Что составляет правовую основу индивидуального учета

Обновлено: 06.07.2024

Персонифицированный учет - это учет сведений о каждом работнике организации или о лице, самостоятельно уплачивающем взносы в системе Пенсионного фонда РФ. Данный процесс осуществляется с целью реализации прав (пенсионных) человека в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат.

Персонифицированный учет и действующее законодательство

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России

Все застрахованные лица подразделяются на:

людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

работают на основании заключенного трудового договора;

работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

Кто участвует в системе пенсионного страхования

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

дата и место рождения;

ИНН (при наличии);

сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

размер уплаченных страховых взносов;

период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

Как работает система персонифицированного учета

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Ответственность за непредставление данных индивидуального учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996.

Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные, предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500 рублей (ст.15.33.2 КоАП).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. № 730п утвержден новый документ для персонифицированного учета – форма СЗВ-ТД, а также . № 730п утвержден новый документ для персонифицированного учета – форма СЗВ-ТД, а также .

. ) обеспечения ведения учреждением приведенного выше персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов вне . № 157н): 1) обеспечения ведения учреждением персонифицированного учета расчетов с получателями выплат (в .

. при условии обеспечения ведения учреждением персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов (в . (учреждением) и (или) уполномоченным агентом персонифицированного учета расчетов с получателями выплат (в .

. при условии обеспечения ведения учреждением: персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов (в .

. взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых . с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования .

. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного . Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного . подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (далее – система). Впрочем, . регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или . регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или .

. установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования .

. группам плательщиков, в случае ведения персонифицированного учета данных по плательщикам указанных платежей . бюджетного учета (группового) с данными персонифицированного учета по плательщикам доходов в бюджет .

. при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет . учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и .

. взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) фондом на . с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . .1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования .

. (4 тыс. руб.), следует вести персонифицированный учет таких доходов, полученных от нее . -11/11559@), организации следует вести персонифицированный учет доходов в регистрах налогового учета .

Согласно действующему законодательству все работодатели обязаны предоставлять в Пенсионный фонд РФ данные о своих сотрудниках. Они касаются начисленных сумм, переводимых на индивидуальные лицевые счета наемных работников предприятия. Законом определяются правила учета данных, касающихся пенсионных накоплений, по каждому гражданину в отдельности.

Определение персонифицированного учета

Персонифицированный учет в нашей стране − это система, в которой собраны все сведения о накопительной и страховой частях будущих пенсий. Он создан Пенсионным фондом РФ, поэтому управление производится им же. Сюда же нужно подавать соответствующие отчеты.

С момента, когда человек начинает свою трудовую деятельность, в Пенсионном фонде РФ на него открывается индивидуальный лицевой счет. За всю трудовую деятельность на нем собираются данные о стаже человека. Таким образом, в руках работника − управление собственным счетом. При начислении пенсии будет действовать следующий принцип: чем больше средств накоплено, тем больше размер пенсии.

Основными задачами, возложенными на организацию и ведение персонифицированного учета, являются:

  • формирование в стране единой инфосистемы, которая содержит самые актуальные сведения о застрахованных лицах;
  • обеспечение прозрачности сведений по начислению накопительных и страховых взносов;
  • постоянное обновление базы актуальными достоверными данными, получаемыми от работодателей.

Главными функциями персонифицированного пенсионного учета являются:

Порядок ведения и предоставления сведений персонифицированного учета

В настоящее время порядок ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах установлен Федеральным законом №27-ФЗ и Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. №766н

· порядок регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

· порядок предоставления в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведений и застрахованных лицах и порядок приема данных сведений ответственными должностными лицами Фонда;

· порядок проверки и контроля достоверности сведений, предоставляемых в Фонд;

· правила ведения документооборота, хранения и уничтожения документов, содержащих сведения персонифицированного учета.

Страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы Пенсионного фонда сведения о работниках (застрахованных лицах), необходимые для ведения персонифицированного учета. В соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ, страхователями являются все юридические лица (в т.ч. иностранные), их обособленные подразделения, а также индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и осуществляющие прием на работу по трудовым договорам или заключающие гражданско-правовые договоры, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Согласно ст.11 Закона страхователь обязан предоставлять в органы ПФР сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (в т.ч. получающего вознаграждение по договорам гражданско-правового характера). В состав этих сведений включаются:

  • суммы заработной платы (дохода), на которые начислялись взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • суммы начисленных страховых взносов.

Сведения предоставляются на бумажном носителе (страхователем лично или по почте) или в форме электронного документа.

Правлением ПФР принят ряд нормативно-правовых актов, утверждающих формы документов для регистрации и ведения персонифицированного учета, а также установлен порядок их заполнения и направления в органы Фонда.

Форма предоставления сведений о застрахованных лицах утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. № 83п (Форма СЗВ-М).

Форма СЗВ-М включает:

  • сведения о страхователе (реквизиты, регистрационный номер в ПФР, наименование, ИНН, КПП, отчетный период, тип формы);
  • сведения застрахованных лицах – фамилия, имя, отчество, страховой номер, ИНН (при наличии).

Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 г. № 2п утверждены формы документов для регистрации граждан системе обязательного пенсионного страхования и Инструкция по их заполнению.

В частности, Постановлением утверждены:

· Анкета застрахованного лица (АДВ-1);

· Страховое свидетельство государственного пенсионного (АДИ-1) и обязательного пенсионного страхования (АДИ-7);

· Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1);

· Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К) и другие.

Инструкция по заполнению форм документов персонифицированного учета устанавливает подробный порядок заполнения и передачи данных в территориальные органы ПФР и содержит более 80 различных таблиц.

Сроки сдачи отчета по персонифицированному учету

Отчеты по персонифицированному учету сдаются в ПФ РФ по итогам каждого квартала. Срок сдачи документов − до 15-го числа второго месяца, который следует за отчетным кварталом.

Ответственность за нарушение порядка предоставления сведений персонифицированного учета

Финансовая отвественность

Сотрудники, ответственные за подачу указанных сведений, несут ответственность за их правильность и достоверность.

Контроль за достоверностью предоставляемых сведений осуществляется территориальными органами ПФР. При обнаружении ошибок и (или) их несоответствия сведениям, имеющимися у ПФР, а также при их несоответствии установленным формам и форматам, страхователю вручается уведомление об устранении ошибок (лично под расписку, по почте заказным письмом или в электронном виде). На устранение указанных ошибок страхователю отводится строк 5 рабочих дней.

За непредставление сведений в установленные сроки или представление неполных (недостоверных) сведений, а также неустранение ошибок руководители и должностные лица страхователей несут финансовую ответственность, установленную ст.17 с Федеральным законом № 27-ФЗ.

С 2016 года возлагается штраф на работодателей, которые:

  • несвоевременно подали отчет − в размере 5 % от суммы всех страховых взносов, которые были начислены за отчетный период. Штраф начисляется за каждый месяц просрочки. Его сумма не может быть меньше 1000 рублей и не может превышать 30 % от суммы начислений;
  • подали недостоверные сведения − в размере 5 % от квартальных отчислений. Но этот штраф взыскивается уже через суд.

Поэтому отчет нужно вести грамотно и корректно.

Помимо финансовой ответственности, стоит отметить, что лица, занимающиеся этим на предприятии, а также ответственные работники пенсионного фонда, которые кропотливо вводят данные в базу, решают судьбу будущих пенсий. От них зависит как корректность начислений, так и правильность ввода, а значит, и управление пенсионными накоплениями. В будущем это напрямую отразится на размере пенсий.

Помощь в ведении персонифицированного учета

Специалисты компании – это профессионалы высокой квалификации в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, трудового законодательства и права. Имея огромный опыт ведения персонифицированного учета, мы гарантируем правильность и точность его составления на вашем предприятии и своевременное предоставление в органы ПФР. Передавая нам эту работу, вы можете быть уверены, что ведение персонифицированного учета на вашем предприятии будет соответствовать всем требованиям действующего законодательства.

Наши тарифы

1-20 сотрудников 150 руб. за каждого сотрудника
21-50 сотрудников 125 руб. за каждого сотрудника
51-100 сотрудников 100 руб. за каждого сотрудника
Свыше 100 сотрудников Цена договорная

Бухгалтерский учет может быть относительно простым, сложным и очень сложным, хотя принципы отражения финансово-хозяйственных операций в учетной системе едины для предприятий с различными видами деятельности и любой формы собственности.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД ).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Указанные признаки также приведены в Разъяснениях Минюста России о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации с ссылкой на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

- законов РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов;

- федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ в форме постановления и распоряжения. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ ( ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ).

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор Российской Федерации - международный правовой акт, означающий международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования ( пп. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора..

Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

- ненормативные акты общего характера;

- акты официального разъяснения;

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Виды правовых актов

Существует зависимость вида акта от его нормативного содержания и органа принятия.

Нормативные правовые акты принимаются (издаются) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в виде законов, указов, постановлений, приказов, правил, инструкций, положений и т.д.

Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается". Минюст России в Разъяснениях о применении указанных Правил, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, НПА Банка России либо акты рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов. Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Локальные нормативные акты принимают работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями ( ст. 8 ТК РФ). Наиболее распространенные формы таких актов - положение, правила, инструкция и т.д.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,

имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

- жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

- носят индивидуально - правовой характер,

- направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

- образцы деловых бумаг;

- научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования*

(с изменениями на 26 мая 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 339-ФЗ (Российская газета, N 281, 13.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

С 1 января 2014 года в настоящий документ вносились изменения на основании абзацев четвертого - тринадцатого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Одобрен
Советом Федерации
20 марта 1996 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе употребляются следующие основные понятия:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь";

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

страховой номер индивидуального лицевого счета - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

абзацы одиннадцатый - пятнадцатый предыдущей редакции с 1 января 2020 года считаются соответственно абзацами двенадцатым - шестнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ.

профессиональная часть индивидуального лицевого счета - составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения страхователем за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (профессиональный стаж), о выплатах и иные сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

профессиональный стаж застрахованного лица - суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались пенсионные взносы в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год;

Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета

1. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 136-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 136-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

абзацы пятый - десятый предыдущей редакции с 1 января 2020 года считаются соответственно абзацами шестым - одиннадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ.

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам;

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

Комментарий к статье 2 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета

В каждом законодательном акте содержится правовая норма, которая определяет место данного закона в системе российского законодательства. Из преамбулы рассматриваемого Закона и комментируемой статьи видно, что данный законодательный акт является одним из законов, регулирующих определенный институт российского законодательства по вопросам обязательного пенсионного страхования.
В комментируемой статье предусмотрено, что правовую основу ИПУ составляют Конституция РФ и другие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты страны. Конституция РФ непосредственно не закрепляет систему правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Однако в Конституции РФ в ст. 39, ч. 2, содержится правовая норма о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом, Конституция РФ содержит норму, обязывающую государство на законодательном уровне регулировать вопросы исчисления и назначения трудовых пенсий, а далее государство самостоятельно должно решать для себя то, какими правовыми нормами законодательного характера будут урегулированы пенсионные правоотношения.
Отметим, что с 2001 г. в нашей стране началось коренное реформирование всего пенсионного законодательства страны. Пенсия каждого человека (застрахованного лица) состоит теперь из базовой, страховой и накопительной частей. Следует отметить, что к 2000 году наша страна, как и ряд других зарубежных стран, стала сталкиваться с такой проблемой, как общее старение населения. Год от года общий суммарный объем выплат по трудовым пенсиям во многих развитых странах ЕС достигает от 15 до 20% ВВП страны.
К настоящему времени наша страна могла столкнуться с такой же проблемой, и львиную долю всего экономического прироста ВВП РФ уходило бы на выплаты пенсий и других социальных пособий. Действующее пенсионное законодательство страны позволяет увеличивать размер пенсионных накоплений граждан (застрахованных лиц) не только за счет того, что за период их трудовой деятельности накапливается общая сумма всех страховых выплат, совершенных работодателями за застрахованных лиц, но и за счет того, что суммами накапливающихся страховых выплат можно управлять. Данные денежные средства можно инвестировать в соответствии с действующим законодательством РФ, инвестиции будут приносить доход, и данный доход также прибавляется к общей сумме всех страховых выплат застрахованного лица.
Обратим внимание на то, что многие до недавнего времени экономически благополучные страны теперь проводят государственную политику по замораживанию или даже урезанию всех пенсий и других социальных выплат своим гражданам. В нашей стране этого не произошло, и даже наоборот в 2010 г. происходит прирост в пенсиях граждан.
Дав возможность инвестировать свои пенсионные накопления (суммы страховых взносов, другие выплаты), наше государство пошло по пути других европейских стран, в которых таким образом пытаются решить проблему увеличивающихся год от года выплат трудовых пенсий в общей массе ВВП страны.
Основным законодательным актом, который устанавливает структуру пенсионных правоотношений в нашей стране, является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Именно данный Закон впервые в нашем пенсионном законодательстве выделяет такие части трудовой пенсии по старости, как базовая часть, страховая часть и накопительная часть. До этого пенсионные накопления всех застрахованных лиц формировались только исключительно за счет страховых выплат и иных обязательных платежей, совершаемых в ПФ РФ и его территориальные подразделения, а недостающую сумму финансировал государственный бюджет страны.
Пенсионное страхование, как и система ИПУ, существует в нашей стране уже довольно давно, комментируемый Закон был принят в 1996 г. Однако смысл введения ИПУ до пенсионной реформы 2001 г. был иной, чем в настоящее время. Ранее ИПУ просто позволял учитывать общую сумму всех страховых взносов, совершенных за застрахованное лицо в рамках правоотношений по пенсионному страхованию, давал возможность точно определить и рассчитать все периоды трудовой деятельности гражданина, упрощал порядок реализации пенсионных прав граждан.
Но впоследствии в ИПУ стали отдельно учитывать и доходы от инвестирования сумм страховых взносов, таким образом, система формирования пенсионного капитала гражданина за весь период его трудовой деятельности усложнилась. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в настоящее время регулируются Федеральным законом от 15.10.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 2 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" перечисляет все законодательные акты, которыми регулируются правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Помимо самого Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и комментируемого Закона, Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правоотношения института обязательного пенсионного страхования урегулированы еще и следующими законодательными актами:
- Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
- Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования";
- Федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации".
Рассматриваемый Закон регулирует лишь часть правоотношений института обязательного пенсионного страхования. Им регулируются вопросы организации и работы ИПУ, которая позволяет систематизировать и сохранять достоверную информацию о пенсионных накоплениях каждого застрахованного лица.
Помимо законодательных актов федерального уровня, регулирующих правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, и в частности по ведению и работы ИПУ, комментируемая статья предусматривает, что подзаконными нормативными актами и международными договорами РФ с другими государствами могут также регулироваться правоотношения по ведению ИПУ.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Важную роль в установлении стандартов пенсионного обеспечения и развитии международного пенсионного права играет Международная организация труда (МОТ).
Конвенции МОТ являются многосторонними международными договорами, которые в случае выполнения государствами - членами МОТ определенных национальным законодательством процедур приобретают для них обязательную юридическую силу. В этих Конвенциях закрепляются основополагающие начала построения системы пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Так, согласно Конвенции Международной организации труда N 35 об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги (Женева, 29 июня 1933 г.) застрахованное лицо имеет право на получение пенсии по старости по достижении возраста, определяемого национальным законодательством, который при страховании работающих по найму не может превышать 65 лет. Право на пенсию может быть обусловлено завершением стажа, который может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования, а также в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая (ст. 4, 5).
Размер пенсии определяется в зависимости или независимо от стажа страхования и представляет либо определенную сумму, либо процент от заработной платы, принимаемой во внимание в целях страхования, либо же меняется в зависимости от суммы выплаченных взносов. Если размер пенсии зависит от продолжительности страхового стажа и ее предоставление обусловливается завершением застрахованным лицом стажа, такая пенсия включает, при отсутствии гарантированного минимума, определенную сумму или часть суммы, не обусловленную продолжительностью страхового стажа. Там, где пенсия предоставляется независимо от завершения стажа, может предусматриваться гарантийный минимальный размер. Если размер взносов зависит от размера заработной платы, учитываемая с этой целью заработная плата принимается также во внимание для исчисления пенсии, независимо от того, обусловливается ли размер пенсии продолжительностью страхового стажа или нет (ст. 7).
Конвенции МОТ, которые регулируют вопросы пенсионного обеспечения, не ратифицировались Российской Федерацией, однако это не означает, что их положения не учитываются в межгосударственных отношениях России и что российское пенсионное законодательство не соответствует или противоречит нормам документов МОТ.
Кроме того, важное значение при осуществлении пенсионного обеспечения имеют международные договоры, заключенные с государствами - республиками бывшего СССР, к которым, прежде всего, относится Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5).
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6).
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.) пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
В случае, если заработок (доход) выплачивается в национальной валюте Республики Казахстан, его размер для исчисления пенсии определяется исходя из официально установленного Центральным банком Российской Федерации курса валют к моменту назначения (перерасчета) пенсии (ст. 3).
Федеральное законодательство всегда дополняется рядом подзаконных нормативных правовых актов, также принимаемых органами государственной власти федерального уровня. Поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство и законодательство о социальной защите населения РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, то законодательство в области обязательного пенсионного страхования и самого пенсионного обеспечения (и как его составная часть - правоотношения по организации и ведению ИПУ) может быть урегулировано как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
В настоящее время можно назвать следующие нормативные правовые акты подзаконного характера, которыми регулируются правоотношения по организации и ведению ИПУ:
- Постановление Правления ПФ РФ от 21.10.2002 N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению";
- Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования";
- Постановлением Правления ПФ РФ от 26.01.2001 N 15 утвержден Регламент регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Постановление Правления ПФ РФ от 03.02.2003 N 15п "Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета";
- Постановление Правления ПФ РФ от 14.12.2005 N 246п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации";
- Постановление Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования".

Читайте также: