Что положено в основу календарей астрономия

Обновлено: 28.06.2024

По­строе­ние календаря не­воз­мож­но без мно­го­лет­них ас­тро­но­мических на­блю­де­ний и раз­ви­тия ма­те­ма­ти­ки. Различные на­ро­ды раз­ра­бо­та­ли собственные сис­те­мы счё­та вре­ме­ни, в ко­то­рых на­хо­ди­ли от­ра­же­ние осо­бен­но­сти ме­ст­ной куль­ту­ры. В не­ко­то­рых стра­нах за ос­но­ву календаря взят про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми од­но­имён­ны­ми фа­за­ми Лу­ны (си­но­дический ме­сяц); та­кие календари на­зы­ва­ют­ся лун­ны­ми и не свя­за­ны со сме­ной вре­мён го­да. В др. стра­нах бы­ли раз­ра­бо­та­ны т. н. лун­но-сол­неч­ные календари, в ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся си­но­дический ме­сяц, но про­дол­жи­тель­ность го­да со­гла­со­вы­ва­лась со сме­ной вре­мён го­да. Ос­но­вой сол­неч­ных календарей яв­ля­ет­ся про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми про­хо­ж­де­ния­ми цен­тра дис­ка Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия (тро­пический год), а сме­на фаз Лу­ны не при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние.

Пе­рио­дические яв­ле­ния, ле­жа­щие в ос­но­ве календаря (сме­на дня и но­чи, фаз Лу­ны, вре­мён го­да), оп­ре­де­ля­ют про­ме­жут­ки вре­ме­ни, из­вест­ные как су­тки, ме­сяц и год. Не­воз­мож­но по­доб­рать це­лое чис­ло тро­пических лет, в ко­то­рых со­дер­жа­лось бы це­лое чис­ло си­но­дических ме­ся­цев и це­лое чис­ло средних сол­неч­ных су­ток, т. к. эти три ве­ли­чи­ны не­со­из­ме­ри­мы. Од­на­ко чис­ло ме­ся­цев и су­ток в ка­лен­дар­ном го­ду долж­но быть це­лым, по­это­му на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий по­яв­ля­лись мно­го­численные ка­лен­дар­ные сис­те­мы, стре­мя­щие­ся раз­ре­шить ука­зан­ное про­ти­во­ре­чие.

Сол­неч­ные ка­лен­да­ри

Про­дол­жи­тель­ность тро­пического го­да, ле­жа­ще­го в ос­но­ве сол­неч­но­го календаря, со­став­ля­ет около 365,24 суток: ка­лен­дар­ный год мо­жет со­дер­жать ли­бо 365, ли­бо 366 суток. Календарь дол­жен реа­ли­зо­вать пра­ви­ло че­ре­до­ва­ния про­стых (по 365 суток) и ви­со­кос­ных (по 366 суток) го­дов та­ким об­ра­зом, что­бы сред­няя за цикл про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да бы­ла как мож­но бли­же к про­дол­жи­тель­но­сти тро­пического го­да.

К сол­неч­ным календарям от­но­сят­ся: юли­ан­ский ка­лен­дарь, гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, рес­пуб­ли­кан­ский ка­лен­дарь (календарь Великой французской ре­во­лю­ции), про­ек­ти­руе­мый т. н. Все­мир­ный календарь и не­ко­то­рые др. В на­стоя­щее вре­мя ме­ж­ду­на­род­ным при­знан гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь.

Древнеримский календарь

Древнеримский календарь в середине I века до н. э. со­сто­ял из 12 ме­ся­цев об­щей про­дол­жи­тель­но­стью 355 дней. Год на­чи­нал­ся 1 мар­та. Шесть ме­ся­цев это­го календаря бы­ли по­свя­ще­ны бо­гам: Martius - Мар­су, Aprilis (от aperire - рас­кры­вать, рас­кры­тие по­чек у рас­те­ний) - Ве­не­ре, Maius - бо­ги­не зем­ли Майе, Junius - Юно­не. Пред­по­след­ний ме­сяц (Januarius) был по­свя­щён Яну­су, по­след­ний (Februarius, от feb­rua­re - при­но­сить ис­ку­пи­тель­ную жерт­ву в кон­це го­да) - бо­гу под­зем­но­го цар­ст­ва Феб­руу­су. Ос­тав­шие­ся ме­ся­цы (с 5-го по 10-й) бы­ли на­зва­ны со­от­вет­ст­вую­щи­ми чис­ли­тель­ны­ми (Quintilis, Sex­ti­lis, September, October, November, December). На­зва­ния ме­ся­цев яв­ля­лись оп­ре­де­ле­ния­ми при сло­ве mensis - ме­сяц, например mensis Martius. Счёт дней в ме­ся­це был весь­ма свое­об­раз­ным: вы­де­ля­лись опор­ные дни (ка­лен­ды, но­ны, иды), от ко­то­рых вёл­ся от­счёт в об­рат­ном на­прав­ле­нии (например, ос­та­лось 5 дней до мар­тов­ских ид).

Юли­ан­ский ка­лен­дарь

В 46 году до н. э. Юлий Це­зарь про­вёл ре­фор­му календаря. Но­вый календарь, впо­след­ст­вии на­зван­ный юли­ан­ским, был раз­ра­бо­тан груп­пой алек­сан­д­рий­ских ас­тро­но­мов под руководством Со­зи­ге­на. Счёт по юли­ан­ско­му календарю был на­чат с 1 ян­ва­ря 45 года до н. э. Про­дол­жи­тель­ность го­да со­став­ля­ла 365 средних сол­неч­ных су­ток, а ка­ж­дый 4-й (ви­со­кос­ный) год со­дер­жал 366 суток. Т. о., средняя про­дол­жи­тель­ность го­да в юли­ан­ском календаре (юли­ан­ский год) рав­ня­лась 365,25 суткам, а од­но юли­ан­ское сто­ле­тие со­дер­жало ров­но 36525 средних сол­неч­ных су­ток. В XX веке, ко­гда основной еди­ни­цей вре­ме­ни ста­ла атом­ная се­кун­да, бы­ло из­ме­не­но оп­ре­де­ле­ние юли­ан­ско­го го­да: сей­час он ра­вен 365,25 атом­ных су­ток. Юли­ан­ское сто­ле­тие при­ня­то в ка­че­ст­ве од­ной из основных еди­ниц вре­ме­ни в ас­тро­но­мии и ис­поль­зу­ет­ся в фун­даментальных фор­му­лах учё­та пре­цес­сии, фор­му­лах, свя­зы­ваю­щих звёзд­ное и все­мир­ное вре­мя, и т. д.

Год в юли­ан­ском календаре был по­де­лён на 12 месяцев, за ко­то­ры­ми со­хра­ни­лись их древ­ние на­зва­ния. Бы­ло упо­ря­до­че­но чис­ло дней в ме­ся­цах: все не­чёт­ные ме­ся­цы име­ли по 31 дню, а чёт­ные - по 30; фев­раль про­сто­го го­да со­дер­жал 29 дней, ви­со­кос­но­го - 30 дней. В 44 году до н. э. в честь Юлия Це­за­ря ме­сяц Quintilis был пе­ре­име­но­ван в июль (Julius), в VIII веке до н. э. ме­сяц Sextilis - в ав­густ (Augustus) в честь римского им­ператора Ав­гу­ста. Кро­ме то­го, из­ме­ни­лось че­ре­до­ва­ние длин­ных и ко­рот­ких ме­ся­цев: к ав­гу­сту был при­бав­лен один день за счёт фев­раля, од­но­вре­мен­но один день сен­тяб­ря пе­ре­но­сил­ся на ок­тябрь и один день но­яб­ря - на де­кабрь. Т. о., в фев­ра­ле обыч­но­го го­да ста­ло 28 дней, а в фев­рале ви­со­кос­но­го - 29 дней. С VII века н. э. все го­ды юли­ан­ско­го календаря, по­ряд­ко­вое чис­ло ко­то­рых де­лит­ся на 4, яв­ля­ют­ся ви­со­кос­ны­ми. В 325 году на I Все­лен­ском со­бо­ре юли­ан­ский календарь был положен в основу богослужебного цик­ла христианской Церкви.

В X веке с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва юли­ан­ский календарь и византийская традиция счёта лет от сотворения мира были при­няты и в Древ­ней Ру­си. В отличие от Византии, где началом года считалось 1 сентября, на Руси был более распространён т. н. мартовский стиль (начало года в марте). В XVI-XVII веках он уступил место сентябрьскому (сохраняющемуся и поныне в практике РПЦ). В 1700 году ука­зом Пет­ра I в Рос­сии был вве­дён счёт вре­ме­ни от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва и на­ча­ло го­да пе­ре­не­се­но на 1 ян­ва­ря: пред­пи­сы­ва­лось день по­сле 31 де­кабря 7208 года от со­тво­ре­ния ми­ра счи­тать 1 ян­варя 1700 года от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь

Тро­пический год ко­ро­че юли­ан­ско­го на 0,0078 средних сол­неч­ных су­ток. По­это­му при­мер­но за 128 лет рас­хо­ж­де­ние юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с тро­пическим го­дом со­став­ля­ет 1 су­тки. Это оз­на­ча­ет, что мо­мент про­хо­ж­де­ния Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия за 128 лет пе­ре­дви­га­ет­ся на 1 сутки на­зад, а за 400 лет - на 3 суток. Впер­вые это сме­ще­ние бы­ло за­ме­че­но в конце VII века Бедой Дос­то­поч­тен­ным, ко­то­рый ука­зал, что рав­но­ден­ст­вие на­сту­пи­ло на 3 дня рань­ше ожи­дае­мо­го - 18 мар­та.

К концу XVI века рав­но­ден­ст­вие сдви­ну­лось уже на 10 суток. В 1582 году па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XIII бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма календаря, кон­цеп­цию ко­то­рой пред­ло­жил итальянский врач и ма­те­ма­тик Л. Ли­лио; ак­тив­ное уча­стие в раз­ра­бот­ке но­во­го календаря при­ни­мал немецкий ас­тро­ном Х. Шлюс­сель (Кла­ви­ус). Для ком­пен­са­ции рас­хо­ж­де­ния на­ча­ла юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с на­ча­лом тро­пического го­да день по­сле 4 ок­тяб­ря 1582 года бы­ло ука­за­но счи­тать не 5, а 15 ок­тяб­ря. Тем са­мым ве­сен­нее рав­но­ден­ст­вие бы­ло пе­ре­дви­ну­то на 21 мар­та. Что­бы из­бе­жать даль­ней­ше­го на­ко­п­ле­ния ошиб­ки, бы­ло из­ме­не­но пра­ви­ло, по ко­то­ро­му оп­ре­де­ля­ют­ся ви­со­кос­ные го­ды: в гри­го­ри­ан­ском календаре ви­со­кос­ны­ми счи­та­ют­ся го­ды, но­мер ко­то­рых де­лит­ся на 4 без ос­тат­ка, за ис­клю­че­ни­ем го­дов, но­мер ко­то­рых де­лит­ся на 100. Ес­ли же но­мер го­да кра­тен 400, то год счи­та­ет­ся ви­со­кос­ным. В ре­зуль­та­те 2000 год яв­ля­ет­ся ви­со­кос­ным, то­гда как го­ды 1900 и 2100 та­ко­вы­ми не яв­ля­ют­ся.

Гри­го­ри­ан­ский календарь в Ита­лии, Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Поль­ше, Фран­ции, Люк­сем­бур­ге, Южных Ни­дер­лан­дах, Ба­ва­рии, Ав­ст­рии, ка­то­лических кан­то­нах Швей­ца­рии и в Венг­рии был вве­дён в 1580-х годах; в Прус­сии, про­тес­тант­ской час­ти Гер­ма­нии, Нор­ве­гии, Да­нии - в XVII веке; в Северных Ни­дер­лан­дах, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Шве­ции и Фин­лян­дии - в XVIII веке; в Япо­нии - в XIX веке; в Ки­тае, Бол­га­рии, Ру­мы­нии, Гре­ции, Тур­ции, Егип­те - в XX веке. В Рос­сии гри­го­ри­ан­ский календарь при­нят в 1918 году: день по­сле 31 ян­ва­ря 1918 года был объ­яв­лен не 1, а 14 фев­ра­ля. К середине XX века гри­го­ри­ан­ским календарем поль­зо­ва­лись прак­ти­че­ски все стра­ны ми­ра. РПЦ про­дол­жа­ет сле­до­вать юли­ан­ско­му календарю, в то вре­мя как в XX веке не­ко­то­рые по­мест­ные пра­во­слав­ные церк­ви пе­ре­шли на т. н. новоюлианский календарь.

Ка­лен­дарь Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции

Ка­лен­дарь Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции вве­дён во Фран­ции по­ста­нов­ле­ни­ем Национального кон­вен­та от 5 ок­тяб­ря 1793 года и от­ме­нён На­по­ле­о­ном I 1 ян­ва­ря 1806 года. В этом календаре от­счёт лет на­чи­нал­ся с 22 сен­тяб­ря 1792 года (да­ты унич­то­же­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и про­воз­гла­ше­ния Рес­пуб­ли­ки), что в тот год сов­па­ло с днём осен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Год де­лил­ся на 12 месяцев по 30 дней в ка­ж­дом (ос­тав­шие­ся 5 или 6 дней го­да на­зы­вались сан­кю­ло­ти­да­ми), ме­сяц де­лил­ся на три де­ка­ды. Ка­ж­дый день и ме­сяц го­да по­лу­чи­ли осо­бые на­зва­ния, пред­ло­жен­ные де­пу­та­том Кон­вен­та Ф. Фаб­ром д’Эглантином; название ме­ся­цев от­ра­жа­ли яв­ле­ния при­ро­ды, ме­тео­ро­ло­гич. и сельскохозяйственных ус­ло­вия Фран­ции. Был вве­дён осо­бый ви­со­кос­ный цикл, 33 го­да ко­то­ро­го вклю­ча­ли 8 ви­со­кос­ных го­дов. Сис­те­ма учё­та ви­со­кос­ных го­дов в рес­пуб­ли­кан­ском календаре точ­нее, чем в гри­го­ри­ан­ском: для сов­па­де­ния с тро­пическим го­дом на­до иметь в среднем 365,2422 суток в го­ду; в гри­го­ри­ан­ском календаре год со­дер­жит 365,2425 суток, а в рес­пуб­ли­кан­ском - 365,2424(24) суток.

Все­мир­ный ка­лен­дарь

Лун­ные ка­лен­да­ри

Про­дол­жи­тель­ность си­но­дического ме­ся­ца в среднем со­став­ля­ет 29,53059 суток, по­это­му ка­лен­дар­ный ме­сяц лун­но­го календаря мо­жет со­сто­ять из 29 или 30 дней. В лун­ных календарях год на­чи­на­ет­ся с но­во­лу­ния, а его про­дол­жи­тель­ность, при­ни­мае­мая рав­ной 12 ме­ся­цам, мо­жет со­став­лять 354 дня (про­стой год) или 355 дней (ви­со­кос­ный год). Для то­го что­бы средняя про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да бы­ла близ­ка к про­дол­жи­тель­но­сти лун­но­го го­да, не­об­хо­ди­ма сис­те­ма встав­ки ви­со­кос­ных го­дов. Лун­ный календарь не при­вя­зан к го­дич­но­му дви­же­нию Солн­ца, по­это­му на­ча­ло лун­но­го го­да еже­год­но пе­ре­хо­дит на бо­лее ран­нее вре­мя по сол­неч­но­му ка­лен­да­рю и мо­жет при­хо­дить­ся на лю­бой ме­сяц сол­неч­но­го го­да. Се­ми­днев­ная не­де­ля, вво­ди­мая лун­ным календарем че­рез фа­зы Лу­ны (чет­верть лун­но­го ме­ся­ца), ис­поль­зу­ет­ся так­же и в сол­неч­ных ка­лен­да­рях.

В современную эпо­ху лун­ный календарь при­ме­ня­ет­ся многими на­ро­да­ми от Западной Аф­ри­ки до Даль­не­го Вос­то­ка. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние лун­ный календарь по­лу­чил в му­сульманских стра­нах, где он на­зы­ва­ет­ся лун­ной хид­жрой. Ле­то­счис­ле­ние в лун­ной хид­жре на­чи­на­ется с 16 ию­ля 622 года - да­ты пе­ре­се­ле­ния (хид­жры) про­ро­ка Му­хам­ме­да из Мек­ки в Ме­ди­ну.

Сме­на фаз Лу­ны яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых лег­ко на­блю­дае­мых не­бес­ных яв­ле­ний, по­это­му многие на­ро­ды на ран­ней ста­дии сво­его раз­ви­тия поль­зо­ва­лись лун­ным календарем. Од­на­ко в пе­ри­од ста­нов­ле­ния осед­ло­го об­раза жиз­ни лун­ный календарь пе­ре­стал удов­ле­тво­рять по­треб­но­стям на­се­ле­ния, т. к. зем­ле­дельческие ра­бо­ты при­вя­за­ны к сме­не се­зо­нов, т. е. дви­же­нию Солн­ца. По­это­му лун­ные календари, за не­ко­то­рым ис­клю­че­ни­ем, не­из­беж­но за­ме­ня­лись лун­но-сол­неч­ны­ми или сол­неч­ны­ми ка­лен­да­ря­ми.

Лун­но-сол­неч­ные ка­лен­да­ри. В этих календарях учи­ты­ва­ют­ся дви­же­ния Солн­ца и Лу­ны: на­ча­ло ка­ж­до­го ка­лен­дар­но­го ме­ся­ца долж­но быть мак­си­маль­но при­бли­же­но к но­во­лу­нию, а средняя про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да долж­на быть близ­ка к про­дол­жи­тель­но­сти тро­пического го­да.

В ос­но­ве лун­но-сол­неч­ных календарей ле­жит 19-лет­ний цикл, от­кры­тый Ме­то­ном: 19 тро­пических лет рав­ны 235 си­но­дическим ме­ся­цам (с ошиб­кой около 2 ч). Ка­лен­дар­ный год со­сто­ит из 12 месяцев. Так как в ка­лен­дар­ном го­ду и ме­ся­це долж­но быть це­лое чис­ло су­ток, то фак­ти­че­ски при­ни­ма­ет­ся, что 235 лун­ных ме­ся­цев рав­ны 6940 суткам. Т. о., в цик­ле долж­но быть 110 месяцев по 29 дней и 125 месяцев по 30 дней. Встав­ка 13-го ме­ся­ца долж­на про­из­во­дить­ся 7 раз ка­ж­дые 19 лет. Ме­то­нов цикл ис­поль­зу­ет­ся в цер­ков­ном календаре для рас­чё­та да­ты Пас­хи.

Лун­но-сол­неч­ные сис­те­мы календаря в древ­но­сти при­ме­ня­лись в Ва­ви­ло­нии, Ки­тае, Иу­дее, Гре­ции и др. К XX веку лун­но-сол­неч­ный календарь яв­лял­ся офи­ци­аль­ным в Из­раи­ле. В ря­де стран Даль­не­го Вос­то­ка (Вьет­нам, Ки­тай, Ко­рея, Мон­го­лия, Япо­ния и др.) на­хо­дит при­ме­не­ние слож­ный календарь с 60-лет­ним цик­лом, учи­ты­ваю­щий дви­же­ние Лу­ны, Солн­ца, Юпи­те­ра и Са­тур­на. В этом календаре на­ча­ло го­да при­хо­дит­ся на один из дней пе­рио­да с 20 ян­ва­ря по 20 фев­ра­ля.

Древ­не­рус­ский ка­лен­дарь

Древ­ние сла­вя­не в ле­то­счис­ле­нии ори­ен­ти­ро­ва­лись в основном на на­блю­дае­мые се­зон­ные яв­ле­ния при­ро­ды. Позд­нее у восточных сла­вян был при­нят год, раз­де­ляв­ший­ся на 12 месяцев, от­счи­ты­вае­мых по лун­ным ме­ся­цам. Од­на­ко жизнь лю­дей свя­за­на со сме­ной вре­мён го­да, по­это­му сла­вя­не вы­ну­ж­де­ны бы­ли в ка­лен­дар­ных рас­чё­тах ре­гу­ляр­но встав­лять до­пол­ни­тель­ный 13-й ме­сяц. Т. к. эта встав­ка про­из­во­ди­лась без оп­ре­де­лён­ной сис­те­мы и по-раз­но­му в раз­ных по­се­ле­ни­ях Ру­си, то 13-й ме­сяц лю­ди не лю­би­ли и боя­лись его.

На­зва­ния ме­ся­цев опи­сы­ва­ли со­от­вет­ст­вую­щие яв­ле­ния при­ро­ды и за­ня­тия на­се­ле­ния, при этом од­ни и те же ме­ся­цы в раз­ных рай­онах по­лу­ча­ли раз­ные на­зва­ния (в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­но­го кли­ма­та). Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные на­зва­ния и их при­мер­ное со­от­вет­ст­вие современным ме­ся­цам: се­чень (ян­варь) - вре­мя ру­бить лес для под­го­тов­ки но­вых по­сев­ных пло­ща­дей; лю­тень (фев­раль) - ме­сяц лю­тых мо­ро­зов и ме­те­лей; бе­рё­зо­зол (март) - сруб­лен­ные бе­рё­зы жгли на уголь; цве­тень (ап­рель); тра­вень (май); чер­вень (июнь) - сбор гу­се­ниц в са­дах; ли­пец (июль) - цве­те­ние ли­пы; сер­пень (ав­густ) - вре­мя жат­вы; ве­ре­сень (сен­тябрь) - цве­те­ние ве­ре­ска; лис­то­пад (ок­тябрь); гру­день (но­ябрь) - за­мёрз­шие гру­ды и коч­ки на до­ро­гах; сту­день (де­кабрь).

Ка­лен­да­ри в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве

На­ро­ды с при­сваи­ваю­щим хо­зяй­ст­вом не зна­ли счё­та вре­ме­ни по го­дам. Ис­то­рическая па­мять от­ра­жа­лась в ми­фах, пре­да­ни­ях о важ­ней­ших со­бы­ти­ях, ге­неа­ло­ги­ях. Воз­раст че­ло­ве­ка оп­ре­де­лял­ся не хро­но­ло­ги­чес­ки, а со­ци­аль­но по ус­лов­ным приз­на­кам (смотрите Воз­раст че­ло­ве­ка, Воз­раст­ная ор­га­ни­за­ция). Наи­мень­шей ес­тественной еди­ни­цей из­ме­ре­ния вре­ме­ни бы­ли су­тки (боль­шин­ст­во на­ро­дов счи­та­ли дни, древ­ние кель­ты и гер­ман­цы - но­чи). Бо­лее круп­ны­ми еди­ни­ца­ми вре­ме­ни бы­ли лун­ные ме­ся­цы (ряд на­ро­дов, например ба­лий­цы, не зна­ли счё­та по ме­ся­цам; год у них со­сто­ял толь­ко из су­ток) и их ча­сти, со­от­вет­ст­вую­щие фа­зам лу­ны.

Пе­рио­ды вре­ме­ни от­ме­ча­лись за­руб­ка­ми на до­щеч­ках, узел­ка­ми на шну­рах и т. п. (так могут ин­тер­пре­ти­ро­вать­ся зна­ки на пред­ме­тах верх­не­го па­лео­ли­та из Пшед­мос­ци, Пе­кар­ны в Мо­ра­вии, с Маль­ты, из Ав­дее­ва, Кос­тё­нок и др.). От­счёт вре­ме­ни вёл­ся от про­из­воль­но ус­та­нов­лен­ной точ­ки вне свя­зи с ас­тро­но­мического фе­но­ме­на­ми. За на­ча­ло го­да (Но­вый год) при­ни­ма­лось на­сту­п­ле­ние од­но­го из вре­мён го­да, оп­реде­ляе­мое, как пра­ви­ло, по наи­бо­лее важ­ным для хо­зяйственной дея­тель­но­сти при­зна­кам (по­яв­ле­ние и ми­гра­ции се­зон­ных жи­вот­ных, со­зре­ва­ние пло­дов и т. п.). Сме­на при­род­ных и хо­зяйственных пе­рио­дов, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­лась ка­лен­дар­ны­ми об­ря­да­ми. Год де­лил­ся на се­зо­ны (вре­ме­на го­да): пер­во­на­чаль­но вы­де­ля­лись два вре­ме­ни го­да (зи­ма и ле­то; в тро­пи­ках раз­ли­ча­лись дожд­ли­вый и су­хой, или хо­лод­ный и тё­п­лый, се­зо­ны).

С по­яв­ле­ни­ем зем­ле­де­лия ста­ли раз­ли­чать три, а за­тем че­ты­ре вре­ме­ни го­да. Про­из­во­дя­щее хо­зяй­ст­во по­тре­бо­ва­ло оп­ре­де­ле­ния на­ча­ла и кон­ца хо­зяйственных пе­рио­дов по дням солн­це­стоя­ний и рав­но­ден­ст­вий (рав­но­но­чий). Ус­та­нов­ле­ние этих ас­тро­но­мических дат по­тре­бо­ва­ло специальных на­блю­де­ний за Солн­цем и звёз­да­ми, что сыг­ра­ло важ­ную роль в ста­нов­ле­нии ес­тественно-на­учных зна­ний. Как од­ну из древ­ней­ших об­сер­ва­то­рий ин­тер­пре­ти­ру­ют кром­лех в Сто­нхенд­же.

Календари, свя­зан­ные с со­ляр­ным цик­лом (лун­но-сол­неч­ные и сол­неч­ные), поя­ви­лись в ран­них го­су­дар­ст­вах (Древ­ний Вос­ток, Ме­зо­аме­ри­ка и др.), на­блю­де­ния за календарем ста­ли од­ной из важ­ней­ших функ­ций жре­че­ст­ва и спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки и пись­мен­но­сти. По­ми­мо цик­ли­чес­ких, по­яви­лись и ле­то­счис­ли­тель­ные календари. Лун­ный счёт вре­ме­ни (не­дель­ный и ме­сяч­ный) из­на­чаль­но пре­об­ла­дал, за­тем в раз­ных кон­фи­гу­ра­ци­ях со­че­тал­ся с сол­неч­ным (су­точ­ный, по­лу­го­дич­ный и го­дич­ный счёт). Рас­хо­ж­де­ния в со­су­ще­ст­во­вав­ших лун­ных и сол­неч­ных календарей от­ра­же­ны в со­ляр­ных и лу­нар­ных ми­фах (смотрите Со­ляр­ные куль­ты, Лу­нар­ные куль­ты).

Иллюстрации:

Якут­ский ка­лен­дарь кар­ди. Взято из архива БРЭ.

Ка­лен­дарь ин­дей­цев кайо­ва на шку­ре би­зо­на. 1889–92. Взято из архива БРЭ.


Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к тому, что в разные эпохи были созданы три рода календарей:

Солнечные (в которых стремились согласовать между собой сутки и год);

лунные (целью которых являлось согласование суток и лунного месяца);

лунно-солнечные (в которых были сделаны попытки согласовать между собой все три единицы времени).

В настоящее время почти все страны мира пользуются солнечным календарем. Лунный календарь сохранился в некоторых восточных странах. Лунно-солнечный календарь применяется в еврейской религии для расчета религиозных праздников.

Солнечный календарь.

Как известно, тропический год – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Его продолжительность составляет Т = 365,24220 суток. (ошибка в одни сутки за 100 000 лет). Календарный год должен содержать 365 или 366 дней. Для согласования его с тропическим годом через определенное число простых лет, состоящих из 365 дней, вводятся високосные годы продолжительностью 366 дней.

Один из первых солнечных календарей зародился примерно за четыре тысячи лет до нашей эры в Египте.

Календарь древних римлян уже существовал в VIII веке до нашей эры. В нем год состоял из 10 месяцев (304 дня). В VII веке до нашей эры была произведена реформа римского календаря и к календарному году добавлено два месяца (одиннадцатый и двенадцатый), один из которых (29дн) был назван январем (Januarius) - в честь двуликого бога Януса, другой (28 дн) – февралем (Februarius – очищение), в честь бога подземного царства Фебруусу.

Последующие месяцы сохраняли свои числовые обозначения:

Квинтилис (Qvintilis) – пятый (31 день);

Секстилис (Sexstilis) – шестой (29 дн);

Септембер (September) –седьмой (29 дн);

Октобер (October) – восьмой (31 день);

Новембер (November) – девятый (29дн);

Децембер (December) – десятый (29 дн).

Содержал римский календарь 355 дней. В самом коротком месяце феврале было 28 дней. Так как календарный год получился короче тропического на десять дней, приходилось каждые два года добавлять между 23 и 24 февраля еще один месяц - мерцедоний (увядающий), чтобы календарь соответствовал явлениям природы. Такой добавочный месяц содержал 22-23 дня. Право определять продолжительность добавочных месяцев принадлежала жрецам, которые делали это по своему усмотрению, что привело к большой путанице.

Материал на тему Календари

Юлианский календарь.

В 46 г. до н.э. по инициативе Юлия Цезаря была проведена реформа римского календаря. Сделано это было группой александрийских астрономов во главе с Созигеном.

За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 года до нашей эры вновь избранные римские консулы вступали в должность с 1 января. Продолжительность месяцев по этому календарю:

Февраль – 29(30) дней

Апрель – 30 дней

Квинтилис – 31 день

Секстилис – 30 дней

Сентябрь – 31 день

Октябрь – 30 дней

Ноябрь – 31 день

Декабрь – 30 дней

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги месяц квинтилис, в котором родился Цезарь, переименовали в июль (Julius).

С первого января 45 г. до н.э. начинается счет времени по юлианскому календарю.

Однако, не поняв реформы Созигена, жрецы опять запутали календарь, производя вставку високосного года не через три года на четвертый, а через два года на третий.

Февраль – 28 (29) дней

Апрель – 30 дней

Август – 31 день

Сентябрь – 30 дней

Октябрь – 31 день

Ноябрь – 30 дней

Один день в високосном году добавлялся между 23 и24 февраля и называли этот день (два раза 24 ф) – шестой день до мартовских календ. По латыни шестое число – секстус (sexstus), а еще раз шестое – биссекстус (bissexstus). Год, содержащий в феврале лишний день –биcсекстилис – висекстилис – високосный.

Продолжительность юлианского года 365 дней и 6 часов.Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались лишние сутки.

В 325 г.н.э. состоялся Никейский церковный собор, на котором был принят для всего христианского мира Юлианский календарь. День весеннего равноденствия приходился на 21 марта. Из-за ошибки постепенно день весеннего равноденствия стал наступать уже 11 марта.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки





Министерство образования и науки РФ

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

Автор: Момолдаева Раиса Горяевна

Учитель физики, астрономии, черчения.



Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к тому, что в разные эпохи были созданы три рода календарей:

Солнечные (в которых стремились согласовать между собой сутки и год);

лунные (целью которых являлось согласование суток и лунного месяца);

лунно-солнечные (в которых были сделаны попытки согласовать между собой все три единицы времени).

В настоящее время почти все страны мира пользуются солнечным календарем. Лунный календарь сохранился в некоторых восточных странах. Лунно-солнечный календарь применяется в еврейской религии для расчета религиозных праздников.

Солнечный календарь

Как известно, тропический год – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Его продолжительность составляет Т = 365,24220 суток. (ошибка в одни сутки за 100 000 лет). Календарный год должен содержать 365 или 366 дней. Для согласования его с тропическим годом через определенное число простых лет, состоящих из 365 дней, вводятся високосные годы продолжительностью 366 дней.

Один из первых солнечных календарей зародился примерно за четыре тысячи лет до нашей эры в Египте.

Календарь древних римлян уже существовал в VIII веке до нашей эры. В нем год состоял из 10 месяцев (304 дня). В VII веке до нашей эры была произведена реформа римского календаря и к календарному году добавлено два месяца (одиннадцатый и двенадцатый), один из которых (29дн) был назван январем (Januarius)- в честь двуликого бога Януса, другой (28 дн) – февралем (Februarius – очищение), в честь бога подземного царства Фебруусу.

Последующие месяцы сохраняли свои числовые обозначения:

Квинтилис (Qvintilis ) – пятый (31 день);

Секстилис (Sexstilis ) – шестой (29 дн);

Септембер (September ) –седьмой (29 дн);

Октобер (October ) – восьмой (31 день);

Новембер (November) – девятый (29дн);

Децембер (December) – десятый (29 дн).

Содержал римский календарь 355 дней. В самом коротком месяце феврале было 28 дней. Так как календарный год получился короче тропического на десять дней, приходилось каждые два года добавлять между 23 и 24 февраля еще один месяц - мерцедоний (увядающий), чтобы календарь соответствовал явлениям природы. Такой добавочный месяц содержал 22-23 дня. Право определять продолжительность добавочных месяцев принадлежала жрецам, которые делали это по своему усмотрению, что привело к большой путанице.

Юлианский календарь

В 46 г. до н.э. по инициативе Юлия Цезаря была проведена реформа римского календаря. Сделано это было группой александрийских астрономов во главе с Созигеном.

За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 года до нашей эры вновь избранные римские консулы вступали в должность с 1 января. Продолжительность месяцев по этому календарю:

Февраль – 29(30) дней

Апрель – 30 дней

Квинтилис – 31 день

Секстилис – 30 дней

Сентябрь – 31 день

Октябрь – 30 дней

Ноябрь – 31 день

Декабрь – 30 дней

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги месяц квинтилис , в котором родился Цезарь, переименовали в июль (Julius).

С первого января 45 г. до н.э. начинается счет времени по юлианскому календарю.

Однако, не поняв реформы Созигена, жрецы опять запутали календарь, производя вставку високосного года не через три года на четвертый, а через два года на третий.

Апрель – 30 дней

Август – 31 день

Сентябрь – 30 дней

Октябрь – 31 день

Ноябрь – 30 дней

Один день в високосном году добавлялся между 23 и24 февраля и называли этот день (два раза 24 ф) – шестой день до мартовских календ. По латыни шестое число – секстус (sexstus), а еще раз шестое – биссекстус (bissexstus). Год, содержащий в феврале лишний день –биcсекстилис – висекстилис – високосный.

Продолжительность юлианского года 365 дней и 6 часов.Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались лишние сутки.

В 325 г.н.э. состоялся Никейский церковный собор, на котором был принят для всего христианского мира Юлианский календарь. День весеннего равноденствия приходился на 21 марта. Из-за ошибки постепенно день весеннего равноденствия стал наступать уже 11 марта.

Григорианский календарь

В 1324 г. византийский ученый Никифор Григориа заметил неточность календаря, но ему не разрешили поправку. И только в 1582 г. римский папа Григорий XIII создал комиссию по реформе календаря, которую возглавил Игнатий Данте. Теперь календарный год содержал 365 суток 5 часов 49 минут 16 секунд. Високосными считаются только те вековые годы (1600, 2000,2400), число сотен которых делится на 4, а 1700, 1800 и т.д. – простые.

Григорианский календарь (нового стиля) не сразу получил всеобщее распространение. В России введен только в 1918 г.

Калмыцкий календарь основан на календаре стран Восточной и Южной Азии. В этих странах при разработке календарей большое значение придавали не только видимым движениям Солнца и Луны, но также самым крупным из планет-гигантов солнечной системы – Юпитеру, который совершает оборот вокруг Солнца за 12 лет, и Сатурну, совершающему кругооборот за 30 лет. Такой календарь называется лунно-солнечно-юпитерный 12- летнего животного цикла. Он основан на трех показателях:

месячном обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца и периоде обращения Юпитера вокруг Солнца (периоды эти были определены более или менее точно еще в то время, когда господствовала геоцентрическая система).

модн – дерево – көк - синий

Һал - огонь - улан – красный

Һазр – земля - шар - желтый

Төмр – железо – цаҺан – белый

Усн - вода - хар - черный

Каждая из стихий обладает дуальностью космических сил, положительными и отрицательными качествами.

- обладает положительными качествами тепла, благотворно влияющего на развитие животного и растительного миров.

- проявляет отрицательные качества – может уничтожать, сжигать, создавать засухи и т.п.

Четные годы – мужские, твердые, благоприятные; нечетные годы – женские, мягкие, неблагоприятные.

2008 год – шар һазр хулһн (год желтой земляной мыши);

2009 год – шар һазр үкр (год желтой земляной коровы);

2010 год - цаҺан төмр бар (год белого железного тигра);

2011 год - цаҺан төмр туула (год белого железного зайца).

В калмыцком календаре до сих пор сохраняется представление о счастливых и несчастливых днях. Поэтому, если по расчетам астрологов какой-либо день оказывался несчастливым, его просто объявляли несуществующим, а какой-нибудь другой день удваивался, чтобы не сократился месяц.

Например: не существует 10 мая 1992 г., а есть два дня 24 мая.

Итак – продолжительность века по калмыцкому календарю – 60 лет. Век делится на 5 циклов по 12 лет в каждом. Годы в цикле носят названия животных, теми же названиями обозначены 12 лунных месяцев:

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь

основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь

согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты – два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь

– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Солнечные сутки.

Лунный месяц.

МЕХАНИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (9 В.). IGDA/G. Dagli Orti

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь.

Римский календарь.

Юлианский календарь.

Августианский календарь.

После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Таблица 1. Продолжительность месяцев трех римских календарей
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ
ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Название месяца Календарь децемвиров
(ок. 414 до н.э.)
Календарь Юлия
(45 до н.э.)
Календарь Августа
(8 до н.э.)
Януариус 29 31 31
Фебруариус 28 29–30 28–29
Мартиус 31 31 31
Априлис 29 30 30
Майус 31 31 31
Юниус 29 30 30
Квинтилис 1) 31 31 31
Секстилис 2) 29 30 31
Септембер 29 31 30
Октобер 31 30 31
Новембер 29 31 30
Децембер 29 30 31
1) Юлиус в календарях Юлия и Августа.
2) Август в календаре Августа.

Календы, иды и ноны.

Григорианский календарь.

 КОМИССИЯ по реформированию календаря (1582). IGDA

Еврейский календарь.

Мусульманский календарь.

До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет – 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь.

Китайский календарь.

Календари майя и ацтеков.

Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.

КАЛЕНДАРНЫЙ КАМЕНЬ АЦТЕКОВ на базальтовой плите размером 3,6 м был обнаружен в Мексике отрядом Кортеса в 1519. В центре изображено Солнце, окруженное двадцатью днями месяца. IGDA/G. Dagli Orti
СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИНКОВ. IGDA/G. Dagli Orti

ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы

– это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:

Январь

Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

День недели - Воскресная буква
День недели 1 января Воскресная буква
Воскресенье A
Понедельник G
Вторник F
Среда E
Четверг D
Пятница C
Суббота B

Основа солнечного календаря – тропический год, связанный со сменой времен года. Солнечный календарь, которым пользовались древние египтяне и индейцы майя, стал прообразом современного календаря, принятого в большинстве стран.

По законам Солнца: что такое солнечный календарь

Определять время люди научились, следя за движением небесных светил. Солнце и Луна меняют свое положение на небосклоне циклично. Люди, ориентируясь на этим циклы, создавали календари, которые использовали для того, чтобы определять возраст и даты тех или иных событий.

Какой календарь называется солнечным?

Известно о существовании лунного, лунно-солнечного и солнечного календарей, на основе которых появились различные типы летоисчисления.

Современный, григорианский, календарь основан на солнечном, известном еще нашим давним предкам. Календарь называется солнечным, так как связан с движением Солнца и сменой сезонов. Продолжительность года по солнечному календарю составляет примерно 365, 25 суток – все годы в солнечном календаре одинаковы по продолжительности.

В гражданском календаре год длится 365 дней, а также существуют високосные годы продолжительностью 366 дней. Отставание календарного года от тропического компенсируется дополнительным днем, который появляется от суммирования дробных частей суток, накапливающихся за 4 года.

Важными отсечками календаря солнечного времени являются дни осеннего и весеннего равноденствия, а также летнее и зимнее солнцестояния – каждый год эти события происходят в одни и те же даты.

Календарь солнечных дней: как он был устроен в Египте, Древней Мексике, Европе

Известны разные типы солнечных календарей – юлианский, коптский, григорианский, эфиопский и другие. Одни календари использовались в определенный период времени, а потом были заменены григорианским, другие, например эфиопский, в ходу до сих пор. Они различаются по времени возникновения, количеству и продолжительности месяцев. Едино одно – все они связаны с перемещением Солнца, а продолжительность года в них максимально приближена к длительности тропического года.


Египетский солнечный календарь

Одними из первых солнечным календарем начали пользоваться в Древнем Египте. Ориентируясь по солнцу, жители страны отмечали начало и конец годовых сезонов, в ходе которых они сажали, выращивали и собирали урожай. В Египте существовало три сезона, каждый из которых длился четыре месяца. В каждом месяце было по тридцать дней, а еще пять дней выпадали на праздники, дни поклонения богам.

Хааб – солнечный календарь майя

Календарь майя, хааб, состоял из 365 дней. В солнечном году было 19 месяцев, 18 из которых состояли из 20 дней. Еще один месяц включал всего лишь 5 дней, считавшимися не особо благоприятными. Високосных годов в хаабе не было – неисключено, что майя просто пренебрегали этими дополнительными днями.

Параллельно с солнечным календарем у майя существовал и другой календарь – цолькин, количество дней в котором было 260.

Юлианский солнечный календарь

Этот календарь, получивший название в честь Юлия Цезаря, начал действовать с 1 января 45 года до нашей эры. В нем всё устроено почти так, как привыкли мы сейчас: год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Каждые 4 года наступает високосный год, дополненный 29 февраля.

В настоящее время юлианский календарь используют православные церкви, например Русская, Сербская, Грузинская.


Григорианский календарь

Необходимость введения григорианского календаря была связана с тем, что он оказался более приближен к тропическому году, чем юлианский. Из-за того, что за период действия юлианского календаря день весеннего равноденствия, от которого зависела дата Пасхи, начал приходиться не на 21 марта, а на 11, католическая церковь потребовала ввести новый календарь и зафиксировать изменения.

Разные страны переходили на григорианский календарь в разное время. Многие страны Европы сделали это еще в XVI веке, в то время как Великобритания перешла на него в 1752 году, Болгария в 1916, Россия в 1918, а Саудовская Аравия лишь в 2016 году.

Зороастрийский календарь

Еще один солнечный календарь – зороастрийский. В нем год делится на 12 месяцев каждый по 30 дней, а кроме того, есть дополнительные, так называемые вставные, 5 дней. Недели в этом календаре отсутствуют. Каждый месяц в этом календаре имеет собственное название, свои имена имеют и дни в месяце.

Этот солнечный календарь на год гласит, что покровителем следующего года станет Лошадь, а подкова и колокольчик будут в 2021 важнейшими талисманами.

Год будет благоприятен для командной работы – добиться успеха смогут те, кто правильно распределит обязанности в группе. Лишь такой подход позволит достичь желаемого и получить гораздо больше бонусов, чем предполагалось в начале работы.

Читайте также: