Что такое духовное завещание православие

Обновлено: 02.07.2024

Моим детям и внукам. О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин.

Православная библиотека Золотой Корабль 2012

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий.

Если без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то уж конечно не без воли Божией бывают эти сокрушительные жизненные удары. Бог ведает причины каждого из них, а нам нужно твердо знать и свято верить, что это – рука Божия, воля Божия о нас, благая и совершенная.

Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Ему учредить спасительные времена, нарочито устроенные к тому, чтобы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе, о ее вечном спасении. Это ПОСТЫ. Святая Церковь Христова установила их четыре, расположив в течение целого года приблизительно через равные промежутки времени: весной – Великий, летом – Петровский, осенью – Успенский, зимой – Рождественский. Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спасению. Не нужно закрывать уши для этих мирных, благостных призывов Божией благодати и нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью.

Дорогие мои детки! Помните всю жизнь эти два события! Относитесь к своему христианскому званию и призванию со всей серьезностью. Не нарушайте ни среды, ни пятницы во всю свою жизнь и никогда не стыдитесь называть себя учениками Христа. Не стыдитесь Креста Христова и своего великого звания, но гордитесь – как говорит Апостол, хвалитесь Крестом Христовым и званием христианина.

Пост, как уже сказано, есть время, в которое Церковь повелевает вкушать только постную пищу. Это воздержание от пищи скоромной есть пост телесный. В телесном посте наиболее верные христианские семьи наставлены. Однако, будучи наставленным в телесном посте и строго его соблюдая, можно не получить от этого пользы для спасения души.

В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убив в лесу человека и ограбив его, нашел в кармане убитого хлеб и кусок сала. Он был голоден и хотел поесть хлеба с салом, но, вспомнив, что в тот день была среда, отложил сало, сказав себе, что завтра сало съест, а сегодня – грех: среда. Чудовищное несоответствие поста телесного и поста духовного! Литература светская изобилует образами купцов, ставивших пудовые свечи, строго соблюдавших посты телесные, но и постом ведших свои коммерческие дела так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли такие посты Богу? И вообще, пост ли это? Конечно, нет! Это надругательство над постом. Постится тело, а душа не хочет воспрянуть от греховного сна.

Мы слабы, мало заботимся о спасении души, не умеем жить по-христиански. Вот к этому нас побуждает пост – как я уже сказал, мирный, но удар по нашей жизни. Пост установлен, чтобы отрезвить нас, заставить одуматься, пробудиться от греховного сна: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается! – вот властный, энергичный голос Матери нашей Церкви во дни святого поста. Если мы спали до сих пор духовно, не умели жить по-христиански, то научимся теперь – во святые дни поста. Если не начинали еще жить по-Божьи, то начнем хотя бы отныне: Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения (Ис. 61, 1, 2; Лк. 4, 19). Если теперь не начнем, то когда же соберемся? Неужели еще дальше будем испытывать Божие долготерпение? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений, о которых я говорил вначале? Да не будет этого! Страшно впасть в руки Бога Живаго! – да и смерть у каждого стоит за плечами.

Итак, начнем сейчас же, немедленно!

Трудно это? Да, очень трудно!

Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: Вы еще не до крови сражались (Евр. 12, 4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот какой напряженной должна быть эта борьба. И вообще, быть достойным на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом. Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13, 24), – говорил Христос. И в другой раз сказал: Внидите узкими враты (Мф. 7, 13).

Христос заповедует нам жизнь строгую, подвижническую, указывает врата на Небе узкие и тесные, путь ко спасению трудный, прискорбный. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), – говорит Апостол Павел. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34), – говорит и Сам Господь наш Иисус Христос. Он и Сам в жизни Своей шел крестным путем и смерть принял крестную. Видите, и у Него путь узкий, тесный, страдальческий, крестный. Пострадал Он за нас и нам оставил образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21).

Апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные и за ними целый сонм верующих шли путем подвигов и скорбей, то есть подлинным путем Христовым. И нам ОБЯЗАТЕЛЬНО идти этим путем. Другой путь есть, но он ведет в пагубу, и множество людей им идет.

Итак, христианство и подвиги – две вещи нераздельные. Или ты подвижник – и тогда христианин, или избегаешь подвигов, не хочешь их совершать – и тогда ты не христианин, свернул с христианской дороги, подался на широкий путь и легко и свободно зашагал к погибели.

Но мы хотим быть настоящими христианами, хотим и подвигов. Но в чем они? Что мы должны делать?

Пришло время поста, скажем – Великого. Семь недель, почти пятьдесят дней нельзя есть скоромного. Первая неделя, Крестопоклонная и Страстная – особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом.

Трудно? Очень. Особенно в середине и второй половине поста. Плоть корчится, протестует, требует, чтобы ее накормили до отвала. А ты принудь себя, одержи верх над телом, проведи весь пост как следует. И если одолеешь себя – вот и первый твой подвиг!

Настало время молиться? Принудь себя – вот и подвиг!

Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди – вот и подвиг!

Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста – вот и подвиг!

В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту – вот и подвиг!

Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи – вот и подвиг!

Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца – вот и подвиг!

Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее? Отдай – вот и подвиг!

Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись – вот и подвиг!

Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей – вот и подвиг!

Вызывает тебя мир на веселость, на игру во время поста? Останься дома – вот и подвиг!

Хочется книжку светскую почитать постом, музыку послушать, поиграть? Воздержись – вот и подвиг!

Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью – вот и подвиг, подвиг блистательный! Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах.

Этот подвиг непременно усвой, он обязательный для всех христиан. На Страшном Суде тот, кто подавал милостыню, услышит от Господа: Приидите, благословенные. (Мф. 25, 34), а кто не подавал: Идите от Меня, проклятые. (Мф. 25, 41). Не отговаривайся скудостью, вспомни две лепты евангельской вдовицы. Господь сказал, что она подала больше всех богатых.

Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах? Опустись на колени и молись за них Отцу Небесному именем Иисуса Христа, и Он окажет им помощь через других, а ты совершишь подвиг любви и милосердия.

Увидишь покойника – знакомый или незнакомый,– помолись за него – вот и подвиг! Это великая милость для умершего.

На утренних и вечерних молитвах и в церкви, молясь за знакомых и родных усопших, помяни и всех праотец, отец и братий наших и особенно тепло помолись за тех, за кого некому помолиться,– и это подвиг! И Господь отметит его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи мимо кладбища, не помолясь про себя, втайне за всех, кто здесь схоронен, – это подвиг!

Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи: как поступить в том или в другом случае? Если будешь поступать по ветхому человеку – пойдешь в пагубу; если будешь поступать по Закону Христову – будешь совершать подвиги и исполнишь Христовы слова: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13, 24).

Трудно, и очень? Ничего не поделаешь! Другого пути к вечной и блаженной жизни нет.

Вот, допустим, проникнуть к твоей семье и близким в дом можно только чрез малую и очень трудно проходимую дыру, и больше никак к ним не попадешь. Полезли бы вы в эту дыру? Полезли бы, увидели своих – и радости бы не было конца, и дыра эта неудобная забылась бы.

Весной змея должна сменить кожу: если не сменит кожу, то умрет. И вот инстинкт сохранения жизни заставляет ее искать кучу из хвороста и камней, и она продирается сквозь эту груду, хворост ранит ее, сдирает старую шкуру, змея вылезает из этой груды, оставляя в ней старую кожу. Хотя она вся изранена и окровавлена, она бесконечно довольна тем, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у нее расти новая и она останется жить.

Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти! Тем более сказано нам: Будьте мудры, как змии (Мф. 10, 16). Будем же мудры как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь груду христианских подвигов. Они обдерут с нас кожу ветхого человека, и в этом – залог нашего спасения. Не будем бояться труда, пота, хотя бы и кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти. Господь поддержит нас и скажет нам Свои великие утешительные слова: Женщина, когда раждает, терпит скорбь, потому что пришел час ея, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 21–22). вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость (Ин. 16, 20). В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь – Я победил мир (Ин. 16, 33).

Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь назад, помня слова Спасителя: никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами – и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его. "

Письменная форма духовного завещания двояка: нотариальная и домашняя: оттого и само завещание представляется нотариальным и домашним. Весьма важное практическое различие между ними заключается в том, что подлинность нотариального завещания признается несомненной и может лишь возникнуть спор о подлоге, тогда как по поводу подлинности домашнего завещания может быть и заявлено сомнение[1398]. По важности духовного завещания, конечно, желательно, чтобы оно всегда совершалось нотариальным порядком и представляло полную гарантию своей несомненности. Однако законодательство допускает совершение духовного завещания и домашним порядком. И вот по каким мотивам: а) Законодательство считает справедливым предоставить гражданину, более или менее неограниченно, самому распорядиться судьбой имущества после его смерти. Между тем, если бы законодательство всегда требовало от духовного завещания нотариальной формы, во множестве случаев гражданину не удалось бы воспользоваться этим правом. Нотариальная форма предполагает заблаговременную заботливость о судьбе имущества по смерти лица. Но в действительности очень многие люди страшатся даже мысли о смерти и откладывают составление духовного завещания до последних минут жизни, когда уже нет возможности соблюсти нотариальную форму, когда очень часто лицо не успевает составить завещания и домашним порядком, а ограничивается словесным изъявлением последней воли, предоставляя совести законных наследников исполнить ее. b) При нотариальной форме завещания нет возможности так сохранить его тайну, как это возможно при домашнем порядке совершения. Между тем распоряжения завещателя нередко бывают такого свойства, что должны оставаться в тайне, а иначе сделаются причиной неудовольствия или даже семейной вражды.

Домашнее завещание пишется на простой бумаге любого формата, но на целом листе, перегнутом на две равные части произвольной величины, например, завещание может быть написано на четверти листа, перегнутом на две осьмушки[1401]. Требование это основывается на том, что если представляется завещание, написанное на одной половине листа, то можно подозревать, что другая половина оторвана. Затем от домашнего завещания требуется, чтобы оно было подписано завещателем, а также лицом, писавшим завещание, если оно написано не рукою завещателя, а со слов его другим лицом, и тремя или по крайней мере двумя свидетелями, если в числе их есть духовный отец завещателя или все завещание написано рукою самого завещателя[1402]. (Свидетелями при домашних духовных завещаниях не могут быть: лица, в пользу которых завещание составлено; родственники этих лиц до третьей степени, если завещание сделано не в пользу прямых наследников, вполне или частью; душеприказчики и опекуны, назначенные по завещанию, – те, кто по закону не имеют права завещать; переписчики завещания и рукоприкладчики как завещателя, так и свидетелей, и те, кто не могут быть свидетелями по гражданским делам[1403]. – А. Г.)

Подпись свидетелей должна значиться на самом листе завещания, а не на его оболочке[1404]. Обыкновенно она делается на той половине листа, на которой оканчиваются распоряжения завещателя. Так что, если завещание написано на одной только половине листа, а другая – белая, то подпись свидетелей делается на исписанной половине или хотя бы начинается здесь и потом переносится на другую половину. Свидетельство лиц, подписывающих духовное завещание, относится к личности завещателя и состоянию его при предъявлении им завещания: они удостоверяют, что лично видели его и нашли в здравом уме и твердой памяти[1405]. Отсюда видно, что свидетелям нет надобности знать содержание завещания. Но в практике свидетели нередко требуют, чтобы оно было им сообщено, и иногда довольно долго отыскивают людей, которые согласились бы подписаться свидетелями на завещании, содержание которого почему-либо сохраняется в тайне.

Возникают и другие вопросы относительно свидетелей, подписывающихся на завещании, прямо не разрешенные законодательством. Например: нужно ли в самом завещании упомянуть о лицах, которые подписывают его как свидетели? Закон не требует этого. А между тем бывают иногда весьма существенные злоупотребления, когда лицо составляет завещание перед самой кончиной и нет у него под рукой лиц, которые могли бы подписаться на завещании свидетелями. Завещатель умирает, оставляя свое завещание не подписанным свидетелями; тогда наследник по завещанию приглашает кого-либо из своих знакомых подписаться свидетелями на завещании, они подписываются, и завещание оказывается удовлетворяющим всем требованиям закона, тогда как само по себе оно недействительно. Наконец, духовное завещание, написанное на нескольких листах не рукой самого завещателя, должно быть скреплено по листам (так, чтобы на каждом листе было не менее одного целого слова. – А. Г.) или самим завещателем, или лицом, подписавшимся за него на завещании, или всеми свидетелями, в самом завещании к тому уполномоченными[1406]. (Таковы общие положения, касающиеся порядка составления духовных завещаний. Но кроме них закон указывает на особые правила, применяемые к завещаниям, которые составляются при исключительных обстоятельствах, когда соблюдение всех формальных требований невозможно. Это завещания походные, госпитальные и т. п.[1407] – А. Г.)

Хранение, утверждение и исполнение духовного завещания

§ 64. Составленное таким образом духовное завещание, нотариальное – в выписи, а домашнее – в подлиннике, чаще всего хранится у самого завещателя. Но понятно, что для законного наследника может быть выгодно утаить завещание, например, когда он обойден, а наследником назначено другое лицо, или когда законному наследнику приходится на основании завещания выполнять какие-либо обязательства. Иногда это довольно нетрудно ему сделать в минуту смерти завещателя как человеку более или менее близкому, своему в доме завещателя. Бывают случаи, что духовное завещание по смерти завещателя утаивается его законными наследниками. Но если лицо составило завещание, то, конечно, в том намерении, чтобы оно получило силу; поэтому естественно завещателю принять те или другие меры, которые обеспечивали бы целость духовного завещания и своевременное представление его, по смерти завещателя, к надлежащему утверждению. (Конечно, такая утайка завещания бесцельна и легко может обнаружиться, когда завещание составлено порядком нотариальным, ибо подлинное завещание написано в актовой книге; но когда составлено завещание домашнее, то бесследно скрыть и уничтожить его возможно. – А. Г.) И вот нередко завещание нотариальное в выписи, домашнее в подлиннике отдается завещателем для хранения другому лицу, например, наследнику по завещанию или душеприказчику, с тем, чтобы по востребованию завещателя оно было возвращено ему, по смерти же его было представлено к утверждению.

Само законодательство помогает в этом случае завещателю тем, что допускает отдачу духовного завещания для хранения нотариусу, в опекунский совет, в попечительный комитет или отделение канцелярии человеколюбивого общества[1409]. Но фактически и другие присутственные места, ведающие богоугодными заведениями, принимают на хранение предъявляемые им духовные завещания, когда в них содержатся какие-либо распоряжения в пользу богоугодных заведений. Завещание сберегается до обратного требования завещателем, а в случае его смерти – наследником по завещанию или душеприказчиком. Но в последнем случае, если тем или другим путем смерть завещателя сделается известной учреждению, где хранится завещание, то и само оно, независимо от требования выдачи завещания со стороны наследника или душеприказчика, предъявляет завещание (по назначению, сделанному завещателем при отдаче его на хранение, а если такого назначения не было, то – в подлежащий окружной суд[1410]. – А. Г.).

Духовное завещание по смерти завещателя не тотчас получает силу, а только по утверждении его общественной властью, для чего завещание и предъявляется окружному суду, для утверждения к исполнению[1411]. Это по смерти завещателя необходимо как для нотариального, так и для домашнего духовного завещания; оно, между прочим, имеет смысл утверждения в праве наследования сообразно завещанию: не право наследования предполагает открытие наследства, а наследство открывается только смертью завещателя, так что при его жизни, очевидно, не может быть речи об утверждении в праве наследования.

Учреждение, которому предъявляется завещание к утверждению по смерти завещателя, независимо от суммы завещанного имущества, – окружной суд местожительства завещателя или местонахождения завещанного имущества[1412]. Срок предъявления завещания к утверждению: для пребывающих в России – годовой, а для пребывающих за границей – двухгодовой со дня смерти завещателя: если в течение этого срока завещание не будет предъявлено, то оно уже не принимается к утверждению. Исключение допускается только тогда, когда наследник по завещанию докажет, что ему не было известно о существовании завещания или срок представления к утверждению пропущен по другой законной причине. Тогда ему предоставляется отыскивать свое право наследования до истечения общего срока давности по гражданским делам, считая этот срок также со дня смерти завещателя[1413].

Утверждение духовного завещания к исполнению окружным судом имеет своим предметом удостоверение подлинности домашнего завещания, способности завещателя к составлению завещаний вообще, законности его относительно формы и отчасти содержания. Для удостоверения в подлинности домашнего завещания и способности завещателя к составлению этого акта окружной суд допрашивает лиц, подписавшихся на завещании свидетелями, а равно переписчика завещания и лицо, подписавшееся за завещателя: действительно ли такое-то лицо составило предъявляемое духовное завещание, и находилось ли оно тогда в здравом уме и твердой памяти. Наличные свидетели и другие лица допрашиваются непосредственно самим окружным судом, отсутствующие же – при посредстве мировых судей или полиции, по месту их пребывания. Но если в духовном завещании, как это нередко бывает, значится свидетелями большее число лиц, чем требуется по закону, то нет надобности допрашивать всех, подписавших завещание, а можно ограничиться лишь необходимым числом, т. е. двумя или тремя. Смерть одного или даже всех свидетелей не составляет препятствия к утверждению завещания: тогда или допрашиваются только свидетели, остающиеся в живых, или вовсе обходятся без их допроса, а завещание все-таки утверждается[1414].

(При утверждении нотариальных завещаний нет надобности в вызове и допросе свидетелей[1415]. – А. Г.) Относительно законности формы завещания окружной суд рассматривает, соблюдены ли определения законодательства о форме завещания, например, о формате бумаги (т. е. написано ли завещание на целом листе. – А. Г.), о скреплении завещания, о подписи его завещателем, свидетелями и т. д.[1416] Наконец, суд отчасти входит также в рассмотрение законности самих распоряжений завещателя, но только отчасти[1417]; между ними различаются очевидно незаконные, и потому недействительные, ipso jure, и по видимости законные, и потому признаваемые действительными, пока действительность их не будет опровергнута судебным порядком. Так, (суд рассматривает только, имеет ли завещатель право завещать и способно ли лицо, в пользу коего завещание сделано, к принятию завещанного. – А. Г.), но не пускается в исследования о законности тех распоряжений, которые представляются законными. Если, например, в завещании говорится, что завещатель такое-то свое родовое имущество предоставляет чужеродцу, то завещание не утверждается; но если имущество названо в завещании благоприобретенным или по крайней мере не названо родовым, то завещание утверждается беспрепятственно, хотя впоследствии действительность его может быть и опровергнута.

Духовное завещание, выданное лицу, предъявившему его к утверждению, приводится в исполнение, сообразно его содержанию, или наследником по завещанию, или душеприказчиком. Нередко в духовном завещании указывается лицо, которому поручается от завещателя привести в исполнение его последнюю волю. И вот это-то лицо называется душеприказчиком[1420], потому что в прежние времена главнейшей обязанностью такого лица были заботы об упокоении души умершего, т. е. молитвы по нем, вклады в церкви, монастыри и тому подобное: завещатель приказывал ему душу свою. Иногда душеприказчиком назначается то же лицо, которое является по завещанию и наследником, иногда – лицо, в пользу которого делается какой-либо отказ, а иногда лицо совершенно стороннее, но всегда близкое завещателю так, что он имеет нравственное ручательство за исполнение своей последней воли. Однако же только нравственное: юридически душеприказчик не обязан принимать на себя исполнение духовного завещания. (Разве бы при жизни завещателя между ним и душеприказчиком состоялся договор, по которому последний взял на себя исполнение завещания. Так или иначе выразив согласие исполнить поручение, душеприказчик становится полномочным представителем завещателя. Утверждения его в этом звании со стороны суда не требуется. Как представитель завещателя, он принимает все меры к осуществлению воли последнего – заботится об охранении наследства, берет имущество во временное свое ведение, выступает в защиту неприкосновенности завещания даже против наследников, собирает имущество завещателя и в случае надобности обращается к помощи суда и т. п. Но так как имущество, по поводу которого душеприказчик действует, имеет своего собственника в лице наследника и так как оно в то же время является фондом для удовлетворения отказопринимателей и кредиторов завещателя, то душеприказчик становится к ним в известные отношения. Так, он безусловно обязан отчитываться перед наследником, и завещатель его от этой обязанности освободить не может; отказоприниматели и кредиторы обращают к нему свои требования. Душеприказчик, не исполнивший надлежащим образом данных ему завещателем поручений[1421], независимо от вознаграждения за убытки. – А. Г.) устраняется, и завещание приводится в исполнение или самим наследником по завещанию, или законным наследником завещателя.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Аз, многогрешный и смиренный старообрядческий епископ Геронтий Костромской и Ярославский, проживающий в Москве, Рогожский поселок, д. № 40, кв. 89, исполняющий должность помощника Старообрядческого Архиепископа, находясь в здравом уме и твердой памяти 7/20 октября 1950 г. свидетельствую пред Богом, что по добровольному своему желанию написал своею рукою следующее мое к вам духовное завещание:

Из имущества у меня есть только Святые книги, приобретенные мною, которые все жертвую во св. Покровский Храм, что на Рогожском кладбище, в библиотеку св. храма с тем, чтобы св. книги были предоставлены для чтения всем христианам по их желанию и чтобы книги выдаваемые были по записи в особую книгу, дабы не утеривались и периодически были все распределены для свободного на дому чтения во славу Божию и всем во спасение.

* Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

Прошу прочитать после моея смерти.

Главное же мое завещание следующее: Дорогие Иерархи и священнослужители, а также и вы все, дорогие братия и сестры християне! Обращаюсь ко всем к вам и сердечно первым долгом прошу смиренно у всех вас християнского прощения.

Простите меня за все мои грехи, живя в лености и слабости.

Простите меня за все мои согрешения словом и делом, волею или неволею. Их было очень и очень много – без числа согреших.

Не судите мя и зазрите мя, – пишу со слезами и прошу всех, всех: во всем простите мя Господа ради.

Особо прошу дорогих Иерархов, духовных лиц и моего духовного отца, слезно прошу во всех моих грехах, во всех – от юности и до старости: яже по крещении согреших и яже в сане Иерейства, и в сане святительства, и в сане пострига иночества, яже помню и не помню; слезно пишу моею рукою и каюсь пред Богом и пред Вами и всех прошу: простите мя и благословите и помолитеся о мне, многогрешном епископе Геронтии.

* Владыка имеет в виду книгу Премудрости Исуса сына Сирахова, которая относится к неканоническим книгам Ветхого завета (то есть не вошедшим в канон Священного Писания), хотя издревле для Отцов Церкви общее содержание этой книги считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Святые Отцы нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. (Комментарий о. Василия Андроникова).

В течение моей жизни мне неоднократно много приходилось переживать моменты, грозящие прекращению моей жизни, особо были ярко напоминающие смерть. Это было в 1949 году дважды при бывшей моей болезни, и на 15/X-1950 г. было воспаление легких, температура всю ночь была 36,6* и 40о, близок был и конец жизни, да еще совпал день кончины дорогой старицы Веры Ивановны 7/20 октября, которыя в тяжелые переживания приютила меня во свое жилище, не имеющего где главы подклонити. Я и решил в этот день, пока жив, написать это краткое мое духовное Вам завещание.

* Вероятно, опечатка, а имелось в виду 39,6°.

Не забывайте и 10 заповедей, данные от Бога через пророка Моисея (Исход 20, 1–17; Второзаконие 5, 6–21; Матф. 19, 18–21, зач. 79).

Нужно помнить и заповеди блаженства (Матф. 5, 1–12), проще говоря, всю нагорную проповедь Исуса Христа (главы от Матфея, 5, 6 и 7, зач. 10–24), а особо нужно помнить заповеди милосердия к ближним – оказывать помощь голодным и жаждущим и нуждающим в пище; о не имеющих крова – жилища, о больных и находящихся в заключении.

Об этом придется каждому отвечать в день страшного суда Божия (Матф. 25, 31–46, зач. 106).

А чтобы это все было запечатлено в вашей памяти и разумении, нужно больше читать св. книги, а особо новый завет, св. псалтырь и жития святых. Нужно не только стараться всемерно усердно их читать и слушать, но нужно научиться и исполнять указанное во св. книгах. Ибо тот блажен, кто слушает слово Божие и соблюдает его, т.е. исполняет, что написано (Лука 11, 28, зач. 58).

Не зря же св. Иоанн Златоустый заповедал ежедневно читать Новый завет и псалтырь. Св. Евангелие очищает душу (Творение его, т.1, стр. 80), а чтение и пение псалмов окрыляет ум и возвышает душу (т. 5, стр. 230), особо пение псалмов 140, 141, и 35, и 118 и других, которые пели все християне всегда, а особо по воскресным дням (т. 5, стр. 476–782, 151), пели псалмы и за трапезой и на буднях, в свободные минуты.

Об этом ясно указано и в календарях наших 1946 и 1949 г.

Слезно умоляю, прошу и даю отеческое мое завещание, чтобы в каждой семье был мир и любовь. Чтобы дети почитали родителей своих, сознавая, что если кто хочет быть счастливым и во благополучии, то почитай отца и мать свою, как и говорит 5 заповедь Божия. А родители – не раздражайте чад своих. Основание на это – смотрите книги премудрости и притчи Соломоновы и кн. Исуса Сына Сирахова. Прочитайте их со вниманием, а также и другие св. книги.

Старайтесь, чтобы в детях ваших не было ссор, злобы, лжи, клеветы, сквернословия, пьянства и татьбы, зависти и мщения и других т.п. всяких грехов: да не зайдет солнце во гневе вашем. Всегда прощайте друг друга, а особо на ночь нужно всегда прощаться.

Не забывайте праздничных и воскресных дней (выходных), в них непременно нужно приходить на общую церковную службу – Всенощную и Литургию. В церкви Божией стойте со страхом и в особом благоговении, без разговоров, как на небе. Без окончания службы не уходите из св. храма. На подаяние во св. храм и бедным не скупитесь. А дома ежедневно всегда молитесь утром, и на сон, и днем, а также перед пищею и после пищи, как указано во св. книгах (прочитайте в календарях за 1946 и 1948 гг.).

Молитвы совершайте не спеша, с особым благоговением, а тем более старайтесь истово, не спеша совершать крестное знамение и поклоны. Крестное знамение совершайте двуперстно, как установлено Христовой Церковью. Приучите себя, чтобы рука ваша совершала истово крестное знамение, не спеша, с молитвами и чтобы сердце ваше и ум были объединены мыслью молитв и благоговейным чувством к Богу и его св. угодникам, ибо молитвы есть святая беседа с Богом и его святыми; молитва есть возношение ума и сердца к Богу.

Не забывайте в молитве: пред кем стоим? Кому кланяемся? О чем молимся? Сознавая себя смиренно, как грешный мытарь, дабы услышана была ваша молитва, пение и чтение. При молитве нужны лестовка и подручники.

Когда-то писали предсмертное свое духовное завещание преп. Ефрем Сирин (его твор., часть 7, стр. 201–220), преп. Феодора (Четь-минея, сент. 11, стр. 252) и др. лица.

Вот и я – повторяю – решил перед кончиною своею, кроме бывших моих поучений, собственноручно, слезно написать сие предсмертное мое завещание и прошу за это: не зазрите мя многогрешного. Мое предсмертное духовное завещание есть искренний призыв всех ко спасению души, призыв к Богу, призыв к небу, призыв к небесным обителям.

Осмеливаюсь обратиться к вам, дорогие святители Божии и все священнослужители, иночествующие и церковнослужители. Вы хотя и сами хорошо знаете пути спасения, но я слезно и смиренно, по-братски обращаюсь к Вам и умоляю Вас о спасении души, слезно взываю к Вам: спаситеся со престольницы святительства моего, спаситеся все. Прославьте жизнию вашею нашего Всевышнего Бога и св. церковь. Спаситеся св. храмы Божии моея епархии и все наши св. храмы нашей св. Христовой Церкви. Спаситеся и св. трапезы и жертвенники Божии, на них же аз окаянный многи молитвы сотворях и бескровные жертвы приносих. Спаситеся престолы Божии и св. Алтари Бога Вышнего, чтобы бескровная жертва была вовеки до второго пришествия Твоего, Христе.

Слезно прошу и умоляю Вас и призываю, спаситеся все иереи Божии и дияконы церкви моея епархии и всея св. церкви и всея соборные церкви. Спаситеся клирицы, чтецы, и певцы и певицы, и весь священнический и церковный чин, с плачем пророка Иеремия умоляю всех вас, дабы в лице каждого и каждой из вас видеть членов ангелов среднего чина Ангельского хора, хора Божия, хора – вечно славящего Бога.

О! Друзи мои, свято совершайте дело вашего служения, учтите, что вы подобие имуще средних чинов ангельских, учтите, что пение это особо святое дело, особая святая молитва, озаряющая и возжигающая горение християнских сердец, бывающих во св. храме, не гасите этого неоценимого света, этого Божьего дара, Божьего таланта, Божьей славы, усиленно трудитесь, дабы и вам быть увенчанными от Бога нетленными венцами, вечной славы Божьей. Пойте, пойте Богу, пойте разумно, пойте, чтобы пение ваше было угодно и Богу и Его святым.

Спаситеся духовные мои чада, сыны и дщери, услышьте последний мой отеческий глас, старческий вопль, голос особо пламенно любящего вас духовного отца. Моя болезнь и забота о вас больше, чем плотского отца о детях своих, ибо Бог за вашу погибель взыщет от крови моея, как говорит пророк Иезекииль. О горе мне, ох, увы, мне, грешному! Пророк Иеремий горько плакал о согрешающих израильтянах. А я должен больше плакать о вас, кто не слушал меня и моих слов поучения. О, кто дает голове моей воду и глазам моим источник слез, и плакал бы я день и ночь о вас, дорогие чада мои, это те, которые погрязли во грехах (Иерем. 9, 1).

Спаситеся друзи мои и сродницы мои, и весь чин дома моего, и все послужившие и служащие мне, грешному. В лице служащих я видел более и лучше, чем плотских детей. Неисчислимы их труды, неоценимы их переживания и услуги.

О дорогие! Господь сторицею вам воздаст, а я не в силах вас отблагодарить. Вечно обязан молить Бога за вас, жажду, чтобы Господь воздал вам сторично Его неописуемыми наградами и Его милостями в вечной жизни.

Спаситеся все, иже во власти сущии, и все христолюбивое воинство, ибо церковь Божия о вас прежде всех совершает моления, прошения, благодарение за всех человек, дабы была жизнь для всех мирная, тихая и безмятежная во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2, 1–4).

Спаситеся все людие вернии и невернии, ибо и об них молимся, как говорится: иже суть вернии да будут вернейшии, иже суть неразумивии. Ты, Господи, вразуми их, а неверных обрати, Господи, во хритиянство и на спасение.

Спаситеся все находящиеся в разных бедах и напастех, в темницах, в пленениях, во оковах и во всяких ведомых и неведомых обстоятельствах. Молю Тя, Господи, о всех их, о их спасении (Мол. 17, Коф.).

Спаситеся вси иночествующие архимандриты и игумены и игуменши, иноки и инокини, схимники и схимницы, и черноризцы, и всякая дающая обеты и имеющие послушание. Умоляю вас: неослабно трудитеся во всяком чине и звании.

Спаситеся церковь Божия. О Господи! Молю Тя, утверди Церковь Твою, укрепи, расшири, умножи, умири и непреобориму адовыми вратами во веки сохрани шатания языческого, от ереси спаси и всяких распрей и раздоров. Силою Святаго Духа соблюди в полном благоверии и чистоте веры (Памянник).

Вот мое сие предсмертное завещание о спасении всех и самому спасену быти.

О! Любимицы мои, запомните все кратко сказанное, и умоляю не только запомнить и выслушать, но при всемерном стремлении стараться исполнить, дабы быть вам во блаженстве небесных обителей.

Учтите, дорогие, что это последнее мое предсмертное слово, предсмертный наказ, предсмертное завещание.

Чувствую: скоро, скоро придется мне переходить в иную жизнь, в загробную жизнь.

Вот уже и секира при корне древа моей жизни лежит… Ежеминутно ожидаю посечения, нужно спешно готовить сердце мое к Богу, к переходу к Нему.

Так как недавно, недавно, вчера и ранее, говорил вам, поучал вас, беседовал с Вами, и вот неожиданно пришел час смертный, и язык мой умолк, и очи мои перестали видеть, и уши не слышат, и пред вами лежу без дыхания и без движения.

Приходите все любящии мя и лобзайте мое последнее целование, уже бо к вам не прииду и не побеседую. Не взойду в теле живом во св. алтарь и не взыду на св. амвон, чтобы поучить вас. Больше не услышите моего старческого гласа и отеческого поучения. Уже бо к вам не прииду и не побеседую с вами.

Но вот, дорогие мои, я должен идти к Всевышнему Судии и там дать отчет о делах своих, и там все в одном чину: царь и воин, богат и нищ, все в чину равны, ко всем одинаковое отношение, а только судя по делам – одни прославятся, а другие осудятся.

Но вот, дорогие мои, обращаюсь ко всем вам и умоляю вас, особо молю, о мне помолиться, сугубо помолиться, да не сведуся по грехом моим в места мучения, но да учинят, устроют мя праведнии Судия, где есть постоянный свет, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но вечная радостная жизнь.

Не только в день погребения, но и после почаще посещайте мой гроб, мою могилу и поусерднее, сугубо помолитеся за меня.

Запишите имя мое в ваши поминания и помолитеся дома и в церкви. А особо в Божественной Литургии не забывайте помянуть меня.

Одна осталась моя надежда на Бога и на Его Св. угодников и на ваши св. молитвы.

Много бо может молитва праведника поспешествуемое.

Вот особая моя к вам просьба, особое завещание – сердечно просил и прошу вас: не забывайте меня в ваших св. молитвах, не забудьте помянуть в проскомидии, и за божественной литургией, и в домашних молитвах.

Пророческое слово митрополита Иоанна в статье, обличающей разрушительную сущность глобализации и ложь экуменизма, сегодня, спустя почти двадцать лет, звучит еще современнее и острее.

Именно на таком идеологическом фундаменте тысячу лет росла и крепла российская держава. Именно он из века в век одухотворял русскую государственность. Именно его мы должны восстановить, если и впрямь стремимся одолеть бушующую ныне смуту.

Неудивительно, что именно соборность становится одной из первых мишеней сатанинских сил, главным объектом нападок богоборцев и христоненавистников. Попытки извратить соборное начало человеческого бытия не прекращались на протяжении всей мировой истории. Однако особенно настойчивыми и опасными, изощренными и целенаправленными они стали в нынешнем столетии — после того, как крушение православной российской государственности устранило главную преграду на пути всемирной апостасии.

Оба эти лжеучения расцвели в XX веке пышным цветом. Оба они губительны для мира и для души человеческой. На пути обоих сегодня едва ли не последним препятствием осталась Россия — ослабленная, обескровленная, но все же не сдавшаяся, не покорившаяся…

Лукавство подобных рассуждений заключается в том, что на деле никакого разделения церквей никогда не происходило. История христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Здесь будет уместно еще раз указать на смертельную опасность подобных попыток не только для русского религиозного самосознания, не только для православия и православных, но для российской государственности вообще, для всего нашего общества в целом. Сегодня любому политологу очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, без умиротворения массового сознания. В свою очередь, такое умиротворение возможно лишь в рамках ясной и понятной национально-государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и моральные ориентиры — идеалы народного бытия. Эти идеалы неизбежно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину, именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни человека.

Третья ложь экуменизма — ложь о том, что его нравственным основанием является любовь, повинуясь зову которой экуменисты стараются уничтожить в религиозной области все разногласия и разделения, утвердить повсюду мир и единение.

Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь беспощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений. И эта любовь не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.

Под этим документом первой стоит подпись Патриарха Московского и Всея Руси, затем — еще одиннадцать подписей православных первоиерархов. До сей поры никто даже не пытался оспорить его значимость и каноническое достоинство. Правда, одновременно с хрущевскими гонениями на церковь началось активное давление КГБ на ее священноначалие с целью вовлечь Московскую Патриархию в международные экуменические организации. Государство стремилось использовать нравственный авторитет Русской Церкви в своих внешнеполитических планах, ничуть не считаясь с мнением верующих…

Конечно, это лишь начало того пути, который нам предстоит пройти до конца, если мы не напрасно носим христианское имя. Конечно, путь этот, учитывая реальности нынешнего положения России, будет тернист и труден. Конечно, он потребует от нас мужества и мудрости, смирения и осмотрительности, терпения и настойчивости. Нам, вероятно, придется нелегко. НО ИНОГО ПУТИ НЕТ!

Читайте также: