Что представляет собой нормативное правовое измерение культурной политики российского государства

Обновлено: 30.06.2024


ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важным подзаконным актом стали утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 [1] в конце Года культуры в Российской Федерации [2] Основы государственной культурной политики. Указано, что Основы – базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития, а также государственных и муниципальных программ. Документом обосновывается необходимость выработки государственной культурной политики, определены основные понятия в данной сфере. Помимо этого, документ содержит цели государственной культурной политики, ее принципы и задачи в областях: культурного наследия народов России; осуществления всех видов культурной деятельности и развития, связанных с ними индустрий; гуманитарных наук; русского языка и отечественной литературы; языков народов Российской Федерации; расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей; воспитания поколений; просвещения; детского и молодежного движения; формирования информационной среды, благоприятной для становления личности; комплексного совершенствования системы управления; организационного, аналитического и информационного обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики; ресурсного обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики.

Впервые в Указе Президента РФ дается и нормативное определение культуры: совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.).

Целями государственной культурной политики, в частности, являются:

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения (курсив наш. – авт.).

Согласно Указу государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Глава 7 раздела IV действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (в ред.2014 г.) определяет, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в настоящий момент являются:

расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;

создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового дополнительного художественного образования детей;

содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.

Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства (курсив наш – авт.) многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России (курсив наш – авт.), развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств – участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах [11].

Для разработки и реализации государственной культурной политики необходимо сформировать структуры (институты) по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики [1].

Таким образом, по нашему убеждению, утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 Основы государственной культурной политики при отсутствии в них ясных и конкретных механизмов реализации остаются лишь декларациями о намерениях, а не реально работающими документами, ориентированными на заявленные разработчиками цели. Для того чтобы указанный документ был действительно рабочим инструментом, необходимо разработать ясные и конкретные механизмы и источники ресурсов для его реализации.

2. О проведении в Российской Федерации Года культуры: Указ Президента РФ от 22.04.2013 № 375 // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 17. – Ст. 2112.

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: [утверждены Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1] // Рос. газ. –1992. – 17 нояб.

4. Культура России (2012–2018 годы): Федер. целевая программа: [утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186] // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 13. – Ст. 1516.

6. Пронин, А. А. Правовое образование и цивилизационный выбор России // Право и образование. – 2001. – № 6. – С. 23–29.

7. Пронин, А. А. Правовое образование и цивилизационный выбор России // Юрид. образование и наука. – 2002. – № 1. – С. 13–16.

8. Пронин, А. А. Правовое образование и цивилизационный выбор России // Правозащитник. – 2004. – № 1. – С. 27–35.

10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 26 (ч. I). – Ст. 3378.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: [утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537] // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.

12. Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном референдуме 12.12.1993] // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.

13. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

14. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

Читайте также: