Что свойственно любому государству издание правовых норм

Обновлено: 17.05.2024

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Определение уровня знаний пройденного материала: сущность права, сущность государства, функции государства, формы государства, правовое государство, гражданское общество.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Исключительным признаком президентско-парламентской республики является:

  • Президент не может распустить одну из палат парламента
  • Президент является главой исполнительной власти
  • наличие института премьер-министра
  • правительство двойной ответственности
Вопрос 2
  • правила поведения, закрепленные обычаем
  • общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством
  • совокупность представлений общества о добре и зле
  • правила поведения, сложившиеся в результате длительного исторического применения
Вопрос 3

Верховная власть в государстве Н. имеет наследственный династический характер. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство является конституционной монархией?

  • монарх назначает главу кабинета министров
  • послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху
  • полномочия монарха имеют строгое ограничение в законах, он не является главой законодательной власти
  • монарх открывает заседание парламента нового созыва
Вопрос 4

Что свойственно любому государству?

  • правоохранительная деятельность
  • взаимная ответственность государства и граждан
  • признание ценности прав и свобод человека
  • активная внешняя политика
Вопрос 5

Верны ли суждения о тоталитарном режиме:

А. В тоталитарном режиме только одна идеология обязательна для всех.

Б. Тоталитарный режим устанавливает полный контроль над всеми сферами общества.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба верны
  • оба неверны
Вопрос 6

Основные направления деятельности государства, выражающие его сущность - это :

  • признаки государства
  • функции государства
  • формы государства
Вопрос 7

Какой из приведенных примеров иллюстрирует деятельность организаций, представляющих гражданское общество:

  • принятие парламентом поправок к закону о политических партиях
  • проведение жильцами дома митинга против нового строительства в их дворе, на месте детской площадки
  • посещение депутатами Законодательного собрания школ и проведение уроков в День Первого сентября
  • одобрение президентом страны депутатской инициативы
Вопрос 8

Укажите лишнее в приведенном ряду:

дуалистическая монархия, конституционная монархия, президентская монархия, теократическая монархия, парламентская монархия

Вводите слова так, как они выглядят в задании(не меняя падежа, не используя заглавных букв)

Вопрос 9

Установленные запреты и ограничения контактов с определенными предметами, продуктами, животными, людьми – называется ____________________

Вопрос 10

Тоталитарное государство характеризуется следующими из перечисленных признаков:

  • в средствах массовой информации представлен широкий спектр политических взглядов
  • массовая агитация и пропаганда осуществляется единственной партией в стране
  • деятельность оппозиционных сил регламентирована законами
  • полномочия главы государства ограничены представительным органом
Вопрос 11

Важнейшим средством защиты личности от произвола властей является:

  • легитимность власти
  • сменяемость органов власти
  • неделимость верховной власти
  • разделение власти
Вопрос 12

Государство А. до принятия новой конституции было президентской республикой,а после ее принятия стало парламентской республикой. Какие новые полномочия появились у парламента после конституционной реформы?

  • парламент стал высшим законодательным органом
  • в парламенте представлены все политические силы страны
  • парламентское большинство получило право формировать кабинет министров
  • в парламенте происходит обсуждение и принятие статей государственного бюджета
Вопрос 13

Что свойственно любому государству:

  • рыночная экономическая система
  • стремление расширить свою территорию
  • гарантия прав и свобод личности
  • издание правовых норм
Вопрос 14

Верны ли суждения об авторитарном режиме:

А.При авторитарном режиме реализуется свободная деятельность оппозиции.

Б.При авторитарном режиме устанавливается контроль над основными сферами жизни.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба верны
  • оба неверны
Вопрос 15

Добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, это :

  • политическая партия
  • общественное объединение
  • местное самоуправление
Вопрос 16

Главной особенностью организаций, представляющих гражданское общество, является:

  • формирование по инициативе государства
  • отражение в деятельности правительственной программы
  • проявление инициативной самодеятельности граждан
  • участие в деятельности государственных органов
Вопрос 17

Укажите лишнее в приведенном ряду:

анархический режим, демократический режим, конструктивный режим, охлократический режим, авторитарный режим.

Вопрос 18

Выберите из приведенного ниже списка институты гражданского общества:

  • школьный попечительский совет
  • управление делами президента
  • комитет солдатских матерей
  • общество защиты прав потребителей
  • районный суд
  • комитет Федерального собрания
Вопрос 19

Право- это регулятор общественных отношений,обеспечиваемый

  • принятыми в обществе представлениями о добре и зле
  • мнениями, разделяемыми большинством членов общества
  • силой государственного принуждения
  • сложившимися в обществе представлениями о долге и совести
Вопрос 20

Верны ли суждения:

А.Местному самоуправлению могут делегироваться отдельные полномочия органов государственной власти.

Б.Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий,отличный от полномочий органов государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба верны
  • оба неверны
Вопрос 21
  • территориальное устройство государства
  • методы осуществления государственной власти
  • функции, осуществляемые государством
  • форма государственного правления
Вопрос 22

Верны ли суждения?

А.Монархия и республика являются формами государственного устройства.

Б.Демократия и диктатура являются формами государственного правления.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба верны
  • оба неверны
Вопрос 23

Гражданин Ш. решил поехать по туристической путевке за границу. Для этого ему нужно было не только купить путевку, но и получить характеристику в общественной организации, существующей на его предприятии, в партийной организации. Затем ему необходимо было пройти собеседование в районной организации правящей партии. Какой тип политического режима существует в стране,в которой живет гражданин Ш.?

  • анархический
  • демократический
  • тоталитарный
  • смешанный
Вопрос 24

Какой признак отличает республику от других форм правления:

  • передача власти по наследству
  • власть, ограниченная парламентом
  • выборная власть
  • передача верховной власти судебным органам
Вопрос 25

Что лишнее в приведенном ряду:

стабильность конституционного порядка, широкая система прав, свобод и обязанностей граждан, правовые идеи, контроль за соблюдением конституции.

Вопрос 26
  • представляет собой союз суверенных государств
  • допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах
  • предполагает существование собственных конституций в территориях
  • исключает любые формы суверенности входящих в него территорий
Вопрос 27

Какая из указанных функций относится к функциям государства?

  • защита интересов страны на международной арене
  • выдвижение кандидатом на выборах
  • регулирование деятельности частных предприятий
  • представительство интересов определенного блока социальных сил
Вопрос 28

Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов междe ними отличает

  • суверенное государство
  • монархическое государство
  • унитарное государство
  • правовое государство
Вопрос 29

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого государства является отстаивание интересов страны на международной арене

Б. Задачей любого государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияние в мире

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 30

К формам государственно-территориального устройства относится

  • демократия
  • республика
  • федерация
  • монархия
Вопрос 31
  • абсолютную монархию
  • парламентскую монархию
  • парламентскую республику
  • президентскую республику
Вопрос 32

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Монархия и республика являются формами государственного правления.

Б. Демократия и диктатура являются типами политического режима.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 33

Верны ли следующие суждения о формах государства?

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 34

К основным признакам правового государства относится (-ятся)

  • верховенства права
  • господство единственной партии
  • безальтернативные выборы
  • зависимость суда от исполнительной власти
Вопрос 35

К отличиям правового государства от других относится (-ятся)

  • всесторонний контроль над жизнью общества
  • наличие правоохранительных органов
  • гарантии и защита прав человека
  • суверенитет государства
Вопрос 36

К отличительным признакам правового государства относится

  • деятельность по защите безопасности страны
  • существование системы законов
  • занятие главой государства ключевых государственных постов
  • взаимная ответственность государства и личности
Вопрос 37

У известной актрисы отключили за неуплату коммунальных услуг электроэнергию и телефон. Что из нижеприведенного является оценкой данной ситуации с позиций требований правового государства?

  • действия властей неправомерны, так как в правовом государстве известные люди должны быть уважаемы и почитаемы
  • действия властей неправомерны, так как задеты честь и достоинство личности
  • действия властей правомерны, ибо с известных обществу людей спрос всегда выше
  • действия людей правомерны, ибо законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их социального положения
Вопрос 38

В государстве Н. действует единая система законодательства. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство Н. – федеративное?

  • государство имеет единую внешнюю границу и валюту
  • высшие органы государства формируются выборным путём
  • административно-территориальные единицы сохраняют некоторую политическую самостоятельность
  • государство обладает многонациональным и многоконфессиональным населением
Вопрос 39

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 40

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей, групп, классов, организаций.

Б. Государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Данная контрольная работа составлена по содержанию первой темы( "Право и государство" параграфы 1-6) учебника "Право" 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова(гуманитарный или социально-экономический профиль).

Оценить 5061 0

Контрольная работа по параграфам 1- 7 ВАРИАНТ 1

1.Исключительным признаком президентско-парламентской республики является:

а)Президент не может распустить одну из палат парламента

б)Президент является главой исполнительной власти

в)наличие института премьер-министра г)правительство двойной ответственности

а)правила поведения,закрепленные обычаем

б)общеобязательные нормы,установленные и защищаемые государством

в)совокупность представлений общества о добре и зле

г)правила поведения,сложившиеся в результате длительного исторического применения

3.Верховная власть в государстве Н. имеет наследственный династический характер.Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том,что данное государство является конституционной монархией?

А)монарх назначает главу кабинета министров

Б)послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху

В)полномочия монарха имеют строгое ограничение в законах,он не является главой законодательной власти

Г)монарх открывает заседание парламента нового созыва

4.Что свойственно любому государству:

а)правоохранительная деятельность б)взаимная ответственность государства и

в)признание ценности прав и свобод человека г)активная внешняя политика

5.Верны ли суждения о тоталитарном режиме:

АВ тоталитарном режиме только одна идеология обязательна для всех.

Б.Тоталитарный режим устанавливает полный контроль над всеми сферами общества.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

6.Основные направления деятельности государства, выражающие его сущность - это :

а)признаки государства б)функции государства в)формы государства

7.Какой из приведенных примеров иллюстрирует деятельность организаций,представляющих гражданское общество:

а)принятие парламентом поправок к закону о политических партиях

б)проведение жильцами дома митинга против нового строительства в их дворе,на месте детской площадки

в)повещение депутатами Законодательного собрания школ и проведение уроков в день первого сентября

г)одобрение президентом страны депутатской инициативы.

8.Укажите лишнее в приведенном ряду:

дуалистическая монархия, конституционная монархия, президентская монархия,теократическая монархия,парламентская монархия

это элемент формы государства,характеризующий территориальное устройство государства ,характер взаимоотношений между его составными частями - _________________________-

Установленные запреты и ограничения контактов с определенными предметами,продуктами,животными ,людьми – это ____________________

11.Назовите два исторически первых признака государственности.

1.Тоталитарное государство характеризуется следующими из перечисленных признаков:

а)в средствах массовой информации представлен широкий спектр политических взглядов

б)массовая агитация и пропаганда осуществляется единственной партией в стране

в)деятельность оппозиционных сил регламентирована законами

г)полномочия главы государства ограничены представительным органом

2.Важнейшим средством защиты личности от произвола властей является:

а)легитимность власти б)сменяемость органов власти

в)неделимость верховной власти г)разделение власти

3.Государство А. до принятия новой конституции было президентской республикой,а после ее принятия стало парламентской республикой..Какие новые полномочия появились у парламента после конституционной реформы?

А)парламент стал высшим законодательным органом

Б)в парламенте представлены все политические силы страны

В)парламентское большинство получило право формировать кабинет министров

Г)в парламенте происходит обсуждение и принятие статей государственного бюджета

4.Что свойственно любому государству:

а)рыночная экономическая система б)стремление расширить свою территорию

в)гарантия прав и свобод личности г)издание правовых норм

5.Верны ли суждения об авторитарном режиме:

А.При авторитарном режиме реализуется свободная деятельность оппозиции.

Б.При авторитарном режиме устанавливается контроль над основными сферами жизни.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

6.Добровольное,самоуправляемое,некоммерческое формирование,созданное по инициативе граждан,объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей,это :

а)политическая партия б)общественное объединение в)местное самоуправление

7.Главной особенностью организаций ,представляющих гражданское общество,является:

а)формирование по инициативе государства

б)отражение в деятельности правительственной программы

в)проявление инициативной самодеятельности граждан

г)участие в деятельности государственных органов

8.Укажите лишнее в приведенном ряду:

анархический режим, демократический режим, конструктивный режим, охлократический режим,авторитарный режим.

Порядок образования и структура органов государственной власти - _______________

Единую ,слитную,внутренне не дифференцированную систему социальных норм ,существовавшую в первобытном обществе,называют _____________________________

11.Назовите две функции права.

1.Выберите из приведенного ниже списка институты гражданского общества:

1)школьный попечительский совет 2)управление делами президента

3)комитет солдатских матерей 4)общество защиты прав потребителей

5)районный суд 6)комитет Федерального собрания

2.Право- это регулятор общественных отношений,обеспечиваемый

а)принятыми в обществе представлениями о добре и зле

б)мнениями,разделяемыми большинством членов общества

в)силой государственного принуждения

г)сложившимися в обществе представлениями о долге и совести

3.Верны ли суждения:

А.Местному самоуправлению могут делегироваться отдельные полномочия органов государственной власти.

Б.Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий,отличный от полномочий органов государственной власти.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

а)территориальное устройство государства б)методы осуществления государственной власти

в)функции,осуществляемые государством г)форма государственного правления

5.Верны ли суждения?

А.Монархия и республика являются формами государственного устройства.

Б.Демократия и диктатура являются формами государственного правления.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

6..Что свойственно любому государству:

а)правоохранительная деятельность б)взаимная ответственность государства и

в)признание ценности прав и свобод человека г)активная внешняя политика

7.Гражданин Ш. решил поехать по туристической путевке за границу.Для этого ему нужно было не только купить путевку,но и получить характеристику в общественной организации,существующей на его предприятии,в партийной организации..Затем ему необходимо было пройти собеседование в районной организации правящей партии.Какой тип политического режима существует в стране,в которой живет гражданин Ш.?

а)анархический б)демократический в)тоталитарный г)смешанный

8.Какой признак отличает республику от других форм правления:

а)передача власти по наследству б)власть ,ограниченная парламентом

в)выборная власть г)передача верховной власти судебным органам

9.Что лишнее в приведенном ряду:

стабильность конституционного порядка,широкая система прав,свобод и обязанностей граждан, правовые идеи,контроль за соблюдением конституции.

Система органов ,через которые осуществляется государственная власть,выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи.-это ___________________________________________

11.Назовите функции государства.(не менее 3-х).

9.форма государственного устройства

11.два исторически первых признака государственности:

11.две функции права:

- принудительная(применение мер государственного принуждения к правонарушителям)

- организационная (организация и укрепление порядка общественных отношений)

- социальная (устранить или смягчить социальную напряженность в обществе,предотвращение межнациональных конфликтов)

- экономическая ( в условиях рыночной экономики государство вырабатывает экономическую политику,формирует государственный бюджет и контролирует его расходование,устанавливает правовые основы рынка)

- политическая (создание условий для реализации принципа народовластия,формирования правового государства и гражданского общества)

2.Что лишнее в приведенном ряду:

стабильность конституционного порядка,широкая система прав,свобод и обязанностей граждан, правовые идеи,контроль за соблюдением конституции.

3.Выберите верный ответ:

1)становление права идет путем образования специальных правил,регламентирующих организацию отношений между членами общества

2)с образованием государства право становится формализованным

3)оба ответа верны 4)верного ответа нет

4.Важнейшим средством защиты личности от произвола властей является:

а)легитимность власти б)сменяемость органов власти

в)неделимость верховной власти г)разделение власти

5.Государство А. до принятия новой конституции было президентской республикой,а после ее принятия стало парламентской республикой..Какие новые полномочия появились у парламента после конституционной реформы?

А)парламент стал высшим законодательным органом

Б)в парламенте представлены все политические силы страны

В)парламентское большинство получило право формировать кабинет министров

Г)в парламенте происходит обсуждение и принятие статей государственного бюджета

6.Суть какой функции государства состоит в том,что государство призвано охранять труд и здоровье людей,обеспечивать поддержку семьи,устанавливать государственные пенсии,пособия и иные гарантии,стабилизировать уровень жизни населения?

А)экономическая функция б)идеологическая в)политическая г)социальная

7.Добровольное,самоуправляемое,некоммерческое формирование,созданное по инициативе граждан,объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей,это :

а)политическая партия б)общественное объединение в)местное самоуправление

8.Главной особенностью организаций ,представляющих гражданское общество,является:

а)формирование по инициативе государства

б)отражение в деятельности правительственной программы

в)проявление инициативной самодеятельности граждан

г)участие в деятельности государственных органов

а)правила поведения,закрепленные обычаем

б)общеобязательные нормы,установленные и защищаемые государством

в)совокупность представлений общества о добре и зле

г)правила поведения,сложившиеся в результате длительного исторического применения

10.Верховная власть в государстве Н. имеет наследственный династический характер.Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том,что данное государство является конституционной монархией?

А)монарх назначает главу кабинета министров

Б)послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху

В)полномочия монарха имеют строгое ограничение в законах,он не является главой законодательной власти

Г)монарх открывает заседание парламента нового созыва

11.Назовите две функции права.

Ответы к контрольной работе

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Уважаемая Марина Владимировна, спасибо за предоставленную разработку. Очень наглядно, актуально, даж. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Читайте также: