Что преподаватель предоставляет студентам на третьем этапе механизма обратной связи

Обновлено: 30.06.2024

Эти стратегии помогут вам в эффективном учебном планировании и обучении:

1. Задавайте открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать.

2. Проводите рефлексию

Уделите последние пять минут урока рефлексии — попросите учащихся задуматься над уроком и записать то, что они узнали. Затем попросите их подумать, как они будут применять эту концепцию или навык на практике.

3. Используйте викторины

Проведите короткую викторину в конце урока, чтобы проверить понимание.

4. Просите учащихся подвести итоги

Пусть ученики обобщают, систематизируют, перефразируют полученную информацию. Это можно сделать и письменно, и устно.

5. Используйте ручные сигналы

Эта стратегия требует небольшой предварительной подготовки (в начале учебного года) — вы объясняете, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно) ученики могут показать уровень своего понимания. Применение сигналов позволяет учителю проверять понимание содержания урока в большой группе.

6. Используйте карточки

Индексные карты, карточки, знаки, флажки, доски, магнитные доски или другие предметы — любые из них одновременно поднимаются и удерживаются всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос или проблему, озвученную вами.
(можно использовать Kahoot или Lectureraice)

8. Попросите поделиться с друзьями

Дайте учащимся несколько минут на обдумывание темы и вопросов по ней, затем предложите сравнить свои мысли с соседом по парте.

9. Читайте хором вслух

Пусть ученики сначала отметят главные мысли или ответы на вопросы в тексте учебника, затем читают хором вместе с вами. Эта стратегия позволяет развить беглость чтения; различать вопросительные и повествовательные предложения; практиковать чтение диалогов, чтение с выражение и др.

10. Проведите опрос с одним вопросом

Это такая практика организации семинара, в которой дети учатся формулировать вопросы, задавать их друг другу, дополнять высказывания и инициировать беседу, чтобы облегчить понимание темы или прийти к новому её осмыслению.

12. Используйте три стандартных вопроса (прием 3-2-1)

Учащиеся обдумывают то, что они узнали на уроке, отвечая на следующие вопросы: 3) что они извлекли из вашего урока; 2) о чем они хотят узнать больше; и 1) какие вопросы они хотят вам задать. Эта стратегия рефлексии стимулирует мыслительную деятельность и помогает обрабатывать информацию.

15. Проведите короткое формирующее оценивание на бумаге

В индивидуальном порядке дети коротко отвечают на вопросы распечатанного теста, который оценивает их знания и навыки. Этот тест предполагает как самопроверку, так и проверку учителем, и отслеживает прогресс отдельных учеников, пробелы в достижениях других, помогает вам планировать дальнейшую работу с учетом полученных результатов.(можно провести опрос онлайн)

16. Проверьте ошибки понимания

Дайте учащимся заведомо неверное представление по теме урока и спросите, согласны они или нет, попросите объяснить, почему.

17. Пригласите поиграть в аналогии

Обучение с помощью аналогий может быть очень эффективным. Предлагайте учащимся подумать, на что похоже то, что изучается на уроке, и объяснить это через собственные аналогии.

18. Проверяйте часто

Проверяйте понимание учебного материала, минимум три раза за урок!

19. Используйте разные методы оценивания

Вы должны использовать все время разные индивидуальные и групповые методы и стратегии оценивания. Это означает, что в течение одного урока один и тот же метод не должен повторяться.

20. Сделайте оценивание полезным

Каждая проверка учащихся должна приносить вам ответы на вопросы: стоит ли изменить курс или продолжить, как планировалось? надо ли остановиться и начать заново? сделать ли передышку и объяснить отставшим по-другому.

21. Организовывайте взаимообучение и взаимопроверку

Возможно, самым точным способом проверить понимание является та стратегия, в которой один ученик пытается научить другого тому, чему уже сам научился.

Независимо от того, делаете ли вы t-диаграмму, рисуете ментальную карту или используете какие-либо другие средства, учащиеся не просто перечисляют то, что, по их мнению, они знают, но и то, что они не знают. Это будет не так просто, как кажется, — мы обычно не знаем, чего мы не знаем.
Они также часто не могут адекватно оценить свои знания, что делает этот прием не слишком точным. Но это нормально — цель не в том, чтобы они были точными и полными в своей самооценке, цель состоит в том, чтобы вы могли понять, что они думают о том, что знают и не знают.
И это прекрасное начало для того, чтобы начинать разговор о чем-то новом с учениками.

А какие еще способы знаете вы?

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе новостей смешанного обучения, и следите за публикациями на сайте

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период дистанционного обучения при выборе форм занятий исходила из следующих соображений:

1. Это должно быть не сложно для освоения человеком, который не обладает особыми знаниями в области ИКТ.

2. Используемые сервисы должны быть бесплатными.

3. Должны быть в наличии ресурсы( в том числе и техника).

Поэтому такие варианты как Moodle и ZOOM мною пока были отсеяны.

Обратная связь – это, прежде всего, характеристика состояния учащегося (готовность к

занятиям, настроение, внимательность, его ответы на вопросы, психофизиологическое состояние и т.д.), на основе которой преподаватель выбирает тактику управления, гибко реагируя на изменения состояния обучаемого.

Взаимодействие обучаемого с преподавателем осуществляется, как правило, в три этапа:

Выполнение обучаемым задания преподавателя.

Действие обучаемого в ответ на реакцию преподавателя.

Реализацию обратной связи в процессе обучения можно рассматривать в двух аспектах: содержательном и эмоциональном. Первый вид обратной связи позволяет получить информацию о степени усвоения объясняемого материала. В эмоциональном плане обратная связь воспринимается педагогом через общую эмоциональную атмосферу урока: внешнее поведение учащихся, их глаза, выражение лица, увлеченность, заинтересованность и т.д. Пренебрежение эмоциональным компонентом может привести к существенному искажению информации о качестве усвоения учебного материала, компрометируя тем самым, саму идею использования компьютерных технологий в учебном процессе. Взаимодействие содержательной и эмоциональной сторон создает эффект обратной связи и дает информацию педагогу об уровне восприятия материала и познавательной ценности урока.

В целом сторонники когнитивных теорий считают, что ОС должна удовлетворять следующим требованиям:

обучаемый должен знать, в чем состоит его ошибка, разъяснения следует давать в форме, соответствующей возрастным возможностям и уровню подготовки обучаемого;

не следует подкреплять похвалой каждый правильный ответ;

обучаемый должен иметь возможность сравнить свой неправильный ответ с правильным;

нельзя подкреплять неправильные ответы [7].

Слайд 7 В период ДО использовались все варианты ОС: немедленная, отсроченная, в конце занятия(или периода обучения) в различных формах.

Слайд 8 Формы ОС определяются типом дистанционного урока

Чат-занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Слайд 9 Какую бы форму не выбрал учитель, его задача, как тьютора — не просто оценивать, хвалить, критиковать, а подставить экспертно-дружеское плечо в виде своевременной, объективной и развернутой обратной связи.

Практика показывает, что высказывания преподавателя должны быть максимально четкими, доступными и понятными. Иначе возникают разночтения, и учащиеся выдают результаты кто во что горазд. Кроме того, не стоит забывать, что в результате воздействия стресса и неуверенности в завтрашнем дне, пропускная способность восприятия у многих людей снижается. В этом случае обратная связь будет конструктивной.

Более глубокому усвоению темы способствует техника “учиться друг у друга” — когда обратная связь исходит не только от преподавателя, но и от учащихся. Создайте обсуждение в закрытой группе Вконтакте или в Facebook. Пусть это будет коммуникативная площадка, где ребята смогут загружать и оценивать работы друг друга, обмениваться мнениями и комментариями относительно прогресса своих одноклассников. Кстати, доказано, что сложные темы легче усвоить, когда их объясняет ученик, который сам только что изучил этот материал. Задействуя этот прием, вам удастся превратить учеников из пассивных получателей знаний в активных, заставить их мыслить самостоятельно, научить работать в команде и грамотно отстаивать свои идеи.

Кейс-стади (обучение на практических примерах) — один из самых эффективных способов дать обратную связь в eLearning. Ваша задача — смоделировать реальную ситуацию, которая будет отражать конкретную практическую проблему или головную боль из жизни ваших студентов. Задача учеников— проанализировать ситуацию и выработать самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения решение поставленной задачи.

Важно, чтобы при этом они задействовали те практические умения и навыки, которые были получены в рамках изучения курса.

Геймификация всегда предполагает принятие обдуманного решения: как правильно, что нажимать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет умственную активность студентов. Набор очков, уровни, рейтинги, статусы, бейджи, достижение целей, квесты — все это очень мотивирует, активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Кстати, хорошая статья по этой теме:
Визуализация + геймификация на вебинаре

Наконец, не стоит забывать, что язык — самый простой, но очень эффективный способ давать конструктивную обратную связь. Повышайте интерес слушателей курса, акцентировав внимание на победах, и не позволяйте им опускать руки, когда они терпят неудачу. Вместо того, чтобы сказать: "Это правильный ответ", говорите : "Молодец!", " Так держать!", "Отличная работа!", если студент на самом деле справился с заданием. А вместо отрицательного вердикта “Это не правильное решение” используйте фразы "Держись, в следующий раз получится!", "Я знаю, ты сможешь это сделать!", "Не сдавайся!" Слова имеют силу. Они не могут изменить реальность, но они могут изменить то, как люди воспринимают эту реальность. Положительная поддержка творит чудеса и правильный подбор слов может сделать вашу обратную связь действительно вдохновляющей и мотивирующей.

Слайд 15 Перечислю некоторые платформы

Платформы для обучения

Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.

Используйте любую платформу, которая удобна для вас.

Закрытая группа в социальных сетях

Например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учениками и можно проводить онлайн-уроки.

Слайд 16 Способы организации ОС

чат в закрытой группе ВК,

работа в Google-документах

Очевидно, что доступ к эффективной и значимой обратной связи имеет много преимуществ как для учащихся, так и для преподавателей. Однако организация значимой обратной связи – дело непростое и порой время затратное, поэтому желательно организовать ее таким образом, чтобы она была эффективной и адекватной обстановке.

Слайд 17 Пусть не все мои ученики станут учёными - физиками, не к этому я стремлюсь, но хочется, чтобы с моих уроков они вынесли радость общения друг с другом и с учителем, радость познания себя и мира, вынесли понимание того, что только труд, упорство в достижении цели создают будущее, о котором мечтается.


Практика преподавания в IB школе подтверждает актуальность и ценность предоставления обратной связи. Ценность обратной связи заключается в том, что при эффективной её организации можно достичь неимоверных результатов в процессе обучения. Актуальность заключается в том, что качественно организованная обратная связь обеспечивает прогресс учащегося, объективное оценивание; наводит учителя на размышления для определения верных стратегий; информирует родителей о достижениях своих детей, вселяет спокойствие за их настоящее. Поэтому не раз приходится возвращаться к этой теме, расширяя границы рассматриваемого вопроса.

Цель данной статьи: представить модель конструктивной обратной связи в контексте её возможностей для учащегося, учителя и родителя.

Лучший способ добиться успеха — следовать советам, которые мы даём другим.

Нынешняя практика в условиях IB подтверждает, что актуальность вопроса, связанная с обратной связью, не снята с повестки дня, наоборот, требует детального изучения и рассмотрения с точки зрения опыта. Часто возникающие вопросы, связанные с обратной связью, можно классифицировать следующим образом:

Фактические вопросы:

Что такое обратная связь?

Кто может давать обратную связь?

На каких этапах урока осуществляется обратная связь?

Какие виды обратной связи вы знаете?

Каковы примеры обратной связи?

Концептуальные вопросы:

Каким образом лучше достичь эффективной обратной связи?

Насколько важны принципы обратной связи при оценивании?

Может ли сам учащийся давать себе обратную связь?

Значение обратной связи для учащихся, учителей, родителей?

Может ли сам учащийся давать себе обратную связь?

Дискуссионные вопросы:

Обратная связь — это рефлексия?

Обратная связь предоставляется по следующей схеме: учитель — учащийся, учащийся — учащийся, учащийся — учитель и, как указано в определении, на основе конкретных задач и заданий, действий и спорных вопросов, возникающих во время урока. Очень важно, чтобы данные действия и ситуации были не хаотичными, а правильно спланированными и организованными в соответствии с целью урока и ожидаемыми результатами, с правильно подобранными заданиями. И только на основе правильно сформулированных задач и заданий, учитель может предоставлять учащимся обратную связь на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления и рефлексии.

Практика подтверждает, эффективная обратная связь предоставляется на основе конкретно составленных критериев оценивания к заданиям и ситуациям, так как от правильно составленных критериев оценивания зависит не только полезность и продуктивность задания, но и достижение ожидаемых результатов и цели урока в целом. При правильном применении формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи на уроке.

Итак, при правильно организованной обратной связи учитель придерживается следующих принципов:

предоставляет информацию о том, что было сделано и что нет, фокусируя внимание на ожидаемых результатах, назначении задания и критериях оценивания.

  • содержит не менее 10-ти идей;
  • соответствует типу текста-описания;
  • излагает мысль последовательно;
  • пишет аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии — можно предоставить следующим образом:

C:\Users\админ\Desktop\9.0217МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ПО ФО\IMG_1383.JPG

В данном примере обратной связи, предоставляемой Ученику А, учитель дает информацию о том, что хорошо получается у учащегося и рекомендует, над чем требуется поработать.

предоставляет конкретные идеи, как улучшить обучение.

комментирует вначале то, что сделано хорошо, а не то, что сделано неправильно. Какой в этом смысл? Как вы думаете? Чтобы не отбить у учащегося желания учиться, чтобы наладить доверительные отношения, после похвалы каждый способен принимать критику;

предоставляет обратную связь ясно и в достаточном количестве, чтобы учащиеся понимали, что нужно делать, но не настолько много, чтобы работа не была выполнена за них;

предоставляет обратную связь с учетом особенностей учащегося, исключая субъективность и предвзятость навешивание ярлыков, оценка, сравнение).

Обратная связь может быть предоставлена в устной и письменной форме.

Словесная оценка (устная обратная связь).

Что касается, письменной формы обратной связи, приводим ниже примеры:

C:\Users\админ\Desktop\9.0217МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ПО ФО\IMG_1261.JPG

При предоставлении письменной обратной связи можно использовать следующие приемы:

II. Постановка вопросов: Как ты думаешь? Что находишь здесь неуместным?

III. Представление образца: следуя данному образцу, попробуй ещё раз выполнить морфологический разбор существительного.

Конструктивная обратная связь, в первую очередь, позволяет учащимся получить ответ на 3 вопроса:

−На каком этапе обучения я нахожусь?

−Каким образом я достигну результата?

−Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Учителям позволяет получить ответы на следующие вопросы:

−как идет процесс оценивания?

−где учащиеся достигли прогресса?

−как в дальнейшем планировать работу для улучшения процесса обучения?

А родителей обеспечивает ответами на следующие вопросы:

−какие достижения и недостатки имеет мой ребёнок в процессе обучения?

−насколько я понимаю и поддерживаю своего ребёнка? школу?

−чувствую ли я спокойствие в вопросах отчётности от школы?

В обратной связи, на наш взгляд, учитель должен показать пример того, как предоставить правильный фидбек и со временем ослабить контроль, тем самым научить учащихся эффективно предоставлять обратную связь себе на основе конкретных критериев.

Таким образом, обратная связь содержит информацию, которая позволяет учащемуся преодолеть разрыв между текущим и желаемым результатом.

При условиях, когда:

− Обратная связь четко связана с целями обучения;

− Учащийся понимает критерии успеха/стандарты;

− Обратная связь эффективно спланирована по времени;

− Обратная связь конкретна и понятна;

− Обратная связь дает подсказку в правильном направлении для преодоления разрыва;

− Обратная связь предлагает стратегию достижения, а не решения;

− Обратная связь стимулирует, требует действий и является достижимой.

Конечно, практика IB предоставляет множество перспектив в связи с рассматриваемым вопросом. Тем не менее, важна в организации обратной связи правильная постановка вопроса, которая обеспечит учащихся и их родителей конкретными ответами на вопросы об учебных достижениях, учителя — верными действиями в организации процесса обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, учащийся, учитель, эффективная обратная связь, время урока, Какой образ, конструктивная обратная связь, организованная обратная связь, процесс обучения, устная обратная связь.

Ключевые слова

представить модель конструктивной обратной связи в контексте её возможностей для учащегося, учителя и родителя

представить модель конструктивной обратной связи в контексте её возможностей для учащегося, учителя и родителя

Похожие статьи

Обратная связь на уроках химии и физики | Статья в журнале.

Обратная связь будет действительно эффективной, если изначально учитель совместно с

«Обратная связь — процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений

При этом основная цель обратной связи — эффективное качественное обучение учащихся.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках.

Я использую различные приемы обратной связи с учениками на уроке. На своих уроках я сочетаю устный опрос с письменным. Предлагаю классу одновременно отмечать сильные и слабые стороны в специальном листе самоанализа; регулярно использую для проверки.

Оценивание помогает осуществить обратную связь необходимую.

Обратная связь имеет свои характеристики, определяющие ее качество. Она помогает понять учащимся, что от них ожидается (ясны цели, критерии, результаты, стандарты); способствует развитию самооценки; доставляет своевременную, качественную информацию; поощряет.

Форма интерактивного образования — диалоговое обучение

диалогическое обучение, ученик, диалоговое обучение, анализ работ учащихся, диалог, обратная связь

Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи.

К вопросу об использовании информационно-коммуникационной.

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка.

О системе критериального оценивания в обучении.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда учащиеся получает

Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.

1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками. 2. Активное участие учеников в.

Активные формы обучения на уроках информатики

– обратная связь; – решение проблем; – овладение навыками работы в команде. Физическая активность учащихся заключается в пространственном

На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного.

А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока

Отсутствие связи нового материала с жизненным опытом школьников, замечала она, является одной из причин скуки на уроке. Не учитывая знаний учащихся, полученных вне школы, учитель говорит то, что хорошо знают ученики, а им неинтересно, и они перестают слушать учителя и.

Методы активизации учащихся на уроках истории.

Лекция с применением техники обратной связи.

Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

интерактивное обучение, учитель, ученик, познавательная деятельность, обучение, учебное окружение, учебная работа.

Современная парадигма школьного образования: изменение.

Равноценность прямой и обратной связи в образовательном процессе. Спонтанное нарастание сложности требований к учащимся в процессе оценивания результатов. Таким образом, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом


Влияние обратной связи является одним из важных факторов успешного обучения, но ее сила зависит от типа. Обратная связь, которая позволяет учащимся совершенствоваться, является наиболее эффективной, в то время как чисто внешние мотиваторы (награды, похвалы, трофеи) могут иметь отрицательный эффект!

Что такое обратная связь ​

Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. В контексте электронного обучения это может быть информация, предоставляемая, например, учителем и учеником относительно аспектов своей работы или понимания материала.


Какова цель обратной связи ​

Как бы вы определили цель обратной связи? Это похвала? Поощрение? Мотивация? Исправление ошибок?

В своей публикации авторы, Джон Хэтти и Хелен Тимперли, утверждают, что обратная связь должна дать ответы на следующие три вопроса [1]:

  1. Куда я иду? (каковы цели?)
  2. Как у меня дела? (как двигаюсь к цели?)
  3. Куда дальше? (какие меры необходимо принять для достижения более значительного прогресса?)

Мотивация – это ключ к успеху

Мотивация – один из ключевых элементов обратной связи. Именно здесь усилия геймификации часто терпят неудачу, предполагая, что люди нуждаются во внешней мотивации (очки, значки, таблицы лидеров, наличные деньги и т. д.). Чисто внешняя мотивация часто приводит к обратным результатам в долгосрочной перспективе:

Если ребенок любит читать книги, ощутимая награда за чтение может подорвать его внутреннюю мотивацию. Другие исследования показали те же результаты:

Это не означает, что нельзя использовать очки или баллы в обучении, но нужно учитывать баланс между внутренними и внешними мотиваторами.


Можно ли обойтись без обратной связи? ​

Вы когда-нибудь слышали такой аргумент:

Люди не обращают внимания на обратную связь, поэтому мы не должны помещать в них важную информацию. Как можно оспорить это мнение? Вот один из способов начать разговор:

И этот разговор часто приводит к интересным выводам. Например, может оказаться, что мы учили людей не обращать внимания на обратную связь, совершая некоторые из этих трех основных ошибок:

Изменение репутации обратной связи начинается с изменения мышления разработчиков. Обратная связь должна быть частью общей стратегии обучения с самого начала. То, как мы представляем важность обратной связи для пользователей, может определить ее эффективность. Другое исследование влияния обратной связи показало удивительный побочный эффект [3]:

С чего начать обучающий курс? ​

Если мы говорим о курсах, то, как правило, на первом слайде присутствует введение. Можно потерять свою аудиторию, начиная первые пару слайдов с перечисления бессмысленных (для учеников) целей обучения, заблокированного и принудительного звука, инструкции, как перемещаться по странице и т. п.

Обратная связь как формирующее руководство

Кроме того, некоторые исследования показывают, что, когда обратная связь предоставляется в качестве формирующего руководства, а не суммирующей оценки, она помогает студентам ориентироваться на обучение, которое повысит их уровень компетенции. Это и будет их целью обучения (Shute, 2008) [4].

Если цель обратной связи – это формирующее руководство по повышению компетентности, как бы вы подошли к следующей задаче?

Представьте, что вы обучаете студентов. Они представляют свои шедевры на ваше обозрение. Какой из следующих методов вы бы выбрали для обеспечения обратной связи:

Эффективные компоненты обратной связи с использованием мотивации и коррекции ошибок

Чтобы поддержать как мотивацию, так и исправление ошибок, давайте разберем взаимодействие с множественным выбором на основе результата и намерения. Для простоты результат будет правильным или неправильным. С другой стороны, намерение представляет собой ментальную модель участника, используемую для принятия решения. Другими словами, почему они выбрали тот или иной ответ. Потому что применили правильную ментальную модель? Потому что догадались (нет ментальной модели для применения)? Или применили неправильную ментальную модель (но случайно получили правильный ответ)?

Как эта таблица помогает? Можно использовать ее для персонализации обратной связи. Например, если знаете, что кто-то ответил правильно, потому что применил правильную ментальную модель, ваша обратная связь подтвердит достижение, укрепит ментальную модель и добавит дополнительную информацию (которая может быть более сложным уровнем или объяснением, почему другие решения неправильные).

К сожалению, большую часть времени мы не знаем, почему кто-то выбрал тот или иной ответ в курсе, поэтому мы не знаем, была ли концепция или ментальная модель правильной или нет. Хотя это не идеально, но есть трюк, который можно применить, чтобы узнать больше о том, почему был выбран определенный ответ. Этот метод называется оценкой, основанной на доверии, при которой после ответа на вопрос ученики также указывают в своем ответе уровень доверия. Используя эту информацию, можно создать более персонализированную обратную связь. Например, если пользователь был неправ, но его уверенность была высока, это может означать, что у него была неправильная ментальная модель. С другой стороны, если пользователь был прав, но его уровень уверенности был низким, он мог догадаться о правильном ответе.

Различные типы обратной связи

Какая обратная связь наиболее полезна? Джон Хэтти и Хелен Тимперли предлагают четыре уровня обратной связи [1]:

Предоставление различного типа обратной связи на каждом уровне имеет свою цель:

Когда необходимо предоставить обратную связь?

Как правило, разработчики курсов используют два типа времени для обратной связи: немедленное и отложенное. Немедленная обратная связь предоставляется сразу после принятия решения или действия. Отсроченная обратная связь предоставляется позднее.

Немедленная или отсроченная обратная связь? ​

Если хотите изучить своевременную, мотивационную, немедленную конструктивную обратную связь, играйте в хорошие игры! Хорошо продуманные игры привлекательны, потому что они обеспечивают идеальное сочетание всего, о чем мы говорили до сих пор: значимый контекст, привлекательные проблемы, частые и конкретные отзывы, повышение ставок и компетентность:

Заключительные мысли: знайте свою аудиторию ​

Одна из самых больших проблем, с которой могут столкнуться разработчики курсов, – это отсутствие информации об изначальной компетенции обучающегося. Предполагаемый уровень знаний и ориентация на обратную связь для исправления ошибок может иметь обратный эффект во многих отношениях. Если обучающийся не имеет достаточных предварительных знаний для развития или пытается полагаться на плохо понятые концепции, то более проработанные инструкции, проработанные проблемы более эффективны, чем обратная связь:

Неопытным ученикам преподавателю лучше предоставить проработанные инструкции, чем обеспечить обратную связь по плохо понятым концепциям.

Можно использовать входящее оценивание для определения предварительных знаний или предоставить возможность сначала погрузиться в проблему, а затем соответствующим образом настроить контент. В любом случае, всегда держите обратную связь на уме при проектировании обучения.


Ссылки на источники:

[4] Обратная связь в высшем и профессиональном образовании: понимание и применение. Под редакцией Дэвида Боуда и Элизабет Моллой.

Невозможно совершенствоваться и делать большие успехи в процессе обучения, когда у человека нет понимания, в правильном ли направлении он движется. Поэтому важно научиться давать обратную связь, которая помогает ученикам получать необходимые результаты от обучения.

Что такое обратная связь

Термин “обратная связь” (англ. feedback) — это отклик, ответная реакция на определенное действие или просто фидбэк. Например, наставник реагирует на выполненное упражнение ученика в виде рекомендаций или комментариев. Обратная связь играет ключевую роль в обучении и влияет на его результаты. Особенно, когда речь заходит про дистанционный формат.

Обратная связь в обучении

У удаленного обучения есть основной недостаток — ограниченное взаимодействие ученика с наставником. Ощущается недостаток “живого” общения. Ученик самостоятельно изучает теоретический материал и выполняет автоматизированные упражнения. Как правило, если ему что-то непонятно, он не может задать вопрос и тут же получить ответ. В процессе такого обучения начинают копиться вопросы к преподавателю. В определенный момент из-за отсутствия информации у ученика может сформироваться неправильное понимание или полное непонимание материала. В результате человек не получает ясности в вопросе и не достигает главной цели обучения.

Решить проблему помогают контрольные вопросы на понимание и развернутая, объективная обратная связь. Она формирует у человека ясное представление о его сильных сторонах, корректирует ошибки и подтягивает слабые стороны, задает направление дальнейших действий. У ученика появляется уверенность в своих действиях, понимание зачем он изучает данный материал и повышается мотивация к обучению.

Предоставлять фидбэк можно различными способами.

Виды обратной связи

Обратную связь делят на внутреннюю и внешнюю. Внешняя идет от наставника к ученику, от ученика к наставнику или от ученика к ученику. То есть дает информацию извне. Внутренняя идет от ученика к самому себе или от наставника к самому себе. Это называется самооцениванием. В этом случае происходит коррекция собственной деятельности.

Виды обратной связи, внешняя и внутренняя обратная связь

Для осуществления внешней связи наставник-ученик наставник анализирует действие ученика, сравнивает его с заранее известной информацией и на основе сопоставления дает ему оценку или корректирует ошибки. Самый распространенный случай, когда ученик в рамках упражнения дает развернутый ответ на открытый вопрос и наставник предоставляет ему обратную связь по этому ответу. В следующем разделе статьи мы подробно разберем как организовать такой отклик и на что влияет его качество.

Важное значение имеет обратная связь ученик-ученик. Ее суть в том, чтобы ученики учились друг у друга. Вы создаете общий чат, где ученики могут обмениваться своими работами и мнениями, обсуждать непонятные или спорные вопросы. В чем преимущества формата? Ученик быстрей освоит сложную тему, если попытается научить этому кого-то другого. Благодаря такому фидбэку ученики учатся самостоятельно мыслить в рамках нового материала и отстаивать свою точку зрения.

Не стоит упускать из виду обратную связь ученик-наставник. Она реализовывается в виде отзыва ученика по работе наставника. Следует регулярно призывать учеников давать оценку учителю. Она дает возможность увидеть слабые и сильные стороны наставника или всей системы обучения и усовершенствовать ее. Следовательно будет полезным поощрять подобную обратную связь от учеников.

Способы предоставления обратной связи

В зависимости от особенностей и задач обучения выбирается подходящий формат для организации обратной связи.

Способы предоставления обратной связи

При личной встрече фидбэк предоставляется в устном разговоре. Например, наставник задает ученику вопрос, тот отвечает и сразу получает реакцию на свой ответ.

Участники обучения часто общаются в мессенджерах — групповых или индивидуальных чатах. В процессе такого общения кроме текстового формата, используют еще видео и аудио формат. Такие ответы должны быть записаны в хорошем качестве, доброжелательным позитивным голосом и длиться не дольше 2 минут. А для продолжительного видео-формата рекомендуем создать видеоконференцию, например в Zoom, и пригласить туда всех участников. Если обучение проводится на платформе Unicraft, такой видео-урок с обратной связью можно включить в программу обучения.

Таким образом, в зависимости от задач подбирается подходящий формат. Но недостаточно выбрать формат, чтобы предоставить правильную обратную связь. Важно, чтобы ее содержание соответствовало определенным принципам.

Принципы эффективной обратной связи

То, как вы оцениваете важность обратной связи, определяет ее качество и эффективность. Билл Гейтс говорил, что эффективная обратная связь важнее, чем само обучение. Она повышает мотивацию разбираться в непонятных вопросах, дает недостающие знания и независимо от правильности ответа дает ученику уверенность в своих силах. У отрицательной неконструктивной обратной связи прямо противоположный эффект.

Эффект от обратной связи

Какой характер фидбэка эффективней, на ваш взгляд:

— Вы все сделали неправильно. Нужно переделать. Удивительно, как можно было упустить самое важное.

— Вы правильно донесли основную мысль. Давайте поработаем над деталями. Попробуйте сделать вот так, тогда вы получите такой результат.

На основе этих примеров можно увидеть, какую информацию должна нести конструктивная обратная связь и каким образом эта информация преподносится. Обсудим подробнее.

Конструктивная обратная связь включает ответы на три основных вопроса:

  1. Как у меня дела? Показывает текущий уровень результатов ученика и какие ошибки он допускает.
  2. Как мне прийти к результату? Дает понимание, в каком направлении нужно двигаться человеку.
  3. Над чем мне нужно поработать? Предлагает конкретные шаги для достижения результата.

Однако недостаточно просто ответить на эти вопросы. Чтобы человек адекватно воспринял эту информацию и прислушался к ней, важно донести ее, следуя 6-ти основным принципам обратной связи.

1 — Индивидуальная

Пример: В этом задании у вас получилось подробней раскрыть тему, чем в предыдущих. Молодец, так держать!

2 — Объективная и конкретная

Антипример: Вы плохо сделали задание. (обобщение и оценивание)

Пример: Вы неверно ответили на 3 вопроса. Попробуйте еще раз. (конкретика и объективность)

3 — Объясняет причины

Антипример: Вы ответили неправильно. Нужно вот так.

Пример: Ответ неправильный, потому что… Подумайте, как лучше поступить в описанной ситуации, чтобы …

4 — Уместная и своевременная

Обратная связь должна касаться процессов, на которые человек может влиять и которые может контролировать. Тогда он увидит, зачем ему эти знания и применит их на практике. Своевременность означает, что фидбэк предоставляется быстро, пока человек еще погружен в этот вопрос и он для него актуальный. Если ответ придет поздно, скорее всего человек не обратит на него внимания.

5 — Содержит мотивационный язык

Обратная связь должна делать акцент на победах. Если человек хорошо справился с заданием, то вместо ответа “Ответ засчитан”, скажите “Вы молодец, отлично справились”. А если человек допустил ошибки, не говорите “Вы провалили экзамен”, скажите “Попробуйте еще раз, у вас обязательно получится”. Таким образом вы управляете тем, как ученик воспринимает успехи и неудачи и мотивируете его продолжать учиться.

6 — Короткая и интересная

Техники предоставления обратной связи

Чтобы проще было применить описанные правила, воспользуйтесь методами предоставления обратной связи.

Правило сэндвича

Структура конструктивной обратной связи делится на 3 уровня.

Правило бутерброда

Когда вы начинаете обращение с приятных фраз, человек становится открытым к этой информации. В середине вы говорите, над чем ему нужно поработать. И заканчиваете обращение на позитивной ноте, чтобы оставить приятное “послевкусие”.

Пример: Андрей, вы молодец, что прислали задание в срок. Уточните ответ на второй и третий вопрос. Распишите подробнее … для того чтобы … Жду вашего ответа. Уверен, вы справитесь.

Техника SOR (Standart, Obversation, Result)

Пример: В этом курсе мы научились … Основное правило, которое важно закрепить звучит так … В ситуации, которую вы описали, правило не соблюдено. Это приведет к … Поэтому рекомендую внести изменения в свой ответ.

Техника SLC (Success, Learn, Change)

Пример: Имя, вы верно выполнили … А во втором задании вы допустили такую ошибку. Это приведет к… Рекомендую выполнить задание по следующей технологии, которая состоит из этих шагов.

Алгоритм предоставления обратной связи

Вашу обратную связь можно считать эффективной, если она удовлетворяет правилу трех П:

Планируйте обратную связь заранее и используйте рекомендации из статьи, чтобы формировать положительный фидбэк и вести учеников к необходимым результатам в обучении.

Читайте также: