Что положено в основу сюжета комедии гоголя ревизор

Обновлено: 16.06.2024


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Дать сведения о творческой биографии писателя; устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.

Метапредметные : Смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Планировать цель своей деятельности, путь её достижения.

Личностные: Формирование гражданской позиции через осознание общественных и человеческих недостатков.

Решаемые образовательные проблемы:

Методы обучения : Аналитическая беседа, комментированное чтение

Организационный этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Улыбнитесь друг другу, будьте добрыми по отношению друг к другу.

Мотивированное самоопределение к учебной деятельности.

-Как вы думаете, почему на доске висит портрет Н.В.Гоголя и расположена выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя?

- Будем говорить о Н.В.Гоголе.

-Запись на доске и в тетрадях темы урока: Н.В. Гоголь(1809-1852 гг).

Презентация о Н.В.Гоголе, подготовленная учеником, краткий рассказ о писателе:

-Н.В.Гоголь с детства испытывал интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю.

-Об интересе Гоголя к истории прочитаем статью учебника.

-В чём Гоголь видел опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились её прежняя мощь и богатырство?

Своими наблюдениями с нами поделится ученик: Современные люди, по словам Н.В.Гоголя, не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо причёска, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевно порочной. Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился её предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора, иронии, насмешки, -иногда и сатиры, оно, человеческое сердце, ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и , ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы. И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдёт, в Россию возвратится прежняя мощь. Прежнее богатырство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретёт душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещённой, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

-А теперь давайте вспомним произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее.

-К какому роду литературы относятся эти произведения?

-К эпическому роду.

-Какие роды литературы вы ещё знаете?

-Что выражается в лирике, в эпосе? Какие ассоциации возникают у вас со словом драма?

-Какие же цели поставите вы для себя сегодня на уроке?

-Что такое комедия?

- Делаются записи в тетрадях: литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма. Комедия- драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Гоголь был театральным завсегдатаем, пересмотрел все пьесы, шедшие в столичных театрах. В поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актёры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.

- Как драматург Н.В.Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. В 30-е годы 19 века он серьёзно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

-Работа с учебниками.

-Работа над названием комедии.

-Ревизор- лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица. Ревизия- обследование деятельности учреждения, организации. Должностного лица с целью проверки законности, правильности или целесообразности их действия.

Работа над смыслом пословицы, которая стала эпитетом комедии. Работа с афишей комедии. Объяснение говорящих фамилий действующих лиц.

-Как вы понимаете смысл народной пословицы: На зеркало неча пенять, коли рожа крива?

- Нужно смотреть правде в глаза и нужно искать корень проблем и неудач в себе, а не обвинять кого-то. Если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато.

-Что такое афиша?

-Афиша- это объявление о действующих лицах пьесы.

- Ребята, вы обратили внимание на говорящие фамилии? Давайте уделим немного времени этому. Далее идут характеры и костюмы, замечания для господ актёров.

-Чтение замечаний для господ актёров (по учебнику)

-Как вы думаете с какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев?

-Прочитав список действующих лиц, мы обнаружили, что никакого ревизора там нет. В чём же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем? Будем разбираться по порядку.

-Перелистайте пьесу, определите сколько действий в ней и из скольких явлений состоит каждое действие?

-5 действий, в каждом от 6-до 16 явлений.

-Итак, о чём рассказала нам афиша до знакомства с комедией?

Здесь 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации- городничий и чиновники, смотритель училищ. Судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер, уездный лекарь. Полицейские чины. Городские помещики, городские дамы, купцы, мещане, слуги.

-Выразительное чтение по ролям 1 действия комедии.

-Беседа по вопросам:

1)Какую роль играет первая фраза комедии?

-Чиновники города во главе с городничим боятся ревизора, его приезд пренеприятное известие.

2)Что мы узнаём из письма А.И.Чмыхова?

-За городничим, как и за всяким водятся грешки. Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к заметанию следов.

3)Знакомо ли им слово совесть?

-Муки совести незнакомы этим людям, не ожидание справедливого возмездия , а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.

- Запись вывода в тетради: уже по первому действию пьесы можно сказать, что дела городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

-Подведение итогов: Что нового узнали?

-Возвращение к теме урока , восстановление последовательности выполненных заданий.

Рефлексия: закончи предложения:

-Сегодня я узнал…

-Урок дал мне для жизни…

-У меня появилось желание…

-Я бы хотел ещё раз услышать…

- Домашнее задание: образы чиновников, подготовить характеристики действующих лиц по таблице: имя чиновника, сфера городской жизни, которой он руководит, информация о положении дел в этой сфере, характеристика героя по тексту. Повторить сведения о сатире и её средствах.

Читайте также: