Что происходит с принятыми но не исполненными бюджетными обязательствами прошлого года

Обновлено: 02.07.2024


18 июля Конституционный Суд вынес Постановление № 33-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса, в котором указал, что если муниципальному образованию на конец финансового года не были перечислены причитающиеся в соответствии с законом о бюджете субъекта РФ субсидии, то оно вправе взыскать их в судебном порядке.

Поскольку в местный бюджет поступила лишь часть денежных средств, причитавшихся муниципальному образованию в виде субсидий, администрация Читы обратилась в суд с иском о взыскании задолженности к Минфину Забайкальского края и Министерству территориального развития края.

Первая и вторая инстанции отказали в удовлетворении исковых требований. Суды исходили из того, что бюджетное законодательство позволяет возлагать на субъект РФ расходные обязательства лишь в пределах определенного финансового года. Также они указали, что поскольку бюджеты Забайкальского края тех лет, в отношении которых истцом ставится вопрос о взыскании недополученных средств субсидии, к моменту обращения в суд исполнены, то обязательства по этим бюджетам следует считать прекращенными, в том числе на основании п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса. Суды отметили, что возможность взыскания из бюджета субъекта РФ суммы субсидии, недополученной в период действия закона о бюджете на конкретный год, в последующие годы действующим законодательством не предусмотрена.

Так как в передаче кассационных жалоб определениями судьи Забайкальского краевого суда и судьи ВС РФ было отказано, истец обратился в КС РФ. В жалобе он указал, что оспариваемые положения Бюджетного кодекса в их понимании судебными органами не соответствуют Конституции, поскольку лишают муниципальное образование возможности взыскать с субъекта РФ задолженность, возникшую по причине неисполнения взятой им на себя обязанности по софинансированию расходных обязательств данного муниципального образования в конкретном финансовом году.

КС отметил, что положения п. 3 ст. 242 БК РФ предназначены для урегулирования вопросов исполнения бюджета посредством установления предельного срока (даты) завершения операций, связанных с исполнением бюджета по расходам, а не вопросов, связанных с определением порядка и условий судебной защиты имущественных интересов публично-правовых образований, нарушенных в рамках межбюджетных отношений при исполнении бюджета.

Суд подчеркнул, что завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года сами по себе не являются основанием для прекращения принятых на себя субъектом РФ расходных обязательств и не могут служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур.

Иное, как указал КС, означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту РФ на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению. Тем самым создавались бы предпосылки для произвольного уклонения субъекта РФ от своих функций и обессмысливалась бы судебная защита по такого рода вопросам.

Конституционный Суд пояснил, что отказ судебных органов от обеспечения принудительного исполнения расходных обязательств, принятых на себя Забайкальским краем, лишь по мотиву предъявления требований о взыскании сумм за пределами финансового года, в котором они подлежали перечислению, свидетельствует о том, что п. 3 ст. 242 БК РФ был придан смысл, противоречащий не только установленному данным Кодексом в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципу самостоятельности бюджетов, но и конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, а также конституционному праву граждан на осуществление местного самоуправления.

КС признал п. 3 ст. 242 БК РФ не противоречащим Конституции, поскольку содержащиеся в нем положения – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – не предполагают отказа во взыскании в судебном порядке с субъекта РФ причитающихся муниципальному образованию, но не перечисленных ему средств субсидии на осуществление функций административного центра.

Вместе с тем Суд указал, что этим не исключается правомочие федерального законодателя внести изменения в регулирование межбюджетных отношений, направленные как на учет специфики возникающих в этой сфере правовых споров между публично-правовыми образованиями разного территориального уровня, так и на совершенствование порядка и условий предоставления им бюджетных субсидий применительно к ситуации, когда причитающиеся в порядке субсидии денежные средства не были перечислены в соответствующем финансовом году.

Партнер компании You & Partners Евгения Зусман считает, что постановление КС РФ является весьма значимым для бюджетной сферы. Как отметила эксперт, несмотря на то, что вопрос об исполнении бюджетных обязательств до конца финансового года и в последующие периоды лицом, обязанным выплатить бюджетные ассигнования, еще ни разу не был рассмотрен непосредственно в КС РФ, он неоднократно становился предметом судебных споров.

Юрист практики разрешения споров и медиации юридической фирмы Art De Lex Валерия Ивачева также положительно оценила постановление, поскольку посредством конституционно-правового толкования смысла нормы п. 3 ст. 242 БК РФ Конституционный Суд указал на недопустимость формального подхода к применению норм бюджетного законодательства, в частности касающихся прекращения бюджетных обязательств в конце финансового года.


Ежегодно ведомства дают рекомендации по отчетности, в которых уточняют некоторые правила ее составления. Хотя письмо адресовано главным администраторам средств федерального бюджета, оно будет полезно для учреждений всех типов и уровней бюджета.

Заполнение бюджетной отчетности

Перед составлением годовой отчетности обязательно проведите инвентаризацию активов и обязательств. При этом синхронизируйте показатели бюджетного учета с данными госреестров и информационных систем (в частности, ЕГРЮЛ, ЕГРН).

Причины наличия остатков на счетах 1 201 00 000, 3 201 20 000 раскройте в текстовой части разд. 4 пояснительной записки.

Просроченную дебиторскую задолженность по расходам, в отношении которой проводите мероприятия по восстановлению, не отражайте на счетах 1 206 00 000, 1 208 00 000. Учтите ее на 1 января 2022 года по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000.

В некоторых случаях можете не детализировать КБК по счетам 1 401 10 100. Например, это допустимо, когда раскрываете информацию об изменении кадастровой стоимости земельных участков или других операциях, которые отражают финрезультат от оценки финансовых активов, обязательств и нефинансовых активов (1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176).

Не указывайте в разд. 2 минусовые значения по восстановленным на счетах ПБС суммам дебиторской задолженности прошлых лет. Эти восстановленные суммы перечисляют в доход бюджета.

В разд. 3 данные отражайте с учетом положений Приказа N 75н лишь в следующих случаях:

  • бюджетные данные на плановый период 2022–2023 годов, которые довели по Закону о федеральном бюджете на 2021 год, отозвали и довели их по Закону о федеральном бюджете на 2022 год на плановый период 2022–2024 годов;
  • идут закупочные процедуры по доведенным на 2022–2024 годы бюджетным данным.

Показатели принятых (принимаемых) бюджетных (денежных) обязательств на 1 января 2022 года при закупочных процедурах по доведенным на 2022–2023 годы бюджетным данным отразите с учетом положений Приказа N 99н. А вот в 2022 году не исполненные на 1 января 2022 года показатели таких обязательств перерегистрируйте по Приказу N 75н.

В 1–17 разрядах номеров счетов указывайте КБК с учетом положений Приказов N 85н и N 99н в редакции 2021 года.

Дебиторскую задолженность по расчетам с ФСС из-за перехода на прямые выплаты пособий отразите на 1 января 2021 года по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000. По этому же счету последним рабочим днем текущего года отразите задолженность по расходам на погребение и на оплату дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами, если ФСС не возместил такие расходы.

Обратите внимание: кредиторская задолженность на счетах 0 205 11 000, 0 205 13 000, 0 205 14 000, 0 205 20 000, 0 205 30 000, 0 205 40 000, которую могут вернуть только по обращению кредитора, не относится к просроченной. Не показывайте ее в гр. 4 и 11.

Если по результатам инвентаризации выявили долг уволенного подотчетника, перенесите задолженность на счет КДБ 1 209 36 000 и отразите ее в составе просроченной задолженности.

Если в группировочных строках сведений значение не изменилось, но его корректировали в журнале операций межотчетного периода по аналитическим счетам этих строк, то в соответствующих графах сведений проставьте нули. Это может произойти, например, при уточнении счетов учета нематериальных активов из-за перехода на новый стандарт.

Если такие изменения были и все показатели в сведениях нулевые, форму сдайте в виде скан-копии как приложение к текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160).

Если принятые денежные обязательства по исполнительному листу относятся к разным кодам КОСГУ, то информацию в разд. 2 раскройте по каждому коду обособленно. Причем гр. 2 разд. 2 в таких случаях заполняйте только по той строке, по которой отражаете наибольшую сумму принятых денежных обязательств (гр. 3). По другим строкам с меньшими суммами в гр. 2 проставьте нули.

Заполнение бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

В разд. 1 и 3 отражайте детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений составило менее 95% от годовых показателей отчетного года плана ФХД. Показатели гр. 8 этих разделов заполнять не надо. При необходимости дайте пояснения в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769)
Дебиторскую задолженность по расчетам с ФСС из-за перехода на прямые выплаты пособий отразите на 1 января 2021 года по счету ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 001. По этому же счету последним рабочим днем текущего года отразите задолженность по расходам на погребение и на оплату дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами, если ФСС не возместил такие расходы.

Если по результатам инвентаризации выявили долг уволенного подотчетника, перенесите задолженность на счет ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 000 и отразите ее в составе просроченной задолженности.

Сведения формируйте по КФО 2, 3, 4, 5, 6, 7 с учетом особенностей для бюджетной формы 0503173.

Заполните сведения аналогично тому, как заполняют бюджетную форму 0503296.

Читайте также: