Что положено узникам войны после смерти

Обновлено: 28.06.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать малоимущих людей и помочь им в организации достойного прощания с усопшим.

Вопрос: Работник организации погиб в ДТП вместе со всей семьей (женой и двумя детьми). Кому и в каком размере (только на работника или на членов семьи тоже) нужно выплатить пособие на погребение?
Посмотреть ответ

Кто может претендовать на пособие

В п. 1 ст. 10 ФЗ №8 указано, что социальное пособие на похороны выдается людям, которые организовывали траурную церемонию за свой счет. При этом неважно, были ли они родственниками, друзьями, коллегами умершего или посторонними людьми. Главное – документально подтвердить несение расходов на погребение.

Обратите внимание: пособие выдается в случае смерти граждан, входящих в одну из льготных категорий:

  • пенсионеры;
  • временно нетрудоустроенные граждане;
  • ветераны ВОВ;
  • труженики тыла;
  • участники других военных действий (воины-афганцы и т.д.);
  • ликвидаторы-чернобыльцы;
  • лица с инвалидностью;
  • члены семей с детьми-инвалидами;
  • члены многодетных семей;
  • дети до 18 лет;
  • лица, реабилитированные после сталинских репрессий.

Гражданин, ответственный за организацию похорон такого человека, может попросить компенсации своих расходов из федерального бюджета. А жители Москвы, к примеру, могут претендовать на дополнительную выплату из столичной казны. Такие же меры поддержки предусмотрены и в некоторых других регионах России.

Вопрос: Подлежит ли перерасчету сумма расходов на погребение, которую наследник — организатор похорон наследодателя требует к возмещению с иных наследников, если им было получено пособие на погребение, а также бесплатно предоставлено место на кладбище?
Посмотреть ответ

Куда обратиться для получения пособия

Это зависит от того, к какой категории относился усопший.

Важно! Компенсацию нужно получить не позднее чем через шесть месяцев с момента смерти.

Какие документы потребуются

Пакет требующихся документов также будет различаться в зависимости от места, куда вы обращаетесь за социальным пособием. В любом случае вам понадобятся:

  • удостоверение личности организатора похорон (паспорт или иной документ);
  • гербовое свидетельство о кончине гражданина, для погребения которого запрашивается пособие (выдается органами ЗАГС);
  • квитанции и иные бумаги о расходах на траурную церемонию;
  • заявление с просьбой о компенсации;
  • номер счета для перечисления пособия.

Что нужно для обращения в Пенсионный фонд

  • пенсионное удостоверение усопшего; и иные документы, удостоверяющие отсутствие занятости на момент смерти;
  • полная банковская выписка по счету, на который будут перечисляться средства.

Что нужно для обращения в управление соцзащиты населения

  • свидетельство о постановке умершего на учет по безработице (для неработающих граждан);
  • справка с места учебы (в случае смерти несовершеннолетнего ребенка или неработающего студента);
  • паспорта обоих родителей и их трудовые книжки (в случае смерти несовершеннолетнего);
  • медицинское свидетельство об инвалидности (для лиц с инвалидностью и семей, имеющих детей-инвалидов).

Что нужно для обращения в военкомат

  • ветеранское удостоверение усопшего;
  • выписка из ПФР о размере пенсии и других выплат.

После выплаты из федерального бюджета, ПФР или фонда соцстрахования организатор похорон может обратиться за получением надбавки к пособию на погребение из местного бюджета. Такая компенсация предусмотрена, к примеру, в Москве и некоторых других регионах России. Так, жители столицы могут получить городскую меру поддержки на обеспечение похорон ветерана Великой Отечественной Войны в размере до 38 тысяч рублей.

Вопрос: В каком размере и на основании каких документов выплачивается пособие на погребение супруге умершего работника? Какие документы необходимы для получения средств от ФСС РФ?
Посмотреть ответ

Какова сумма пособия на погребение

ВАЖНО! Образец заявления на выплату пособия на погребение от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Минимальный размер пособия на погребение, установленный после индексации в 2018 году, – 5740,24 руб.

Эта сумма выплачивается на похороны умерших, не имеющих дополнительных льгот и проживающих в регионах, где не действует повышающий зарплатный коэффициент. Таких субъектов в РФ не слишком много, в большинстве городов повышающий коэффициент установлен на уровне от 10 до 100%.

Минимальный коэффициент в 10% установлен, к примеру, в некоторых регионах Калмыкии. 100% прибавка действует в районах Крайнего Севера, Заполярья и пр.

Несмотря на то что в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и некоторых других регионах повышающий коэффициент отсутствует, здесь также предусмотрены льготы на погребение. К примеру, в столице можно получить дополнительную меру поддержки в следующих объемах:

Категории граждан Льгота на погребение, руб. Льгота на изготовление и установку надгробия, руб.
Неработающие пенсионеры 11000
Нетрудоустроенные лица 11000
Участники ВОВ до 38400 до 32803
Ветераны боевых действий 26280 до 32803
Ветераны воинской службы 26280 до 32803
Военные 26280 до 26280
Призывники-контрактники 26280 до 32803

Жители Санкт-Петербурга также могут претендовать на единовременную материальную помощь, компенсирующую похоронные расходы. Аналогичная выплата действует в Краснодаре – здесь ее размер составляет полторы тысячи рублей. Крымчане могут претендовать на пособие в объеме 3492 рублей. При похоронах пенсионеров сумма увеличивается до 6189 рублей.

Что делать, если нет денег на похороны

Как уже было отмечено, компенсация на погребение выплачивается уже после проведения похорон, когда гражданин, ответственный за проведение церемонии, обратится в соответствующее ведомство с требующимся пакетом документов. Но что делать, если средств на похороны нет на день смерти?

В этом случае умерший может быть похоронен за государственный счет. Местные власти, ответственные за ритуальную службу, возьмут на себя все расходы. В этом случае пособие на погребение не выплачивается.

Получить единовременную выплату на погребение может тот человек, который взял все похоронные расходы на себя.

С 1 февраля 2021 года размер федерального пособия на погребение — 6 424 рубля 98 копеек. Но есть и увеличенные пособия, и городские доплаты к пособию. Их наличие и размер зависят от того, кем был умерший:

Пособие не выплачивается, если вы воспользовались услугой безвозмездного захоронения. Также если вы получили пособие на погребение, вы не сможете бесплатно установить надгробный памятник.

Обратиться за пособием нужно не позднее 6 месяцев со дня смерти.

2. Как получить выплаты, если умерший работал на день смерти?

Если умерший на день смерти работал (в том числе был работающим пенсионером), социальное пособие на погребение (6 424 рубля 98 копеек) выплачивается по месту его работы.

Если в коллективный договор был включен пункт об оплате расходов на погребение работника сверх установленного законодательством пособия, выплачиваемого за счет средств обязательного социального страхования, размер выплачиваемого пособия будет больше.

3. Как получить выплаты, если умерший не работал на день смерти?

Если умерший не был пенсионером и не работал , выплачивается социальное пособие на погребение (6 424 рубля 98 копеек) и, если умерший постоянно проживал в Москве, доплата от Правительства Москвы (12 625 рублей). Общая сумма выплат — 19 049 рублей 98 копеек.

Для получения социального пособия на погребение и доплаты к нему вам понадобятся:

Назначение социального пособия на погребение и доплаты к нему производится в одном и том же месте — отделе социальной защиты населения по месту жительства умершего.

4. Как получить выплату, если умерший был неработавшим пенсионером?

Если умерший был пенсионером, не работавшим на день смерти, выплачивается социальное пособие на погребение (6 424 рубля 98 копеек) и, если умерший постоянно проживал в Москве, доплата от Правительства Москвы (12 625 рублей). Общая сумма выплат — 19 049 рублей 98 копеек.

Для получения выплат вам понадобятся документы:

  • заявление на выплату (заполняется во время личного визита);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство о смерти (если смерть наступила за пределами Российской Федерации — документ, выданный компетентным органом иностранного государства в удостоверении смерти, легализованный в установленных случаях и переведенный на русский язык);
  • справка о смерти (форма №11), выдаваемая органами ЗАГС;
  • документ, подтверждающий, что на день смерти умерший не состоял в трудовых отношениях и не осуществлял какую-либо трудовую деятельность (трудовая книжка, договор гражданско-правового характера) — по желанию;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • сведения о реквизитах счета (по желанию выплату могут произвести на счет, открытый в кредитной организации).

Порядок предоставления социального пособия на погребение и доплаты к нему зависят от того, где проживал и получал пенсию умерший — в Троицком и Новомосковском административных округах либо в другом округе Москвы.

Для Троицкого и Новомосковского округов: социальное пособие на погребение назначается в территориальном подразделении Пенсионного фонда России, а доплата — в отделе соцзащиты по месту получения умершим мер социальной поддержки в Троицком или Новомосковском административном округе.

Для всех остальных округов Москвы: назначение социального пособия на погребение и доплаты к нему производится в одном и том же месте — в территориальном подразделении Пенсионного фонда России по месту получения умершим пенсии.

5. Как получить выплаты, если умерший был несовершеннолетним?

Если умерший был несовершеннолетним, социальное пособие на погребение (6 424 рубля 98 копеек) выплачивается по месту работы одного из родителей умершего.

Если в коллективный договор был включен пункт об оплате расходов на погребение члена (членов) семьи работника сверх установленного законодательством пособия, выплачиваемого за счет средств обязательного социального страхования, размер выплачиваемого пособия будет больше.

Для оформления пособия понадобятся:

  • заявление с указанием реквизитов личного счета, открытого получателем в кредитной организации;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • справка о смерти (форма №11);
  • копия удостоверения умершего лица, дающего право на меры социальной поддержки (если копия документа не заверена в установленном порядке, предоставляется оригинал);
  • платежные документы, подтверждающие расходы на похороны.

Обращаться нужно в отдел социальной защиты населения по месту жительства умершего.

7. Как получить выплаты, если умерший был военнослужащим?

Если умерший был военнослужащим (служащим) , ритуальные услуги будут оплачены по фактическим затратам, их нужно будет подтвердить соответствующими документами. В Москве такое пособие на погребение составляет не более 28 178 рублей.

Если умерший военнослужащий был пенсионером, а также если умер член его семьи, родственнику или другому человеку, организовавшему похороны, пособие на погребение выплачивается в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти. Если умерший был военнослужащим (служащим) из числа высших и старших офицеров, лиц высшего и старшего начальствующего состава, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе (по возрасту) или по состоянию здоровья с выслугой 25 лет и более, родственникам полагаются также дополнительные выплаты . Жены (мужья) умерших военнослужащих , находившихся на пенсии, если они не имеют права на получение в более высоком размере страховых сумм и единовременных пособий, установленных законодательством для семей умерших военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, помимо пособия на погребение, могут рассчитывать на единовременное пособие в размере месячной пенсии кормильца, получаемой им ко дню смерти.

Для получения пособия на погребение вам понадобятся:

  • заявление о выплате пособия на погребение;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • справка о смерти (форма №11);
  • свидетельство о смерти (оригинал);
  • документы, подтверждающие степень родства;
  • реквизиты кредитной организации для перечисления средств.

Пособия на погребение военнослужащих и военных ветеранов назначаются и выплачиваются военными комиссариатами по месту жительства умершего (территориальными отделами Военного комиссариата города Москвы).

Выплата производится по последнему месту службы либо военным комиссариатом по месту жительства.

8. Как получить выплаты, если умерший был инвалидом или участником Великой Отечественной войны?

Размер компенсации понесенных расходов на погребение инвалида или участника Великой Отечественной войны определяется с учетом размера уже оформленного пособия на погребение, либо стоимости гарантированного перечня услуг, предоставленных на безвозмездной основе, либо суммы возмещения фактических затрат (пособия на погребение или стоимости услуг по захоронению на безвозмездной основе) ведомственной пенсионной службой и не может превышать 42 498 рублей.

Для получения компенсации вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • Единый жилищный документ, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета — запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия.

9. Как получить выплаты на погребение при рождении мертвого ребенка?

Для получения выплаты необходимо предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность одного из родителей и подтверждающий место жительства заявителя в городе Москве;
  • справку о рождении (форма №3) с записью о смерти;
  • счета-заказы на ритуальные услуги.

Социальное пособие и доплата назначаются в одном и том же месте — отделе соцзащиты по месту жительства одного из родителей (одинокой матери) вне зависимости от того, имеет ли заявитель работу.

- оформление документов, необходимых для погребения умершего;
- перевозка умершего в морг, услуги морга;
- предоставление и доставка гроба, урны, венка;
- перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
- погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18250 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 25269 рублей. Средства на изготовление и установку надгробных памятников - до 25269 рублей;

Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Компенсацию в праве получить человек, имеющий место жительства в Московской области, который полностью занимался организацией похорон участника Великой отечественной войны.

Днем обращения за материальной помощью считается день приема территориальным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заявления и документов. Решение о предоставлении материальной помощи либо об отказе в предоставлении материальной помощи принимается руководителем территориального подразделения Министерства в течение 10 рабочих дней со дня обращения заявителя.

Уведомление об оказании либо об отказе в оказании материальной помощи территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг направляет заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Суммы материальной помощи на погребение, излишне выплаченные вследствие предоставления заявителем заведомо неверных сведений, подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Чтобы получить выплату, необходимо представить в МФЦ не позднее шести месяцев со дня смерти:

1) Заявление и документы для азначения и выплаты материальной помощи:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия и подлинник для сверки);
б) свидетельство о смерти (копия и подлинник для сверки);
в) справка из специализированной службы по вопросам похоронного дела о произведенном погребении (копия и подлинник для сверки);
г) документы, подтверждающие доходы членов семьи заявителя или одиноко проживающего заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на выплату материальной помощи, для расчета среднедушевого дохода (подлинник). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им материальной помощи, определяется в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 17.01.2007 N 26/51 "Об утверждении Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им единовременной материальной помощи на погребение".

В случае отсутствия у заявителя копий представленных документов их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

По усмотрению заявителя заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области".

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края" о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника незаконным, взыскании компенсации за установку надгробного памятника

по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Красноярского края" Петровой О.Н. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

прокурор Кировского района г. Красноярска, действующий в интересах Таран Л.И., обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края" (далее - военный комиссариат Красноярского края) о признании незаконным отказа в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника, взыскании компенсации за изготовление и установку надгробного памятника в размере 23 749 руб.

В обоснование требований прокурор указал, что по обращению Таран Л.И. прокуратурой Кировского района г. Красноярска была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Таран Л.И. является дочерью Елизарьевой А.Л. года рождения), умершей 9 апреля 2014 г. При жизни Елизарьева А.Л. имела статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, ей предоставлялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таран Л.И. обратилась в военный комиссариат Красноярского края с заявлением об оказании материальной помощи для установки надгробного памятника умершей матери. Письмом от 2 апреля 2015 г. ей отказано в предоставлении такой помощи со ссылкой на то, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не включены в перечень лиц, на которых распространяется государственная гарантия по увековечению памяти погибших защитников Отечества.

17 апреля 2015 г. Таран Л.И. были понесены расходы в сумме 25 000 руб. на изготовление и установку надгробного памятника Елизарьевой А.Л.

Прокурор Кировского района г. Красноярска считает незаконным отказ военного комиссариата Красноярского края в предоставлении Таран Л.И. материальной помощи на изготовление и установку надгробного памятника Елизарьевой А.Л., полагая, что она как дочь умершей Елизарьевой А.Л. имеет право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника последней в силу положений статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). По мнению прокурора, данная норма распространяет на лиц, имеющих статус бывших несовершеннолетних узников концлагерей, льготы и меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны и каких-либо ограничений, связанных с объемом таких льгот и мер социальной поддержки, не содержит.

Прокурор также сослался как на имеющее преюдициальное значение апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 февраля 2015 г., которым в пользу Таран Л.И. с военного комиссариата Красноярского края были взысканы денежные средства в сумме 8 650 руб. в счет возмещения расходов на погребение умершей Елизарьевой А.Л., имевшей при жизни статус бывшей несовершеннолетней узницы фашизма.

Представитель ответчика военного комиссариата Красноярского края в суде иск не признал.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2015 г. иск прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. удовлетворен.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Представитель военного комиссариата Красноярского края по доверенности Петрова О.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, и принятия нового решения об отказе прокурору в иске.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. 29 апреля 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 24 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела прокурор Кировского района г. Красноярска, от которого поступили письменные возражения на кассационную жалобу с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя прокуратуры Кировского района г. Красноярска, а также не сообщившие о причинах неявки Таран Л.И. и представитель военного комиссариата Красноярского края. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее прокурора Кировского района г. Красноярска, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 февраля 2015 г. в пользу Таран Л.И. с военного комиссариата Красноярского края были взысканы денежные средства в сумме 8 650 руб. в счет возмещения расходов на погребение умершей Елизарьевой А.Л.

Указанным судебным постановлением установлено, что Елизарьева А.Л. имела статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), и право на льготы на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235).

9 апреля 2014 г. Елизарьева А.Л. умерла.

Таран Л.И. являлась дочерью Елизарьевой А.Л., она понесла расходы на оплату ритуальных услуг, связанных с погребением умершей матери.

После вынесения судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда апелляционного определения от 18 февраля 2015 г. Таран Л.И. обратилась в военный комиссариат Красноярского края с заявлением об оказании ей материальной помощи в связи с расходами на изготовление и установку надгробного памятника.

В ответе от 2 апреля 2015 г., оформленного письмом N ЦСО/123, военный комиссар Красноярского края разъяснил Таран Л.И., что такая помощь ей не может быть оказана, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включены в перечень лиц, на которых распространяется государственная гарантия по увековечению памяти погибших защитников Отечества.

17 апреля 2015 г. Таран Л.И. были понесены расходы в сумме 25 000 руб. на изготовление и установку надгробного памятника Елизарьевой А.Л., что подтверждено выданной индивидуальным предпринимателем Кустовым А.Н. квитанцией.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа).

Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

12 января 1995 г. был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного Закона.

Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.

Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.

Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".

Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.

Приведенные выше обстоятельства судебными инстанциями при разрешении спора учтены не были.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из данной нормы процессуального закона следует, что преюдициальное значение при рассмотрении дела имеют факты и обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица. Применение норм права по ранее рассмотренному делу принципом преюдиции не обладает.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. о возмещении ей за счет средств Министерства обороны Российской Федерации расходов на изготовление и установку надгробного памятника ее умершей матери Елизарьевой А.Л., имевшей при жизни статус бывшей несовершеннолетней узницы фашизма, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает основанными на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов военного комиссариата Красноярского края, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И., не передавая дело для нового рассмотрения, так как судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2016 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края" о признании незаконным отказа федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Красноярского края", оформленного письмом от 2 апреля 2015 г. N ЦСО/123, в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника, взыскании компенсации за изготовление и установку надгробного памятника.

Читайте также: