Что такое эффективная заработная плата из чего она складывается

Обновлено: 02.07.2024

Экономическая теория и практика не противоречат друг другу в том, что высокая заработная плата обусловливает высокую производительность труда, а высокая производительность труда означает более низкие средние издержки.

Теория эффективной заработной платы, представленная Р. Пиндайком, отвечая на вопрос, почему фирмы платят зарплату выше той, которая необходима для найма рабочих согласно простой модели спроса-предложения и максимизации прибыли, предполагает, что повышение зарплаты само по себе способно привести к лучшей практической отдаче. Объяснение теорией эффективной заработной платы того, почему фирмы не всегда понижают зарплату, хотя понижение вызывает отток претендентов на рабочие места до уровня, необходимого для минимизации текучести кадров, состоит в том, что высокая зарплата стимулирует производительность. Рабочие не хотят рисковать и потерять такую работу из-за низкой производительности и работают на пределе возможностей без наставлений и контроля. Теория эффективной заработной платы утверждает, что повышение зарплаты выше минимума, необходимого для привлечения квалифицированного работника, может поднять производительность в достаточной степени для того, чтобы увеличить прибыль.

На практике низкая заработная плата означает, что предприятие низко ценит своего работника, а работник не дорожит своим рабочим местом, недоволен своей работой и стремится найти другую работу и уволиться.

Низкооплачиваемый работник всегда работает хуже, так как понимает, что больше ему не заплатях а только меньше или уволят, а найти новое место работы всегда легче с низкой зарплатой. Трудовые отношения, в которых постоянная демонстрация жесткой власти над ценой труда не оставляет места для стимула мотивации труда, приводит к снижению производительности и отдачи капитала.

С точки зрения издержек высокая производительность труда и высокая зарплата более эффективны, чем низкая зарплата и низкая производительность.

В теории эффективной заработной платы утверждается, а практикой подтверждается, что издержки определяются не только тем, что предприятие уплачивает за труд, но и тем, что труд и оборудование, отдача которого зависит от труда, делают для предприятия, т. е, необходимо соответствие в соотношении производительности и затрат на труд и оборудование.

Согласно микроэкономической теории издержки минимизируются, когда предельные продукты труда и капитала на единицу их цены равны друг другу.

Отдача труда, как ничто другое, напрямую зависит от затрат на него, от его цены, от его оплаты. Чем выше зарплата (оплата), тем выше производительность труда и наоборот, потому что человек не машина, для повышения отдачи которой

нужно заменить ее более производительной, один и тот же работник способен трудиться более или менее производительно в зависимости от условий, созданных для его труда, от отношения его к труду, которое определяется, в первую очередь, размером заработной платы.

В силу того, что человеческие ресурсы, человеческий капитал, персонал предприятия — это не просто ценнейший актив предприятия, а живой капитал, затраты в издержках производства на зарплату также являются особыми. Они обладают не только прямым, но и обратным влиянием на совокупные издержки, — возрастая сами, они сберегают издержки других видов; могут при своем увеличении не только повысить, но и снизить уровень издержек производства. Затраты на заработную плату рабочих считаются переменными расходами, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции. Однако это верно только при постоянной производительности труда.

При повышении производительности труда в расчете на тот же объем продукции они могут не изменяться, а при снижении производительности — возрасти.

Многие полиграфические предприятия при осложнении условий, ужесточении конкуренции на рынке готовой продукции урезают заработную плату, сокращают долю затрат на оплату труда вместо ее увеличения. Кроме того, в условиях роста инфляции зарплата снижается даже вопреки сохранению ее абсолютной величины, хотя это фактор макросреды.

Из 65 предприятий республиканского подчинения ГЬскомпечати РФ средняя заработная плата увеличилась на 20 % менее чем у 50 % предприятий, численность ППП сократилась на 57 предприятиях. Сокращение зарплаты действительно снижает издержки текущего периода. Но практически оказывается, что это экономия ради экономии, что эта экономия имеет печальные последствия, поскольку отношение к труду ухудшается и производительность резко снижается.

Когда пройдут тяжелые, кризисные времена, то те предприятия, которые не боролись за сохранение человеческих ресурсов, а снижали зарплату и сокращали работников, окажутся в худшем положении по сравнению с теми, которые находили йные пути сокращения издержек, выхода из кризиса, сохраняя свой персонал.

Теория эффективной заработной платы не противоречит теории максимизации прибыли и минимизации издержек. Из микроэкономической формулы минимизации издержек МР;/PL = МРК/ РК следует, что когда предельный продукт труда MPL и капитала МРК на рубль затрат ресурса (цена труда PL и капитала ©") не равны друг другу, предприятие может получить прирост продукции без привлечения дополнительных средств.

Одновременно используемые ресурсы должны иметь равную величину предельного продукта на рубль затрат. Если прирост объема выпуска продукции за счет одного рубля [или п-го количества рублей), вложенного в капитал, не соответствует приросту объема выпуска за счет одного рубля (или п-го количества рублей), вложенного в труд, то следует уравнять эти отношения.

Из условия минимизации издержек следует вывод: если считать, что предельный продукт труда и капитал постоянны, то можно сравнивать фондоотдачу (как МР^/Р^) с выпуском продукции на 1 рубль заработной платы (как MPL/V) или как обратные их величины — фондоемкость и зарплатоемкость. Причем эти сравнения следует делать не по годам, а внутри года, т. е. важна не динамика, а соотношение, вернее близость этих показателей. По данным таб. 3.7, составленной по отчетам предприятий, можно сделать следующие выводы:

отдача труда выше отдачи капитала;

в динамике отдача труда имеет небольшие колебания, в пределах 23 %, а отдача капитала изменяется в несколько раз;

соотношение отдачи труда и отдачи капитала не отвечает условию минимизации издержек;

предприятия моїут улучшить свое состояние за счет увеличения заработной платы или сокращения капитала.

Если в условиях минимизированных затрат цена на труд (часовая ставка) увеличивается, то при той же самой цене и предельной производительности капитала предельная производительность труда должна быть выше для того, чтобы соблюдалось условие минимизации издержек.

Цель, задачи: Эффективное использование персонала предприятия тесно связано с использованием экономически обоснованной формы и системы оплаты труда, мотивацией работников и повышением его заинтересованности в результатах трудовой деятельности. В теме рассматриваются вопросы путей повышения заинтересованности работника в результатах трудовой деятельности, а также формы и системы оплаты его труда.

Оглавление

5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала

Важным условием эффективного использования персонала предприятия является его мотивация. Она представляет процесс побуждения работников к деятельности по достижению целей предприятия путем удовлетворения потребностей самих работников. В основе этого процесса лежит совокупность мотивов, включающих материальные, моральные, социально-психологические, духовные, творческие и т. д. Существуют разные подходы к классификации видов мотивации.

В одном случае выделяют мотивацию прямую, властную (принудительную), опосредованную (стимулирование). Прямая мотивация представляет собой непосредственное влияние на личность работника и его систему ценностей путем убеждения, внушения, психологического воздействия, агитации, демонстрации примера и т. д. Властная (принудительная) мотивация основана на угрозе ухудшения удовлетворения определенных потребностей работника при невыполнении им установленных заданий. Стимулирование предполагает право выбора работником варианта поведения в соответствии с его интересами.

Другой подход к мотивации, основанный на психологии, включает внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация основывается на интересе к деятельности работника, осознание значимости, выполняемых трудовых заданий, свободой выбора действий, возможностью самореализации в трудовом процессе. Внешняя мотивация включает условия оплаты труда, социальные гарантии, возможности продвижения по служебной лестнице, похвалу и наказания руководителя и т. д. Сочетание внешней и внутренней мотивации делает процесс мотивирования более эффективным.

Другим важным инструментом повышения отдачи от труда работника является нормирование труда. Это определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Нормирование труда на предприятии позволяет:

  • определить плановую трудоемкость изготовления деталей, изделий;
  • рассчитать численность работников для выполнения производственной программы;
  • оценить результаты труда, определить фонд оплаты и меры материального поощрения.

В процессе нормирования труда используют нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости.

При установлении норм применяют хронометраж, фотографию рабочего дня, фотохронометраж.

Оплата труда выступает основным средством материального стимулирования труда работника. Заработная плата для наемных работников выступает в форме факторного дохода в обмен за предоставляемые работодателю свои способности к труду. Заработная плата выполняет ряд функций: воспроизводственную, стимулирующую, социальную, учетную. Воспроизводственная функция состоит в создании условий для воспроизводства способностей к труду, стимулирующая – повышает интерес работника в более полном выполнении заданий, социальная – способствует осуществлению принципа социальной справедливости, учетная – позволяет определить меру участия живого труда в образовании цены продукта, долю его в издержках производства.

Уровень оплаты труда на предприятии зависит от следующих факторов:

  • результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  • кадровой политики руководства предприятия;
  • стоимости жизни;
  • уровня безработицы в данном регионе;
  • роли профсоюзов, конкурентов, государства и т. д.

Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет сформировать эффективную мотивацию труда работников. Она отражает соответствие между мерой труда и мерой потребления.

5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда

На разных предприятиях действуют свои системы оплаты и стимулирования труда. Но при всем их разнообразии получили распространение две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

Применение той или иной формы оплаты труда зависит от ряда условий. Сдельную оплату труда используют, если имеет место:

  • возможность количественно измерить непосредственный вклад работника в трудовом процессе;
  • возможность точно учесть объем выполненной работы;
  • возможность повысить выработку работника;
  • возможность технического нормирования труда.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная.

Прямая сдельная система оплаты основывается на заранее установленных расценках за единицу изготовленной продукции.

Сдельно-премиальная система сочетает оплату по сдельным расценкам с доплатами в виде премии за количество и качество в выполненной работе.

Сдельно-прогрессивная система осуществляется по сдельным расценкам в пределах нормы задания, а перевыполнение норм оплачивается по повышенным расценкам.

Косвенная сдельная система строится на зависимости оплаты труда данного работника от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков.

Аккордно-сдельная система оплаты труда основывается на расценке, установленной на весь объем выполненной работы, а не за одну деталь (изделие).

Повременную оплату труда применяют, если:

  • возможен учет фактически отработанного времени с выделением времени простоев;
  • обоснованно присвоен тарифный разряд рабочему-повременщику, а специалисту – должностной оклад соответствует должностным обязанностям;
  • обоснованны нормы обслуживания, нормы заданий и норма численности каждой категории работников.

Различают простую повременную и повременно-премиальную системы заработной платы. В основе начисления заработной платы по этим системам лежит часовая тарифная ставка работника соответствующей квалификации и фактически отработанное время.

Тарифные и бестарифные системы оплаты труда.

Тарифная система оплаты труда включает следующие элементы:

  • формирование фонда оплаты труда;
  • нормирование труда;
  • установление тарифной системы;
  • выбор рациональной формы и системы заработной платы.

Фонд оплаты труда представляет собой источник средств для оплаты труда работников предприятия. Нормирование труда позволяет учесть качество труда и индивидуальный вклад работника в общий результат трудовой деятельности персонала. Тарифная сетка обеспечивает соизмерение труда разной сложности и вида, осуществить редукцию труда. Она включает: тарифную сетку, тарифную ставку, тарифно-квалификационный справочник, районные коэффициенты к заработной плате и доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение, работу в праздничные дни и т. д.

Бестарифная система оплаты труда представляет такую форму организации оплаты труда, в основе которой лежит распределительный принцип оплаты труда. То есть индивидуальный заработок отдельного работника представляет собой долю в общем фонде заработной платы коллектива (бригады). Эту систему отличают следующие признаки:

  • высокая зависимость уровня оплаты труда работника от фонда заработной платы, начисляемого по коллективным результатам работы;
  • определение для каждого работника коэффициента квалификационного уровня выполняемой им работы;
  • определение коэффициента трудового участия (КТУ) каждого работника трудового коллектива (бригады).

Другим вариантом бестарифной системы оплаты труда является контрактная система оплаты, когда работодатель договаривается с работником об определенной сумме оплаты за выполненную работу

5.3. Определение фонда оплаты труда

Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных выплат, стоимость натуральной оплаты за работу, выполненную работниками по трудовому договору (контракту). В состав фонда оплаты труда рабочих на предприятии входят:

Вопрос оплаты труда напрямую связан с управлением человеческими ресурсами. В большинстве компаний сотрудники не знают, за что именно они получают вознаграждение, в том числе денежное. В результате демотивированный персонал выполняет массу действий, имитирующих бурную деятельность. Люди не видят связи между собственным заработком и целями организации. Отрасли и рынки различаются между собой в вопросах оплаты труда. Однако существуют базовые универсальные подходы к формированию системы премирования. Рассмотрим типичные ошибки при разработке и внедрении схем оплаты труда с рекомендациями для их устранения.

Как это не удивительно, но в большинстве компаний сотрудники не знают, за что именно они получают вознаграждение, в том числе денежное. В результате демотивированный персонал выполняет массу действий, имитирующих бурную деятельность. Люди не видят связи между собственным заработком и целями организации. В работе такой компании много показателей-слов и катастрофически мало показателей-цифр. Иногда цифры подменяются эмоциями, личными мнениями и субъективными оценками. Если в компании отсутствует система мотивации на результат, разговоры с сотрудниками будут иметь характер уговоров.

Если стоит задача получить конкретный результат, рекомендуется:

Первое место по важности сотрудники отдают наличию конкретной, простой и понятной системе начисления заработанных денег. Она должна быть прямо и недвусмысленно связана с результатами деятельности конкретного человека или структурного подразделения, в котором он трудится, а в целом — с результативностью компании.

Человеческий фактор может погубить любое, даже самое успешное начинание. Поэтому к внедрению схемы мотивации нужно подходить обдуманно, тщательно просчитав и смоделировав схему; рассчитав, когда и какой доход получит сотрудник. Особенное внимание следует уделить крайним вариантам мотивационной схемы: каков будет доход, когда результаты работы минимальны и максимальны.

Рассмотрим типичные ошибки при разработке и внедрении схем оплаты труда.

1. Расходы на фонд оплаты труда (ФОТ) прирастают быстрее, чем прибыль

Рекомендация: прогнозирование различных вариантов выполнения плана (пессимистичный, ожидаемый, оптимистичный варианты) и определение суммы выплат персоналу при каждом из вариантов. Возможно определение градаций выполнения плана. Например — выполнено 95-100% задач — сотрудник получает 100% премии; при выполнении 85-94% задач — сотрудник получает 80% премии; при выполнении менее 50% — сотрудник получает 0.

Рекомендация: подготовка бюджета доходов/расходов, обучение по общим вопросам бюджетирования.

2. Прямая зависимость дохода от объема продаж (например, премия = % от продаж)

Кроме того, по мере роста компании возникает необходимость мотивирования персонала на другие показатели (часто сразу на несколько). Поэтому при достижении стабильных экономических показателей часто происходит смена схемы оплаты — например переход на оплату на основе KPI.

Рекомендация: добавить в схему дополнительные показатели, по мере развития компании переход на схему оплаты на основе KPI.

3. На размер премии влияет слишком мало или слишком много показателей

По мере развития и усложнения организации большинство компаний приходит к пониманию, что персонал должен быть замотивирован больше, чем на один результат (например, на объем продаж).Как правило, одного показателя недостаточно для оценки эффективности работы сотрудника. Большинство персонала и подразделений одновременно участвуют в достижении минимум трех целей (результатов). Поэтому один показатель никак не может отражать все многообразие происходящих процессов.

Как выделить дополнительные важные индикаторы? Возникает соблазн все разработанные показатели оценки эффективности использовать в системе оплаты одного сотрудника. Схема получается громоздкая и непонятная персоналу. Эффективность ее невысока.

4. Несоответствие системы оплаты целям компании

Персонал может быть замотивирован на достижение результатов, совершенно не нужных организации. Это может показаться странным, но во многих компаниях отсутствуют измеримые цели работы. Большинство формулировок, которые компании принимают за цели, можно охарактеризовать как целевые ориентиры, направления работы и даже мечтания. Абстрактная формулировка целей приводит к непониманию сотрудниками поставленных перед ними задач, а также их важности. На деле это означает потерю денег в каждом процессе. Такие невидимые издержки могут составлять до 50% денежных потерь.

Рекомендация: разработать стратегическое видение развития компании, определить цели по SMART и максимально точно идентифицировать KPI.

5. Частое изменение схем мотивации на основе KPI

Когда новая система оплаты труда разработана, необходимо довести информацию о ней до персонала и убедиться, что сотрудники ее поняли. Потребуется некоторое время для того, чтобы работники привыкли к ней и приняли ее окончательно. Как правило, этот период составляет 3-6 месяцев. Поэтому не рекомендуется вносить изменения в схему оплаты чаще, чем раз в полгода — персонал просто не успеет ее понять. Оптимальным является внесение изменений в схемы по итогам года. В этот период можно оценить результат за год и сформулировать новые цели. По этой причине из схемы, возможно, придется исключить какие-то показатели и добавить новые. Возможно претерпит изменения и сама мотивационная формула.

Рекомендация: вносить корректировки в систему оплаты раз в год. В ряде случаев, в особенности в стартапах, необходимо проводить аудит эффективности системы мотивации и проводить корректировки два раза в год.

6. Неправильная реализация разработанной системы оплаты труда

Системный и комплексный подход к внедрению системы оплаты труда в компании является ведущим фактором успеха мотивационного проекта. Идеальный вариант — новая система оплаты внедряется сразу во всех подразделениях, а сотрудникам разъясняется суть произошедших с системой оплаты изменений и достоинства новой схемы.

К внедрению системы следует подходить не менее внимательно, чем к ее разработке. Неправильно внедренная схема может дискредитировать всю идею перехода организации на более эффективную систему оплаты труда. Это также приведет к снижению результативности, недоверию сотрудников к любым нововведения, а также потере денег и времени. В новой схеме действительно эффективно работающие сотрудники начинают получать больше, а следовательно — работать лучше.

Рекомендация: подготовка детального плана разработки и внедрения новой системы оплаты труда. Ознакомление с этим планом ключевого персонала и постоянное информирование его о ходе реализации проекта, следование плану внедрения.

7. Игнорирование мотиваторов персонала

Каждый сотрудник имеет свои собственные соображения (часто неосознанные) о том, что заставляет или может заставить работать его более интенсивно. Руководителям полезно обладать этой информацией — иначе можно предложить сотруднику стимулы, которые для него не будут иметь значения. Например, если сотрудник мечтает о продвижении по карьерной лестнице или о признании его заслуг компанией, повышение заработной платы не заставит его работать эффективнее и не сформирует лояльность.

Рекомендация: выявить мотиваторы сотрудников и привести систему оплаты в соответствие с ними. Идеально, если вы сможете предложить персональное решение каждому, хотя бы на уровне высшего менеджмента.

8. Отсутствие у сотрудника возможности влиять на показатели его дохода

Рекомендация: провести аудит существующих схем оплаты и исключить из них такие показатели.

9. Доход существенно превышает реальную рыночную стоимость сотрудника

Ситуация часто возникает в результате собеседования, когда кандидату удалось получить больше чем среднерыночную заработную плату. Организация должна приобретать, в первую очередь, опыт и навыки. Вам нужен человек, владеющий компетенциями и умеющий делать то, что нужно организации. Как правило, все решается по итогам прохождения испытательного срока и с таким сотрудником расстаются.

Рекомендация: как можно точнее знать, что за люди вам нужны, иметь написанные требования к кандидату. Профессиональное проведение собеседования возможно в несколько этапов с углубленным интервью (особенно для ключевых позиций).

10. Доход зависит от субъективной оценки руководителя

Рекомендация: разработать положение о премировании с понятыми критериями начисления премий.

11. Невыполнение обязательств работодателем перед работником

Встречается в компаниях, ориентированных на краткосрочный результат, или в отраслях с высокой текучестью кадров. Во всех остальных случаях характеризует степень зрелости и ответственности собственника. Может возникать в результате ошибки в расчетах, когда гарантированный персоналу объем обязательств превышает возможности организации. В итоге данная информация попадет на рынок и нанесет ущерб репутации собственников и имиджу организации.

Рекомендация: профессиональное и ответственное отношение к собственному делу. Тщательная организация работы и планирование ключевых показателей.

Как правило, в создании системы стимулирования принимают участие представители финансового, экономического и HR подразделений. Целесообразно на период разработки и внедрения привлечение внешнего консультанта/эксперта, который со стороны видит достоинства и недостатки сложившейся в компании ситуации на данный момент времени, поможет выработать оптимальную модель оплаты труда и администрировать разработку и внедрение проекта. При этом главным двигателем проекта должен быть генеральный директор или владелец бизнеса. Его задача — постоянно осуществлять мониторинг за разработкой и внедрением проекта, чтобы преодолеть психологическую инерцию персонала и откат назад.

Разработка системы мотивации в компании численностью до 300 человек занимает около месяца. Внедрение занимает еще 3 месяца.Помните: в конечном итоге, заработная плата должна отражать производительность, качество и эффективность труда.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: