Что такое архипелажные воды кем они могут устанавливаться и каков их правовой режим

Обновлено: 15.06.2024

  • Архипелажные воды — воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов (ст. 49 Конвенции ООН по морскому праву). Примером государства-архипелага является Индонезия.

Территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона архипелажного (островного) государства отсчитываются от архипелажных исходных линий, проводимых от наиболее выступающих в море крайних точек внешних островов архипелага. При этом Конвенция по морскому праву предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3% их общего числа - 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причём соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст.47 Конвенции).

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролёта по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами.

Связанные понятия

Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана в ямайском городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция содержит 320 статей и 9 приложений. По состоянию на июнь 2016 г. конвенцию подписали и ратифицировали 168 стран и Европейский союз. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 года.

Территориальные воды, также территориальное море — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

Откры́тое мо́ре (междунаро́дные во́ды) — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака.

В настоящее время существует 44 государства, которые не граничат с Мировым океаном. Больше всего таких государств в Африке (16) и в Европе (14). В Азии не имеют выхода к морю 12 государств, в Южной Америке — 2. В Северной Америке таких государств нет, а на континенте Австралия такого и быть не может: его занимает одна страна.

Воздушное пространство — это часть земной атмосферы, пригодная для полётов самолётов, в отличие от безвоздушного (космического) пространства. Международные договорённости признают государственный суверенитет воздушного пространства, но не распространяют его на космос. Суверенное воздушное пространство обычно находится над принадлежащими государству частями суши, территориальными, внутренними и приграничными водными пространствами.

Исходная линия — в морском праве, линия, от которой отсчитываются территориальные воды, прилежащая зона, исключительная экономическая зона и границы шельфа. Различают нормальную исходную линию, прямую исходную линию и исходную линию для архипелагов. Основным источником права, регулирующим определение исходной линии является Конвенция ООН по морскому праву.

Под мирным проходом понимается плавание судна через территориальное море или исключительную экономическую зону с целью.

Райо́н полётной информа́ции (РПИ или FIR от английского Flight Information Region) — воздушное пространство определённых размеров, в пределах которого обеспечиваются полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение. Это крупнейшее деление воздушного пространства, существующее в современном мире. РПИ появились не позднее 1947 года.Каждый участок земной атмосферы находится в зоне ответственности определённого РПИ.

Берегова́я ли́ния — линия пересечения поверхности моря или озера с поверхностью суши. В связи с тем, что уровень воды изменяется даже за короткий промежуток времени, береговая линия представляет собой условное понятие, применяемое относительно среднего многолетнего положения уровня водного объекта.

Прилежа́щая зо́на — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определённых законом установленных областях.

Береговая полоса водных объектов общего пользования (далее — береговая полоса) — полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования.

Международный район морского дна — часть морского дна за пределами юрисдикции государств, т.е. за пределами национальных шельфов, имеющая особый правовой режим.

Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) того или иного государства, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Морская навигационная карта (МНК) — карта, которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора, которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна, глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные.

Великая подводная стена — военная программа КНР по контролю за подводной обстановкой в прилегающих к территории Китая морях.

Габарит Фрейсине (фр. gabarit Freycinet) — стандарт, регулирующий размеры шлюзов и речных судов. Указ о введении стандарта был подписан министром общественных работ Франции Шарлем Фрейсине 5 августа 1879 года и поэтому носит его имя.

Вну́треннeе мо́ре — море, находящееся под полным суверенитетом какого-либо государства и содержащее только его внутренние воды. Для России это Белое море, фактически являющееся историческим заливом Баренцева моря. Воды Белого моря целиком лежат в сторону берега от исходной линии, провёденной от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос (82,5 морских мили), и являются внутренними морскими водами России.

Береговая охрана — специализированные военизированные службы ряда государств, предназначенные для контроля за соблюдением правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоны и континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией государства, обеспечения безопасности плавания в территориальных водах, оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, разведки погоды, охраны рыболовства, а также борьбы с контрабандой.

Североатлантические треки (англ. North Atlantic Tracks, NAT Tracks) — установленные авиационные маршруты над Атлантическим океаном, соединяющие Северную Америку с Европой. Треки обеспечивают необходимое эшелонирование в тех районах над океаном, где затруднено постоянное радиолокационное обеспечение полётов.

Суверенитет воздушного пространства (также суверенитет в области воздушного пространства) — базовое право суверенного государства регулировать использование воздушного пространства над своей территорией и применять собственное воздушное право.

Полуо́стров — физико-географический объект, часть суши, одной стороной примыкающая к континенту или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой.

Анклавы открытого моря — части морских пространств, удалённые более чем на 200 морских миль от побережья и полностью окружённые экономической зоной одного или нескольких государств. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других международных договорах этот термин не используется, но существование такого понятия признаётся в доктрине международного права.

Ше́льф (англ. Shelf — отмель; уступ; риф; мель) или материковая отмель — выровненная область подводной окраины материка (береговая платформа), примыкающая к суше (ставшая подводной в результате разрушения волнами) и характеризующаяся общими с ней чертами рельефа и геологической структурой.

Опытовый бассейн — экспериментальная установка, предназначенная для исследования гидромеханических качеств тел.

Возду́шный коридо́р — полоса в воздушном пространстве, ограниченная по ширине (иногда и по высоте); предназначена для полёта каких-либо воздушных средств.

954-я испыта́тельная ба́за противоло́дочного вооруже́ния ВМФ Росси́и — воинская часть (соединение) центрального подчинения Военно-Морского Флота России, объект российского военного и геополитического присутствия в Центрально-азиатском регионе.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (англ. International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL 73/78) — международная конвенция, предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Тайский канал, также известный как канал через перешеек Кра — планируемый судоходный канал через перешеек Кра на юге Таиланда, основной целью которого будет сокращение морского пути из Восточной в Южную Азию в обход Малаккского пролива. Ожидается, что как и в случаях с Панамским и Суэцким каналами, Тайский канал существенно улучшит транспортные возможности региона, пропуская танкеры и контейнеровозы в обход Малаккского пролива, в котором суда подвергаются атакам пиратов. Реализация проекта сдерживается.

Американо-мексиканская стена или Американо-мексиканский барьер (англ. U.S.-Mexico Border Wall или англ. U.S.-Mexico Barrier) — совокупность заграждений, проложенных американскими властями вдоль сухопутной государственной границы между США и Мексикой. Общая длина заграждения, предназначенного для предотвращения незаконного перехода границы со стороны Мексики, составляет 1078 километров, длина всей границы с Мексикой - 3145 километров.

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (англ. International Convention on Oil Pollution Preparedness, Response and Co-operation (OPRC)) – международная конвенция, посвященная способам предотвращения разливов нефти и сотрудничеству в борьбе с ними.

Систейдинг — строительство и проживание в свободных сообществах, плавающих в открытом море вне юрисдикции какой-либо конкретной страны. Большинство предлагаемых концепций систейдинга были модификациями крейсерских судов. Другие проекты предполагают переоборудование нефтяных платформ, списанных зенитных платформ или строительство плавучих островов.«Дело не только в создании одной политической системы или типа систем, но в разработке готового к немедленному использованию метода создания новых стран.

Спитхед (англ. Spithead) — якорная стоянка в проливе Те-Солент, между островом Уайт и берегом Хэмпшира. Получил название от песчаной банки Спит, выступающей на 3 мили в море от берега.

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Мо́ре — это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимами, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлением водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море). Для фауны морей характерно наличие эндемиков.

ГМССБ или GMDSS (англ. Global Maritime Distress and Safety System) — международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи, разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование способов аварийной связи. Все суда, попадающие под действие Международной Конвенции о безопасности жизни на море должны полностью соответствовать требованиям GMDSS.

Греческое судоходство предназначено для внешнеэкономических связей государства. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80 % внешнеторговых грузов. Это самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морской путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров.

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли.

Санди-Хук (англ. Sandy Hook, нидерл. Sant Hoek) — узкая песчаная коса, выдающаяся в море от берега Нью-Джерси. Прикрывает внешнюю часть нью-йоркской гавани с моря. То же название имеют: расположенные на косе маяк и заброшенный полигон американской армии, прикрытая ею от моря часть гавани, ведущий к ней фарватер.

Речно́й порт — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ (греч. arche — начало, главенство и pelagos — море) — воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Один из наиболее молодых институтов международного морского права, сформировавшийся в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 1973–1982 гг.

Основное содержание юридического статуса А.в. закреплено в принятой в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.): распространение суверенитета государств-архипелагов на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов. Второй составной элемент правового положения А.в. — предоставляемое иностранным мореплавателям право мирного прохода через указанные воды, как это имеет место в территориальном море (см. Территориальные воды).

Кроме того, они наделяются правом архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемым государствами-архипелагами как в А.в., так и в прилегающем к ним территориальном море (последнее относится и к пролету иностранных летательных аппаратов). Конвенция предусматривает, что морские и воздушные коридоры могут прокладываться через А.в. и территориальные воды, включая все обычные пути прохода, используемые в качестве путей для международного судоходства или пролета над этими водами, а то, что касается судов — включая все обычные судоходные фарватеры при условии, что отсутствует необходимость дублировать одинаково удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.

А.в. включают в себя расположенные между островами государства-архипелага воды, отграничивающиеся от других частей окружающих морских пространств прямыми исходными (базисными) линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых удаленных из островов, географически тяготеющих к архипелагу, и осыхающих рифов. Предусматривается, что длина каждой из таких линий не должна превышать 100 морских миль, с тем, однако, что до 3 % от общего числа этих линий, замыкающих архипелаг по периметру, может превышать указанный лимит до максимума, равняющегося 125 морским милям. В общий периметр государства-архипелага могут быть включены главные его острова и район, в котором соотношение между площадью акватории и площадью суши, включая атоллы, находится в пределах от 1:1 до 9:1. Если же часть А.в. государства-архипелага лежит между двумя частями непосредственно прилегающего соседнего государства, то традиционные права и интересы последнего в таких водах сохраняются и уважаются.

В пределах А. в., где государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, за иностранными судами всех флагов сохраняется право архипелажного прохода(пролета) с использованием для этого обычных (существовавших до сих пор) путей. С учетом различий в регулировании к плаванию в А.в. применяются те же конвенционные положения, под действие которых подпадает транзитный проход через указанные проливы. Это означает, что государства-архипелаги не должны препятствовать транзитному проходу либо его приостанавливать. В то же время при установлении морских коридоров они могут предписывать мореплавателям схемы разделения путей для обеспечения безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких коридорах А.в. Государства-архипелаги, когда этого требуют обстоятельства и после надлежащего оповещения мореплавателей, могут заменять любые морские коридоры или схемы разделения, установленные в А.в. ранее, другими морскими коридорами или схемами разделения. Непременное условие установления или замены морских коридоров или схем разделения движения — их соответствие общепринятым международным правилам и предварительное (до введения в действие) утверждение соответствующих предложений архипелажного государства компетентной международной организацией.

Обязанности мореплавателей в А.в. состоят в том, чтобы при проходе (пролете) не отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от осевых линий, установленных государством-архипелагом в морских (воздушных) коридорах, и не приближаться к берегам ближе чем на 10 % расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с данным морским (воздушным) коридором (см. также Архипелажный проход).

Конвенция 1982 г. не наделяет государства правом устанавливать режим А.в. в отношении морских пространств, отделяющих их основную территорию от далеко отстоящих от нее островов, как это, например, имеет место в Великобритании. или Японии.

Осуществляя суверенитет в А.в., государство-архипелаг обязано признавать традиционные права на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих соседних государств в определенных районах А.в. Порядок и условия реализации таких прав и такой деятельности, включая их характер, объем и районы, по просьбе любого из заинтересованных государств регулируются двусторонними соглашениями между ними. Такие права не могут передаваться третьим государствам или их гражданам либо осуществляться совместно. Суверенитет в отношении своих А.в. не должен наносить ущерба существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через эти воды, не подходя к берегу. Поддержание в исправном состоянии и замена таких кабелей производятся заинтересованными государствами с разрешения соответствующего государства-архипелага, выдаваемого по получении им надлежащего уведомления.

5.1.1. Поиск воды

5.1.1. Поиск воды Умеренная зонаОткрытые водоемы. Реки, озера, ручьи.Звериные тропы, полет птиц (кроме хищных и водоплавающих), роения насекомых могут указывать направление на водоем.Грунтовые воды. Грунтовые воды можно найти в самых низких точках долин или там, где склоны

5.1.2. Очистка воды

5.1.2. Очистка воды Проточная вода является прекрасным источником чистой воды. В исключительных случаях вода из такого водоема употребляется в сыром виде, но лучше ее обеззаразить, так как вверх по течению может находиться разлагающаяся туша животного, которая является

Температура воды

Температура воды Многие растения не рекомендуется поливать холодной водой. Например, повышенную чувствительность к холодной воде имеют растения семейства тыквенных. Кабачки, огурцы, тыквы, дыни некомфортно себя чувствуют при поливе водой температурой ниже 20 °C. Если для

Ювенильные воды

Глава 6 Вырабатываем чувство воды Упражнения для развития силы, гибкости и чувства воды

Глава 6 Вырабатываем чувство воды Упражнения для развития силы, гибкости и чувства воды Вы слишком долго шли по пути наименьшего сопротивления. Я заставлю вас поднапрячься, но, обещаю, вам это понравится! Скоро вы скажете мне спасибо – возможно, не сразу, поначалу ваши

Ряд государств, состоящих из множества островов, исторически или при определенных условиях, предусмотренных международным правом, могут иметь архипелажные воды (Багамские острова, Индонезия, Острова Зеленого Мыса, Фиджи и др.). Для целей "Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву"(заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. В свою очередь "государство-архипелаг" означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Критерии их проведения закреплены в международных обычаях и в Конвенции 1982 г.

Суверенитет государства-архипелага распространяется на воды, ограниченные такими исходными линиями, именуемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды в соответствии с правилами, аналогичными для мирного прохода через территориальное море.

В свою очередь государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В таких случаях все суда пользуются правом архипелажного прохода по морским коридорам, который представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря (исключительной экономической зоны) в другую часть открытого моря (исключительной экономической зоны).

В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может иметь внутренние воды, пределы и режим которых устанавливаются в соответствии с обычным в международном праве порядком.

Таким образом, несмотря на суверенитет государства-архипелага над своими водами, они имеют своеобразный правовой режим, отличный от правового режима внутренних морских вод.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Международное воздушное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

В силу суверенитета государства устанавливают порядок пользования их воздушным пространством, издают соответствующие нормативные акты.

Не случайно в международном воздушном праве с самого начала основное внимание было уделено проблеме транзитных полетов в воздушном пространстве государств. Соглашение о международном воздушном транзите 1944 года установило две свободы воздуха:

1) возможность пролета без посадки;

2) возможность посадки для технического обслуживания.

Статус воздушного пространства базируется на основных принципах МП, включая принципы суверенного равенства государств, их территориальной целостности, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров.

Источники МВП:

1) Международный договор:

а) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929;

б) Конвенция о международной гражданской авиации 1944 (Чикагская конвенция) (важнейший источник МВП – подтвердила принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством; урегулировала комплекс отношений в данной сфере (регламентировала осуществление регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов; установила международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики); учредила ИКАО);

в) Конвенция об ущербе, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952;

г) Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, 1963;

д) Конвенция о борьбе с незаконных захватом воздушных судов 1970;

е) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971;

ж) Конвенция для унификации некоторых правовых Международных воздушных перевозок 1999.

2) Международный обычай (пример: долгое время была обычаем практика предоставления самолетам, оказывающим помощь в исключительных ситуациях, права на несанкционированное вхождение в пределы иностранной воздушной территории).

Система МВП:

1) Институт права международных полетов (принципы и нормы, определяющие правовой статус воздушного пространства и регулирующие деятельность гражданской авиации над государственной территорией и за ее пределами).

Специальные принципы МВП:

1) Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством (право каждого государства самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим пользования этой частью земной атмосферы, расположенной над территорией страны).

2) Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ (летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строго соблюдения предписаний, установленных МП)

3) Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Конвенция 1982 года ввела новую правовую катего­рию морского пространства — архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государ­ствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппи­ны) и не применим к архипелагам, являющимся час­тью территории прибрежного государства.

Суверенитет государства-архипелага распространя­ется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам.

Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипе­лага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территори­ального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа. Конвенция предусматривает два вида прохода через архипелажные воды: мирный проход и архипелажный проход, последний близок к транзитному. Государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замкну­тые линии для делимитации внутренних морских вод.

Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен­ним морским (и/или архипелажным) водам государст­ва, на который распространяется его суверенитет. Су­веренитет осуществляется с учетом норм международ­ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер­мином "территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин "террито­риальные воды". В некоторых государствах территори­альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина "терри­ториальное море" предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по­ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ­ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ­ствами. Так, о признании этой ширины территориаль­ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози­циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво­дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере­га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую­щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су­веренитет прибрежного государства, который распро­страняется и на воздушное пространство над террито­риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право­вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го­сударства в отношении территориального моря, кото­рые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мир­ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до­пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре­одолимой силы или бедствия или когда требуется ока­зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир­ного прохода в тех или иных районах своего территори­ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша­ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж­ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про­паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по­садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им­миграционных, фискальных законов и правил при­брежного государства, рыболовство, серьезное загряз­нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб­лей и государственных судов, эксплуатируемых в не­коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу­дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю­дает законов и правил прибрежного государства в от­ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо­вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде­лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу­дарству, международную ответственность несет госу­дарство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри­ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль­ное море, или в территориальном море во время осу­ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника­ких действий по осуществлению уголовной юрисдик­ции, если преступление совершено на борту иностран­ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при­брежного государства.

Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста­навливает два исключения. Они относятся к наруше­нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа­ям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориаль­ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини­мать любые меры для ареста этого судна и расследова­ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро­страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори­альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы­хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер­риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен­ности, возникших во время или в целях такого прохо­да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис­дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

В своей основе аналогичное определение, но без указания архипелажных вод, содержится в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Но как уже отмечалось, на Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг. не было достигнуто согласия о ширине территориального моря. Поэтому важным достижением конференции, принявшей Конвенцию ООН 1982 г., явилось достижение консенсуса по этому вопросу.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции.

Таким образом, был установлен юридический статус территориального моря как интегральной части территории прибрежного государства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.

Однако установление юридического статуса того или иного пространства предполагает определение его границ, о чем специально говорилось в гл. XV.

Следовательно, когда ширина территориального моря отмеряется от его внутренних вод, действительно вышесказанное применительно к таким водам, а также то, что установлено в соответствующей части Конвенции применительно к архипелажным водам.

Согласно ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному государству острова имеют собственное территориальное море. Для островов ,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст. 6).

Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15).

Правовой режим территориальных вод, находящихся под суверенитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издревле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, - через территориальное море данного государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

b) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у такого портового сооружения.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу, а также установить морские коридоры и схемы разделения движения судов с учетом обеспечения безопасности судоходства.

Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некомерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немедленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу несоблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через территориальное море.

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Оно может также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это существенно важно для охраны его безопасности (ст. 25).

Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибрежное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т.е. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой прилежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:

a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина территориального моря.

Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне пользуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющегося в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся иностранных судов, и правом преследования покинувших территориальное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от иностранной юрисдикции.

Пространства Мирового океана, имеющие юридический статус исключительной экономической зоны, — одно из новейших явлений в современном международном морском праве, нашедших воплощение в рассматриваемой Конвенции ООН.

Исключительная экономическая зона, согласно Конвенции (ст. 55), представляет собой район, который находится за пределами территориального моря, прилегает к нему и подпадает под установленный в настоящей части Конвенции особый правовой режим.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим этой зоны предусматривает, что прибрежное государство осуществляет в ней:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и не живых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды;

другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.

Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать в зоне искусственные острова, установки и сооружения, а также разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование. Оно осуществляет исключительную юрисдикцию над такими островами, установками и сооружениями, издает соответствующие законы и правила, а также определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и принимает меры по их сохранению от чрезмерной эксплуатации.

Все другие государства пользуются в зоне правами, свободами и юрисдикцией, предусмотренными положениями Конвенции, касающимися открытого моря.

Прибрежное государство при осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне обязано должным образом учитывать права и интересы других государств, как они предусмотрены в Конвенции.

Режим архипелажных вод.

Определение юридического статуса и правового режима архипелажных вод также является одной из новелл Конвенции 1982 г.

На архипелажные воды и воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага. Этот суверенитет распространяется при условии соблюдения положений данной части Конвенции.

Границей архипелажных вод являются архипелажные исходные линии, проведенные в соответствии со ст. 47 Конвенции. В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может проводить замыкающие линии для делимитации своих внутренних вод.

Вместе с тем Конвенция учитывает исторически сложившиеся и иные потребности всех других государств в части пользования архипелажными водами в мирных целях, в том числе в целях морского судоходства.

При условии соблюдения правового режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, именуемым в Конвенции правом архипелажного прохода по морским территориям.

Архипелажное государство может устанавливать морские коридоры и расположенные над ним воздушные коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета иностранных летательных аппаратов над ними.

Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа государства-архипелага отмеряется от архипелажных исходных линий. В указанных пределах юридический статус и правовой режим этих пространств государств-архипелагов тот же, что и предусмотренный в соответствующих случаях для прибрежных государств.

Таковы особенности юридического статуса и правового режима архипелажных вод, существенно отличающие его от статуса и режима внутренних вод прибрежных государств. Это, очевидно, разумный учет баланса потребностей и интересов государств-архипелагов и всех других государств в пределах пространств Мирового океана.

Читайте также: