Что представляет собой социальная сеть какие сервисы она предоставляет

Обновлено: 02.05.2024

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  • общения; поддержки и развития социальных контактов,
  • совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,
  • творческой деятельности сетевого характера,
  • выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Содержание

Первым поколением сетевых сервисов принято считать тот Интернет, который в большей степени был местом, где посетителями искалась и использовалась уже хранящаяся в нём информация, чем сервисом, позволяющим работать совместно и обмениваться данными.

Веб 1.0 имел некоторую линейность, так как, несмотря на использование гипертекста, структура перекрестных ссылок со страницы на страницу и с сайта на сайт создавалась вручную и зачастую только с целью навигации и поисковой оптимизации.

Однако Веб 1.0 имел средства для общения, такие как ICQ, электронная почта, чаты, форумы, гостевые книги и др. Эти средства продолжили успешное существование и в современном интернете наряду с новыми сервисами.

И важная особенность Веб 1.0 заключается в том, что он не мог быть ориентирован на каждого уникального пользователя, как печатное издание, каждый сайт имел ограниченную целевую аудиторию.

Web 2.0 (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

В современном киберпространстве преобладает концепция освоения паутины с помощью социальных сетевых сервисов.

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Для уточнения данного термина необходимо раскрыть понятие сетевого сообщества.

Сетевое сообщество— это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Социальные поисковые системы позволяют осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или группы. В настоящее время в Рунете существует несколько систем пользовательского поиска:

Социальная поисковая система Свики создает облака тегов и подстраивается под предпочтения пользователя, который по каждому ключевому слову указывает по его мнению наиболее авторитетные сайты в данной категории, что позволяет получать более релевантные результаты поиска, чем при использовании классических поисковых систем.

Облако тегов — визуальное представление списка ярлыков, меток (или категорий). Частота упоминаний, поисков, ссылок в интернете с определенного сайта неких слов, терминов, имен, отображается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем чаще использовался данный тег (слово, термин или имя).

Эта технология используют совместную деятельность участников сообщества: пользователи могут предлагать друг другу теги и авторитетные сайты для настройки персонального поиска.

Роллио также использует сужение области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток.

Народные классификаторы позволяют пользователям хранить свои коллекции закладок на веб-страницы. В России известны такие классификаторы как Делишес и Diigo.

Рассмотрим этот вид социальных сетевых сервисов. Социальный сервис хранения закладок позволяет добавлять ссылки и получать доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Пользователю предлагается присвоить один или несколько тегов к каждой закладке, которые будут описывать её содержание. Теги могут быть отображены в виде списка или облака.

Частная сетевая коллекция ссылок на веб-страницы является частью групповой коллекции, которую собирают все участники сети пользователей. Как только человек добавляет к записи ярлыки, он получает возможность использовать эти ярлыки при поиске внутри своих собственных закладок и внутри закладок других пользователей этого сервиса. Такая обратная связь приводит к коммуникации между пользователями посредством метаданных.

Сетевые сервисы объединяет общий сценарий поведения пользователей.

  • Возможность публикации видео и аудиозаписей (минус: нет возможности комментирования аудио.) Неограниченное количество фотографий и фотоальбомов.
  • Организация встреч и групп по интересам.
  • Возможность отметить на фотографии или видео человека, с помощью специального инструмента, и другие особенности.

Мой круг — проект компании Яндекс, создан для профессионального общения. Позволяет пользователям предлагать услуги (по большей части в ИТ-сфере), запрашивать рекомендации у других пользователей, публиковать вакансии и резюме, создавать визитную карточку и импортировать её в другие сервисы.

Социальные сети в настоящее время объективно являются не только самым популярным социальным сетевым сервисом, но и в целом сервисом сети Интернет.

Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими.

Возможность добавлять других пользователей ЖЖ в свой список чтения (так называемую френдленту) благоприятствует образованию социальных сетей. Поддерживается ведение коллективных блогов — ЖЖ-сообществ.

Сервис LiveInternet предоставляет следующие возможности:

Всего 90 сервисов наиболее популярны среди блоггеров, но помимо блогов на платформе существуют личные блоги на отдельном хостинге или движке. В Рунете существует более 300000 автономных блогов.

Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия.

Вики характеризуется такими признаками:

Некоторые вики позволяют всем желающим изменять их содержимое. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-то упорно и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Таким образом, сервис Вики является одним из наиболее ярких сайтов-представителей второго поколения Веб, так как именно в википроектах реализованы все основные принципы Web 2.0, все признаки, которыми характеризуется Вики, можно отнести и к социальным сетевым сообществам в целом.

Социальные медиахранилища — сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.

Наиболее популярными сервисами для размещения фотографий, схем, рисунков являются сервисы Фликр, Picasa и др. Фликр — социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего личного либо совместного использования цифровых фотографий.

Фликр позволяет загружать, публиковать, редактировать фото, использовать метки-категории, позволяющие быстрее искать фотографии. Сервис дает возможность всем своим пользователям делиться своими фотографиями и метками на фотографиях, определять уровень доступа к фотографии, группировать фото в альбомы и даже указывать географическую принадлежность фото на встроенной карте.

Веб-альбомы Picasa позволяют просматривать полноэкранные слайд-шоу, располагать изображения на карте, воспроизводить видео и т. д. Программа Picasa автоматически найдет все фотографии на компьютере и упорядочит их за несколько секунд.

Технология этих альбомов позволяет автоматически упорядочить веб-коллекцию фотографий в зависимости от того, кто изображен на каждом снимке.

Другие сервисы хранения изображений обладают примерно одинаковым набором функций, веб-альбомы часто встречаются внутри более крупных проектов, таких как социальные сети, городские порталы и др., но обретают популярность и в качестве независимых сервисов.

На сайте YouTube пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать, ставить оценки тем или иным видеозаписям. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги.

Видеоматериалы YouTube распространяет следующим образом:

YouTube стал настолько значимым явлением в медиамире, что c ним вынуждено считаться и телевидение. Многие медиакомпании создают официальные аккаунты на YouTube, осуществляя продвижение своей продукции через сервис. Ролики нередко попадают в репортажи новостей.

Хранение аудиозаписей, публикацию подкастов предлагают многие сайты для музыкантов, тысячи людей приходят на эти сайты каждый день, чтобы опубликовать своё творчество, а десятки тысяч — чтобы скачать и оценить его. Чаще всего с помощью этих сервисов возможно следующее:

  • создать свою собственную страницу и опубликовать на ней свою музыку и аудиозаписи;
  • оформить все материалы как подкаст, что позволит поклонникам получать свежее аудио прямо к себе в MP3-плейер в автоматическом режиме;
  • общаться в тематических сообществах;
  • участвовать в рейтинге;
  • использовать систему коллаборативных рекомендаций, то есть получать рекомендации о тех материалах, которые, скорее всего, будут вам интересны;

На сайтах для публикации аудио и подкастов можно увидеть реальную картину популярности современных музыкантов, рейтинг составляемый самими слушателями, здесь любой человек может стать звездой не имея больших денег и без авторитетных продюсеров. Уже сейчас некоторые знаменитости попали на музыкальный Олимп благодаря социальным сервисам. Интернет-радио — это ещё одна разновидность сервисов для хранения и публикации аудиоматериалов. Плей-лист интернет-радио коллективно составляется самими пользователями и музыкантами.

Кроме перечисленных, существуют сервисы для хранения и других типов данных, например аватаров, карт знаний, баз данных.

В Интернете существуют рекомендательные системы, специализирующиеся на одном типе контента, например: Last.FM, Netflix Prize (кинофильмы), экспертную работу в котором выполняют сами пользователи.

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Основные географические сервисы Рунета:

Просматривая карту WikiMapia, пользователь видит объекты, ограниченные рамками, и может получить текстовое описание для каждого. Редактирование текстов и выделение новых участков карты доступно любому посетителю сайта. Объекты также помечаются тегами, в режиме поиска отображаются только те из них, в описании которых присутствует данный тег. Также к каждому помеченному участку можно добавлять фотографии этого места, видеоролики из YouTube и ссылку на страницу в Википедии для этого места. Слой пометок WikiMapia можно подключить к программе Google Earth.

Таким образом, географические сервисы позволяют не только получать текстовую и медиаинформацию, но и задавать (либо просматривать, редактировать) её положение на географических картах планеты, что расширяет возможности социальных сетевых сервисов не только по типу данных, используемых в них, но и в пространственном отношении.

Таким образом, общение в трехмерной реальности — это социальный сетевой сервис, позволяющий полностью создавать среду своей виртуальной жизни.

Отсутствие заданного сценария, который всегда присутствует в он-лайн играх или стратегиях позволяет называть их настоящей виртуальной реальностью.

Многофункциональные порталы объединяют в себе несколько социальных сетевых сервисов.

На самом деле практически не существует в Сети однофункциональных социальных сервисов. Социальные сети, например, обычно содержат в себе блоги и фотоальбомы.

Однако, нужно заметить, что многофункциональные порталы обычно построены на коммерческой основе, так как требуют мощного ПО и больших материальных затрат на разработку и продвижение. Несмотря на большой объём сетевых сервисов на порталах, их доля на сайте не настолько большая как на тематических сервисах.

Таким образом, социальный сетевой сервис каждого вида по представленной классификации отличается от других своими уникальными свойствами и целью, с которой посетители используют этот сервис, и имеет важную общую черту со всеми другими социальными сервисами — люди ведут с его помощью совместную деятельность.

В данной классификации рассмотрены только основные виды социальных сетевых сервисов, существует ещё много различных интересных и полезных сайтов и порталов.

Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. C появлением Web 2.0 изменилось отношение к интернету в целом, и учителя информатики и других дисциплин начинают применять сервисы сети Интернет в образовательных и воспитательных целях, при внеклассной работе и творческой деятельности. Если раньше Интернет негласно среди преподавательского состава считался только бесполезным развлечением и пустой тратой времени в лучшем случае, а в худшем — чем-то вредным и развращающим, либо собранием некачественных готовых рефератов и недостоверной информации, то в последние годы взгляд на Сеть приобрел положительный характер, и сетевые социальные сервисы способствовали этому. О том, какие цели можно достигнуть и какие задачи выполнять, используя сетевые социальные сервисы в образовании, будет рассказано в данном разделе.

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей.

Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать ученикам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Таким образом, сетевые сообщества имеют несколько применений в педагогической практике и могут воспитывать в учениках перечисленные умения. Также с помощью сетевых сообществ и сервисов можно получать знания и отрабатывать навыки, о чём будет подробно рассказано ниже.

Улучшены алгоритмы поисковых машин и в выдаче стали заметно меньше появляться сомнительные ресурсы, что также повышает качество и уровень достоверности информации.

Но главная особенность использования именно социальных сетевых сервисов в поиске учебных материалов — это наличие свободных открытых энциклопедий, таких как Википедия. Которые, помимо поиска, позволяют и совместно создавать и редактировать любые данные.

Общение в социальных сетях, блогах и имитаторах трехмерного пространства позволяет находить общение с людьми — носителями изучаемых языков, представителями различных культур и национальностей, что намного полезнее для образования и эффективнее, чем изучение данного материала по печатным или обычным медиаисточникам. Хотя это может привнести сумбур в знания учащегося. Ведь все мы видим как происходит общение в социальных сетях и чатах, как много люди там делают ошибок. Чат не заменит учебника. Так, например, модераторы форумов не выполняют функций редакторов текстов.

Коллективная работа над проектами возможна с помощью практически любых средств социальных сетевых сервисов. Так Вики позволяет ученикам совместно создать учебное пособие, реферат, исследовательскую работу.

Коллективный фотоальбом поможет собрать воедино фотографии с какого-либо мероприятия или по заданной тематике.

А специальные программы для управления проектами, установленные в локальной сети или в интернете, помогут руководить ходом проекта, заниматься распределением задач в он-лайн режиме, создать список часто задаваемых вопросов или форум по заданной теме.

Виртуальное пространство, анонимность и социальные сетевые сервисы вместе представляют собой уникальную площадку для проведения психологических тренингов и ролевых игр, инсценировок и моделирования различных ситуаций: психологических, педагогических, экономических, даже географических.


В свою очередь, социальная сеть — это социальная структура, которая состоит из узлов (отдельные люди, группы людей или сообщества), соединенных между собой одним или несколькими вариантами с помощью социальных связей.

История зарождения социальных сетей. Современная теория социальных сетей берет начало с 1951 году от Анатолия Рапопорта и Рэя Соломоноффа. В 1959–1968 гг. венгерские математики Альфред Реньи и Пол Эрдос написали восемь статей, где описали принципы формирования социальных сетей. Вместе с тем, социальные сети стали основной причиной, по которой на сегодняшний день продолжает расти количество времени, проводимого в интернете.

Главное отличие социальных сетей от традиционных СМИ в том, что социальные медиа в отношениях со своими пользователями апеллируют к другой категории чувств — в основном, к чувству принадлежности к определенному сообществу. Один из факторов популярности сетей во всем мире — это анонимность или частичная анонимность участников социальных сетей. Участник сообщает о себе только ту часть сведений, которую он считает нужными или возможным сообщить и это дает возможность изменить представление о себе в глазах других пользователей.

Первые социальные сети. Примерно в середине 90-х годов появились первые социальные сети, они предоставляли пользователям начальные возможности для общения, подобно ICQ, eGroups/OneList, Evite. Такие сетевые сервисы, как правило, не рассматриваются в качестве социальных сетей, но, тем не менее, они стали тем самым фундаментом, на котором в дальнейшем развивались онлайн-услуги для общения и взаимодействия пользователей.

В последнее время социальные сети преобразовываются наиболее серьезным образом — они движутся к новой категории сетей. В общем же, влияние индустрии социальных сетей на современную жизнь неоспоримо [1].

Профиль участника — это то, с чего начинается сетевая жизнь после регистрации. Профиль обычно содержит указание о поле участника, его возрасте, семейном положении, об образовании, местах работы, интересах. С точки зрения информационных технологий профиль — это запись в базе данных акторов [4].

Следующими социальными сетями были Asian Avenue, MiGente, BlackPlanet они появились в период между 1997 и 1999 годами. По функциональности они сильно не отличались от своих предшественников.

Первым web-ресурсом, ориентированным на поиск и поддержание деловых контактов стал Ryze. Он был создан в 2001 году.

В 2003 году была создана новая социальная сеть MySpace. В ней предоставлена возможность создания персональных профилей, самим настраивать внешний вид своих профилей, создавать сообщества по интересам, размещать фотографии, видео и ауди известных исполнителей.

В 2004 году компанией Ludicorp был запущен проект Flickr. Создатели этой идеи Стюарт Баттерфилд и Катерина Фейк. Целью проекта была возможность игрокам Game Neverending сохранять в ходе игры свои изображения, чтобы в дальнейшем выкладывать их в интернете.

В 2004 году Марком Цукербергом была основана социальная сеть The Facebook. В 2005 году сеть стала называться Facebook. Изначальная цель социальной сети была предоставить возможность студентам Гарвардского университета общаться между собой, размещать фотографии, видеозаписи, изменять статусы в режиме on-line. Facebook сегодня является вторым по популярности сайтом в мире, уступая первую позицию поисковой системе Google.

В последнее время создается много новых социальных сетей, при этом не всегда они создаются для общего пользования. Есть узконаправленные социальные сети, цель которых собрать людей с общими интересами. Количество людей, конечно, в таких социальных сетях на порядок ниже, чем те, которые делают акцент на охват всех пользователей, но в таких социальных сетях есть свои преимущества [3].

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, сеть, интернет, пользователь, последнее время, оперативный источник информации, социальная сеть были, социальная сеть стали, ICQ, возможность.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Социальные сервисы сети Интернет


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня каждый человек имеет доступ к сети Internet . Internet сейчас – это не только огромное количество компьютеров, но ещё и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в мире.

Конечно, что именно заинтересует вас в Интернете в первую очередь - люди или компьютеры, зависит только от вас, но не будет преувеличением сказать, что, выходя в Интернет, вы делаете для себя доступным целый мир, при условии, что вы владеете информацией о возможностях социальных сервисов сети Интернет. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что далеко не все пользователи Интернета владеют этой информацией.

Главная задача учителя – повысить познавательный интерес учащегося, научить его учиться, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач.
Большую роль в этом могут сыграть ИКТ и, в частности, сетевые сервисы WEB 2.0, которые предоставляют следующие возможности для учителя:
1. использование открытых и бесплатных электронных ресурсов, которые могут быть применены в учебных целях;
2. самостоятельное создание учебных материалов в сети (новые сервисы делают процесс создания и размещения в сети таких материалов простым и доступным);
3. наблюдение за деятельностью участников сообщества (в т.ч. дистанционно), что позволяет экономить время;
4. создание нестандартных учебных ситуаций.
Одна из важных особенностей социальных сервисов состоит в том, что от участников совместной деятельности не требуется одновременного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время.

Объект исследования: социальные сервисы сети Интернет.

Целями моей проектно-исследовательской работы являются:

– расширение представления о социальных сервисах сети Интернет;

– создание каталога социальных сервисов, используемых в образовании.

Для достижения цели я ставила следующие задачи:

– изучить возможности социальных сервисов сети Internet ;

– познакомиться с их систематизацией;

– сформировать перечень социальных сервисов, используемых в образовании.

– дать рекомендации педагогам и обучающимся по использованию найденных ресурсов.

Гипотеза: социальные сервисы предоставляют огромные возможности для совместной, более тесной работы учителя и ученика, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Глава 1. Теоретическая часть

Социальные сервисы сети Internet .

С развитием сети становится всё больше сервисов и услуг, которые нацелены на то, чтобы сделать пользование информацией максимально комфортным, обеспечить пользователям независимость от стационарных рабочих мест. На слуху у всех загадочный термин - Web 2.0, иначе говорят: новые Интернет - сервисы, новые социальные сервисы, современные сервисы и т.п. Что же понимается под этим? Что такое Web 2.0?

Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие.

Потенциал социальных сетевых сервисов огромен. Всё большее количество людей, стремясь к общению, самореализации, регистрируется в социальных сетях, вступает в сетевые сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Было бы неразумным не использовать возможности сетевых сообществ в образовании.

1.2 Веб 2.0 с точки зрения пользователя

2. Постоянные ссылки на опубликованные материалы. Малоприметная, но очень важная особенность, благодаря которой существенно возрастает значение каждого действия и каждого слова, опубликованного в сети. Теперь мы всегда можем вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений между людьми.

3. Метки как средство решения классификационных задач. К каждой закладке ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова, метки-категории облегчающие процесс дальнейшего поиска. Использование меток обеспечивает возможность фолксономии – народной классификации. Термин используется как противоположность таксономии – научной классификации. Благодаря цифровой революции мы обнаружили, что традиционная иерархия знаний, которая так успешно служила нам раньше, не работает так же успешно в мире цифровых технологий. Теперь наступает трудный период освоение новых способов неиерархического построения документов, классификаций и самого знания. Народная классификация делается и творится людьми – всеми нами. Мы никогда не знаем заранее, какой тэг или какое название статьи выживут, привлекут наибольшее внимание и станут общепринятыми. Это сфера или бульон культуры, в котором тэги или мимы конкурируют за наше внимание. Некоторые принимаются и остаются, некоторые погибают. Непосредственно к самому объекту можно прикрепить специальную метку или тэг (tag).

4. Визуализация динамических отношений, которые существуют между участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными статьями, фотографиями, рисунками и медиа-объектами. Благодаря визуальным сервисам мы можем понимать и показывать ученикам отношения между серверами, статьями и даже мыслительными категориями [4] .

Глава 2. Использование социальных сервисов в образовательной деятельности

Выделяются следующие сетевые социальные сервисы, обладающие несомненным образовательным потенциалом:

В данной классификации рассмотрены только основные виды социальных сетевых сервисов; существует еще много различных интересных и полезных сайтов и порталов [5] .

Глава 3. Каталог социальных сервисов сети Интернет в образовательном пространстве школы

Сервисы для хранения закладок

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов – средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов.

Адреса сайтов

Сетевые дневники (блоги) - сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов.

Адреса сайтов

ВикиВики - средство для быстрого создания и редактирования коллективного гипертекста.

Адреса сайтов

Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.

Адреса сайтов

Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов – интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Так, например, возможно организовать совместное редактирование документа, выложенного в сети Интернет несколькими пользователями одновременно. При этом все изменения будут зафиксированы по времени их внесения и по содержанию изменений.

С точки зрения образования наиболее удачное решение в настоящее время предлагает набор инструментов Google (Гугл).

Адреса сайтов и описание сервисов Гугл:

Карты знаний (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

FreeMind — свободная программа для создания карт знаний.

Графвиз - одним из мощных графических пакетов интегрированных с МедиаВики является GraphViz, который позволяет записывать связи между статьями в виде простых отношений и представляет эти отношения в виде графа.

Timetoast – сервис с удобным интерфейсом создания временных лент.

Социальные поисковые системы

Глава 4. Проекты

Результаты голосования приведены в приложении 1. Преимуществом электронного опроса является:

– исключение возможности испортить бюллетень;

– чтобы отдать свой голос, не нужно было никуда идти, а достаточно иметь под рукой телефон или другое техническое устройство;

– это не заняло у ребят много времени.

В опросе приняло участие 69 человек.

Чтобы человек не проходил несколько раз один и тот же тест или заполнял любую форму, запрашивается вход в аккаунт.

Prezi – удобная в использовании программа, с помощью которой можно создавать презентации с чистого листа или с помощью интегрированных шаблонов. Содержит инструменты для вставки и редактирования текста, поддерживает импорт картинок. Позволяет изменять фон, добавлять эффекты, плавные переходы. Приложение позволяет делать проекты в современном стиле инфографики.

Программу Prezi можно скачать на компьютер или сделать презентацию в онлайн режиме на сайте данного сервиса, создав на нём учётную запись.

Данный тип презентации воспроизводиться полностью не на всех устройствах. На большистве ноутбуков она запускается в ограниченной версии, то есть без эффектов инфографики. На компьютерах презентация функционирует полностью.

В истории и других предметах всегда есть много событий и важных дат. Иногда их настолько много, что запомнить становиться трудно. Но есть выход. Я предлагаю вам сервер Timetoast по созданию временных лент.

Этот сервис поможет за короткое время собрать все даты в удобную временную шкалу. Timetoast может использовать изображения событий, добавлять пояснительные ссылки и представлять разные варианты просмотра ленты. Также он позволяет скачать на компьютер файл для печати.

У программы довольно лёгкий интерфейс и простота в использовании.

Так как скоро будет 9 мая, я решила создать временную ленту Сталинградской битвы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

На уроках учителям важно проверять у учеников знание терминологии. Удобнее всего это осуществить в виде кроссворда. Отгадывание кроссвордов всегда вызывает в нас больший интерес. Как раз для этого в Интернете есть сервис, который с помощью введённых вами слов, сгенерирует кроссворд. После этого вы можете скачать его на компьютер.

Использовать кроссворды можно не только для проверки, но и для своего саморазвития.

Современный этап развития сети Интернет привел к тому, что сеть из источника информации для индивидуального использования превратилась в место совместной деятельности пользователей.

Чтобы найти свое место в различных сообществах сети необходимо каждому пользователю иметь представление о возможностях социальных сервисов сети. Это в полной мере относится и к образовательному процессу.

Сегодня мы становимся свидетелями уникального процесса для всей мировой системы образования, когда субъекты образовательной деятельности начинают взаимодействовать в рамках учебно-воспитательной деятельности вне зависимости от географических границ и социальных иерархий [2] . Учебная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов предопределяет развитие педагогов и обучающихся, позволяет формировать информационную культуру, столь необходимую в условиях современного общества.

Созданный нами перечень социальных сервисов сети Интернет позволит педагогам и ученикам нашей школы сориентироваться в информационной среде Интернета и эффективно и безопасно использовать социальные сервисы в образовательной деятельности.

Список источников

Что такое Социальные сети и каковы их характеристики? Каковы особенности разных социальных сетей в разных странах? Какие плюсы и минусы они сулят своим пользователям? Какова их функциональная специализация и как с ними работать?

1. Популярность и визуализация использования социальных сетей в современных условиях

Для уяснения причины столь высокой популярности социальных сетей целесообразно воспользоваться результатами визуализации их практического использования. Согласно обзору рынка социальных сетей в России, странах СНГ и Восточной Европы в 2009 году, можно понять, как будет развиваться этот рынок далее: по каким моделям пойдёт проникновение и какие методы следует использовать для дальнейшего продвижения социальных сетей в той или иной стране.



Рис.1. Результаты визуализации использования социальных сетей в мире.



Рис.2. Социальные сети, популярные в России, странах СНГ и Восточной Европе.

J’son & Partners Consulting представляет обзор рынка социальных сетей в России, странах СНГ и Восточной Европы: наиболее популярные соцсети, их аудитория, её характеристики, а также особенности развития региональных рынков социальных сетей и перспективы развития.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

На данном этапе развитие социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ находится на разных стадиях. Для удобства аналитики J’son & Partners Consulting разделили рынки соцсетей в странах СНГ, Восточной Европы и России на четыре категории по численности аудитории социальных сетей и темпам ее роста.



Рис.3. Категории рынков социальных сетей по численности и темпам роста аудитории.

Первая категория, в которую попала только Россия, характеризуется большим числом пользователей соцсетей (от 6 млн. человек) и высокими темпами роста. К примеру, в нашей стране на данный момент насчитывается 25 млн. пользователей социальных сетей, что сравнимо с общим числом пользователей социальных сетей в других рассматриваемых странах вместе взятых. По прогнозам J’son & Partners Consulting, ежегодный прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 года в России составит в среднем около 23%. Такая динамика определяет Россию как быстрорастущий и перспективный рынок.

Количество пользователей соцсетей от 6 млн. и невысокие темпы роста – это близкие к насыщению рынки. К этой группе относится польский рынок социальный сетей. Так, по итогам 2009 года в Польше насчитывалось около 11 млн. активных пользователей социальных сетей. Темпы прироста аудитории социальных сетей в Польше постепенно снижаются, что говорит о насыщении рынка.

Число пользователей социальных сетей менее 6 млн. человек и невысокие темпы роста характеризует рынки социальных сетей в большинстве стран Восточной Европы и СНГ. При этом рынок социальных сетей в странах Восточной Европы – в первую очередь в Венгрии, Чехии и Румынии – отличается снижением темпов прироста аудитории. Также к третьей группе относятся совсем новые, только зарождающиеся рынки социальных он-лайн-сервисов в Казахстане и Армении.

К четвёртой группе, в свою очередь, относятся рынки социальных сетей с небольшим количеством пользователей (менее 6 млн.) и высокими темпами роста. Такая ситуация наблюдается в большинстве стран СНГ: Белоруссии, Украине, Узбекистане, Молдове и Киргизии. Социальные сети и сам Интернет в этих странах находятся на ранней стадии развития, характеризующейся бурным ростом. Наибольшие темпы роста аудитории социальных сетей были отмечены в Узбекистане – в среднем около 40% в год.

Дальнейшее развитие социальных сетей, а также методы монетизации трафика в большей степени зависят от менталитета народа, распространения электронных платёжных сервисов, доходов населения и массы прочих факторов. Среди наиболее известных и популярных методов извлечения прибыли из социальных сетей называются реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум-сервисы, игры и развлечения, различные коммуникационные сервисы.

2. Общая характеристика и направленность использования социальных сетей в России

Человечество всегда старалось упорядочить свое существование, определяя и вырабатывая классы, касты, сословия, группы. Принадлежность к своему классу, пожалуй, никогда не была слишком интересной задачей. Появление социальных групп, таких как школьный класс или университетский поток, также на время упорядочивало жизнь отдельного человека. Но проходило время, школа заканчивалась выпускным вечером, а студенческая жизнь – вручением дипломов. Друзья и приятели разъезжались, становились далекими по своим интересам, словом, социальная группа распадалась.

Социальные сети в Интернете – совершенно уникальное явление. Любой пользователь может выбирать свою социальную группу, а общение в ней можно установить, даже если все участники находятся в самых разных уголках страны и не видели друг друга по многу лет.



Рис.4. Самая популярная социальная сеть.

Интерфейс сайта предельно простой, поэтому мы не будем его рассматривать. Восемнадцать миллионов пользователей сумели с ним разобраться, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Гораздо важнее представлять себе достоинства и недостатки, которые неизбежно ожидают всех пользователей, решивших вступить в социальную сеть.

К достоинствам можно отнести поиск людей. Да, можно снова увидеть весь свой класс, увидеть какими стали сейчас смешные мальчишки и девчонки, рассказать им о себе. Вас тоже могут найти даже те приятели и друзья, с которым были утеряны всяческие контакты. Море эмоций, заведение новых-старых знакомств, наблюдение удивительных метаморфоз – ве это ожидает вас сразу же после регистрации на сайте.

Недостатки пребывания в социальных сетях ощущаются не сразу. Для начала, приготовьтесь уделять довольно много времени пребыванию на сайте. Почему? Да потому что вам напишут множество старых знакомых – всем нужно ответить, они будут оценивать ваши фотографии по пятибалльной шкале, значит вам тоже будет нужно поразглядывать их фото и проставить оценки. Вспоминание адресов и телефонов будет коллективно-совместным, поэтому Вам придется принять в этом живое участие. Все это требует множество времени, причем, скорее всего, Ваше пребывание на сайте будет совершенно необходимым в разгар рабочего дня. Поэтому нужно будет отодвинуть скучные дела и погрузиться в мир ностальгии. Разумеется, это скажется на самой работе.

Также нужно понимать, что, несмотря на чарующую возможность возобновления старых связей, давайте зададимся вопросом, почему же эти контакты были нарушены? Почему все же несколько друзей со школы всегда оставались с вами на связи, в отличие от остальных, которые были совершенно потеряны? Может быть, разные интересы, разные судьбы, отсутствие общих тем для разговоров, круга общения? Ваши дороги разошлись, когда вы были детьми, а сейчас, став взрослыми людьми они могут снова сойтись? Социальные сети не могут вернуть вас в класс снова школьником, они лишь позволяют общаться людям, ставшим теми, кем они есть сейчас.

Но главным недостатком социальных сетей является предоставление полной, достоверной информации о вас. Кроме пословицы "Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты", забываемой, но продолжающей, тем не менее, работать, здесь любой может получить детальное представление о Вас. Многочисленные фотографии, зачастую выглядящие, как отражение налоговой декларации, способствуют привлечению внимания не только ваших друзей.



Рис. 5. Поиск социальных сетей в Яндекс-Каталоге.

После регистрации и заполнения сведений о себе, пользователи приглашают в свой круг (общения) своих коллег и друзей. Так формируется первый круг общения. Друзья друзей автоматически образовывают второй круг. Третий круг образовывается по той же самой схеме.

Сеть предоставляет возможность искать работу, услуги или сотрудников. Для того чтобы сообщить своему первому кругу то, что вы ищете работу, достаточно отметить галочкой "Я ищу работу" (рис.7).



Рис.7. Фрагмент профиля.

Точно также и вы узнаете о поисках работы своих друзей. В результате реализовывается очень старый, оффлайновый принцип – работа для своих.

Сервис стимулирует указывать данные о себе наиболее полным образом. Шкала в процентах допускает к определенным услугам после заполнения профиля.

Впрочем, просмотреть вакансии, профиль сотрудника и даже его фотоальбом, можно вообще не регистрируясь на сайте. Например, найдем всех пользователей, указавших в своем профиле в качестве ВУЗа Московский Государственный Университет (рис.8).



Рис.8. Поиск людей по запросу МГУ.

Но для того, чтобы связаться с человеком, придется зарегистрироваться. Отметим, что описания места работы или учебы, а также фамилия пользователей открыто индексируются поисковыми системами.

При помощи сервиса Мой Круг можно просмотреть список всех сотрудников, работающих в определенной компании. Фирмы, особенно работающие в области информационных технологий, любят всеми коллективами регистрироваться на Моем Круге.

Даже без регистрации, в два клика можно увидеть всех пользователей, которые находятся с вами в одном городе. Войдя в сеть и указав свою улицу, обнаружим своих соседей и друзей. Воистину, мир тесен!



Рис.10. Ограничение контактных данных. Быть в контакте только с друзьями.

На размещенных групповых фотографиях лучше всего перечислить участников поименно. Но не просто "Слева - направо…", а выделив каждого персонажа графической рамкой и вписав его имя (рис.11).



Рис.11. Каждый участник фотографии получит выделение и признание.

Просматривая фотографии, посетители теперь не будут оставлять комментарии типа: а кто это третий во втором ряду? Все просто и понятно.

В контакте – это хранилище видео и аудио-роликов. Место для общения более 14 миллионов человек, причем число пользователей выводится в режиме реального времени (рис.12).



Рис.12. Фрагмент главной страницы. Когда вы решите посетить ее, число будет значительно больше.



Рис.13. Сервис Facebook доступен и на русском языке.

Для начала построения своего мира достаточно зарегистрировать почтовый ящик. Работа почты никак не связана с социальной сетью. То есть при отсутствии желания создавать свой мир, можно спокойно продолжать пользоваться почтой. Все прочие возможности описываются одной фразой – это социальная сеть.

Другие социальные сети. Сейчас веб-разработчики принялись делать социальные сети с большим энтузиазмом. В самом деле, достаточно выбрать определенную профессиональную сферу – строители, врачи, адвокаты, водители, сделать механизм сайта, привлечь целевую аудитория и собирать деньги за размещение рекламных материалов. Впрочем, многие даже не пытаются привлекать целевые аудитории, а просто делают копии социальных сетей для всех желающих. В результате сейчас сложилась такая ситуация, что можно зарегистрироваться в нескольких десятках социальных сетей и общаться, общаться, общаться с друзьями, коллегами и знакомыми – с утра до вечера. Целесообразность подобного времяпрепровождения – это спорный вопрос, но такая возможность есть.

Перечислим прочие крупные проекты социальных сетей:

Всего социальных сетей очень много. Для поиска именно того, что нужно Вам, следует попробовать запрос вроде "Социальная сеть космонавтов". На момент написания такой сети нет, но она, несомненно, появится в будущем.

Коллективные блоги с элементами социальных сетей. Идея коллективного разума положена в основу многих проектов. Объединяться в сообщества экспертов, задавать вопросы и отвечать на вопросы других пользователей, искать нужные ответы по темам и тегам – все это лежит в основе проекта ИНТУИТ: вопросы и ответы (рис.16).



Рис.16. ИНТУИТ: вопросы и ответы.

Пользователи сами создают вопросы, сами определяют их рейтинг. Тематика вопросов – информационные технологии.

Хабрахабр – сложный социальный механизм, неизменно притягивающий внимание многих профессионалов. Объективный взгляд на многие вещи, советы и развернутые объяснения, обмен опытом – все это делает сайт чрезвычайно популярным.

Таким образом, Всемирная Сеть – это огромное хранилище данных, которые могут использоваться во многих областях человеческой деятельности. В самом начале своего развития сеть предлагала средства коммуникации, позволяющие связывать друг с другом собеседников из разных точек земного шара. Сегодня Всемирная Сеть предлагает еще больше средств, сервисов и услуг, в том числе и социальные сети, которые прочно вошли в нашу жизнь и изменили ее.

Читайте также: