Что стало достижением женщин в борьбе за свои права

Обновлено: 02.06.2024

изображение Foto SA / Corbis

Выборы

Сегодня женщины стоят во главе 9 стран: Германии, Австралии, Бразилии, Либерии, Литвы, Финляндии, Коста-Рики, Аргентины и Киргизстана.

Всего женщины занимали пост главы государства в 35 странах.

17% министерских должностей во всем мире занимают женщины. В трех странах — Бутане, Брунее и Саудовской Аравии — женщины лишены избирательного права.

Первой страной, где суфражистки добились успеха, стала Новая Зеландия: в 1893 году женщины получили право голосовать на выборах. Первые женщины-депутаты были избраны в парламент в Финляндии в 1906 году. На то, чтобы вся Европа признала гражданские права женщин, ушло более 70 лет. В Швейцарии женщины получили право голосовать на выборах федерального уровня лишь в 1973 году, в Португалии — в 1974. Последней европейской страной, признавшей за женщинами избирательное право, стало княжество Лихтенштейн. На двух референдумах — в 1971 и 1973 годах — мужчины упрямо отклоняли введение всеобщего избирательного права, и только с 1984 года женщины смогли голосовать на выборах. В России женщины получили избирательное право после революции 1917 года. Первой женщиной, возглавившей страну в результате всенародного голосования, стала в 1980 году президент Исландии Вигдис Финнбогадоттир.

фото Foto SA / Corbis

Образование

51% студентов, поступивших в университеты во всем мире — женщины. В Европе и Северной Америке девушек-студенток еще больше: 55-56%.

50% защитившихся в 2009 году кандидатов наук в США — женщины.

Из 759 млн неграмотных взрослых во всем мире 70% — женщины (Источник: ООН).

фото Марлен Дитрих / Foto SA/Corbis

Брюки

70% женщин в Германии предпочитают юбкам брюки.

10% женщин и 1,5% мужчин в Германии покупают новые брюки не реже 4 раз в год, 33% женщин и 12% мужчин 2-3 раза в год, по 33% мужчин и женщин — раз в год (Источник: опрос журнала Spiegel).

Если на Востоке шаровары давно были частью женских костюмов, то в Европе брюки для женщин до начала XX века были табу. В Париже лишь в 2010 году был официально отменен устаревший закон, запрещающий женщинам носить брюки. Закон был принят в 1799 году, в 1892 году женщинам было разрешено носить спортивные брюки для езды верхом, а в 1909 году исключение было сделано для велосипедисток. В XX веке в викторианской Англии разразился скандал, когда женщины в городе Уиган начали носить мужские штаны для работы в шахтах. При этом поверх они носили длинные юбки, подкалывая их на время работы. С началом Первой мировой войны все больше и больше женщин начали работать на заводах, без брюк было не обойтись.

В 30-е годы актрисы Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн носили брючные костюмы и цилиндры. Но то, что разрешалась иконам стиля, актрисам и художницам, для обычных женщин оставалось проявлением эксцентричности.

Официальным дресс-кодом для женщин еще долго оставались юбки. Американский консультант по персоналу Итан Уиннинг вспоминает, что когда в 60-е годы, работая в одном из больших банков в Калифорнии, он разрешил своей ассистентке прийти на работу в брюках, его начальник был возмущен. Но было уже поздно: все сотрудницы начали требовать права носить брюки и дресс-код банка был изменен.

фото Александра Коллонтай / Foto SA/Corbis

Работа, зарплата, замужество

Занятость среди женщин во всем мире с 1990 по 2010 оставалась на уровне 52%, занятость среди мужчин за это же время упала с 81 до 77%.

Средняя зарплата женщин в Швеции составляет 91% от средней зарплаты мужчин, на Кипре — 56%. Ни в одной стране мира женщины не зарабатывают в среднем больше мужчин (Источник: ООН).

Многие профессии долго считались несовместимыми с семьей. В Швейцарии до 1965 года действовал закон, запрещающий учительницам выходить замуж. В ФРГ замужним женщинам разрешили занимать общественные должности в 1954 году. А до1977 года здесь официально действовал закон, по которому жена была обязана спрашивать у мужа разрешение на работу.

В Великобритании женщинам-дипломатам до 1972 года официально запрещалось выходить замуж. Брак означал конец их карьеры. До 1946 года женщины в британском министерстве иностранных дел могли занимать лишь должности секретарш, библиотекарей и бухгалтеров. Специальная комиссия, созданная для анализа этого вопроса в 30-х годах, пришла к выводу, что женщины к дипломатической службе непригодны: их не будут принимать всерьез за границей, климат в тропических странах окажется для них слишком тяжелым, а представить себе, что мужу такой женщины придется переезжать с ней из одной страны в другую и сопровождать ее на приемах, в то время было совершенно невозможно. Первых девушек, взятых на работу в 1946 году, во время обучения подвергали особенным испытаниям: за приемом в загородном доме, где их специально поили крепким алкоголем, следовал внезапный экзамен по вопросам мировой политики. Первой женщиной-послом в мире стала Александра Коллонтай, в 1923 году она была назначена послом СССР в Норвегии.

Богатство

Среди 100 богатейших людей мира в 2010 году было 8 женщин, их суммарное состояние составляло $108,9 млрд (Источник: Forbes).

В 2009 году 40% частных компаний в США принадлежали на 50% и более женщинам (Источник: Center for Women's Business Research).

О свадьбе Люси Стоун (на фото) и Генри Блэквелла 1 мая 1855 года газета The New York Times написала три дня спустя большую статью, хотя на церемонии не было ни знаменитостей, ни пышного банкета. Свадьба началось с того, что жених и невеста, оба из движения суфражистов, зачитали протест против американских законов о браке. В Америке того времени женщина, выходя замуж, теряла права на свою собственность, не могла заключать сделки от своего имени и составлять завещания без разрешения мужа. Подобные законы действовали и в Великобритании до середины XX века.

Суфражистка Люси Стоун стала первой американкой, сохранившей после свадьбы свою девичью фамилию. Предложение о замужестве она приняла только с третьего раза — Стоун казалось, что брак будет ограничивать ее свободу. Только после того, как Генри Блэквелл обещал своей будущей жене не ущемлять ее права, она согласились. Стоун зарабатывала намного больше своего мужа. Путешествуя по стране с лекциями против рабства, она получала гонорары от $500 до $1000 в неделю (по современным меркам — от $13 000 до $26 000), Блэквелл же потерял почти все свое имущество на инвестициях в недвижимость.

фото Foto SA / Corbis

Курение

В 2009 году 17,9% американок старше 18 лет курили.

С 1950 по 2009 год число женщин, умерших от рака легких, увеличилось в Америке на 600% (Источник: American Cancer Society)

Сигарета в руках стала частью стиля независимых женщин, этот образ был быстро подхвачен рекламой табачных компаний. Авиатор Амелия Эрхарт, первая женщина, перелетевшая Атлантический океан, рекламировала сигареты Lucky Strike.

фото Foto SA / Corbis

Олимпийские игры

На Олимпийских играх 2008 года 4600 женщин соревновались в 26 видах спорта. Женщины составили 43% всех участников олимпиады (Источник: МОК)

Накануне Международного женского дня не грех вспомнить, за что же в конечном итоге боролись представительницы прекрасного пола всех времен и народов. В России все знают, за что сказать "спасибо", например, Кларе Цеткин. Но началось-то все значительно раньше и (вы удивитесь) совсем не в Европе… Ну, а где закончилось — вы наверняка догадываетесь…

Женщины мира: За что боролись?

"Я думаю так, Пеппи: если женщина что-то просит, то ей надо непременно это дать! Иначе она возьмёт сама!"

Аптекарь, "Человек с бульвара Капуцинов"

Дебют женского движения

Все знают, в любой шутке есть доля истины. Вот и известная фраза аптекаря из любимого всеми кинофильма уходит корнями в далекое прошлое. В Западной Европе движение за равенство женщин начинается в XIX веке. Именно тогда женщины уже имели возможность собираться в политические кружки. Тогда-то и состоялся "дебют" женского движения: независимого, хорошо организованного политического течения. Понятие "феминизм" появилось в старушке Европе в ХХ веке, там же оно получает широкое распространение.

Изначально вполне разумные просьбы об уравнивании в правах были изложены женщинами в годы Войны за независимость Северо-Американских Штатов против Англии (1775-1783). Абигейл Смит Адамс стала первой феминисткой Америки (1744-1818). Франция оказалась в числе первых среди стран, приступивших к выпуску журнала специально для женщин, для тех, кто в борьбе отстаивает свои права за независимость. Первый номер журнала вышел накануне Великой французской революции. Тогда же стали образовываться первые революционные клубы, участницы которых вели политическую борьбу.

Однако Конституция 1791 года запрещала женщинам участвовать в политической жизни страны. Примерно в ту же пору Национальному собранию Франции представили на рассмотрение Декларацию прав женщины и гражданки. Ее подготовила некая Олимпия де Гуж. За основу была взята Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Основным требованием декларации было признание абсолютного равенства в правах женщин.

Примерно тогда же образуется "Общество женщин — революционных республиканок". Организация, действительно защищающая права женщин, просуществовала до 1793 года. Впоследствии деятельность общества запретил Конвент, а "смутьянку" Олимпию де Гуж постигла печальная участь — она была отправлена на эшафот. С 1795 года закон Франции запретил женщинам одним посещать общественные места. В 1804 году во Франции выходит указ, лишавший женщину всяческих гражданских прав и передававший ее под полную опеку мужчины.

Женщины в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения породила концепцию паритетности женщин и мужчин во всех областях общества: политической, социальной, культурной, духовной. Связано это было с принятием либеральной теории "естественных прав и свобод" гражданина. Данная теория впервые в Европе получила законную силу в основном документе Французской революции, именуемом "Декларацией прав человека и гражданина" (1789).

Начало было положено. Француженки, вдохновленные революционными призывами, открывали свои клубы, становились активными участницами всех общественных и политических событий. Радость "барышень" была кратковременной: после принятия декларации, а позже и конституции новой республики, выяснилось, что, оказывается, женщины не получили никаких прав и все осталось по-старому. Права на владение собственностью, избирательные права остались, как прежде, за мужчинами.

Олимпия де Гуж сделала попытку восстановить справедливость, предоставив на всеобщее обсуждение "Декларацию прав женщины и гражданки", вышедшую в свет в 1791 году. В историю эта декларация вошла как первое воззвание против дискриминации женщин Нового времени. К глубокому разочарованию прогрессивных француженок, их революционный манифест не нашел ни одобрения, ни понимания в обществе. Союзы независимых женщин попали под запрет, а впоследствии женщинам отказали в присутствии, а тем паче участии в публичных мероприятиях.

Женское движение в Великобритании

Годом позже британка Мэри Уоллстонкрафт опубликовала свою работу под названием "В защиту прав женщин". Мэри на самом деле пыталась отстоять равноправие женщин в обществе. В то время весомым доводом противников равноправия было утверждение, что женщины, по природной сути своей, не способны быть самостоятельными, не могут сами принимать решения, а потому им необходимо руководство. Из-за этого они лишаются права самостоятельно голосовать.

Дискутируя со своими собеседниками, госпожа Уоллстонкрафт размышляет о воспитании девочек XVIII века: "С младенчества женщины впитали, и матери им были в том примером: дабы снискать покровительство мужчин, достаточно лишь усвоить необходимость, играя на их слабостях, изобразить лукавство, покладистость и непременно казаться всегда и во всем легкомысленной". (Кстати, в сомнительных "житейских" советах нашего времени, обращенных к юным девушкам, можно увидеть нечто подобное, похожее на советы тех давних времен.)

В XIX веке либералы, сторонники теории равноправия полов, говорили всего лишь о формальном равенстве, которое только на бумаге предоставляло шанс бороться за свои права. Гражданское право Великобритании и США трактовало это так: "Юридически женщина не существует отдельно от своего отца или мужа, которые и голосуют от ее имени и во имя интересов семьи. Женщины не могут заключать договоры, не должны владеть собственностью самостоятельно и выступать в суде".

Джон Стюарт Милль, британский философ и экономист, спустя 70 лет поддержал и продолжил идею Уоллстонкрафт своей работой "О подчинении женщины" (1861), в которой пытался разобраться, что же стало причиной политической инертности женщин, их пассивности, безразличия, немого согласия с бесправием в гражданском обществе. Джон Стюарт поддержал наиболее "продвинутых" англичанок, которые категорично настаивали на праве свободного волеизъявления, на том, что они желают самостоятельно принимать решения и участвовать во всех политических процессах государства. В 1867 году в парламент Великобритании была представлена петиция, защищающая права женщин. Это было великим достижением в движении защитниц женских прав того времени.

Борьба женщин за право голосовать

Главным политическим требованием женских организаций в XIX веке было предоставление женщинам права на голосование. Жительницы Великобритании и Америки были самыми прогрессивными и наиболее активными борцами за свои политические права.

С той поры начальный этап борьбы женщин за равноправие стал называться суфражизм (от suffrage — право голоса). Кроме возможности участвовать в выборах, суфражистки требовали равноправия в имущественных вопросах, в возможности получать высшее образование, получать профессию и работать вне дома.

Манифест сторонников женского движения был торжественно провозглашен активистами Северо-Американских Штатов на первой конференции по правам женщин.

В небольшом местечке Сенека Фолз штата Нью-Йорк собралось почти 250 сторонников женского равноправия. Заметим, что присутствовали на том мероприятии не только милые дамы; 40 мужчин приехали на это собрание, чтобы высказать свою поддержку женщинам. Произошло это знаковое событие в 1848 году. Плодом яростных дебатов участников собрания стала "Декларация чувств", в которой прописали ключевые позиции и принципы суфражизма. Автор манифеста, Элизабет Стэнтон, через название попыталась показать, что "Декларация чувств" неотделима от "Декларации независимости", основном законе Америки, который был принят во времена Американской революции. "Декларация независимости" провозглашала всех людей равными и наделенными их Творцом неотчуждаемыми правами.

На конференции утвердили лозунг движения суфражисток: "Все мужчины и женщины созданы равными", — и ключевые позиции требований: так как женщины являются полноправными гражданками Соединенных Штатов, следовательно, они имеют право участвовать в политической жизни страны.

Кроме того, огласили требование женщин разрешить развод, попечительство над детьми после расторжения брака, а еще узаконить права женщин в имущественных вопросах, праве наследования, возможности самим работать и зарабатывать, и возможность учиться в университетах. Сторонники суфражисток были уверены, что добиться своих прав можно исключительно борьбой.

Методы суфражисток

Малочисленные женские группы Америки и Европы в начале ХХ века становятся полноценными национальными объединениями, уже имеющими определенный вес в обществе и возможность влиять на некоторые политические процессы.

Суфражистки постоянно наращивали свою общественную активность, любыми путями пытались добиться внесения изменений в законы, дабы их требования были услышаны и рассмотрены. Формы привлечения внимания общественности были весьма разнообразны: это и массовые демонстрации, петиции, воззвания к партиям, партийным лидерам, митинги, демонстративные, порой провокационные акции протеста.

Цель этих действий была ясна: изменить внутреннюю политику страны в вопросах равноправия женщин и, соответственно, провести реформы. Активистками движений протеста выступали, как правило, женщины из среднего класса (фабричным работницам и работницам заводских цехов и так хватало забот помимо забастовок).

Социалисты за права женщин

К слову, женщины нашли защиту и в лице социалистов. Самой яркой активисткой, знаковой фигурой в "женском вопросе" стала Клара Цеткин.

В 1910 году в столице Дании Копенгагене был проведен VIII Международный конгресс Второго Интернационала. Участники вышли с предложением ежегодно отмечать Международный женский день как день борьбы за политическое и социальное равноправие женщин. С подачи идеи Кларой Цеткин, 8 марта и стало таким днем.

В каждой стране - свое время

Новая Зеландия оказалась в лидерах среди стран, где имущие женщины получили, наконец, права. 1893 год оказался решающим для женщин этой страны. В 1902 году Австралия стала последовательницей Новой Зеландии. В Северной Европе женщины получили равные с мужчинами права позже (с 1906-го по 1915 год). В России женщинам дала равноправие Октябрьская революция. А последней в списке стран, давших женщинам свободу, стала в 2011 году Саудовская Аравия.

Как девушки боролись за выборы и всеобщее равноправие

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Протестуй или проиграешь

Это сейчас чуть ли не любую идею можно вынести на голосование, тогда как у участниц марша за равную оплату 110-летней давности попросту не было избирательного права, как, впрочем, и у всех жительниц США, Великобритании и других развитых стран. Проще сказать, у кого оно было: у новозеландок, австралиек и, как ни странно, уроженок Великого княжества Финляндского Российской империи, где голосовать разрешили в 1906 году.

Суфражистка выступает перед толпой мужчин, 1900 год

Суфражистка выступает перед толпой мужчин, 1900 год

Суфражистка выступает перед толпой мужчин, 1900 год

Фото: Getty Images

Суфражистка выступает перед толпой мужчин, 1900 год

Фото: Getty Images


Марш суфражисток в Нью-Йорке, 1912 год

Фото: Getty Images

Выборы или смерть


Демонстация суфражисток в Лондоне, 1912 год

Фото: Getty Images

Русские не идут


Протест женщин в Петрограде, 1917 год

Фото: Getty Images

От суфражисток к феминисткам

После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. Так, повестка суфражисток была расширена до феминистической — полного политического, экономического, личного и социального равенства женщин и мужчин. Мелкие бои на эту тему проходили довольно быстро. К примеру, запрет для жительниц Нью-Йорка курить в публичных местах городская мэрия отменила чуть не в том же 1908 году. На Олимпийские игры первых спортсменок — теннисисток и гольфисток — допустили еще раньше. Немного дольше шло сражение вокруг ношения брюк, однако и здесь обошлось без поджогов зданий. Да и упомянутая Первая мировая война стала катализатором этого процесса (ведь в цехах было куда удобнее носить брюки и комбинезоны). Ну а в 1920-х годах с подачи француженки Коко Шанель брючные костюмы и вовсе превратились в элемент высокой женской моды.



"Новыя женщина, день стирки"

Фото: Getty Images

"Новыя женщина, день стирки"

Фото: Getty Images



Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

И ты тоже


Cуфражистки-фермеры в Нью-Йорке, 1917 год

Фото: Getty Images

Подобные случаи показывают, как много еще остается точек приложения усилий феминисток. К примеру, можно заняться проблемами из отчета британской организации по борьбе с бедностью ActionAid, которая в 2016 году перелопатила данные из двух сотен стран и выяснила: женщины тратят на домашнюю уборку, готовку еды и уход за детьми 23 года своей жизни, в отличие от мужчин. А в России, например, есть рекордное число ограничений на работу для женщин. Как показал отчет Всемирного банка трехлетней давности, в нашей стране остается 456 закрытых видов трудовой деятельности (против 189 в соседней Белоруссии и полном отсутствии гендерных ограничений в США). И хотя в 1930–1950-е годы в СССР женщинам разрешали водить поезда, сельхозтехнику или морские суда, сейчас это исключительная прерогатива российских мужчин. В общем, работы для феминисток во всем мире еще хватит надолго.

Эмили Дэвидсон, Клара Цеткин и Сьюзен Энтони (коллаж)

Идея принадлежала мужу

Неологизм не только не обидел женщин, но и понравился им настолько, что с тех пор все протестные движения были объединены под одним названием.

В качестве методов борьбы суфражистки использовали в основном ненасильственные акции, такие как коллективные уличные выступления, голодовки и запоминающиеся выходки.

Основательницей суфражистского объединения стала Эммелин Панкхерст, которой эту идею предложил, как ни странно, ее муж. Интересно, что изначально Эммелин собиралась жить с супругом в гражданском браке, однако тот настоял на свадьбе — из соображений ее правовой обеспеченности. По мнению Панкхерста, девушка не должна была лишаться положения в обществе из-за банального несоблюдения формальностей.

В 1903 году Панкхерст решила усилить свою лигу и основала Женский социально-политический союз (WSPU), который со временем стал наиболее заметной политической силой среди борцов за права женщин. С 1870 по 1890 год парламент так и не принял ни одного из разработанных организацией законопроектов, после этого к активисткам пришло осознание того, что мирными акциями вряд ли получится достигнуть желаемых результатов. Тогда WSPU перешла к более агрессивным методам борьбы: на митингах участницы часто устраивали драки с полицейскими, голодовки в тюрьмах и поджоги в общественных местах. На стенах государственных учреждений повсеместно стали появляться цитаты из Билля о правах.

Случалось, и так, что выходки суфражисток настолько выводили джентльменов, что они нанимали лондонскую шпану, и та избивала активисток. В одной такой потасовке уже немолодая Эммелин Панкхерст серьезно повредила ногу.

Позже у суфражисток появились и свои опознавательные знаки, которые заставляли сразу насторожиться тех, кто выступал против них. Так, в 1908 году Эммелин Панкхерст разработала специальную цветовую гамму для представительниц суфражизма, которая состояла из трех цветов: фиолетового (преданность), белого (чистота) и зеленого (надежда). Со временем примечательный триколор уже красовался на шляпках, брошках, ремнях, бантах в витринах известных универмагов — носить знак WSPU считалось большой честью. Кроме того, в наличии также была украшенная знаменем одежда, нижнее белье, сумки, обувь и даже туалетное мыло.

Тайна дочери Маркса

Последовательницей суфражисток была и младшая дочь Карла Маркса — Элеонора Эвелинг. С детства она подрабатывала помощницей и секретарем отца, писала в английских газетах театральные заметки, а также различные публицистические и беллетристские наброски и переводы статей.

В дальнейшем эти хобби постепенно сформировали в ней жажду деятельности в социалистических и женских движениях Великобритании. Идеи и интересы Элеоноры разделял и ее гражданский муж Эдуард Эвелинг, который занимался пропагандой идей Маркса, а также не раз проявлял себя как талантливый литературный критик и драматург.

Их сожительство никогда не было освящено ни церковью, ни гражданской властью, однако было признано в кругу их общения, в связи с чем Элеонору часто называли двойным именем Маркс-Эвелинг.

Девушка производила на своих знакомых исключительно хорошее впечатление — она буквально заражала своей живостью. Элеонора действительно не могла усидеть на месте, поэтому в 1886 года она вместе с мужем и Вильгельмом Либкнехтом совершила агитационную поездку по Новому Свету.

Помимо собственной литературной работы, которую она вела как минимум на двух языках, и помощи отцу, а впоследствии и Энгельсу, и Бернштейну, которые занимались публикацией сочинений ее отца, собираемых из старых английских, американских и других газет и журналов, Элеонора также принимала участие в тред-юнионистском движении в качестве секретаря разных союзов. Не проходили без ее участия и большинство стачек в Лондоне и по всей Англии: самой значительной из них стала стачка докеров в 1889 году. Знание языков позволяло ей принимать участие и в международных социалистических конгрессах. В кругах английских и немецких социал-демократов девушка пользовалась большой популярностью и симпатией.

Не повезло дочке Маркса только в одном. Семейная жизнь у них с мужем совсем не задалась: уже через несколько лет девушка поняла, что муж ей изменяет.

Со временем к этому добавились и частые оскорбления, побои и вымогательство денег, в результате чего девушка зачастую оставалась без гроша в кармане. Ни о каких детях тоже не шло и речи.

Большинство сведений об Элеоноре и ее муже, которые сохранились до наших дней, доходят до потомков через ее письма, которые, несмотря на их сдержанность, все равно могли многое рассказать. Так, в последние годы жизни они становились все более и более драматичными, полными отчаяния. Нередко девушка писала и о том, как хорошо ей было бы умереть. В 1898 году ее мыслям было суждено осуществиться — в возрасте 43 лет эта когда-то полная сил и энергии женщина, которая с большой охотой включалась в любую общественную работу, совершила самоубийство.

Оставила свой след в истории суфражизма и американка Сьюзен Энтони. Вместе с соратницей Элизабет Стэнтон она организовала Национальную ассоциацию за избирательные права женщин, в рамках которой они подготовили текст 19-й поправки к конституции США, гарантировавшей женщинам право участвовать в выборах. В 1869 году поправка была внесена на рассмотрение сената Аароном Сарджентом, однако зарегистрировали ее только через шесть лет. А до принятия поправки, которое состоялось в 1920 году, оба ее автора не дожили — Стэнтон умерла в 1902 году, а Энтони — четырьмя годами позднее.

Однако, поскольку верхушка эмансипации, по ее мнению, — велосипед — уже был изобретен, сама Энтони предпочитала действовать немного иначе.

Так, 5 ноября 1872 года, когда в США проходили очередные президентские выборы, в Нью-Йорке случился скандал. На один из избирательных участков пришла 52‑летняя школьная учительница, которая взяла бюллетень и чуть было не вбросила его в урну. Это и была Сьюзен Энтони.

И коня на скаку остановит, и картину порежет

Спустя год уже известная всем полицейским Эмили Дэвидсон совершила еще один поступок, навсегда внеся себя в историю суфражизма как мученицу. Во время скачек, которые проходили в Эпсоме, она перебралась через барьер и кинулась под ноги мчащейся лошади. В результате своей выходки активистка получила тяжелые ранения и скончалась через четыре дня. Во время осмотра у нее в кармане обнаружили лилово-бело-зеленый флаг движения суфражисток, что и подсказало следователям верный мотив ее поступка — пожертвовать собой ради привлечения внимания к проблеме.

Однако на деле ее поступок принес едва ли не больше вреда, так как многие задались вопросом: если самые воспитанные и образованные дамы общества способны на такие неадекватные выходки, то чего ждать от остальных? И стоит ли действительно давать им право голоса?

Восьмая Марта

Опираясь на них, Цеткин озвучила свою идею отмечать 8 марта Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права в 1910 году на Международной конференции женщин.

Она также призвала дам всего мира объединяться, чтобы бороться за равноправие — как социальное, так и экономическое.

После него Люксембург направили в тюрьму Моабит, однако доехать до нее ей было не суждено. Уже в коридоре, перед выходом из отеля, на нее вдруг бросился солдат и нанес ей несколько ударов по голове. Упавшую женщину не только не подняли, но и, быстро подхватив, перенесли в машину, где продолжили избивать. По дороге в тюрьму ее застрелили и выбросили тело в воду Ландверского канала. На протяжении нескольких месяцев о ее судьбе не знал никто. Ее останки нашли только 1 июня, выловив из воды и идентифицировав.

Читайте также: