Что сделали с автором декларации прав женщины и гражданки олимпией де гуж

Обновлено: 02.05.2024

Мужчина, способен ли ты быть справедливым?

Этот вопрос задает женщина, и ты не отнимешь у нее этого последнего права. Скажи мне, что дает тебе власть угнетать мой пол? Твоя сила? Твои таланты? Взгляни на Создателя в его мудрости, окинь взором все его величие, воплотившееся в Природе, с коей ты, кажется, хочешь пребывать в согласии, и укажи мне, если осмелишься, пример такой тирании. Обратись к животным, сверься с элементами, изучи растения, наконец, посмотри на все разнообразие органической материи, - и признай очевидное, когда я предлагаю тебе средства; ищи, проверяй, и разгляди, если сумеешь, два пола в управлении Природой. Везде найдешь ты их едиными, всюду они сосуществуют в гармонической близости в этом бессмертном творении. Один только мужчина возвел свои исключительные обстоятельства в принцип. Капризный, слепой, напичканный наукой и вырождающийся – в век Просвещения и Мудрости – погрязший в невежестве, он желает повелевать, как деспот, полом, который всецело владеет своим рассудком; он желает пожинать все плоды Революции и утверждает свое право на Равенство, дабы не говорить об этом более ничего.

Матери, дочери, сестры и представители нации требуют, чтобы Декларация эта была утверждена Национальным Собранием.
Полагая, что игнорирование, пренебрежение или презрение прав женщины являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств, женщины решили формулировать в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права женщины, чтобы Декларация эта всегда была перед глазами всех членов общества, напоминая им непрестанно об их правах и обязанностях; чтобы ответственные действия женщин и мужчин всякий раз можно было сравнить с нею и она уважалась бы всеми политическими учреждениями; и чтобы притязания граждан, покоящиеся отныне на простых и бесспорных принципах, всегда служили бы опорой конституции, добрым нравам и всеобщему счастью.
Итак, пол, непревзойденный столь же по красоте, сколь по стойкости в муках материнства, признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Высшего Существа, следующие Права Женщины и Гражданки.

Статья 1. Женщина рождается свободной и живет равной в правах с мужчиной. Общественные различия могут быть основаны лишь на общей пользе.
Статья 2. Цель всякой политического объединения есть сохранение естественных и неотчуждаемых прав женщины и мужчины; эти права – Свобода, собственность, безопасность и в особенности сопротивление угнетению.
Статья 3. Принцип суверенитета остается неотделим от нации, которая есть ни что иное, как союз женщин и мужчин; никто, ни один индивид не может обладать никакой властью, которая не исходит непосредственно от нации.
Статья 4. Свобода и справедливость состоят в возвращении всего, что принадлежит другому; таким образом, единственными ограничениями для осуществления естественных прав женщины является бесконечная мужская тирания; эти ограничения должны быть преобразованы в соответствиями с законами Природы и Разума.
Статья 5. Законы Природы и Разума запрещают все действия, вредные для общества; всему, что не запрещено этими мудрыми божественными установлениями, нельзя препятствовать, и никто не может быть обязан делать то, чего они не велят.
Статья 6. Законы должны быть выражением общей воли; все гражданки и граждане обязаны вносить свой вклад в ее формирование как лично, так и через своих представителей; это должно распространяться на всех граждан и гражданок; равные в глазах закона, они должны быть одинаково допущены ко всем почестям, положениям и общественным должностям согласно их способностям и без других различий, помимо их добродетелей и талантов.
Статья 7. Для женщины нет исключения: она может быть задержана, арестована и обвинена в случаях, определенных в соответствии с законом. Женщины, как и мужчины, повинуются этому суровому закону.
Статья 8. Закон должен установить только те наказания, которые действительно и очевидно необходимы, и никто не может быть наказан иначе, как на основании установленного закона, провозглашенного до совершения преступления, и правомочно применимого к женщинам.
Статья 9. К каждой женщине, признанной виновной, закон применяется со всей строгостью.
Статья 10. Никто не может быть преследуем за его личные убеждения; если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь такое же право подняться на трибуну, при условии, что ее выступления не нарушают общественного порядка, установленного законом.
Статья 11. Свобода высказывать свои мысли и мнения – одно из драгоценнейших прав женщины, ибо свобода эта обеспечивает признание отцами своих детей. Каждая гражданка, таким образом, может говорить свободно: я – мать ребенка, который принадлежит тебе, вместо того чтобы скрывать истину в угоду варварским предрассудкам; исключение может быть сделано в случае злоупотребления, определенного в соответствии с законом.
Статья 12. Гарантия прав женщины и гражданки несет в себе наибольшее благо; эта гарантия должна быть установлена к всеобщей пользе, а не к частной выгоде тех, кому она предоставлена.
Статья 13. Для поддержания вооруженных сил государства и расходов на управление взносы женщин и мужчин равны; гражданка платит все пошлины и налоги и несет всю полноту ответственности; поэтому она должна также участвовать в распределении положений, должностей, почестей и работы.
Статья 14. Гражданки и граждане имеют одинаковое право проверять, сами или через своих представителей, необходимость общественных взносов. Это может распространяться на женщин, лишь когда им обеспечена равная доля не только имущества, но также доля в общественном управлении и определении пропорции, сбора и продолжительности взимания налога.
Статья 15. Сообщество женщин, собирающих взносы для нужд объединения мужчин, имеет право требовать отчета об управлении ими от любого общественного агента.
Статья 16. Общество, имеющее Конституцию, немыслимо без гарантии прав и разделения властей; конституция – ничто, если большинство людей, составляющих нацию, не участвуют в ее составлении.
Статья 17. Собственностью представители обоих полов владеют совместно или раздельно; она является неприкосновенным и священным правом каждого; никто не может быть лишен собственности, - ибо она есть истинный завет Природы - иначе, как по законным образом установленной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Женщина, пробудись! Набат Разума разносится по всей Вселенной; предъяви свои права. Могучее царство Природы не стесняемо более предрассудками, фанатизмом, суеверием и ложью. Пламя Истины рассеяло сумрак безумия и узурпации. Порабощенный мужчина собрался с силами и, чтобы разорвать оковы, нуждался в твоей помощи. Освободившись, он стал несправедлив к своему бывшему союзнику. О, женщины, женщины! Когда вы прозреете? Что дала вам Революция? Презрение, еще более выраженное; пренебрежение, еще сильнее подчеркнутое. Во времена испорченности вы управляли за счет слабости мужчин. Возвращение того, что вам принадлежит согласно мудрым законам Природы, – что отвращает вас от столь прекрасного свершения? Острота законодателя брака из Кана? Вас страшит, что наши французские законодатели, ревнители этой морали, испокон веков опутанные ныне устаревшей политической действительностью, вновь скажут: женщина, что между мной и тобой общего? Всё! – будет ваш ответ. Если они упорствуют в своей слабости в противоположность своим принципам, если они отчаянно противятся силе Разума в своих пустых претензиях на превосходство, – объединитесь, проявите всю энергию вашего характера, и вы увидите скоро этих надменных мужчин не унижающимися, коленопреклоненными рабами, но гордыми разделить с вами сокровища Высшего Существа.
Какие бы препятствия ни вставали перед вами, освободиться – в вашей власти; вам надо лишь захотеть. Обратим наши взоры не к постыдной картине того, чем вы были в обществе; но поскольку вопрос о народном образовании внесен в повестку дня, посмотрим, будут ли наши мудрые законодатели здраво рассуждать об образовании женщин.
Женщины причинили вреда больше, нежели блага. Их жребием были принуждение и лицемерие. Сила, что обкрадывала их, вернулась к ним хитростью; они прибегали ко всем своим чарам, и самые безукоризненные не могли устоять перед ними. Яд и меч одинаково повиновались им; они властвовали в преступлении, как и в благодеянии. Французское государство в особенности веками зависело от альковного правления женщин; у кабинета не было тайн от их любопытства; посланники, военачальники, министры, понтификат, коллегия кардиналов; наконец, все, что выражает безумие человеческое, светское и священное, – все было подчинено алчности и честолюбию этого пола, презренного и уважаемого прежде, достойного уважения и презираемого ныне.
В столь противоречивой ситуации мне есть что сказать, самый момент подсказывает слова, но к этому моменту будет привлечено внимание самых далеких потомков. При Старом порядке все было порочно, все было виновно; но разве не могло улучшение обстановки ощущаться даже в гуще пороков? Женщине достаточно быть красивой или любезной; когда она обладает обоими достоинствами, она видит перед собой сотню выгодных предложений. Если она их не использовала, значит она обладала странным характером, или редкостная философия научила ее презирать богатство; и потому она слыла безумной; самая бесславная благодаря золоту становилась уважаемой; торговля женщинами стала своего рода промыслом в высших классах, которые не будут отныне пользоваться влиянием. Если бы они сохранили это влияние, революция была бы напрасна, и за фасадом новых отношений мы бы всегда оставались испорченными; однако разум по-прежнему заблуждается, полагая, что для женщины, которую мужчина покупает, точно, рабыню на африканском побережье, иные пути к счастью закрыты. Мы знаем, разница велика! Рабыней повелевает хозяин, но если хозяин дает ей вольную без вознаграждения и как раз тогда, когда рабыня утратила свою привлекательность, что станет с этой несчастной женщиной? жертва презрения, даже двери милосердия закрыты для нее; все говорят: эта нищая старуха, разве она не знает, что ей следует делать? Разум находит другие примеры, еще более трогательные. Молодая, неопытная женщина, совращенная человеком, которого она любит, отрекается от родителей, чтобы следовать за ним; неблагодарный, он оставит ее через несколько лет, и чем старше она становится, тем он бесчеловечней в своей жестокости; если у нее есть дети – он оставит и их. Если он богат, он будет считать себя свободным от того, чтобы разделить свое состояние со своими благородными жертвами. Если некоторая причастность связывает его обязательствами, он будет их отрицать, полагая, что его поддержит закон. Если он женат, любое другое обязательство не имеет силы. Какой же закон может искоренить порок? Закон, разделяющий имущество и государственное управление между мужчиной и женщиной. Легко видеть: та, что рождается в богатой семье, больше выигрывает от такого разделения. Но рожденная в бедной семье с достоинством и добродетелью – что достается ей в удел? Бедность и осуждение. Если она не превосходит других в музыке или рисовании, она не может быть допущена ни к какой общественной должности, хотя обладает всеми способностями для этого. Я не собираюсь ограничиваться наброском картины; я загляну глубже в новом издании всех моих политических сочинений с примечаниями, которое я намерена представить публике через несколько дней.
Возвращаюсь к проблемам морали. Брак – это могила доверия и любви. Замужняя женщина может безнаказанно подкидывать бастардов своему мужу, и также давать им богатство, которое им не принадлежит; незамужняя женщина имеет одно лишь слабое право; древние и жестокие законы отказывают ее детям в праве на имя и имущество их отца; и никаких новых законов по этому вопросу не создано. Как это ни покажется парадоксально и невероятно с моей стороны, но я оставляю эту задачу мужчинам – пусть они попытаются дать моему полу достойное и справедливое положение, пусть они добьются славы на этом поприще; но пока мы ожидаем, путь может быть проложен через народное образование, восстановление нравов и супружеское соглашение.

Мы, ___________ и ________________, движимые нашим собственным желанием, соединяемся для продолжения нашей жизни и продления нашей взаимной склонности, на следующих условиях:

Мы предназначаем и хотим сделать наше имущество общим, в то же время сохраняя за каждым из нас право его раздела в пользу наших детей и тех, к кому мы можем иметь особую привязанность, взаимно признавая, что наша собственность принадлежит непосредственно нашим детям, от кого бы они ни происходили,
и что все они без различия имеют право носить имя отцов и матерей, которые их признали, и мы подлежим наказанию по закону, если откажемся от собственной крови. Мы также обязуемся в случае развода делить наше имущество и откладывать заранее долю, определяемую законом, для наших детей,
и в случае благополучного союза половина собственности супруга, умершего первым, переходит детям, а если умирает бездетный, оставшийся в живых наследует ему по праву, если умерший не распорядился своей половиной общей собственности в пользу того, кому оказывал предпочтение.


Перевод редакторов Vive Liberta Н.А.Тимохиной, О.Б.Сомовой, Э.В.Пашковского, А.Н.Алексеевой, редакция Т.А.Черноверской, 2003

связь времен

Мария-Олимпия де Гуж - так она облагородила свою девичью фамилию, не желая быть мадам Обри, - страстно тянулась к знаниям. Была ли она неграмотна, приехав в Париж, или это эффектная легенда, мы не знаем, но свои финансовые поступления и сбережения она тратила по трем основным статьям: воспитание сына (это будущий генерал республиканской армии Пьер Обри де Гуж), самообразование, включая уроки и покупки книг, и попытки поставить на сцене свои пьесы.

Тема, с которой она начинает свои драматургические поиски, - освобождение рабов в колониях. Не очень ясно, добилась ли она постановки в Комеди Франсэз, но Общество друзей чернокожих оценило ее труды благожелательно (Бриссо, Грегуар).

Ее осуждали еще очень долго и продолжают осуждать и сейчас, представляя полуграмотной амбициозной искательницей приключений. Мужчины, бог весть на чем основывающие свое превосходство, и правоверные домохозяйки.
Адвокатами Олимпии стали историки Оливье Блан, Габриэль Вердье, Гизела Тиеле-Кноблох. 6 марта 2004 года имя Олимпии де Гуж дано одно из площадей Парижа (в 3-м округе, недалеко от площади Республики). А родной Монтобан отстал, как и прежде.

Женщина на посту госсека США, женщина – кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

1. Декларация прав женщины и гражданки


2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage – избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости – объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам – зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика – активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.


3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

_Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре – по два с каждой стороны подъезда_.

_Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения – прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.


4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.


5. Декларация Чувств

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе – Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) – документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.


6. Первая ласточка

Далее последовал арест и суд, на котором у Энтони поинтересовались, знает ли она, что женщинам в Штатах запрещено голосовать. Но суфражистка не растерялась: голосовать, заявила она, могут все граждане США.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.


7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!


Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

_Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Олимп де Гуж ( французский: [olɛ̃p də ɡuʒ] ( слушать ) ; урожденная Мари Гуз ; 7 мая 1748 - 3 ноября 1793) была французским драматургом и политическим активистом, чьи труды о правах женщин и аболиционизме достигли большой аудитории в разных странах. Она начала свою карьеру драматурга в начале 1780-х годов. По мере того как политическая напряженность во Франции росла , Олимпия де Гуж становилась все более и более вовлеченной в политику. Она стала ярым сторонником работорговли во французских колониях в 1788 году. В то же время она начала писать политические брошюры. В нейДекларация прав женщины и женщины-гражданина (1791 г.), она бросила вызов практике мужской власти и понятию мужского и женского неравенства. Она была казнена на гильотине во время правления террора (1793–1794) за нападение на режим революционного правительства и за связь с жирондистами .

СОДЕРЖАНИЕ

биография

Рождение и отцовство


Семья Помпиньянов имела давние тесные связи с семьей Муассе матери Мари Гуз, Анны. Когда в 1712 году родилась Анна, ее крестным отцом был старший сын Помпиньян, Жан-Жак Лефранк де Помпиньян (пять лет). Отец Анны обучал его, когда он рос. В детстве Помпиньян сблизился с Анной, но был разлучен с ней в 1734 году, когда его отправили в Париж. Анна вышла замуж за мясника Пьера Гоуза в 1737 году и родила троих детей от Мари, сына и двух девочек. Помпиньян вернулся в Монтобан в 1747 году, за год до рождения Мари. Пьер был официально признан отцом Мари. Пьер не присутствовал на крещении Мари 8 мая. Ее крестным отцом был рабочий по имени Жан Портье, а крестной - женщина по имени Мари Грималь. Пьер умер в 1750 году.

Ранние годы

Мать Мари Гуз за счет средств и влияния своей семьи дала ей буржуазное образование, в котором она стала грамотной. Ее первым языком был региональный диалект окситан .


После смерти мужа Мари Обри сменила имя на Олимп де Гуж. Она начала отношения с богатым Жаком Бьетриксом де Розьер, бизнесменом из Лиона.

Переехать в париж

Де Гуж начала свою карьеру писательницы в Париже, опубликовав роман в 1784 году, а затем начала плодотворную карьеру драматурга. Будучи провинциальной женщиной низкого происхождения, она приспособилась к парижскому истеблишменту. Гуж подписывала свои публичные письма с citoyenne , феминизированной версией гражданина . В дореволюционной Франции не было граждан, а авторы были подданными короля, а в революционной Франции были только граждане . В октябре 1792 года Конвент постановил использовать гражданку вместо мадам и мадемуазель .


Кодекс Noir , указ принят во Франции король Людовик XIV в 1685 году The Code Noir определил условия рабства в французской колониальной империи и ограничило деятельность свободных негров

Революционная политика


Гуж был связан с фракцией Жиронды , на которую нацелена более радикальная фракция Монтаньяров . После казни Людовика XVI она стала настороженно относиться к фракции горцев Робеспьера и в открытых письмах критиковала их насилие и суммарные убийства.

Арест и казнь


По мере развития революции она становилась все более и более страстной в своих произведениях. 2 июня 1793 года якобинцы из фракции горцев заключили в тюрьму видных жирондистов; их отправили на гильотину в октябре. Наконец, ее плакат 1793 года "Les trois urnes, ou le salut de la Patrie, par un voyageur aérien" (" Три урны, или спасение отечества воздушным путешественником ") привел к ее аресту. Эта статья требовала плебисцита для выбора одной из трех возможных форм правления: первая - унитарная республика , вторая - федералистское правительство или третья - конституционная монархия. Проблема заключалась в том, что по закону революции публикация книги или брошюры, поощряющих восстановление монархии, каралась смертной казнью.


3 ноября 1793 года Революционный трибунал приговорил ее к смертной казни, и она была казнена за мятежное поведение и попытку восстановления монархии. Олимп был казнен только через месяц после того, как Кондорсе был запрещен, и всего через три дня после гильотины лидеров жирондистов. Ее тело было выброшено на кладбище Мадлен . Последние мгновения Олимпиады запечатлел анонимный парижанин, который вел хронику событий:

«Вчера, в семь часов вечера, необыкновенную личность по имени Олимпия де Гуж, носившая внушительный титул писательницы, вывели на эшафот, а весь Париж, восхищаясь ее красотой, знал, что она этого не сделала. даже не знаю своего алфавита . Она подошла к эшафоту со спокойным и безмятежным выражением лица и заставила ярость гильотины, которая привела ее к этому месту пыток, признать, что такого мужества и красоты никогда не видели раньше . Эта женщина . бросилась в Революцию, телом и душой. Но быстро осознав, насколько ужасной была система, принятая якобинцами, она решила повторить свой путь. Она попыталась разоблачить злодеев с помощью литературных источников. спектакли, которые она напечатала и разместила. Они никогда не простили ей этого, и она заплатила за свою беспечность головой ".

Посмертное политическое влияние



Карикатура, показывающая, как Робеспьер гильотирует палача после того, как гильотинировал всех остальных во Франции.

Ее казнь использовалась как предупреждение другим политически активным женщинам. На собрании Коммуны 15 ноября 1793 года Пьер Гаспар Шометт предостерег группу женщин в фригийских шляпах , напомнив им о «дерзкой Олимпе де Гуж, которая была первой женщиной, основавшей женские политические клубы, отказавшейся от своих забот. домой, чтобы вмешиваться в дела Республики, и чья голова попала под мстительный клинок закона ". Эта посмертная характеристика Гужа политическим истеблишментом вводила в заблуждение, поскольку Гуж не играла никакой роли в основании Общества революционных республиканок . В своих политических сочинениях Гуж не призывала женщин покидать свои дома, но политики считали ее врагом естественного порядка и, следовательно, врагом правящей якобинской партии. Парадоксально, но две женщины, основавшие Общество революционных республиканок, Клэр Лакомб и Полин Леон , не были казнены. Лакомб, Леон и Теруань де Мерикур выступали в женских и смешанных клубах, а также на Ассамблее, в то время как Гуж выказывал нежелание участвовать в публичных выступлениях, но много публиковал памфлеты. Однако Шометт была стойким противником жирондистов и до казни характеризовала Гужа как неестественного и нереспубликанского.

1793 год был описан как переломный момент для строительства женского места в революционной Франции и деконструкции Марианны жирондистов . В том же году были казнены несколько женщин, играющих публичную роль в политике, в том числе мадам Роланд и Мария-Антуанетта . Новая республиканка была республиканской матерью, воспитывающей нового гражданина. За это время Конвенция запретила все женские политические ассоциации и казнила многих политически активных женщин. 1793 год ознаменовал начало правления террора в послереволюционной Франции, где были казнены тысячи людей. Наблюдатели за Французской революцией по всему атлантическому миру были шокированы, но идеалы свободы, égalité, fraternité лишили себя жизни.

После ее казни ее сын Пьер Обри подписал письмо, в котором отрицал свою поддержку ее политического наследия. Он попытался изменить ее имя в записях на Мари Обри, но имя, которое она дала себе, сохранилось.

Дореволюционные пьесы

Политические брошюры и письма


Гуж была не единственной феминисткой, которая пыталась влиять на политические структуры Франции позднего Просвещения. Но, как и работы Этты Пальм д'Альдерс , Теруань де Мерикур , Клэр Лакомб и маркиза де Кондорсе , ее аргументы остались без внимания . В конце 18 века влиятельные политические деятели, такие как Оноре Габриэль Рикети , Шарль Морис де Талейран-Перигор и Эммануэль Жозеф Сийес, не были убеждены в необходимости равенства.

По мере того, как политика революционной Франции менялась и прогрессировала, Гуж не смогла стать актером на политической сцене, но в своих письмах давала советы политическому истеблишменту. Ее предложение о политическом порядке осталось в основном неизменным. Она выражает веру в Генеральные штаты и в отношении владений королевства , что народ Франции (третье сословие) сможет обеспечить гармонию между тремя сословиями, то есть духовенством , дворянством и народом. Несмотря на это, она выражает верность министрам Жаку Неккеру и Шарлю Александру де Калонну . Гуж выступает против абсолютизма , но считает, что Франция должна сохранить конституционную монархию .

В своем открытом письме Марии-Антуанетте Гуж заявила:

«Я никогда не мог убедить себя в том, что принцесса, воспитанная посреди величия, обладала всеми пороками подлости . Мадам, пусть более благородная функция характеризует вас, возбуждает ваши амбиции и фиксирует ваше внимание. Только та, кого случай возвысил на видное положение может взять на себя задачу придать вес прогрессу в Правах женщины и ускорить его успех. Если бы вы были менее информированы, мадам, я мог бы опасаться, что ваши личные интересы перевесят интересы вашего пола. Вы любите слава; подумайте, мадам, величайшие преступления увековечивают одно так же, как величайшие добродетели, но какая другая слава в анналах истории! Одно непрестанно берутся в пример, а другое - вечное проклятие человечества. "

Публичные письма или брошюры были основным средством для рабочего класса и писательниц участвовать в публичных дебатах революционной Франции. Намерение состояло не в том, чтобы заручиться благосклонностью адресата, часто общественного деятеля. Часто эти брошюры предназначались для того, чтобы вызвать общественное недовольство. Они были широко распространены во Франции и за ее пределами. Современник Гужа мадам Ролан из партии Жиронды прославилась своим Письмом Людовику XVI в 1792 году. В том же году Гуж написал Письмо гражданину Робеспьеру , на которое Робеспьер отказался отвечать. Гуж вышел на улицу и от имени французского народа провозгласил: «Давайте окунемся в Сену! Тебе нужна ванна . твоя смерть потребует вещей, а что касается меня, то жертва чистой жизни обезоружит тебя. небеса."

Избранные работы

Наследие

Несмотря на то, что она была знаменитостью при жизни и плодовитым писателем, Гуж была в значительной степени забыта, но затем вновь открыта в политической биографии Оливье Блана в середине 1980-х годов.

6 марта 2004 года перекресток улиц Беранже, Шарло, де Турен и Франш-Конте в Париже был провозглашен площадью Олимп-де-Гуж. Площадь была торжественно открыта мэром 3- го округа Пьером Айденбаумом и первым заместителем мэра Парижа Анной Идальго . Актриса Вероник Женест зачитала отрывок из Декларации прав женщины. Кандидат в президенты Франции в 2007 году Сеголен Руаяль выразила пожелание, чтобы останки Гужа были перенесены в Пантеон . Однако ее останки - как и останки других жертв правления террора - были потеряны в результате захоронения в братских могилах, поэтому любое перезахоронение (как у маркиза де Кондорсе ) будет только церемониальным.

Она отмечена во многих названиях улиц по всей Франции, в выставочном зале Salle Olympe de Gouges на улице Мерлен в Париже и в Parc Olympe de Gouges в Аннемассе .

Женщина на посту госсека США, женщина – кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

1. Декларация прав женщины и гражданки


2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage – избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости – объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам – зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика – активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.


3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

_Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре – по два с каждой стороны подъезда_.

_Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения – прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.


4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.


5. Декларация Чувств

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе – Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) – документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.


6. Первая ласточка

Далее последовал арест и суд, на котором у Энтони поинтересовались, знает ли она, что женщинам в Штатах запрещено голосовать. Но суфражистка не растерялась: голосовать, заявила она, могут все граждане США.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.


7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!


Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

_Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Читайте также: