Что понимается под правовой культурой назовите основные ее черты составные элементы
Обновлено: 02.07.2024
Самутин Дмитрий Сергеевич, юрисконсульт малого предприятия "Луч", соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.
Что такое правовая культура, в чем заключается ее сущностное (аксиологическое) значение как правовой категории, чем определяется ее роль как несущего фактора развития государственно-правовых процессов?
В научной литературе нет единого мнения на сей счет. Более того, на сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории "правовая культура" насчитывается более 250 ее определений .
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 362.
Из сегодняшнего многообразия определений правовой культуры наиболее известно определение, предложенное В.И. Каминской и А.Р. Ратиновым, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей .
Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.
Из приведенного определения правовой культуры можно видеть, что явление это сложно структурировано. Процесс развития всего сущего предполагает этапы, стадии, хотя и различные по своим количественным и качественным характеристикам, но тем не менее основанные на совокупности объективных и субъективных факторов. Поэтому полноценный процесс познания сущности того или иного явления невозможен без анализа его структурирующих элементов.
А.Р. Ратинов в качестве элементов правовой культуры предлагает выделить: а) право; б) правоотношения; в) государственные органы и организации; обеспечивающие реализацию права; г) правосознание; д) правовое поведение, т.е. систему практической деятельности людей по исполнению и применению права .
Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 203.
С.С. Алексеев выделяет четыре элемента, к которым относит: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику . А.П. Семитко также считает необходимым акцентирование внимания на уровне развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристике структуры правовой культуры общества. По его мнению, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и развитие субъектов, взятые в уровневом состоянии их развития .
Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. Свердловск, 1974. С. 179 - 180.
Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. С. 21.
Он следующим образом определяет понятие правовой культуры: "Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека" .
Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и дополнен. М., 2004. С. 213.
В.И. Червонюк определяет феномен правовой культуры как часть общей культуры, т.е. культуры отдельной личности, общества, цивилизации, под которой понимает всю совокупность ценностей, выработанных обществом. Правовая культура характеризует аксиологический аспект права - его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. .
Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М. 2006. С. 465.
А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский, отмечая, что право представляет одну из общечеловеческих ценностей, подчеркивают его самостоятельность и квалифицируют как высокозначимый феномен цивилизации и культуры. И в этом аспекте они понимают правовую культуру как "качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений" .
Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. М., 2004. С. 371.
С.А. Комаров рассматривает категорию правовой культуры в широком и узком смысле слова.
Правовая культура (в широком смысле слова) - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
Правовая культура (в узком смысле слова) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании .
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 364 - 365.
Довольно интересен подход В.М. Сырых к определению правовой культуры, который пишет: "Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры" .
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. М., 2006. С. 143.
Мы полагаем, что правовая культура представляет собой целостную совокупность правовых образований личности, обеспечивающих ее способность выступать участником разнообразных связей и отношений в сфере, регулируемой правом. Следовательно, правовая активность рассматривается как сформировавшееся в процессе взаимодействия с правовой средой сущностное социально-правовое качество личности, выражающее ее способность к активной деятельности в сфере правового регулирования. Правовая активность выступает как степень интенсивности, а вместе с тем и социальной ценности этой деятельности, выражающей уровень правовой культуры личности.
Содержание процесса формирования правовой активности личности включает в себя следующие аспекты:
- знание права (информационный);
- отношение к праву (оценочный);
- установку на правомерное поведение (регулятивный);
- осознание необходимости своего правомерного поведения (когнитивный).
В характеристике современного аксиологического подхода к проблемам правовой культуры и права в целом необходимо обратить внимание на некоторые особенности их понимания.
Во-первых, в реальной жизненной практике сущность права, правовой культуры нередко рассматривается главным образом в качестве нормативного регулятора в сфере экономико-политических отношений личности, особенно в рыночных отношениях. При таком понимании происходит нивелирование всей ценности права, выражающееся в подмене понятия "ценность права" проблемой роли юридической формы и ее значения для закрепления тех или иных правовых образований.
Во-вторых, роль законодательства зачастую связывается лишь с его нормативностью и государственным принуждением, что приводит к искаженному пониманию сущности и роли права. При этом следует отметить, что практически не учитывается то обстоятельство, что нормативными свойствами обладают и иные общественные явления, а сущностная ценность права и его эффективность в современных условиях зависят не только от эффективности правового регулирования, но и от степени взаимодействия и координированности нормативного и всей системы социального регулирования.
В-третьих, утвердившаяся в отечественном правоведении тенденция при определении социальной ценности права сводить его суть только к нормативности, к отождествлению права с законодательством приносит вред для интенсивно развивающихся в последнее время процессов теоретико-прикладного освоения национальной правовой системы, а следовательно, и правовой культуры как одного из определяющих ее элементов.
И в-четвертых, необходимо учитывать, что все, что относится к праву и его проявлениям, не всегда характеризует его социальную ценность в современной реальности. Об этом убедительно свидетельствуют современное состояние правовой действительности (которую ученые, как правило, анализируют в исторически наличном существовании, не утруждая себя дифференцированным подходом к ней), а также острая критика существующей правотворческой и правоприменительной практики. В силу этого нам представляется, что все-таки прав Л.С. Явич, обращая на эти важные вопросы особое внимание .
Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 191.
Если исходить из представления о правовой культуре как об определенной системе, то ее компонентом будет выступать правовая культура личности, обеспечивающая социализацию личности и ее правомерную деятельность.
Являясь необходимой предпосылкой и созидательным началом правового состояния общества, его целью и составной частью , правовая культура личности вместе с тем представляет собой степень и характер правового развития самой личности, выражающиеся в уровне ее правомерной деятельности.
Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 502.
Само понятие "правовая культура личности" является многоплановым и имеет сложную инфраструктуру, без анализа составляющих которой невозможно адекватно оценить механизм влияния общей правовой культуры на процессы формирования и развития государственности. Инфраструктура правовой культуры личности включает в себя несколько несущих элементов.
Первым и, на наш взгляд, наиболее важным среди них является так называемая информационная среда, содержанием которой выступают правовые знания и юридическая технология, а также существующая система правового воспитания. Это необходимая составная часть и важнейшее условие, предваряющее любой поведенческий акт личности в правовой сфере, ее приобщенности к правовой жизни общества.
Правовая культура личности органично включает в себя и поведенческий аспект. Это, в свою очередь, обуславливает существование двух категорий: во-первых, правомерное поведение и его высший уровень - правовую активность личности и, во-вторых, поведение, не предусмотренное нормами права, хотя и не запрещенное ими. Именно поведение, т.е. его правомерность, является центральным, базисным понятием для формирования правовых ориентаций человека, строящих его общественное поведение, его отношение к правовой реальности, определяющее в результате возникающие правовые действия.
Подводя итоги нашего исследования, попытаемся, не претендуя на истину в последней инстанции, сформулировать собственный конструкт понятия правовой культуры: правовая культура - это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества) совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Читайте также: