Что подразумевается под системой обеспечения безопасности образовательных учреждений

Обновлено: 07.07.2024

В статье рассматривается степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Делается вывод о том, что только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность.

Трагедия в Беслане, гибель учащихся во время пожаров, массовые заболевания и отравления, ситуации, носящие криминальный характер (избиения, стрельба, применение холодного и колющего оружия), дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи в быту – всё это уносит сотни совсем молодых жизней, наносит непоправимый моральный ущерб неокрепшим детским душам, наносит тяжелые психологические травмы как самим учащимся, так и их родителям.

В понятие Системы комплексной безопасности входит степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Более важной задачи для любого образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, в настоящее время нет. Именно работа по обеспечению безопасности образовательного учреждения – является первостепенной обязанностью её руководства.

На одного из заместителей директора (ректора) возлагаются обязанности по обеспечению безопасности. В его (её) обязанности входит:

  • организация работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
  • своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
  • методическая работа по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Схематично организация комплексной безопасности представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Комплексная безопасность учебного учреждения и основные направления её реализации

1. Работа по антитеррористической защищенности

Составными элементами этой работы являются:

  • проведение совещаний, инструктажей по вопросам антитеррористической защищённости;
  • постоянный контроль проводимых мероприятий по обеспечению безопасности;
  • организация взаимодействия с правоохранительными органами.

Основанием для выполнения указанных мероприятий служит приказ директора. Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

Во исполнение требований указанных документов в каждом учебном заведении разрабатывается пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт антитеррористической защищенности, согласованный с правоохранительными органами и утверждённый руководителем образовательного учреждения;
  • инструкции, памятки;
  • стенды, плакаты с рекомендациями о порядке действий при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В дневное время обеспечение безопасности учащихся осуществляется дежурной сменой охраны. Также в любом учебном учреждении должен быть разработан и приказом директора введено в действие Положение о контрольно-пропускном режиме.

Организованный внутриобъектовый режим включает в себя следующий пакет документов:

  • список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
  • рабочая тетрадь дежурного;
  • инструкция по охране объекта;
  • схема охраны объекта;
  • инструкция по пожарной безопасности;
  • инструкция дежурному при угрозе проведения террористических актов, обнаружении подозрительных предметов;
  • инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
  • журнал учета посетителей;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
  • список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • расписание занятий; расписание звонков;
  • график дежурства должностных лиц и учителей;
  • список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На специально оборудованном месте должны быть:

  1. Закрывающийся на замок ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений.
  2. Кнопка тревожной сигнализации.
  3. Телефон (мобильный и стационарный).
  4. Система оповещения (звонок).
  5. Укомплектованная медицинская аптечка.
  6. Фонарь с запасными батареями (аккумуляторами).
  7. Средства индивидуальной защиты.

Выполнение данных требований позволяет выполнять охранные функции в полном объёме.

По периметру территории учебного заведения необходимо установить ограждения, решетки на окнах первого этажа, металлические двери с запорами, закрывающимися изнутри, освещение прилегающей территории. Это исключит несанкционированное проникновение на территорию учебного заведения посторонних лиц, и, как следствие, снизит вероятность возникновения нестандартной ситуации.

Необходимо также исключить парковку автомобилей в непосредственной близости к учебным корпусам с целью исключения террористических актов (в частности, подрыв автомобилей, начинённых взрывчатыми веществами.

3. Пожарная безопасность

Требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ.

Анализируя причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, можно сказать, что только в 20% случаев возгорания происходят вследствие неисправной электропроводки, а в 80% это вызвано халатностью, либо бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, своевременное проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение первичными средствами пожаротушения, согласно норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • выполнение требований органов пожарного надзора по устранению выявленных в ходе проверок недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • своевременную перезарядку огнетушителей;
  • защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

К пожарной безопасности не допустим формальный подход: только практическая реализация противопожарных мероприятий позволит при возникновении пожароопасной ситуации действовать слаженно и решительно, не допуская паники и неосознанных действий.

Основными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
  • Инструкция по пожарной безопасности, в которой должны быть отражены все действия в случае возникновения пожара.
  • План эвакуации учащихся при возникновении пожара.
  • Памятка о действиях при пожаре.
  • Ситуационный план.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала. Достигается эта цель регулярным проведением практических противопожарных тренировок с привлечением 100% личного состава.

4. Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 г.).

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ, категорически запрещено.

5. Охрана труда и техника безопасности

Законодательной и нормативной базой для отдела охраны труда является:

На основе этих документов в учебном заведении необходимо разработать:

  • Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию безопасности работы;
  • Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
  • Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • Приказ об организации пожарной безопасности;
  • Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
  • Положение о комиссии по охране труда;
  • Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
  • План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
  • План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • План мероприятий по противопожарной безопасности.

Организованно провести обучение и проверку знаний по охране труда, с периодичностью один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

Учебные заведения должны регулярно посещаться сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими проверку с составлением акта обследования антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Они должны проводить лекции, беседы с руководством, преподавательским коллективом, разъяснять порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении подозрительных предметов.

8. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)

Масштабы техногенных катастроф, частые проявления разрушительных сил природы потребовали от общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и отсутствия навыков правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций. Подготовка человека к действиям в чрезвычайно ситуации должна носить постоянный характер, а именно - правильно организованное обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения в области ГО и ЧС.

Основными документами в области ГО и ЧС являются:

  • План гражданской обороны учебного заведения;
  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • Программа обучения в области ГО и ЧС на текущий год;
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа в данном направлении организуется и проводится с целью формирования у обучающихся ответственного отношения к вопросам как личной безопасности, так и к безопасности окружающих.

Целью проводимых мероприятий должны являться:

  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от пробы табака и алкоголя;
  • целенаправленная подготовка преподавателей к работе по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность. Любое неправильное сочетание отдельных элементов может привести к самым негативным последствиям. Однако в системе безопасности, как и в окружающей среде, имеются такие элементы, которыми трудно либо невозможно управлять, тем более регулировать их. Это стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения является внедрение современных информационных технологий. В некоторых учебных заведениях устанавливается охранное оборудование с программным обеспечением, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности на всей территории. К сожалению, такие системы весьма дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Второй важный элемент – концепция безопасности образовательного учреждения. Под ней понимается система взглядов, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением безопасности. Она представлена в виде виртуальной модели, с её помощью можно понять, что представляет система безопасности образовательного учреждения.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать причины возникновения опасностей и угроз, определять механизмы, пути и способы защиты от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (рис. 2).


Рис. 2. Концепция безопасности образовательного учреждения

Все указанные элементы обеспечения безопасности образовательных учреждений не являются умозрительными правилами, разработанными в кабинетах и учебных аудиториях, а основные оставляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих элементов в том, что даже не подготовленный специально преподаватель или сотрудник образовательного учреждения сможет достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите от опасностей и угроз. Это критерии для выбора наиболее верного решения, связанного с обеспечением безопасности.

Важное место в системе безопасности занимают также цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения;
  • снижение ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций;
  • недопущение гибели, снижение травматизма, усиление охраны труда, здоровья, сохранности имущества.

Из указанных целей возникают соответствующие задачи:

  • подготовка персонала, преподавателей и студентов (учащихся) к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • своевременное выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • правовое и организационное обеспечение системы безопасности;
  • формирование культуры безопасности всего персонала образовательного заведения.

Успешное решение всех этих задач позволит обеспечить выполнение главной задачи – сохранение жизни и здоровья учащихся. Конечно, устанавливать единую систему безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику – в одних районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности могут преобладать опасности природного характера, в местах скопления опасных производств – техногенные или экологические аварии, в крупных городах, экономически неблагополучных регионах –криминогенные. Однако примерную систему безопасности образовательного учреждения и её составляющие элементы мы рассмотрели в нашей работе.

ГОСТ Р 58485-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обеспечение безопасности образовательных организаций

ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Security in educational organizations. Provision of security services at preschool, comprehensive and professional facilities of educational organizations. General requirements

Дата введения 2019-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой из представителей Саморегулируемой организации "Ассоциация предприятий безопасности "Школа без опасности" (СРО "Ассоциация "Школа без опасности"), Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности "Федеральный координационный центр руководителей охранных структур" (ФКЦ РОС), Ассоциации ветеранов органов государственной охраны "Девятичи" (Ассоциация "Девятичи"), Общества с ограниченной ответственностью "Эталон" (ООО "Эталон")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 208 "Охранная деятельность"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных:

с защитой жизни и здоровья граждан;

осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий [1].

Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.

Особенности оказания охранных услуг на различных видах объектов определяются федеральным законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанием всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52551, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дежурный администратор: Лицо, назначаемое руководителем образовательной организации из числа работников администрации и (или) педагогических работников (внештатная должность), на которое возлагается обязанность регулирования образовательно-воспитательного процесса, вопросов осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, контроля над соблюдением мер антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и охраны труда.

Примечание - В образовательной организации полномочия дежурного администратора и порядок их осуществления определяются Положением и иными локальными нормативными актами.

3.2 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

3.3 начальник охраны (объекта, участка): Специалист среднего звена охранной организации, за которым закрепляется зона профессиональной ответственности в виде одного либо нескольких охраняемых объектов, на которой он организует деятельность по обеспечению охраны, подбор и расстановку работников и решение всех вопросов взаимодействия охранной организации с администрацией образовательной организации и правоохранительными органами.

Примечание - Должность служащего - начальник охраны - закреплена в ОК 016-94. Исполнение обязанностей по данной должности может быть возложено на руководителя, заместителей руководителя либо иных должностных лиц охранной организации.

3.4 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

3.5 общеобразовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

3.6 объекты образования: Комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

3.7 охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций): Работник охранной организации, обладающий необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.

3.8 пост охраны: Территория либо часть территории охраняемого объекта, включая охранную зону и зону оперативного внимания, располагающуюся внутри периметра забора, ограждения двора образовательной организации, а также прилегающая к периметру территория, на которой могут возникнуть угрозы охраняемым интересам получателя охранной услуги.

3.9 профессиональная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.

3.10 стационарный пост охраны (рабочее место охранника): Основная рабочая зона (локальная часть поста охраны), где охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) исполняет большую часть своей трудовой функции (технический мониторинг уровня угроз и осуществление пропускного режима), где могут быть расположены индикаторы технических средств охраны и постовая документация.

3.11 техническое задание на оказание охранных услуг: Документ, разработанный заказчиком охранных услуг, в котором изложены основные условия и требования к системе охраны объекта, его параметры и эксплуатационные характеристики.

3.12 уполномоченные исполнительные органы власти в сфере образования: Федеральные органы государственной власти в сфере образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по решению вопросов местного значения.

4 Общие положения по организации охраны на объектах образования

4.1 На всех объектах образования следует организовывать охранные мероприятия в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения [3].

4.2 Охрана объектов образования может осуществляться охранными организациями, указанными в 1.3 на основании договоров на оказание охранных услуг с образовательными организациями и техническим заданием на оказание охранных услуг [3].

Охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.

В договоре на оказание охранных услуг надлежит указывать основания и условия для ведения режимов усиления охраны, а также должностных лиц, полномочных принимать решение на их введение.

4.3 Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) и выполняющие охранные функции на объектах образования, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций (при их наличии) [4].

4.4 Контроль за организацией охраны объектов образования должен осуществляться уполномоченными исполнительными органами власти в сфере образования и руководством образовательной организации.

Руководству охранных организаций по согласованию с руководством образовательной организации рекомендуется осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (проверки) по вопросам обеспечения охраны на объектах охраны и разрабатывать совместные планы их проведения.

К контрольным мероприятиям (проверкам) могут привлекаться общественные организации, объединения работодателей и саморегулируемые организации (при их наличии), работающие в сфере охраны и безопасности.

4.5 Руководство охранной организации либо начальник охраны (объекта, участка) должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в неделю) с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся либо потенциальных рисков возникновения угроз, связанных с охраной образовательной организации.

4.6 Ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования может быть возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство их деятельностью [3].

4.7 Перед началом оказания охранных услуг начальнику охраны (объекта, участка) либо руководителю охранной организации совместно с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, в соответствии с техническим заданием на оказание охранных услуг рекомендуется проводить обследование объекта охраны.

5 Проведение обследований объектов образования

5.1 При проведении обследования должны быть установлены:

- возможность обеспечения надежности его охраны с учетом имеющихся рисков и угроз различного характера;

- наличие и состояние инженерно-технических средств защиты (ограда, двери, окна и пр.);

- наличие и состояние технических средств охраны (охранного видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, системы сигнализации и связи и пр.);

- наличие и состояние помещений для оборудования контрольно-пропускных пунктов и стационарных постов охраны.

5.2 При оценке возможности обеспечения надежности охраны объекта следует учитывать следующие параметры:

- объем задач, возлагаемый на охрану;

- площадь объекта охраны;

- площадь зоны ответственности охраны;

- посещаемость объекта (количество сотрудников, учащихся или воспитанников, посетителей, время их планового входа-выхода и постоянного нахождения на объекте);

- объем материальных ценностей, находящихся на объекте и подлежащих охране, а также места их расположения (хранения) и степень защищенности данных мест от несанкционированных проникновений;

- степень внешних и внутренних угроз, связанных с возможностью хищения и повреждения охраняемого имущества, нарушений пропускного и внутриобъектового режимов, а также возникновения чрезвычайных ситуаций;

- возможность организации взаимодействия с правоохранительными органами и подразделениями охранной организации для усиления охраны.

Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.

Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.

Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.

Что за безопасность такая

Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.

Кто отвечает за безопасность

За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.

В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.

Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Что должно быть в учебном заведении

Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.

Многие образовательные учреждения до сих пор ограждены заборами высотой 1,5—1,6 метра , как предписывали старые и уже не действующие нормативы. Родители, конечно, могут попросить сделать забор выше. Но не факт, что администрация согласится: высота ограждения нормативами не установлена.

Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.

Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.

Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.

Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.

Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.

Категория опасности Теракты за последний год в регионе Сколько людей может пострадать Возможный материальный ущерб
Первая категория 3 и более более 500 более 50 млн рублей
Вторая категория менее 3 от 100 до 500 от 5 до 50 млн рублей
Третья категория нет менее 100 менее 5 млн рублей

Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.

Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.

То есть в любом образовательном учреждении независимо от категории должна быть охрана , а дети должны быть в безопасности. При этом собирать деньги на охрану с родителей нельзя.

Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:

Что делать, если требования безопасности не выполняются

Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.

Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.

Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?

Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.

Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.

В статье рассматривается степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Делается вывод о том, что только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность.

Трагедия в Беслане, гибель учащихся во время пожаров, массовые заболевания и отравления, ситуации, носящие криминальный характер (избиения, стрельба, применение холодного и колющего оружия), дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи в быту – всё это уносит сотни совсем молодых жизней, наносит непоправимый моральный ущерб неокрепшим детским душам, наносит тяжелые психологические травмы как самим учащимся, так и их родителям.

В понятие Системы комплексной безопасности входит степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Более важной задачи для любого образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, в настоящее время нет. Именно работа по обеспечению безопасности образовательного учреждения – является первостепенной обязанностью её руководства.

На одного из заместителей директора (ректора) возлагаются обязанности по обеспечению безопасности. В его (её) обязанности входит:

  • организация работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
  • своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
  • методическая работа по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Схематично организация комплексной безопасности представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Комплексная безопасность учебного учреждения и основные направления её реализации

1. Работа по антитеррористической защищенности

Составными элементами этой работы являются:

  • проведение совещаний, инструктажей по вопросам антитеррористической защищённости;
  • постоянный контроль проводимых мероприятий по обеспечению безопасности;
  • организация взаимодействия с правоохранительными органами.

Основанием для выполнения указанных мероприятий служит приказ директора. Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

Во исполнение требований указанных документов в каждом учебном заведении разрабатывается пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт антитеррористической защищенности, согласованный с правоохранительными органами и утверждённый руководителем образовательного учреждения;
  • инструкции, памятки;
  • стенды, плакаты с рекомендациями о порядке действий при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В дневное время обеспечение безопасности учащихся осуществляется дежурной сменой охраны. Также в любом учебном учреждении должен быть разработан и приказом директора введено в действие Положение о контрольно-пропускном режиме.

Организованный внутриобъектовый режим включает в себя следующий пакет документов:

  • список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
  • рабочая тетрадь дежурного;
  • инструкция по охране объекта;
  • схема охраны объекта;
  • инструкция по пожарной безопасности;
  • инструкция дежурному при угрозе проведения террористических актов, обнаружении подозрительных предметов;
  • инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
  • журнал учета посетителей;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
  • список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • расписание занятий; расписание звонков;
  • график дежурства должностных лиц и учителей;
  • список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На специально оборудованном месте должны быть:

  1. Закрывающийся на замок ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений.
  2. Кнопка тревожной сигнализации.
  3. Телефон (мобильный и стационарный).
  4. Система оповещения (звонок).
  5. Укомплектованная медицинская аптечка.
  6. Фонарь с запасными батареями (аккумуляторами).
  7. Средства индивидуальной защиты.

Выполнение данных требований позволяет выполнять охранные функции в полном объёме.

По периметру территории учебного заведения необходимо установить ограждения, решетки на окнах первого этажа, металлические двери с запорами, закрывающимися изнутри, освещение прилегающей территории. Это исключит несанкционированное проникновение на территорию учебного заведения посторонних лиц, и, как следствие, снизит вероятность возникновения нестандартной ситуации.

Необходимо также исключить парковку автомобилей в непосредственной близости к учебным корпусам с целью исключения террористических актов (в частности, подрыв автомобилей, начинённых взрывчатыми веществами.

3. Пожарная безопасность

Требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ.

Анализируя причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, можно сказать, что только в 20% случаев возгорания происходят вследствие неисправной электропроводки, а в 80% это вызвано халатностью, либо бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, своевременное проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение первичными средствами пожаротушения, согласно норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • выполнение требований органов пожарного надзора по устранению выявленных в ходе проверок недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • своевременную перезарядку огнетушителей;
  • защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

К пожарной безопасности не допустим формальный подход: только практическая реализация противопожарных мероприятий позволит при возникновении пожароопасной ситуации действовать слаженно и решительно, не допуская паники и неосознанных действий.

Основными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
  • Инструкция по пожарной безопасности, в которой должны быть отражены все действия в случае возникновения пожара.
  • План эвакуации учащихся при возникновении пожара.
  • Памятка о действиях при пожаре.
  • Ситуационный план.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала. Достигается эта цель регулярным проведением практических противопожарных тренировок с привлечением 100% личного состава.

4. Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 г.).

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ, категорически запрещено.

5. Охрана труда и техника безопасности

Законодательной и нормативной базой для отдела охраны труда является:

На основе этих документов в учебном заведении необходимо разработать:

  • Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию безопасности работы;
  • Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
  • Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • Приказ об организации пожарной безопасности;
  • Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
  • Положение о комиссии по охране труда;
  • Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
  • План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
  • План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • План мероприятий по противопожарной безопасности.

Организованно провести обучение и проверку знаний по охране труда, с периодичностью один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

Учебные заведения должны регулярно посещаться сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими проверку с составлением акта обследования антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Они должны проводить лекции, беседы с руководством, преподавательским коллективом, разъяснять порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении подозрительных предметов.

8. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)

Масштабы техногенных катастроф, частые проявления разрушительных сил природы потребовали от общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и отсутствия навыков правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций. Подготовка человека к действиям в чрезвычайно ситуации должна носить постоянный характер, а именно - правильно организованное обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения в области ГО и ЧС.

Основными документами в области ГО и ЧС являются:

  • План гражданской обороны учебного заведения;
  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • Программа обучения в области ГО и ЧС на текущий год;
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа в данном направлении организуется и проводится с целью формирования у обучающихся ответственного отношения к вопросам как личной безопасности, так и к безопасности окружающих.

Целью проводимых мероприятий должны являться:

  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от пробы табака и алкоголя;
  • целенаправленная подготовка преподавателей к работе по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность. Любое неправильное сочетание отдельных элементов может привести к самым негативным последствиям. Однако в системе безопасности, как и в окружающей среде, имеются такие элементы, которыми трудно либо невозможно управлять, тем более регулировать их. Это стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения является внедрение современных информационных технологий. В некоторых учебных заведениях устанавливается охранное оборудование с программным обеспечением, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности на всей территории. К сожалению, такие системы весьма дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Второй важный элемент – концепция безопасности образовательного учреждения. Под ней понимается система взглядов, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением безопасности. Она представлена в виде виртуальной модели, с её помощью можно понять, что представляет система безопасности образовательного учреждения.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать причины возникновения опасностей и угроз, определять механизмы, пути и способы защиты от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (рис. 2).


Рис. 2. Концепция безопасности образовательного учреждения

Все указанные элементы обеспечения безопасности образовательных учреждений не являются умозрительными правилами, разработанными в кабинетах и учебных аудиториях, а основные оставляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих элементов в том, что даже не подготовленный специально преподаватель или сотрудник образовательного учреждения сможет достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите от опасностей и угроз. Это критерии для выбора наиболее верного решения, связанного с обеспечением безопасности.

Важное место в системе безопасности занимают также цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения;
  • снижение ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций;
  • недопущение гибели, снижение травматизма, усиление охраны труда, здоровья, сохранности имущества.

Из указанных целей возникают соответствующие задачи:

  • подготовка персонала, преподавателей и студентов (учащихся) к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • своевременное выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • правовое и организационное обеспечение системы безопасности;
  • формирование культуры безопасности всего персонала образовательного заведения.

Успешное решение всех этих задач позволит обеспечить выполнение главной задачи – сохранение жизни и здоровья учащихся. Конечно, устанавливать единую систему безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику – в одних районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности могут преобладать опасности природного характера, в местах скопления опасных производств – техногенные или экологические аварии, в крупных городах, экономически неблагополучных регионах –криминогенные. Однако примерную систему безопасности образовательного учреждения и её составляющие элементы мы рассмотрели в нашей работе.

Читайте также: