Что собой представляет справочная правовая база эталон

Обновлено: 16.05.2024

Чтобы деятельность таких профессионалов, как экономисты, менеджеры, финансисты, обладала свойством успешности необходимо всегда помнить об обязательном использовании средств автоматизации поиска информации по всевозможным вопросам деятельности предприятий и организаций. Также сюда входит снабжение юридической поддержки принимаемыми решениями.

В процессе, когда решаются практические вопросы, важно уметь грамотно применять законодательство. В данном случае пользователь обладает не только непосредственно актами нормативного права, но и интересуется консультациями, разъяснениями специалистов по вопросам права. Помимо этого важно знать прецедентов судебной и арбитражной практики и уметь грамотным образом вести деловую документацию. Существует специальный инструмент, который может обеспечить эффективность решения задач, о которых уже было сказано выше. Он представлен классом нынешних информационных и поисковых систем, которые именуются как справочные правовые системы (СПС).

Справочно-правовые системы – это совокупность, которая содержит в себе массивы правовой информации и инструменты, благодаря которым пользователем системы могут выполняться различного рода операции поиска необходимых документов.

Благодаря таким инструментам можно искать фрагменты документов, заниматься выведением документов или их фрагментов на печать, созданием личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных банках. Важно, чтобы в момент их образования соблюдался некий подход структур и систем, то есть, другими словами, информацию в справочных правовых системах необходимо систематизировать по разделам, отраслям, подотраслям.

Таким образом, итог подобной классификации и структуризации для потребителей информации правового типа предоставит возможность оперативного осуществления поиска информации по их проблемам, которые находятся в их интересах.

Благодаря справочным правовым системам открывается возможность получения доступа к разнообразным видам информации правового типа почти в полномасштабном объеме. При этом, подобная информация может использоваться в профессиональной деятельности. Однако, важно не забывать о том, что информация правового типа , которая заключена в содержание информационных массивов справочных правовых систем, не обращая внимание на обладание ею таким свойством как достоверность, не может представлять собой предмет ссылок в правоприменительной практике. Если есть необходимость, наилучшим образом будет ссылаться как на документы, которые заключены в содержание справочных правовых систем, так и опираться на официальный источник публикации. Именно по этой причине информационные банки всегда обязаны содержать сведения об источниках.

Кластеризация справочных правовых систем

В справочных правовых системах кластеризация выполняется благодаря использованию классификаторов. Любой из подобных классификаторов должен быть построен через разбиение объектов классификации по отдельным группам согласно учрежденному основному признаку. По-другому этот признак называется основанием деления. Любой из классификаторов, опирающийся на отдельное основание представлен:

  • сгруппированным перечнем наименований групп объектов систематизации, которые были отобраны согласно основному признаку;
  • инструментом для объединения и исполнения поиска по конкретному признаку.

Объекты классификации в справочных правовых системах:

  • вид;
  • название документа;
  • принявший орган;
  • дата принятия;
  • тематика.

На сегодняшний день функционирование правовых полей происходит практически во всех известных справочно-правовых системах. Благодаря подобным полям есть возможность проводить поиск нормативных актов права по заранее установленному основанию.

Например, подобный принцип в СПС, разделяет законы Российской Федерации, а также постановления Правительства РФ и указы Президента России.

Классификация справочных правовых систем

Значительное место между классификаторами занимает предметный классификатор. С помощью подобного классификатора становится охарактеризованной тематика. характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу.

Сам классификатор построен по принципу отраслей. Его главный признак представлен предметом регулировки права, он обладает сложной иерархической структурой понятий юриспруденции, которые, в свою очередь, воспроизводят содержание нормативных актов права.

Информационные банки справочно-правовых систем охватывают научно-публицистические и справочные материалы, которые имеют как правовую, так и экономическую направленность. В содержании также имеются изыскания теоретического характера, комментарии законодательства и юридической практики и т.д.

Ряд справочных правовых систем реализует системы поддержки принятия решений, которые включают в себя официальные разъяснения и консультации.

Исследованиями специалистов и экспертов было показано, что большая часть вопросов, касающихся налогообложения и бухгалтерского учета, характерны.

Официально выполненные разъяснения и консультации могут быть предоставлены:

  • экспертами солидных и известных аудиторских и юридических фирм,
  • сотрудниками Министерства финансов РФ,
  • Федеральной налоговой службой,
  • Федеральной таможенной службой.

Помимо названных ранее ведомств, представлять такие разъяснения могут ведомства, регулирующие своими нормативными актами взимание налогов, исполнение налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

Характеризовать качество информационного наполнения справочно-правовых систем может полнота показанной информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе.

Важно отметить, что значительная характеристика представлена качеством компьютерных технологий, которые используются СПС (например, это могут быть поисковые и сервисные возможности, возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя).

Конкурентоспособность той или иной справочной правовой системы в значительной мере может определить общий уровень сервиса и наличие прибавочных услуг, предоставляемых пользователю. Они представлены:

  • наличием интернет-версии;
  • бесплатной демонстрацией системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика;
  • гарантиями устойчивого информационного сопровождения систем на компьютере пользователя;
  • обучением пользователя работе с справочными правовыми системами и его консультирование в сложных ситуациях;
  • возможностью поиска и заказа отдельных документов, которые не включены в стандартный комплект поставки;
  • технической поддержкой систем на компьютере пользователя, восстановлением их после аппаратных сбоев.

Российская Федерация обладает целым рядом компаний, специализация которых требует разрабатывать и распространять справочные правовые системы.

Самыми известными справочными правовыми системами являются:

Исключая тот факт, что существует определенное количество обязательных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально функционирующие компании, которые занимаются производством качественных СПС, неукоснительно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.

Информатизация, основанная на развитии информационных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей, открывает принципиально новые возможности организации экономической жизни и трудовой деятельности людей, развития здравоохранения и образования, сохранения и защиты окружающей среды, предупреждения природных, социально-экономических и политических чрезвычайных ситуаций и кризисов, создания системы эффективного государственного управления и сбалансированного развития международных отношений.

Файлы: 1 файл

Gotovaya_Kontrolnaya_rabota.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Правовое обеспечение национальной безопасности

Юридический факультет очная форма обучения

Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин

Информатика и информационные технологии

в профессиональной деятельности

141 учебной группы 1 курса

Степанов Константин Борисович

Сабурова Екатерина Андреевна

Введение

Информатизация, основанная на развитии информационных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей, открывает принципиально новые возможности организации экономической жизни и трудовой деятельности людей, развития здравоохранения и образования, сохранения и защиты окружающей среды, предупреждения природных, социально-экономических и политических чрезвычайных ситуаций и кризисов, создания системы эффективного государственного управления и сбалансированного развития международных отношений. Информатизация, включающая бурный рост глобальных телекоммуникационных сетей, прежде всего сети "Интернет", коренным образом меняет социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах, ведет к формированию единого мирового информационного пространства. Республика Беларусь как государство, обладающее достаточно развитой информационной и телекоммуникационной инфраструктурой, развитой экономикой и высоким интеллектуальным потенциалом, может и должна быть составной и неотъемлемой частью этого пространства.

Глобализация информатизации, проявляющаяся в интенсивном развитии новых информационных технологий и телекоммуникаций, резком увеличении роли информации не только в работе государственных органов или предпринимателей, но и в повседневной жизни, привела к необходимости нового взгляда на процессы информатизации, как со стороны общества, так и со стороны государства, поставила ряд новых проблем, одной из которых является правовая информатизация.

Целью настоящей работы является рассмотрение правовой информатизации Российской Федерации, государственной политики в области государственной системы правовой информатизации, изучение справочно-правовой системы Эталон.

Глава 1. Основные положения баз данных министерства юстиций РФ


“Эталон” - компьютерная система, предназначенная для оперативного получения законодательных, нормативных и других документов в их действующей редакции. “Эталон” представляет собой базу данных, содержащую более 100000 документов, хранимую на компьютере пользователя, и поисковую оболочку, обрабатывающую эту информацию. Документы, подобранные в этой базе, представляют собой наиболее часто спрашиваемые документы в их действующей редакции. Совершенный механизм обновления базы данных, то есть “закачки” в базу новой информации, которая может проводиться, при необходимости, ежедневно, позволяет держать базу в актуальном состоянии.

“Эталон” - официальная база данных, которая ведется Министерством юстиции Российской Федерации. Сама база не ограничивается 100000 документами, любой пользователь “Эталона”, через региональные Центры правовой информатизации, получает доступ к центральным архивам Министерства юстиции, содержащим более1000000 документов.

Пользователями “Эталона” являются: суды и органы юстиции РФ, Совет Федерации и Государственная Дума РФ, Служба безопасности Президента РФ, Правительство РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, Прокуратура РФ, Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ, Гостехкомиссия, Департамент Налоговой полиции РФ и многие другие.

Полнота и достоверность информации в базе обусловлена возложенной на НЦПИ задачей по информационно - правовому обеспечению федеральных органов государственной власти, судов и учреждений юстиции, задачами по формированию нормативного корпуса Свода законов Российской Федерации. База данных "Эталон" по сути представляет собой машиночитаемую версию Свода законов России.

Вся информация в базе оперативно и регулярно обновляется. Благодаря своему объему и универсальности интересна широкому кругу потребителей от профессиональных юристов до студентов всех специальностей.

При работе с ПК "Эталон" пользователь имеет возможность производить поиск документов по полному или частичному совпадению значений реквизитов документов, по словам, содержащимся в заголовке и тексте документа с учетом структурных единиц (абзац, предложение, словосочетание). [1]
Реализована возможность расширенного поиска документов среди массива схожих видов (например, инструкция-инструктивное письмо). Возможен одновременный поиск документов из разных баз данных.

_________________
1.Кашинский, Ю.И. Проблемы правового обеспечения правовой информатизации / Ю.И Кашинский, М.Г Гриневич, С.П Латушкин // Проблемы правовой информатизации. Сб. статей. Вып. 13. Мн., НЦПИ., 2008.-С. 83-87.

1.2 Основные задачи Министерства Юстиций в информационной сфере

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество". Как указывает А.В. Морозов, "автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России.

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Помимо функций контроля и согласования развития нормативного правового массива Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой системы России.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно- телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно про слеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

· законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации;

· указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

· нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
международные договоры и соглашения,

· а также другие нормативные акты межгосударственного характера;

· действующие нормативные акты бывшего СССР.

гражданские, трудовые, земельные, жилищные, финансовые правоотношения;

обеспечение и защиту прав граждан;

хозяйственную, предпринимательскую, таможенную, внешнеэкономическую, банковскую, биржевую деятельность;

вопросы о ценных бумагах, приватизации, налогах, охране окружающей природной среды, недр и т.п.;

а также представлена судебная практика.

информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации;

автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях [9] .

Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется НТЦ "Система") создан в 1993 году в целях информационно-правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти.

Актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на НТЦ "Система" возложено выполнение целого ряда задач в сфере правовой информатизации России, в том числе функции головной организации по реализации правовой информатизации России.

Информационный фонд НТЦ "Система" составляет более 90000 документов, без учета международных договоров, актов органов исполнительной власти, арбитражной практики. В полном объеме представлены правовые акты с 1990 г. Кроме того, в машиночитаемый вид переведен полный вариант последнего издания "Свода законов Российской империи" в 16 томах.

Пользователями информационного фонда НТЦ "Система" являются органы государственной власти России, силовые ведомства, научные учреждения, коммерческие организации, средства массовой информации.

Различные информационно-правовые продукты НТЦ "Система" установлены в органах исполнительной и законодательной власти 88 субъектов Российской Федерации.

Одной из главных задач НТЦ "Система" является создание и ведение эталонного банка данных правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации. Эталонный банк данных содержит ОФИЦИАЛЬНЫЕ тексты правовых актов федеральных органов государственной власти в машиночитаемом виде [10] .

Тексты правовых актов НТЦ "Система" получает непосредственно из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Важнейшим направлением деятельности НТЦ "Система" является издание и распространение ОФИЦИАЛЬНЫХ машиночитаемых сборников, являющихся электронными копиями официальных периодических изданий "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", выпускаемых издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

В целях реализации государственной политики в сфере информатизации НТЦ "Система" осуществляет государственный учет и регистрацию баз данных и учет банков данных правовой информации в Российской Федерации.

НТЦ "Система" является центральным узлом правовой информации Российской Федерации, обеспечивающим свободный, оперативный доступ к информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации, а также информационный обмен с региональными узлами правовой информации и субъектами Российской Федерации[11].

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства". В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, "Эталон", которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она "ЮСИС", позже название поменялось на "АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на "АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС "Гарант", которая разрабатывалась научно-производственным объединением "Вычислительная математика и информатика". Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО "ВМИ" стало выпускать СПС "Консультант плюс", разработчики же "Гаранта" отделились и образовали компанию "Гарант-Сервис". Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом "Консультант" перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у "Гаранта" счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, "Кодекс". Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, "санитарных норм", конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС "Референт". Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у "Референта" является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение "премиум" и "дополнительной" лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели "Референта" сделали попытку написать нечто вроде "базы знаний", упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС "Право.ру" ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая "не зарекаться от тюрьмы". Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна "докомпьютерная" народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто "знает, где найти". Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством "настоящего юриста". Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме "нормативки" в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. "Консультант" с "Гарантом" при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии "Гарант" предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У "Консультанта" полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под "блоком" или "банком документов" что-то свое. Количество документов в "банке" тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, "Законодательство Брянской области", то все ясно, но вот по названию "Помощник кадровика: Эксперт" (один из тарифов "Кодекса") непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта", "Гаранта", а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика "пробных установок", когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как "количество документов": некоторые производители считают "отдельными документами" разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у "Кодекса" напоминает подход "Референта": пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а "за трафик": каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит "в ноль"…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у "Право.ру" такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию "Право.ру" получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, "Право.ру" создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, "дедовский" способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у "Консультанта" можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у "Консультанта" основным способом поиска до сих пор является "расширенный", когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в "Гаранте".

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска "мутирует" от громоздких "карточек" с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики "Кодекса", именующие свой поиск "интеллектуальным": по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в "Право.ру" — это кнопка "развернуть", позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в "Кодексе".

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В "Консультанте", к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В "Право.ру" фильтрация осуществляется по видам документов, от "федерального законодательства" до "комментариев и консультаций". Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый "поиск по ситуации", когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым "тегам", с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В "Консультанте" инструмент такой сортировки называется "правовым навигатором", а в "Гаранте" тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в "избранное", простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными "партнерами" обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не "на ходу", то "на коленке" уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как "Право.ру". Над ними не довлеет "наследие прошлого" в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Читайте также: