Что такое центр помощи детям оставшимся без попечения родителей

Обновлено: 28.06.2024

О невидимой большинству качканарцев работе людей, ежедневно работающих с детьми, которые остались без родителей, даже временно

Инна Урман: — Раз вас двое, разбираться будем по пунктам. Начнем с функционала. Светлана, чем конкретно вы занимаетесь?

С: — Я курирую деятельность всех отделений, которые обслуживают население города. В центре есть специалисты, которые могут помочь людям оказать социальную, юридическую, психологическую помощь. Моя задача организовать работу так, чтобы все было максимально эффективно, а люди остались довольны.

И: — Понятно. Ирина, а в чем заключается ваш функционал?

Ир.: — А я могу сказать, что я мама 24-х замечательных детей. В моем подчинении около тридцати специалистов, которые помогают в работе с детьми.

И: — А это те дети, что временно проживают в центре?

Ир.: — Сейчас и те, что временно, и те, что постоянно.

И: — Совсем недавно, 1 апреля, Центру исполнилось 15 лет. Также не так давно к социальному Центру помощи семье и детям присоединили детский дом. Что изменилось в вашей работе? Для чего это было сделано?

С: — Изменилось то, что раньше детские дома относились к системе образования, главной задачей было воспитание и адаптация детей. Сейчас семейная государственная политика направлена на то, что детям, как воспитанникам детского дома, так и детям, проживающим в семьях, должна оказываться комплексная помощь. Начиная от профилактики и заканчивая устройством в семьи. Теперь главная задача, чтобы дети жили в семье, все направления, как профилактика, сопровождение, постинтернатное сопровождение выпускников, велись и развивались несколько лет в центре социальной помощи. Как раз объединение, реформирование детских учреждений на территории города и позволило решить задачу оказания комплексной помощи.

И: — Сколько, получается, детей добавилось?

С: — Сейчас все дети и временно проживающие, и постоянно, живут в одном здании, всего их 24 человека.

И: — То есть те детки, что находились в детском доме, переехали к вам в центр?

Ир.: — Нет, это мы с детками из центра, переехали в здание детского дома.

И: — Давайте кратко о коллективе, какие специалисты работают?

С: — В штат входит 91 сотрудник. Помимо административно-управленческого персонала и специалистов, обеспечивающих процесс оказания услуг, наше главное достоинство — это психологи, специалисты по социальной работе, юристы, учителя-дефектологи. Также в центре есть инструктор АФК (адаптивная физическая культура — прим.ред.), который работает с детьми инвалидами, воспитатели, младшие воспитатели и так далее. В принципе, сотрудников достаточно для обеспечения помощи семьям. Постоянно внедряются инновационные технологии.

И: — Что за инновационные технологии? Кто этим занимается?

С: — Все специалисты стараются идти в ногу со временем. В настоящий момент у нас развивается сопровождение замещающих семей.

И: — Что это такое?

С: — Это целое отделение, в котором работают специалисты по социальной работе, педагог-психолог, оказывают помощь замещающим семьям с целью профилактики отказов. Делают все, чтобы опекуны и приемные родители не возвращали детей обратно.

И: — Получается, замещающие семьи — это семьи, которые берут деток к себе. А что, бывали случаи, когда детей возвращали обратно в учреждение?

С: — К сожалению, да. Как раз работа данного отдела помогает этого избежать.

И: — Ирина, в чем конкретно заключается ваша работа с детьми?

И: — При всем этом, дети посещают обычную школу?

Ир.: — Обязательно.

И: — Не все жители нашего города могут оценить работу центра помощи семье и детям, высказываясь, что эту работу видят только те, кому эта помощь необходима. Ирина, как вы относитесь к такому изречению?

Ир.: — Я думаю, что от части они правы. Каждый человек, сталкиваясь с какой-то проблемой, вспоминает, что есть такая служба, где возможно мне помогут. Сейчас про нас говорят уже не понаслышке, мы развиваемся, принимаем участие в городских мероприятиях, организовываем свои, направленные на мониторинг. Тесная взаимосвязь у нас со школами и садиками.

И: — А как происходит эта взаимосвязь?

Ир.: — Например, школы помогают нам благотворительностью, совместно проводим субботники, мастер-классы и другие мероприятия. С помощью городской думы мы посещаем музеи, развиваемся культурно. Нас регулярно посещает молодежная дума, которая помогает в профориентации. Также бывает, что помощь нам оказывают предприниматели.

Ир.: — Непременно. У нас даже есть случаи, что ребенок, достигший совершеннолетнего возраста, жил у нас. Это называется постинтернатное сопровождение, где с 18 до 23 лет мы можем принять человека в учреждение, если у него нет места проживания. Сейчас у нас живет такой молодой человек, мы занимаемся его трудоустройством, готовимся к армии (смеется).

И: — Но ведь не все дети, находящиеся в учреждении, без родителей? А как они попадают к вам?

И: — А вы даете им видеться с родителями?

Ир.: — Конечно, это у нас не возбраняется.

И: — А дальше? Ребенка отдали обратно в семью, проводится ли какой-то мониторинг?

Ир.: — Мы передаем информацию в субъекты профилактики отделения социально-правовой помощи. Они уже ставят семью на внутренний контроль и курируют, чтобы ситуация ни в коем случае не ухудшилась.

И: — Светлана, тогда вопрос к вам — как долго центр социальной помощи может курировать такую семью?

С: — В зависимости от проблемы. В настоящее время, на социальном обслуживании состоит 34 семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

И: — Трудная жизненная ситуация, это что за ситуация?

С: — Проблемы разные, бывают не оформлены пособия на детей, имеются задолженности по квартплате, дети не устроены в детский сад. Могут быть трудности психолого-педагогического характера, проблемы детско-родительских отношений. Проблемы разные, и хорошо, когда родители сами обращаются в центр. Когда идут навстречу, проблема решается быстро. Но, зачастую, родители злоупотребляют алкоголем и не исполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. В таких случаях семьи берутся на контроль без их желания.

И: — А бывали ли такие случаи, когда с семьей были проведены все профилактические действия, они вроде исправились, а потом вновь ситуация повторяется?

С: — К сожалению, да. Бывает так, что данные семьи годами стоят на учете, поэтому так важно вмешательство социальных служб, чтобы дети не попали к нам в стационар и уж тем более, чтобы родителей не лишили их прав. Это и есть профилактика социального сиротства. Наша задача помочь семье стабилизировать ситуацию, чтобы не довести до лишения родительских прав. Получается, на сегодняшний день у нас 34 семьи, в которых воспитывается 64 несовершеннолетних.

И: — А вот это число семей с каждым годом растет или уменьшается?

С: — Одни семьи снимаются, другие ставятся. Количество семей, примерно, одно и то же. Но кроме этого, есть семьи в социально-опасном положении. Это еще 22 семьи, где родители злоупотребляют алкоголем. Но в работу с ними включаются все субъекты профилактики.

И: — Какие услуги предоставляет социальный центр для детского населения? Для взрослого?

И: — А если что-то произошло со взрослым человеком, потерял документы, остался без жилья, по таким вопросам тоже к вам?

И: — А это пользуется спросом?

И: — А почему он может туда не поехать?

И: — У меня вот главный вопрос, почему организаторы конкурса организовывают мероприятие, а саму поездку нет?

Ир.: — За организаторов я, конечно, ответить не могу. Мое мнение, что либо слишком много таких деток, и не хватает выделенных средств, а может, действительно, плохо организовали.

И: — А у вас, среди проживающих детей в центре, есть особенные?

Ир.: — Есть, три человека.

И: — К ним нужен какой-то особый подход, отдельные занятия?

Ир.: — Они, как обычные детки, общаются со всеми. Но по некоторым показаниям, бывает, что они живут по одному в комнате, чтобы у них было личное пространство. В зависимости от сложности диагноза, кто-то учится в обычной школе, кто-то в коррекционной.

И: — Ирина, у вас есть такая возможность, рассказать какая помощь требуется детям, которые находятся в учреждении?

Ир.: — Мы никогда не отказываемся ни от какой помощи. Нам помогают горожане, власть, предприниматели. На сегодняшний день хотелось бы провести некоторые ремонтные работы в отделении, где живут дети.

И: — А где оно находится?

Ир.: — Мира-42, здание детского дома. После соединения мы провели небольшой ремонт, но комнаты все же желают лучшего. Мы планируем начать ремонт своими силами, подали заявку в министерство, теперь ждем ответа.

И: — А город вам помогает?

Ир.: — Помогает город, помогают ветераны военно-морского флота, ветераны министерства внутренних дел, городская дума, молодежная дума. Один из примеров — с сентября мы будем посещать бассейн, в этом нам помогла городская дума, заложив в распределение бюджета помощь для нас.

И: — А если ребенок захочет посещать какие-то секции, но они платные?

Ир.: — В основном, секции для детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатные. Есть, конечно, ребята, чья семья просто находится в трудной жизненной ситуации, с ними сложнее. Но мы выходим на администрацию, договариваемся.

И: — Ребята вырастают, уезжают. А приходят ли потом обратно? Есть ли у вас какие-то вечера встреч?

Ир.: — Есть. Вечера встреч организовываем осенью, ребята приезжают, общаются, встречаются. Есть те, которые приезжают на выходные, приходят в гости к воспитателям, опять же общаются с детьми. Приходят целыми семьями, вылетели из гнезда, отучились, создали свою семью, но про нас не забывают.

И: — Получается, вы уже бабушка? (смеется)

Ир.: — Да, уже не только мама, но и бабушка (смеется).

И: — Светлана, что самое страшное в вашей работе?

С: — На мой взгляд, это эмоциональное выгорание. Так как деятельность работников социальной сферы основана на общении, они пропускают все через себя, сопереживают, сочувствуют, и это ведет к эмоциональному истощению.

И: — А что делать?

С: — Мы стараемся организовывать для сотрудников дни здоровья. Стараемся поддерживать благоприятный моральный климат в коллективе, создаем атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

И: — Есть ли вам, что добавить?

С: — Я хотела сказать, что у нас также работает онлайн-консультирование через нашу группу Вконтакте. Все желающие могут задать вопрос нашим специалистам, не выходя из дома. Ну, а также приходите, мы рады всем.

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: дом ребёнка, приют, Детский дом, ДДИ. Виды учреждений различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешанные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными.

Справка:

В 2015 году в России насчитывалось 720 детских домов. Бывший детский омбудсмен Павел Астахов считает, что их количество можно сократить вдвое к 2018 году.

Данные на 2014 год:
144 детских дома для инвалидов, 176 домов ребёнка, 615 приютов.

Больница

Иногда детей-сирот, особенно в регионах, по социальным причинам помещают в больницу. Например, в регионе, где мало ВИЧ-положительных, вдруг выявляется ребёнок с ВИЧ и социальные работники боятся поместить его в детское учреждение. Хотя в других регионах, где много детей с подобным диагнозом, они живут в общих детских домах и это никого не пугает. В больнице может оказаться ребёнок со множественными редкими заболеваниями, когда в детском доме не знают, как за ним ухаживать. Или просто в там нет мест. В подобной ситуации ребёнок-сирота может жить в больнице месяцами и даже годами.

Социальный приют

Место оперативного временного размещения детей. Ребенок, находящийся в приюте, официально может не быть сиротой. Пока ребёнок находится в приюте, социальные службы должны активно работать с кровной семьёй, чтобы его, если есть такая возможность, вернуть в семью без изменения юридического статуса. Иногда одни и те же дети в один и тот же приют попадают несколько раз. Например, сотрудникам опеки известно, что у мамы происходят сезонные обострения шизофрении, или родителю нужно лечь в больницу, тогда органы опеки и попечительства могут на это время забрать ребенка и поместить в приют.

Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей — выполняет функции координатора по направлению детей в соответствующие учреждения на постоянное пребывание.

Дом ребенка

Учреждение для воспитания и оказания помощи детям до трех лет (например, в результате отказа родителей взять ребенка из роддома), детям матерей-одиночек, а также детям-инвалидам. Различают дома ребенка общего типа и специализированные — для детей с поражением центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и другими. Это медицинские учреждения, принадлежащие к системе здравоохранения. В возрасте между тремя и четырьмя годами ребенка должны перевести в Детский дом.

Детский дом

Санаторный Детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

Специальный (коррекционный) Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.

Детский дом-интернат

Медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.

В ДДИ — на основе заключения врачей медико-педагогической комиссии — попадают дети, которые по состоянию здоровья не могут учиться и жить в неспециализированном детском доме.

Экспертное мнение:

Фонд Тимченко

Алена Синкевич

Сейчас большинство вышеперечисленных госучреждений переименовывают в Центры содействия семейному воспитанию, потому что они должны устраивать детей в семью. Тем не менее, темпы развития форм устройства детей-сирот в семьи россиян не слишком впечатляют: в сиротских учреждениях страны находятся более 260 тыс. детей.

« Для ребенка пребывание в госучреждении – плохо в любом случае, потому что жизнь в структуре групп не отвечает тому, как устроена основная часть общества за пределами сиротского учреждения. Ребёнок, который длительно живёт в этой структуре, не понимает, что общество устроено иным образом, общество разделено на семьи. Что в обществе надо принимать самостоятельные решения, что у людей формируются желания и они к ним стремятся, их достигают.

Среда любого детского учреждения по структуре больше всего напоминает тюрьму.

Это место группового проживания, где нельзя иметь личных желаний, потому что они не могут быть удовлетворены, не возникает чувства ответственности, где человек не учится взаимодействовать с другими людьми в условиях реальной жизни. Поэтому, когда в 18 лет ребёнок выходит в мир из учреждения, он не может адаптироваться в обществе. Кроме того, у него накопились разнообразные последствия депривации - сниженное чувство ответственности, очень низкая самооценка. То есть, полностью отсутствуют качества, необходимые для того, чтобы хорошо себя проявить в общении и в работе.

В детском учреждении у ребенка развивается несколько видов депривации: эмоциональная — поскольку у него нет значимого и близкого взрослого, а ребёнок не может расти без взрослого, всё, что делает ребёнок, должно делаться с поддержкой взрослого или для взрослого. У него нет взрослого, а значит, нет ни стимула, ни поддержки, ни мотивации

Ребёнок, которого мало трогают, обнимают, целуют, испытывает совершенно объективные сенсорные дефициты —

тактильные, а кроме того зрительные, слуховые и все остальные, потому что он живёт в обеднённой среде. У обычных детей на фоне большого количества самой разной сенсорной информации, мозг тренируется её сортировать: ребенок умеет, находясь в помещении, где разговаривают сразу много людей, слышать только своего собеседника, или он может прийти в комнату, где слишком яркое освещение, и отфокусировать своё зрение так, чтобы выставить естественный фильтр, стать менее восприимчивым. И так по каждому параметру — человек учится приспосабливаться к среде. Сироты, живя в обеднённой среде, выходят в мир неприспособленными. Кроме всего прочего, они физически отстают в развитии: когда ребёнок живёт в детском учреждении, у него очень высокий уровень стресса, который тормозит работу гормона роста. Поэтому дети отстают в физическом развитии, а также в эмоциональном, речевом и в развитии мелкой моторики, которая на влияет развитие речи. Все это происходит от недостатка персонального внимания.

В самом ли деле любая кровная семья лучше любого госучреждения? Не совсем.

Известно, что даже негативное внимание лучше полного отсутствия внимания. Но бывают ситуации, за которой депривация, то есть нехватка внимания, получаемого ребёнком, переходит определённую грань, и среда обитания становится средой насилия. А насилие может привести к необратимым очень грубым последствиям.

Травма насилия гораздо тяжелее других травм.

Что значит проектирование индивидуальной системы жизнедеятельности воспитанников в условиях государственных учреждений?

Проектируя жизнедеятельность воспитанников в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, мы ориентируемся на определенную цель. В нашем случае, цель деятельности – создание условий для овладения ребенком культурой семейных отношений, формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, гражданской ответственности, патриотических качеств, социальной грамотности, готовности к здоровому образу жизни, активной профессиональной и общественной жизни. Конечный результат по достижении этой цели – наш воспитанник – выпускник. Каким мы его представляем, хотим видеть в будущем. Несомненно, компетентным, жизнестойким, устремленным, жизнеспособным. Для себя мы создали модель выпускника, что характерно для каждого центра и просто образовательного учреждения.

Кто он? Конкретно наш выпускник, нашего Центра?

Для достижения поставленной цели педагогический коллектив, прежде всего работает над проектированием жизнедеятельности детей в Центре, семейно-воспитательной группе, детей разного возраста и конечно отдельно взятого ребенка с учетом времени его помещения в Центр и его возраста.

Чтобы достигнуть результата, выполнить миссию Центра считаю необходимым:

- упорядочить жизнедеятельность в Центре, т. е. чтобы содержание, объем и характер воспитательной работы соответствовали возможностям и условиям Центра, разумно размещались во времени и пространстве все целенаправленные воспитательные воздействия.

- скоординировать все воспитательные события, учитывая их педагогическую целесообразность, необходимость и достаточность.

- согласовать планы и действия всех объединений Центра, разумно организуя жизнь детей разного возраста, разных интересов и склонностей, организовать воедино сложившиеся коллективы воспитанников и педагогов, живущих по своим законам, правилам, привычкам, имеющих сходные ценности и установки, но при этом сохраняющие свою индивидуальность, самобытность и уникальность.

- создать хороший психологический климат в Центре, стиль отношений в нем, условия для самочувствия ребенка, педагога, сотрудника, их социальной защищенности, внутреннего комфорта.

Программы создают условия для формирования нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, гражданской ответственности, патриотических качеств, социальной грамотности, воспитанника, его готовности к здоровому образу жизни, культуре семейных отношений, отрицательного отношения к вредным привычкам.

Компетентность ребенка в огромной степени зависит от его взрослого окружения, компетентности социально значимого взрослого, специалистов, среды из которой он пришел.

Анализируя деятельность взрослых и жизнь детей в Центре, мы обнаружили проблему недостаточной подготовленности педагогов к работе в условиях семейно-ориентированного воспитания и эффективному общению с воспитанниками в СВГ.

Одной любви, принятия ребенка недостаточно, необходимо решать проблему развития личности, ее социализации, общения взрослых и детей разных возрастов и уровней развития. Для решения этих проблем, наши специалисты и воспитатели активно участвуют в психолого-педагогических семинарах района и области, консилиумах и круглых столах с участием других Центров, межведомственных учреждений и общественных организаций. Наши сотрудники овладели всесторонними знаниями на курсах повышения квалификации по проблемам психологии, реабилитации и адаптации, коррекции, формирования здорового образа жизни, нравственных и других личностных качеств ребенка. Нами разработаны единые требования к воспитанникам, правила внутреннего распорядка воспитанников и сотрудников, устав Центра. Все локальные акты Центранаправлены на достижение цели: научиться вести настойчивую и последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности в широком диапазоне, от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания до чувства личностной автономии. Сегодня задача воспитателя - создать отношения доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности между детьми. Воспитатели уважают права детей, помогают правильно пользоваться ими. Педагогика требований заменяется педагогикой отношений личностей. Так, основными правами детей являются права на свободное время, на добровольное участие в коллективной деятельности, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы-семьи и всего дома. Позиции воспитателей меняются: функции контроля и организации перестают быть главными, на первый план выходят развитие личности каждого воспитанника, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Контрольные функции остаются, но становятся более мягкими, приобретают новые формы (не требование и угроза, а просьба; не напрямую, а через других детей; через пример, подражание и т. д.).

В структуре нашего центра создано приемно- карантинное отделение, в которое, при необходимости и имеющимся на то основаниям, будущие воспитанники проходят полное медицинское обследование, с целью выяснения дальнейшего маршрута жизнеустройства. В нем же, проходят первичное психологическое обследование на основании которого штатными педагогами- психологами, принимаются меры для безболезненной, быстрой и эффективной адаптации несовершеннолетних в детском коллективе.

Центром нравственно-эстетического и духовного воспитания стали музыкальный зал и танцевальный класс, оснащенные достаточной аппаратурой и оборудованием.

Доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью, ласка в сочетании со сдержанностью стали направляющими векторами воспитания. Только при уважительных, добрых отношениях друг к другу, основанных на интересных и нужных делах, развивается сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, старшими и младшими.

Как бы предельно не были заняты наши педагоги, работа в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей,требует от них реализации еще более сложного дела - педагогического исследования:

- среды, в которой ранее проживали и общались наши дети;

- их интересов и склонностей;

- уровня воспитанности и развития;

-социума, который интересен нашим детям и т. д.

Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину, почему они здесь оказались. Ребята должны знать о своем прошлом, о своей семье, а если кто-то станет называть воспитательницу мамой, которую он любит, и она не возражает - большой беды не будет.

На основе полученных исследований:

- определяется траектория жизни воспитанника, так называемая лестница успеха, по которой воспитанник вместе с воспитателем поднимается, оценивает свои успехи и достижения;

- разрабатываются карты педагогического и психологического сопровождения воспитанника, коррекционно-развивающих занятий.

Отдельное внимание отведено режимным моментам, режим является важнейшим средством организации и осуществления воспитательной системы. А. С. Макаренко очень верно считал режим средством, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием.

Критерием эффективности режима работы, правильности выбранных направлений и форм учебно-воспитательной работы является успешное развитие личности воспитанника. Здесь в первую очередь учитываются возрастные возможности ребенка и отношение к ведущему виду деятельности (для дошкольников - уровень развития игровой деятельности, степень и полнота усвоения простых нравственных норм, для младших школьников и подростков - уровень познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, для старших подростков - уровень ориентации на самостоятельную жизнь, выбор профессии). Организациярежима соответствует двум основным требованиям: создание наиболее благоприятных условий для нормального физического и умственного развития и сохранение здоровья детей.

Учитывая, что педагоги Центра работают в очень сложных эмоциональных условиях, в условиях эмпатии и сопереживания ребенку, в кабинете педагога-психолога проводится систематическая релаксация сотрудников, тренинги по профилактике профессиональных выгораний. Психологические семинары, совещания ориентированы на формирование у воспитателей гуманистических установок по отношению к детям, обучение навыкам психологической саморегуляции, необходимым в повседневной жизни.

Ведущим качеством наших педагогов является расположение к детям, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять доброжелательность, быть сопричастным к их жизни, это проявляется, прежде всего, в умении слушать ребенка, поощрять его высказывания, уважать его мнения, проявлять деликатность. Очень важно, чтобы общение воспитателей с детьми было личностным, т. е. направлено на конкретного ребенка.

У нас стало правилом изучать психологический климат в педагогическом коллективе как посредством наблюдения, анализа поведения сотрудников в различных ситуациях так и с помощью соответствующими методик. Эти результаты позволяют своевременно обнаружить просчеты и оперативно принимать меры по стабилизации психологического климата в коллективе.

Регулярный анализ деятельности коллектива взрослых и детей позволяет вносить коррективы в организацию педагогической работы, устранять явления, вызывающие отрицательные эмоции и своевременно обеспечивать компенсацию их путем переключения внимания на другое, создавая ситуацию успеха и настраивания на позитивное отношение детей и взрослых друг к другу. Хорошие результаты дает применение технологии взаимоподдержки взрослых и детей

В проектировании жизнедеятельности воспитанников особую роль отводим детскому самоуправлению в СВГ, основанному на принципах сотрудничества и взаимоуважения воспитанников и воспитателей, которое направлено на создание условий для развития потенциала каждого ребенка как СВГ, так и Центра в целом, что приводит к формированию жизненно важных компетенций воспитанников, а как следствие формированию личности и ее жизненных позиций.

Не всегда удается увидеть окончательный результат реабилитационной работы в стенах учреждения, так как дети живут в Центре недолго, но полученные даже промежуточные результаты нашей работы нас радуют, т. к. мы видим, как меняются дети.

Считаем, что мы избрали правильный путь работы с детьми, медленно, но уверенно мы совместно взбираемся по лестнице успеха к цели, реально помогая ребенку найти свою нишу и самоутвердиться в обществе, быть ему полезным.

Центр помощи детям, как воспитательное учреждение работает и создает благоприятное психолого-педагогическое пространство для подготовки детей к успешной адаптации в социуме. Мы способствуем развитию в детях самосознания, позитивного отношения к самому себе, принятия себя, что неизбежно отражается на эмоционально-волевой сфере личности, нравственно-правовой культуре и ответственности, потребности сохранять и укреплять свое здоровье.

Новый статус учреждения – центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, позволил по-новому взглянуть на своих воспитанников, которые находились в трудной жизненной ситуации, воспитателей, которые занимается их воспитанием, образованием и развитием, воспитанников-выпускников и детей, переданных на воспитание в замещающие семьи.

Изменился объем работы, ее направление и содержание, но мы продолжаем поиск новых технологий воспитания, поиск путей, которыми на основе педагогики поддержки, являющейся для нас методологическим фундаментом деятельности, мы сможем проектировать, программировать, корректировать жизнедеятельность своих воспитанников и детей, нуждающихся в нашей поддержке и помощи. Мы учимся сопереживать их эмоциям, развивать волю, познавательные способности, компетентность личности, информационную грамотность, коммуникабельность, развивать способность быть толерантными. Новый статус учреждения - это новый виток в развитии наших педагогов, их готовности и творческом стремлении находить эффективные решения возникающих проблем в нашем, пророй таком сложном и весьма технологичном мире.

Организация помощи детям, посещающим общеразвивающие группы детского сада Организация помощи детям, посещающим общеразвивающие группы детского сада Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим.

Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук,.

В 2012 году в России начались масштабные изменения в работе системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Они предполагают закрытие существующих детских домов и развитие разных форм семейного устройства. Что о реформе думают чиновники, руководители детских домов, НКО и приемные семьи выяснили социологи Питерской Вышки.

Необходимость реформ

Российская система защиты детей долгое время была объектом критики со стороны специалистов за свою неспособность поддерживать семью в трудной жизненной ситуации и ориентацию на институциональные формы заботы. Вместо материальной и практической помощи родителям, оказавшимся в тяжелых условиях, государство практиковало изъятие детей из семей и передачу их в детские дома и школы-интернаты.

Социологи Лариса Шпаковская и Жанна Чернова из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Мери Кулмала из Хельсинского университета собрали мнения и проанализировали позиции ключевых игроков реформы, от действий которых зависит, в каких направлениях происходит изменение системы защиты детей.

Под благосостоянием ребенка сотрудники интернатов понимают физическое благополучие и развитие. Госучреждения гарантируют сбалансированное питание, проведение необходимых медицинских процедур, чистоту и гигиену. О работе с детьми воспитатели рассказывают через призму профессиональной заботы: гордятся их достижениями, освоением новых навыков и знаний (часто выраженных в цифрах и показателях), участии и победах детей в соревнованиях и конкурсах. Новые идеалы, заданные реформой, заставляют их задуматься, как совместить принципы семейной заботы с профессиональным подходом.

Во-вторых, здания перестраивают и для выполнения новых функций детских домов как центров временного пребывания, социальной адаптации и постинтернатного сопровождения воспитанников. Распространенной практикой стала организация социальных гостиниц для выпускников. Еще одной линией модернизации стало обучение сотрудников. Переквалификация позволяет учреждениям перестраиваться и осваивать новые направления работы:

Некоммерческие организации: посредничество и экспертиза

Реформа деинституционализации открыла окно возможностей для деятельности НКО, которые активно включились в налаживание работы системы социальной защиты. Третий сектор предлагает свое понимание благополучия ребенка, в основе которого лежит создание психологического комфорта. Физическое развитие, коррекция поведения и образовательные достижения, о которых постоянно говорят государственные структуры, являются не чем иным, как результатом жизни ребенка в комфортных для него условиях.

НКО остро нуждаются в материальной поддержке, но обладают другими ресурсами: международной экспертизой, актуальными знаниями и опытом их применения в российском контексте. Представители третьего сектора предлагают рассматривать заботу о детях-сиротах как социальный сервис, предоставлять который могут разные субъекты: государственные, частные, некоммерческие. По их мнению, государство должно контролировать основные ресурсы — финансирование, инфраструктуру — но некоторые услуги может передать на аутсорсинг. Так приемные семьи и интернаты семейного типа смогут сами выбирать, кто будет лечить и учить их детей.

Свою основную роль НКО видят в медиации взаимодействия между разными участниками системы: приемными и биологическими родителями, биологическими семьями и изъятыми детьми, НКО и государственными институтами и так далее. Например, руководитель одной из московских некоммерческих организаций описывает цели своего фонда как достижение широких системных изменений через обучение государственных специалистов:

Приемные семьи: взаимопомощь и любовь

Приемные семьи считают, что жизнь в семье гарантирует благополучие ребенка. По их мнению, только родители, занимаясь повседневной заботой, знают о настоящих потребностях своих детей. Только родители обладают специфической компетенцией, которой нет ни у государства, ни у третьего сектора — любовью.

Приемные семьи требуют автономии и гарантии неприкосновенности, они устали от постоянного контроля со стороны государства. Родители выступают за ликвидацию всех форм институциональной заботы в отношении детей: право на существование заслуживают только приемные и профессиональные патронатные семьи. Государственным институтам отводится функция финансовой поддержки, а НКО могут оказывать практическую помощь и делиться знаниями. У семей должна быть свобода выбора, с кем из участников системы заботы о детях они будут работать. В идеале государственные и некоммерческие организации должны стать равнозначными конкурентами на рынке социальных услуг.

Адаптация к новому

Проанализировав позиции основных групп, включенных в систему защиты детей, исследователи сделали вывод: сейчас реформа находится на этапе адаптации и имплементации новых идей. Одним акторам изменения даются сложно, другие надеются на расширение зон своего влияния. Социологи выделили несколько ключевых направлений развития реформы:

Меняя идеологию и осваивая новые форматы деятельности, государственные интернатные учреждения остаются значимым поставщиком заботы о детях. Более того, они начали составлять конкуренцию профильным НКО, которые из-за недостатка финансовых и административных ресурсов вынуждены ограничивать поле своей работы.

Роль НКО как экспертов-носителей новейшего международного знания остается востребованной, что дает им возможность влиять на выработку политики в сфере помощи детям без попечения родителей.

Границы автономии приемных семей представляют собой наиболее очевидные линии напряжения внутри системы: и государство, и третий сектор опасаются безответственности, некомпетентности и меркантильности со стороны родителей. На этих страхах основываются ограничения независимости семей, в результате которых могут появиться законодательно оформленные правила деятельности приемных родителей.

Жанна Чернова, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ

Лариса Шпаковская, доцент кафедры социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ

Читайте также: