Что получили московские князья в наследство от ивана калиты окружающий мир 4 класс

Обновлено: 15.06.2024

Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.

Формирование УУД: познавательные - осознанно и произвольно строить речевые высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, тест, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я.

1. Организационный момент.

Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

Как назывался монастырь около города Радонежа?

Индивидуальные задания по карточке.

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

1. Какое прозвище дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский б) Долгорукий в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев б) Москва в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка б) кошелёк с деньгами в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменилась

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

3. Постановка проблемы урока.

- С каким событием можно соотнести эту дату?

Составьте из слогов слово ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я и вы узнаете название битвы.

Куликовская ( Слайд 2)

- На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С кем была битва? Почему она произошла? Где она была? Как происходил ход битвы? Кто победил в этой битве?

4. Открытие нового знания.

В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. (Слайд 3)

Документ камера. Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите продолжение во втором.

1. В первые десятилетие после похода хана Батыя на Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2. Со времён Ивана Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3. Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? ( Мнения детей)

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Руси гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. (Слайд 4)

Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский. Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. (Слайд 5)

- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. (Слайд 7-8)

- Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

Настало утро 8 сентября 1380 года. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска. (Слайд 9)

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов -богатырей. (Слайд 10) Что такое поединок, найдите в толковом словаре объяснение этого слова.

Давайте осмотрим ход Куликовской битвы. ( Слайды 11-15)

- Одним из первых пал на поле брани любимы друг Дмитрия, принявший обличие князя. Ачто же великий князь?

Князь Дмитрий Иванович был тяжело ранен.

Итоги Куликовской битвы. ( Слайд 16)

Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались полки с Куликова поля. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение, на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

5. Первичное закрепление нового материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Назовите имена исторических личностей по их описанию.

(Александр Невский, Дмитрий Донской)

Задание 2. Работа в парах.

Назовите выбранные вами ответы. ( Дон, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380г., Мамай, победа русских войск)

Задание 3 (с.25) Разгадайте кроссворд

( По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали:1. Челубей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет. )

6. Подведение итогов урока.

Фронтальная беседа по вопросам.

Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

Где произошла битва?

Какое значение имела Куликовская битва?

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они - честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ. (Слайд 17- 25)

Читайте также: