Что такое экономический базис и политико правовая надстройка

Обновлено: 15.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

"Счастлив в наш век, кому победа

далась не кровью, а умом"

Как говорил К.Маркс, отношения между людьми в обществе делятся на материальные и идеологические: существуют Базис и Надстройка (слова введены К.Марксом) – понятия, указывающие на две принципиально различные группы общественных отношений. Базис – это экономика и производственные общественные отношения. Надстройка – это совокупность идеологических отношений, учреждений, в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство – "формы общественного сознания". В разделении общественных отношений на Базис и Надстройку отражается особый характер производственных отношений – по отношению ко всем прочим они являются первичными. При некоторой самостоятельности – любая форма общественного сознания остается подчиненной Базису.

"В общественном производстве своей жизни, – говорит Маркс, – люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6,7).

Из положения о подчиненности Надстройки Базису следует, что только благодаря развитию Базиса развивается и все человеческое общество. Считается, что марксизм нашел доказательства, что капитализм – последняя форма "бесчеловечного" общества. Он должен исчезнуть и уступить место новым – человеческим формам Человечества.

Каждому экономическому Базису соответствует своя политическая Надстройка. Надстройка зависит от производительных сил общества, но связь эта не прямая. Считается, что если Базис и Надстройка не соответствуют друг другу, значит данная формация переживает кризис, и общество находится в стадии перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

В целом, делался вывод, что если существует прочный Базис, то у государства имеется прочная основа для его существования. И, как кажется, этот вывод не может быть оспорен. При этом считалось, что понимание Мира, общества и законов, по которым происходит развитие, – научное, верное. На самом деле в Надстройке есть как верное понимание реальности, так и ложное. Так, философия в значительной степени является философствованием, наука история даже о прошедшем не может правильно сказать, а тем более – объяснить, а тем более – прогнозировать будущее. Религии основаны на вере и поэтому источником знания быть не могут, мораль кто-то считает абсолютной, а кто-то – и относительной, и т.д.

Но если оглянуться назад, то можно заметить, что несмотря на столь прочную основу, надежный Базис, некоторые государства – даже Византия с ее Базисом и Надстройкой – закончили свое существование. Даже СССР – уж какие были Базис и Надстройка у него – куда девался СССР?

Академическая наука пока что далека от понимания смысла истории, от того, что история – не цепь случайных событий, а следствие того, что происходит в человеческом обществе, следствие нашего мышления и поступков. История для науки – описание прошедших событий, причем даже в этом для нее есть большие затруднения. А будущее для нее – вообще неопределенно и неоднозначно, историки пытаются заглянуть в будущее – и не видят его, потому что их видение – чисто материалистическое, одностороннее, они не видят главного, что оказывает влияние на исторические процессы, что определяет то или иное течение истории. И поэтому считают, что историю невозможно предсказать и что у людей мало возможности воздействовать на ее ход.

Говорят даже о нормальности войн, и даже их полезности, о том, что воинственность свойственна человеческой природе, что сильный всегда старается подчинить себе слабого, и т.д. И многие уверены: война – неизбежное зло. Еще говорят, что пока никто и нигде не придумал каких-то универсальных способов уберечь людей от разных бед, которых так много в истории. И жизнь как будто бы подтверждает выводы историков.

На самом деле история – не цепь случайных событий, а следствие того, что происходит в человеческом обществе. Это всегда понимали некоторые люди – философы, эзотерики, и это всё больше понимают все. "Когда вы читаете научную книгу по истории, то ясно чувствуете, что из истории культуры этих народов окончательно вынута душа, вынута внутренняя жизнь, что вам дается какой-то внешний снимок, внешний рисунок" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Зло войны есть знак внутренней болезни человечества… Мы все виноваты в той болезни человечества, которая высыпает войной" (Н.Бердяев, "Судьба России"). "Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак существования внутреннего зла и болезни. Такова природа всякого материального насилия – оно всегда вторично, а не первично" (Н.Бердяев, там же). "Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать как самостоятельное зло, как источник зла" (Н.Бердяев, там же). "История насквозь пропитана действующим в ней духом, на нем держится весь ее каркас. Не осознав этого, историк обречен на сизифов труд – любое его умственное построение, основанное на сделанной им подборке фактов, обязательно будет разрушено другой подборкой, сделанной его оппонентом" (Ю.Воробьевский).

С чем можно и поздравить историков, политиков, философов, экономистов, занимающихся этим сизифовым трудом уже тысячи лет. И сколько еще будут заниматься? Да ровно столько, пока не зададут сами себе простой вопрос: а как на самом деле? В чем смысл происходящего?

Считается, что существует Вселенная, а человеческая цивилизация как бы вставлена в нее, случайно появившись на Земле, и происходящие космические процессы могут уничтожить жизнь. На самом деле "Не история человечества есть часть истории природного мира, а история природного мира есть часть истории. В истории, а не в природе раскрывается смысл мировой жизни. Источники философии истории заложены не в греческой философии, а в Библии" (Н.Бердяев, "Смысл истории").

"Человечество призвано идти ввысь, а не устраиваться на равнине" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). Значит, Россия в чем-то стала отклоняться от своего пути восхождения, от своего предназначения, и ее стали поправлять Свыше, корректировать Путь. Эта корректировка бывает, а вернее, кажется порой очень жесткой. Но – "Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю" (Иер.4:27).

"Наполеон был орудием необходимости, восставшей на человеческий произвол" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Существуют страны и народы, огромная роль которых в истории определяется не положительным, творческим призванием, а той карой, которую несут они народам за их грехи" (Н.Бердяев, "Судьба России").

Или – как у Вл.Соловьева.

"Панмонголизм! Хоть имя дико,

но мне ласкает слух оно,

как бы предвестием великой

судьбины Божией полно.

Когда в растленной Византии

остыл божественный алтарь

и отреклися от Месс ии

ие рей и князь, народ и царь –

тогда Он поднял от Востока

народ безвестный и чужой,

и под оружьем тяжким рока

во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

мы научиться не хотим,

И все твердят льстецы России:

ты – третий Рим! Ты – третий Рим!

Пусть так! Орудий божьей кары

запас еще не истощен.

Готовит новые удары

рой пробудившихся племен.

Как саранча, неисчислимы

и ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

идут на север племена.

Смирится в трепете и страхе,

кто мог завет любви забыть…

И третий Рим лежит во прахе…

а уж четвертому – не быть" (Вл.Соловьев, Панмонголизм").

Не всегда бывает понятно, почему "нездешние силы" охраняют народы, группы людей и отдельных людей, готовящих войны, теракты и т.д. Известно, что много покушений было на Гитлера, но каждый раз происходила какая-нибудь "случайность", и покушение срывалось. А с другой стороны, "нездешние силы", как кажется, не помогают в других случаях, когда погибают честные люди, которые могли бы сделать еще много доброго для всех людей.

На самом деле настоящим Базисом является духовность (не религиозность) общества, понимание смысла жизни и общей цели человечества, эволюция, рост – именно для этого и было создано человечество. а Надстройкой является всё остальное, в том числе и материалистический Базис – экономика. Это понимание Базиса справедливо как для государства, так и для любого коллектива и для каждого человека. И, исходя из этой точки зрения, уже понятными становятся процессы, происходящие в государствах, коллективах, в судьбах людей. Там, где общество шло по пути Восхождения – оно процветало, там где оно свои интересы ограничивало материальным, "богатством" – оно погибало. Сходят с исторической сцены в первую очередь государства-паразиты. В этом можно убедиться, например, на историческом материале.

И если СССР был разрушен, значит, духовный Базис у него был недостаточен. В чем состояла эта недостаточность? Она состояла в первую очередь в отказе от принадлежности к Миру Высшему, в отказе от признания духовного начала и в человечестве, и в каждом человеке, да и вообще в непризнании мира иного за пределами мира материального. А также – и в надежде в основном на свою экономику, науку, технику, на военную мощь и спецслужбы. Т.е. в конечном итоге от отказа от своего предназначения.

"Исполняющему Небесные Законы Богов Мать-Природа дарует жизненные силы, а Небесные Боги даруют Роду его счастье в сердце и богатство детьми". "Вы живите по законам РИТА и по законам Бога Рода – Творца Единого, ибо по этим законам живут все Миры и Земли, во всех Вселенных". (Славяно-Арийские Веды).

"Помните, чада Родов Расы Великой, что с человеком на Мидгард-Земле никогда ничего не происходит случайно, ибо случайность – это закономерность, определенная Роком и Божьими Законами. Все, что происходит в жизни человека, есть знамение Богов-Покровителей Рода, указывающее на деяния, сотворенные вами. А посему, со вниманием относитесь ко всему, что происходит вокруг вас". (Славяно-Арийские Веды).

" Помните, чада Расы Великой, что сколько бы добра вы ни умножили, какой бы великий достаток не имели, это не возвеличит вас над новыми Родами и не дарует могущество Роду вашему " (Славяно-Арийские Веды).

"У некоторых людей бывает велико стремление управлять всем миром, и они стараются в этом преуспеть. Но я не вижу в том никакой возможности. Ведь мир – это вместилище Дао (Бога) – прекрасного, неуязвимого! И нельзя управлять Им!" "И ничто так не губит, как стремление приумножать "земные" богатства!" (Лао-Цзы, "Дао-Дэ-Цзин".

"Слишком много рабства в мире и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия, как день и ночь!" "Много соляных столбов раскинуто по лицу Земли. Не только жена Лота обернулась на прошлое, но бесчисленны эти взоры назад" (Агни Йога. ИЕРАРХИЯ ДУХА, 345, 347).

"А у вас и волосы на голове все сочтены" ( Лук.12:7).

" Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих " (Пс.144:17).

"Человек состоит из своих мыслей: каковы мысли, таков и он" (Бхагават-Гита).

" . Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома " (Коран, Сура 6:59).

" Кто видит Меня повсюду и все видит во Мне, того Я не покину, и он не покинет Меня " ( Бхагавад-Гита, Гл. 6, 30).

" Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны " ( Неем.9:33).

" О Партха, ни в этом мире, ни в следующем нет гибели для него; ибо делающий добро никогда не пойдет по пути скорби, о друг Мой " ( Бхагавад-Гита , гл 6, 40).

"Прежде чем решитесь на месть, выройте две могилы" (Конфуций).

“Если вы будете поступать по уставам Моим… то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой… и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно… и меч не пройдет по земле вашей. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча.

Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих… то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку…, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их. Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами” (Левит, 26:3-19).

Универсальные законы истории можно узнать из Новой Науки, Полного знания, как правильного понимания существующей реальности, в т.ч. исторической, или в первую очередь исторической:

  1. Организующее и Сверхразумное Начало в Мироздании – Бог, который создал Мироздание и все, что в нем, целенаправленным Актом Сотворения по определенному Плану и с определенной целью.
  2. Духовные Первоисточники есть данные Высшим Разумом человеку описание строения Мироздания, цели создания человека и руководство для его безопасной жизни и деятельности.
  3. Предназначение человечества – развитие, совершенствование, цель жизни – возвращение к истокам через возрастание духовности. Человек приходит в этот мир, чтобы сделать его и себя лучше.
  4. Душа человека бессмертна.
  5. Каждый человек и общество в целом не способно само, по своему плану, без поддержки Высших сил существовать и развиваться.
  6. Побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кому позволено. Нельзя уничтожить народ, идущий по пути развития.
  7. "Вавилонская башня не будет построена никогда" (Н.Бердяев). Что бы человек ни организовывал, ни планировал, ни создавал, в масштабах государства, организации, партии, семьи или в личном плане, всё у него развалится, если эти планы будут противоречить энергиям Вселенной.
  8. Совесть, нормы морали и нравственности у людей – есть усвоенные уроки Вселенной.

Это основные законы, законы гармонии с Вселенной: "Что на небе вверху – то и на земле внизу". История, если рассматривать ее в свете Полного знания, наглядно убеждает в справедливости этих законов. Правильное мировоззрение у каждого человека есть, оно у него в подсознании, но он о нем "забыл", а общество ему не напомнило, не научило его, по той простой причине, что само "забыло". Существующая система воспитания и образования такова, что ориентирует сознание на материальный мир. Это приводит к тому, что развитие общества идет намного медленнее, чем могло быть, повторение пройденного идет уже на протяжении сотен, а в чем-то и тысяч (!) лет. В истории человечества было много такого, через что оно не хотело бы еще раз проходить. Но путь к лучшей жизни один – через развитие. И если общество составляют самые разные люди, то у тех из них, кто не желает идти по пути развития, будет продолжаться хождение по замкнутому кругу с его войнами, революциями, перестройками, катастрофами природными и техногенными.

Неправильно считать, что история, как и судьба отдельного человека, непредсказуема, что нет никаких гарантий стабильности, благополучия. На самом деле такие гарантии есть , и очень четкие и абсолютно надежные, просто люди не видят этого. Гарантию дает Высший разум, а он еще ни разу не обманул. Люди пока многого не знают, и поэтому, если и делаются прогнозы на будущее, то они часто далеки от реальности. В то же время люди сами устраивают или притягивают различные катастрофы. Потому что проблемы и болезни у людей появляются как ответ на их негативные действия, и решать проблемы надо через выход на причину и устранение причины, любое другое решение проблемы есть ее временное отодвигание. Поскольку ошибки, приведшие к проблеме, не устраняются, проблема возвращается через некоторое время. Вселенная – это единый живой организм, и проблемы людей есть ответ Вселенной на их действия.

Наука история есть познание прошлого, а знание смысла истории, философия истории – есть построение будущего. В настоящее время можно и нужно перейти от истории проб и ошибок, истории войн, катастроф, эпидемий и других несчастий, какой история до настоящего времени является, к истории без войн, разумной, созидательной.

Идея коммунизма стара, как мир, хотя пути ее решения – разные. Коммунизм – вековая мечта человечества о справедливости, равенстве и братстве. Эта идея – в подсознании вообще каждого человека, и потому ей столько же лет, сколько человечеству. Отражение её – во всех религиях. И лучшие умы человечества старались претворить ее в жизнь.

Маркс ошибался, предлагая НАУЧНЫЙ анализ действительности и пути решения проблем общества. Такие ошибки очень дорого стоят, и эти ошибки еще продолжаются. "В начале было Слово" (Иоан.1:1), т.е. информация. "Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал" (А.Эйнштейн). А с информацией – проблема. Частью верное, а частью ложное представление о реальности представлено у нас в основу наших знаний о мире – в науку, в религии. А какие решения может принять человек, основываясь на неверной информации? Естественно, неверные. Это означает, что очень многое в нашей жизни мы изначально делаем неверно. А потом удивляемся, что хотели как лучше – а получилось как всегда.

Вышеизложенная концепция – обоснованная, и если ее принять и руководствоваться ей, то не будет конфликтов ни между государствами, ни между людьми, не будет эксплуатации человека человеком, будет мир и спокойствие на всей Земле.

Два пути познания и жизни есть у человека и у общества: подумать – и сделать как надо, и второй – не подумать, сделать как кажется правильным, а потом говорить, что хотели как лучше. Вторые тоже придут к истине, но позже, чем первые, и через набивание шишек. Будем ли мы продолжать ошибаться, или зададим простой вопрос: а как на самом деле?

Отчетливо видна помощь Горнего Мира нашим земным делам, например, на примере Кубинской революции. Уму (научному) непостижимо: Фиделю – 30 лет, Раулю – 25, Че Геваре – 28, с 79 повстанцами, не побоявшиеся начать борьбу против системы, на каком-то суденышке, даже не доплыли до берега Кубы. На острове они возглавили партизанскую борьбу, приведшую к победе в 1959 году Кубинской революции. За время правления Кастро на него планировалось более 600 (!) покушений. Ответственность ЦРУ за организацию некоторых из них признал даже сенат США. Почему провалились? Заслуги и нашей, и кубинской разведок?

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ НАДСТРОЙКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ НАДСТРОЙКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА

ШАКАРОВ Артур Олегович,

Ключевые слова: правовая надстройка; экономический базис; право; экономика; правовой статус; марксизм; правовые отношения.

The legal superstructure; economic basis; the right; the economy; legal status; Marxism; legal relations.

Понятие правовая надстройка имеет длительную историю своего научно-теоретического развития.

Так если обратиться к источникам и материалам по теории и истории государства и права, то традиционно в марксистском учении о государстве в объективированном виде выделялись следующие моменты, характеризующие указанную нами доктрину: государственно-политическая надстройка производна от экономического базиса общества; государство как особый аппарат насилия, другими словами, государство, политическая власть, в собственном смысле, - это организованное насилие для подавления одного класса другим1.

Надстройка и базис, понятия историче-

ского материализма, обозначающие общественные отношения как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его базис2, основание общества, а правовые отношения - надстройку , вырастающую на данном базисе (государство и право, мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания).

При этом ряд ученых утверждают, что надстройка - это понятие исторического материализма, но предназначенная для обозначения идеологических отношений в человеческом обществе. При этом как они констатируют, надстройка вызывается к жизни и обуславливается базисом. В надстройке отражается материальная жизнь общества. В надстройке люди сознают противоречия, возникающие в базисе. В надстройке люди стараются найти способы решения противоречий в базисе.4

Применительно к нашему диссертационному исследованию в общем плане вопрос состоит в определении соотношения понятий

2 Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений.

3 Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

базиса и надстройки. Возможно, ли представить, что надстройка существует сама по себе, в отрыве от базиса, то есть материальной основы существования общества и государства? Действительно ли базис в своей основе относятся к надстройке, и их совокупность в целом и составляет правовую надстройку как таковую. Однако эта надстройка неразрывно связана с ее материальной основой, экономической жизнью общества. Невозможно оторвать надстройку от базиса. Неразрывность эта обусловлена огромным количеством связей, имеющих имущественный характер и обусловливающих необходимость для обеспечения их существования осуществления предпринимательской деятельности. Главное в этой деятельности то, что она не основная и не определяющая. Эта деятельность необходима для существования правовых организаций, их функционирования в надстройке, и тем самым удовлетворяются потребности общества в целом.1

Как и надстройка, так и базис исторически изменяется. Надстройка с позиции ряда авторов советского периода развития юридической науки, появилась с момента объединения людей для жизненных целей. Правоведы эпохи социализма утверждали, что как только доисторические люди стали объединяться в какие-либо группы для борьбы с природой, так в той или иной форме, с теми или иными функциями стала формироваться общественная надстройка. Следует хорошо представлять, что вплоть до марксистского взгляда на историю человечества все люди, старавшиеся познать природу человечества, даже не представляли, что они постоянно заблуждались в своих выводах. Общая для всех ошибка заключалась в том, что люди пытались понять только то, что хорошо было видно в общественной жизни общества. Уловить глубинную взаимосвязь и взаимозависимость, по мнению ряда авторов, удалось только благодаря Марксизму.2

Историческая заслуга марксизма заключается в том, что К. Маркс открыл действительную роль надстройки в развитии человече-

1 Кудашкин В.В. О роли и специфике организационно-правовой формы государственной корпорации в современных экономических условиях // Журнал росс. права, 2010. № 4.

ского общества. На базе изучения всего исторического пути, пройденного человечеством, марксизм установил, что хотя движущий источник развития человечества находится в базисе, но осознается он людьми в надстройке. Здесь же люди начинают осуществлять и изменять базис. Активное воздействие надстройки и базиса как путь развития общества.3

На сегодняшний день существует немало исторических и теоретико-правовых исследований, проведенных на базе марксизма, как в советский период развития юридической науки, так и в последние годы постсоветского периода в рамках сравнительного правоведения при формировании новых теоретико-правовых взглядов и позиций на исследуемую нами проблему правовой надстройки. Все они убедительно доказывают зависимость надстройки от базиса.

При этом в наше время надстройка представляет собой многогранную составляющую человеческого общества и государства. Надстройка в процессе исторической эволюции менялась и по функциям, по форме и по содержанию. Сегодня на наш взгляд надстройка представляет собой четыре основных составляющих - государство, право, экономика и общественные взгляды.

При этом в каждую историческую эпоху та или иная сторона надстройки играли разную социально-правовую роль. Хорошо, например, известно какую роль играли общественные взгляды и религия в средние века. И в одну и ту же эпоху разные составляющие надстройки столь существенно изменяются, сколь и их влияние на общество. Не удивительно, что с появлением марксистского подхода к человечеству появилась потребность заново переосмыслить весь исторический путь его развития. Эта работа была начата советскими учеными, которые в ряде моментов достигли значительных результатов.4

В целом надстройка никогда не была пассивной. В жизни человечества она всегда играла активную роль. Но действительное влияние ее на ход развития человечества и сегодня разглядеть достаточно трудно. Именно поэтому, особенно в наши дни, многие представляют так, что политическая или юридическая обстановка, а

также какие-либо общественные взгляды могут оказать существенное воздействие на дальнейший ход развития общества.

При этом в плане соотношения права с экономикой главным вопросом на наш взгляд является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к правовой надстройке, ученые юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.

При этом производственные отношения включают в себя кроме развития производственной сферы охватывают и непроизводственную сферу, что и требует в первую очередь нарушения эквивалентности между исследуемыми нами понятиями надстройка и базис. Вместе с тем, по мнению А.М. Бирман финансы (прежде всего, государственный бюджет) - это экономический механизм воздействия надстройки на базис. С его слов, где нет государства, там нет и финансов. Он также утверждал, что государство, естественно, не может образовать необходимые ему доходы путем эквивалентных отношений.1

1 Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. М.: Финансы, 1975. С. 209-215.

2 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 13. С. 6-7.

При этом в учебной литературе встречаются и другие точки зрения, так А.В. Мелехин указ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: