Что такое административные правонарушения дайте характеристику структуре административных отношений

Обновлено: 17.05.2024

Административные правонарушения: понятие и протоколирование

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, к признакам административного правонарушения относится виновность (в виде умысла или по неосторожности), действие или бездействие, общественная вредность, противоправность и наказуемость.

Умысел: гражданин А задумал украсть деньги и осуществил задуманное, похитив у прохожего определенную сумму.

Неосторожность: гражданин А не следовал правилам техники безопасности, из-за чего произошло возгорание в помещении.

Действие: гражданин А проехал на запрещенный сигнал светофора.

Бездействие: гражданин А уклоняется от службы в армии.

Правонарушение должно быть обязательно зафиксировано документально. Для этого составляется протокол. Документ строится определенным образом. Протокол об административном правонарушении содержит:

  • дату и место составления протокола,
  • фамилию и инициалы составителя, его должность,
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело о нарушении,
  • информацию о свидетелях и потерпевших – их ФИО и адреса,
  • место, время совершения правонарушения,
  • статью Кодекса или закона РФ, которая предусматривает несение административной ответственности за правонарушение,
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица,
  • другую информацию для разрешения дела.

Что входит в состав административного правонарушения

Следующие 4 пункта описывают административное правонарушение. Это описание помогает верно определить наказание.

  1. Объект. Включает общественные отношения, урегулированные нормами права, на которые посягает административный проступок.
  2. Объективная сторона. Описание конкретного деяния (бездействия), его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  3. Субъект правонарушения. Физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона. Подразумевает психическое отношение к деянию и последствиям. В зависимости от этого вина может классифицироваться как прямой или косвенный умысел, самонадеянность или небрежность.

Административная ответственность распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если лицо во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то административная ответственность на него не распространяется.

Виды административных правонарушений

Классифицировать правонарушения можно по объекту посягательства. Тогда выделяется 5 групп посягательств:

  1. Имущественные.
  2. На права и свободы граждан.
  3. На порядок управления государством.
  4. На общественный порядок.
  5. На окружающую среду, культурные и исторические памятники.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

К санитарным правонарушениям относится несоблюдение законов, действующих в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наказание за подобное нарушение предусматривается в том случае, если была установлена ваша вина и не важно, совершили ли вы противоправное деяние умышленно или нечаянно.

В главе 6 кодекса об административных правонарушениях указаны наиболее распространенные случаи административных правонарушений. Они касаются нарушений:

  • санитарных правил, гигиенических нормативов,
  • мероприятий по предотвращению возможных нарушений,
  • эксплуатации жилых и нежилых помещений, сооружений, общественного транспорта,
  • обеспечения питьевой водой;
  • захоронения отходов;
  • организации питания населения.

Перечень нарушений имеет ряд тонкостей, которые в большинстве касаются юридически лиц. В области торговли это затрагивает размещение и оборудование торговых точек – вентиляция, отопление, хранение продуктов и инвентаря.

К ответственности за административные правонарушения привлекаются не только должностные лица. Физические и юридические лица также несут ответственность за запрещенные деяния.

В качестве мер ответственности по законодательству к субъектам могут быть применены предупреждение и штраф. Штраф назначает главный санитарный врач или его заместитель.

Наказанием также может выступать дисциплинарная ответственность для должностных лиц и работников предприятия. В зависимости от нарушений назначается отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности, увольнение.

Главный санитарный врач или его заместитель определяет меру наказания. Привлечь к ответственности – обязанность руководителя предприятия. К исключениям относятся ситуации, когда характер общественной опасности выявленного санитарного правонарушения не свидетельствует о наличии деяний, запрещенных административным или уголовным законодательством.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Если нарушение не влечет за собой серьезных последствий, то самое распространенное наказание – штраф. Информация о сумме и периоде уплаты должна быть указана в постановлении.

По кодексу РФ об административных правонарушениях штраф должен быть погашен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу. В некоторых случаях предусмотрена отсрочка платежа.

Если штраф не погашен в отведенное на это время, то его размер может быть удвоен. Если у виновного лица нет возможности погасить штраф, наказание может быть заменено на обязательные работы или 15 суток ареста.

Срок давности по административным правонарушениям

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП, срок давности – 2 месяца. Когда решение о привлечении к ответственности выносит судья, срок увеличивается до 3-х месяцев. Категория правонарушений, у которой есть особенности в выявлении и доказывании, имеет иной срок давности. Привлечение к ответственности за такие правонарушения может происходить в течение года. За коррупционные правонарушения лицо привлекается к ответственности в течение 6-ти лет со дня их совершения.

Для правонарушений длящегося характера срок давности определяется днем обнаружения нарушения.

Течение срока давности может быть приостановлено. Это возможно в том случае, если необходимо передать дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Гражданин А нарушил правила дорожного движения не в районе или области проживания. Он имеет право на рассмотрение материалов дела в суде по месту жительства. Время, затраченное на пересылку документов из одного суда в другой, не входит в сроки давности привлечения к административной ответственности.

I. Административно-правовая характеристика административных

правонарушений, предусмотренных статьей 13.26 Кодекса

Рассматриваемое административное правонарушение включено в главу 13 Кодекса, которой установлен перечень посягательств на институты в области связи и информации.

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 Кодекса, являются общественные отношения, возникающие в области связи и информации. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают права граждан и организаций на своевременное получение судебных извещений.

Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется нарушением оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи, выразившимся:

в нарушении сроков доставки (вручения) адресату судебного извещения;

в нарушении порядка доставки (вручения) адресату судебного извещения;

Объективная сторона данной статьи формулируется с помощью бланкетных норм, которые определены в Федеральном законе от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон). В соответствии со ст. 4 Закона порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение предполагает установление причинной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате него последствиями, которые могут быть выражены как в пассивном поведении правонарушителя, например в недоставлении судебного извещения, так и в активном противоправном поведении, например в представлении не соответствующих реальной обстановке сведений. Указанные действия (бездействие) могут создать различные препятствия правосудию.

Согласно ст. 2 Закона операторами почтовой связи являются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи. Организации почтовой связи - юридические лица любых организационно-правовых форм, осуществляющие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Необходимым условием привлечения к административной ответственности по ст. 13.26 Кодекса должностного лица является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, т.е. административно-хозяйственных, организационно-распорядительных и иных функций, которые данное должностное лицо уполномочено осуществлять. Существенной особенностью привлечения к ответственности должностного лица является то, что должностные лица несут административную ответственность не только за свои действия (бездействие), но и за действия (бездействие) подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет ответственность как должностное лицо.

Так, в Пестяковский районный отдел судебных приставов Управления ФССП России по Ивановской области (далее - Пестяковский РОСП) поступила информация от судьи Пестяковского районного суда в отношении Смирновой А.А., являющейся начальником почтового отделения. При рассмотрении данной информации установлено, что Смирновой А.А., как должностным лицом ФГУП "Почта России", нарушены правила доставки почтовых отправлений разряда "Судебное". А именно в нарушение Приказа ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 N 343 заказные письма вручены несовершеннолетней дочери адресата, что является недопустимым, а уведомление о вручении заказной корреспонденции отправлено в суд спустя 10 дней, вместо одного рабочего дня согласно Инструкции, утвержденной Приказом ФГУП "Почта России" от 25.06.2009 N 222-п.

Начальником Пестяковского РОСП - старшим судебным приставом дело об административном правонарушении рассмотрено, Смирнова А.А. признана виновной, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 500 руб.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена как умышленной виной, так и неосторожностью.

Объективное вменение, то есть привлечение к административной ответственности за невиновное причинение вреда вне зависимости от его тяжести, не допускается.

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

Отличие преступления от правонарушения


Со временем объем дел, связанных с преступлениями против отправления правосудия, увеличился по сравнению с уголовными делами в целом. Неспособность соблюдать обвинения, которые наиболее часто встречаются среди отправления правосудия в судебных делах. Эти пропорции согласуются с распределением этих типов нарушений, о которых сообщают полиция, и со временем мало изменились.

Преступление и правонарушение разные понятия

  • Пренебрежение определенными предписаниями;
  • Причинение другим гражданам морального, либо ;
  • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.

Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

Случаи, когда невыполнение приказа были среди обвинений, выросли на 25%, в то время как простуда также увеличилась среди законченных уголовных дел взрослых. За этот же период случаи появления неявки уменьшились почти на одну пятую. Около половины уголовных дел в Манитобе, Юконе и Саскачеване привлекали по меньшей мере одно обвинение в отправлении правосудия. Напротив, взрослые уголовные суды в Квебеке и острове Принца Эдуарда сообщили о меньшем количестве случаев, связанных с этим видом правонарушений.

Наибольший рост за этот период был отмечен в Британской Колумбии и Манитобе. Единственная провинция или территория, которые не испытывали значительного роста доли законченных уголовных дел, в которых было по меньшей мере одно административное правонарушение, было Онтарио, где процент таких случаев увеличился менее чем на один процент.

Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

  • Различные общественные работы;
  • Арест на небольшой срок без судимости.

За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

Распространение правосудия, чаще всего сопряженное с имущественными преступлениями в уголовных судах. Расходы на отправление правосудия часто обрабатываются судами наряду с ненасильственными преступлениями и могут быть или не быть самым серьезным преступлением по делу. Также в этом году 20% случаев, связанных с насильственными преступлениями, также включали обвинения в совершении преступлений против отправления правосудия.

Выводы об вине, распространенной в законных делах с отправлением правосудия

Доступны различные варианты для судей и жюри, налагающих решения по делам взрослых уголовных дел. Эти типы решений включают результаты вины, оправданий, сборов. Этот брифинг анализирует иммиграционные преступления в британском законодательстве об иммиграции и убежище, а также тенденции в законодательстве и уголовном и гражданском принуждении к правонарушителям. В нем не рассматриваются данные о преступлениях, совершенных мигрантами, которые не связаны с самой иммиграционной системой, например, кражи, совершенные мигрантами.

Граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

В чем сходство преступления и правонарушения?


Административное правонарушение: пример

Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

  • В общественной значимости для страны и ;
  • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
  • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
  • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
  • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Переезды и выезды намного превосходят число преследований мигрантов за преступления, связанные с иммиграцией. Как показано на рисунке 4, уголовное разбирательство в отношении иммигрантов-правонарушителей остается низким по сравнению с административными действиями в форме принудительных выводок и отказов от въезда в порт. При чтении на рисунке 4 обратите внимание на то, что данные об удалении здесь не включают добровольные отклонения, некоторые из которых могут быть подвергнуты административному действию.

Гражданские санкции в сфере транспорта и образования; Как уголовные, так и гражданские наказания в сфере занятости и против помещиков. Наряду с созданием новых категорий уголовных преступлений были введены режимы гражданских штрафов для обеспечения соблюдения правил иммиграции работодателями, организациями и частными землевладельцами, имеющими контакты с мигрантами.

Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

Среди этих режимов гражданских штрафов существует параллельный режим уголовных санкций для работодателей и помещиков, нарушающих иммиграционное законодательство. Работодатели, которые нанимают иностранцев без разрешения на работу, могут столкнуться либо с гражданскими санкциями, либо с уголовной санкцией. Гражданские санкции могут налагаться на работодателей, которые действовали по неосторожности, не выполняя проверки личности, прежде чем нанимать кого-то, кто был дисквалифицирован от работы в связи с его или ее иммиграционным статусом.

Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

Гражданские санкции могут быть уменьшены в ряде обстоятельств, включая первое преступление, предварительные уведомления в министерстве внутренних дел работодателем о подозрениях и частичное, хотя и неполное выполнение обязанностей работодателя, для проверки документации работников.

Максимальное наказание составляет 5 лет лишения свободы. Колледжи и транспортные компании подчиняются только режиму гражданского наказания и в настоящее время не могут быть привлечены к ответственности за неспособность сообщать студентам о нарушении иммиграционного законодательства или для перевозки недокументированных или подпольных пассажиров, соответственно, хотя они могут быть привлечены к ответственности за другие правонарушения, такие как оказание помощи незаконным Иммиграция в государство-член.

Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

Исключения из правил


Гражданские и уголовные наказания против работодателей увеличиваются

Как показано на рисунке 5 ниже, уголовные преследования и обвинительные приговоры за незаконную занятость увеличились за последние несколько лет, но цифры по-прежнему остаются ниже 20 в год в каждой категории. Однако с момента введения режима гражданских штрафов увеличение числа работодателей было оштрафовано, как показано в таблице.

Таблица 2 - Гражданские санкции, вынесенные против работодателей, работающих с незаконными работниками. Примечание. Цифры относятся к штрафам, взимаемым на начальном этапе принятия решения, которое может измениться на этапе возражения или обжалования решения. Сборники не являются когортами, поэтому данные сбора не представляют собой платежи против выписанных штрафов в конкретный год.

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только . Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Данные о гражданских санкциях, налагаемые и взимаемые с работодателей, нанимающих иностранцев без разрешения на работу в год, являются по частям и получены из Стандартной записки парламентских вопросов. Не существует регулярно публикуемых статистических данных, которые систематически собирают эти данные.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Министерство юстиции - Руководство по статистике уголовного правосудия Министерство юстиции -. Преступления мобильности: уголовное право и регулирование иммиграции. . Нарушение, иногда называемое мелким преступлением, является нарушением административного регламента, постановления, муниципального кодекса и, в некоторых юрисдикциях, правила государственного или местного трафика. Во многих государствах нарушение не считается уголовным преступлением и, таким образом, не наказывается лишением свободы.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

  1. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
  2. Разновидности допустимых наказаний.

Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание у правонарушителя.

Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка
Заключение
Список использованной литературы

Введение.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными и дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.
Именно этим обстоятельствам и продиктован интерес к теме представленной работы, целью которой является анализ отличий административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка. Указанная цель достигается путем решения ряда частных задач, а именно:
1. дать общую характеристику административного правонарушения и его признаков;
2. дать общую характеристику понятия преступления и дисциплинарного проступка и сформулировать критерии для сравнительного анализа;
3. дать сравнительный анализ административного правонарушения, преступления и дисциплинарного проступка.

2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

Административные правонарушения являются одними из самых распространенных преступлений. Они совершаются в различных сферах жизни и труда человека. С понятием административного правонарушения необходимо ознакомиться для того, чтобы знать, какие действия закон назовет противоправными и какое наказание за это последует.

Что такое административное правонарушение

Административные правонарушения обладают отличительными признаками и видами. Они строго контролируются законом и должны наказываться в обязательном порядке. Административное правонарушение - это поступок, который нарушает закон. В Российской Федерации наказание за такие проступки определяет “Кодекс РФ об административных правонарушениях” (КоАП РФ), а также другие законы, действующие на территории отдельных субъектов страны.

Важно! К административной ответственности могут привлекаться все граждане и жители РФ, а также различные фирмы, компании и некоммерческие организации, решающие социальные проблемы на территории России. Вид наказания может зависеть от формы субъекта.

Когда человек или группа лиц совершают какое-то незаконное действие, органы безопасности и судебные комиссии определяют характер проступка. Если действие нарушает общественный порядок, но не причиняет сильный урон жизни и здоровью граждан, его могут назвать административным. В противном случае преступление будет называться уголовным, и за него назначат гораздо более строгое наказание.

Рис. 1. Административное правонарушение

Виды и примеры административного правонарушения

  1. Посягательство на гражданские права человека - препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
  2. Нарушение родительских прав - ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
  3. Причинение вреда здоровью - пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
  4. Посягательство на общественную и государственную собственность - незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
  5. Посягательство на личную собственность - мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
  6. Причинение вреда окружающей среде - выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
  7. Несоблюдений правил на производствах - нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
  8. Нарушение правил дорожного движения - несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

Важно! Эти нарушения считаются административными до тех пор, пока не будет нанесен сильный урон здоровью и жизни людей. Тогда их определят как уголовно наказуемые. Бездействие также может считаться правонарушением. Если человек понимал, что здоровью людей может быть нанесен ущерб, но не принял соответствующие меры, этот поступок также может быть наказан в рамках закона.

Рис. 2. Состав административного правонарушения

Структура административной ответственности

Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами.

Признаки административного правонарушения

  • Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
  • Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
  • Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
  • Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.

Элементы административной ответственности

  • Основание, на котором определяется факт нарушения закона;
  • Лица и предметы, задействованные в совершении противоправного деяния;
  • Условия, влияющие на будущее наказание;
  • Определение формы наказания;
  • Процесс отбытия наказания правонарушителем.

Важно! Полное название основного закона, который регулирует все аспекты административной ответственности - “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Он относится к тем документам, с которыми стоит ознакомиться каждому жителю страны. Кодекс периодически редактируется, чтобы учитывать все возможные формы преступлений. В законе указывается дата последней редакции, которая определяет начало действия новых поправок. Существуют специальные сокращенные версии этого закона, которые кратко предоставляют самую важную информацию о видах проступков и наказаний.

Без принятия во внимание всех компонентов административного права нельзя выносить решение о виновности человека. Опираясь на признаки, правоохранительные органы должны выявить факт совершения преступного деяния и назначить наказание в соответствии с законами страны.

Административное правонарушение, по своей сути, не опасное для общества деяние человека или организации. Если действие лица подпадают под одну или несколько статей Кодекса об административных правонарушениях, то его могут привлечь к ответственности.

Что такое административное правонарушение

Четкое определение административного правонарушения приведено в статье 2.1 КоАП РФ. Так называют любые действия или бездействия лиц, которые нарушают действующие нормы права, а за совершение данного деяния предусмотрена ответственность.

Важно! До того времени, как вина человека или организации не доказана, по отношению к нему нельзя применить какие-либо санкции.

Также, статья 2.1 КоАП поясняет, в каких случаях можно привлечь к ответственности юридическое лицо. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • присутствует состав правонарушения;
  • юридическое лицо обладало возможностью соблюдать нормы действующего законодательство;
  • организация не предприняла никаких мер по соблюдению законов.

То есть, если юридическое лицо докажет, что не могло действовать в рамках закона по независящим от него причинам, то его не привлекут к административной ответственности.

Надо отметить, административное наказание несет не только организация в целом, но и физическое лицо, которое участвовало в нарушении права.

Административное правонарушение и его признаки

Чтобы отличить административное правонарушение от иных видов деяний, нужно обратить внимание на ряд признаков.

  1. Противоправность. То есть, лицо совершает деяние, которое нарушает действующее законодательство.
  2. Виновность. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, умышленно или по своей неосторожности нарушило право.
  3. Наличие субъекта. Данный признак объясняется тем, что для привлечения к ответственности обязательно нужно найти виновное лицо, соответствующее определенному возрасту.
  4. Наказуемость. То есть, за совершение данного деяния предусмотрено наказание в соответствии с КоАП.

Умышленно совершенным деянием является действие или бездействие лица, если при его осуществлении человек либо организация осознавало то, что нарушает законодательство, а также знало, к каким последствиям приведут его поступки.

Важно! К административной ответственности нельзя привлечь человека, который не достиг шестнадцати лет.

Еще хочется отметить тот факт, что лица без российского гражданства несут административную ответственность в полном объеме. То, что они являются иностранцами, не считается основанием для совершения ими противоправных деяний.

Что такое состав административного правонарушения

Если действие или бездействие лица не имеет состава правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности, даже при наличии таких признаков, как противоправность, виновность и наказуемость.

Согласно действующему законодательству РФ составом административного правонарушения признается совокупность признаков, согласно которому за совершение деяние наступают юридические последствия.

В перечень признаков, определяющих состав преступления, входят следующие критерии:

  • объект – отношения, охраняемые согласно закону;
  • объективная сторона – набор факторов, указывающих на то, что совершение правонарушения можно было избежать;
  • субъект – лицо, совершившее противоправное деяние;
  • субъективная сторона – моральное отношение лица к совершенному деянию.

Если все вышеуказанные признаки соблюдаются, то можно сказать, что у правонарушения есть состав. В таком случае, виновное лицо привлекается к административной ответственности. К нему применяются санкции, согласно КоАП.

Важно! Наказать административного правонарушения можно не только согласно КоАП, но и в случае совершения деяния, нарушающего законы, принятые на региональном уровне.

Что включает в себя состав административного правонарушения

Как уже было сказано ранее, если состав административного правонарушения не содержит в себе совокупность признаков, то привлечь к ответственности виновного нельзя. Он должен включать в себя объект, субъект, объективную и субъективную сторону.

Чтобы понять, когда состав правонарушения присутствует, нужно разобрать каждый признак подробнее.

Объект

Объектом административного правонарушения признаются отношения, которые охраняются действующим законодательством РФ и законами субъектов. Если говорить простым языком, то объект – это вид деяния, совершенного правонарушителем. Например, если человек оскорбил другого гражданина, то объектом считается нарушение прав гражданина, его чести и достоинства.

Как правило, в ходе разбирательства выделяют родовой и непосредственный объект. Первым называют отношения, которые возникают в одной в одной из сферы. Например, в случае оскорбления лица, родовым объектом считаются права человека, а в случае превышения скорости движения на автотранспорте – ПДД.

Непосредственным объектом административного правонарушения являются конкретные отношения. К примеру, если гражданин оскорбил другого человека, то непосредственным объектом считается унижение чести и достоинства лица.

Объективная сторона

Объективной стороной называют само действие, которое совершило лицо. То есть, в отношении чего его будут привлекать к ответственности. Например, если водитель ехал с высокой скоростью, выше чем предусмотрено действующим законодательством, то объективной стороной считается именно превышение скорости.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется не только последствиями, но и причинно-следственными связями. Допустим, человек превысил ограниченную скорость движения. В таком случае, нужно выяснить, что подвигло правонарушителя к совершению данного деяния, а также к чему это привело или могло привести.

Субъект

Субъектом административного правонарушения признается лицо, нарушившее нормы действующего законодательства.

К ответственности можно привлечь, как человека, так и организацию. Если правонарушение совершило юридическое лицо, то санкции применяются не только по отношению к компании, но и к человеку, ответственному за правомерное выполнение данных операций.

К административной ответственности нельзя привлекать человека, если его возраст меньше 16-ти лет. Также, применять санкции нельзя по отношению к не вменяемым людям, признанными таковыми судом на основании медицинского заключения. Для этого проводится судебная экспертиза. В ходе нее группа специалистов обследуют пациента и выявляют степень его вменяемости, осознания им последствия совершенного деяния.

№ п.п. Вид субъекта административного правонарушения Описание
1 Общий Граждане РФ и иностранные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
2 Специальный Зависит от статуса правонарушителя, например должностное лицо, автовладелец, несовершеннолетний и пр.
3 Особый Правонарушитель, который обладает особым статусом, например военнослужащий, полицейский и другие лица, имеющие звания.

Если правонарушение совершил ребенок, которому еще не исполнилось 16 лет, то к ответственности могут привлечь его родителей, например, за ненадлежащий присмотр за детьми и попустительство к воспитанию.

Субъективная сторона

Субъективной стороной административного правонарушения признают совокупность признаков, которые определяют отношения правонарушителя к совершенному им деяния. В состав подобных критериев входит:

  • мотив к совершению деяния, то есть из-за чего лицо решилось на нарушение права;
  • осознание наступления правовых последствий;
  • осуществление противоправных действий по собственному желанию, воле;
  • наличие умысла или его отсутствие, то есть совершение правонарушения по неосторожности.

Важно! Субъективная сторона в обязательном порядке должна характеризоваться наличием вины.

Состав правонарушения и примеры

Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.

Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.

Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.

Читайте также: