Что права личности полностью зависят от государства считают сторонники

Обновлено: 28.06.2024

Личность – понятие, характеризующее человека с социальной стороны, его способ­ность вступать в многочисленные социально-полезные связи с другими людьми.

Государство посредством правазакрепляет личностные особенности граждан в кате­гориях дееспособности: полной, неполной, частичной, ограничен­ной, нулевой, а также в категориях вменяемости и невменяемости, что, в свою очередь, определяют степень свободы личности, возможность ее самореализации.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Фактическое положение личности, масштаб ее свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов отличаются основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и на свободу в современной Европе принципиально отличаются от тех же прав в России в эпоху диктатуры пролетариата.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Вместе с тем необходимо отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к разрушению государства.

По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства.

Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят от государства.

Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства. Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть обязательно признаны и закреплены в законодательном порядке.

Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации.

Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия), Конституция РФ и др.

Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью и государством. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.

Преступление и проступок как виды правонарушений, их соотношение и отличия.

Преступления — это общественно опасные, виновные, деяния, предусмотренные Уголов­ным кодексом и запрещенные под угрозой наказания. Особенный признак преступлений, отличающий их от проступков – это общественная опасность.

Проступкисовершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические по­следствия.Проступок– это также вид правонарушения, отличающийся от преступления тем, что действие (бездействие), образующее проступок, общественно вредно, но не признается законом общественно опасным.В зависимости от характера причиненного вреда среди проступков различают дисциплинарные наруше­ния, административные проступки и гражданские правонаруше­ния — деликты.

Дисциплинарный проступок– это общественно вредное нарушение трудовой, исполнительной, учебной и иной дисциплины, то есть нарушение обязательного порядка деятельности учреждений, предприятий и иных коллективных образований.Кодекс законов о труде относит к числу дисциплинар­ных взысканий замечание, выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией по месту работы (учебы) либо вышестоящим органом. Дисциплинар­ная ответственность судей, прокуроров, военнослужащих регули­руется специальными положениями.Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др.

Административный проступок — это правонарушение, которое посягает на установленный порядок управления и наказываетсямерами административного взыскания. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях такими мерами являются предупреждение, штраф, лишение водительских прав, администра­тивный арест (до 15 суток) и другие взыскания. Административ­ная ответственность налагается специальными органами (адми­нистративная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие инспекции), а в случае административного ареста взы­скание налагается судом.

Гражданское правонарушение (деликты) – это гражданско-правовые нарушения в сфере иму­щественных и личных неимущественных отношений. При наруше­ИИ имущественных прав гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер и состоит в возмещении убытков, уплате неустойки, возвращении вещи и так далее. При нарушении личных неимущественных прав гражданско-правовая ответствен­ность может включать в себя денежную компенсацию за причи­ненный моральный вред и опровержение порочащих сведений. Гражданско-правовая ответственность налагается судом общей юрисдикции, арбитражным судом, а также третейским судом.

Преступления и проступки следует четко разграничивать. Особенный признак преступлений, отличающий их от проступков – это общественная опасность.

Общественная опасность – это причинение вреда (ли­бо создание угрозы причинения) законным интересам лично­сти, общества и государства. Общественная опасность имеет два критерия: характер общественной опасности (качественный признак) и степень общественной опасности (количественныйпризнак).Характер общественной опасности зависит от ценности объекта посягательства, а степень общественной опас­ности определяется размером причиненного ущерба.

Бесспорно, что между проступком и преступлением сущест­вует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без­ наказанным, переходит к совершению более тяжких преступ­лений. Следовательно, бороться необходимо и с малейшими нарушениями закона, а не только с преступлениями.

Граница между проступком и преступлением очень зыб­кая. Например, водитель сильно превысил скорость — это проступок, но если он собьет пешехода, то это будет уже преступлением. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям, а это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

Наиболее широким в триаде "человек — личность — гражданин" является понятие "человек", по определению Владимира Даля — "ка­ждый из людей". Это понятие выражает биологическую сущность че­ловеческого рода, его способность действовать осознанно и волимо.

Человек — это индивид, взятый вне социальных связей, то есть живое существо, представитель человеческого рода. Понятие "личность" выражает социальную сущность человека, его способ­ность вступать в многочисленные социально-полезные связи с другими людьми. Гражданин — это человек, взятый в его отноше­ниях с государством, то есть личность, обладающая определен­ным правовым статусом.

По своему происхождению человек — создание природы, лич­ность — порождение общества, гражданин — продукт государства на известной ступени его развития. Понятия "человек", "личность", 116

"гражданин" отражают разные стороны индивида: первое — матери­альный (биологический) субстрат, второе — социальные качества, третье — статус личности в государственно-организованном обществе.

Взаимосвязь биологических, социально-правовых качеств ин­дивида очевидна: биологическое выступает материальной осно­вой личности, социальное преобразуется в правовой статус лич­ности. Между человеческим, социальным и правовым существует прямая и обратная связь.

С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет воз­можности личности и ее правовой статус. Младенец, психически больной человек, слабоумный не являются полноценными лично­стями. Право закрепляет личностные особенности граждан в кате­гориях дееспособности: полной; неполной, частичной, ограничен­ной, нулевой, а также в категориях вменяемости и невменяемости.

С другой стороны, права и свободы граждан, закрепленные с учетом особенностей личности, определяют степень ее свободы и возможность самореализации и тем самим обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт.

Следует отметить, что государство не может искусственно за­вышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает пра­ва фикцией, а искусственное ограничение ведет к дисфункции со­циальной системы.

Деление индивида на человека и гражданина отразили законо­дательные акты демократических государств, в том числе Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и Консти­туция Российской Федерации 1993 г.

Советские авторы усматривали в таком делении буржуазную фальшь, утверждая, что в буржуазном обществе гражданами и людьми считаются только богатые. В действительности деление всеобщих прав на права человека и гражданина вытекает из раз­личения гражданского общества и государства, то есть из несво- димости человека к его отношениям с государством.

По своей сущности права личности различны: одни являются врожденными — право на жизнь, свободу, безопасность; другие зависят от усмотрения государства, так как получают признание благодаря правотворческой деятельности, как например, право быть гражданином, а не подданным.

Крайних взглядов на права человека придерживаются предста­вители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Позитивисты считают, что права личности пол­ностью зависят от государства. Сторонники теории естественного права, напротив, считают, что врожденные права не зависят от ус­мотрения государства.

Разумный компромисс между этими точками зрения достига­ется благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть признаны и закреп­лены в законодательном порядке, ибо позитивное право — единст­венно возможная форма выражения и защиты естественных прав.

Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств, в том числе со стороны пред­ставителей государственных органов и должностных лиц.

Права гражданина охватывают другую сферу: отношения лич­ности и государства. Эти права нуждаются не только в ограждении от нарушения, но и в содействии со стороны государства и соз­дании государственных гарантий по их реализации.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.


Международное право Международно-правовое основание вмешательства во внутренние дела государства по вопросам, относящимся к защите прав человека

Международно-правовое основание вмешательства во внутренние дела государства по вопросам, относящимся к защите прав человека

Человек, его права, свободы и достоинство, являются высшими ценностями, признанными мировым сообществом. От их бережности зависят стабильность, развитие и благопо­лучие каждого общества и международного мира и стабиль­ности в целом. С этими целями также была создана Органи­зация Объединенных Наций, одним из принципов который является уважение прав человека.

Наряду с принципом уважения прав человека существу­ют и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, которые иногда приводят к конфликтным ситуациям при их интерпре­тации: принцип невмешательства во внутренние дела государ­ства, принцип суверенитета государства и др.

Проблема принципа невмешательства во внутренние дела, принципа суверенитета и принципа уважения прав че­ловека стали предметом научных исследований В.А. Карташкина, Я.Н. Аду и многих других ученых.

Однако до сих пор, несмотря на то что вопросы защиты прав человека приобрели международный характер, многие государства по-прежнему придерживаются принципа госу­дарственного суверенитета и принципа невмешательства для отвержения критики о положении прав человека в других государствах. Сторонники принципа невмешательства во вну­тренние дела рассматривают вопросы, относящиеся к правам человека как исключительную компетенцию государства во­преки международному праву прав человека и международ­ному праву в целом.

Цель настоящего исследования - это юридическая обо­снованность вмешательства во внутренние дела государства по вопросам защиты прав человека, несмотря на важность прин­ципа невмешательства во внутренние дела государства как од­ного из основных принципов международного права.

Поставленная цель исследования подразумевает решение ряд задач:

- выявить теоретическую основу юридической обоснован­ности вмешательства во внутренние дела государства во имя защиты прав человека;

- проанализировать институциональную основу обосно­вания вмешательства во внутренние дела государства.

Понятие принципа невмешательства во внутренние дела государства исходит из принципа суверенного равенства госу­дарств в их взаимоотношениях: Pare in Parem no habet imperi- um (равный над равным не имеет власти), который имеет исто­рический характер в международных отношениях. Принцип суверенитета получил свое закрепление во время абсолютной монархии в Европе.

Соблюдение принципов невмешательства во внутренние дела и суверенное равенство государств - это также способ­ность государства самостоятельно определить свою внутрен­нюю и внешнюю политику. Однако, как и все науки, наука международного права развивается и в связи с появлением новых потребностей в обществе. Поэтому, не отвергая суще­ствование принципа невмешательства во внутренние дела государства и связананый с ним принцип суверенитета, мы ставим вопрос: являются ли эти принципы абсолютными в со­временном международном праве?

Очевидно, нет. Это означало бы свободное произвольное действие любого государства в игнорировании существующих норм международного права.

Теоретическая юридическая обоснованность вмешатель­ства во внутренние дела государства в связи с защитой прав, свобод и достоинства человека гарантируется в международ­ном праве.

Вопросы защиты прав, свобод и достоинства человека и вмешательства во внутренние дела государства всегда были предметом исследования в международных отношениях, осо­бенно в науке международного права. Теоретическое основа­ние вмешательства во внутренние дела государства находят от­ражение в различных теориях международного права, таких, как теория гуманитарной интервенции, теория обязательства по защите, теория международного договорного права, тео­рия международного обычного права и др.

Базовой идеей международного гуманитарного права яв­ляется идея гуманизма, уважения достоинства человеческой личности, недопустимости нарушения ее основных прав и сво­бод. Данная идея лежит в основе гуманитарной интервенции. Гуманитарная интервенция - это возможность государства вмешиваться во внутренние дела другого государства в целях защиты прав и основных свобод человека. Теория гуманитар­ной интервенции имеет своих сторонников и противников. Она всегда являлась острым вопросом в международных от­ношениях и в международном праве. Однако ученые едино­гласно считают, что нужно предпринять меры в отношении государства-нарушителя: от разрыва дипломатических отно­шений плоть до введения вооруженного вмешательства. Одни считают, что если в государстве происходит грубое и массовое нарушение прав человека, то есть все основания для военно­го вмешательства. Другие считают, что в данном случае мож­но только предпринять некоторые меры, такие, как введение санкций в отношении государства или прекращение с ним ди­пломатических отношений.

Таким образом, с целью защиты прав человека тот факт, что другое государство имеет право разрывать дипломатиче­ские отношения или вести военную операцию в случае массо­вого и грубого нарушения прав человека, является косвенным или прямым основанием вмешательства во внутренние дела государства, несмотря на теоретические подходы.

В международном праве прав человека действуют раз­личные международные конвенции и декларации в области защиты прав человека, такие, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о гражданских и по­литических правах 1966 г., Международные пакт об экономи­ческих, социальных и культурных правах 1966 г., Международ­ная конвенция по правам ребёнка 1989 г. и др.

Международные декларации в области прав человека, особенно Всеобщая декларация прав человека и к ней оба Пакта о гражданских и политических правах и об экономи­ческих, социальных и культурных правах (Международный Билль о правах человека), по мнению ученых, в настоящее время носит международный обычный правовой характер. Значит, они имеют обязательную юридическую силу между­народного права независимо от того, признаны они государ­ством или нет.

Конвенции по правам человека имеют статус междуна­родных договоров, которые подлежат обязательному испол­нению, исходя из принципа Pact sunt servanda, как одного из основных принципов международного права.

Особенности международных конвенций и междуна­родных деклараций в современном международном праве заключаются в том, что в них предусмотрены разные спосо­бы и механизмы, позволяющие вмешиваться во внутренние дела государств. Это предоставление государствам-участни- кам международных договоров/конвенций права предъявлять претензии друг другу в случае несоблюдения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека. Это так называемые межгосударственные жалобы. Право подачи межгосударственных жалоб предусматриваются фактически во всех международных конвенциях по правам человека.

Например, статья 33 Европейской конвенции по защи­те основных прав и свобод человека 1950 г. посвящена меж­государственным жалобам, позволяющим вмешиваться во внутренние дела государств-участников другими государства­ми-членами Совета Европы. Она устанавливает то, что любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать Суду вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договарива­ющейся Стороне.

Аналогичные статьи содержатся в других международных Конвенциях по правам человека. Например, Статья 41 Между­народного пакта о гражданских и политических правах предус­матривает также, что другое государство может предъявить пре­тензию другому государству, что оно не выполняет положения данной Конвенции. В статьях 47 и 49 Африканской хартии прав че­ловека и народов говорится о возможности обжаловать действие другого государства, если оно нарушает права человека.

Аналогичные положения содержатся и во многих между­народных конвенциях по правам человека как на универсаль­ном уровне, так и на региональном.

Выше приведённые примеры непосредственно дают ос­нования государствам вмешиваться во внутренние дела друг друга по вопросам, относящимся к правам человека.

Важно здесь также отметить существующие механизмы по защите прав человека. Это судебные и квазисудебные ор­ганы, которые уполномочены получать любую претензию го­сударств друг к другу и вынести решение рекомендательного или обязательного характера в отношении государств. К ним относятся международные судебные органы, международные организации, договорные органы ООН и другие органы, от­ветственные за защиту прав человека.

Другой вопрос состоит в том, каким путем государства в их взаимоотношении получают информацию о положении прав человека в других странах?

Институциональное основание вмешательства во вну­тренние дела государства определяется практиками участни­ков международных отношений. В настоящее время существу­ет ряд институтов, задачи которых заключаются в проверке деятельности государств в области защиты прав человека. Это международные организации, комитеты и комиссии различ­ного рода, созданные государствами или международными организациями, дипломатические миссии государств и мно­гие международные неправительственные организации, ак­кредитованные в разных странах.

Защита прав человека путем вмешательства во внутрен­ние дела государств осуществляется государствами как инди­видуально, так и коллективно.

Институциональным юридическим основанием вмешатель­ства во внутренние дела государства в целях защиты прав и основ­ных свобод является, прежде всего, глава VII Устава ООН, которая позволяет Совету Безопасности предпринять необходимые меры в отношении любого государства для поддержания международ­ного мира и безопасности. Вмешательство во внутренние дела го­сударства в целях защиты прав человека обосновывается тем, что принцип всеобщего уважения прав человека является одним из главных принципов, которыми руководствуется ООН. В этой свя­зи, всякое грубое и массовое нарушение прав и основных свобод человека, является основанием для международного вмешатель­ства во внутренние дела любого государства.

В целях защиты прав и основных свобод человека также создаются разные международные межправительственные организации. Конкретным примером в этом направлении яв­ляется создание Совета Европы в 1949 году после окончания второй Мировой войны. Цель Организации - защита прав и основных свобод человека, развитие демократии и господство права во всех государствах-членах. Для достижения целей Со­вета Европы созданы различные органы, которые выполняют административные функции и контролируют взятые на себя государствами-членами обязательства.

Основные обязательства государства Совета Европы по защи­те прав человека, закрепляются в Европейской конвенции по за­щите основных прав и свобод человека 1950 г. и протоколах к ней.

Как уже ранее было отмечено, Конвенция по защите основных прав и свобод человека дает возможности другим государствам Совета Европы вмешиваться во внутренние дела другого государ­ства путем подачи межгосударственных жалоб в Европейский суд по правам человека, если есть основания предполагать, что про­исходит нарушение положений Конвенции и протоколов к ней. Подобные подходы существуют в других международных, регио­нальных и субрегиональных организациях, таких, как ООН, Аф­риканском Союзе, Организации американских государств, Эконо­мическом сообществе стран Западной Африки др.

Другой пример вмешательства во внутренние дела госу­дарства заключается в возможности государства задавать отно­сящиеся к правам человека вопрос и получать на него ответ в рамках универсальной процедуры Совета по правам человека ООН - Универсальный периодический обзор (УПО). УПО от­крывает уникальную возможность государствам предъявлять претензии друг к другу по любому вопросу по правам чело­века, даже если государство-докладчик не участвует в конкрет­ной конвенции по правам человека.

Важный момент заключается в том, как государства-чле­ны получают информацию о положении прав человека в раз­ных странах. Это проще, когда речь идет о международных межправительственных организациях (МПО), которые имеют местные представительства, которые действуют в каждом госу­дарстве-члене данной организации.

Однако деятельность участников международных отно­шений по сбору и передаче информации о положении прав человека осуществляется далеко не только МПО, но и различ­ными государственными институтами и органами, среди кото­рых важное место занимают дипломатические представитель­ства государства. Функции дипломатических представительств регулируются Венской конвенцией о дипломатических сно­шениях 1961 г. и другими международными соглашениями. Статья 3 данной Конвенции устанавливает следующие функ­ции дипломатических представительств: представительство, защита, ведение переговоров, информирование и поощрение дружественных отношений.

Информационная функция в данном случае, с нашей точки зрения, понимается как сбор информации, включая информацию о положении прав человека и их передачи ак­кредитующему государству и оповещении правительства ак­кредитованному правительству о данной ситуации. Данная функция ни в коем случае не должна затрагивать дружествен­ных отношений между государствами, хотя некоторые прави­тельства иногда отрицательно к этому относятся.

Существуют различные способы получения информа­ции. Дипломатическое представительство может получать информацию путем непосредственного взаимодействия с гражданами аккредитованного государства, от государствен­ных органов, от международных неправительственных орга­низаций (МНПО), работающих в данном государстве, от на­циональных неправительственных организаций, от средств массовой информации и др.

Основание вмешательство во внутренние дела государ­ства также обосновывается деятельностью МНПО, которые непосредственно действуют на территории иностранного го­сударства в сфере защиты прав человека, такие, как Между­народная Амнистия, Human Rights Watch и др. Они не только наблюдают за уважением и соблюдением прав человека, но и доводят до сведения других государств и мирового сообщества положение о правах человека в целом.

Данную деятельность по распространению информации о ситуации по правам человека в определенном государстве прямо или косвенно можно назвать обоснованным вмеша­тельством во внутренние дела государства по вопросам прав человека, так как сами государства создают их в этих целях. Без вмешательства в целях распространения информации о пра­вах человека и их денонсации существование данных институ­тов не имело бы смысла.

Следует отметить, что принцип суверенитета государства и принцип невмешательства во внутренние дела государства не означает попрание прав человека, наоборот, они заключа­ются в способности государства защитить права и свободу сво­их граждан. Существуют все необходимые юридические, ин­ституциональные и теоретические основания вмешательства во внутренние дела государства в целях защиты прав человека.

Как система-противовес, вмешательство во внутренние дела государства по вопросам, относящимся к всеобщему ува­жению прав человека, уместна и должна укрепляться в даль­нейшем. В этих целях в настоящее время действуют многие международные МПО и МНПО организации и институты, за­дачи которых стоит поощрять.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Читайте также: