Что такое геномная регистрация граждан россии в 2021

Обновлено: 30.06.2024

Легко заметить, что из этого определения пропало положение, что фрагменты дезоксирибонуклеиновой кислоты того или иного лица не характеризуют его физиологические особенности. Следовательно, Правительство РФ, которое внесло данный ПФЗ в Государственную Думу, надеется с помощью геномной информации определять физиологические особенности человека и включать эти сведения в соответствующую базу данных.

Поскольку заподозрен и обвинен в совершении преступления может быть и невиновный человек, данное предложение санкционирует принудительную геномную регистрацию части людей, не совершавших никаких преступлений. Еще более вопиющей является инициатива Правительства РФ осуществлять принудительную геномную регистрацию лиц, подвергнутых административному аресту . Однако согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), административный арест является всего лишь одним из видов административного наказания (статья 3.2) и применяется за 27 видов правонарушений.

К их числу относятся злостное нарушение ПДД, появление в нетрезвом виде в общественных местах, мелкое хулиганство, собирание масс граждан в общественном месте, приведшее к нарушению общественного порядка или санитарных норм, публичная демонстрация запрещённой символики (атрибутики), сеяние вражды и ненависти, в т.ч. в Интернете, и т.д. Необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 20.2 КоАП РФ административный арест может быть назначен за целый ряд действий:

- Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния,

- Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи,

- Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

- Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

- Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

- Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры,

- Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды,

- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Однако в нашей стране уже сложилась практика, когда власти не дают разрешение на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, в результате чего граждане не имеют законного способа выразить свое несогласие с ущемляющей их права той или иной ситуацией. Поэтому почти любое публичное выражение людьми своего недовольства грозит обернуться для них административным арестом и, если данный ПФЗ будет принят, принудительным сбором геномной информации.

Поскольку на митинги, демонстрации и шествия ходит наиболее активная часть граждан, государство решило в первую очередь собрать в единую базу их генетическую информацию, с помощью которой, особенно в сочетании с электронными средствами контроля, можно будет легко отслеживать их передвижение и участие в тех или иных акциях.


После того, как будут собраны данные на всех потенциально недовольных, несомненно, последует следующий шаг – принятие закона об обязательной сдачи геномной информации всем населением страны. Рассматриваемый законопроект является важным шагом к созданию в нашей стране полицейского государства, аннулирующего права и свободы граждан .

Авторы ПФЗ так объясняют его необходимость: «Современные методы исследования ДНК позволяют проводить геномную регистрацию даже при минимальном количестве биологического материала, с высокой точностью и в достаточно короткие сроки. С развитием геномных технологий сокращаются сроки проведения идентификационных исследований ДНК, что особенно актуально в условиях возрастания количества проведенных соответствующих судебных экспертиз.

Зарубежный опыт показывает, что базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1 % от общего количества населения страны. В федеральной базе данных геномной информации (далее - ФБДГИ) содержится геномная информация 0,6 % от общего количества населения Российской Федерации (965 315 объектов учета) по состоянию на 1 января 2020 года.

В случае принятия соответствующего федерального закона массив ФБДГИ только за 2021 - 2023 годы может увеличиться до 5,2 млн. объектов учета (в первый год реализации положений соответствующего федерального закона в ФБДГИ будет помещена геномная информация свыше 945 тыс. лиц, а в последующие два года - не менее 1,8 млн. лиц ежегодно, за счет таких категорий как осужденные, подозреваемые, обвиняемые), что будет соответствовать 3,5 % от общего количества населения Российской Федерации.

Предлагаемое законопроектом расширение перечня лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, приведет к увеличению информационного массива ФБДГИ и более эффективному использованию геномной информации, полученной в ходе производства экспертиз и исследований, в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе прошлых лет. В 2019 году при увеличении на 65 % количества поставленных на учет в ФБДГИ генетических профилей лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (внесено в ФБДГИ 229 918 объектов учета), количество совпадений их с данными ДНК следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, возросло на 1,5 раза.

Однако при желании всегда можно будет заявить, что для эффективности функционирования в базе данных ДНК должно содержаться информация 10, 50 или 100 % населения страны. Весьма странно, что при оказании помощи населению, пострадавшему от коронавирусной эпидемии, Правительство РФ не руководствуется зарубежным опытом стран Запада, выделивших достаточно крупные суммы денег каждому гражданину, однако этот опыт оказывается немедленно востребован, как только речь заходит о контроле и слежке за людьми.


Поскольку с помощью геномной информации можно получить важные сведения о частной жизни человека, данный ПФЗ является еще и грубейшим нарушением права на неприкосновенность этой жизни. Следует иметь в виду, что часть 1 ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Часть 1 ст. 24 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Часть 1 ст. 21 Конституции РФ гарантирует каждому государственную охрану достоинства личности.

Однако это достоинство личности неизбежно будет нарушено, когда будет осуществляться принудительная государственная геномная регистрация даже не преступников, а не совершивших никаких уголовных преступлений лиц, просто оказавшихся подвергнутых административному аресту. Таким образом, эта инициатива Правительства РФ вновь оказывается в прямом противоречии с Конституцией нашей страны.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) государственная геномная регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации;

2) биологический материал - содержащие геномную информацию ткани и выделения человека или тела (останков) умершего человека;

3) геномная информация - персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности;

4) обработка геномной информации - действия (операции) с геномной информацией, включая получение (сбор), систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу) и уничтожение геномной информации;

5) федеральная база данных геномной информации - федеральная автоматизированная информационная система по обработке геномной информации, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный настоящим Федеральным законом;

6) неопознанный труп - тело (останки) умершего человека, личность которого на момент обнаружения тела (останков) не установлена.

Статья 2. Цели государственной геномной регистрации

В Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека.

Статья 3. Принципы государственной геномной регистрации

1. Государственная геномная регистрация проводится с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

Статья 4. Правовая основа государственной геномной регистрации

Правовой основой государственной геномной регистрации являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательство Российской Федерации в области персональных данных, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Статья 5. Лица, подлежащие государственной геномной регистрации

В Российской Федерации проводится государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Статья 6. Виды государственной геномной регистрации

В соответствии с настоящим Федеральным законом в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Статья 7. Обязательная государственная геномная регистрация

1. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат:

1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.

2. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.

Глава 2. Проведение государственной геномной регистрации

Статья 8. Проведение добровольной государственной геномной регистрации

1. Добровольная государственная геномная регистрация проводится учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

2. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, проводится на основании их письменного заявления и на платной основе.

3. Плата за проведение добровольной государственной геномной регистрации взимается в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, и подлежит зачислению в доход федерального бюджета в полном объеме.

4. Добровольная государственная геномная регистрация несовершеннолетних лиц проводится на основании письменного заявления их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей. Получение биологического материала осуществляется в присутствии родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей несовершеннолетних лиц.

5. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, проводится на основании письменного заявления их опекунов, попечителей. Получение биологического материала осуществляется в присутствии опекунов, попечителей указанных граждан.

6. Порядок проведения добровольной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Проведение обязательной государственной геномной регистрации

1. Обязательная государственная геномная регистрация:

1) лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности;

2) лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится органами предварительного следствия, органами дознания совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

3) неопознанных трупов проводится органами предварительного следствия, органами дознания и органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, а также установление по неопознанным трупам личности человека, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Получение, учет, хранение, использование, передача и уничтожение биологического материала и обработка геномной информации

Статья 10. Основные требования к получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации

1. Условия получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации при проведении государственной геномной регистрации должны исключать возможность их утраты, повреждения, искажения, несанкционированных доступа к ним и их передачи.

2. Государственные органы и учреждения, проводящие государственную геномную регистрацию, обеспечивают сохранность и использование биологического материала и геномной информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За нарушение правил получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации должностные лица государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, и лица, получившие доступ к биологическому материалу и геномной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. Правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Учет геномной информации

Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.

Статья 12. Сроки хранения геномной информации

1. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, в том числе лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится до установления факта их смерти, а при отсутствии сведений об их смерти - до даты, когда им исполнилось бы 100 лет.

2. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится 70 лет с момента ее получения.

3. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет.

Статья 13. Получение и использование биологического материала

1. Получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется:

1) от граждан Российской Федерации, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, при проведении добровольной государственной геномной регистрации - учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

2) от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы;

3) от лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - государственными органами, осуществляющими производство по уголовным делам, с привлечением специалистов в области криминалистики и (или) судебной медицины;

4) от неопознанных трупов - учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Биологический материал, полученный при проведении государственной геномной регистрации, используется только для получения геномной информации в целях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Получение и использование геномной информации

1. Получение геномной информации при проведении государственной геномной регистрации осуществляется:

1) из биологического материала, полученного от граждан Российской Федерации, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, при проведении добровольной государственной геномной регистрации, а также от неопознанных трупов, - учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

2) из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности;

3) из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, совместно с учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, используется в следующих целях:

1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших;

2) розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации;

3) установление личности человека, чей труп не опознан иными способами;

4) установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.

Статья 15. Право на использование геномной информации

1. Право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

2. Использование геномной информации в интересах иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 16. Уничтожение геномной информации

1. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, уничтожается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ее хранение, по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Геномная информация, полученная в результате проведения добровольной государственной геномной регистрации, может быть уничтожена на основании письменного заявления:

1) лиц, прошедших добровольную государственную геномную регистрацию;

2) родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей прошедших добровольную государственную геномную регистрацию несовершеннолетних лиц;

3) опекунов, попечителей прошедших добровольную государственную геномную регистрацию граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности.

Глава 4. Надзор и контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 18. Контроль за государственными органами и учреждениями, проводящими государственную геномную регистрацию

1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию.

2. Ведомственный контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.

Статья 19. Судебный контроль

Действия (решения) должностных лиц государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации

Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Читайте также: