Что такое фикх и какую роль он сыграл в развитии исламского права
Обновлено: 02.07.2024
Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.
Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.
Илме шари’а – законоведение – разделяется на две части: акида и фикх. Акида (учение о вере) излагает правила и постановления об основных принципах религии. Лица, в совершенстве овладевшие этой наукой, приобретают право решать вопросы и недоразумения по религиозным делам мусульман.
Фикх означает познание, постижение. Это – исламская доктрина правил и норм жизнедеятельности и поведения мусульман (юриспруденция, мусульманское право в широком смысле). Илмуль фикх (мусульманское правоведение) включает в себя практическое учение о вере и постановления по быту мусульман. Изучение его необходимо казыям (судьям) для решения всех спорных вопросов. Фикх состоит из трех частей: ибадат, муамалят и укубат.
Ибадат – практическое учение о ритуале: об обрядах, молитвах, посте, паломничестве, празднествах, милостыне и др.
Муамалят (взаимоотношение, соприкосновение) рассматривает вопросы неправомерного поведения, т.е. преступления.
На раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были объединены в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Лишь в X в. богословие отделилось от правоведения, однако и после этого богословие осталось тесно связанным с правовой доктриной, а право всегда оставалось религиозным и религиозно санкционированным.
Шариат един для всех мусульман. Различия в шариатских постановлениях возникли вследствие расхождения взглядов основателей и законоведов каждой отдельной религиозной школы на разные предметы практической части вероучения, а не из-за различия государственного устройства стран, а также не из-за разнообразия общественного положения мусульман и принадлежности к разным нациям.
Шариат един и неделим.
Шариат нельзя отождествлять с мусульманским правом. В действительности шариат шире – он охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. Шариат призван регулировать как поведение верующих и порядок жизни мусульманской семьи, так и защищать, отстаивать основные ценности ислама.
В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата.
- символ веры (шахада -свидетельство);
- молитва (ас-салат, намаз);
- пост (ас-саум, руза, ураза рамадан);
- благотворительный налог и милостыня в пользу бедных (закят, садакат);
- паломничество в Мекку (хадж).
В системе иерархии ценностей ислама религия занимает первое место. Именно религия, пять ее столпов – основные правила ислама, закладывают и в последующем определяют и развивают отношение человека к другим важнейшим ценностям – жизни, разуму, продолжению рода и собственности.
Второй ценностью ислама, подлежащей охране шариатом, является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее – исключительная привилегия Бога. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад – по первому требованию Бога.
Третьей ценностью является разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.
Разум – дар, которым наделен человек. В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Отличие человека от иных существ заключается в том, что он наделен сознанием и свободой воли.
Ислам исходит из веры в Судный день и потустороннюю жизнь. О жизни после смерти говорят многие нормы Корана.
Смысл земной жизни мусульманина заключается в том, что он должен вести справедливый образ жизни, готовя себя к неземной жизни. Человек должен действовать, осознавая каждый свой поступок. С этой целью мусульманин должен не подвергать свой разум порче, беречь его от различных посягательств.
Разум может подвергнуться посягательству и претерпевать повреждение или ущерб в силу воздействия различных факторов. К таковым, например, относятся раздражительность, гневливость, стремление к корысти, невоздержанность и т.д. Так, в хадисах сунны Пророка не единожды говорится об отрицательных последствиях гнева как о факторе, помутняющем разум.
Шариат запрещает судьям судить двух противников, находясь в состоянии гнева. Преодоление гнева считается одним из лучших качеств. Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева.
Среди факторов, пагубно воздействующих на разум, особо выделяются одурманивающие вещества, потребление которых в исламе запрещено.
Всякое одурманивающее вещество и средство, запрещенное исламом, называется хамр(запретное). К хамру в исламе отнесены наркотики и алкоголь. Объявляя потребление алкогольных напитков и наркотиков хамром, ислам установил общее правило, согласно которому потребление веществ, вызывающих зависимость и лишающих человека здравомыслия, запрещается.
Мусульмане не могут совершить еуду (омовение), акт очищения (тахарат), определяющего переход человека от обычного состояния к молитвенному и производимого перед молитвой, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии, рассеянии ума. В силу этого в исламе всякое одурманивающее; средство запретно.
Запрет на употребление алкоголя, наркотиков основывается на общемусульманской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются запретными.
В запретный круг были введены все виды алкоголя независимо от степени их крепости. Недозволено потребление вина независимо от количества, ибо вино одурманивает рассудок.
Следует заметить, что в исламском праве не предусмотрены какие-либо наказания непосредственно за вино-питие. Наказание в виде определенного количества ударов плетьми, как правило, назначается тогда, когда лицо после распития алкоголя бранится, ругается, оскорбляет кого-либо, т.е. совершает деяние, позорящее правоверного. Ведь опьянение крайне отрицательно воздействует на рассудок. В силу этого наказание назначается за то, что человек опьянел, а не за то, что он выпил.
Запрет на потребление наркотиков и наркосодержащих веществ в исламе был введен по аналогии с алкоголем. Упоминание о наркотиках в арабском мире появилось почти 600 лет спустя после утверждения ислама, т.е. в XIII в.
Существуют три основные причины запрещения потребления наркотиков:
• запрет наркотиков вытекает из факта, что они представляют собой разновидность алкоголя
• считается, что если алкоголь – вредное и запрещенное вещество, то и наркотики запрещены
• запрещение наркотиков соответствует принципам ислама об устранении и предотвращении причиненного вреда.
Итак, разум являет собой бесценный дар, которым наделен человек. Оберегать разум от воздействия пагубных для него средств есть священная обязанность человека. В силу этого мусульманину запрещено употреблять все, что пьянит и травит ум и является разрушителем нравственных устоев общества.
Согласно исламскому вероучению возрастание потребления опьяняющих и отравляющих разум веществ будет способствовать пришествию конца света.
Четвертой ценностью ислама, охраняемой шариатом, является собственность.
Как уже было отмечено, собственность в исламе считается священной и неприкосновенной. Данное положение зафиксировано ныне и в конституциях многих государств, исповедующих ислам. При этом основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств, обеспечивающей, по мнению их руководителей, возможность дальнейшего развития на пути социального прогресса.
Ислам не отрицает и не отвергает экономическую деятельность. Его экономические принципы служат построению справедливого общества, в котором честные и ответственные люди смогли бы найти себе достойное место и заниматься праведным трудом, не основанным на коррупции, обмане, мошенничестве. Труд в исламе имеет очень большое значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание вбезделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе.
В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно правилам, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь тем категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его.
В силу этого также не одобряется поведение людей, которые, всецело посвятив себя религии, ожидают тем самым всесторонней поддержки окружающих.
Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не существует разницы между видами работ, их характеристикой. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным, достойным способом. Согласно мусульманской доктрине лицо, зарабатывающее себе на жизнь незаконным способом, не войдет в рай.
Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым – харам. Честно и справедливо заработанное считается чистым – халяль.
И так, что такое фикх, что такое мазхаб, какого значимость мазхабов для государства и общества, чем отличаются суннитские мазхабы друг от друга, попытаемся ответить на эти вопросы.
Исследователи мусульманского права всегда обращают внимание на тесную связь фикха с религиозной нравственностью, но наряду с этим фикх включает себя и социальные взаимоотношения, традиции разных народов, и правила совершения религиозных обрядов, одним словом все аспекты общественной жизни. Фикх — концепция о правилах поведения, комплекс общественных норм, в широком смысле мусульманское право. Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами. Считается, что в Коране есть все правила о поведении людей, если его правильно интерпретировать. После смерти Мухаммада арабская империя расширилась, заняла обширную территорию, в связи с этим обращение в ислам тоже распространилось. В средневековом обществе все чаще появлялись проблемы, для решения которых недостаточно было указании Корана и сунны. У всех народов, которые только приняли ислам были свои традиции, воззрения, свои законы и судебная система. Перед мусульманскими правоведами встал вопрос об адаптации исламского права к новым условиям. Так начало развиваться исламская юриспруденция — фикх. На территорий Арабского халифата появились несколько правовых школ, которые отличаются друг от друга по правовым методам фикха. В целом, мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными нормами. Только к середине Х века мусульманское право стало отделятся от теологии, и это проявлялось в деятельности правовых школ. К суннитским школам фикха относятя: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, названные по именам их основателей [1].
Ханафитский мазхаб. Самым распространенным их этих четырех школ является ханафитский мазхаб. Основатель мазхаба мусульманский ученый правовед Нугман ибн Сабит Абу Ханифа. Он родился и провел большую часть своей жизни в Куфе, который являлся эпицентром возрождения многих наук. Этот факт сильно повлиял на формирование его научного сознания. Абу Ханифа обучил Абу Юсуфа, Мухаммада аш-Шайбани, Зуфара ибн аль-Хузайл и других выдающихся мусульманских теологов и правоведов, которые записывали все его высказывания и решения разных проблем. Учение Абу Ханифы значительно повлиял на правовое мировоззрение и на понятие ижтихад (деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса) в исламе [2, с. 92]. Его метод отличался использованием техники рая (собственное независимое суждение законоведа — факиха), и он за это был многократно критикован. Ханафитский мазхаб господствовал в Османской и моголской империи, ханифитами были ханы Золотой Орды. Ныне этого мазхаба придерживаются в Египте, Сирии, Ираке, Авганистане, Пакистане, а также в большинстве стран СНГ, в том числе и в Казахстане.
При вынесении правовых предписаний ханафиты основываются на следующих источниках:
Если был выбор между киясом и истихсаном, ханифиты отдавали приоритет истихсану, в случае выбора из имеющихся предписаний, выбирали наиболее убедительное.
Шафиитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог аш-Шафии, который в своем учении стремился объединить принципы своих предшественников, хотя правовых тположений шафииты придерживаются более жестких толкований, нежели ханафиты. Шафиитский мазхаб больше распространен в Сирии, восточной Африке, Индии, Пакистане, а также Индонезии. Сегодня по численности последователей, шафиитский мазхаб занимает второе место после ханафитского. Мазхаб распространен в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании,Египте, Малайзии, Индонезии, а также на Кавказе и среди мусульман других стран.
Методы и источники фикха в шафиитском мазхабе:
- Коран и Сунна рассматриваются совместно как единое Откровение. Хадисы, передаваемые мединцами, принимаются безоговорочно.
- Иджма рассматривается как дополнение к Корану и Сунне. Берутся во внимание только те вопросы, которые рассматривались муджахидами-мединцами.
- Кияс можно использовать только для выбора доказательств из предыдущих источников.
- Из маликитского мазхаба заимствован принцип истислаха, по другим данным он отвергается.
С начала ІХ века шафиитский мазхаб приобрел популярность в Египте, в Иране, несмотря на то, что официальной идеологией последней считается шиизм. Мазхаб распространился в Ираке и Мавераннахре наряду с ханафизмом. Сегодня последователи данного мазхаба доминируют в Сирии, Пакистане, Индии и Индонезии, а также в восточной Африке.
Ханбалитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог Ахмед ибн Ханбал. Ханбалиты не принимают любые рационалистические толкования Корана, сунна считается основным и единственным правильным толкованием священного текста. Отличительной черта ханбалитов является нетерпимость и консерватизм. Ханбалиты признают следующие источники при вынесениии правовых решений:
- Коран и сунна, если есть доказательства в этих двух источниках, нельзя ссылаться на другие.
- Фетвы — правовые предписание сподвижников.
- Мнение сподвижников, преимущественно выбирались те мнения, которые наиболее близки прямым указаниям Корана и сунны.
- Хадисы-мурсал и хадисы-заиф. Абн Ханбаль опирался на хадисы-мурсал, то есть на хадисы, в иснаде которых есть сподвижники, и на хадисы-заиф, на слабые хадисы, относительно которых нет никаких доказательств подложности.
- Кияс. Если проблему нельзя было решить предыдущими методами, использовался кияс.
- Иджма.
- Истисхаб. Действие любой фетвы сохраняется до тех пор, пока не будет найдено другое доказательство.
Ханбалитский мазхаб возник как религиозно-политическое движение, со временем только переоформился в правовую школу. Ханбалиты отрицали любые нововведения в области права и вероучения, они выражали мнения консервативных мусульман, которые опасались рационалистических идей калама. Ханбалитский мазхаб является наименее распространенным толком среди мусульман, и тому есть несколько причин:
- Данный мазхаб сформировалься позже всех остальных школ.
- До правления Саудитов ни одна страна не признавала ханбализм на государственном уровне.
- Ханбалитские богословы и правоведы не стрремились к государственной службе, и сторонились политики.
- Принципы ханбалитского мазхаба очень консервативны, иногда принимают радикальные формы [3].
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, источник, Сирия, сунна, Египет, Индонезия, коран, Пакистан, восточная Африка, религиозная деятельность.
Читайте также:
- Какие органы обязаны обеспечить безопасность судей и присяжных заседателей
- Можно ли поменять родителей в свидетельстве о рождении
- Оспаривание мирового соглашения как крупной сделки
- Что из мер не является наказанием установленным уголовным кодексом общественное порицание
- Почему не хватает водителей общественного транспорта