Что такое фикх и какую роль он сыграл в развитии исламского права

Обновлено: 02.07.2024

Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.

Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.

Илме шари’а – законоведение – разделяется на две части: акида и фикх. Акида (учение о вере) излагает правила и постановления об основных принципах религии. Лица, в совершенстве овладевшие этой наукой, приобретают право решать вопросы и недоразумения по религиозным делам мусульман.

Фикх означает познание, постижение. Это – исламская доктрина правил и норм жизнедеятельности и поведения мусульман (юриспруденция, мусульманское право в широком смысле). Илмуль фикх (мусульманское правоведение) включает в себя практическое учение о вере и постановления по быту мусульман. Изучение его необходимо казыям (судьям) для решения всех спорных вопросов. Фикх состоит из трех частей: ибадат, муамалят и укубат.

Ибадат – практическое учение о ритуале: об обрядах, молитвах, посте, паломничестве, празднествах, милостыне и др.

Муамалят (взаимоотношение, соприкосновение) рассматривает вопросы неправомерного поведения, т.е. преступления.

На раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были объединены в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Лишь в X в. богословие отделилось от правоведения, однако и после этого богословие осталось тесно связанным с правовой доктриной, а право всегда оставалось религиозным и религиозно санкционированным.

Шариат един для всех мусульман. Различия в шариатских постановлениях возникли вследствие расхождения взглядов основателей и законоведов каждой отдельной религиозной школы на разные предметы практической части вероучения, а не из-за различия государственного устройства стран, а также не из-за разнообразия общественного положения мусульман и принадлежности к разным нациям.

Шариат един и неделим.

Шариат нельзя отождествлять с мусульманским правом. В действительности шариат шире – он охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. Шариат призван регулировать как поведение верующих и порядок жизни мусульманской семьи, так и защищать, отстаивать основные ценности ислама.




В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата.

- символ веры (шахада -свидетельство);

- молитва (ас-салат, намаз);

- пост (ас-саум, руза, ураза рамадан);

- благотворительный налог и милостыня в пользу бедных (закят, садакат);

- паломничество в Мекку (хадж).

В системе иерархии ценностей ислама религия занимает первое место. Именно религия, пять ее столпов – основные правила ислама, закладывают и в последующем определяют и развивают отношение человека к другим важнейшим ценностям – жизни, разуму, продолжению рода и собственности.

Второй ценностью ислама, подлежащей охране шариатом, является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее – исключительная привилегия Бога. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад – по первому требованию Бога.

Третьей ценностью является разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Разум – дар, которым наделен человек. В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Отличие человека от иных существ заключается в том, что он наделен сознанием и свободой воли.

Ислам исходит из веры в Судный день и потустороннюю жизнь. О жизни после смерти говорят многие нормы Корана.

Смысл земной жизни мусульманина заключается в том, что он должен вести справедливый образ жизни, готовя себя к неземной жизни. Человек должен действовать, осознавая каждый свой поступок. С этой целью мусульманин должен не подвергать свой разум порче, беречь его от различных посягательств.

Разум может подвергнуться посягательству и претерпевать повреждение или ущерб в силу воздействия различных факторов. К таковым, например, относятся раздражительность, гневливость, стремление к корысти, невоздержанность и т.д. Так, в хадисах сунны Пророка не единожды говорится об отрицательных последствиях гнева как о факторе, помутняющем разум.

Шариат запрещает судьям судить двух противников, находясь в состоянии гнева. Преодоление гнева считается одним из лучших качеств. Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева.

Среди факторов, пагубно воздействующих на разум, особо выделяются одурманивающие вещества, потребление которых в исламе запрещено.

Всякое одурманивающее вещество и средство, запрещенное исламом, называется хамр(запретное). К хамру в исламе отнесены наркотики и алкоголь. Объявляя потребление алкогольных напитков и наркотиков хамром, ислам установил общее правило, согласно которому потребление веществ, вызывающих зависимость и лишающих человека здравомыслия, запрещается.

Мусульмане не могут совершить еуду (омовение), акт очищения (тахарат), определяющего переход человека от обычного состояния к молитвенному и производимого перед молитвой, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии, рассеянии ума. В силу этого в исламе всякое одурманивающее; средство запретно.

Запрет на употребление алкоголя, наркотиков основывается на общемусульманской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются запретными.

В запретный круг были введены все виды алкоголя независимо от степени их крепости. Недозволено потребление вина независимо от количества, ибо вино одурманивает рассудок.

Следует заметить, что в исламском праве не предусмотрены какие-либо наказания непосредственно за вино-питие. Наказание в виде определенного количества ударов плетьми, как правило, назначается тогда, когда лицо после распития алкоголя бранится, ругается, оскорбляет кого-либо, т.е. совершает деяние, позорящее правоверного. Ведь опьянение крайне отрицательно воздействует на рассудок. В силу этого наказание назначается за то, что человек опьянел, а не за то, что он выпил.

Запрет на потребление наркотиков и наркосодержащих веществ в исламе был введен по аналогии с алкоголем. Упоминание о наркотиках в арабском мире появилось почти 600 лет спустя после утверждения ислама, т.е. в XIII в.

Существуют три основные причины запрещения потребления наркотиков:

• запрет наркотиков вытекает из факта, что они представляют собой разновидность алкоголя

• считается, что если алкоголь – вредное и запрещенное вещество, то и наркотики запрещены

• запрещение наркотиков соответствует принципам ислама об устранении и предотвращении причиненного вреда.

Итак, разум являет собой бесценный дар, которым наделен человек. Оберегать разум от воздействия пагубных для него средств есть священная обязанность человека. В силу этого мусульманину запрещено употреблять все, что пьянит и травит ум и является разрушителем нравственных устоев общества.

Согласно исламскому вероучению возрастание потребления опьяняющих и отравляющих разум веществ будет способствовать пришествию конца света.

Четвертой ценностью ислама, охраняемой шариатом, является собственность.

Как уже было отмечено, собственность в исламе считается священной и неприкосновенной. Данное положение зафиксировано ныне и в конституциях многих государств, исповедующих ислам. При этом основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств, обеспечивающей, по мнению их руководителей, возможность дальнейшего развития на пути социального прогресса.

Ислам не отрицает и не отвергает экономическую деятельность. Его экономические принципы служат построению справедливого общества, в котором честные и ответственные люди смогли бы найти себе достойное место и заниматься праведным трудом, не основанным на коррупции, обмане, мошенничестве. Труд в исламе имеет очень большое значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание вбезделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе.

В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно правилам, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь тем категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его.

В силу этого также не одобряется поведение людей, которые, всецело посвятив себя религии, ожидают тем самым всесторонней поддержки окружающих.

Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не существует разницы между видами работ, их характеристикой. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным, достойным способом. Согласно мусульманской доктрине лицо, зарабатывающее себе на жизнь незаконным способом, не войдет в рай.

Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым – харам. Честно и справедливо заработанное считается чистым – халяль.


И так, что такое фикх, что такое мазхаб, какого значимость мазхабов для государства и общества, чем отличаются суннитские мазхабы друг от друга, попытаемся ответить на эти вопросы.

Исследователи мусульманского права всегда обращают внимание на тесную связь фикха с религиозной нравственностью, но наряду с этим фикх включает себя и социальные взаимоотношения, традиции разных народов, и правила совершения религиозных обрядов, одним словом все аспекты общественной жизни. Фикх — концепция о правилах поведения, комплекс общественных норм, в широком смысле мусульманское право. Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами. Считается, что в Коране есть все правила о поведении людей, если его правильно интерпретировать. После смерти Мухаммада арабская империя расширилась, заняла обширную территорию, в связи с этим обращение в ислам тоже распространилось. В средневековом обществе все чаще появлялись проблемы, для решения которых недостаточно было указании Корана и сунны. У всех народов, которые только приняли ислам были свои традиции, воззрения, свои законы и судебная система. Перед мусульманскими правоведами встал вопрос об адаптации исламского права к новым условиям. Так начало развиваться исламская юриспруденция — фикх. На территорий Арабского халифата появились несколько правовых школ, которые отличаются друг от друга по правовым методам фикха. В целом, мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными нормами. Только к середине Х века мусульманское право стало отделятся от теологии, и это проявлялось в деятельности правовых школ. К суннитским школам фикха относятя: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, названные по именам их основателей [1].

Ханафитский мазхаб. Самым распространенным их этих четырех школ является ханафитский мазхаб. Основатель мазхаба мусульманский ученый правовед Нугман ибн Сабит Абу Ханифа. Он родился и провел большую часть своей жизни в Куфе, который являлся эпицентром возрождения многих наук. Этот факт сильно повлиял на формирование его научного сознания. Абу Ханифа обучил Абу Юсуфа, Мухаммада аш-Шайбани, Зуфара ибн аль-Хузайл и других выдающихся мусульманских теологов и правоведов, которые записывали все его высказывания и решения разных проблем. Учение Абу Ханифы значительно повлиял на правовое мировоззрение и на понятие ижтихад (деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса) в исламе [2, с. 92]. Его метод отличался использованием техники рая (собственное независимое суждение законоведа — факиха), и он за это был многократно критикован. Ханафитский мазхаб господствовал в Османской и моголской империи, ханифитами были ханы Золотой Орды. Ныне этого мазхаба придерживаются в Египте, Сирии, Ираке, Авганистане, Пакистане, а также в большинстве стран СНГ, в том числе и в Казахстане.

При вынесении правовых предписаний ханафиты основываются на следующих источниках:

Если был выбор между киясом и истихсаном, ханифиты отдавали приоритет истихсану, в случае выбора из имеющихся предписаний, выбирали наиболее убедительное.

Шафиитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог аш-Шафии, который в своем учении стремился объединить принципы своих предшественников, хотя правовых тположений шафииты придерживаются более жестких толкований, нежели ханафиты. Шафиитский мазхаб больше распространен в Сирии, восточной Африке, Индии, Пакистане, а также Индонезии. Сегодня по численности последователей, шафиитский мазхаб занимает второе место после ханафитского. Мазхаб распространен в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании,Египте, Малайзии, Индонезии, а также на Кавказе и среди мусульман других стран.

Методы и источники фикха в шафиитском мазхабе:

  1. Коран и Сунна рассматриваются совместно как единое Откровение. Хадисы, передаваемые мединцами, принимаются безоговорочно.
  2. Иджма рассматривается как дополнение к Корану и Сунне. Берутся во внимание только те вопросы, которые рассматривались муджахидами-мединцами.
  3. Кияс можно использовать только для выбора доказательств из предыдущих источников.
  4. Из маликитского мазхаба заимствован принцип истислаха, по другим данным он отвергается.

С начала ІХ века шафиитский мазхаб приобрел популярность в Египте, в Иране, несмотря на то, что официальной идеологией последней считается шиизм. Мазхаб распространился в Ираке и Мавераннахре наряду с ханафизмом. Сегодня последователи данного мазхаба доминируют в Сирии, Пакистане, Индии и Индонезии, а также в восточной Африке.

Ханбалитский мазхаб. Основатель мазхаба теолог Ахмед ибн Ханбал. Ханбалиты не принимают любые рационалистические толкования Корана, сунна считается основным и единственным правильным толкованием священного текста. Отличительной черта ханбалитов является нетерпимость и консерватизм. Ханбалиты признают следующие источники при вынесениии правовых решений:

  1. Коран и сунна, если есть доказательства в этих двух источниках, нельзя ссылаться на другие.
  2. Фетвы — правовые предписание сподвижников.
  3. Мнение сподвижников, преимущественно выбирались те мнения, которые наиболее близки прямым указаниям Корана и сунны.
  4. Хадисы-мурсал и хадисы-заиф. Абн Ханбаль опирался на хадисы-мурсал, то есть на хадисы, в иснаде которых есть сподвижники, и на хадисы-заиф, на слабые хадисы, относительно которых нет никаких доказательств подложности.
  5. Кияс. Если проблему нельзя было решить предыдущими методами, использовался кияс.
  6. Иджма.
  7. Истисхаб. Действие любой фетвы сохраняется до тех пор, пока не будет найдено другое доказательство.

Ханбалитский мазхаб возник как религиозно-политическое движение, со временем только переоформился в правовую школу. Ханбалиты отрицали любые нововведения в области права и вероучения, они выражали мнения консервативных мусульман, которые опасались рационалистических идей калама. Ханбалитский мазхаб является наименее распространенным толком среди мусульман, и тому есть несколько причин:

  1. Данный мазхаб сформировалься позже всех остальных школ.
  2. До правления Саудитов ни одна страна не признавала ханбализм на государственном уровне.
  3. Ханбалитские богословы и правоведы не стрремились к государственной службе, и сторонились политики.
  4. Принципы ханбалитского мазхаба очень консервативны, иногда принимают радикальные формы [3].

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, источник, Сирия, сунна, Египет, Индонезия, коран, Пакистан, восточная Африка, религиозная деятельность.

Читайте также: