Что спросить у депутата законодательного собрания

Обновлено: 04.05.2024

Выборы в Мосгордуму в этом году показали, что в нашей стране сложно стать не только депутатом, но даже кандидатом в депутаты. Они же стали поводом для дискуссии: можно ли в современной России оставаться аполитичным? Ведь депутаты есть не только в Москве, но и в каждом поселке, деревне, райцентре и городе. Чем они вообще там занимаются и на что могут повлиять? Отвечает соучредитель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова.

Кто такой муниципальный депутат — мундеп? Нужно ли быть в партии, чтобы выдвигаться на выборы? Есть ли ограничения по возрасту кандидатов?

Муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие. К муниципальным депутатам относятся депутаты разного уровня, которые избираются в округах разных размеров. Например, где-нибудь в Сибири есть округа, где живет по 100 человек или даже по 50. Вот в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, 15 голосов. А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ может доходить до 50 тысяч человек. Всё это тоже муниципальный депутат.

Для того чтобы избраться муниципальным депутатом, не обязательно быть членом партии. Более того, партия может выдвинуть человека беспартийного. Но можно выдвигаться и самому — это самовыдвижение. Конечно, потребуется сбор подписей, но часто для этого нужно не больше 10 подписей, например, чтобы стать муниципальным депутатом в какой-нибудь деревне.

Ограничение по возрасту только одно: кандидат должен быть старше 18 лет. Им может стать активный человек, закончивший уже школу, который понял, что он хочет что-то изменить у себя в городе, в посёлке, и выбраться депутатом.

Правда, что у муниципальных депутатов почти нет полномочий? Зачем идти в мундепы, если они ничего не решают?

Здесь тоже всё зависит от региона и характера местности, от местных уставов. У нас в стране так устроено: чем больше денег у муниципалитета, тем меньше полномочий у депутатов. Пока это происходит в Москве и Петербурге — в городах федерального значения есть особый статус местного самоуправления. Поэтому, когда мы говорим, что у депутатов в Москве нет полномочий, это правда. У них очень мало полномочий — у них всё забрала мэрия, а в Москве мэрия — это региональная власть.

Но если речь идёт о небольшой деревне, то там полномочия как раз есть — там денег нет. Это уже другая проблема. У них есть полномочия по ремонту дорог, по предоставлению жилья малоимущим, по обеспечению газо- и водоснабжения и всего на свете в пределах этого населенного пункта. Но денег нет. И депутаты вынуждены торговаться с региональными центрами и участвовать в федеральной программе, чтобы хоть что-то выбить для своих поселений.

Тут муниципальному депутату требуется быть и переговорщиком, и лоббистом. Но прежде всего радеть за интересы жителей, а не за собственный кошелек. Бывает так, что даже в маленьких поселениях депутаты вместе с администрацией умудряются воровать деньги. Вот сядут они где-нибудь в закрытом помещении делить бюджет и разделят. Допустим, в Московской области на культуру так выделили деньги, что один снеговик стоит три миллиона рублей. А потом все ходят и удивляются: как это снеговик за три миллиона рублей? Вот это воровство, конечно, нужно предотвращать, это и должны делать муниципальные депутаты.

В Москве, вообще-то говоря, у депутатов есть контрольные функции. Они могут подписывать или не подписывать акты о капремонте: это тоже очень важно, потому что на это в Москве уходят большие деньги. Депутаты могут проконтролировать работу коммунальных служб, они могут вносить предложения в Мосгордуму, могут инициировать законопроекты — там есть полномочия, просто их нужно использовать.

Перечислите с примерами, что хорошего муниципальные депутаты смогли сделать для жителей своих территорий?

И очень много таких случаев бывает. Сейчас депутат в Москве — это такой смешной человек, который лазит по подвалам и смотрит, как там утеплили трубы. Там такие вот бытовые вопросы решают депутаты, и, как я посмотрю, жители довольны.

Многих волнуют зарплаты депутатов. Известно, что в Госдуме депутаты зарабатывают много. А у муниципальных депутатов какие зарплаты и есть ли они вообще?

Муниципальные депутаты не получают зарплату. Более того, у нас даже не все региональные депутаты получают зарплату. Вот в Мосгордуму выбрались кандидаты от оппозиции, они не получают зарплату, потому что они не получили должностей. У них там округа по 150 тысяч человек, и зарплату они не получают.

То же самое, кстати, во многих других регионах: там люди получают компенсацию на проезд. Насколько я знаю, в Пензенской области региональный депутат получает 5000 рублей — это его компенсация на проезд в месяц. В Москве муниципальные депутаты получают порядка 20 тысяч рублей компенсации.

А во многих местах люди вообще ничего не получают: они тратят свои деньги, ездят по округу, разбивают подвеску, тратят время, ругаются со своими работодателями, потому что людям нужно время, чтобы заниматься депутатской работой.

Да, есть такая проблема: люди не получают денег, и те, кто зависит от какого-то постоянного источника доходов, часто просто отказываются от идеи стать депутатами.

Но Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, где сказано, что работа, которая связана с обеспечением местных нужд, должна оплачиваться; туда должны привлекаться квалифицированные кадры и в соответствии с их квалификацией оплачиваться. А у нас как получается: даже администрации поселений не могут привлечь квалифицированные кадры, потому что люди просто туда не идут. Председатель муниципального собрания получает относительно небольшую зарплату даже по региональным меркам. При этом у него должно быть два заместителя: один по экономике, другой по хозяйству. Зам по экономике должен иметь экономическое образование, зам по хозяйству — инженерное образование. Но где же они возьмут людей, которые квалифицированно разбираются в этих вопросах, на зарплату в 15-25 тысяч рублей? Естественно, не найдут; естественно, возникает коррупция. Там нужно быть либо святым, либо таким, знаете, упёртым оппозиционером, который имеет какой-то дополнительный источник доходов — как это в Москве происходит.

И вот мы имеем что имеем. Люди, которые голосуют за деньги. Люди, которые продаются застройщикам: я знаю, что в нескольких муниципалитетах в Московской области люди получали зарплату от застройщиков, которые хотели приобрести землю под многоэтажное строительство. А депутат, соответственно, им в этом помогал. Это было.

А закон в Госдуму мундепы могут внести?

Местные депутаты могут издавать муниципальные правовые акты, но они не носят статус законов. Региональные депутаты уже имеют право принимать региональные законы. Местные депутаты могут вносить на рассмотрение региональных парламентов региональные законы. У них есть право законодательной инициативы. В каком-то местном совете люди приняли, допустим, закон об ограничении высотности заборов. И вот они выносят его на региональный совет в региональный парламент. Региональный парламент может отклонить или принять. Региональный парламент, в свою очередь, может внести законопроект в Госдуму. У нас некоторые скандальные законопроекты, кстати, выносятся региональным парламентом, чтобы не пятнать индивидуальную репутацию ГД.

Но местный совет не может напрямую внести предложение в Госдуму. Хотя есть вопросы, которые напрямую касаются местного самоуправления, но принимаются Госдумой. Например, изменения 131-го федерального закона о местном самоуправлении, который напрямую касается муниципалитета. Но муниципалитет, к сожалению, на это повлиять не может.

Зачем становиться кандидатом в депутаты, если не допускают к выборам, да ещё и могут посадить?

Нет, ну почему же не допускают? На самом деле практика показывает, что большая часть людей, которые хотят избраться, избираются и в Москве, и в Петербурге. Вот в Москве в 2012 году избиралось очень много независимых кандидатов. И до этого, ещё при Лужкове, избирались, и в 2017 году, помню, был большой приток новых кандидатов в депутаты.

Были отдельные случаи, когда депутатов избивали, когда были жуткие фальсификации, когда кандидатов, которые хотели подать документы, пробовали физически не пускать в здание избиркома. Но это было всего несколько избирательных комиссий. Да, они получили большую огласку, но это не массовые случаи.

Вы замечали, чтобы после московских событий люди стали больше бояться, опасаться за себя?

Могу сказать, что мы сейчас работаем на пределе возможностей, потому что удовлетворить все запросы мы не можем. Но мы стараемся находить сложные регионы, в которых не было ещё наших семинаров и нет независимых депутатов, как, например, в Саратове. Для нас это новый регион, и мы попробуем там что-нибудь изменить.

Законодательная власть практически в любой стране, помимо своей профильной функции, а скорее — в дополнение к ней несет еще и нагрузку контролирующих органов. Для этого у депутатов есть определенный набор инструментов, в том числе — депутатский запрос. Официальными документами закреплено за парламентариями право требовать ответа на свои вопросы практически от любого органа, входящего в систему государства. При этом, опять же официально, обозначен даже временной промежуток, в который должен быть дан исчерпывающий ответ на депутатский запрос. Насколько реализуемо на практике это право, и что нужно сделать, чтобы депутатский запрос стал еще более весомым инструментом — мы спросили у представителей законодательной власти.

Вопрос недели: Насколько весом депутатский запрос?

Михаил Заполев, член Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция КПРФ:

- В нашей стране не исполняются законы, нет дисциплины в законотворческой деятельности. Депутатские запросы относятся к одной из форм депутатской работы. Можно мириться с игнорированием депутатских запросов и превращать эти запросы в ненужную бумажку или призывать должностные лица отвечать. У меня не было таких ситуаций, но я знаю случаи, когда чиновники игнорировали депутатский запрос или давали формальные отписки. Не ответил — должен нести наказание, как во всём мире. Вообще, считаю, что надо брать положительный опыт любой цивилизованной страны и применять его в интересах России.

- Депутатский запрос — это эффективный инструмент, который служит в первую очередь для отстаивания интересов избирателей. Другое дело, что депутатские запросы используются по-разному, иногда отправляются не по назначению. Важно разбираться в юридических тонкостях и особенностях устройства системы государственной власти, правоохранительных органов. Тогда запросы не будут отправлены вхолостую. Я иногда слышу, что депутатские запросы не работают. При этом запрос может быть отправлен вообще не в то ведомство. У меня не было проблемы с ответами на запросы в Генпрокуратуру, Следственный Комитет, МВД, Ростехнадзор и другие ведомства, с которыми я работаю. Считаю, что дело здесь не в штрафах, а, скорее, в юридической грамотности самих запросов.

Ольга Макиенко, заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):

- Через депутатский запрос реализуется контрольное право депутата. Должностные лица обязаны дать на него ответ в строго определенный срок. Депутатский запрос не следует смешивать с вопросом депутата на сессии, его обращением к соответствующим органам и должностным лицам. Вопрос, обращение в большей степени носят справочно-информационный характер. Депутатский запрос носит четко выраженный властный характер. Должностные лица не просто дают на него информацию, а держат ответ за свою деятельность, за решение возникших перед ними проблем и за допущенные недостатки. Именно в этом суть запроса и ответа на него.

Кроме того депутатский запрос может содержать требование об устранении нарушений прав и свобод граждан, т.е. имеет функцию защиты граждан через обращение к депутату. Запрос депутата дает возможность привлечь внимание органов власти к тем проблемам, которые представляются ему особо важными, либо которые, по его мнению, нужно незамедлительно решить для устранения тех или иных недостатков в работе.

Вопрос об установлении административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения депутатского запроса находится на стадии обсуждения. По моему мнению, культура взаимоотношений должностных лиц органов государственной власти не должна регламентироваться нормами административного законодательства.

Вадим Деньгин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция ЛДПР:

Это же не вопросы статуса или весомости документа, написанного депутатом. Это возможность полноценно и оперативно исполнять наказы избирателей, защищать их интересы. Отсутствие четких правовых норм в федеральном законодательстве и дает некоторым чиновникам и руководителям возможность их вольной трактовки. Только наказанием вопрос не решается.

Василий Шамбир, председатель Мурманской областной Думы:

- Депутатский запрос достаточно значим в системе государственной и муниципальной власти. Здесь вообще взаимодействие, несмотря на эпизодические сбои, хорошо отработано. К сожалению, этого нельзя сказать о структурах, напрямую независимых от региональной власти, например, о силовых ведомствах. Они вполне позволяют себе давать откровенные отписки в ответ на наши запросы или вовсе их игнорировать.

Сегодня в Государственной Думе поднят вопрос об ужесточении наказания для должностных лиц, нарушающих порядок рассмотрения и ответа на депутатские запросы. Убежден, что эти меры необходимо предусмотреть не только в отношении запросов от федеральных законодателей, но и региональных депутатов. Ведь на своем уровне мы не можем установить меры ответственности для работников тех структур, которые имеют федеральное подчинение.

- Что касается моих запросов, я не помню случаев серьёзной задержки ответа от тех или иных ведомств. Другое дело — не всегда устраивает ответ. Но проблемы исполнительной власти, поскольку я там работал не один год, мне понятны. Не всегда есть возможность учитывать те или иные предложения депутатов, связанные с просьбами избирателей. Думаю, штрафные санкции в данном случае не имеют определяющего значения. Многое зависит от того, каков внутренний устой, дисциплина в том или ином ведомстве, и от уровня воспитанности руководителей ведомств.

Михаил Сердюк, член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ«

Подготовили: Мария Соколова, Ксения Редичкина

Депутаты Государственной думы: инструкция по применению

"Сегодня приехал из командировки заместитель по следствию. Вместо обещанной стажировки он получил разнос за то, что следак в течение месяца не выполнил ни одного следственного действия по уголовному делу, то есть просто валял дурака. Курирующий следствие зампрокурора Петров сказал Вовке: "Что делал целый месяц ваш следователь? Ничего не делал! А вы чем занимались целый месяц? Вы помогали ему ничего не делать!" А ведь Петров прав!" (Из тетрадки в линеечку, август 2003 года)

Какая может быть польза от депутата

В предыдущей статье мы с вами определились, что в современной России попытки отзыва вчерашними избирателями нынешних депутатов любого уровня – занятие бесперспективное, так как законодательно закреплённые механизмы воздействия избирателей на бездельников-депутатов до сих пор отсутствуют.

Кроме того, вывели несколько истин в отношениях между народными избранниками и их электоратом, а именно следующие:

  • Избиратель нужен только до момента помещения им бюллетеня в урну для голосования.
  • Депутат полностью независим от избирателей.
  • Наказы избирателей для депутата необязательны к исполнению.
  • Депутат никак не связан своими предвыборными обещаниями.
  • Избиратели не имеют права отозвать депутата, даже в случаях пренебрежения им своими обязанностями.

Вместе с тем это ни разу не повод говорить о том, что депутатов надо оставить в покое, тем самым дав им возможность за счёт бюджета беспрепятственно жир на своих попках нагуливать.

Депутаты Государственной думы: инструкция по применению

Ибо даже от такой формы жизни, как депутат Государственной думы, каждый избиратель имеет право получить что-то полезное для себя.

Это реально доступное и полезное "что-то" – возможность привлечения депутата к рассмотрению обращения (жалобы) избирателя.

Обязан ли депутат рассматривать обращения граждан

Поскольку население в большей степени интересуют не мелкокалиберные депутаты регионального или местного уровня, а ставшие притчей во языцех депутаты Государственной думы, то достаточно просто знать, что рассмотрение обращений граждан производится депутатами ГД РФ в соответствии с целым рядом правовых актов:

Читать все эти правовые акты гражданину совершенно не обязательно, зато он имеет полную возможность сослаться на них в своём обращении (жалобе), что никогда не бывает лишним.

А вот на перечисленные ниже статьи регламента Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации местный автор рекомендует вам обратить внимание исключительно для того, чтобы понять: кое-что депутат для населения делать всё-таки обязан.

"1. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями на соответствующей территории или в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) в соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": рассматривает обращения избирателей, лично ведет их прием в порядке и сроки, установленные настоящим Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводит встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, осуществляет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, обеспечивающие связь с избирателями".

"В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации".

Статья 77.1

Статья 77.2

Так что рассмотрение обращений граждан – не только право, но и обязанность депутатов Государственной думы. И заинтересованному гражданину остаётся определиться лишь с некоторыми моментами такого взаимодействия, чтобы получить в свои руки вполне работающий инструмент, с помощью которого он сможет решить множество своих проблем.

И в первую очередь это.

Как достучаться до депутата

Вариантов тут немного:

  • обращение на личном приёме;
  • письменное обращение в форме бумажного документа;
  • письменное обращение в форме электронного документа.

Вы, разумеется, вольны использовать любой из этих вариантов исходя из своих личных предпочтений, однако думается, что письменное обращение к любому депутату ГД рациональнее делать через портал Государственной думы.

Сделать это можно двумя способами: через специальную форму обращения, либо из личного кабинета, который надо предварительно создать.

С точки зрения возможности гражданином осуществлять контроль за регистрацией и рассмотрением его обращения депутатом личный кабинет безальтернативен, поэтому имеет смысл пройти простенькую процедуру его создания.

Обращение в электронной форме может содержать вложенные документы и материалы в виде одного файла без архивирования. Допустимы следующие форматы файлов: .txt, .doc, .rtf, .xls, .pps, .ppt, .pdf, .jpg, .bmp, .jpg, .tif, .pcx, .docx, .xlsx, .tiff. Размер файла не может превышать 2 Мб.

После этого есть смысл ответить себе на следующий вопрос.

По каким вопросам можно обратиться к депутату?

И это в буквальном смысле, ибо на момент написания данной статьи российское законодательство никак не ограничивает гражданина ни в тематике задаваемых депутатам вопросов, ни в их – вопросов – важности.

Единственное исключение – это обращения, в которых обжалуются законность и обоснованность судебных решений. Такие обращения депутаты всегда возвращают их автору, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

По получении депутатом обращения гражданина у него имеется два законных варианта поведения:

Есть и третий вариант – между строк: если депутат усмотрит в обращении гражданина, а особенно в обращении группы граждан (чем больше, тем лучше) перспективу самопиара с привлечением СМИ, то он возьмёт рассмотрение обращения под свой личный контроль, что сильно повышает результативность положительного разрешения проблем, поставленных заявителями жалобы.

В любом случае направление обращения депутату, в том числе помимо обращения собственно в федеральные и (или) региональные органы исполнительной власти, в компетенции которых находятся поставленные гражданином вопросы, заметно укрепляет позиции заявителя жалобы.

И не стоит гражданину ни копейки.

Депутатов своего региона легко найти на этой странице сайта Государственной думы: Найти депутата.

Выглядит она так:

Депутаты Государственной думы: инструкция по применению

Фильтров на этой странице, как видите, предостаточно: и фамилиям, и по субъектам РФ, по фракциям, по комитетам и просто по алфавиту, так что проблем с поиском и выбором депутата у вас точно не будет.

После этого решаете, станете ли вы регистрировать личный кабинет или ограничитесь одноразовым обращением без возможности отслеживания результатов его рассмотрения.

Как только определитесь – вам сюда: Создание обращения.

Депутаты Государственной думы: инструкция по применению

Интерфейс весьма понятный, так что в недрах портала Государственной думы, в отличие от интернет-тайги, по недоразумению носящей гордое имя "Госуслуги", вы точно не заблудитесь.

Данных для регистрации личного кабинета потребуется немного:

  • страна;
  • электронная почта;
  • пароль (придумываете самостоятельно. – Прим. автора);
  • согласие на обработку персональных данных.

Депутаты Государственной думы: инструкция по применению

Как видите, никаких сложностей не представляет ни создание личного кабинета, ни последующая подача обращения депутату Государственной думы, ни отслеживание процесса его рассмотрения.

Выводы

К сожалению, после проведения выборов российские избиратели полностью утрачивают контроль за своими депутатами, и пока что поделать с этим ничего нельзя.

Но вот заставить из исполнять хотя бы тот минимум общественно-полезных функций, закреплённый в действующем законодательстве, не просто можно, а архинеобходимо. Ибо современная Россия бардаком богата настолько, что нельзя пройти и десятка шагов, на него – бардак – не наткнувшись.

Так что вы имеете полное право обращаться к депутатам и ставить перед ними для разрешения любые вопросы, какие посчитаете нужным, в любом количестве и сколь угодно часто: никто вас в этом праве не ограничивает.

Во всяком случае тогда ни "народные избранники", ни царь не смогут сказать вам, что понятия не имеют о том, что в регионе существуют проблемы, в том числе жизненно важные для населения, о которых они даже не слышали – либо якобы, либо на самом деле.

По крайней мере, безнаказанно.

И депутаты со временем станут встречать своих избирателей соответственно, если

Ваше мнение по данному вопросу?

Высшие образования автора (профессиональные компетенции): юриспруденция, экология, биология, химия, педагогика; медицина (Ludwig-Maximilians-Universität München, Deutschland); пищевое производство и технологии. Государственные аккредитации: законотворчество, экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (Министерство юстиции Российской Федерации).

Олег Сметанин: никто лучше самих людей не знает, что именно необходимо сделать для улучшения условий их жизни

— Олег Александрович, как вы оцениваете итоги выборов 13 сентября, перемены в Законодательном собрании и распределение руководящих постов в комитетах на первой сессии 6-го созыва?

— Можно сказать, что итоги выборов отражают ту расстановку сил в городе и области, которая сложилась на сегодняшний день. Каких-то неожиданностей не произошло, победили те кандидаты, которые смогли убедить своих избирателей, что именно они в состоянии решить насущные вопросы, волнующие людей.

У выборов 13 сентября были и свои особенности, которые отличали их от предыдущих выборных кампаний. Во-первых, они были самыми масштабными — 13 сентября мы выбирали не только депутатов Законодательного собрания, но и депутатов городского Совета. Во-вторых, выборы впервые проходили в сентябре, а основная часть предвыборной кампании пришлась на летний период, что не очень-то удобно, поскольку это период наименьшей политической активности избирателей.

Что касается перемен в составе Законодательного собрания, то я бы отметил, что произошло заметное обновление депутатского корпуса, хотя костяк его остался прежним: из 76 депутатов 30 человек получили депутатский мандат впервые. Считаю позитивным фактором, что среди депутатов 9 человек — женщины. Относительно руководства комитетами скажу, что оно избирается самими членами комитетов, как правило, его доверяют наиболее опытным и сведущим депутатам, которые к тому же должны уметь отстаивать свою точку зрения перед руководством Законодательного собрания и на сессиях.

— Вас можно поздравить с избранием заместителем председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам!

— Спасибо. Вообще-то я никогда ни к каким должностям не стремился. Думаю, что коллеги сделали такой выбор потому, что в составе комитета я работаю уже третий созыв подряд, достаточно хорошо знаю проблемы, которые предстоит решать, опыт накоплен, прямо скажем, немалый.

— Вы уже неоднократно избираетесь депутатом по одному и тому же одномандатному округу. Способствует ли это решению проблем, которые приходится решать депутату на территории округа?

— Свой избирательный округ в Законодательном собрании Новосибирской области я представляю с 2001 года. За это время детально разобрался в существующих на округе проблемах, наладил тесное взаимодействие с общественностью округа, муниципальными и областными органами исполнительной власти, отчетливо представляю, какие проблемы и как необходимо решать для того, чтобы людям жилось лучше.

— Как Вы относитесь к такой форме работы, как институт наказов избирателей?

— Глубоко убежден, что выполнение наказов избирателей — важнейшее направление взаимодействия депутата с обществом, своего рода компас, который безошибочно указывает на самые наболевшие проблемы, решение которых больше всего волнует граждан. Никто лучше самих людей не знает, что именно необходимо сделать в первую очередь для улучшения их условий жизни. Задача депутата отстоять интересы своих избирателей, добиться, чтобы максимальное число наказов было принято исполнительной властью и получило бюджетное финансирование.

Не менее важно проконтролировать, чтобы все наказы были выполнены надлежащим образом, поскольку чиновники из корыстной заинтересованности часто вступают в сговор с подрядными организациями и сквозь пальцы смотрят на допущенный брак, наплевав на мнение жителей, принимают работы с многочисленными недоделками.

После этого я неоднократно обращался к главе района с требованием устранить допущенный брак, а после того, как эти обращения не дали результата, я дважды официально ходатайствовал перед мэром о снятии его с занимаемой должности. К сожалению, есть и такие депутаты, которые послушно подмахивают любые согласования, лишь бы не ссориться с властью. На округе, который я представляю, такого не будет никогда.

— В числе первых я вместе с другими коллегами забил тревогу о том, что наказы областных депутатов не выполняются по причине отсутствия финансирования из областного бюджета. Чтобы привлечь внимание к этому больному вопросу, даже предлагал официально признать закон о наказах недействующим. По моей инициативе областным правительством было принято решение о выделении на каждый областной избирательный округ так называемого депутатского фонда в размере двух миллионов рублей ежегодно, именно на эти средства на нашем округе по решению Совета общественности было установлено 26 детских игровых площадок.

Согласно новому областному закону о наказах, областные депутаты могут принимать только те наказы, которые имеют областное значение, все прочее передается в ведение городских депутатов. С одной стороны, это правильно: никто не имеет права нарушать федеральное законодательство. Но в то же время нельзя забывать и о том, что Законодательное собрание области относится к представительной ветви власти, а областные депутаты по закону обязаны представлять интересы своих избирателей. Людей же в первую очередь волнуют не столько мегапроекты, сколько те проблемы, которые находятся у них под боком и не дают возможности нормально организовать повседневную жизнь.

Считаю, что областные депутаты должны отвечать за все наказы, которые дают им избиратели. Уверен, что при желании можно найти компромисс и организовать финансирование так, чтобы все было в строгом соответствии с федеральным законом. Буду добиваться этого в Законодательном собрании.

— В состав Вашего округа входит как территория многоэтажной застройки, так и частный сектор. Отличаются ли по содержанию наказы их жителей?

— Жителей частного сектора в первую очередь беспокоят вопросы водоснабжения и водоотведения, газификации, электроснабжения, благоустройства дорог и тротуаров. К огромному сожалению, муниципалитетом в этой сфере практически ничего не делается, муниципальная программа благоустройства частного сектора не принята, финансирование не выделено. Из года в год говорят об отсутствии средств в городском бюджете.

Считаю такой подход в корне неправильным. Нельзя мириться с тем, что огромное число жителей нашего города живет в допотопных условиях, лишенных элементарных удобств городской жизни. Депутаты горсовета просто обязаны решать эти насущные вопросы. Денег никогда не будет столько, сколько требуется. Следует определить приоритеты и неукоснительно двигаться в направлении их обязательного выполнения. Если потребуется софинансирование из областного и федерального бюджетов, а оно обязательно потребуется, уверен, что депутаты Законодательного собрания поддержат своих муниципальных коллег.

— Какие главные направления работы Вы определили для себя на ближайшие пять лет?

— Стоящие перед депутатом задачи очень многочисленны. Если говорить о самых главных, назову следующие. Проблемы ЖКХ, а также вопрос о постоянном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги — вот одна из самых больных проблем всего общества, которая затрагивает буквально каждого. Люди просто устали от того, что вопросы содержания и эксплуатации многоквартирных домов решаются либо из рук вон плохо, либо вообще не решаются, они не хотят и не могут мириться с бесконечным ростом тарифов.

Другие вопросы, относящиеся к числу приоритетных, это благоустройство внутриквартальных территорий, организация парковочных мест и автостоянок, создание условий для отдыха граждан, а также для занятий спортом и физкультурой детей, подростков и молодежи.

Огромное значение имеет строительство детских дошкольных учреждений, на сегодняшний день ситуация в этой сфере просто критическая.

Уже давно на первый план выдвинулись вопросы экологии, создания благоприятных для людей условий проживания. В их число в качестве первоочередных входят организация надлежащей уборки придомовых и муниципальных территорий, ликвидация всех несанкционированных свалок, перенос от городской черты полигона ТБО, постоянные возгорания на котором отравляют воздух левобережья и всего города. Сюда же следует отнести организацию зеленых парковых зон, а также реконструкцию сливного коллектора на озере Юго-Западного жилого массива, чтобы жители округа получили возможность без угрозы для здоровья купаться в водоеме и отдыхать на его берегах в летнее время.

— Самое тесное взаимодействие с общественностью — это первоочередная задача любого депутата. На моем избирательном округе все принципиальные решения по любому вопросу принимаются исключительно Советом общественности округа, в состав которого входят члены советов домов, старшие по подъездам, председатели уличных комитетов, представители образовательных, культурных, спортивных и общественных организаций и учреждений. Этот общественный орган открыт для всех, кто хочет приложить свои усилия для улучшения жизни жителей округа. На решения Совета общественности округа я опираюсь и в своей законотворческой деятельности в Законодательном собрании.

Всегда помню и никогда не забываю о том, что всем, чего мне удалось добиться в качестве депутата, я обязан общественности округа, всем своим избирателям, их помощи и поддержке.

— Какие важные решения удалось инициировать в Законодательном собрании?

Тогда я выступил с инициативой обратиться в Правительство РФ и Государственную Думу с предложением разработать такой механизм на федеральном уровне, а также разработать государственную программу льготного долгосрочного кредитования капремонта с погашением процентной ставки за счет государства.

Такое обращение было принято Законодательным собранием и направлено в федеральный центр. В мае пришли ответы из Госдумы и Правительства о том, что эти предложения признаны целесообразными, и по ним ведется работа с целью их реализации.

Если это будет реализовано, а такая уверенность существует, буду считать, что не зря трудился и смог принести ощутимую пользу своим избирателям.

Вакансию "помощник депутата" не так-то легко найти в газетах или на специальных сайтах, где работодатели размещают свои объявления. И это неудивительно, ведь работа в Государственной думе сулит большие перспективы, о которых можно только мечтать. Практически каждый амбициозный молодой человек скажет вам, что помощник депутата - это только первый этап на пути к славе, успеху и, естественно, безбедному существованию. А так ли это на самом деле? Кто же он такой - помощник депутата Государственной думы? Давайте разбираться.

Помощник депутата

Помощники депутата: определение

Обычно помощник депутата - это гражданин РФ, достигший восемнадцати лет и не имеющий судимости. Он выполняет поручения народного избранника, а его деятельность осуществляется в рамках трудового договора или служебного контракта. Если вы имеете возможность совмещать эту деятельность с какой-либо другой, приносящей вам доход, то знайте, что законом это не запрещено.

Количество помощников депутатов в Государственной думе

Прежде чем понять, сколько помощников может иметь тот или иной депутат, необходимо уяснить, что их число напрямую зависит от возможностей и статуса самого слуги народа. Но, согласно правилам, депутат имеет право взять себе не более тридцати помощников, причем большинство из них должны работать на общественных началах. Эти подчиненные обычно не появляются в государственных учреждениях и выполняют массу поручений общего характера.

Непосредственно с депутатом работают не более пяти человек, а допуск в Государственную думу смогут получить и того меньше - только двое. Они работают по контракту, получают фиксированную заработную плату и имеют широкий круг обязанностей. Многие, для кого работа помощником депутата уже в прошлом, рассказывали, что эта деятельность отнимала у них практически все свободное время и не оставляла даже выходных дней. Поэтому, стремясь попасть на работу в Государственную думу, хорошо оцените свои возможности и работоспособность. А вдруг такой жесткий ритм окажется вам не по силам?

Помощник депутата Государственной Думы

Как попасть в Государственную думу?

Если вы твердо решили, что помощник депутата Госдумы - это именно ваше место, то стоит приступить к серьезным действиям. Ведь просто так подобные вакансии никому не достаются. А значит, будьте готовы побороться за свое будущее.

Имейте в виду, что в Думе работают приблизительно четыреста пятьдесят народных избранников, поэтому количество их помощников вы можете подсчитать самостоятельно. Конечно, для начала можно поработать на общественных началах. В Госдуму вас не пустят, но контакт с депутатом вы наладите. А дальше все зависит только от вас. Но существуют и другие способы занять заветную вакансию.

Вступление в политическую партию: кратчайший путь в Госдуму

Стать помощником депутата можно несколькими способами. Первый из них - не самый быстрый, но позволит вам приобрести необходимый опыт и стать увереннее в себе. Имейте в виду, что практически любой депутат выдвигается от политической партии, поэтому вы можете вступить в нее и обратить на себя внимание. Конечно, работать придется много и усердно, но если у вас есть определенные задатки, то вы обязательно будете на хорошем счету. А это уже может послужить основанием для того, чтобы вас порекомендовали на работу в Думу. Ведь помощник депутата может назначаться партией, точнее, рекомендоваться ее руководством. А вот сам депутат редко отказывается от таких предложений, так как люди, прошедшие с самых низов работу в политической партии, идеально подходят для деятельности в правительственном учреждении.

Обязанности помощника депутата

Собеседование на вакансию помощника депутата

Если двигаться по указанному пути вы не хотите, то можете попробовать обратиться напрямую к депутату. Применив некоторую настойчивость, вы попадете на собеседование к слуге народа и получите возможность передать ему свое резюме. В процессе разговора допустимо проявить находчивость и представить себя в наиболее выгодном свете. Учтите, что инициативные и коммуникабельные люди всегда нужны в государственных учреждениях, поэтому у каждого есть шанс занять желанную вакансию. Конечно, если ваши личные качества соответствуют заявленным ниже.

Помощники депутата: какими они должны быть

Мы не будем говорить о банальных характеристиках, которые обычно перечисляют в резюме. Помощник депутата Государственной думы должен иметь следующую совокупность качеств:

  • располагающая и представительная внешность;
  • умение подать себя в обществе и поддержать разговор на любую тему;
  • обладание основами психологии;
  • стрессоустойчивость;
  • навыки работы с документацией;
  • владение тайм-менеджментом;
  • дипломатичность.

Работа помощником депутата

Конечно, это очень сложно совместить в одном человеке. Поэтому депутаты очень ценят своих помощников, которые делают их трудовые будни легче и проще.

Заработная плата помощника депутата

Заработная плата, которую получает помощник депутата Думы, нигде не афишируется. Узнать, сколько вы будете получать на новой должности, можно только непосредственно на собеседовании. И то эта информация не всегда раскрывает полную картину, ведь довольно часто к окладу добавляется масса бонусов. К тому же каждый депутат имеет возможность самостоятельно назначать оклад своим помощникам. Известно, что на заработную плату помощникам выделяется определенная сумма, а применимо к конкретным людям последнее слово всегда остается за депутатом.

Иногда в СМИ просачивается информация о зарплате помощников депутатов. Порой называются суммы в три-четыре тысячи долларов, хотя официально озвученные обычно не превышают двадцати пяти тысяч рублей.

Как назначаются помощники депутата?

Несмотря на то что политическая партия может порекомендовать определенную кандидатуру на должность помощника депутата, выбор все же остается за самим слугой народа. Без его ведома невозможно занять вакансию помощника. Только после личного собеседования и обсуждения всех нюансов будущей работы соискатель может получить одобрение и приступить к своей непосредственной деятельности.

Перед этим он должен пройти процедуру назначения, выражающуюся в соответствующем приказе. Он служит поводом для выдачи специальных корочек, удостоверяющих личность и должность. Удостоверение помощника депутата получает сам слуга народа и передает своим подчиненным. С этого мгновения они наделяются определенной совокупностью прав и обязанностей.

Помощник депутата Госдумы

Обязанности помощника депутата

Круг обязанностей довольно широк и в каждом конкретном случае весьма индивидуален. Ведь помимо основных обязанностей, указанных в трудовом договоре, помощник депутата Государственной думы будет выполнять массу поручений личного характера, которые часто ложатся на плечи соратников избранного слуги народа.

Если говорить об официальных обязанностях, то они включают в себя следующие пункты:

  • ведение записи на прием;
  • организация контроля за встречами депутата;
  • ведение деятельности, направленной на исполнение непосредственных обязанностей, возложенных на депутата;
  • налаживание контактов с избирателями, различными организациями, другими политическими партиями;
  • подготовка и организация встреч различного характера;
  • работа со справочными и архивными материалами;
  • ведение делопроизводства;
  • подготовка проектов, предложений и иных документов, необходимых для непосредственной деятельности депутата;
  • составление речей для выступления;
  • работа по организации предвыборной кампании.

Помощник депутата Государственной

Конечно, это далеко не полный список обязанностей. Но он дает примерное представление о том, с чем вам придется столкнуться в Государственной думе. К тому же имейте в виду, что вы будете заниматься заказом столиков в ресторанах, бронированием отелей в рабочих и личных поездках депутата, покупкой подарков сотрудникам на праздники и тому подобное. Многие депутаты считают, что их личные помощники совмещают в себе широкий функционал и являются самыми необходимыми людьми, которые могут обеспечить высокий рабочий темп и продуктивную деятельность.

Права помощника депутата

Если вы хотите стать помощником депутата для того, чтобы пользоваться определенными правами и гордо показывать свои корочки при любом удобном случае, то даже не стоит претендовать на эту должность. Ведь довольно часто злоупотребление своими правами приводит к негативным последствиям. Известны случаи, когда излишнее бравирование своей должностью приводило к конфликтам и непониманию между участниками ситуации. Поэтому будьте дипломатичны и с осторожностью пользуйтесь своим удостоверением.

Так что же входит в права помощника депутата? Не так уж и много:

  • возможность бесплатно пользоваться всеми видами транспорта на вверенной депутату территории;
  • попадать без записи на прием к руководителям всех госструктур;
  • прохождение в любые организации, органы государственного и муниципального самоуправления по поручениям депутата;
  • возможность присутствовать на всех депутатских сессиях;
  • получение любой корреспонденции депутата, в том числе и личной.

Имейте в виду, что если во время исполнения поручения депутата вам будут чинить препятствия или арестуют, то закон обязывает исполнителей закона немедленно сообщить об этом депутату. Естественно, это не гарант того, что ситуация мгновенно разрешится. Но в любом случае депутат должен знать, где находятся его помощники.

Помощник депутата Думы

Новичок команде депутата: полезные советы

Итак, никогда не забывайте, что ваша деятельность ни в коем случае не должна навредить работодателю. Все, что вы делаете, должно идти на пользу депутату и работать на его имидж. Поэтому контролируйте каждое свое слово и поступок, они будут характеризовать не только вас, но и народного избранника, взявшего вас на работу.

Не стоит быть болтливым, это качество - препятствие для вашей политической карьеры. На своем посту вы можете много видеть, слышать и далеко не все предназначается для ваших глаз и ушей. Поэтому тот, кто молчит и не разглашает информацию, имеет все шансы сохранить свое место и даже получить надбавку к заработной плате.

Помощник депутата должен разделять интересы своего работодателя, а значит быть членом той же политической партии. Это помогает принять правильную позицию и умело выстроить свою линию поведения в важных вопросах.

Заключение

Быть помощником депутата непросто, но эта работа существенно расширяет кругозор, позволяет "обрасти" полезными контактами и помогает выработать многие нужные навыки. Если вы чувствуете в себе силы для того, чтобы войти в Государственную думу, то начинайте действовать уже сегодня.

Читайте также: