Что такое центр адаптации несовершеннолетних

Обновлено: 14.05.2024

В учреждении воспитанникам предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.

Характеристика детей и подростков, попадающих в социальные учреждения показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.
Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Большинство детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, тревожность, замкнутость, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям.

Основным условием реализации поставленных задач является построение межличностных субъектных отношений между ребенком и остальными участниками педагогического процесса (воспитателем, специалистами, детьми группы). При этом взрослый создает условия для освоения конструктивных форм взаимодействия с социумом, облегчая тем самым присвоение ребенком социальных норм и правил и выводя его на новый уровень развития.

Важнейшая социально-педагогическая задача – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально - значимые потребности.
В жизни Центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.

Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства и традиций центра осуществляется через беседы, рассматривание фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсии, организацию общения с персоналом и старшими детьми, посещение концертов, утренников, досуговых мероприятий.

В период адаптации ребенок не принимает активное участие в мероприятиях группы и учреждения. Задача воспитателя – заинтересовать его в происходящих событиях, показать их целесообразность. Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми. При этом воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности.

Еще одним направлением работы воспитателя является помощь ребенку в установлении взаимоотношений с окружающими людьми. С этой целью организуются предварительные беседы с детьми группы о том, как необходимо встретить нового ребенка, как познакомиться с ним. Можно поручить кому-либо из детей сопровождать ребенка при освоении группового пространства. Воспитатель включает ребенка в игровую и трудовую деятельность постепенно, оставаясь рядом, чтобы в любую минуту подстраховать его. В дальнейшем ребенка вводят в социальное взаимодействие, знакомя с правилами, нормами ролевых и реальных отношений, упражняя в этически ценных формах общения, обучая бесконфликтному поведению. При организации взаимодействия с поступившим ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.

В организации взаимодействия ребенка с окружающими воспитатель использует методы беседы, совместного наблюдения за деятельностью, показа игровых действий, моделирования, чтения художественной литературы, создания проблемных ситуаций, этюды и драматизации и др. Важно помочь ребенку почувствовать себя равноправным участником группового взаимодействия. Для этого воспитатель может индивидуально обучать ребенка деятельности, которой владеет большинство детей группы (например, игре в

шашки), привлекать его к обсуждению общих проблем группы, спрашивать совета при принятии решения, касающегося группового взаимодействия.

Подросток - существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если он с первых шагов своего пребывания в Центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Детей и подростков привлекают к жизни в семье, её благоустройству. Главное состоит в том, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.
У ребенка с аутичным типом поведения повышенное внимание может вызвать негативную реакцию, поэтому воспитателю следует оградить его, попытаться найти занятие, дать возможность ребенку спокойно войти в новую среду.

Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни Центра разрешаемого и запрещаемого("можно" и "нельзя"). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать свое положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию ребенка.
Границы снисхождения определяются конкретно. Нет необходимости препятствовать тем формам поведения, которые не опасны для ребенка, не наносят ему вреда, а также не становятся непереносимыми для окружающих. В опыте учреждений есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из Центра, не поставив в известность воспитателя.

Замечено, что дети тем легче приспосабливаются к запрету, чем сильнее искренняя уверенность взрослых в его необходимости и чем последовательнее он проводится в жизнь.

Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении. Опыт показывает, что вывести ребенка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребенка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим.

Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда воспитанник сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации детей и подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.

Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям восптанников, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми и взрослыми. Непреложными правилами для воспитателя должно стать следующие утверждения: “подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом”, “стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него”. Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с воспитанником устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.

Успех диалога взрослого и ребенка становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определенных принципов: внимательно выслушивает; деликатно входит в мир воспитанника, пытается принять его таким, каков он есть; старается не решать за ребенка проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.

Адаптация детей и подростков в учреждении, принятие ими новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в Центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Осознание своей человеческой ценности, необходимое ребенку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на его позитивные качества и свойства. Речь идет о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия (Иван помогает кормить детей, Настя сама одолела первую в своей жизни книжку и т.д.).

Замечая в ребенке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете.
Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче.

Таким образом, вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребенка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.Дети, которых помещают в социальное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены. Активизацию у детей и подростков новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Дело в том, что, чем активнее мы пробуждаем самосознание ребенка, чувство самоценности, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще его гложет червь сомнения по поводу того, насколько эта любовь прочна и искренна.

Основной акцент воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности. Воспитатель побуждает ребенка рассказывать о том, что его беспокоит, объясняет ему, где и как можно просить помощь.

В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера. В некоторых случаях следует удерживаться от расспросов ребенка о его жизни в семье.

Самая первая задача всех , кто соприкасается с детьми и подростками, прибывшими в учреждение, оказать им максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.

Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 18.06.2013 № 229 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

Министр Б. Жумагулов

Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 10 января 2011 года № 1

Правила содержания несовершеннолетних в
Центрах адаптации несовершеннолетних

1. Общие положения

1. Правила определяют порядок деятельности Центров адаптации несовершеннолетних, их компетенцию в области образования, профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Центрами адаптации несовершеннолетних (далее - Центр) являются государственные организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание несовершеннолетних.
2. Центр взаимодействует с органами и организациями здравоохранения, образования, туризма и спорта, социальной защиты населения, внутренних дел, юстиции, а также неправительственными организациями, которые осуществляют работу с несовершеннолетними.
3. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования, настоящими Правилами и уставом Центра.
4. Основной целью Центра является обеспечение приема, кратковременного содержания, адаптация и дальнейшее устройство безнадзорных и беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей или других законных представителей, а также несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования.
5. Основные задачи Центра:
1) оказание социальной и психологической помощи несовершеннолетним, их родителям или другим законным представителям в преодолении трудной жизненной ситуации;
2) разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной адаптации несовершеннолетних, включающих в себя компоненты профессионально-трудовой, учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной направленности;
3) восстановление социального статуса несовершеннолетних;
4) организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в Центре;
5) взаимодействие с органами опеки и попечительства для дальнейшего устройства несовершеннолетних, находящихся в Центре;
6) содействие в возвращении несовершеннолетних, находящихся в Центре, в семьи;
7) профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
8) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в Центре.
6. Центр состоит из следующих блоков:
1) жилищно-бытовой блок (спальные комнаты, класс для занятий, игровая комната, кинозал, библиотека, комнаты гигиены);
2) медицинский блок (медицинский пункт, изолятор);
3) административно-хозяйственный блок (столовая, служебные кабинеты и хозяйственные помещения).
7. Техническая укрепленность Центра должна обеспечивать условия для круглосуточного наблюдения за несовершеннолетними с возможностью свободного входа и выхода за пределы Центра.

2. Порядок приема, содержания и выпуска несовершеннолетних

8. В Центр принимаются:
1) безнадзорные и беспризорные дети для установления их родителей или других законных представителей;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей или лиц их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранные при непосредственной угрозе их жизни и здоровью органами опеки и попечительства от родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых они находились;
3) несовершеннолетние, направляемые в специальные организации образования.
9. Основаниями для помещения несовершеннолетних в Центр являются:
1) постановление суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 3) пункта 8 настоящих Правил;
2) постановление органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил.
К постановлению органа опеки и попечительства о помещении несовершеннолетнего в Центр приобщаются:
акт обследования жилищно-бытовых условий (при установлении места жительства);
характеристики на несовершеннолетнего, а также его родителей или других законных представителей (при установлении родителей или других законных представителей);
свидетельство о рождении (при наличии);
справка из организации образования (для детей школьного возраста);
медицинские документы (при наличии прививочный паспорт и амбулаторная карта).
10. В ночное время, выходные или праздничные дни несовершеннолетние, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил, могут быть помещены в Центр на основании акта о приеме несовершеннолетнего в Центр по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, о чем в течение двадцати четырех часов администрация Центра письменно извещает прокурора.
11. Для решения вопроса о дальнейшем содержании либо устройстве несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил, сотрудниками Центра в течение трех суток направляется информация в органы опеки и попечительства, обосновывающая наличие признаков безнадзорности, беспризорности, либо об угрозе жизни и здоровью ребенка.
12. Органы опеки и попечительства в течение трех рабочих дней выносят постановление о помещении несовершеннолетнего в Центр.
13. Прием несовершеннолетнего в Центр и его выбытие из Центра оформляются приказом директора Центра.
14. Данные о несовершеннолетних, принимаемых в Центр, регистрируются в журнале учета доставленных несовершеннолетних по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
После уточнения анкетных данных несовершеннолетнего и причин помещения в Центр на него оформляется учетно-статистическая карточка по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
15. Несовершеннолетние, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил, могут находиться в Центре не более трех месяцев для оказания им помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства.
16. В срок пребывания несовершеннолетних в Центре не входит период карантина, объявленного уполномоченным органом в области здравоохранения, а также время нахождения несовершеннолетнего в связи с болезнью в организации здравоохранения, оказывающей стационарную помощь.
17. Несовершеннолетние, указанные в подпункте 3) пункта 8 настоящих Правил, находятся в Центре по постановлению суда, но не более периода вступления в законную силу решения суда о направлении в специальную организацию образования.
18. В Центр не подлежат помещению несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также несовершеннолетние с явно выраженными симптомами психических заболеваний.
19. Несовершеннолетние, помещенные в Центр, размещаются в зависимости от возраста и пола по группам. Количество детей в группах не должно превышать двадцати человек.
20. В Центре с несовершеннолетними проводится профилактическая и адаптационная работа.
21. С несовершеннолетними, нарушившими установленный порядок содержания, проводится индивидуальная воспитательная работа психологом, о чем делается соответствующая запись в личном деле несовершеннолетнего.
22. При приеме несовершеннолетних в Центр производится их первичное медицинское обследование, вещи и ценности, имеющиеся у несовершеннолетнего на момент поступления в Центр, изымаются, о чем делается запись в акте приема несовершеннолетнего в Центр по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, и возвращаются при выходе из Центра. Несовершеннолетним, поступившим в Центр в неопрятной одежде, производится замена верхней одежды и нижнего белья.
23. Образовательный процесс организуется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и с учетом времени пребывания несовершеннолетних в Центре, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования несовершеннолетними принимается по согласованию с психолого-медико-педагогической консультацией.
24. На несовершеннолетних, помещенных в Центр, заводятся личные дела по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, оригиналы которых направляются по месту их дальнейшего устройства.
25. Организация профилактической и адаптационной работы с несовершеннолетними, содержащимися в Центре, осуществляется исходя из оснований помещения, степени педагогической запущенности, возраста, семейно-бытовых условий.
26. С несовершеннолетними, направляемыми в специальные организации образования, проводится правовое обучение и работа по социально-педагогической адаптации к предстоящим условиям пребывания в специальной организации образования.
27. При выпуске из Центра несовершеннолетние направляются к месту жительства строго в сопровождении родителей или других законных представителей, либо доставляются к месту их дальнейшего устройства в сопровождении социального педагога Центра на основании приказа о выбытии несовершеннолетнего из Центра по акту о приеме-передаче несовершеннолетнего по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
28. Несовершеннолетние, направляемые в специальные организации образования, доставляются в сопровождении социального педагога Центра.
Сопровождение несовершеннолетних девочек осуществляется исключительно социальным педагогом женского пола.
29. Несовершеннолетние, выбывающие из Центра в сопровождении социального педагога Центра, обеспечиваются бесплатным проездом к месту устройства и продуктами питания или денежным содержанием на время следования.
30. При выпуске несовершеннолетнего из Центра его родителям или другим законным представителям выдаются справки о его пребывании в Центре, о состоянии здоровья, табель об успеваемости, психолого-педагогическая характеристика.

Приложение 1
к Правилам содержания
несовершеннолетних в Центрах
адаптации несовершеннолетних

Акт
о приеме несовершеннолетнего в Центр адаптации
несовершеннолетних

"____" ____________ 20 __ г. Город, район _____________
Я, __________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы)
составил/а настоящий акт о том, что в ____ час. ____ мин. в _________
_____________________________________________________________________
(наименование Центра)
гражданином, сотрудником органа внутренних дел ______________________
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место работы, должность, место
жительства, телефон)
_____________________________________________________________________
доставлен несовершеннолетний, обнаруженный __________________________
(место, время и обстоятельства
_____________________________________________________________________
обнаружения несовершеннолетнего)
Приметы несовершеннолетнего _________________________________________
(рост, вес, примерный возраст, умеет ли
_____________________________________________________________________
обнаружения особых примет (родинки, шрамы и т.д.), наличие свежих ран
на теле, признаков насильственных действий)
У несовершеннолетнего изъяты: _______________________________________
(вещи, ценности, документы, подлежащие
_____________________________________________________________________
возврату при выбытии)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Удалось установить __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, возраст несовершеннолетнего,
_____________________________________________________________________
его родителей, лиц, их заменяющих, место жительства, работы,
_____________________________________________________________________
должность родителей, другие данные, имеющие значение)
_____________________________________________________________________
(ребенок внешне здоров, болен, имеет телесные повреждения и т.д.)
_____________________________________________________________________
Подпись _____________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, имя, отчество, составившего акт)
_____________________________________________________________________
(фамилия лица, доставившего несовершеннолетнего)

Приложение 2
к Правилам содержания
несовершеннолетних в Центрах
адаптации несовершеннолетних

Журнал учета несовершеннолетних,
доставленных в Центр адаптации несовершеннолетних

В ___________________________________________________________________
(Наименование Центра адаптации несовершеннолетних)

Начато "___" __________________ 20__ г.
Окончено "___" __________________ 20__ г.

Графы журнала:

Порядковый номер.
Дата и время доставления в Центр.
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего.
Число, месяц и год рождения.
Сведения о родителях или других законных представителях.
Место жительства, телефон (при необходимости указывается
наименование детского учреждения, где воспитывался
несовершеннолетний).
Кем доставлен (полные данные).
Основания помещения в Центр.
Дата убытия из Центра.
Кому и куда направлен несовершеннолетний.
Основания передачи.
Фамилия должностного лица, передавшего несовершеннолетнего
(работник Центра).
Фамилия, имя, отчество, подпись лица, принявшего
несовершеннолетнего.
Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется
подписью директора Центра и печатью учреждения.

Приложение 3
к Правилам содержания
несовершеннолетних в Центрах
адаптации несовершеннолетних

Учетно-статистическая карточка № _____

1. Фамилия __________________________________________________________
2. Имя ______________________________________________________________
3. Отчество _________________________________________________________
4. Число, месяц, год и место рождения _______________________________
5. Место жительства _________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Образование ______________________________________________________
(учебное заведение, класс, группа)
7. Сведения о родителях _____________________________________________
(Ф.И.О., год рождения, место жительства, работы)
_____________________________________________________________________
8. Основания помещения (нужное подчеркнуть): направляемые в
специальные организации образования, безнадзорные и беспризорные,
оставшиеся без попечения родителей или других законных
представителей.
9. Состоял ли на учете в ОВД: да, нет
10. Привлекался ли к уголовной ответственности: да, нет
11. Особые приметы __________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Оборотная сторона учетно-статистической карточки

Кому и куда
передан

Номер
учетного дела

Приложение 4
к Правилам содержания
несовершеннолетних в Центрах
адаптации несовершеннолетних

Личное дело № ___________

Фамилия _____________________________________________________________
Имя _________________________________________________________________
Отчество ____________________________________________________________

Уточненные сведения
Фамилия _____________________________________________________________
Имя _________________________________________________________________
Отчество ____________________________________________________________

_____________________________
(число, месяц и год рождения)

Поступил "____"______________________ 20__ года
Выбыл "____"______________________ 20__ года

На _______ листах

К личному делу приобщаются следующие документы:
1. Постановление о помещении несовершеннолетнего в Центр.
2. Акт о приеме несовершеннолетнего в Центр.
3. Документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего.
4. Сведения о наличии родителей или других законных
представителей, их месте жительства.
5. Материалы проведения профилактической работы.
6. Справка о состоянии здоровья.
7. Иные документы.

Приложение 5
к Правилам содержания
несовершеннолетних в Центрах
адаптации несовершеннолетних

Акт о приеме-передаче несовершеннолетнего

Я, __________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
"___" ___________ 20___ года в ____ часов _____________________ минут
передал/а несовершеннолетнего _______________________________________
(фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего
_____________________________________________________________________
(при передаче в Центр указывается наименование и номер путевки,
_____________________________________________________________________
фамилии должностных лиц; при передаче родителям или другим законным
_____________________________________________________________________
представителям, указывается фамилия, имя, отчество, степень родства,
_____________________________________________________________________
представителям, удостоверяющий личность, когда и кем выдан, адрес
лица, принявшего несовершеннолетнего)

Вместе с несовершеннолетним переданы следующие вещи, деньги,
ценности, документы _________________________________________________
(перечислить)
Примечание __________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Сдал ________________________________________________________________
(должность, фамилия, подпись)
Принял ______________________________________________________________
(фамилия, подпись лица, принявшего ребенка)


Социально-психологическая адаптация несовершеннолетних в условиях социально- реабилитационного центра

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних имеет большое значение, наблюдается значительная распространенность этого явления. Число дезадаптивных детей неуклонно увеличивается. Существуют определенные трудности в освоении новых методов воздействия на несовершеннолетних в условиях реабилитационного пространства.

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития.

Можно смело говорить, что на сегодня проблема социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации , остается в ряду национальных проблем.

По данным государственного комитета России по статистике на 2019 год в Российской Федерации временно проживают в учреждениях реабилитационного центра, около 40 миллионов детей. На 1 000 детей в России приходится почти 22 ребенка. С 2015 года количество детей, попадающих в реабилитационные центры в России сократилось на 2,3% , таким образом, их численность на конец года составила порядка 482 тысяч человек.

Раскроем сущность основных понятий.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде [5].

В.М. Астапов определяет дезадаптацию как процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой [1].

Существуют проблемы социальной адаптации, рассмотрим их.

На сегодня проблема социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации , остается в ряду национальных проблем.

Характеристика детей и подростков, попадающих в реабилитационные учреждения, показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.

В свою очередь, С.А. Беличева, Г.М. Иващенко, Г.И. Камаева, М.Н. Мирсагатова затронули проблему организации социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты, оценки социально - педагогических методов социального развития дезадаптивных подростков.

Однако следует отметить, что в настоящее время социально-педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки благоприятной адаптации детей.

Следует так же рассмотреть условия успешной адаптации.

Адаптация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Осознание своей человеческой ценности, необходимое ребенку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на позитивные качества и свойства подростка. Речь идет о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия. Замечая в ребенке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете [3].

Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче.

Рассмотрим специфику социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социально- психологической адаптации - взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность.

В процессе социально-психологической адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

Совокупность условий помогает детям и подросткам освоиться в новой социальной среде, принять новые правила жизни и новых людей.

Самая первая задача всех , кто соприкасается с детьми и подростком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.

В жизни социально – реабилитационного центра важно создавать преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.

Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни центра разрешаемого и запрещаемого ("можно" и "нельзя").

Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать свое положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию ребенка.

Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении.

Опыт показывает, что вывести ребенка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребенка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим. Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда подросток сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.

Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с подростком устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.

Из выше изложенного можно сделать вывод , что вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребенка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.

Дети, которых помещают в реабилитационное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены, активизацию у подростка новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Чтобы расположить детей к обучению, очень осторожно следует использовать оценки. На первых порах целесообразно оценивать и поощрять главным образом прилежание, отношение к знаниям, постепенно включая в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми [4].

В целом можно отметить, что в процессе социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социальной адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

Список используемой литературы:

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121) ; Консультант Плюс: справ. правовая система.

Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 2008.-С. 67.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.8: Социализация и образование./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-Москва: ИНФРА-М,2005.-1040 C.: ил.- ISBN 5160024239

Петровский, А.В. Учебное пособие: общая психология/ А.В. Петровский.-Москва: 2015, с.100.

В современной России наблюдается стабильный рост количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В этой связи расширяется сеть исправительных учреждений для несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, причем как для мальчиков - их большинство, так и для девочек. Это спецшколы и спецПТУ закрытого типа, центры временного содержания и изоляции несовершеннолетних, исправительные колонии. Возникает проблема психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей в подобных учреждениях, особенно в период сразу после поступления - период адаптации, так как от характера его прохождения зависит психологическое состояние подростка и его социальный статус на весь период пребывания, а также возможность коррекции девиантного поведения, сам процесс исправления и последующая ресоциализация при выходе на свободу. В связи со строгими требованиями режима подросток не получает полноценных условий для развития, а многочисленные испытания могут привести к деградации личности или оказать психотравмирующее влияние. Психологическая сущность режима, при всей четкости и строгости требований, заключается в необходимости воспитанника обдумывать свое поведение и деятельность с тем, чтобы избежать нежелательных последствий. Воспитанники по разному относятся к отбыванию наказания, к преступлению и наказанию, что обусловлено их социальным и криминальным опытом, личностными качествами. Возникает необходимость и востребованность деятельности психологической службы в подобных учреждениях так как основной деятельностью психолога закрытого учреждения является создание социально-психологических условий, способствующих наиболее успешной социальной адаптации и личностному развитию каждого подростка в конкретной среде.

В подростковом возрасте формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого в поведении. Они рассчитывают на то, что в дальнейшем все само собой образуется. Этим обстоятельством, а также неустойчивостью мировоззрения подростка и юноши, слабостью воли и противоречивостью характера во многом обусловливается отсутствие у них намерения позитивного изменения своей личности. Именно поэтому несовершеннолетние осужденные больше, чем другие возрастные категории в местах лишения свободы, нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Всему контингенту исправительного учреждения нужна социально-духовно-правовая помощь. Кроме того, будет востребована помощь в самопознании, изменении негативного отношения к себе, развитии уверенности и стремления к успеху, а также социальной адаптации в нестабильном обществе, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями. Одним из главных психологических обретений должно стать осознание ценности свободы и способность ценить ее. Более активному включению несовершеннолетних в адаптационно-реабилитационный процесс может способствовать выявление творческих способностей и ресурсных состояний, обучение ремеслу с возможностью выбора направления и будущего трудоустройства. Поэтому в деятельность по сопровождению несовершеннолетних делинквентов необходимо включать после предварительного введения в проблему и обучения всех сотрудников закрытого учреждения, непосредственно взаимодействующих с детьми: социальных педагоги, учителей, воспитателей, мастеров трудового обучения, медицинский персонал, службу режима. Несомненно, что деятельность психолога в данном случае является базовой и направляющей, так как он собирает воедино все данные о подростках, проводит психологическое изучение личности, анализирует текущее состояние дел и корректирует этапы работы всех участников процесса сопровождения.

Таким образом, психологическая работа с несовершеннолетними, находящимися в местах временной изоляции, представляет собой комплексное применение психологических и правовых знаний, являющихся составной частью предмета пенитенциарной психологии, методов и технологий для изучения и коррекции личностных свойств, установок, ценностных ориентаций и стереотипов поведения лиц, преступивших закон, с целью профилактики их преступного поведения, как в местах лишения свободы, так и после отбывания наказания.

Читайте также: