Что должен знать директор школы при аттестации

Обновлено: 28.06.2024

1) родным языком и должен знать государственный язык;

2) родным языком и исповедовать свою религию;

3) своей культурой.

171. Участниками образовательного процесса ОУ являются .

1) обучающиеся и педагогические работники;

2) педагогические работники и обслуживающий персонал;

3) обучающиеся, родители и педагогические работники.

181. Директор ОУ при приеме педагога на работу до подписания трудового договора обязан ознакомить его с …

1) приказом о приеме на работу;

2) правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами (под роспись);

3) коллективным договором, правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами (под роспись).

191. Основной задачей руководителя (директора) ОУ является .

1) создание условий и организация педагогического процесса учреждения;

2) непосредственное руководство и управление деятельностью учреждения;

3) осуществляет воспитание и обучение в соответствии с Уставом учреждения.

201. Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?

1) оформление счетов, обход кабинетов, приобретение учебных пособий;

2) обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной работы учреждения, определение стратегии, целей и задач развития учреждения;

3) работа по обобщению передового педагогического опыта, оказание помощи и контроль за самообразованием педагогов, оформление счетов.

211. Основой для составления сметы расходов ОУ являются следующие показатели.

1) количество классов, численность педагогов и другого персонала;

2) численность учащихся и количество классов;

3) сведения о капитальных вложениях и текущих материальных расходах.

221. Если до конца текущего финансового года бюджетные средства ОУ, имеющего статус юридического лица, не использованы полностью, то они .

1) могут быть изъяты у учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования следующего года;

2) остаются в распоряжении учреждения, не могут быть изъяты у учреждения или же зачтены в объемы финансирования следующего года;

3) остаются в распоряжении учреждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

231. Какие свойства памяти развиваются у детей и подростков с возрастом?

1) дословность, избирательность, бессознательность;

2) непроизвольность, неосознанность, механистичность;

3) логичность, ассоциативность, управляемость.

241. Чем характеризуется формирующее обучение?

1) упрощенностью, условностью, фрагментарностью;

2) последовательностью, целенаправленностью, активностью;

3) абстрагированностью, этапностью, поверхностностью.

251. Каковы особенности поведения учащихся подростковых возрастов?

1) эгоизм, зрелость, зависимость;

2) пластичность, скованность, податливость;

3) обидчивость, упрямство, резкость.

261. Действие законодательства РФ об основах охраны труда не распространяется на .

2) всех работников ОУ, за исключением технического персонала;

3) учащихся ОУ, проходящих производственную практику и на граждан РФ, работающих по найму в других государствах.

271. Документ вышестоящего органа управления, который обязателен для исполнения, называется .

1) директивным документом;

3) инструктивным письмом.

Ниже приведены попарно фразы, описывающие различные действия директора общеобразовательного учреждения как руководителя . Вы должны сделать следующее:

1) в каждой паре фраз выберите одну фразу , описывающую действие, которое лично Вам в целом лучше удается осуществлять (по сравнению с действием, описываемым соседней в этой паре фразой);

2) далее оцените, пожалуйста, степень предпочтения выбранной фразы в каждой паре: либо в 2 балла (описываемое выбранной фразой действие удается лучше, чем действие, описываемое соседней в данной паре фразой, всегда или безусловно чаще), либо в 1 балл (выбранное действие удается лучше несколько чаще).

Проделайте это обязательно с каждой парой фраз.

Итак, что Вам лучше удается?

1а. Анализировать взаимодействие с вышестоящим руководством в вопросах организации внеучебной деятельности.

1б. Анализировать участие родителей во вне-учебной деятельности.

2а. Оценивать результаты и корректировать учебную деятельность учащихся.

2б. Оценивать результаты и корректировать маттехобеспечение учебной деятельности.

3а. Планировать и принимать решения по вопросам учебной деятельности учителей.

3б. Планировать и принимать решения по взаимодействию с вышестоящим руководством в вопросах организации учебной деятельности.

4а. Планировать и принимать решения по использованию контактов с коллегами - директорами для обеспечения учебной деятельности.

4б. Планировать и принимать решения по использованию контактов с внешними организациями для обеспечения учебной деятельности.

5а. Обеспечивать реализацию решений по вопросам учебной деятельности учителей.

5б. Оценивать результаты и корректировать учебную деятельность учителей.

6а. Планировать и принимать решения по вопросам внеучебной деятельности учителей.

6б. Планировать и принимать решения по вопросам нормативно-правового обеспечения внеучебной деятельности.

7а. Планировать и принимать решения по использованию контактов с коллегами - директорами для обеспечения внеучебной деятельности.

7б. Обеспечивать реализацию решений по использованию контактов с коллегами - директорами для осуществления внеучебной деятельности.

8а. Обеспечивать реализацию решений по использованию контактов с коллегами-директорами для обеспечения внеучебной деятельности.

8б. Обеспечивать реализацию решений по взаимодействию с вышестоящим руководством в вопросах организации внеучебной деятельности.

9а. Анализировать использование контактов с внешними организациями для обеспечения учебной деятельности.

9б. Анализировать участие учителей в обеспечении учебной деятельности.

10а. Обеспечивать реализацию решений по взаимодействию с родителями учащихся в вопросах административно-хозяйственной деятельности.

10б. Обеспечивать реализацию решений по финансово-экономическому обеспечению административно-хозяйственной деятельности.

11а. Анализировать учебную деятельность учащихся.

11б. Анализировать ведение учебной деятельности учителями.

12а. Обеспечивать реализацию решений по использованию контактов с коллегами - директорами для обеспечения учебной деятельности.

12б. Обеспечивать реализацию решений по вопросам маттехобеспечения учебной деятельности.

  1. а) я стараюсь найти решение, учитывающее интересы другого человека и мои собственные;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

  1. а) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека;

б) я, как правило, стараюсь добиться своего.

  1. а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.

  1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, поскольку знаю, что именно нужно для дела;

б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные стороны вопроса.

  1. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться того, что считаю нужным.

  1. а) я твердо стремлюсь добиться исполнения своей воли;

б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. а) первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные стороны вопроса;

б) я настаиваю, чтобы все было сделано так, как я считаю правильным.

  1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться принятия моей позиции;

б) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

  1. а) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;

б) я всегда настаиваю на своей позиции, поскольку она выверена с точки зрения интересов дела.

  1. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные стороны вопроса;

б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

На каждое утверждение (пункт) предлагаемого опросника нужно ответить знаком “+” (если Вы согласны с утверждением ), либо знаком ”-” (если Вы не согласны с утверждением), либо знаком “0” (если Вы не знаете, или не уверены, как ответить), обведя в Вашем бланке соответствующий знак в каждом пункте.

Рекомендуется долго не задумываться над ответом, так как каждое отдельное утверждение ничего не определяет.

Я работаю директором школы. Наше новое руководство издало приказ о проведении аттестации руководителей на соответствии занимаемой должности. Аттестация ранее была проведена бывшим руководством в 2015 году, и был заключён трудовой контракт до 2020 года. Имеет ли право нынешнее руководство проводить аттестацию до истечения срока трудового контракта? И имеет ли право уволить директора школы, в случае не прохождения им аттестации на соответствие занимаемой им должности?

Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Я работаю учителем начальной школы. Это моя основная должность. Ещё у меня есть нагрузка по внеурочной деятельности - педагог дополнительного образования 5 часов. Директор просит написать заявление на аттестацию как педагог дополнительного образования на соответствие занимаемой должности. Могу я отказаться от аттестации. На какой документ могу ссылаться. Спасибо.

В 2003 году прошла аттестацию в школе по должности заместителя директора по воспитательной работе сроком на 5 лет с присвоением 12 разряда. В 2004 году перешла в специализированную школу - интернат на должность вожатой. По какому разряду мне должны платить?

Могу ли я остаться на должности зам. директора школы, если отказалась от аттестации?

Я на должности директора школы 2 месяца. Может ли мне проверка по знергетической безопасности выписать штраф, так как у меня нет аттестации по пожарной части, они выписывают это всем директорам, но я только что на должности.

Какова процедура аттестации заместителя директора школы на соответствие занимаемой должности? Где и кем она проводится?

Может ли директор школы провести внеочередную аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности?

Директор школы и завуч работают первый год. Имеют ли они право проводить аттестацию педагогических работников школы на соответствие занимаемой должности?

Я работал директором школы и вёл уроки ОБЖ, имею высшую квалификационную категорию по должности преподаватель-организатор ОБЖ. Сейчас я ушёл с должности директора на должность преподавателя-организатора ОБЖ и веду уроки математики. По какой категории мне будут оплачиваться часы математики? Необходимо ли мне в этом случае проходить аттестацию по должности учитель и не через два ли года? Последний раз я по данной должности проходил аттестацию 7 лет назад.

В школе уволился директор. Исполняющим обязанности назначен заместитель. На должность директора претендуют три человека, включая исполняющего обязанности. Все трое успешно прошли аттестацию на должность руководителя. Все трое ждут назначение на должность. За кем право получить должность? На какой срок назначается в данном случае исполняющий обязанности руководителя? Может ли такое назначение быть бессрочным?

Может ли образовательное учреждение аттестовывать зам директора школы на соответствие занимаемой должности и устанавливать им доплату при положительном прохождении аттестации.

Зам. диретора по УВР ушла в декретный отпуск. Я исполняла её обязанности 2,5 года во время её отпуска. Исполняющей обязанности была назначена официально, имею аттестацию на должность завуча. Бывшая завуч выходит из отпуска на своё место. В это же время увольняется другой зам. директора по УМР. Должен ли директор предложить эту освобождающуюся должность мне или может предложить её другому работнику школы?

Имеет ли законное право Управление образования города (учредитель) проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности в виде собеседования и тестирования для заместителя директора школы? Ведь Управление образования не является работодателем для заместителя директора школы. Спасибо за ответ.

На момент аттестации и принятия на должность зам. директора по безопасности спортивной школы сотрудник имел из образования только аттестат об окончании школы, последнее место работы согласно трудовой, официантка кафе 1 год и заведующая общежитием 5 лет, в аттестационном листе на момент аттестации указано образование Механико-технологический техникум. Но данного диплома не существует и по сей день. Законно ли данное лицо занимает должность заместителя директора при отсутствии высшего образования?

У директора школы заканчивается срок трудового договора, может ли он перейти в статус исполняющего обязанности и провести его аттестацию как кандидата на должность руководителя образовательной организации.

Скажите пожалуйста, кто должен проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности у воспитателей детского сада: старший воспитатель или директор школы и завуч при условии что детский сад входит в состав школы?

Я прошла аттестацию по должности педагог-библиотекарь на первую квалификационную категорию, но в образовательном учреждении это не повлияло на увеличение зарплаты. Прав ли директор школы?

В должностной инструкции у заместителя директора школы прописано, что необходимо пройти аттестацию в течении 3 х месяцев, он ее еще не прошел, можно ли его перевести на должность исполняющего обязанности, пока он не пройдет аттестацию? Если можно, то как это правильно оформить?

Принята на работу в школу методистом. С первого дня по приказу директора работаю учителем 14 часов и методистом 1 ставка. Прошла аттестацию по должности учитель высшая кв категория и методист высшая кв категория. Стаж в учреждении 4 года, всегда в должности методиста и учителя (есть запись в трудовой). Может ли директор не дать часы учителя. По всем направлениям очень высокие показатели, большая активность в школе, районе, городе, много выступлений, семинаров, курсов в том числе Менеджер образования, предметные курсы по должности учителя.

С 01.09.2011 меня перевели с должности учителя на должность ЗУВР и протарифицировали на 1 ставку (основная и старшая школа)+0,5 ставки внутреннее совмещение (начальная школа)+ доплата+ разовые надбавки. С 01.01.2012 школа перешла на НСОТ. По новой тарификации мне оставили 1 ставку ЗУВР (40 ч. нагрузки в неделю) без стимулирующих выплат. Объем выполняемых мною должностных обязанностей остался прежним. Чтобы все выполнить, мне приходится работать по 10-12 ч. ежедневно, т.е. сверх 40 ч. - бесплатно. Со слов директора, слишком раздут штат АУП, поэтому объединились должности. В школе 22 класса (из них 11 кл начальной школы), дошкольная группа, 544 уч-ся.Разве на такую школу дается 1 ставка ЗУВР? Штатное расписание является закрытым документом. Средняя зарплата за первый квартал - 43250 р., стимулирующий фонд за первый квартал - 279000 р.Мой функционал - дошкольная группа, 11 кл начальной школы (в том числе пилотные), 9 классов основной школы (в т.ч. 4 гимназических), 2 кл старшей школы, табель, замены, расписание, нагрузка учителей, ВШК (журналы, дневники, тетради, посещение уроков), работа с молодыми специалистами, одаренными и слабоуспевающими детьми, СтатГрад, МРКО, оператор КПМО, мотрудничество с методистами СП ОМЦ, базы ЕГЭ и ГИА, итоговая аттестация, отв. за набор в 5-й гимназический класс, мониторинг МЦКО. Моя ставка - 70000 р.

Я назначен на должность директора спортивной школы. Вступив в должность, обнаружил чтов штате имеются тренеры-преподаватели не имеющие ни педагогического, ни специального спортивного образования. Кроме того, вот уже год они отказываются пройти аттестацию (которой у них нет). Могу ли я их уволить и по какой статье?

Я работаю учителем русского языка в школе, хотя по специальности я - учитель начальных классов. Русский язык преподаю 14 лет, недавно прошла аттестацию на подтверждение занимаемой должности. Директор угрожает уволить меня, поскольку в школу приходит молодой специалист. Я хочу знать, имеет ли право директор уволить меня или он обязан предоставить мне другую учебную нагрузку в соответствии с моей квалификацией. Спасибо.

Я преподаватель по классу флейты в ДМШ.

У меня вопрос по аттестации. Возникла такая проблема, где я могу пройти аттестацию по должности концертмейстера.​

Основное место работы - ДМШ, по совместительству работаю в колледже искусств концертмейстером оркестра.

Решила пройти аттестацию, в ДМШ последние годы в должности концертмейстера официально не работала, хотя не прекращала концертную деятельность в составе откестра, различных ансамблей и сольно, т.е. работала неофициально за стимулирующие, на просьбу оформить меня концертмейстером, говорили нет ставок. В сентябре хотела подать заявление на атестацию, в ответ получила отказ, с объяснением, что последние годы не работала в этой должности (ранее, примерно до 2013 г. по этой должности работала официально и имела 2 категорию).

Решила пройти аттестацию в колледже, но в колледже был перерыв в работе 1 год, директор колледжа отказывается подписывать документы. И в колледже и музыкальной школе у меня очень много наработано, есть грамоты с различных конкурсов, методические разработки и т.д.

Такие вопросы: Имею ли я право пройти аттестацию с перерывом один год в колледже?

Имею ли я право пройти аттестацию в муз. школе, не работая в данный момент официально в должности концертмейстера?


Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.


Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!


«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.


Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.


Должностные обязанности директора школы – это серьезный и ответственный труд, который не каждый сможет осилить. Руководить учебным учреждением может только настоящий профессионал с подобающим стажем, перечнем обязанностей и ограничений, о котором и пойдет речь в данной статье.

Основные положения, перечисленные в должностной инструкции

Должностная инструкция – это главный юридический документ, в котором подробно описаны и закреплены все обязанности и полномочия сотрудника, осуществляющего работу на какой-то конкретной должности.

Работа с учениками

Ее общие положения, описывающие общие функциональные обязанности директора школы, выглядят следующим образом:

  • Человек, претендующий на должность директора учебного учреждения, должен иметь диплом о высшем образовании по таким направлениям профессиональной подготовки, как “Управление персоналом”, “Менеджмент” или “Государственное и муниципальное образование”. Более того, он обязан иметь пятилетний стаж работы на любой педагогической должности, что подтверждается специально проводимой при приеме на работу аттестацией.
  • Директору запрещается совмещать свою работу с какой-либо другой занятостью в сфере управления.
  • В случае если директор образовательной организации находится в отпуске или у него появились проблемы, мешающие осуществлению рабочей деятельности, все его обязанности исполняет сотрудник, поставленный заместителем директора (обязанности зам. директора школы также будут рассмотрены далее).
  • Директор школы может выпускать распоряжения, которые обязаны будут исполнить все или отдельные сотрудники школы или ученики. Более того, в его компетенции находится отмена любых распоряжений сотрудников с более низким рангом.
  • При исполнении должностных обязанностей директору необходимо следовать законодательству Российской Федерации и Уставу непосредственно учебного учреждения.

Функции руководителя учебного учреждения

Основных функций, которые выполняет сотрудник на должности исполняющего обязанности директора школы, всего две:

  1. Осуществление координации всей работы по учебной и воспитательной части и обеспечение деятельности, связанной с административными и хозяйственными обязанностями.
  2. Создание подходящих условий для правильного осуществления всего перечня правил и технических норм по безопасности в образовательной организации.

Контакт с педагогическим составом

Обязанности директора школы

Обязанностей у руководителя школы много. Вот перечень самых основных:

Как видите, функциональные обязанности директора школы – это внушительный список, состоящий из достаточно сложных пунктов. Если вы претендуете на данный пост, еще раз пройдитесь по ним и подумайте, сможете ли вы выполнить все на должном уровне. Исполнение обязанностей директора школы – это не для всех. Здесь необходимы профессиональные навыки.

Права директора учебного заведения

С должностными обязанностями директора школы мы разобрались. Однако не стоит забывать, что у лица, занимающего такой высокий управляющий пост, есть и определенный перечень прав. Итак, права директора учебного заведения выглядят следующим образом. Директор имеет право:

  • раздавать указания для всех сотрудников школы, которые обязательно должны быть приведены в исполнение;
  • награждать или же наказывать (в порядке проведения дисциплинарных взысканий) сотрудников образовательной организации;
  • вести переговоры с учредителями по поводу каких-либо договоров, если он посчитает нужным что-либо в них изменить;
  • посещать уроки, проводимые педагогами, на свой выбор (впрочем, после звонка, оповещающего о начале урока, директор может находиться в учебной аудитории только в случае особой надобности);
  • в случае необходимости осуществлять отмену уроков или вносить изменения в обычный учебный график;
  • решать возникающие конфликты, если они нарушают правила поведения или устав школы (косвенно пересекается с обязанностями директора по воспитательной работе).

Ответственность директора школы

Если директор школы не выполняет предписанные ему обязанности согласно правилам и уставу школы, он может столкнуться с дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнения с должности, так как имеет место нарушение прямых трудовых обязанностей. Также он может быть лишен своего поста в случае, если случилось не соответствующее правовым актам воспитание ребенка, в том числе с применением физической силы или психического давления. Другие аморальные поступки того же толка также повлекут за собой увольнение согласно закону “Об образовании”.

Административная ответственность грозит директору учебного заведения в том случае, если он нарушил правила пожарной и технической безопасности или санитарные и гигиенические нормы, а также охрану труда. Если им, помимо всего прочего, был нанесен тяжелый вред материальному содержимому образовательной организации или кому-либо из сотрудников школы, он также может понести серьезную материальную ответственность.

Связи директора школы

Исполняющий обязанности директора школы должен поддерживать определенный перечень связей. Его график состоит из 40 часов в неделю, во время которых директором поддерживается связь с:

  1. Советом школы, которой руководит директор.
  2. Педагогическим советом, в который входят ее учителя.
  3. Органами местного самоуправления (сотрудничество с депутатами важно для любой образовательной организации).

Работа с детьми

Управляющий учебным заведением каждый год сам распоряжается своим рабочим графиком на каждую четверть учебы, при этом он ведет отчеты, которые в дальнейшем идут учредителям и представителям местных муниципальных органов. Также он получает от них необходимое информирование о всех текущих нормативных и методических делах и событиях, расписывается в каждом из подобных информирующих документов.

Основные положения заместителя директора

Директору любого образовательного учреждения не обойтись без так называемой “правой руки” в лице заместителя, самого близкого по иерархии школьного управления помощника. Он занимается вопросами воспитательной работы, курирует работу педагогического состава, организовывает культурно-оздоровительный досуг учеников образовательной организации и выполняет много других задач разной степени сложности.

Исполняющий обязанности заместителя директора школы также считается руководящим лицом, а на пост может быть назначен или уволен только приказом самого директора. Для этого претендент должен обладать стажем трехлетней работы на должности педагога или сотрудника, ответственного за воспитательную работу.

В случае если сам заместитель по какой-либо причине отсутствует, все его обязательства должен исполнить нижестоящий по рангу сотрудник образовательной организации (это может быть социальный педагог или любое другое должностное лицо, имеющее право замещать заместителя в соответствии с распоряжением директора).

Знания, необходимые исполняющему обязанности заместителя директора школы:

  • законодательство Российской Федерации и сопутствующие требуемые документы в сфере образования и прав детей, проходящих обучение в школе;
  • педагогический фундамент, а также основы психологии и перечень методов, применяемых в работе воспитательной направленности;
  • азы политики, осуществляемой государством в отношении молодежи;
  • знания, позволяющие провести глубокий анализ деятельности коллектива образовательной организации и ее результатов.

Учебно-воспитательная работа

В своей работе заместитель директора школы основывается на законодательство Российской Федерации, устав школы, прямые указания руководящего начальства и должностную инструкцию, необходимую к ознакомлению.

Функции заместителя директора школы

Функций у работника на посту заместителя управляющего учебным учреждением несколько, все они имеют такое же первостепенное значение, как и функции директора. Во многом качество образовательного процесса, разнообразных методик, исследований психологии молодежи и многих других вещей, связанных как с учебой, так и с воспитанием молодого поколения, зависит именно от заместителя директора, потому что большая часть работы непосредственно с учениками, их родителями и заинтересованными органами, ведущими деятельности по вопросам молодежи, лежит именно на его плечах.

Итак, основных функциональных обязанностей заместителя директора школы четыре:

  1. Занимается делами по организации процессов учебы и воспитания в рамках образовательной организации.
  2. Следит за исполнением дисциплинарных норм и правил на территории учебного заведения в соответствии с порядком, установленным уставом и другими локальными нормативно-правовыми документами, регламентирующими данные вопросы.
  3. Организует систему классов и кабинетов в школе, а также работает над ее постоянным совершенствованием для большей продуктивности как в вопросах преподавания со стороны педагогов, так и в вопросах обучения со стороны учеников.
  4. Курирует учителей в вопросах их профессиональной подготовки, помогает решать какие-то задачи, связанные с преподавательским процессом, разрешает спорные ситуации на правах управляющего лица.

Обязанности заместителя руководителя школы

Должностные обязанности заместителя директора школы по УВР (учебно-воспитательной работе) не менее важны и сложны в исполнении, как и у самого руководителя учебного учреждения. Заместитель директора выполняет перечень обязанностей:

  • ведение продуманной воспитательной работы в соответствии с подходящей условиям конкретной школы моделью, которую он сам же и формирует (обязанности зам. директора школы по воспитательной работе являются, пожалуй, самими важными);
  • курирование работы в области воспитания со стороны других сотрудников школы, в частности педагогического состава, и оказание им посильной помощи в ситуациях возникновения спорных вопросов, требующих решения с вмешательством заместителя директора;
  • контролирование качества в вопросах организации всех процессов воспитания, разработка определенных методик в рамках образовательной организации, составление графика воспитательных программ и мероприятий;
  • должностные обязанности заместителя директора в школе заключаются в организации в ней кружков, клубов или иных объединяющих командных сборищ, ориентированных на занятость учащихся в свободное время и развивающих их творческие способности (принцип культурного воспитания);

Возможный досуг учеников

  • профилактика среди молодежи преступности или мелких правонарушений, проведение воспитательных мероприятий и бесед, поддержание связей с органами, заинтересованными в такой профилактике (например, комиссией по делам несовершеннолетних);
  • обеспечение культурно-оздоровительного досуга учеников во время каникул, праздников или выходных, а также в вечерние часы;
  • решение вопросов питания и медицинского обслуживания обучающихся на территории учебного заведения;
  • курирование работы служб школы, ответственных за психологическую, педагогическую и социальную деятельность (что также является частью должностных обязанностей заместителя школы);
  • организация аналитических форм сбора информации о психологическом состоянии учеников или вопросов, связанных с их учебой и процессом социализации (это могут быть исследования или целенаправленные анкетированные опросы, которые ученики проходят с согласия их родителей в специально выделенное для этого время);
  • присутствие на педагогическом совете и других собраниях учебного заведения, предоставление на них отчетности о проведенной воспитательной работе, обсуждение связанных с этой сферой работы проблем;
  • совершенствование уровня своего профессионального мастерства, работа над профессиональными умениями, посещение специальных семинаров, квалификационных курсов и т. д.

Награждение педагога

Таким образом, должностные обязанности зам. директора ничуть не уступают в сложности и важности обязанностям директора.

Права заместителя директора школы

  1. Проверка рабочей деятельности тех сотрудников образовательной организации, которые структурно подчиняются заместителю директора школы; присутствие в качестве наблюдателя на уроках или каких-либо мероприятиях для учеников, проводимых этими сотрудниками; отдача приказов, обязательных к исполнению со стороны этих сотрудников.
  2. Соответствующее уставу школы и всем необходимым нормативно-правовым актам привлечение провинившихся (в частности в вопросах проведения воспитательной работы) учащихся к дисциплинарному наказанию.
  3. Внесение поправок в учебное расписание в случае крайней надобности, отмена занятий, изменение часов продленки и т. д. Также сюда входит совмещение разных учебных групп в одну, опять-таки в случае необходимости.
  4. Предлагать руководящим лицам планы по усовершенствованию рабочей деятельности заместителя директора в соответствии с его прямыми обязанностями и должностной инструкцией.
  5. Получение от вышестоящих уполномоченных лиц гарантий относительно организационных условий в вопросах оформления документов, которые необходимы заместителю для полноценной рабочей деятельности.

Ответственность заместителя

Обязанности зам. директора школы, как и его права, мы уже рассмотрели, но не стоит забывать, что заместитель также несет ответственность за неисполнение или халатное отношение к своей рабочей деятельности. То же касается и нарушений в сфере правил безопасности труда, дисциплины педагогического уровня и пожарных предостережений. Увольнение или административное наказание грозит заместителю руководителя образовательной организации по таким же принципам, как и самому директору. Обязанности заместителя директора школы по УВР строго необходимы к исполнению.

Связи заместителя директора школы

Заместитель директора учебного заведения работает по тому же графику, что и сам директор, то есть 40 часов в неделю. Этот график утверждает непосредственно директор, расписываясь в соответствующем документе. Заместитель также планирует свою рабочую деятельность, составляя все графики и расписания в пределах учебной четверти самостоятельно. Этот план проходит одобрение директора, который обязан расписаться в нем в течение пяти дней со времени предоставления заместителем и ознакомления с содержанием документа.

Решение возникшей проблемы

Заместитель директора школы по воспитательной работе, обязанности которого не менее сложны, чем у директора, должен во всем ему отчитываться, как своему прямому начальнику, по истечению срока каждой из учебных четвертей, предоставляя ему письменные отчеты установленного должностной инструкцией объема не позднее, чем через десять дней после конца четверти. Заместитель также обязан своевременно ознакамливаться с предоставляемой ему директором информацией и ставить роспись, утверждающую это ознакомление юридически в нужных бумагах.

Заместитель директора школы постоянно поддерживает контакт и обмен данными, являющимися важными в плане его рабочей деятельности и должностных обязанностей с другими сотрудниками школы, то есть участниками педагогического состава, социальным педагогом и т. д. На время отсутствия директора занимается выполнением его рабочих обязанностей (можно заметить, что во многих пунктах должностные инструкции руководителя образовательной организации и его заместителя схожи между собой, поэтому заместитель, по сути, продолжает заниматься своей работой лишь с некоторыми бюрократическими дополнениями).

Заместитель обязан вовремя оповещать сотрудников организации учебного заведения о возникающих в ходе работы проблемах. Также он должен передавать директору все сведения, услышанные на каких-либо собраниях по вопросам рабочей деятельности в данной школе, сразу, как их приобретет. Должностные обязанности зам. директора школы обязывают его незамедлительно выполнять все распоряжения директора, поэтому лучше, чтобы это была работа в тандеме, на благо самой школы.

Читайте также: