Что понимают под реализацией закона и каковы средства ее обеспечения

Обновлено: 25.05.2024

§ 2. Механизм реализации законов

Признание формул действия на основе и во исполнение закона на практике далеко не всегда сопровождается реальной перестройкой в соответствии с ними действий и актов исполнительных органов, органов управления. То игнорируются законы в целом или их отдельные положения, тс/ допускаются прямые нарушения законодательных норм, то не принимаются акты в их развитие и не изменяются или не отменяются устаревшие акты, то отношение к закону и реагирование на него наблюдается с опозданием, от случая к случаю. В итоге подрыв авторитета закона и преувеличенная роль подзаконных актов ослабляют эффект правового регулирования и воздействия на происходящие процессы и объекты управления.
Многолетнее изучение практики убеждает автора в отсутствии целостного механизма действия закона и в неумении практически использовать даже его отдельные элементы. Периодически провозглашаемый руководителями страны тезис “управление на основе закона и посредством закона” пока остается скорее лозунгом. Поэтому автор считал необходимым разработать концепцию и механизм действия закона (См.: Ю.А. Тихомиров. Действие закона. - М., Известия, 1992) и непосредственно участвовал в подготовке правил принятия актов управления - на примере актов Минтопэнерго, актов администраций Тверской и Воронежской областей. В этих же органах используются подготовленные автором рекомендации по реализации законов, естественно, с учетом специфики статуса и полномочий того или иного органа. В сжатом виде выводы и рекомендации излагаются ниже, и автор надеется, что они принесут пользу читателю.
Цель рекомендаций - помочь депутатам, комитетам и комиссиям законодательных органов, работникам исполнительных органов, специалистам в организации систематического изучения действия законов, контроля и оценки результатов их реализации. В рекомендациях используются следующие понятия: “реализация закона” - процесс воплощения нормативных целей в реальность; “законность” - состояние соблюдения и выполнения закона; “уровень законности” - фиксированная степень реализации закона и его положений.
Рекомендации рассчитаны на обеспечение постоянного наблюдения за ходом выполнения закона в целом в полном объеме и отдельных норм и применения их на всех этапах действия закона, начиная отп информированности, знания акта, принятия решений “во исполнение” и кончая контролем и оценкой его эффективности.
Необходимо использовать комплекс средств реализации закона - юридические, экономические, социально-психологические, организационно-управленческие и др., а также строго учитывать затраты ресурсов и фактор времени.
В реализации закона участвуют различные субъекты: депутаты, разные звенья исполнительного аппарата, правоохранительные органы, граждане и их общественные объединения, трудовые коллективы, средства массовой информации. Для анализа отдельных аспектов выполнения законодательных актов целесообразно привлекать ученых, специалистов.
Рекомендуется применять следующие методы изучения реализации закона: а) получение и анализ статистической информации; б) сбор тематической информации (экологической, производственной, коммерческой и т.д.); в) анкетирование и иные опросы общественного мнения; г) контент-анализ прессы; д) изучение первичных документов; с) экспертные оценки; ж) материалы обсуждений (в комитетах, на заседаниях законодательных органов, в исполнительных органах, научных учреждениях); з) научные рекомендации; и) материалы проверок и т.п. Желательно постоянно накапливать информацию о ходе реализации закона, используя все или многие из вышеназванных источников информации.
Целесообразно рассматривать законность в качестве одного из оценочных критериев любой деятельности. Для достижения высокого уровня законности необходимо применять комплекс средств:
а) социально-психологические средства: информированность граждан о законе и правовая пропаганда; разъяснение и толкование; выработка установки на правомерное поведение в русле закона; учет влияния межличностных и межгрупповых отношений;
б) юридические средства: издание актов “во исполнение” закона (включая законы республик, областей и др., подзаконные акты, решения местных органов, локальные акты); отмена и изменение актов; правильное применение норм закона для решения различных задач (изменение порядка финансирования, способа решения вопросов, налаживание отношений с новыми партнерами, освоение новых полномочий, более эффективное стимулирование труда, применение санкций и т.д.); использование судебных и иных правозащитных процедур;
в) организационно-управленческие средства: изменение функций, полномочий; изменение взаимоотношений органов и организаций; изменение центров принятия решений, потоков информации; перестройка структур, порядка использования кадров;
г) материально-финансовые, средства: объем затрат; стимулирование; режим использования ресурсов; возможный прирост (продукции и т.п.);
д) учет фактора времени.
В условиях нарастающего потока правовых актов на практике возникла иллюзия “всемогущества акта”. Самый момент принятия закона, постановления, приказа и т.п. часто считается кульминацией правового воздействия на экономические, социальные и иные процессы. В действительности же это не так, ибо правовые акты нередко бездействуют и к ним не обращаются в реальных ситуациях и для разрешения конкретных задач. Между тем в общей правовой цепи - выявление потребности и объекта правового регулирования - подготовка проекта акта - принятие правового акта - реализация акта и анализ его эффективности - нужно сделать акцент на ее последних звеньях. Действие закона должно стать доминантой управления и хозяйствования, самореализации прав граждан и юридических лиц, служить реальной базой любой деятельности.
В то же время реализацию закона нельзя понимать упрощенно. На практике же нередко дело сводится к периодическому, подчас запоздалому обращению к закону, когда нужно выяснить, у кого есть те или иные полномочия, каковы льготы, предоставляемые отдельным субъектам, какие санкции предусмотрены за нарушения норм закона. Такой способ не эффективен Поэтому нужно умело использовать весь механизм реализации закона.
Под реализацией законов понимается процесс их непрерывного действия, выражающийся в применении правовых норм к юридическим фактам, к событиям, явлениям, относящимся к сфере жизнедеятельности, урегулированной законами. Воплощение целей закона в реальность и означает последовательную реализацию законов и достижение с их помощью желаемых результатов в политической, экономической и иных сферах.
Реализация закона должна быть непрерывной и включать в себя все стадии - информирование, усвоение, знание закона, принятие решений “во исполнение”, применение норм, контроль, использование правозащитных процедур, оценка эффективности, выработка мер по совершенствованию действия закона.
Выполнение закона, как уже говорилось, обусловлено использованием комплекса средств - юридических, экономических, социально-психологических, организационных. Игнорирование какого-либо средства не позволяет выявить весь потенциал закона.
В реализации закона необходимо участие всех субъектов, предусмотренных его нормами, - законодательных органов, исполнительных органов, суда, предприятий и их трудовых коллективов, граждан и их общественных объединений, средств массовой информации и др. Нельзя ограничивать круг участников только отдельными органами либо органами одного уровня (напр., областными, оставляя в стороне федеральные).
Реализация закона должна быть системной, т.е. одновременно учитывать требования ряда однородных законов и их норм, меры по их выполнению нужно согласовывать. Изолированное применение норм одного закона резко снижает общую эффективность правового регулирования и может привести к неверному пониманию смысла ряда законов.
Для организации процесса реализации закона следует рассчитывать различные затраты, т.е. расход денежных, материальных и иных ресурсов. Важно учитывать фактор времени, в пределах которого будет действовать закон или потребуются особые усилия по его практическому осуществлению.
Серьезное внимание нужно уделить активному вовлечению граждан, населения в процесс реализации законов. Поэтому организация системы правовой информации является первым и обязательным этапом реализации закона. Правовая информация должна быть полной, актуальной, действенной, гарантирующей, что конкретный документ не отменен, значит, обязателен к исполнению.
В процессе реализации законов и иных актов происходит сложный переход административно-правового сознания, установок в административно-правовое поведение.
В современных условиях знание правовых актов волокно бытъ показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого работника в рамках его служебных обязанностей. Это должно быть зафиксировано в должностных характеристиках и находить отражение в должностных инструкциях и в положениях о структурных подразделениях государственных органов и организаций.
Важное значение имеет принятие решений в соответствии с законом. Формула “на основе и во исполнение закона” должна быть действенной.
Рекомендуется дать оценку собственных решений (актов) с точки зрения соответствия их принятому закону. Отменить или изменить устаревшие решения и их отдельные пункты. Подготовить и принять на основе закона местные регламентирующие акты (устав области, схему управления, регламент, положения и т.д.), а также конкретные решения. Эти акты и решения должны находиться в строгом соответствии между собой и с решениями, шторые в последующем будут приниматься в соответствии с ним. Нельзя ограничиваться, например, инструкцией по делопроизводству, положением о порядке подготовки проектов, постановлений и распоряжений администрации области.
Полезно подготовить и принять целевую программу по реа-гизации однородных законов или норм разных законов, предусмотрев общие меры по их выполнению. Содержание программы зависит от степени новизны закона, необходимости принятия локальных актов, совершенствования деятельности каких-либо органов и др. Однако в любом случае в программу должны быть включены: мероприятия по разъяснению и пропаганде закона; перечень локальных актов, которые надлежит принять в развитие закона; расчеты необходимых материально-финансовых средств для реализации закона; перечень организационно-управленческих мероприятий, которые необходимо провести в соответствии с законом (изменение структуры, штатов и функций органов, их взаимоотношений и т.д.); мероприятия по совершенствованию деятельности правоохранительных органов; контроль за результатами действия закона; сбор и оценка информации о реальных изменениях в регулируемой сфере.
Целевую программу по реализации законов желательно утвердить решением либо Правительства, либо министерства, либо областной Думы и администрации, либо иного компетентного органа. Подобное утверждение повышает значимость целевой программы и ответственность за выполнение планируемых мероприятий.
Принятие актов “во исполнение” законов часто рассматривается как главное правореализующее средство. Поэтому выделим ряд требований к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать:
а) подзаконные акты издаются строго в пределах компетенции (полномочий), установленной законом. Рамки компетенции служат и нормативным ориентиром, и юридическим ограничителем;
б) подзаконные акты по своей форме должны соответствовать тем видам, которые определены в законе;
в) органы исполнительной власти обязаны принять те виды актов, которые точно и конкретно названы в законе или в положении об органе;
г) подзаконные акты издаются для решения тех вопросов, которые определены в законе в виде типологии или перечня вопросов.
Не менее важно обеспечить правильное опосредование и применение нормы закона в нормах подзаконных актов, рассматривая первую как обязательное условие оптимального решения управленческой, хозяйственной и иной задачи. Норма закона может послужить “командой” для создания серии новых норм подзаконных актов, быть для них “базовой отсылкой”, “раствориться” по элементам в нормах подзаконных актов, служить источником толкования и правоприменения, быть носителем санкций. Обилие норм в подзаконных актах не следует поддерживать, ибо тогда утрачивается их “законоисполнительный смысл” и допускается “превышение”, “отступление” и “произвольное толкование”. Правильно в данной связи записано в Уставе Свердловской области, что акты подразделений областной администрации не являются нормативными.
К сожалению, случаев нарушений законов в подзаконных актах очень много. Они проистекают от незнания и грубого игнорирования положений закона, стремления его произвольного толкования. А в итоге подзаконный акт приобретает самодовлеющее значение и неизбежно “смещает” закон в сторону. Административное усмотрение исполнительного органа и должностного лица как бы заменяет общественное волеизъявление, императивно выраженное в законе.
Например, Закон РСФСР “О милиции” возложил на милицию важные задачи по обеспечению безопасности граждан, охране общественного порядка, защите законных прав и интересов граждан, учреждений и общественных объединений. Предусмотрено возложение иных задач только законом (ст. 2). В ст. 10 перечислены 24 обязанности милиции, в ст. 11 - права милиции (их 32). В ст. 12-15 специально урегулированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
К сожалению, на практике встречается множество случаев нарушений данного закона, когда органы и работники милиции не реагируют на законные обращения граждан, допускают грубость и произвол при их задержании, слабо используют имеющиеся средства в борьбе с правонарушителями. Допускаются отступления от закона в совершении предусмотреннъ1х им процессуальных действий, в ведении и оформлении протоколов, иных документов. Произвольное административное усмотрение преобладает.
Как показывает изучение практики, Правительство РФ принимает постановления, посвященные реализации федеральных законов. Но делается это не всегда и к тому же нередко с опозданием. Подчас не охватывается ряд однородных и взаимосвязанных законов. В министерствах чаще реагируют на “свой” профильный для отрасли или сферы закон. Заметна к тому же преимущественная ориентация на выполнение указов Президента. В итоге федеральные законы остаются во многих случаях вне русла управленческой и регулятивной деятельности государственного аппарата. Аналогичная ситуация и в регионах, и ее пытаются менять.
Как видно, для государственных органов субъектов Федерации системность реализации законов принимает дополнительную окраску - им надо реагировать и на федеральные законы, и на законы “своих” законодательных органов. Пока налицо слабая ориентация на федеральные законы и почти эпизодическое реагирование на законы субъектов Федерации. Нужны же согласованные - по времени и содержанию - меры и действия.
В финансовой сфере наблюдается особенно большой поток методико-разъяснителъных документов. Одна из причин его увеличения заключается в усложненности норм законов о налогах, о бухгалтерском учете и др., вынуждающих федеральные органы исполнительной власти к разъяснению их положений. Запросов от юридических и физических лиц по этому поводу поступает очень много. Вторая причина, обусловленная первой, выражается в стремлении этих органов чрезмерно расширить свою роль и даже превысить полномочия. Их акты-разъяснения нередко даже нарушают нормы законов, видимо, от чрезмерного ведомственного усердия.
Полагаем, что для оценки эффективности реализации закона целесообразно: а) сопоставить норму и закон в целом как модель с фактическими результатами в регулируемой сфере (по определенным показателям); б) выявить причины нарушений закона (собственно законодательные ошибки или коллизии, противоречия в системе правовых актов, незнание закона, извращение закона, извращение его смысла, неиспользование полномочий, вмешательство в компетенцию других организаций, нарушение прав граждан, плохая работа госорганов, противоправные -настроения и действия и др.); в) установить причины бездействия закона или неприменения его отдельных норм; г) охарактеризовать негативные, побочные последствия реализации закона (ранее не предусмотренные); д) определить влияние уровня законности на состояние управления, хозяйственную и социальную деятельность, на поведение граждан. Сопоставить для этого нормативные цели и фактические результаты, вычленить влияние неправовых факторов; е) применить санкции за нарушение законов.
Это позволит органам исполнительной власти выработать меры по устранению отклонений от закона и совершенствованию правоприменительной деятельности (путем повышения правовой культуры граждан, улучшения судебной деятельности, последовательного применения ответственности к нарушителям закона и т.д.), по дополнительному обеспечению закона (путем перестройки управления, изменения функций и структур органов, их связей, маневрирования финансовыми и иными средствами, привлечения внимания общественности к закону и т.д.); наметить меры и внести предложения по изменению, дополнению, отмене закона или его положений.

В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство - с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. От­сюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассматриваема по двум направлениям: следование праву со сто­роны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объ­единений. Исходной формой реализации права государством яв­ляется законодательствование. Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний - самое труд­ное и самое благородное дело законодателей. Тем самым они ре­ализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей.

1) решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление (нахождение права) закрепляется законом;

2) конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и наемным работником;

3) возбуждение гражданином производства по делу частного обвинения.

Однако для граждан наиболее характерна все-таки реализация законодательных предписаний воли законодателя, выраженной в законах и подзаконных актах. Своего рода формой реализации воли законодателя является толкование нормативных актов должностными лицами и гражданами. Акты толкования к закону ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов соци­ального общения на интерпретацию воли, выраженной в норма­тивных актах. Все связанное с различием права и закона имеет практическое значение, скорее, для нормативной деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников конкретных правовых отношений.

Реализация права в данном аспекте представляет собой дея­тельность, соответствующую выраженной в законе воле. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достиже­ние полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, например, соглас­но нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятель­ность, граждане до начала занятий ею должны:

1) получить разрешение;

2) уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение;

3) получить регистрационное удостоверение или приобрести патент.

Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты и только в полном объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому зако­нодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней (в нашем при­мере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) вы­ходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь дей­ствия, которых требует закон.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами в известной последовательности, в установленные сроки и в опре­деленном месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характери­зуется отношением субъекта к реализуемым правовым требова­ниям, его установками и волей в момент совершения предписы­ваемых действий. Он может быть прямо заинтересованным в ре­ализации права, осуществлять нормы по долгу или из страха не­благоприятных последствий. Но главное в этом процессе - скру­пулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обу­словленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и примене­ние права (рис. 2).

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претво­рением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование права направлено на осуществление правомо­чий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обес­печения нормального процесса реализации правовых норм и до­стижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надле­жащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и сред­ства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требо­ванию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведе­нии. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъ­ектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений - это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.

При таком условии глобальная перспектива состоит в посте­пенном отпадении необходимости специализированного государ­ственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются чело­веческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой воз­можно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в об­ществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеж­дению, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их наруше­ния. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм ши­роко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и пред­ставителей власти. Но решающее значение имеет другое. За над­лежащее исполнение ими своих юридических обязанностей госу­дарство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до уволь­нения с должности. Нарушение запретов образует состав долж­ностного преступления или проступка и наказывается в соответ­ствии с санкцией закона.

§ 2. Механизм реализации законов

Признание формул действия на основе и во исполнение закона на практике далеко не всегда сопровождается реальной перестройкой в соответствии с ними действий и актов исполнительных органов, органов управления. То игнорируются законы в целом или их отдельные положения, тс/ допускаются прямые нарушения законодательных норм, то не принимаются акты в их развитие и не изменяются или не отменяются устаревшие акты, то отношение к закону и реагирование на него наблюдается с опозданием, от случая к случаю. В итоге подрыв авторитета закона и преувеличенная роль подзаконных актов ослабляют эффект правового регулирования и воздействия на происходящие процессы и объекты управления.
Многолетнее изучение практики убеждает автора в отсутствии целостного механизма действия закона и в неумении практически использовать даже его отдельные элементы. Периодически провозглашаемый руководителями страны тезис “управление на основе закона и посредством закона” пока остается скорее лозунгом. Поэтому автор считал необходимым разработать концепцию и механизм действия закона (См.: Ю.А. Тихомиров. Действие закона. - М., Известия, 1992) и непосредственно участвовал в подготовке правил принятия актов управления - на примере актов Минтопэнерго, актов администраций Тверской и Воронежской областей. В этих же органах используются подготовленные автором рекомендации по реализации законов, естественно, с учетом специфики статуса и полномочий того или иного органа. В сжатом виде выводы и рекомендации излагаются ниже, и автор надеется, что они принесут пользу читателю.
Цель рекомендаций - помочь депутатам, комитетам и комиссиям законодательных органов, работникам исполнительных органов, специалистам в организации систематического изучения действия законов, контроля и оценки результатов их реализации. В рекомендациях используются следующие понятия: “реализация закона” - процесс воплощения нормативных целей в реальность; “законность” - состояние соблюдения и выполнения закона; “уровень законности” - фиксированная степень реализации закона и его положений.
Рекомендации рассчитаны на обеспечение постоянного наблюдения за ходом выполнения закона в целом в полном объеме и отдельных норм и применения их на всех этапах действия закона, начиная отп информированности, знания акта, принятия решений “во исполнение” и кончая контролем и оценкой его эффективности.
Необходимо использовать комплекс средств реализации закона - юридические, экономические, социально-психологические, организационно-управленческие и др., а также строго учитывать затраты ресурсов и фактор времени.
В реализации закона участвуют различные субъекты: депутаты, разные звенья исполнительного аппарата, правоохранительные органы, граждане и их общественные объединения, трудовые коллективы, средства массовой информации. Для анализа отдельных аспектов выполнения законодательных актов целесообразно привлекать ученых, специалистов.
Рекомендуется применять следующие методы изучения реализации закона: а) получение и анализ статистической информации; б) сбор тематической информации (экологической, производственной, коммерческой и т.д.); в) анкетирование и иные опросы общественного мнения; г) контент-анализ прессы; д) изучение первичных документов; с) экспертные оценки; ж) материалы обсуждений (в комитетах, на заседаниях законодательных органов, в исполнительных органах, научных учреждениях); з) научные рекомендации; и) материалы проверок и т.п. Желательно постоянно накапливать информацию о ходе реализации закона, используя все или многие из вышеназванных источников информации.
Целесообразно рассматривать законность в качестве одного из оценочных критериев любой деятельности. Для достижения высокого уровня законности необходимо применять комплекс средств:
а) социально-психологические средства: информированность граждан о законе и правовая пропаганда; разъяснение и толкование; выработка установки на правомерное поведение в русле закона; учет влияния межличностных и межгрупповых отношений;
б) юридические средства: издание актов “во исполнение” закона (включая законы республик, областей и др., подзаконные акты, решения местных органов, локальные акты); отмена и изменение актов; правильное применение норм закона для решения различных задач (изменение порядка финансирования, способа решения вопросов, налаживание отношений с новыми партнерами, освоение новых полномочий, более эффективное стимулирование труда, применение санкций и т.д.); использование судебных и иных правозащитных процедур;
в) организационно-управленческие средства: изменение функций, полномочий; изменение взаимоотношений органов и организаций; изменение центров принятия решений, потоков информации; перестройка структур, порядка использования кадров;
г) материально-финансовые, средства: объем затрат; стимулирование; режим использования ресурсов; возможный прирост (продукции и т.п.);
д) учет фактора времени.
В условиях нарастающего потока правовых актов на практике возникла иллюзия “всемогущества акта”. Самый момент принятия закона, постановления, приказа и т.п. часто считается кульминацией правового воздействия на экономические, социальные и иные процессы. В действительности же это не так, ибо правовые акты нередко бездействуют и к ним не обращаются в реальных ситуациях и для разрешения конкретных задач. Между тем в общей правовой цепи - выявление потребности и объекта правового регулирования - подготовка проекта акта - принятие правового акта - реализация акта и анализ его эффективности - нужно сделать акцент на ее последних звеньях. Действие закона должно стать доминантой управления и хозяйствования, самореализации прав граждан и юридических лиц, служить реальной базой любой деятельности.
В то же время реализацию закона нельзя понимать упрощенно. На практике же нередко дело сводится к периодическому, подчас запоздалому обращению к закону, когда нужно выяснить, у кого есть те или иные полномочия, каковы льготы, предоставляемые отдельным субъектам, какие санкции предусмотрены за нарушения норм закона. Такой способ не эффективен Поэтому нужно умело использовать весь механизм реализации закона.
Под реализацией законов понимается процесс их непрерывного действия, выражающийся в применении правовых норм к юридическим фактам, к событиям, явлениям, относящимся к сфере жизнедеятельности, урегулированной законами. Воплощение целей закона в реальность и означает последовательную реализацию законов и достижение с их помощью желаемых результатов в политической, экономической и иных сферах.
Реализация закона должна быть непрерывной и включать в себя все стадии - информирование, усвоение, знание закона, принятие решений “во исполнение”, применение норм, контроль, использование правозащитных процедур, оценка эффективности, выработка мер по совершенствованию действия закона.
Выполнение закона, как уже говорилось, обусловлено использованием комплекса средств - юридических, экономических, социально-психологических, организационных. Игнорирование какого-либо средства не позволяет выявить весь потенциал закона.
В реализации закона необходимо участие всех субъектов, предусмотренных его нормами, - законодательных органов, исполнительных органов, суда, предприятий и их трудовых коллективов, граждан и их общественных объединений, средств массовой информации и др. Нельзя ограничивать круг участников только отдельными органами либо органами одного уровня (напр., областными, оставляя в стороне федеральные).
Реализация закона должна быть системной, т.е. одновременно учитывать требования ряда однородных законов и их норм, меры по их выполнению нужно согласовывать. Изолированное применение норм одного закона резко снижает общую эффективность правового регулирования и может привести к неверному пониманию смысла ряда законов.
Для организации процесса реализации закона следует рассчитывать различные затраты, т.е. расход денежных, материальных и иных ресурсов. Важно учитывать фактор времени, в пределах которого будет действовать закон или потребуются особые усилия по его практическому осуществлению.
Серьезное внимание нужно уделить активному вовлечению граждан, населения в процесс реализации законов. Поэтому организация системы правовой информации является первым и обязательным этапом реализации закона. Правовая информация должна быть полной, актуальной, действенной, гарантирующей, что конкретный документ не отменен, значит, обязателен к исполнению.
В процессе реализации законов и иных актов происходит сложный переход административно-правового сознания, установок в административно-правовое поведение.
В современных условиях знание правовых актов волокно бытъ показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого работника в рамках его служебных обязанностей. Это должно быть зафиксировано в должностных характеристиках и находить отражение в должностных инструкциях и в положениях о структурных подразделениях государственных органов и организаций.
Важное значение имеет принятие решений в соответствии с законом. Формула “на основе и во исполнение закона” должна быть действенной.
Рекомендуется дать оценку собственных решений (актов) с точки зрения соответствия их принятому закону. Отменить или изменить устаревшие решения и их отдельные пункты. Подготовить и принять на основе закона местные регламентирующие акты (устав области, схему управления, регламент, положения и т.д.), а также конкретные решения. Эти акты и решения должны находиться в строгом соответствии между собой и с решениями, шторые в последующем будут приниматься в соответствии с ним. Нельзя ограничиваться, например, инструкцией по делопроизводству, положением о порядке подготовки проектов, постановлений и распоряжений администрации области.
Полезно подготовить и принять целевую программу по реа-гизации однородных законов или норм разных законов, предусмотрев общие меры по их выполнению. Содержание программы зависит от степени новизны закона, необходимости принятия локальных актов, совершенствования деятельности каких-либо органов и др. Однако в любом случае в программу должны быть включены: мероприятия по разъяснению и пропаганде закона; перечень локальных актов, которые надлежит принять в развитие закона; расчеты необходимых материально-финансовых средств для реализации закона; перечень организационно-управленческих мероприятий, которые необходимо провести в соответствии с законом (изменение структуры, штатов и функций органов, их взаимоотношений и т.д.); мероприятия по совершенствованию деятельности правоохранительных органов; контроль за результатами действия закона; сбор и оценка информации о реальных изменениях в регулируемой сфере.
Целевую программу по реализации законов желательно утвердить решением либо Правительства, либо министерства, либо областной Думы и администрации, либо иного компетентного органа. Подобное утверждение повышает значимость целевой программы и ответственность за выполнение планируемых мероприятий.
Принятие актов “во исполнение” законов часто рассматривается как главное правореализующее средство. Поэтому выделим ряд требований к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать:
а) подзаконные акты издаются строго в пределах компетенции (полномочий), установленной законом. Рамки компетенции служат и нормативным ориентиром, и юридическим ограничителем;
б) подзаконные акты по своей форме должны соответствовать тем видам, которые определены в законе;
в) органы исполнительной власти обязаны принять те виды актов, которые точно и конкретно названы в законе или в положении об органе;
г) подзаконные акты издаются для решения тех вопросов, которые определены в законе в виде типологии или перечня вопросов.
Не менее важно обеспечить правильное опосредование и применение нормы закона в нормах подзаконных актов, рассматривая первую как обязательное условие оптимального решения управленческой, хозяйственной и иной задачи. Норма закона может послужить “командой” для создания серии новых норм подзаконных актов, быть для них “базовой отсылкой”, “раствориться” по элементам в нормах подзаконных актов, служить источником толкования и правоприменения, быть носителем санкций. Обилие норм в подзаконных актах не следует поддерживать, ибо тогда утрачивается их “законоисполнительный смысл” и допускается “превышение”, “отступление” и “произвольное толкование”. Правильно в данной связи записано в Уставе Свердловской области, что акты подразделений областной администрации не являются нормативными.
К сожалению, случаев нарушений законов в подзаконных актах очень много. Они проистекают от незнания и грубого игнорирования положений закона, стремления его произвольного толкования. А в итоге подзаконный акт приобретает самодовлеющее значение и неизбежно “смещает” закон в сторону. Административное усмотрение исполнительного органа и должностного лица как бы заменяет общественное волеизъявление, императивно выраженное в законе.
Например, Закон РСФСР “О милиции” возложил на милицию важные задачи по обеспечению безопасности граждан, охране общественного порядка, защите законных прав и интересов граждан, учреждений и общественных объединений. Предусмотрено возложение иных задач только законом (ст. 2). В ст. 10 перечислены 24 обязанности милиции, в ст. 11 - права милиции (их 32). В ст. 12-15 специально урегулированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
К сожалению, на практике встречается множество случаев нарушений данного закона, когда органы и работники милиции не реагируют на законные обращения граждан, допускают грубость и произвол при их задержании, слабо используют имеющиеся средства в борьбе с правонарушителями. Допускаются отступления от закона в совершении предусмотреннъ1х им процессуальных действий, в ведении и оформлении протоколов, иных документов. Произвольное административное усмотрение преобладает.
Как показывает изучение практики, Правительство РФ принимает постановления, посвященные реализации федеральных законов. Но делается это не всегда и к тому же нередко с опозданием. Подчас не охватывается ряд однородных и взаимосвязанных законов. В министерствах чаще реагируют на “свой” профильный для отрасли или сферы закон. Заметна к тому же преимущественная ориентация на выполнение указов Президента. В итоге федеральные законы остаются во многих случаях вне русла управленческой и регулятивной деятельности государственного аппарата. Аналогичная ситуация и в регионах, и ее пытаются менять.
Как видно, для государственных органов субъектов Федерации системность реализации законов принимает дополнительную окраску - им надо реагировать и на федеральные законы, и на законы “своих” законодательных органов. Пока налицо слабая ориентация на федеральные законы и почти эпизодическое реагирование на законы субъектов Федерации. Нужны же согласованные - по времени и содержанию - меры и действия.
В финансовой сфере наблюдается особенно большой поток методико-разъяснителъных документов. Одна из причин его увеличения заключается в усложненности норм законов о налогах, о бухгалтерском учете и др., вынуждающих федеральные органы исполнительной власти к разъяснению их положений. Запросов от юридических и физических лиц по этому поводу поступает очень много. Вторая причина, обусловленная первой, выражается в стремлении этих органов чрезмерно расширить свою роль и даже превысить полномочия. Их акты-разъяснения нередко даже нарушают нормы законов, видимо, от чрезмерного ведомственного усердия.
Полагаем, что для оценки эффективности реализации закона целесообразно: а) сопоставить норму и закон в целом как модель с фактическими результатами в регулируемой сфере (по определенным показателям); б) выявить причины нарушений закона (собственно законодательные ошибки или коллизии, противоречия в системе правовых актов, незнание закона, извращение закона, извращение его смысла, неиспользование полномочий, вмешательство в компетенцию других организаций, нарушение прав граждан, плохая работа госорганов, противоправные -настроения и действия и др.); в) установить причины бездействия закона или неприменения его отдельных норм; г) охарактеризовать негативные, побочные последствия реализации закона (ранее не предусмотренные); д) определить влияние уровня законности на состояние управления, хозяйственную и социальную деятельность, на поведение граждан. Сопоставить для этого нормативные цели и фактические результаты, вычленить влияние неправовых факторов; е) применить санкции за нарушение законов.
Это позволит органам исполнительной власти выработать меры по устранению отклонений от закона и совершенствованию правоприменительной деятельности (путем повышения правовой культуры граждан, улучшения судебной деятельности, последовательного применения ответственности к нарушителям закона и т.д.), по дополнительному обеспечению закона (путем перестройки управления, изменения функций и структур органов, их связей, маневрирования финансовыми и иными средствами, привлечения внимания общественности к закону и т.д.); наметить меры и внести предложения по изменению, дополнению, отмене закона или его положений.


Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее лёгкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

Этот способ реализации закона в определённых случаях применим и к деятельности субъектов уголовной юрисдикции.

Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов в общественном масштабе, для чего используется определённая часть государственно-властных полномочий.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: зверьё — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Все государственные органы должны быть нацелены на совершенствование системы правоприменения, обеспечение эффективности реализации законов и иных правовых актов, осуществление статусов органов и организаций в сферах публичного и частного права, защиту прав и законных интересов граждан.

Это и научное обеспечение правотворчества, и новые процедуры реализации законов (административные регламенты, процедуры разрешения конфликтов) и т. п.

Собственно правовыми являются юридические цели закона, т. е. достижение эффективной реализации закона в жизни общества.

В рамках реализации закона о дискриминации по признаку пола, принятого в 1975 году, гендерно специфицированные предметы подлежали исключению из обучающего процесса.

Видимо, именно это сочетание закономерным образом привело меня к пониманию реализации законов природы во взаимоотношениях людей и в бизнесе, подобно тому как смешивание синей и жёлтой краски образует зелёную, и это естественный ход природы и в том, и в другом смысле.

Именно это и привело к разрушительной реализации закона сохранения рисков: сведение индивидуальных рисков инвесторов к минимуму привело к неконтролируемому росту общесистемных рисков и в итоге – к обрушению всей системы.

За пределами законодательно установленных форм парламентского контроля остался и правовой мониторинг, предполагающий изучение, наблюдение за практикой реализации законов без вмешательства в деятельность правоприменительных органов.

Для обеспечения реализации закона необходимо использовать комплекс средств – организационных, функциональных, юридических, социально-психологических и материально-финансовых.

Поскольку суд надзорной инстанции проверяет соблюдение судом первой и второй инстанций этого требования, то требование обоснованности процессуального документа, вынесенного в суде надзорной инстанции, будет соблюдено, если в нём исчерпывающим образом мотивирована реализация законом предусмотренных полномочий и дан ответ на вопрос заявителя о законности судебного постановления, а также его соответствии единству судебной практики.

Поэтому реализация законов в четырёхмерности, в отличие от трёхмерия, требует уже не пяти, а шести информационных каналов.

Организационные средства – изменение структуры органа, организации, штатного расписания, повышение квалификации кадров, совершенствование связей структурных подразделений, взаимоотношений с другими органами (организациями), разработка планов реализации закона.

Служение государству при таком подходе низводится до служения государственному органу, вследствие чего в стороне остаются проблемы использования государственными службами прерогатив государственной власти, реализации законов государства, а также социальные задачи государственной службы.

Вместе с этим, реализация закона возвышения потребностей в странах с высоким уровнем рождаемости осложняется.

Контроль призван обеспечивать нормативно урегулированную деятельность путём анализа и проверки реализации законов и иных правовых актов и обоснованности совершаемых действий.

А то, что проявляется в виде мощных социальных потрясений, есть реализация закона перехода количественных изменений в качественные.

В-третьих, законодательная власть выполняет контрольную функцию, проверяя качество и своевременность реализации законов.

Так что означает двойная запись? Это просто реализация закона сохранения. Если что-то где-то прибавилось, то где-то должно убавиться. И наоборот.

Конечно, законы исполняют и граждане, и представители иных ветвей власти, но реализация законов является основным видом деятельности именно исполнительной власти.

Правовой мониторинг предполагает изучение, наблюдение за практикой реализации законов без вмешательства в деятельность правоприменительных органов.

Подзаконные акты – нормативные правовые акты, изданные уполномоченным органом в пределах его компетенции на основе закона (т. е. в случаях, установленных законом), во исполнение (т. е. в целях обеспечения реализации закона) и в соответствии с законом (т. е. не противоречить установленным законом нормам).

Читайте также: