Что положено в основу сюжета комедии гоголя ревизор
Обновлено: 30.06.2024
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Дать сведения о творческой биографии писателя; устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.
Метапредметные : Смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Планировать цель своей деятельности, путь её достижения.
Личностные: Формирование гражданской позиции через осознание общественных и человеческих недостатков.
Решаемые образовательные проблемы:
Методы обучения : Аналитическая беседа, комментированное чтение
Организационный этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Улыбнитесь друг другу, будьте добрыми по отношению друг к другу.
Мотивированное самоопределение к учебной деятельности.
-Как вы думаете, почему на доске висит портрет Н.В.Гоголя и расположена выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя?
- Будем говорить о Н.В.Гоголе.
-Запись на доске и в тетрадях темы урока: Н.В. Гоголь(1809-1852 гг).
Презентация о Н.В.Гоголе, подготовленная учеником, краткий рассказ о писателе:
-Н.В.Гоголь с детства испытывал интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю.
-Об интересе Гоголя к истории прочитаем статью учебника.
-В чём Гоголь видел опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились её прежняя мощь и богатырство?
Своими наблюдениями с нами поделится ученик: Современные люди, по словам Н.В.Гоголя, не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо причёска, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевно порочной. Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.
Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился её предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора, иронии, насмешки, -иногда и сатиры, оно, человеческое сердце, ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и , ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы. И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдёт, в Россию возвратится прежняя мощь. Прежнее богатырство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретёт душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещённой, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.
-А теперь давайте вспомним произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее.
-К какому роду литературы относятся эти произведения?
-К эпическому роду.
-Какие роды литературы вы ещё знаете?
-Что выражается в лирике, в эпосе? Какие ассоциации возникают у вас со словом драма?
-Какие же цели поставите вы для себя сегодня на уроке?
-Что такое комедия?
- Делаются записи в тетрадях: литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма. Комедия- драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Гоголь был театральным завсегдатаем, пересмотрел все пьесы, шедшие в столичных театрах. В поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актёры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.
- Как драматург Н.В.Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. В 30-е годы 19 века он серьёзно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.
-Работа с учебниками.
-Работа над названием комедии.
-Ревизор- лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица. Ревизия- обследование деятельности учреждения, организации. Должностного лица с целью проверки законности, правильности или целесообразности их действия.
Работа над смыслом пословицы, которая стала эпитетом комедии. Работа с афишей комедии. Объяснение говорящих фамилий действующих лиц.
-Как вы понимаете смысл народной пословицы: На зеркало неча пенять, коли рожа крива?
- Нужно смотреть правде в глаза и нужно искать корень проблем и неудач в себе, а не обвинять кого-то. Если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато.
-Что такое афиша?
-Афиша- это объявление о действующих лицах пьесы.
- Ребята, вы обратили внимание на говорящие фамилии? Давайте уделим немного времени этому. Далее идут характеры и костюмы, замечания для господ актёров.
-Чтение замечаний для господ актёров (по учебнику)
-Как вы думаете с какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев?
-Прочитав список действующих лиц, мы обнаружили, что никакого ревизора там нет. В чём же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем? Будем разбираться по порядку.
-Перелистайте пьесу, определите сколько действий в ней и из скольких явлений состоит каждое действие?
-5 действий, в каждом от 6-до 16 явлений.
-Итак, о чём рассказала нам афиша до знакомства с комедией?
Здесь 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации- городничий и чиновники, смотритель училищ. Судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер, уездный лекарь. Полицейские чины. Городские помещики, городские дамы, купцы, мещане, слуги.
-Выразительное чтение по ролям 1 действия комедии.
-Беседа по вопросам:
1)Какую роль играет первая фраза комедии?
-Чиновники города во главе с городничим боятся ревизора, его приезд пренеприятное известие.
2)Что мы узнаём из письма А.И.Чмыхова?
-За городничим, как и за всяким водятся грешки. Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к заметанию следов.
3)Знакомо ли им слово совесть?
-Муки совести незнакомы этим людям, не ожидание справедливого возмездия , а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.
- Запись вывода в тетради: уже по первому действию пьесы можно сказать, что дела городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
-Подведение итогов: Что нового узнали?
-Возвращение к теме урока , восстановление последовательности выполненных заданий.
Рефлексия: закончи предложения:
-Сегодня я узнал…
-Урок дал мне для жизни…
-У меня появилось желание…
-Я бы хотел ещё раз услышать…
- Домашнее задание: образы чиновников, подготовить характеристики действующих лиц по таблице: имя чиновника, сфера городской жизни, которой он руководит, информация о положении дел в этой сфере, характеристика героя по тексту. Повторить сведения о сатире и её средствах.
Читайте также: