основание для получения все новых полномочий (с 2001 года в этом направлении принято более 500 законодательных и подзаконных актов), повышения своей личного статуса, увеличения административного ресурса и степени политического влияния. Что неизбежно повышает коррупционные риски по всей вертикали государственного управления;

- отдельно нужно отметить расходование бюджетных средств на противодействие терроризму. Финансирование данной статьи расходов в бюджете с 2006 года ежегодно значительно увеличивается, при неизменной закрытости этой части госбюджета от эффективного контроля. По заявлениям ряда ответственных лиц, эти средства являются привлекательным объектом для хищений. Например, на обеспечение режима контртеррористической операции (КТО), только за сутки может затрачиваться несколько миллионов рублей.

С. Неадекватный характер использования региональными властями финансово-экономической помощи федерального центра:

- федеральный центр направляет огромные бюджетные средства в регионы СКФО для социально-экономического развития и снижения террористической угрозы. В течение последних 10 лет государство уже перечислило 800 миллиардов рублей. В 2000 году в региональные бюджеты направили 15 миллиардов рублей, в 2010 году сообщалось о том, что в виде дотаций и межбюджетных трансфертов поступает ежегодно около 180 миллиардов рублей. В бюджетах Чечни и Ингушетии доля дотаций из федеральной казны составляет около 90%, в Дагестане - 75%, в Кабардино-Балкарии - 60%, в Северной Осетии и Карачаево-Черкесии - 55%;

- однако эти усилия федерального центра не дают желаемого эффекта. Реальные секторы региональной экономики не развиваются в той степени, которая обеспечивала бы рост доходов, налогооблагаемой базы и занятости (особенно молодежи). Причина в том, что пока чиновник любого уровня не получит мотивацию в виде личной выгоды, продвижение инвестпроектов тормозится или просто останавливается. Например, инвестиционный проект "Авиаагрегат", город Махачкала, с объемом инвестиций в 460 миллионов рублей, осуществляемый с Китаем, согласованный с руководством Правительства РФ, до настоящего времени не запущен;

- распределение бюджетных средств является самым экономически привлекательным видом деятельности, дающим высокие прибыли при минимальных рисках со стороны государственной правоохранительной системы и контролирующих органов. При этом возникает коррупционный "рынок" доступа к бюджету и борьба за его распределение, приобретающая особенную остроту в Северо-Кавказском регионе и на юге России в целом;

- по поступившей информации, за занятие любой государственной должности или даже просто за право получение пенсии (за любой вид доступа к бюджетным деньгам и административному ресурсу) нужно платить. Соответственно, региональные власти оказываются заинтересованы не в реальном развитии регионов, а в увеличении бюджетных дотаций в любой сфере, в том числе, и по линии противодействия терроризму.

Выводы:

- формы и методы антитеррористической деятельности правоохранительных органов должны быть отнесены к числу факторов, способствующих развитию терроризма и реального экстремизма в регионах России;

- отсутствие персональной ответственности должностных лиц за сложившуюся ситуацию в сфере противодействия терроризму, фактическая их институциональная бесконтрольность и безответственность (отчетность по выгодным для них результатам), создают условия для заинтересованности в консервации террористической угрозы, что обеспечивает им личную значимость и влиятельность в государственной системе;

Оценка эффективности реализации антитеррористических программ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ

Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму", образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений Указом предусмотрено образование антитеррористических комиссий (АК) в субъектах РФ. Их руководителями по должности являются высшие должностные лица субъектов РФ.

Необходимо отметить, что меры по профилактике терроризма, принимаемые региональными властями, зачастую носят бессистемный, формальный или показной характер. А представители и руководители территориальных подразделений федеральных органов власти проблеме профилактики уделяют еще меньше внимания.

Ярким примером стало проведение выездного заседания Совета в Махачкале по вопросам выработки путей достижения мира в республике. Несмотря на официальные неоднократные приглашения Председателем Совета, Советником Президента РФ Михаилом Федотовым представителей ФСБ России участвовать в заседании и их встречные заверения о готовности, представители этой структуры игнорировали данное мероприятие.

А ведь именно это совещание явилось наглядным доказательством необходимости в постоянно действующих общественных площадках, способствующих налаживанию реального диалога всех заинтересованных сторон и установлению причин конфликтных ситуаций с целью их устранения. Если договоренности, достигнутые в ходе подобных диалогов, будут соблюдаться органами власти, а принятые решения - исполняться, то доверие населения к властям будет повышаться. Что само по себе станет одним из наиболее эффективных способов профилактики экстремизма и его крайних форм. На практике, же довольно часто заверения представителей органов власти остаются невыполненными.

Факты безответственного отношения к выполнению федеральных законодательных и подзаконных актов существуют и в государственных органах исполнительной власти.

Как отмечалось выше, спецификой сегодняшнего терроризма являются атаки террористов–смертников и в этой ситуации наибольшей опасности подвергаются объекты транспорта.

После двойного теракта 24 августа 2004 года поступила оперативная реакция со стороны руководства государства. Президентом РФ дано поручение на разработку ФЗ "О транспортной безопасности". Изменение террористических тенденций было правильно оценено, и последовали правовые шаги с целью организации мер по противодействию новым угрозам.

Закон был принят лишь 9 февраля 2007 года и вступил в силу после истечения 180 дней после публикации. Закон детально предусматривал ряд последовательных мероприятий (в частности принятие ряда нормативных правовых актов Правительства и Минтранса России), в результате которых должна была создаваться единая государственная система транспортной безопасности.

Работа по реализации закона о транспортной безопасности неоправданно затянулась, прежде всего – со стороны Минтранса.

Например, перечень потенциальных угроз (документ объёмом в 1 страницу текста из 9 пунктов, где перечисляются: взрыв, захват, химическое загрязнение и т.п.) разрабатывался более 3 лет. Эта разработка велась во взаимодействии с ФСБ России.

Порядок ведения реестра категорированных объектов (13 пунктов, полторы страницы текста) разрабатывался 2,5 года. На текущий момент категорирование объектов не проведено, предусмотренный законом реестр не ведётся.

Проект приказа об утверждении Требований для воздушного транспорта разослан Минтрансом на согласование лишь 31 января 2011 года, через неделю после теракта в Домодедово.

Самое страшное, что в период от момента принятия федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ до практических шагов по его реализации, составивший 3,5 года, произошли ряд терактов на транспорте с огромным количеством жертв. Какая иллюстрация безответственного подхода к выполнению государственных функций еще нужна?

При этом в срочном порядке были подготовлены и приняты в первом чтении в Государственной Думе РФ поправки в федеральный закон "О противодействии терроризму" об обязанности граждан (физических лиц), в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц обеспечивать выполнение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или используемых ими на ином законном основании.

Однако практически не учитывались дополнительная финансовая нагрузка на указанные группы и высокий риск создания дополнительных рычагов коррупционного давления. При окончательном принятии этих поправок мелкие торговые точки, крупные центры и рынки смогут "оперативно" обслуживаться не только представителями МВД, но и ФСБ, и ряда других структур.

По мнению зарубежных и российских экспертов, террористический акт с участием смертника считается состоявшимся на момент объединения носителя и взрывного устройства независимо от места. Что бы изменилось, если бы взрывы в метро (29 марта 2010 года) и Домодедово (24 января 2011 года) произошли не в помещении, а на их входе как это было с терактами в переходе станции метро "Пушкинская" (8 августа 2000 года), у станции метро "Рижская" (31 августа 2004 года), у отеля "Националь" (9 декабря 2003 года).

В ходе работы группы Совета специалистами также указан ряд возможных объектов транспорта, которые фактически не защищены от терактов.

Вывод:

С учетом изложенного с целью повышения эффективности реализации антитеррористических мер представляется целесообразным ввести постоянный мониторинг по их реализации и, по возможности, возложить его на Контрольное управление Президента РФ и Генеральную прокуратуру РФ с введением персональной дисциплинарной и административной ответственности должностных лиц.

Формирование антитеррористической и антиэкстремистской идеологии

Основной проблемой при формировании антитеррористической и антиэкстремистской идеологии является отсутствие единого государственного гражданского центра, обеспечивающего решение данной задачи.

На сегодняшний момент, огромное влияние системного подхода к решению данной проблемы оказывает силовая составляющая. Так, основной принцип, транслируемый обществу – усиление силовых (насильственных) методов. Отсюда проистекает политика СМИ в результате которой целые группы граждан и регионы России оцениваются как враждебные для остальной части населения страны.

Пример: в общем потоке федеральных СМИ фактически отсутствуют позитивные примеры процессов на северном Кавказе. Основная новостная картинка связана с террором. На площадках публичных дискуссий эта тема практически не затрагивается.

Вывод:

Необходимо в ближайшее время приступить к выработке стратегии формирования единой политики по вопросу, и механизмов ее реализации на гражданской площадке (возможно Управление внутренней политики Президента РФ) с привлечением специалистов.

Участие гражданского общества в противодействии экстремизму-терроризму

Участие институтов гражданского общества в противодействии экстремизму-терроризму может быть организовано по двум направлениям:

- формирование площадок для диалога и реальных переговоров;
- контроль за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов.

Основной принцип любой договорной площадки заключается в строгом соблюдении договоренностей. При этом, необходимо отметить, что практика в отношении должностных лиц говорит об обратном. Соответственно дискредитируется сама договорная идея. Идея диалога с целью возвращения людей к нормальной жизни.

Причина этого кроется в нежелании или формальном подходе ряда должностных лиц к формированию общественных площадок и взаимодействию с правозащитными организациями.

Кроме этого, не используется потенциал ветеранских общественных объединений. Наша сегодняшняя работа показывает крайнюю полезность объединения правозащитных и ветеранских организаций.

Вывод:

С учетом изложенного предлагается совместно с Управлением внутренней политики Президента РФ, Общественной палатой РФ, Советом приступить к выработке единого государственного и гражданского подхода и модели реализации (включая правовое обеспечение) для снижения экстремистских процессов в обществе.

Какова роль политики в жизни общества?

Политика играет важнейшую роль в жизни общества. Политика — это искусство управлять. Именно поэтому управленцем может стать не каждый. Важной чертой политики является то, что она нацелена на рациональное и прогрессивное развитие общества.

Гражданин – это человек, имеющий принадлежность (гражданство) к государству.

В чём заключаются права и обязанности гражданина России?
Гражданин в Российской Федерации несет права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в других законодательных актах.

За их несоблюдение законом предусмотрены санкции, закрепленные в нормативных актах. Например, в уголовном кодексе закреплены санкции за совершенные преступления, а в Кодексе об административных нарушениях закреплены санкции за совершение правонарушений.

Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Зачем людям нужны политические свободы?

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Кто может участвовать в управлении делами государства?
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Зачастую граждане не знают элементарных прав, их естественно нарушают, а способов защиты не знают и не могут знать из-за политической непросвещенности.
Чтобы я лично активно участвовал в политической жизни, мне необходимо стремление защищать свои нарушенные права, и права своих близких.

В Конституции РФ, в статье 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Соответственно, уведомительный порядок будет полнее отвечать соблюдению прав граждан, ведь разрешительный порядок может нарушать право граждан на свободу собраний, митингов.
Если речь о разрешительном порядке, соответственно, граждане должны спрашивать разрешение на вышеперечисленные формы выражения мнения.

Я считаю, что данные показатели вполне оправданы.
Молодое поколение скептически относится к своей возможности влиять на власть. Они считают, что даже их голос на голосовании ничего не решает, ну или они просто не имеют право голосовать до достижения 18 лет.

Самые пожилые граждане проявляют малый интерес к политике потому, что в силу своего самочувствия и болезней им не хочется активно участвовать в подобных мероприятиях. Зачастую это уже разочарованные граждане.

Средние возрастные группы считают, что никто кроме них не сможет изменить жизнь в стране в лучшем направлении. Они активно голосуют, проводят собрания, пишут обращения, звонят на горячую линию Президента РФ и так далее.

1. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

2. Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Выборы позволяют гражданам отдать свой голос за достойного по их мнению кандидата. Тем самым, если каждый гражданин выразит свою волю, то у власти будет именно тот, кого они хотели бы видеть.
Референдумы действуют по тому же принципу. На них решаются важнейшие вопросы. Например, на референдуме была принята Конституция Российской Федерации – основной закон.

3. Как можно воздействовать на власть, используя различные политические права и свободы?

Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе. Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

4. Чем определяются ограничения политических свобод?

Например, в статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

5. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Для того чтобы участвовать в политической жизни, необходимо наличие двух критериев: это вменяемость и дееспособность.
Существует две категории: дееспособность и правоспособность.

Правоспособность – способность иметь права, а дееспособность — способность их использовать.

До достижения 18 лет человек считается не дееспособным в политической сфере, так как не сможет максимально верно оценить существующие политические явления.

Именно поэтому, участие в выборах допускается только с 18 лет. Что касается прямого участия в выборах (право быть избранным), то возможность стать кандидатом в депутаты возникнет только в 21 год, а кандидатом в Президенты РФ только с 35 лет.

6. Какие действия являются проявлениями политического экстремизма?

В Российской Федерации к проявлениям политического экстремизма относят:

  • 1. Подготовку и совершение действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • 2. Подрыв безопасности Российской Федерации;
  • 3. Захват или присвоение властных полномочий.
  • 4. Создание незаконных вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности.
  • 5. Возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • 6. Унижение национального достоинства;
  • 7. Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы.
  • 8. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

В КЛАССЕ И ДОМА

В дискуссии высказаны две точки зрения: 1) политикой может заниматься каждый человек; 2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова твоя точка зрения? Аргументируй свой ответ.

Я считаю, что политикой может заниматься каждый, и каждый имеет право участвовать в политической жизни. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех. В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом.
Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Я считаю, что такое отношение к своей стране можно считать предательством. Нельзя не интересоваться политикой и не участвовать в государственных делах, ведь речь идет о нашей жизни, о жизни общества в целом, которую мы должны делать максимально комфортной и защищенной. Нельзя относиться с пренебрежением к своей возможности участвовать в политике.

3. В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п. Выскажи своё мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.

Я считаю, что это обосновано. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

4. На митинг, разрешённый органами власти, для охраны порядка были направлены наряды полиции. Во время митинга его возбуждённые участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по-твоему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или полиция? Свой ответ аргументируй.

Я считаю, что ущерб, который был понесен во время митинга, должны возмещать организаторы. В Кодексе об административных правонарушениях, а именно КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества.

Из нее следует, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Я считаю, что это верно. Из статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. А также гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Можно сделать вывод о том, что мы живем в демократии.
Например, в советские времена была строгая цензура, все произведения искусства, картины, книги, стихотворения – все подлежало тщательной проверке.

6. Объясни, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признаётся условием нормального развития человека и общества.

Это объясняется тем, что каждый человек имеет право выразить свою волю посредством разрешенных в Конституции РФ способов. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С помощью данных способов народ может в мирной форме высказать свое недовольство и свои требования.

7*. Подбери из газет и журналов (возможно, из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

В предстоящие годы в соответствии с парадигмой становления России как правового, демократического и социального государства с рыночной экономикой в крае необходимо проведение государственной политики, направленной на развитие гражданского общества и его активное вовлечение в социально-экономическую жизнь и реализацию Стратегии развития края.

Основной целью государственной политики в сфере развитии гражданского общества является создание правовых, информационных, организационных, инфраструктурных условий для поддержки и развития форм общественного участия и самоорганизации граждан.

В предстоящие годы проводимая государственная политика в сфере развития гражданского общества будет сосредоточена на следующих основных направлениях: 1. Совершенствование механизма исполнения социальных обязательств государства путем конкурсного перераспределения части исполнительных полномочий по предоставлению социальных услуг от государственных учреждений к общественным институтам.

Читайте также: