Что означает уголовная политика

Обновлено: 30.06.2024

В современном мире насчитывается свыше двухсот самостоятельных суверенных государств, отличия между которыми обнаруживаются в особенностях политического режима, государственного устройства, формы правления, территориального и этнического состава, и т.д.

Однако существует определенный набор целей и задач, признание которых характерно для каждого государства. Одной из таких задач выступает поддержание правопорядка и защита охраняемых законом интересов от преступных общественно-опасных посягательств.

При этом следует иметь в виду, что с учетом общесоциальной значимости и сложности соответствующей деятельности, она не может реализовываться стихийно, напротив – рассматриваемое направление государственной деятельности опосредуется в рамках специального, научно-обоснованного направления политики государства – в мероприятиях уголовной политики.

В специальной литературе предлагает следующее определение уголовной политики:

Уголовная политика – это самостоятельное направление государственной деятельности, для целей обеспечения защиты граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом, содержанием которой выступает разработка целей и задач уголовной политики, а также выработка непосредственных методов и средств борьбы с преступностью.

Также следует обратить внимание на то, что рассматриваемая категория отличается определенной степень сложности и многоаспектности, в связи с чем, представляется необходимым отметить, что уголовная политика в настоящее время может одновременно пониматься в трех значениях:

  1. Как государственная деятельность, выраженная в совокупности действующих нормативных правовых актов, в которых определены цели, задачи и принципы противодействия преступности;
  2. Как особых виды практической государственной деятельности, направленной на реализацию соответствующих программных целей, задач и принципов борьбы с преступностью;
  3. Как научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшим свойством уголовно-правовой политики, существование которого вытекает, в том числе, из содержания приведенных особенностей состоит в том, что с одной стороны, соответствующая политика является единой – это вытекает из единства ее целей, задач и принципов. С другой – она сложна по своей внутренней структуре, поскольку объединяет множество относительно самостоятельных направлений государственной деятельности, призванных достижению общей цели – обеспечению законности и противодействию общественно-опасным посягательствам.

Содержание мер уголовно-правовой политики

Переходя к рассмотрению вопроса о содержании мер уголовно-правовой политики представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что противодействие такому сложному и опасному социальному явлению как преступность, требует от государства и общества приложения серьезных комплексных усилий, выраженных, в первую очередь – в мероприятиях и мерах общесоциального и специального (превентивного характера).

Общесоциальные меры уголовно-правовой политики государства: в их числе в специальной литературе принято называть совокупность социально-экономических, социально-культурных, организационно-управленческих, общеправовых мер, которые имеют основополагающее значение в деле противодействия преступности – не будучи направлены специально на это, они воздействуют на сами причины преступности, путем решения (или снятия остроты) многих общесоциальных проблем. В этой связи, общесоциальные меры уголовно-правовой политики содержат в себе важный превентивный компонент, позволяющий перспективное воздействие на состояние преступности, путем воздействия на ее причины;

Специальные меры уголовно-правовой политики связаны с непосредственным воздействием на разного рода преступные посягательства, поскольку они специально предназначены (и активно используются государством) для борьбы с преступностью. В числе конкретных мероприятий и мер представленной группы могут быть названы: совершенствование законодательства и практики его применения в части предупреждения и пресечения преступных посягательств, возложением конкретных мер уголовно-правового характера на виновных лиц, реализацией мер уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного и административного воздействия на лиц, совершивших или готовы совершить преступление, и с иными факторами, оказывающими влияние на состояние, структуру и динамику преступности.

Структура уголовно-правовой политики

Исходя из анализа приведенных особенностей и элементов уголовно-правовой политики можно сделать вывод о том, что соответствующее направление государственно-властной деятельности, в обобщенном видео объединяет два основных направления реализации противодействия преступности, составляющие, в этой связи, структуру соответствующей политики:

Под политикой понимается ряд государственных и общественных дел, искусство руководить страной.

Выделяют внешнюю (межгосударственную) и внутреннюю (экономическую, социальную, техническую, культурную и т.д.) политику.

Сегодня уголовная политика – это система противостояния незаконным действиям, которая создана, охраняется и защищена государственной властью. Данная система служит отражением экономического, социального и духовного развития общества.

При классификации современной политики страны в направлении противостояния незаконным действиям в виде целостного явления выделяется уголовно-правовая, уголовно-исполнительная, криминологическая, уголовно-процессуальная, криминалистическая, оперативно-розыскная и иные виды политики.

Под уголовно-правовой политикой понимается деятельность страны относительно планирования и осуществления мероприятий, которые направлены на то, чтобы противостоять незаконным действиям, при помощи улучшения уголовного законодательства и практики его использования, а также при помощи соответствующего использования уголовно-правовых норм.

В состав уголовно-правовой политики входит ряд ее задач, принципов, форм осуществления, средств и т.д.

Среди задач уголовно-правовой политики выделяют контроль над незаконными действиями, охрану правопорядка, улучшение нормативно-правовой базы противостояния преступным действиям и т.д.

Данные задач решаются разными путями. Речь идет о снижении количества преступных деяний, имеющих тяжкий и особо тяжкий, корыстный и насильственный характер, правонарушений, которые имеют отношение к таким явлениям, как бандитизм, терроризм, коррупция, незаконный оборот и использование наркотических средств, растений, в составе которых есть данные вещества и др.

В основе всех задач лежит достижение ключевой цели – формирование эффективной структуры противостояния незаконным действиям.

Уголовно-правовая политика: формы осуществления

Уголовно-правовую политику допустимо реализовать в ряде форм. Речь идет о законодательной, директивной, управленческой и правоприменительной формах.

Выражение законодательной формы заключено в том, что совершенствовать уголовный закон.

Основа директивной формы состоит в работе относительно противостояния незаконным действиям на подзаконном уровне.

В основе управленческой формы лежит формирование правореализующей работы подведомственно.

Выражение правоприменительной формы состоит в реализации следственно-судебной работы, а также в росте уровня ее эффективности.

Уголовно-правовая политика: ее средства

Существует ряд основных средств уголовно-правовой политики.

  1. Законодательный уровень характеризуется формированием при помощи законодательной и исполнительной власти нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации действий.

Под криминализацией законодательной понимается переход действия из группы правомерных в группу незаконных действий из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под декриминализацией законодательной понимается перевод действия из группы незаконных в группу правомерных, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под непенализацией законодательной понимается рост уровня наказуемости за то, что совершено преступное действие, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под пенализацией законодательной понимается рост уровня наказуемости за то, что совершено преступное действие, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под депенализацией законодательной понимается снижение вида или размера наказания, которое предусмотрено за то, что совершено преступное действие, расширена вероятность освобождения от уголовной ответственности при помощи законодательства.

  1. Для директивного уровня характерна организация мер противостояния незаконным действиям, которые связаны с законодательной криминализацией и декриминализацией, пенализацией и депенализацией.
  2. Для управленческого уровня характерно формирование мер противостояния преступным деяниям, которые регулируются посредством ведомственных указаний, разъяснений, рекомендаций и других правовых актов.

При помощи правовых актов исполнительной власти, а также ряда ведомственных положений становятся возможным факт наличия правоприменительной криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации.

Под криминализацией правоприменительной понимается расширение использования уголовно-правовых норм, не связанных с изменениями в законодательстве.

Под декриминализацией правоприменительной понимается снижение использования уголовно-правовых норм, не связанных с изменениями в законодательстве.

Данный процесс может вызвать законодательную декриминализацию. Данное расширение или снижение становится возможным благодаря ряду ведомственных предписаний относительно использования уголовного закона. А также данный процесс не связан с изменениями в нормативных правовых актах.

Под пенализацией правоприменительной понимается рост практики использования более серьезных и дополнительных наказаний за то, что совершено соответствующее преступное деяние.

Под депенализацией правоприменительной понимается снижение практики использования более серьезных наказаний за то, что совершено соответствующее преступное деяние (речь идет об увеличении количества назначенных наказаний, которые не имеют отношения к лишению свободы, а также об уменьшении количества наказаний, которые имеют отношение к реальному лишению свободы), расширение практики применения оснований освобождения от уголовной ответственности.

Важно отметить, что правоприменительной криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации характерно иметь прямую связь со следственной и судебной практикой, которая реализуется на последующем этапе.

Читайте также: