Что служит основой для определения объемов финансового обеспечения выполнения задания учредителя

Обновлено: 04.07.2024

Государственное задание — это главный документ, определяющий плановые показатели объема и качества предоставляемых работ и услуг госучреждения на очередной финансовый год и плановый период.

Зачем составлять госзадание

Нормативное положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания госучреждениями установлено действующим бюджетным законодательством (ст. 69.2 БК РФ).

По БК РФ, государственное задание формируется и утверждается для учреждений:

  • бюджетных;
  • автономных;
  • казенных (по решению органа-учредителя).

Показатели госзадания — это один из источников, которые используются при составлении закона о бюджете. Они и определяют размер предоставляемой организации субсидии на финансовое обеспечение деятельности.

Базовые, отраслевые и региональные перечни услуг и работ

Формирование базовых (отраслевых) перечней услуг, оказание которых предусмотрено для физических лиц, осуществляется федеральными органами исполнительной власти РФ, уполномоченными в соответствующей сфере (Минздрав России, Минобрнауки России, Минспорт России и др.).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1043, на основе Общероссийских базовых (отраслевых) перечней составляются:

  • федеральный перечень — для формирования госзадания учреждениям федерального подчинения;
  • региональные перечни. В связи с тем, что государственное муниципальное задание — это региональный документ, региональные перечни используют для формирования муниципального задания организаций в подчинении органов-учредителей субъекта РФ или органа местного самоуправления.

В федеральный классификатор, кроме услуг из базового перечня, дополнительно включают услуги и работы, выполнение которых предусмотрено нормативными актами РФ. В региональный перечень, кроме услуг из базового, дополнительно включают услуги и работы, предусмотренные нормативными актами субъекта РФ. Важное требование — не дублировать услуги из отраслевого перечня. В каждом субъекте России утверждают только один региональный перечень услуг и работ.

Основные характеристики перечней услуги и работ для целей формирования госзадания представлены в таблице.

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни — Б(О)П

Для кого применяется

Государственные и муниципальные учреждения РФ

Федеральные бюджетные, автономные и казенные учреждения

Бюджетные, автономные и казенные организации субъекта РФ или муниципального образования

Без категории (в интересах общества)

Без категории (в интересах общества)

Признак (услуга или работа)

Услуга (не дублирующая Б(О)П)

Работа (предусмотренная НПА РФ)

Услуга (не дублирующая Б(О)П)

Работа (предусмотренная НПА субъекта РФ)

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Федеральные ОИВ, уполномоченные в соответствующей сфере (ФОИВ-политик)

ВИОГВ субъекта РФ (с учетом предложений региональных ОИВ-учредителей и органов местного самоуправления)

Структура и содержание государственного задания

Общие требования к содержанию документа установлены в п. 1 ст. 69.2 БК РФ. Каждое государственное (муниципальное) задание содержит:

  • показатели объема (содержания) оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • показатели качества оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • порядок контроля за исполнением задания, включая порядок и условия его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении задания.

Если госзадание устанавливается для оказания услуг или выполнения работ юридическим или физическим лицам, то дополнительно определяют:

  • категорию потребителей (физлиц или юрлиц);
  • порядок оказания услуги;
  • предельные цены или тарифы для оказания услуги на платной основе (если это предусмотрено законодательством).

По каждой из госуслуг или работ, включаемых в госзадание, учредитель обязан указывать реквизиты (уникальный номер, наименование услуги или работы, показатели объема и качества, единицу измерения, условия оказания и др.) по действующему перечню (региональному, федеральному).

В Бюджетном кодексе закреплено, кто выдает госзадание, — учредитель, а вот заполняют его бюджетные, казенные и автономные учреждения самостоятельно. В государственном задании рекомендуется указывать возможные и допустимые отклонения для учреждения по показателям объема. В противном случае даже при малейшем невыполнении показателей (к примеру, задание выполнено на 99%) учреждение обязано вернуть в доход бюджета часть субсидии пропорционально невыполненному объему.

На практике встречаются прецеденты, когда учреждение частично не выполняет показатели госзадания, но успевает полностью потратить предоставленную субсидию. Уполномоченные контрольные органы (КСП, КРУ и др.) вправе потребовать сумму возврата средств в доход соответствующего бюджета за счет предпринимательской деятельности учреждения.

Формирование и утверждение заданий

В законодательных нормативах разъясняется, кто устанавливает задание общеобразовательному учреждению, — учредители, они же и утверждают госзадание. Порядок формирования и финансового обеспечения утверждается:

  • для федеральных учреждений — правительством РФ (Постановление Правительства РФ № 640 от 26.06.2015);
  • для учреждений субъекта РФ — высшим органом исполнительной власти (ОИВ) субъекта РФ;
  • для муниципальных — администрацией муниципального образования.

В Постановлении Правительства РФ № 640 от 26.06.2015 закреплен порядок формирования госзадания для государственных и муниципальных учреждений. Задание составляют в процессе формирования федерального бюджета на очередной год и плановый период, а утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня отражения на лицевом счете ГРБС лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на финансовое обеспечение выполнения госзадания (п. 5 Порядка из ПП РФ № 640).

По аналогии с федеральными ОИВ, на уровне регионов и муниципалитетов государственное (муниципальное) задание формируют на этапе составления местного закона о бюджете. Региональные правительства в отдельных случаях устанавливают требование учредителям утверждать его в течение 1 (одного) календарного месяца со дня официального опубликования закона о бюджете соответствующего субъекта РФ. Отдельная заявка на государственное задание не составляется, но в течение отчетного года при реализации задания учреждения оформляют заявки на финансирование для перечисления субсидии на выполнение госзадания.

Государственное задание на 2022 год формируется:

  • в форме электронного документа в региональной государственной информационной системе (ГИС), если это предусмотрено высшим ОИВ субъекта РФ;
  • в форме бумажного документа, если использование информационной системы не предусмотрено
  • в форме электронного документа в информационной системе муниципалитета, если это предусмотрено администрацией муниципального образования;
  • в форме бумажного документа, если использование информационной системы не предусмотрено

Учредитель вправе формировать госзадания в электронном виде в отраслевой информационной системе при условии последующего экспорта электронного документа:

После утверждения оно обязательно публикуется на официальном сайте для размещения информации об учреждениях, а если это предусмотрено Порядком, — на официальном сайте ГРБС и самого учреждения.

В БК РФ определено, в каком случае не формируется муниципальное задание — только для некоторых казенных организаций (п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ). КУ формируют госзадание, только если такую обязанность для них определил ГРБС. Если решения о формировании госзадания для казенщиков нет, его не делают.

Бланк и заполнение государственного задания

В большинстве субъектов РФ высшие исполнительные органы государственной власти регионов и муниципальных образований используют типовую федеральную форму задания. Действующий бланк утвержден ПП РФ № 640. В госзадании необходимо заполнять:

В отдельных регионах типовая форма дополняется отраслевой или региональной спецификой. К примеру, Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38 (ред. от 28.12.2018) дополнительно в форме государственного задания указывается информация о показателях финансового обеспечения по услуге или работе (базовые нормативные затраты на единицу услуги или работы, отраслевой и корректирующий коэффициент по учреждению).

По решению учредителя, бланк дополняют справочной информацией: устанавливают поквартальные значения показателя объема и качества. Это помогает повысить эффективность мониторинга исполнения госзаданий.

Покажем на примере, что такое муниципальное задание для бюджетных учреждений и как оно выглядит в 2022 году.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Предоставление услуг бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.
Каковы особенности финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями?

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Какой порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания?

Структура госзадания

Содержание документа определяется статьей 69.2 БК РФ. Рассмотрим структуру задания:

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

ВАЖНО! Образец заполнения отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501) (для бюджетного учреждения) от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.

Учредитель устанавливает требования к формированию государственного (муниципального) задания. Такую норму содержит статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Учреждение не может отказаться от выполнения задания. Тем самым оно гарантирует учредителю, что будет выполнять свои задачи и служить целям, ради которых создано (ч. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и п. 2.1 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Государственное (муниципальное) задание составляют по унифицированной форме. Все учреждения культуры используют в качестве шаблона форму задания федеральных учреждений в соответствии с приложением № 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 (далее – Положение). Региональные и муниципальные органы управления вносят лишь незначительные правки.

Форма задания содержит три части. Это сведения об оказываемых государственных (муниципальных) услугах, о выполняемых работах, а также прочие сведения о задании. В первых двух частях есть отдельные требования к показателям услуг и работ. Третья часть задания содержит общую информацию.

С чего начать составлять задание

Учтите потребности населения в услугах и работах при составлении задания. Соотнесите их с теми услугами, которые может предложить учреждение. Потребности населения определите исходя из количества потребителей и существующего объема уже предлагаемых и востребованных населением услуг.

Услуги и работы, которые может оказывать ваше учреждение, никакими документами не ограничены. Но они не должны быть противоправными и должны соответствовать видам деятельности (для автономных и бюджетных – видам основной деятельности), предусмотренным уставом вашего учреждения. Услуги, которые учреждение включает в задание, должны быть включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни и классификаторы государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Формулировки наименования услуг задания и базовых (отраслевых) перечней и классификаторов должны совпадать.

Пример: дом культуры решил торговать алкогольной продукцией в розницу.

Такая деятельность будет противоречить основным целям учреждения. Учредитель, органы финансового контроля, иные контролирующие органы в этом случае потребуют прекращения такой деятельности и могут возбудить административное дело – в частности, за продажу алкоголя без лицензии.

Что такое перечни услуг и как их используют учреждения

Задание на 2018–2020 годы учредитель формирует по общероссийским базовым (отраслевым) перечням государственных и муниципальных услуг. Напрямую, без включения услуг из общероссийского базового (отраслевого) перечня в ведомственный. Если какой-либо услуги в базовом перечне нет, а также при необходимости включения в задание работ:

  • учредитель федерального учреждения при формировании задания воспользуется федеральным перечнем государственных работ и услуг, который составляется на основе нормативных правовых актов РФ и включает услуги и работы, не вошедшие в общероссийский (базовый) перечень;
  • учредитель регионального или муниципального учреждения дополнит задание услугами и работами, включенными в региональный перечень услуг и работ, которых нет в базовом перечне, но оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципальными правовыми актами.

Это следует из статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Разобраться в перечнях услуг и работ поможет наша таблица. При формировании заданий должны использоваться сведения из всех перечисленных в ней перечней.

Перечни услуг, которые учитывают при формировании задания на 2018 год

Перечень

Кто применяет

Что определяет

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам

Федеральные, региональные и муниципальные государственные учреждения культуры при формировании задания

Какие услуги будет оказывать каждое учреждение с учетом его вида, подведомственное учредителю. Услуги и работы из базового в федеральные и региональные перечни переноситься не должны

Федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы), оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации

Федеральные государственные учреждения культуры при формировании задания

Дополняют сведения базового перечня услугами и работами, оказание или выполнение которых предусмотрено федеральными и нормативными правовыми актами

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы), оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами)

Региональные и муниципальные государственные учреждения культуры при формировании задания

Дополняют сведения базового перечня услугами и работами, оказание или выполнение которых предусмотрено региональными нормативными и муниципальными правовыми актами

Минфин России выпустил приказ от 18 октября 2017 г. № 153н о перечнях видов деятельности, по которым будут формироваться базовые, федеральные и региональные перечни. На схеме посмотрите базовые перечни в сфере культуры и образования.

Отраслевые базовые перечни в сфере культуры и образования

Направление

Кто утверждает перечни

Совет: за учредителем оставлено право выбора услуг и работ из базового, федерального или регионального перечня. Если учредитель делегирует эту работу вам или просит представить предложения к проекту задания вашего учреждения, советуем принять активное участие в выборе из перечней услуг и работ для включения в задание.

Как правильно заполнить таблицу по показателям в задании

Включите в задание требования к объему и качеству государственной (муниципальной) услуги (работы) (ч. 1, п. 3.1, 3.2 приложения № 1).

Включать ли в задание платные услуги

Платные услуги включайте в задание при соблюдении нескольких условий. Они должны относиться к основной деятельности учреждения, а на их оказание выделяют бюджетные средства. Для бюджетных и автономных учреждений это субсидия из бюджета на финансовое обеспечение выполнения на оказание услуг и выполнение работ. Казенным учреждениям выделяют бюджетные ассигнования на выполнение функций, и услуга (работа) должна быть включена в задание.

Пример: показ спектакля – это платная для посетителя услуга, которая включена в основную деятельность театра. Первый спектакль театр проводит в рамках исполнения задания, а второй – по собственной инициативе за счет средств заказчика или собственных доходов.

В задание вносят услугу по показу спектакля в количестве одной единицы. Включать в задание не надо те услуги и работы, которые относят к основной деятельности театра, но из бюджета не финансируют. Такие работы и услуги учитывают не в отчете по заданию, а в статистической отчетности. Все вышеперечисленное относится и к такой услуге, как посещение музея.

Может ли учреждение проводить мероприятия сверх установленного задания

Учреждение может проводить мероприятия сверх установленного задания. Но только если приносящая доход деятельность соответствует целям создания учреждения и не приводит к снижению объема и качества услуг, которые оказываются в рамках задания (абз. 2 ч. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, абз. 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

Для этого учреждение может заключить гражданско-правовые договоры с организаторами или исполнителями мероприятий, а может выполнить мероприятие сверх задания своими силами.

Как учредитель определяет размер финансирования на выполнение задания

Государственное (муниципальное) задание зависит от возможностей бюджета региона или муниципального образования (ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). Размер финансирования также зависит от набора услуг (работ) учреждения. Следовательно, увеличить финансирование возможно за счет расширения спектра оказываемых услуг и возможности бюджета их финансировать. Если денег в бюджете нет, все дополнительные услуги учреждение может оказывать за счет посетителей (на платной основе), не включая их в задание.

Нужны нормативные затраты, чтобы обосновать бюджетное финансирование учреждения. Затраты отражают потребность учреждения в трудовых, материальных и иных ресурсах для оказания услуги. По решению учредителя могут быть предусмотрены нормативные затраты и для работ.

Нормативные затраты на выполнение госзадания определяйте исходя из:

1) базового норматива затрат на оказание госуслуги и корректирующих коэффициентов к нему;

2) информации из соответствующего базового (отраслевого) перечня:

Нормативные затраты должны учитывать все расходы, которые необходимы для качественного оказания единицы услуги (работы). Это зарплата работников, приобретение материалов, услуги сторонних организаций и т. д. Все сложившиеся по данному направлению расходы делят на нормативный объем оказания услуги в год. Так рассчитывают нормативные затраты. На основании этих данных будет выделена субсидия на выполнение задания.

Вы найдете все, что входит в базовый норматив затрат для оказания услуги, в Общих требованиях, утвержденных приказом Минкультуры России от 9 июня 2015 г. № 1762.

Там же приведены формулы для расчета и методика их применения.

Пример: чтобы рассчитать нормативные затраты на показ спектакля, учтите расходы на зарплату всем занятым в постановке работникам театра, на лампы осветителям, батарейки звуковикам, гвозди монтировщикам, картон, расходные материалы гримерам и т. д. Умножьте полученную сумму на количество поставленных спектаклей в год.

Полученная цифра – нормативные затраты на показ спектакля. Эти сведения предоставьте учредителю для расчета субсидии. Если бюджет учредителя не в состоянии профинансировать нормативы затрат в полном объеме, приведите показатели объема задания в соответствие с финансовыми возможностями. Сократите в такой ситуации показатели объема задания, а оставшуюся часть запланированных спектаклей покажите за рамками задания. То есть учреждение выполнит услуги, относящиеся к основной деятельности, сверх задания за плату для физических и юридических лиц. Обязательно учтите это при формировании статотчетности.

Расчет субсидии находится в компетенции учредителя. Если учредитель поручит расчеты по субсидии самому учреждению культуры, его действия проверяющие органы признают неправомерными. Потому что органы государственной власти и местного самоуправления не должны передавать свои административные функции, в том числе полномочия по планированию бюджета (ст. 15.15.15 КоАП РФ).

Вы обязаны только предоставить учредителю данные, необходимые для расчетов. Например, сведения о ценах на билеты, перечень расходов, сведения о средней фактической цене посещения. Учредитель должен будет обосновать перед проверяющими органами, почему из нормативных затрат он вычел ту или иную сумму дохода от оказания услуг при расчете субсидии.

Субсидия – доход учреждения. Объем субсидии не может уменьшиться в течение срока выполнения госзадания. Исключение – случаи, когда государственное (муниципальное) задание изменяется. То есть если субсидия была предоставлена, учредитель не сможет сократить размер финансирования, оставив то же самое задание.

Ситуация: учредитель объявил об уменьшении субсидии на задание и о сокращении самого задания. Обязан ли руководитель в этом случае произвести сокращение штата и фонда зарплаты

Ответ зависит от того, какой вариант действий выберет руководство.

Как правило, на фонде оплаты труда сказывается уменьшение субсидии на задание, за счет которой выплачивают зарплату работникам. Вы можете уменьшить фонд оплаты труда, если сократите численность работников либо уменьшите зарплату без сокращения штата. Например, уменьшите или исключите из системы оплаты труда стимулирующие выплаты (надбавки, премии), переведете отдельных работников на неполный рабочий день или неделю, предоставите дополнительные неоплачиваемые отпуска. В этом случае вы принимаете решение самостоятельно (ст. 22, 74 ТК РФ). Но учредитель может дать другие прямые указания. Например, определить предельную штатную численность учреждения.

Ситуация: что делать, когда задание выдано, но средств на его выполнение не хватает

Вы не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания согласно законодательству. Если учредитель ограничен в средствах, попытайтесь убедить его снизить количество услуг или требования к их качеству. Однако в большинстве случаев учредитель на это не идет. Сложно представить ситуацию, когда муниципалитет в середине учебного года объявит, что у него нет средств на общее образование и поэтому учреждения будут учить 80 процентов детей либо учить всех, но без соблюдения требований ФГОС.

Поскольку недостаточный норматив – не основание для отказа от выполнения задания, вам остается лишь выполнять задание в рамках имеющихся средств. Соберите доказательства того, что выполнить задание еще более экономно невозможно. Регулярно обращайтесь к учредителю с просьбой разрешить ситуацию. Не забывайте о программе президентских грантов и грантов негосударственных некоммерческих российских и международных фондов.

Можно найти и другие источники дополнительного финансирования. Например, организуйте публичный сбор средств на проект – краудфандинг. Помните, что источниками финансового обеспечения учреждений могут быть пожертвования, гранты, предпринимательская и коммерческая деятельность.

Как учреждению предоставляют субсидию

Учредитель и автономные и бюджетные учреждения заключают соглашения о предоставлении субсидии на задание. В соглашении прописаны права и обязанности сторон, а также правила, условия и график получения субсидии. После поступления денег на счет учреждения вам не нужно подавать в региональный (местный) финансовый орган документы о возникновении денежных средств.

Формы соглашения с учредителем

соглашение о сотрудничестве (типовой формы нет)

государственный (муниципальный) контракт и гражданско-правовой договор

соглашение о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (на основе типовой формы, определяемой уполномоченными органами)

соглашение о предоставлении субсидии на иные цели (на основе типовой формы, определяемой уполномоченными органами)

соглашение о предоставлении субсидии АУ и БУ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (когда АУ или БУ покупает или создает недвижимое имущество)

соглашения о передаче АУ и БУ полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (когда в собственность учредителя приобретается недвижимое имущество с обязательным закреплением на балансе АУ или БУ)

Как внести изменения в задание при смене учредителя

Если у вас сменился учредитель, государственное (муниципальное) задание прекращается. Новое утверждается подписью нового учредителя, который будет обязан обеспечить его финансирование.

Если объем финансирования не уменьшается, показатели задания сохраняются (ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). Вы можете настаивать на уменьшении показателей задания, только когда уменьшается объем субсидии на его выполнение. В остальных случаях, в том числе и при смене учредителя, вопрос об уменьшении задания не обязательно будет решен учредителем положительно.

Как проверят исполнение задания

Учредитель проверит, как вы выполните задание (ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). По результатам проверки учредитель направит вам акт и требование об устранении выявленных нарушений, если они были. Но применять какие-либо меры бюджетного принуждения, требовать возврата средств учредитель не вправе, так как не является специализированным органом по контролю за соблюдением бюджетного законодательства.

Применять меры бюджетного принуждения по результатам проведения проверок вправе только органы внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля (ч. 2 ст. 265, ст. 266.1, 268.1 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетные и автономные учреждения не являются субъектами правонарушений, за совершение которых бесспорно взыскивают бюджетные средства. За какие нарушения и как вас могут наказать, смотрите в таблице.

Как накажут за невыполнение задания

Нарушение

Санкции

К кому применяют

Нецелевое использование бюджетных средств

Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ)

К главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных средств, в том числе казенным учреждениям

Невыполнение государственного (муниципального) задания

Работников, виновных в невыполнении задания, оштрафуют на сумму от 100 до 1000 руб., при повторном правонарушении – от 10 000 до 30 000 руб. Штрафы должностные лица оплачивают за счет собственных средств. Сами учреждения при этом к административной ответственности не привлекаются (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ)

К бюджетным, казенным и автономным учреждениям, которым учредитель утвердил задание

Внимание: с 1 января 2018 года статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ будет дополнена частью 6. В ней будет уточнено, что государственное (муниципальное) задание признают невыполненным в случае недостижения или отклонения показателей объема и качества оказываемых услуг и выполняемых работ, если такие показатели установлены в задании.

При выполнении государственного (муниципального) задания [1] допускается отклонение по количественным и качественным показателям. В рамках статьи проанализируем финансовые последствия отклонений от объема задания – в пределах установленных допусков и свыше этих пределов. В качестве инструмента анализа использован операционный рычаг, демонстрирующий, как изменение объема влияет на конечный показатель, под которым в нашем случае понимаются совокупные затраты на исполнение госзадания.

О допустимом (возможном) отклонении от объема задания.

Согласно абз. 6 п. 3 Положения № 640 [2] для федеральных государственных учреждений в госзадании могут быть утверждены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема. На региональном и местном уровне действуют схожие нормы. Например, в п. 2.4 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Бурятия [3] этот момент оговаривается следующим образом: в государственном задании предусматриваются допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема, в пределах которых государственное задание считается выполненным. Значения соответствующих отклонений не должны превышать 5 процентов.

Аналогично федеральному документу п. 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Тульской области [4] предписывает: в задании указываются допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее отклонение – в отношении всего задания или его части. Вместе с тем значения названных показателей не могут превышать 5%.

В целом анализ нормативных актов всех уровней показывает, что размер допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей объема обычно не превышает 5%, реже 10%.

В Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 Минфин дал рекомендации об исчислении остатков субсидии на выполнение госзадания, образовавшихся в связи с недостижением установленных этим заданием показателей объема. Размер остатка определяется по формуле:

Rост – объем остатка субсидии на выполнение госзадания, образовавшийся в связи с недостижением установленных показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ);

Ni услуга – затраты, связанные с невыполнением госзадания по i-й услуге;

Nw работа – затраты, связанные с невыполнением госзадания по w-й работе.

Затраты, связанные с невыполнением задания по i-й услуге, рассчитываются так:

Ni услуга = ∑i Ni х Vi не вып , где:

Ni – нормативные затраты на оказание i-й услуги;

Vi не вып – невыполненный объем госзадания по i-й услуге.

В свою очередь, при определении последней названной составляющей используется формула:

Vi не вып = Vi ГЗ - Vi откл - Vi факт , где:

Vi ГЗ – объем i-й услуги, установленный госзаданием;

Vi откл – установленное органом-учредителем возможное отклонение от показателей по i-ой услуге, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении);

Vi факт – фактическое значение объема i-й услуги за отчетный период в соответствии с отчетом о выполнении задания.

Затраты, связанные с невыполнением госзадания по w-й работе (Nw не вып ), определяются исходя из затрат на выполнение этой работы пропорционально ее невыполненному объему с учетом возможного отклонения от показателей, установленных в государственном задании по данной работе, в пределах которых задание считается выполненным (при установлении).

Многие региональные и муниципальные нормативные акты содержат аналогичные методики. Например, в п. 41 Положения № 396 предложена такая формула расчета остатка субсидии, который подведомственное учреждение должно вернуть в бюджет Тульской области:

Sост – объем субсидий на выполнение задания, подлежащий возврату в бюджет;

Ni – нормативные затраты на оказание i-й услуги, включенной в ведомственный перечень;

Vi – объем i-й услуги, установленной заданием;

Viфакт – фактическое значение объема оказания i-й услуги с учетом допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей объема на основании данных отчета о выполнении задания;

Nw ост – затраты, связанные с невыполнением задания по w-й работе. Определяются исходя из плановых затрат на ее выполнение пропорционально недостигнутому объему (результату) выполнения с учетом допустимого (возможного) отклонения от показателей, установленных в задании по w-й работе, в пределах которых оно считается выполненным (при установлении).

Жестче порядок возврата средств субсидии в Республике Бурятия [6] . Здесь размер возврата определяется по формуле:

Vs – объем субсидии на выполнение госзадания учреждению, подлежащий возврату;

Ni – нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием i-й услуги (выполнением работы, осуществлением направления деятельности, если для работы существует единица измерения), действующие в отчетном финансовом году и учитывающие внесение изменений в течение года;

kiпл – запланированный объем (количество единиц) оказания i-й услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности, если для работы есть единица измерения) в соответствующем финансовом году;

k – фактический объем (количество единиц) оказания i-й услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности, если для работы есть единица измерения) в соответствующем финансовом году;

Rjпл – запланированные затраты на выполнение j-го вида работ (если для работы не существует единицы измерения объема) в отчетном финансовом году;

R – фактические затраты на выполнение j-го вида работ (если для работы не существует единицы измерения объема) в отчетном финансовом году.

Как видно из формулы, для учреждений Бурятии недовыполнение госзадания влечет более весомые финансовые последствия, поскольку при расчете размера возврата субсидий запланированный объем не корректируется на допустимые (возможные) отклонения.

Как бы ни был прописан в конкретном нормативном акте порядок снижения финансирования, он предполагает соразмерность, при которой критерием выступает объем задания (иными словами, выручка). Это, в свою очередь, означает, что стоит проанализировать, используя инструмент операционного рычага, финансовые последствия отклонения от установленного объема государственного задания.

Немного об операционном рычаге.

Вкратце остановимся на принципе операционного рычага [7] . Применительно к рассматриваемой проблеме он проявляется в том, что отклонение от объема госзадания приводит к непропорциональному изменению затрат на его выполнение. Обусловлен данный эффект наличием в структуре затрат переменных и постоянных расходов.

Переменные затраты (на сырье и материалы, зарплату основного персонала, транспортные расходы) изменяются пропорционально увеличению (уменьшению) объема оказываемых услуг. Величина постоянных затрат (на содержание и обслуживание зданий и помещений, аренду, зарплату управленческого персонала) при изменении объема услуг остается более или менее постоянной. Справедливости ради отметим, что зарплата основного персонала хоть и относится к условно-переменным затратам, но из-за наличия в ее составе высокой доли окладной части, нечувствительной к объему предоставляемых услуг, зачастую ведет себя скорее как постоянный фактор.

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:

Зсов – совокупные затраты на оказание общего объема услуг;

Зпер – переменные затраты на единицу услуг;

Зпост – постоянные затраты на оказание общего объема услуг.

Порядок расчета объема субсидии на выполнение государственного задания.

Согласно п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R) определяется по формуле:

Ni – нормативные затраты на оказание i-й услуги, включенной в ведомственный перечень;

Vi – объем i-й услуги, установленной государственным заданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, включенной в ведомственный перечень;

Vw – объем w-й работы, установленной государственным заданием;

Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;

N УН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

N СИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.

Как видим, формула финансового обеспечения выполнения задания представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствуют переменная часть (∑i Ni х Vi + ∑w Nw х Vw - ∑i Pi х Vi) и постоянная (N УН + N СИ ).

Переменная часть хоть и зависит от объема государственных услуг (работ), но в ее состав входят также условно-постоянные расходы:

Экономический анализ последствий отклонений от показателей задания.

Примем как допущение, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный по формуле из п. 12 Положения № 640, обеспечивает равновесие, при котором выделенное финансирование равно фактическим затратам АУ. Иными словами, выполнив госзадание на 100%, учреждение ни экономии, ни перерасхода не получит. Колебание объема в пределах допустимых отклонений не приводит к изменению финансирования со стороны учредителя, но влияет на фактические затраты самого АУ, поскольку постоянные расходы обычно не изменяются вслед за объемом.

Нас интересует, как ведут себя переменный и постоянный факторы. Для упрощения расчетов сократим формулу до вида: R = N х V + N УН + N СИ . Также в целях упрощения примем, что постоянные затраты (N УН + N СИ ) полностью возмещаются учредителем [8] .

Пример 1

N составляет 10 544 руб., V – 200 единиц, N УН – 26 760 руб., N СИ – 760 800 руб. Допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема – 5%.

Рассчитаем объем финансового обеспечения, а также фактические затраты АУ при отклонении от показателей госзадания на 5% в ту и другую сторону.

R = 10 544 х 200 + 26 760 + 760 800 = 2 896 360 (руб.).

Фактические затраты АУ при отклонении объема в большую сторону на 5% составят: 10 544 х (200 + 5%) + 26 760 + 760 800 = 3 001 800 (руб.).

Перерасход средств при увеличении объема на 5%: (3 001 800 - 2 896 360) / 2 896 360 = 3,64%.

Фактические затраты АУ при отклонении объема в меньшую сторону на 5% составят: 10 544 х (200 - 5%) + 26 760 + 760 800 = 2 790 920 (руб.).

Экономия средств при уменьшении объема на 5%: (2 790 920 - 2 896 360) / 2 896 360 = -3,64%.

Как видим, отклонение в 5% по объему предоставляемых услуг привело к отклонению в 3,64% по совокупным затратам автономного учреждения. Произошло это из-за нечувствительности постоянной части (N УН + N СИ ) к изменению объема госзадания.

На практике отклонение будет еще меньше, поскольку ранее проведенный анализ переменной части финансового обеспечения выполнения госзадания показал наличие в ее составе постоянных затрат.

Пример 2

Возьмем условия примера 1. Примем, что на долю условно-постоянных затрат приходится 40% норматива. Рассчитаем фактические затраты автономного учреждения при отклонении от объема госзадания на 5% в ту и другую сторону, а также экономию (перерасход) средств.

На переменные затраты в составе норматива приходится 6 326 руб. (10 544 руб. х 60%), на постоянные – 4 218 руб. (10 544 руб. х 40%).

Фактические затраты АУ при отклонении объема в большую сторону на 5% составят: 6 326 х (200 + 5%) + 4 218 х 200 + 26 760 + 760 800 = 2 959 620 (руб.).

Перерасход средств при увеличении объема предоставления услуг на 5%: (2 959 620 - 2 896 360) / 2 896 360 = 2,18%.

Фактические затраты АУ при отклонении объема в меньшую сторону на 5%: 6 326 х (200 - 5%) + 4 218 х 200 + 26 760 + 760 800 = 2 833 100 (руб.).

Экономия средств при уменьшении объема на 5%: (2 833 100 - 2 896 360) / 2 896 360 = -2,18%.

За счет более качественного анализа структуры затрат мы получили данные, приближенные к реальности. Они показывают, что отклонение в 5% по объему приводит к отклонению лишь в 2,18% по совокупным затратам автономного учреждения.

Теперь рассмотрим случай, когда колебания превысили установленные допустимые отклонения.

Пример 3

Сохраним условия примера 2, за исключением того, что колебания по объему предоставляемых услуг теперь составляют 10% при допустимом пороге 5%. Рассчитаем фактические затраты АУ при отклонении от объемов госзадания на 10% в ту и другую сторону, а также экономию (перерасход) средств. При этом примем, что отклонение в 10% не приводит к изменению постоянных затрат.

Фактические затраты АУ при отклонении объема в большую сторону на 10%: 6 326 х (200 + 10%) + 4 218 х 200 + 26 760 + 760 800 = 3 022 880 (руб.).

Перерасход средств при увеличении объема предоставления услуг на 10%: (3 022 880 - 2 896 360) / 2 896 360 = 4,37%.

Фактические затраты АУ при отклонении объема в меньшую сторону на 10%: 6 326 х (200 - 10%) + 4 218 х 200 + 26 760 + 760 800 = 2 769 840 (руб.).

При этом финансирование будет уменьшено на 5% (разница между фактическим невыполнением и границей отклонений): 10 544 х (200 - 5%) + 26 760 + 760 800 = 2 790 920 (руб.).

Экономия средств при уменьшении объема предоставления услуг на 10%: (2 769 840 - 2 790 920) / 2 790 920 = -0,76%.

Увеличение объема услуг привело к перерасходу средств, что вполне ожидаемо (ведь учредитель не обязан возмещать потери АУ в таких случаях). Благодаря наличию условно-постоянных расходов перерасход составил лишь 4,37% против прироста объема на 10%.

Экономия при сокращении объемов пока сохраняется, хотя она меньше той, что получена в примере 2. Финансирование снижено, но это не привело к перерасходу, поскольку сыграл положительную роль допуск в 5%.

Логично предположить, что если отклонение от установленного объема госзадания станет больше, перерасход средств будет наблюдаться при сдвиге не только в положительную, но и в отрицательную сторону. Проверим это с помощью расчетов.

Пример 4

Сохраним условия примера 2, за исключением того, что колебания по объему теперь составляют 15% при допустимом отклонении 5%. Рассчитаем фактические затраты АУ при отклонении от объема госзадания на 15% в ту и другую сторону. При этом примем, что отклонение в 15% не приводит к изменению постоянных затрат. Кроме того, установим сопутствующую отклонению экономию (перерасход) средств.

Фактические затраты АУ при отклонении объема в большую сторону на 15%: 6 326 х (200 + 15%) + 4 218 х 200 + 26 760 + 760 800 = 3 086 140 (руб.).

Перерасход средств при увеличении объема предоставления услуг на 15%: (3 086 140 - 2 896 360) / 2 896 360 = 6,55%.

Фактические затраты АУ при отклонении объема в меньшую сторону на 15%: 6 326 х (200 - 15%) + 4 218 х 200 + 26 760 + 760 800 = 2 706 580 (руб.).

При этом финансирование будет уменьшено на 10% (разница между фактическим невыполнением и границей отклонений): 10 544 х (200 - 10%) + 26 760 + 760 800 = 2 685 480 (руб.).

Перерасход средств при уменьшении объема предоставления услуг на 15%: (2 706 580 - 2 685 480) / 2 685 480 = 0,79%.

Действительно, при недовыполнении госзадания на 15% получен перерасход. Резерв допуска в 5% истрачен и невыполнение объема госзадания оборачивается убытком для автономного учреждения.

Пример 5

Возьмем условия примера 3, но допустимые отклонения в расчетах участвовать не будут (такая норма действует, например, в Республике Бурятия). Рассчитаем перерасход средств при недовыполнении госзадания на 10% по объемным показателям.

В примере 3 рассчитано, что фактические затраты АУ при отклонении объема в меньшую сторону на 10% составляют 2 769 840 руб. Финансирование будет уменьшено на 10% (разница между фактическим невыполнением и плановыми значениями без учета допустимых отклонений) – до 2 685 480 руб.

Перерасход средств при уменьшении объема предоставления услуг на 10%: (2 769 840 - 2 685 480) / 2 685 480 = 3,14%.

Пример 5 демонстрирует самые тяжелые финансовые условия, поскольку никакого резерва в виде допустимых отклонений нет. Последствия невыполнения госзадания больно ударят по финансам автономного учреждения.

Заключение.

Какие же выводы можно сделать из произведенных расчетов?

Во-первых, при выполнении государственного задания автономные учреждения находятся под влиянием операционного рычага.

Во-вторых, для зоны допустимых колебаний отклонение от объема госзадания на 1% приводит к меньшему отклонению по фактическим затратам. Следовательно, АУ не получают такой уж ощутимой экономии при недовыполнении и заметного перерасхода при перевыполнении плана.

В-третьих, невыполнение плановых показателей (снижение объема предоставления услуг сверх допустимых пределов) может обернуться убытком. Это происходит в случаях, когда невыполнение существенно или когда методика расчета суммы возвращаемой субсидии не предусматривает корректировки плановых значений на допустимые (возможные) отклонения.

Обобщая сказанное, добавим, что если у автономного учреждения в результате неких непредвиденных факторов возникла альтернатива – либо рискнуть выполнением плана, либо немного его перевыполнить, – меньше финансовых потерь принесет небольшое перевыполнение. Что касается методики расчета суммы возврата субсидии, когда она предусматривает учет допустимых (возможных) отклонений, недовыполнение плана в их пределах будет приносить АУ экономию при формальном соблюдении условий госзадания в части объемных показателей.

[1] Далее для простоты будет упоминаться только государственное задание. При этом подразумевается, что и в отношении муниципального задания – при наличии соответствующих норм в местном законодательстве – справедливы все наши рассуждения и выводы.

[2] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[3] Утвержден Постановлением правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82.

[4] Утверждено Постановлением правительства Тульской области от 25.08.2015 № 396 (далее – Положение № 396).

Читайте также: