Что такое единовременный контраст

Обновлено: 20.05.2024

  • Чтобы создать Визуальный Интерес: он помогает глазу двигаться по картине, не давая ему скучать
  • Чтобы создать Акцентную Точку или Фокальную Точку: чтобы создать одну или две области в картине, на которые в первую очередь обратит внимание взгляд зрителя, это обычно наиболее важный объект в картине, словно герой истории.

Итак, давайте начнём с создания Визуального Интереса, и посмотрим на различные способы, которыми мы можем использовать контраст, чтобы сделать картину более эстетически приятной.

Часть 1: Контраст, чтобы создать Визуальный Интерес.
Контраст в Тоне

Давайте начнём со следующего изображения.

Это может быть неплохим паттерном для бумаги, но навряд ли оно привлечёт ваше внимание. В конце концов, бумага это не то, что привлекает внимание, скорее то, что размыто на фоне. Итак, давайте начнём с нашего первого контраста, Тонового Контраста. У нас есть тёмно-серый и чёрный, давайте сменим тёмно-серый на белый.

Уже стало лучше. Это тот тип контраста, о котором мы думаем, когда вспоминаем о контроле контраста в Photoshop, он делает тёмные темнее и светлые светлее. Тоновой контраст возможно наиболее сильный из всех доступных вам контрастов, ведь большой кусок нашей зрительной системы зарезервирован специально для интерпретации тона. Именно по этой причине, чёрно-белые фильмы до сих пор оказывают своё влияние на зрителя, наши глаза жёстко реагируют на тон, это очень сильный эффект.
Но хотя это изображение и стало контрастным, в нём отсутствует другой тип тонового контраста. В изображении всего на всего 2 тона. Пока белый контрастирует с чёрным, чёрные элементы не контрастируют с другими чёрными элементами. Так что давайте разнообразим тон элементов.

Контраст в Размере.


Давайте немного разнообразим масштаб и элементы.

Это большой шаг вперёд. Заметьте, что размеры, которые вы выберете, могут быть столь же важны, как и тот факт, что объекты имеют разный размер. Для примера посмотрите на эти 5 элементов….

У них есть контраст в размерах, поскольку все они разного размера. Тем не менее, сам по себе контраст достаточно регулярен, каждая следующая буква размером в 75% от размера предыдущей. А теперь посмотрите на это изображение…

А вот здесь не только каждый элемент разного размера, но также отсутствует очевидный паттерн в размерах. Это в целом обеспечивает более органичный и визуально более приятный результат.

Итак, хотя каждый элемент теперь разного размера, они всё же остаются равномерно расположенными. Так что давайте добавим контраста к их положению.

Сейчас каждый элемент имеет разную дистанцию от своего соседа, но если вы посмотрите на изображение в целом, оно всё равно выглядит равномерно разделённым. Давайте добавим ему случайности.

Это создаёт области детализации и области визуального покоя. Чтобы узнать больше об этих принципах, посмотрите мой урок Области Визуальной Детализации, Области визуального Покоя.
Контраст в Положении также показывает другой принцип, скученности и группировки, поскольку элементы в изображении неким образом скучены вместе. Для большей информации о Скученности, посмотрите мой урок Скученность или Группировка.

Контраст в Оттенке/Насыщенности

Не обладает таким высоким контрастом как это….

Если посмотреть с позиции тона, то синий цвет идентичен жёлтому.

И это изображение…

Не имеет такого контраста как это изображение…

Контраст в Форме
В этом примере, все элементы имеют ту же базовую форму (несмотря на контраст в положении и размере).


Изменив формы на более случайные, мы можем получить прекрасный контраст.

Или сделав некоторые формы круглыми пока другие остаются с твёрдыми краями.

Контраст в Качестве Края

В основном это размытые края против твёрдых краёв. Вы можете получить немного больше визуального разнообразия, просто сделав некоторые объекты в своей картине мягче, а некоторые твёрже в плане краёв.

Часть 2: Контраст чтобы создать Акцент или Фокальную Точку

Контраст в Тоне

То же самое мы делаем Тоновым Контрастом, чтобы создать визуальный интерес, но в этот раз мы используем эту технику для несколько иной задачи. Вместо того чтобы вести глаз по всему вокруг, мы используем её чтобы выделить один элемент и таким образом указываем на конкретное место в картине.

Контраст в Размере

Сделав один элемент большим в окружении маленьких элементов, вы создадите фокальную точку.

Но можно поступить и наоборот, сделав что-то маленьким в окружении больших объектов.

Контраст в Положении

Отделив что-то от группы, вы также можете создать акцент…

Контраст в Оттенке/Насыщенности.

Как и тон, разные цвета могут создавать контраст. Некоторые цвета выделяются больше других, а некоторые цвета рядом с другими цветами выделяются ещё сильнее. Используйте это чтобы, акцентировать внимание на конкретных элементах.

Если у вас присутствует сверх насыщенный цвет в изображении, а остальные цвета приглушены, то это также привлечёт взгляд зрителя.

В основном, яркие насыщенные цвета, склонны к тому чтобы привлекать к себе взгляд. Тёмные ненасыщенные цвета обладают меньшей способностью к привлечению взгляда. Тёплые цвета (красный, жёлтый и т.д.) склонны к тому чтобы выходить вперёд для взгляда, а холодные цвета (синий, фиолетовый и т.д.) наоборот, для взгляда уходят в глубину [1] .

Контраст в Форме

Если у вас в картине присутствует один тип формы, то всего лишь изменив тип формы одного объекта, вы тем самым создадите акцент на нём.

Здесь мы используем одну форму, которая составлена из линий одинакового размера. А вот вторая форма использует комбинации из толстых и тонких линий. Форма с контрастирующими толстыми и тонкими линиями, скорее всего, привлечёт ваше внимание первой.


Контраст в Качестве Края

В основном это размытые края против твёрдых краёв, взгляд в первую очередь склонен обращать внимание на твёрдые края. Поэтому одной из техник является создание мягкого фона и твёрдых краёв вашей фокальной точки, чтобы привлечь взгляд. [2]

[2] Особенно часто можно увидеть на фотографиях, когда предмет на переднем плане выглядит чётким, а фон позади него размытым.

Живые Примеры
В этом изображении техно пола, я использовал контрасты в форме, тоне, размере и положении, чтобы создать визуальный интерес и прекрасные области детализации и покоя. Но изображение не обязательно должно иметь сильную фокальную точку.

Это изображение использует те же техники, не только для того чтобы создать визуальный интерес, но и для того чтобы создать фокальную точку, которой будет являться круглое отверстие в верхнем левом угле картины.

Заключение


— Такое исследование делают строго по назначению врача, когда с помощью других методов диагностики невозможно получить нужные данные. Контрастное вещество вводится пациенту внутривенно на определенном этапе сканирования. Катетер устанавливают в вену перед началом диагностики, до того момента, как пациента укладывают в МРТ-аппарат. Это вещество накапливается в патологических очагах. Программа позволяет врачу оценить интенсивность накопления визуально и в цифровом выражении.

МРТ с контрастом назначают, чтобы:

  • выявить демиелинизирующие заболевания;
  • обнаружить новообразования и опухоли;
  • увидеть метастазы;
  • подтвердить или опровергнуть наличие инфекций;
  • оценить оболочки головного и спинного мозга.

Контрастирование всегда нужно для исследования методом МР-перфузии. Он позволяет оценить кровоснабжение тканей мозга. А также методом МР-ангиографии, при котором видно состояние сосудов головного мозга.


МРТ с контрастом важно в нейроонкологии. Во время этого исследования можно:

  • выявить первичную опухоль;
  • определить гистологический тип опухоли;
  • стадировать процесс;
  • оценить злокачественность новообразования;
  • найти метастазы;
  • оценить эффективность лечения.

С помощью этого метода можно проверить практически любой орган. Преимущественно на МРТ с контрастом исследуют головной и спинной мозг, органы малого таза, брюшную полость, молочные железы, а также костно-суставную систему.


Как подготовиться к исследованию?

— На МРТ с контрастированием рекомендуется приходить натощак, ограничить прием пищи за 2-3 часа до исследования. Больше никакой специальной подготовки не нужно, если речь не идет про МРТ органов малого таза и брюшной полости. В этих случаях она такая же, как и для диагностики УЗИ:

  • исключение газообразующих продуктов за 3-4 дня до исследования;
  • прием активированного угля;
  • за 1-1,5 часа до МРТ прием спазмолитиков. Они помогают избежать артефактов, то есть погрешностей на изображении во время исследования.

А также перед МРТ с контрастом пациенту нужно сдать биохимический анализ крови. В нем важны 2 показателя, которые должны быть в норме: мочевина и креатинин.

Исследование, в среднем, занимает от 30 до 60 минут. МРТ с контрастом длится на 15-30 минут дольше, чем МРТ без него — это время нужно на введение препарата.


Как часто можно делать МРТ с контрастом?

— Если мы говорим о пациентах, которые страдают онкологическими заболеваниями, им могут проводить МРТ с контрастом и 3-5 раз в год по мере необходимости. Если это общие патологии, то, конечно, такие исследования не рекомендуется делать чаще 1 раза в год.

Всегда окончательное решение о том, нужно ли проводить МРТ с контрастом, принимает врач лучевой диагностики.


Что из себя представляет контрастное вещество и как его вводят
в организм?

— Это прозрачная жидкость, которая ничем не отличается от большинства внутривенных препаратов. Практически все контрастные вещества состоят из гадолиния. Он помогает сделать патологический очаг на томограмме ярким и заметным. Контраст вводятся внутривенно. В периферическую вену ставят катетер и через него подают препарат, который распространяется по организму вместе с кровотоком. Этот процесс безболезненный.

Есть два способа введения контрастного вещества:

Последний способ имеет большое преимущество для диагностики. Инжектором вещество вводится с большой и стандартизированной скоростью. Это позволяет избежать погрешностей и построить графики для дальнейшей детализации той или иной патологии. Вручную невозможно контролировать точную скорость введения. Большую роль здесь играет человеческий фактор.


От контрастного вещества могут быть побочные эффекты?

— При введении контрастного вещества, как правило, не возникает негативных реакций. Часто пациенты ощущают тепло при инъекции.

Но важно помнить, что сегодня в медицине нет препаратов, которые абсолютно безопасны для организма человека.

Побочные эффекты на контрастное вещество могут быть:

  1. немедленными — ощущение тепла или холода, боли в месте инъекции;
  2. отсроченными — легкое покраснение кожи, тошнота, позывы к рвоте.

Как правило, неприятные явления проходят самостоятельно и не требуют медицинского вмешательства.

Гадолиниевые препараты, которые применяют при МРТ, отличаются от йодосодержащих веществ, которые используют при компьютерной томографии, меньшей степенью токсичности. Серьезные анафилактические реакции встречаются очень редко. Людям с нормальной функцией почек усилители на основе гадолиния не причинят вреда.


Есть ли противопоказания для проведения МРТ с контрастом?

— МРТ с контрастированием нельзя делать:

  • при заболеваниях почек и печени;
  • при беременности, особенно в первом триместре;
  • новорожденным детям.

Таким пациентам можно проводить МРТ без контрастного вещества.

С осторожностью МРТ с контрастом делают детям младше 1 года. Кормящим женщинам после исследования нужно не кормить ребенка грудным молоком в течение суток и провести сцеживание груди.


За какой период контрастное вещество выводится из организма?

— У пациентов без нарушения функции почек контрастное вещество полностью выводится в течение суток. Чтобы ускорить этот процесс нужно соблюдать питьевой режим.

Если пациент страдает заболеваниями почек, то период выведения препарата — до 120 часов. При наличии грубых нарушений в этом органе после проведения МРТ с контрастом пациент идет на гемодиализ.

Как правило, условно здоровому человеку восстановительный период не нужен и через 30-60 минут после исследования он может возвращаться к привычной жизни.

Было бы невозможно определить свет, если бы не было тьмы. Было бы трудно ощутить освежающее наслаждение от холодной воды, если бы не было тепла. Было бы трудно наслаждаться звуками, если бы между ними не было тишины. Было бы сложно читать слова, если бы между ними не было пустых пробелов. Мы не могли бы почувствовать себя взрослыми, если бы не было детей. Все в мире существует и воспринимается в контрасте с чем-то другим, поэтому неудивительно, что это одна из основ искусства и дизайна. И это тема для обсуждения в нашей сегодняшней статье.

Что такое контраст

Почему важен контраст? Потому что человеческий глаз естественным образом улавливает контраст. Максимально возможный контраст изображения называется коэффициентом контрастности или динамическим диапазоном. Более того, для людей с плохим зрением, нарушениями зрения, такими как дальтонизм, контраст становится основной характеристикой объектов, которые они видят, и позволяет им различать их.

В академическом искусстве контраст имеет дело с расположением противоположных элементов и эффектов, таких как светлые и темные цвета, большие и маленькие формы, грубые или гладкие текстуры. В этом случае контраст может использоваться не только для привлечения внимания, но и для создания настроения и атмосферы, создания разнообразия, визуального интереса и драматизма в произведении искусства.

В дизайне контраст — один из ключевых факторов, влияющих на возможность сканирования и визуальная иерархия веб-страницы или мобильного экрана. Это позволяет дизайнеру представить макет таким образом, чтобы информировать пользователей, какие точки взаимодействия являются жизненно важными, а какие второстепенными. Контраст эффективно привлекает внимание пользователя и привлекает его к определенным элементам, поэтому он играет большую роль в поддержке интуитивной навигации и удобства использования цифрового продукта.

Дизайн целевой страницы для приложения Pass-On показывает пример эффективного контраста цвета и размера, создающего прочную визуальную иерархию для страниц.

На сайте бренда эко-бутылок используются контрастные цвета фона для разделения различных логических разделов веб-страницы.

Типы контраста в дизайне пользовательского интерфейса

Контрастность может быть основана на различных функциях элементов пользовательского интерфейса, в том числе:

  • цвет : этот тип — один из самых естественных и заметных для человеческого глаза; он работает, когда цвета резко отличаются друг от друга, например, в сочетании с дополнительными, дополнительными или триадными схемами (подробнее о них можно узнать в нашемобзор теории цвета). Этот тип контраста наиболее широко используется для созданияКнопки CTA и другие важные элементы навигации мгновенно отображается в макете веб-страницы или на экране приложения, которое поддерживает четкую и интуитивно понятную навигацию.
  • размер : этот тип контраста основан на том, чтобы сделать элемент, который должен сначала привлечь внимание, заметно больше, чем другие
  • форма : здесь внимание пользователей привлекается тем, что форма одного элемента отличается от других.
  • position : в этом типе дизайнеры изменяют положение одного элемента в строке таким образом, делая его другим, как, например, новый абзац фрагмента текста начинается с отступа.
  • текстура : здесь разница построена за счет использования текстур, которые четко отличаются друг от друга
  • direction ( ориентация ): здесь вы изменяете физическое расположение элемента, заставляя его использовать другие или неожиданные направления, таким образом привлекая внимание пользователей с необычностью.

В своей статье Контраст и смыслЭнди Рутледж поместил типы контрастов, которые дизайнеры часто используют, в простую, но информативную схему, показанную ниже, визуализируя каждый тип.

контраст в дизайне это

Первое, что часто приходит в голову о контрасте, — это что-то черное и белое. При отсутствии оттенков и множественности цветов монохромное изображение использует контраст как главный усилитель выразительного потенциала. То же самое и с пользовательскими интерфейсами. Более того, по сравнению с произведениями искусства или фотографии контраст не только влияет на эстетизм, но также оказывает значительное влияние на удобство использования и навигацию по макету. Таким образом, хорошо продуманное использование контраста — мощный способ сделать веб-сайты и приложения удобными и простыми в использовании.

На экранах оформления заказа приложения Exotic Fruit цветовой контраст помогает мгновенно определить кнопку с призывом к действию, а также помогает отличить активные временные интервалы от неактивных.

На веб-сайте судоходной компании с ограниченной цветовой палитрой и модной 3D-графикой используются яркие цветовые акценты, что делает дизайн более динамичным и привлекает внимание пользователей.

Цветовое колесо помогает дизайнерам найти цветовые комбинации с оптимальным уровнем контрастности

Типографский контраст

Другой специфический тип контраста — типографский контраст, основанный на различии отличительных черт шрифтов, используемых для текстовой части дизайна.

Канадский дизайнер типографики Карл Дэйр определены 7 основных типов типографского контраста:

  1. Контраст размера : это физическое увеличение основного узора, созданного формой, и веса шрифта, используемого для текста. Самый распространенный случай — сделать заголовок или заголовок заметно больше текста.
  2. Контраст веса : жирный шрифт выделяется среди более светлого шрифта того же стиля. Это помогает привлечь внимание к определенным частям текста и позволяет пользователю узнать об их важности.
  3. Контраст формы : форма здесь означает различие между заглавной буквой и ее эквивалентом в нижнем регистре, или латинской буквой и ее курсивным вариантом, сокращенными и расширенными версиями, типами шрифтов, которые гармонируют со стандартными типами — все вышеперечисленное может использоваться для драматического изменение формы. Однако Карл Дэйр предостерегает от одновременного использования шрифтов и курсива, поскольку они оба являются версиями рукописных писем; они скорее конфликтуют, чем противопоставляются.
  4. Контраст структуры: структура означает разные формы букв разных типов гарнитур, например, монолинии без засечек и высококонтрастные современные, или курсив по сравнению с черным шрифтом.
  5. Контраст текстуры: речь идет о том, как линии шрифта выглядят вместе как единое целое, что частично зависит от самих буквенных форм, а частично от того, как они расположены.
  6. Контраст цвета: здесь Дэйр упоминает, что второй цвет обычно менее выразителен, чем основной черный на белом (или белый на черном), поэтому важно тщательно продумать, какой элемент необходимо выделить, и обратить внимание на тональные значения. используемых цветов.
  7. Контраст направления : этот тип представляет собой противоположность вертикали и горизонтали и углов между ними. Кроме того, Дэйр указывает, что текстовые блоки также имеют свои вертикальные или горизонтальные аспекты, и смешивание широких блоков длинных строк с высокими столбцами коротких строк может дать контраст.

Кроме того, есть и другие, менее популярные типы контраста, например, так называемый контраст путем изоляции , когда одно слово или фраза помещается вдали от других элементов, таким образом выделяясь из толпы, а также контраст по ритму (промежутки пространства) — части, где он нарушен, задают контраст и привлекают внимание.

Концепция блога Art Institute демонстрирует различные типы типографского контраста как впечатляющую особенность дизайнерского подхода.

Доступность контраста

Читая все вышесказанное, легко предположить, что практическое правило здесь — чем выше контраст, тем лучше дизайн. Однако это неправда: как и любой другой аспект дизайна, слишком много не значит лучше. В то время как низкая контрастность затрудняет восприятие и чтение контента, слишком высокая контрастность вызывает напряжение глаз, значительно затрудняя взаимодействие. Итак, снова пора найти золотую среду.

Согласно Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента 2.0, визуальное представление текста и изображений текста должно соответствовать коэффициенту контрастности не менее 7: 1 , за исключением следующих случаев:

Крупный текст: крупномасштабный текст и изображения крупного текста имеют коэффициент контрастности не менее 4,5: 1;

Случайное: текст или изображения текста, которые являются частью неактивного компонента пользовательского интерфейса, являются чистым украшением, никому не видны или являются частью изображения, содержащего другой значимый визуальный контент, не требуют контрастности.

Логотипы: текст, являющийся частью логотипа или названия бренда, не требует минимальной контрастности.

В концепции веб-сайта балетной труппы используется цветовой контраст, чтобы отличать текстовые части страниц от графических, а также расставлять яркие акценты, например, чтобы кнопка CTA в заголовке веб-сайта сразу была замечена. Кроме того, типографский контраст, основанный на разнице в размере и шрифтах, делает различные текстовые элементы четко различимыми и легко просматриваемыми.

На веб-сайте ShipDaddy используется контрастная цветовая палитра для удобной и доступной навигации и возможности сканирования. Более того, он использует другой уровень визуального контраста, сочетая реальный фон с анимированным мультяшным талисманом бренда, что во многом способствует тому, чтобы сайт выглядел оригинально и атмосферно.

Темный на светлом или Свет на темном?

Один из первых вопросов, на который обычно приходится отвечать дизайнерам с точки зрения цвета и контраста, — это какой общая цветовая схема на выбор: темный на светлом или светлый на темном? С этой точки зрения следует учитывать несколько важных аспектов.

На целевой странице службы каршеринга Vertt используется светлый фон, позволяющий активировать силу цветов, чтобы сделать различные элементы навигации и информационные разделы четкими и отделенными друг от друга.

Читаемость : способность пользователей легко читать текст. Этот аспект особенно важен, если приложение или веб-сайт являются текстовыми: плохочитаемостьУровень может привести к тому, что пользователи упустят ключевые данные или почувствуют необъяснимое напряжение при использовании продукта, поскольку им приходится постоянно бороться с копией, что требует значительных усилий для чтения. Отсутствие удобочитаемости может быть серьезной причиной, по которой пользователи не удерживаются даже с привлекательными продуктами.

контраст в дизайне это

Легкий и воздушный веб-сайт Lumen Museum направлен на то, чтобы каждая страница была доступной и легко просматриваемой, информация была упорядочена, а фотоконтент впечатляющим.

Отзывчивость : способность продукта гибко трансформировать макет в соответствии с устройствами, на которых он используется. Это может иметь решающее значение для удобства использования. То, что выглядит стильно, привлекательно и четко на профессиональном дисплее с высоким разрешением, может превратиться в грязное пятно на маленьком экране с низким разрешением. Цветовая гамма и уровень контрастности, безусловно, в первую очередь влияют на этот вопрос.

Дизайн веб-сайта, посвященного влиятельным женщинам в истории, демонстрирует бережное отношение к различным типам контрастов, чтобы сделать его привлекательным и легким для восприятия на разных устройствах.

Среда : выбор подходящей цветовой схемы и типа фона для потенциальных сред, в которых пользователи будут использовать его регулярно и часто. В условиях постоянного использования при естественном освещении темный фон может буквально создавать эффект отражения, особенно на глянцевых экранах, характерных для планшетов и смартфонов. Напротив, при регулярном использовании в плохо освещенной среде темный фон может отвлекать свет от экрана, что отрицательно влияет на навигацию и удобочитаемость. Итак, вопрос сочетания цветов, контраста и оттенков здесь привлекает большое внимание.

Различные типы контраста делают интерфейс приложения Habit Builder не только красивым, но и простым в использовании.

Пункты для рассмотрения

Вот еще пара вещей, которые следует учитывать в аспекте контраста, применяемого к дизайну веб-страницы или экрана приложения.

Позаботьтесь о высокой контрастности в случае наложения текста на изображение.

Блог о географии с применением полноэкранных фоновых фотографий

Слишком высокая контрастность утомляет и беспокоит

С другой стороны, важно помнить, что чрезмерная контрастность тоже не имеет смысла и даже может нанести вред некоторым аспектам дизайна пользовательского опыта. То, что эффективно работает в качестве акцента для моментального привлечения внимания к кнопке или указателя направления, может вызвать реальные проблемы на страницах, которые предназначены для длительного чтения и должны заботиться о том, чтобы глаза читателей не перенапрягались. Иногда пользователи приложения или посетители веб-сайта не могут даже четко определить, что не так, но слишком резкий контраст заставляет их чувствовать себя напряженными и усталыми и отбивает у них желание использовать цифровой продукт.

Слишком большой контраст означает отсутствие контраста

Помните о негативном пространстве

Негативное пространство (также известное как белое пространство) — это область макета, которая остается пустой не только вокруг объектов, но также между ними и внутри них. Негативное пространство — это своего рода передышка для всех объектов на странице или экране, поэтому оно сильно влияет на эффективность различных типов контраста, применяемых в пользовательском интерфейсе.

Почему важен контраст

Подводя итог всему упомянутому и показанному выше, давайте определим несколько ключевых преимуществ контраста как мощного средства хорошего удобного дизайна:

  • более сильная визуальная иерархия
  • лучше сосредоточиться
  • оригинальность
  • улучшенная читаемость
  • соответствие естественному человеческому восприятию и реакции

Жизнь полна контрастов, какими бы гранями вы ни были. На протяжении всей жизни мы должны научиться принимать это и пытаться наслаждаться жизнью, которая настолько разнообразна и непредсказуема. Повторяя реальность, дизайн также полон контрастов и максимально использует их.

Чем дальше человек удаляется от цвета, тем светлые цвета будут темнеть, а темные уходить в основной тон. Например, желтый будет становиться оранжевым. Фиолетовый — синим, зеленый – голубым, а синий – серым. Это закономерность цветовой перспективы — эффект Берцольда-Брюкке. Она связана с тем, что с увеличением расстояния слой воздуха становится толще, а воздух, как мы знаем, не является полностью прозрачным.

Явление того, что мы видим цвета по-разному при разном освещении, зависит от изменения уровня освещенности. Это объясняется понижением чувствительности глаза к различению цветовых тонов и смещением этой способности в сторону коротковолновой части спектра. В сумеречном свете красные и желтые цвета темнеют, синие и фиолетовые – светлеют. При искусственном освещении – фиолетовые цвета краснеют, голубые кажутся более теплыми.

Контрасты

Есть два вида контрастов: ахроматический и хроматический. Точкой опоры для первого вида контраста является изменение светлоты под действием соседних цветов, а для второго – изменение цветового тона. Каждый из них подразделяется на одновременный, последовательный и пограничный.

контрасты в флористике

Ахроматический и Хроматический контрасты

Одновременный контраст

Есть одно общее правило для хроматических и ахроматических контрастов при одновременном контрасте – на светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне более светлый – светлеет.

Последовательный контраст

Это возникновение контрастного цвета на некотором поле или при закрытых глазах после смотрения на яркий свет или цветной объект. Например, посмотрите из глубины комнаты на окно, а потом закройте глаза. В тот момент в зрительном аппарате возникнет образ окна, но цвет и светлота его стекла и оконной рамы будут противоположны цвету и светлоте раздражителя. Это объясняется большим количеством света, а это утомляет сетчатку глаза в светлых местах. Потому при последовательном контрасте сначала появляется темная или чуть светлая зона. Как бы сильно не зажмуривали Вы глаза, через веки проникнет достаточно света, чтобы вызвать раздражение мало утомляемых частей сетчатки и тем самым слабое световое ощущение. Потому-то, при закрытых глазах рама окна кажется светлее. Это и есть пример ахроматического последовательного контраста.

последовательный контраст рисунок

Хроматический последовательный контраст

Явление последовательных хроматических контрастов возникает из-за утомления подвергшихся раздражению зрительных клеток. Например, смотрим на красный предмет долго. Ответственные за красный цвет клетки начинают уставать. Тут включаются в работу клетки, отвечающие за зеленый цвет. Это для того, чтобы сохранить зрительный баланс глаза. Отсюда иллюзия зеленоватого цвета. И так с каждым хроматическим цветом.

Основные пары хроматических контрастных цветов – красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый, белый-черный.

Основные закономерности хроматического последовательного контраста:

  1. Зрительное изменение цветового тона всегда происходит в сторону цвета контрастного к цвету фона
  2. Более насыщенный цвет вызывает и более сильный контраст в отношении менее насыщенного цвета
  3. Очень сильное освещение делает контраст слабее, а при слабом контраст усиливается
  4. Ощущение контраста длится недолго, ибо глаза устают
  5. Ахроматический контур понижает действие одновременного контраста ( рисованные герои мультиков Диснея или витражные картины)

Пограничный контраст

виды пограничного контраста

Два вида пограничного контраста

Иррадация

Явление иррадации состоит в том, что светлые поверхности как бы увеличиваются вширь. Они обладают большей энергией, нежели темные. Поэтому, свет, падающий от них на сетчатку глаза, раздражает и прилегающие нервные окончания.

Это явление объясняется так: на темном фоне светлые цвета ”выступают” вперед, а темные ”отступают” назад. Оно зависит от:

Читайте также: