Что полагалось надворному советнику в царской россии

Обновлено: 28.06.2024

Форма пост-советской структуры управления была во многом позаимствована у западных демократий. Тем не менее, за последнее десятилетие в этой форме стали явственно проступать черты монархических институтов времен Российской империи, давая пищу для интереснейших исторических параллелей.

В Русском царстве расширительным органом абсолютной власти монарха являлась Боярская дума. Ее задача состояла в том, чтобы одобрять политико-экономический курс царя или предлагать ему проекты, направленные на укрепление этого курса. Члены Боярской думы составляли высший эшелон знати. Сами бояре принадлежали к первому разряду, т.е. чину, в системе власти. Вслед за ними шли окольничие (второй разряд), которые возглавляли органы государственного управления, т.е. приказы, и думные дворяне (третий разряд), также принимавшие участие в заседаниях Боярской думы, но имевшие меньше полномочий. Реформами Петра I приказы были заменены коллегиями, а Боярская дума – вестернизированным Сенатом. Сегодняшнее Федеральное собрание, состоящee из Совета федерации и Думы, – это своего рода аналог Боярской думы.

Проводя параллель дальше, можно сказать, что члены Совета Федерации – это современные бояре, а члены Госдумы – современные думные дворяне. Как и их предшественники, и те, и другие несут законодательные функции лишь формально, а в реальности являются элитарной группой поддержки президента, имеющего фактически неограниченную власть. Задача новых бояр и новых думных дворян – обеспечить солидаризацию высшего российского сословия (т.е., наиболее состоятельных россиян) с действиями президента. Что касается окольничих, то помимо символической законодательной власти они имели еще и реальную исполнительную власть в системе приказов и потому институт окольничих можно рассматривать как предтечу кабинета министрoв.

Современным аналогом монаршего Двора является Администрация президента (АП). Если придворные обеспечивали жизнедеятельность правителя и его семьи, то чиновники АП обеспечивают деятельность президента и несут ответственность за выполнение многих из возложенных на него полномочий. Интересно, что штат АП – ок. 1600 сотрудников. Ровно столько же состояло при дворе Николая II накануне 1914 г. При этом в 1914 население Российской империи составляло 178 млн. человек, а сегодня по самым оптимистичным, т.е. Росстатовским оценкам население РФ – 146 млн. (с учетом захваченного Крыма). Таким образом, за 100 лет, в эпоху, когда весь мир стал технологичнее, а в государственной системе значимость правителя повсеместно понизились, в России штат главы государства вырос на 18%.



*Иерархия допетровских чинов, представленная Шепeлевым, отличается от указанной в других источниках – напр., Зимин, А.А., с. 174, Порай-Кошиц, И.А., Романович-Славатинский, А. с. 77.

**Ясельничий всегда функционировал как помощник конюшего и был ниже него в системе чинов. Поэтому было бы правомерней считать аналогом чина обер-шталмейстера чин конюшего (исчезнувший в перечне Шмелева), а не ясельничего.

В иерархии гражданских чинов эти соответствия носят еще более очевидный характер. Фактически вся нынешняя система классных чинов гражданской, воинской, правовой и прокурорской службы, принятая указом Путина от 1 февраля 2005 г. N 113 скопированы с Табели о рангах (по состоянию на конец XIX в.).

Действительный государственный советник РФ 1 класса – Действительный статский советник 1 класса

Действительный государственный советник РФ 2 класса – Действительный тайный советник

Действительный государственный советник РФ 3 класса – Тайный советник

Государственный советник РФ 1 класса – Действительный статский советник и статский советник

Государственный советник РФ 2 класса – Надворный советник

Государственный советник РФ 2 класса – Коллежский советник

Другая важная черта этой системы – несамостоятельность институтов, их составляющих. Как уже говорилось, функция Боярской думы сводилась к тому, чтобы демонстрировать поддержку действиям царя и генерировать предложения, направленные на развитие этих действий. Аналогично этому петровский Сенат был alter ego императора и способствовал осуществлению избранного им курса управления, а не разрабатывал новый курс. Другими словами, бояре, думные дворяне и члены Правительствующего Сената занимались тем, чем занимаются сейчас депутаты Госдумы и члены бутафорного, по существу, Совета федерации.

По замысловатости и массивности система АП существенно опередила придворную. Как и в АП, многие должности при Дворе носили исключительно символический характер, но в отличие от АП, система этих должностей отличалась внутренней логикой построения. В системе АП – зашкаливающее количество подразделений и под-подразделений, многие из которых дублируют не только друг друга, но и соответствующие федеральные министерства.

На содержание Двора тратились колоссальные средства, иногда составлявшие 25% госбюджета. При императрице Анне Иоанновне, племяннице Петра I на двор тратилось три миллиона рублей золотом, в то время как на Академию наук и Адмиралтейскую академию — 47 000, а на борьбу с эпидемиями – 16 000. Согласно официальным данным расходы на деятельность президента РФ составили 16 млрд. руб. в 2015 г. (ок. 226 млн. долларов США по курсу на конец декабря 2015 г.), т.е. примерно 0,1% от бюджетных расходов. Другими словами, невероятно громоздкая структура АП с десятками управлений, канцелярий, департаментов и прочая, а также упомянутыми уже 1600-ми сотрудниками, бóльшая часть которых получает высокие московские зарплаты, обходится казне фактически бесплатно. Подозреваю, что без волшебника Чурова здесь не обошлось. Осмелюсь также предположить, что эти спартанские затраты не включают стоимость содержания 20 дворцов, 58 авиатранспортных средств и яхтенной мини-флотилии президента (только на обслуживание последней еще недавно уходило 3 млрд. руб. ежегодно).

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Ф.Достоевский

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917

Действитель-ный статский советник,
Обер-

Все виды службы были поделены на 2 категории:

Эти условия были актуальным до 1856 года. После этого были введены новые правила относительно получения дворянства. Личное дворянство получали с 12-го ранга (Поручик), а потомственное дворянство – с 6 ранга (Полковник). На гражданской службе право личного дворянства давал 9 ранг (Титульный советник), а потомственного – 4 ранг (Действительный статский советник).

Табель о рангаз 1722 года в российской Империи

1,2 -"Ваше высоко-превосходительство"

3,4-"Ваше превосходительство"

5- "Ваше высокородие"

6-8 "Ваше высоко благородие"

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям. У этой системы были плюсы и минусы, но система работала. В качестве примера того как старые дворянские семьи обходили Табель могу привести пример со службой в армии. Дворяне проходили службу в армии. Служба была пожизненной, но после 1722 года каждый начинал с простого солдата и только через 15 лет мог переходить на офицерскую должность. Знатные люди тогда стали записывать своих детей в гвардию сразу после рождения. В итоге, когда ребенку исполнялось 15 лет и он отправлялся в армию – у него уже была офицерская должность, хотя он ни дня в армии не пробыл. Но это скорее исключение, поскольку тех, кто такое проворачивал было не много.

Кем бы вы были в табели о рангах?

В табели о рангах, как мы помним из курса истории, была информация о чинах. По сути, первая упорядоченная структура чинов - гражданских, военных и придворных, в России.

Табель о рангах разработан при Петре I, а прекратил свое существование в 1917 году после революции. Но человеческая склонность к иерархии никуда не делась, поэтому аналоги можно найти и в наши дни. Давайте попробуем.

Кроме выслуги лет, чтобы получить этот чин нужно было получить высшее образование или просто сдать специальный экзамен. В наши дни коллежский асессор - это аналог нынешнего менеджера среднего звена.

Коллежский асессор в форме

Коллежский асессор в форме

В 19 веке получал коллежский асессор около 40 рублей в месяц. Для сравнения, гектар земли неподалеку от Москвы тогда стоил 600 рублей. А первые автомобили в конце 19 – начале 20 века – 700-800 рублей. И за рубль можно было купить воз соломы.

Чин коллежского асессора преследовал русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Его отец ушел в отставку в этом звании, сам Гоголь дослужился до этого чина.

Действительный тайный советник 1 класса - высший чин в Российской Империи. Он равнялся канцлеру, генерал-фельдмаршалу и генерал-адмиралу. К обладателям чина следовало обращаться: Ваше высокопревосходительство! По сути, это уровень премьер-министра.

Действительный тайный советник занимал высшие государственные должности. Его можно приравнять к генералу, министру или генпрокурору. В 1903 году в России было 99 действительных тайных советников.

Титулярный советник. Начальный уровень дворянства – там можно назвать этот чин. Люди, дослужившиеся до титулярных советников, автоматически получали личное дворянство. Но вот передать титул детям уже не могли.

Любопытно, что титул титулярного автоматом присваивался докторам наук. Так как этот ранг считался довольно низким, Михаил Ломоносов критиковал власть за это отмечая, что в Европе у ученых гораздо более высокий статус - им дают тайных советников. Что ж, видимо, кроме советских времен, наука никогда не была у нас в почете.

Ниже титулярного советника было еще пять чинов, которые мало чем отличались друг от друга. Самый низкий - коллежский регистратор, который соответствовал, например, простому инспектору ГИБДД. В армии - это уровень прапорщика. Получал он 215 рублей в год. Роскошно обставить дом на эти деньги не получилось бы, но на еду в меру хватало. На рубль можно было купить 1,5 кило рыбы или 2,5 килограмма говядины. Это зарплата была в два раза выше простого рабочего, кухарки или дворника.

Читайте также: