Что такое бассейновое соглашение

Обновлено: 25.06.2024

1. Бассейновые водохозяйственные управления (далее - бассейновые управления) - региональные органы (деятельность которых осуществляется и их полномочия распространяются на территорию двух и более областей) уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, имеющие отделы в областях, основной задачей которых является осуществление государственного управления в области использования и охраны водного фонда на территории соответствующего бассейна.
2. Бассейновые управления осуществляют следующие функции:
1) комплексное управление водными ресурсами гидрографического бассейна на основе бассейнового принципа;
2) координацию деятельности субъектов водных отношений по использованию водных ресурсов с целью достижения положительного экономического эффекта, разумного, справедливого и экологически устойчивого водопользования;
3) подготовку и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов на основе перспективных планов и программ развития в пределах соответствующего бассейна;
4) осуществление государственного контроля за использованием и охраной водного фонда, соблюдением физическими и юридическими лицами водного законодательства Республики Казахстан;
5) ведение государственного учета, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов по бассейнам совместно с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, уполномоченным органом по изучению и использованию недр;
6) выдачу, приостановление действия разрешения на специальное водопользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
7) согласование заключений заинтересованных государственных органов:
планов местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) по рациональному использованию водных объектов соответствующего бассейна;
предложений по определению мест строительства предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод;
проектов строительства и реконструкции предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод;
документов о проведении строительных, дноуглубительных, взрывных работ по добыче полезных ископаемых, водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубке леса, а также буровых, сельскохозяйственных и других работ на водных объектах, водоохранных полосах и зонах;
планов мероприятий водопользователей по сохранению, улучшению состояния водных объектов;
8) участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского назначения, влияющих на состояние вод, а также в работах по ликвидации последствий, возникших в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
9) определение лимитов водопользования в разрезе водопользователей и по соответствующему бассейну;
10) участие в утверждении запасов подземных вод;
11) осуществление контроля за режимом работы водохранилищ совместного пользования, крупных водохранилищ межотраслевого, межобластного и межгосударственного значения;
12) разработку планов забора воды и вододеления по межобластным, межрегиональным, межгосударственным водным объектам и контроль за их соблюдением;
13) согласование схемы комплексного использования и охраны вод соответствующего бассейна, правил эксплуатации водных объектов и водохозяйственных сооружений;
14) участие в разработке водохозяйственных балансов по соответствующему бассейну;
15) согласование предложений о предоставлении водных объектов в обособленное и совместное пользование и условий водопользования в них;
16) предъявление в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, требований о прекращении финансирования, проектирования и строительства водохозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние вод, осуществляемых с нарушением установленных норм и правил в области использования и охраны водного фонда;
17) передачу материалов о нарушении водного законодательства Республики Казахстан в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан;
18) в случае нарушения водного законодательства Республики Казахстан предъявление в суд исков о возмещении ущерба, нанесенного государству;
19) информирование населения о проводимой работе по рациональному использованию и охране водного фонда, о принимаемых мерах по улучшению состояния и качества вод;
20) взаимодействие с местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и другими заинтересованными государственными органами по вопросам использования и охраны водного фонда;
21) проведение работ по просвещению и воспитанию населения в деле рационального использования и охраны водного фонда;
22) (исключен)
23) пломбирует и регистрирует приборы учета вод, устанавливаемые на сооружениях или устройствах по забору или сбросу вод физическими и юридическими лицами, осуществляющими право специального водопользования.
Сноска. Статья 40 с изменениями, внесенными Законами РК от 20 декабря 2004 г. N 13; от 9 января 2007 г. N 213 (порядок введения в действие смотрите в ст. 2); от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).



Статья 41. Участие территориальных органов уполномоченного
государственного органа в области охраны окружающей
среды в реализации бассейнового
принципа управления водными ресурсами

1. Территориальные органы уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды в реализации бассейнового принципа управления водными ресурсами участвуют:
1) в согласовании планов рационального использования и охраны водных объектов на основе составленных водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов соответствующего бассейна;
2) в ведении мониторинга водных объектов соответствующего бассейна совместно с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда;
3) в осуществлении государственного контроля в области использования и охраны водного фонда в пределах своей компетенции;
4) в подготовке бассейновых соглашений и контроле за их осуществлением на подведомственной территории;
5) в разработке предложений для государственных (региональных и бассейновых) программ по использованию, воспроизводству и охране водных объектов.
2. Территориальные органы уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды участвуют в реализации бассейнового принципа управления водными ресурсами в соответствии с утвержденными генеральными бассейновыми схемами комплексного использования и охраны водных объектов.

Статья 42. Бассейновые соглашения о восстановлении
и охране водных объектов

1. Бассейновые соглашения о восстановлении и охране водных объектов (далее - бассейновые соглашения) заключаются между бассейновыми управлениями, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и другими субъектами, расположенными в пределах бассейна водного объекта, в целях объединения и координации их деятельности, а также реализации мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
2. Бассейновые соглашения содержат обязательства сторон по кооперации сил и средств, необходимых для реализации конкретных водоохранных мероприятий, с указанием сроков их исполнения.
3. Подготовка бассейновых соглашений осуществляется на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных объектов, государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, научных и проектных разработок, прогнозов развития и иных программ.
4. Для реализации целей и задач бассейновых соглашений физические и юридические лица могут создавать фонды на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан, средства которых предназначены для осуществления мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
Сноска. В статью 42 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 .

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная".

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ

"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

(с изменениями от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г.)

Содержание

  1. Глава I. Общие положения
    1. Статья 1. Основные понятия
    2. Статья 2. Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
    3. Статья 3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
    4. Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    5. Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах
    6. Статья 6. Сфера действия законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
    7. Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    8. Статья 7.1 . Производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов
    9. Статья 7.2 . Рыбохозяйственные мероприятия
    10. Статьи 8 - 9. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ.
    1. Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы
    2. Статья 11. Право собственности на водные биоресурсы
    3. Статья 12. Ограничения права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства
    4. Статья 13. Прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства
    5. Статья 14. Способы защиты права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства
    6. Статья 14.1 . Защита конкуренции в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    1. Статья 15. Объекты рыболовства
    2. Статья 16. Виды рыболовства
    3. Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения
    4. Статья 18. Рыбопромысловые участки
    5. Статья 19. Промышленное рыболовство
    6. Статья 20. Прибрежное рыболовство
    7. Статья 21. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях
    8. Статья 22. Рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях
    9. Статья 23. Рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов
    10. Статья 24. Любительское и спортивное рыболовство
    11. Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
    12. Статья 26. Ограничения рыболовства
    13. Статья 26.1 . Приостановление рыболовства
    14. Статья 27. Ограничение добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов
    15. Статья 28. Общий допустимый улов водных биоресурсов
    16. Статья 29. Добыча (вылов) видов водных биоресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, или водных биоресурсов в новых районах их добычи (вылова)
    17. Статья 29. . Добыча (вылов) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации
    18. Статья 29. . Прилов водных биоресурсов
    19. Статья 30. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов
    20. Статья 31. Распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов
    21. Статья 32. Переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу
    22. Статья 33. Бассейновые научно-промысловые советы и территориальные рыбохозяйственные советы
    1. Статья 33.1 . Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов
    2. Статья 33.2 . Решение о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование
    3. Статья 33. 3 . Договор о предоставлении рыбопромыслового участка
    4. Статья 33.4 . Договор пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    5. Статья 33. 5 . Досрочное расторжение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора о предоставлении рыбопромыслового участка и договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    6. Статья 33. 6 . Изменение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора о предоставлении рыбопромыслового участка, договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    1. Статья 34. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов
    2. Статья 35. Содержание разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов
    3. Статья 36. Оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения
    4. Статья 37. Приостановление действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и аннулирование разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов
    5. Статья 38. Аукционы по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства
    6. Статьи 39 - 41. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ.
    1. Статья 42. Государственный мониторинг водных биоресурсов
    2. Статья 43. Государственный рыбохозяйственный реестр
    3. Статья 43. . Правила рыболовства
    1. Статья 44. Рыбохозяйственная мелиорация водных объектов
    2. Статья 45. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов
    3. Статья 46. Акклиматизация водных биоресурсов
    4. Статья 47. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения
    5. Статья 48. Рыбоохранные зоны
    6. Статья 49. Рыбохозяйственные заповедные зоны
    7. Статья 50. Требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности
    1. Статья 51. Порядок разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    2. Статья 52. Ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    3. Статья 53. Возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам
    4. Статья 54. Изъятие незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов и орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов
    1. Статья 55. О действии актов законодательства Союза ССР в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
    2. Статья 56. О зонах с особыми условиями использования территорий, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
    3. Статья 57. Возникновение права на добычу (вылов) водных биоресурсов у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 года

    20 декабря 2004 года N 166-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

    Принят
    Государственной Думой
    26 ноября 2004 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    8 декабря 2004 года

    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
    от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
    от 29.12.2006 N 260-ФЗ, 20.04.2007 N 57-ФЗ,
    от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    • 1) водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;
    • 2) анадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;
    • 3) катадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
    • 4) трансграничные виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;
    • 5) трансзональные виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;
    • 6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;
    • 7) сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;
    • 8) добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;
    • 9) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;


    Концессионные соглашения – особый вид договоров, при заключении и исполнении которых происходит передача государственного либо муниципального имущества частному инвестору с целью его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

    К концессионным соглашениям относятся и договоры, условия которых предусматривают создание объекта частным инвестором в будущем, но при этом условия о передаче объекта инвестору для дальнейшей эксплуатации им объекта аналогичны.

    Заключение таких соглашений – это способ инвестировать в экономику государства с целью поддержания его жизненно важных функций: дороги, здравоохранение, образование и т.д.

    Заключение концессионных соглашений – общемировая практика. В российском законодательстве такая практика применяется с 1991 года, то есть с начала перехода на рыночную экономику. Однако в то время регулирование было фрагментарным и не имело специального закона. Законодательно урегулированы вопросы коммерческой концессии были лишь в 2005 году.

    Аналогичны концессионным по своей сути соглашение о разделе продукции и энергосервисный договор. В первом случае осуществляется разделение добытой продукции в основном в счет оплаты налогов инвестором, во втором – происходит частное инвестирование в энергосистему (две цели – обновление оборудования и экономия электроэнергии, выплаты осуществляются за счет достигнутой экономии).

    Однако соглашение о разделе продукции и энергосервисные договоры используются только в узких сферах: недропользование и энергетика. Концессионное же соглашение применимо во многих сферах: дороги, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, метрополитен, аэродромы и иное.

    Следует отличать концессионное соглашение и от соглашения о государственно-частном партнерстве: при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве право собственности на объект может перейти инвестору, в то время как обязанность его дальнейшей эксплуатации может быть возложена на государство. Это новый вид инвестирования в государственную экономику: закон вступил в силу в 2015 году.

    Таким образом, концессионное соглашение – это особый вид договора, при котором инвестор обязуется возвести либо реконструировать объект инфраструктуры, находящийся в государственной собственности, и в дальнейшем эксплуатировать его за плату в соответствии с его предназначением.

    Кто может заключать соглашение

    Со стороны инвестора может выступать любая коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, как российские, так и иностранные. Допустимо заключение соглашения и с несколькими инвесторами.

    Со стороны государства выступают государственные органы, органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы (в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество, требующее вложения инвестиций).

    В отношении чего можно заключать концессионное соглашение

    Соглашение заключается в отношении недвижимости, которую необходимо построить либо реконструировать. В отношении объектов движимого имущества соглашения не могут быть заключены, равно как и в отношении объектов интеллектуальной собственности. При этом недвижимость должна либо принадлежать государству до заключения соглашения (реконструкция) либо после возведения (строительство).

    Природа концессионного соглашения

    Как строительство, так и реконструкция недвижимости требует длительного времени, ввиду чего соглашения заключаются на долгий срок: средний срок действия соглашения – 20-30 лет.

    После строительства либо реконструкции объект передается инвестору для использования и иной эксплуатации его по его целевому назначению, при этом право собственности на объект остается у государства, а пользование объектом оплачивается со стороны инвестора.

    В некоторых случаях (к примеру, объект является социальным, и его эксплуатация не принесет прибыли инвестору) предусматривается оплата со стороны государства.

    Инвестор обязан эксплуатировать объект в соответствии с его целевым назначением и условиями соглашения на протяжении всего срока, установленного соглашением.

    Каждое из соглашений индивидуально, зависит от объекта, сроков, объемов привлекаемых инвестиций. Кроме того, соглашение – это несколько видов договоров в одном (как минимум, договор подряда и договор аренды), следовательно, и правовое регулирование применяется в зависимости от вида договора.

    Обязательные условия соглашения

    - Возведение либо реконструкция объектов соглашения в установленные сроки совместно с порядком предоставления земельных участков для выполнения работ;

    - Осуществлять деятельность, определенную соглашением в течение установленного срока после возведения либо реконструкции соответствующего объекта недвижимости;

    - Конкретизация, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения.

    Цель соглашения

    Соглашение – это вид частных инвестиций в широкий спектр объектов инфраструктуры, принадлежащих государству совместно с передачей прав на некоторые виды деятельности частным инвесторам. Цель для государства в таких соглашениях – работоспособная инфраструктура, цель инвестора – получение прибыли.

    Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

    Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

    Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

    Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

    Звоните или пишите прямо сейчас!

    Юридическая фирма "Ветров и партнеры"
    больше, чем просто юридические услуги

    Бассейновые соглашения о восстановлении и охране водных объектов - важный организационно-правовой механизм, призванный обеспечить большую гибкость и динамичность государственного управления в сфере водного хозяйства. Правовая основа этого механизма была заложена в ст. 120 ВК РФ 1995 г. Новый ВК РФ 2006 г. не предусматривает, но и не запрещает сам институт бассейновых соглашений, а следовательно, их можно будет заключать впоследствии.

    Преимущество названных соглашений заключается в возможности координировать и объединять усилия по охране и восстановлению водных объектов в рамках экосистем крупных речных бассейнов, вне зависимости от административных границ. В сущности, бассейновые соглашения для водной системы должны играть ту же роль, что договора водопользования для отдельных водных объектов. Но у этих "бассейновых договоров", даже судя по названию, более природоохранный характер. Это тем более важно потому, что наша страна располагает крупнейшими реками Евразии от истоков до устья (Волга, Обь, Енисей, Лена) и обладает уникальной возможностью решения важнейших эколого-экономических проблем на основе бассейнового по своему характеру управления. Удачный опыт бассейнового управления в России относится к советскому времени, но в условиях демократической России первые бассейновые соглашения были заключены в 1993-1994 гг. К 2003 г. было подписано около 20 таких соглашений по крупнейшим водным системам России.

    В рамках бассейнового соглашения создавали координационный бассейновый совет, в который входили не только федеральные и региональные органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные объединения и водопользователи. Кроме того, для реализации бассейновых соглашений допускалось создание гражданами и юридическими лицами фондов, средства которых предназначались для осуществления мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.

    При этом с принятием нового ВК РФ отечественные бассейновые советы, согласно водному законодательству, остаются совещательными органами. Их иногда справедливо именуют "бассейновые совещания".

    Долгое время Правительством Российской Федерации не был определен статус бассейновых советов. Практически первым шагом в этом направлении стало принятие постановления Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. N 727 "О порядке создания и деятельности бассейновых советов"*(42) и от 30 ноября 2006 г. N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов"*(43).

    Бассейновые советы создаются решением Росводресурсов сроком на пять лет, их возглавляет руководитель территориального органа Росводресурсов, заседания протоколируются, а решения принимаются простым большинством голосов. В настоящее время в данный орган входят следующие заинтересованные стороны: федеральные органы, органы субъектов Федерации и органы власти местного самоуправления, водопользователи, общественные объединения и общины коренных малочисленных народов. В бассейновые советы включаются, в том числе, представители Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росгидромета, Росрыболовства, Россельхознадзора и т.д. Количественный и персональный состав советов утверждается Росводресурсами по представлению заинтересованных сторон.

    11.1 Основные сведения о клавиатурах - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

    Бассейновые советы компетентно обсуждают проблемы водохозяйственного комплекса бассейна, вырабатывают согласованную бассейновую программу совместных действий и представляют ее соответствующим органам власти, что затем отражается в бюджетах различных уровней. Удачными были действия бассейнового совета по Северной Двине относительно целлюлозно-бумажных комбинатов - основных загрязнителей речного бассейна. Совет способствовал не только совершенствованию очистки вод, но и снижению водопотребления, внедрению оборотных систем водоснабжения, изъятию из технологического цикла токсичных веществ.

    Положительный опыт бассейновых соглашений и советов (это как межтерриториальные, так и межведомственные организации) накоплен во многих странах мира. В ряде европейских государств (Франция, Испания) бассейновые коллегиальные органы являются ключевыми органами в управлении водным хозяйством, имеют на то соответствующие финансовые и административные полномочия. Их значение столь велико, что они нередко образно, но отнюдь не преувеличенно, именуются "бассейновыми парламентами". В основе этой демократической системы управления лежит привлечение на паритетной основе представителей всех заинтересованных в охране и использовании вод сторон: государственных органов различных уровней, водопользователей, предпринимателей, общественности. В США сотрудничество между федеральными и региональными органами в сфере водного хозяйства выражается не только в бассейновых органах управления, но и в специальных бассейновых соглашениях. Так, например, с 1961 г. по речной системе Делавэр в рамках бассейновой комиссии и согласно Бассейновому договору сотрудничают четыре штата и федеральное правительство. В соседней Канаде с 60-х гг. ХХ в. между федеральными органами и провинциями было подписано около сотни соглашений по охране вод*(44).

    В последние годы готовится законопроект "Об экологическом оздоровлении реки Волги и ее притоков, о восстановлении и сохранении природных комплексов Волжского бассейна". Как видно из названия законопроекта, он характерен бассейновым принципом управления и пониманием Волжского бассейна как одной большой экосистемы, находящейся под наблюдением государственного комплексного мониторинга. Недостатки проекта кроются в его краткости и отсылочном характере. Пока авторы проекта не выработали в нем достаточной юридической "начинки", чтобы считать закон достаточно подготовленным*(46).

    Бассейновый характер носит даже охрана малых и средних рек, являющихся в степной зоне источником водоснабжения для населенных пунктов, промышленности, сельского хозяйства. Такова ситуация в Ростовской области, где из-за распашки земли до уреза воды местные реки лишились подпитки за счет ручьев и родников и в результате обезводились. Наблюдается также заиление, зарастание и заболачивание этих маломощных по своей природе рек. Но чтобы оздоровить реки, нужно вначале провести их паспортизацию, на основе которой и разрабатываются планы восстановления водности рек. Приведенные водотоки находятся в федеральной собственности, но заботу о них проявляют и областная администрация, и муниципалитеты.

    Проводятся следующие мероприятия: очистка водоохранных зон, контроль за размещением отходов, контроль за состоянием русла. Задачи охраны малых и средних рек связаны и с противопаводковыми мерами. В период ледохода, из-за обилия препятствий (не приспособленные к ледоходу мосты, остатки прежних мостов, переходы и полузапруды для лова рыбы), возникали заторы, усугубляющие половодье и вызывающие подтопление построек*(47).

    Читайте также: