Что означает понятие субъект правовой охраны

Обновлено: 13.05.2024

Правовая охрана – это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение конституционных норм и соблюдение режима конституционной законности.

Конституционная законность- правовой режим, при котором общественные отношения, действия и акты субъектов права должны соответствовать конституционным требованиям.

Правовая охрана Конституции способствует не только обеспечению конституционных норм, но и сохранению безопасности государства, его независимости и государственной целостности, поскольку конституционное государство может существовать только при условии конституционно-упорядоченного политического процесса.

Целями правовой охраной являются:

- Обеспечение верховенства Конституции

- Установление режима законности

Целям правовой охраны соответствуют положения статей: ч 2 ст 4, ч 1 ст 15, ч 2 ст 46, ч 2 ст 80, ч 1 ст 82 и др.

Элементы правовой охраны:

-Принципы права (Принцип демократизма, гуманизма, законности, справедливости)

-Субъекты правовой охраны, к которым относятся органы государственной власти. Охрана Конституции является обязательной для всех органов государственной власти.

-Конституционный контроль и конституционный надзор за соблюдением конституционных норм

-Особый порядок пересмотра и изменения Конституции.

Конституционный контроль в Российской Федерации. Система органов конституционного контроля.

Конституционный контроль – это деятельность компетентных государственных органов по проверки нормативно-правовых актов на их соответствие нормам и принципам Конституции. Под контролем понимают право какого-либо государственного органа проверять деятельность подконтрольного органа, вплоть до отмены его акта.

Объекты конституционного контроля:

-Законы и подзаконные акты

-Действия должностных лиц (в порядке их конституционной ответственности)

-Организация и порядок проведения выборов и референдумов

-Создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Виды конституционного контроля:

1) По времени осуществления:

-Предварительный контроль, при котором акт проверяется до его вступления в силу (парламент, Президент, Министерство Юстиции)

-Последующий контроль распространяется на акты, вступившие в силу (Конституционный суд)

-Абстрактный контроль означает проверку нормы или акта, не связанную с каким-либо делом

-Конкретный контроль осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом, при разрешении которого применяется акт, оспариваемый с точки зрения конституционности.

3) По содержанию:

-Формальный контроль, при котором проверяется соблюдение конституционных требований к созданию нормативных актов (Соблюдение процедуры принятия, наличие полномочий у органа, издающего нормативные акты)

-Материальный контроль, при котором проверяется содержание акта на соответствие Конституции

4) По месту осуществления:

-Внутренний контроль проводится органом, издавшим акт

-Внешний контроль проводится иным органом

5) По правовым последствиям:

-Консультативный контроль, решение которого не обладает юридической силы

-Постановляющий контроль, решение которого общеобязательно

Органы, осуществляющие конституционный контроль:

- Является гарантом Конституции (ч2 ст 80)

- Обязуется соблюдать и защищать Конституцию в своей присяге

-Обладает правом вета в отношении федеральных законов (ч3 ст 107)

-Может приостановить действие актов органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, в случае противоречия их Конституции и федеральным законам (ч2 ст 85)

-Имеет право отменить акты Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральных законов и указам Президента (ч3 ст 115)

-Направляет запросы в Конституционный суд о соответствии законов и подзаконный актов Конституции

-Вправе распустить законодательный орган власти субъекта, в случае принятия им нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральным законам, если в установленный срок данное нарушение не устранено.

Полномочия Конституционного суда:

-Осуществляет последующий контроль, а также обладает полномочиями осуществлять предварительный конституционный контроль, связанный с проверкой конституционности не вступивших в силу договоров.

-В соответствии ст 125 Конституции, конституционный суд разрешает дела о соответствии ФЗ и подзаконных актов Конституции

-Проверяет конституционность законно-применяемого или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

-По итогам рассмотрения, Конституционный суд может признать нормативный акт или договор, или отдельные их положения несоответствующими Конституции, в таком случае акты или отдельные положения утрачивают силу, а международные договоры не подлежат введению.

-Решение Конституционного суда обязательно и обжалованию не подлежит.

Федеральное собрание, его палаты осуществляют предварительный конституционный контроль при подготовке и принятии законов, могут отменить действующие федеральные законы, в случае, если считают их несоответствующими конституции.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Прочность конституционного строя в решающей степени за­висит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна за­конопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угро­зу для конституции. Угроза также исходит от превышения полно­мочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и ор­ганов государства — главы государства, парламента, правительст­ва. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость кон­ституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опас­ность государственных переворотов, ущемления прав человека.

Демократическое государство поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголов­ном порядке. Практически в любой стране предусматриваются такие составы преступления, как:

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительны­ми. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество — ст. 57-59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.

Вряд ли можно предположить, что простые граждане в со­стоянии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах, обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся механизма власти. Но требования к гражданам соблюдать кон­ституцию все же не сводятся к их конституционным обязанно­стям, а имеют более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции.

От каждого гражданина требуется:

  • уважать конституционные права других граждан;
  • подчиняться правовым актам, изданным конституционны­ми органами государственной власти, а также вступившим в за­конную силу судебным решениям и приговорам;
  • уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилие.

Эти минимальные требования законопослушания носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конститу­ции.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Конституция предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека , который является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств. Федераль­ный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. определяет его полномочия и порядок работы. По замыслу создателей Кон­ституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблю­дения играет конституционный суд . Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех норматив­ных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конститу­ции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обес­печить неуклонное соблюдение Конституции. Особенно важно то, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение консти­туционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле. Такое право предоставляет Консти­туционному Суду широкие возможности способствовать поддер­жанию и укреплению конституционного строя в России.

Нормы, устанавливающие обязанности определенных органов государственной власти по охране и соблюдению Конституции, содержатся практически во всех республиканских конституциях и уставах других субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 2002 г. установил: «Необходимость адекватных мер федерального воздейст­вия в целях защиты Конституции РФ, обеспечения ее высшей юри­дической силы, верховенства и прямого действия, а также верховен­ства основанных на ней федеральных законов на всей территории РФ, что требует от органов государственной вла­сти субъектов РФ соблюдения федеральной Конституции и феде­ральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Кон­ституцией РФ основ конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства.

Федеральный законодатель. должен установить такой контроль­ный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов РФ их конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных норма­тивных актов.

. Осуществление РФ принадлежащих ей полномочий по защите Конституции РФ и контролю за ее соблюде­нием, а также за соблюдением федеральных законов не может не предполагать наступления для органов государственной власти субъ­ектов РФ — в случае невыполнения ими указанной конституционной обязанности — негативных правовых последствий, включая при­менение мер федерального воздействия.

. Неподчинение органа государственной власти субъекта РФ ре­шению Федерации, выраженному в судебном решении, обязываю­щем отменить принятый им нормативный акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, представляет собой не­признание верховенства Конституции РФ и, по существу, означает присвоение органом государственной власти субъекта РФ не принад­лежащих ему властных полномочий и суверенных прав РФ.

Такие действия органа государственной власти субъекта РФ, по существу, ведут к утрате им своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий в предусмотренном рассматриваемым Федеральным законом порядке согласуется с целями защиты Кон­ституции РФ.

Обобщая вышесказанное, можно говорить о правовой охране конституции как о совокупности юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности.[9]

С этих позиций представляется обоснованной точка зрения Б.С. Эбзеева, различающего гарантии конституции, как средства и способы, обеспечивающие стабильность основного закона и конституционные гарантии в собственном смысле слова, представляющие собой средства и способы охраны конституции от всяких посягательств на нее, и относящего к числу первых особый порядок внесения изменений и дополнений или пересмотра конституции в целом.[11]

Для того чтобы конституция при всей важности ее вербально-деонтологического содержания реализовывалась в конституционном строе страны, системе конституционализма, необходимо полное воплощение в жизнь ее принципов и норм что отражается в требованиях конституционной законности, как реально действующей системы конституционализма, обеспечивающей полное действие конституции.[12]

Особенности конституционной законности продиктованы особой ролью конституции в системе законодательства, ее высшей юридической силой. Нарушения норм конституции, так или иначе, связаны с нарушением принципов конституционного строя и потому более существенны по своим последствиям, чем нарушения норм остального законодательства.

К содержанию конституционной законности, как отмечает Н.В. Витрук, относится правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе государства, прямое действие конституционных норм.[14]

Верховенство Конституции Украины, т. е. высшая юридическая сила Конституции (ч. 2 ст. 8 Конституции Украины), как отмечает М.Ф. Орзих, практически означает признание Конституции Основным Законом (как указанно в Преамбуле Конституции Украины); отношение государства и общества к конституционным принципам, правоположениям и нормам как к социально-правовым стандартам и политической константе; соответствие Конституции всех законов, иных нормативно-правовых и правоприменительных актов; возможность ревизии нормативно-правовых и правоприменительных актов судебными и административными органами по конституционным стандартам; исключительность субъекта конституционной юрисдикции, решающего вопросы соответствия законов и других правовых актов Конституции, осуществляющего официальное толкование Конституции и законов, имеющего полномочия признания законов и иных нормативно-правовых актов неконституционными.[16]

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия (ч. 3 ст.8 Конституции). Указанная норма призвана обеспечить непосредственное праворегулятивное воздействие Конституции, как юридического акта, обеспечить применение и реализацию ее норм всеми субъектами, независимо от наличия закона или другого нормативно-правового акта, конкретизирующего нормы Конституции. Прямое действие конституционных норм обуславливает и то, что даже при наличии и применении законов и других нормативно-правовых актов, необходимо ссылаться не только на них, а сначала на ту конституционную норму, для развития или на основе которой данный акт направлен. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется (ч. 3 ст. 8 Конституции).

Что касается конкретных средств правовой охраны конституции, то мировой конституционный опыт, нашедший свое отражение при подготовке проекта действующей Конституции Украины, предоставляет обширную палитру поиска правовых институтов охраны конституции. Конституция Украины содержит ряд средств и способов ее охраны от каких либо посягательств, выполняющих превентивную роль и служащих средством предупреждения появления законов, не соответствующих Конституции. К таким средствам, прежде всего, относятся: присяга народу Президента Украины (ст. 104 Конституции Украины); порядок реализации законодательной инициативы, который определяется законом о регламенте Верховной Рады Украины (ч.5 ст.82 Конституции Украины); право и обязанность Президента подписывать в течение 15 дней и обнародовать законы Украины и право возвратить закон с мотивированными и сформулированными предложениями для повторного рассмотрения в Верховную Раду (ст. 94 Конституции Украины).

Основным способом правовой охраны конституции является конституционный контроль (надзор), присутствующий в той или иной форме во всех современных демократических государствах. Хотя конституционный контроль (надзор) также иногда выполняет превентивную функцию – предварительный контроль, однако основной его целью является проверка соответствия конституции уже действующих законов и иных нормативно-правовых актов, а также действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции. Подробному анализу указанного института посвящен следующий раздел данной работы.

Конституционный контроль предопределяет отношения ответственности. Конституционно-правовая ответственность базируется на результатах конституционного контроля, как основной формы конституционной охраны, усиливает его действенность и увязываясь с его организационно-правовыми формами.

А ведь такая политическая оценка дается поведению не только негативному, но и правомерному, должному и необходимому. Это позволяет говорить о конституционной ответственности не только в ретроспективном – обязанность, возникающая вследствие совершенного правонарушения, но и в позитивном смысле. Причем преобладание в структуре конституционной ответственности ответственности в позитивном смысле является одним из существеннейших ее признаков. Под позитивной ответственностью в конституционном праве понимается осознание субъектом своих обязанностей, подотчетность, юридическая компетентность.[19] Позитивная конституционная ответственность, основанием которой является приобретение субъектом конституционно-правового статуса, имеет важное значение для правовой охраны конституции, оказывая профилактическое, воспитательное, организующее действие, направленное на соблюдение субъектом своих конституционно-правовых обязанностей. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления является обязанность, как их, так и их должностных лиц действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренных Конституцией Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины). Декларируя широкий круг прав человека и гражданина, Конституция закрепляет за индивидуумом обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины (ч. 1 ст. 68 Конституции Украины). Точное соблюдение Конституции является гарантией полного воплощения в жизнь ее норм, обеспечение верховенства Основного Закона.

Основанием ретроспективной конституционной ответственности, как ответственности за прошлое противоправное поведение, является совершение конституционного правонарушения. Ретроспективная конституционная ответственность реализуется в специфических санкциях, на рассмотрении особенностей которых необходимо остановиться подробнее. Одной из главных особенностей санкций в конституционном праве является их профилактическое назначение, существование в большей степени как возможность (нежели действительность), их применения. В конституционно-правовых санкциях на первое место выдвигаются не компенсационные, не репрессивно-личностные моменты, а морально-политические, общественно-организационные.[20]

К особенностям конституционно-правовых санкций относится их воплощение не только в самостоятельных элементах нормы, но в большинстве случаев – в диспозиции нормы, определяющей компетенцию субъекта конституционного права (обладающего правом применения конституционно-правовой ответственности). Например, право Президента Украины прекратить полномочия Премьер-министра (п. 9 ст. 106 Конституции Украины). В приведенной норме отсутствует прямое указание на необходимость ее применения в случае правонарушения. Тем не менее, данная норма может выступать и как санкции (за ненадлежащее выполнение своих обязанностей) и как диспозиции, указывая порядок освобождения от должности независимо от оснований применения.

Онлайн калькуляторы

Конституция, в отличие от обычных законов, являясь высшим и основным законом страны, нуждается в особой правовой охране и защите.

Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается ее верховенство и стабильность, реальное действие, неукоснительное исполнение и соблюдение органами публичной власти, физическими и юридическими лицами, а также предотвращение и пресечение нарушения ее норм с целью установления режима строгой конституционной законности.

Основным направлением правовой охраны Конституции является конституционный контроль.

Конституционный контроль — это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц государства по проверке на соответствие конституции актов (их проектов) и действий органов публичной власти. Судебным органом конституционного контроля в России на общегосударственном уровне является Конституционный Суд РФ.

Различают предварительный (превентивный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. Первый осуществляется в отношении не вступивших в силу правовых актов. Второй представляет собой проверку уже вступивших в законную силу правовых актов на предмет их конституционности.

Конституционный Суд РФ, решая подавляющее большинство вопросов своей компетенции, осуществляет последующий конституционный контроль: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. Предварительный конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ, например, в отношении не вступивших в силу международных договоров РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

По способу проведения можно выделить абстрактный и конкретный (инцидентный) конституционный контроль. Конкретный контроль осуществляется в связи с применением какого-либо нормативного акта, конституционность которого оспаривается. Так, Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В остальных случаях Конституционный Суд РФ осуществляет абстрактный контроль, предполагающий проверку конституционности акта или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом.

Конституционный Суд РФ является основным, но не единственным государственным органом, охраняющим Конституцию. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и другие). Они осуществляют эту охрану в различных формах. Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ст.80 Конституции РФ). Как гарант Конституции Президент РФ, в частности, вправе:

  1. отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ;
  2. приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции;
  3. обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности правовых актов, указанных в ст. 125 Конституции РФ;
  4. отклонять федеральные законы, принятые парламентом (право вето);
  5. вводить чрезвычайное положение для защиты конституционного строя РФ.

Наряду с конституционным контролем есть и другие правовые средства охраны Конституции РФ: юридическая ответственность за нарушение норм Конституции; особый порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, обеспечивающий стабильность ее норм; возложение Конституцией РФ (ч. 2 ст.15) обязанности на граждан и их объединения, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы; стабильность правовых норм; легальное толкование норм Основного Закона Конституционным Судом РФ, направленное на преодоление неопределенности в их понимании; присяга Президента, судей Конституционного Суда, генерального прокурора, лица, приобретающего гражданство РФ и другие.

Важной формой правовой охраны Конституции РФ является конституционная ответственность. Конституционная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая выражается в особых неблагоприятных последствиях, которые наступают в случае отступления от предписаний конституционно-правовых норм. Данные неблагоприятные последствия, называемые мерами конституционно-правовой ответственности, можно классифицировать на:

  • меры, применяемые к органам публичной власти, депутатам и должностным лицам (например, отрешение от должности Президента РФ; роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ или представительного органа муниципального образования, отставка высшего должностного лица субъекта РФ; отставка Генерального прокурора РФ);
  • меры, применяемые к юридическим лицам (например, приостановление деятельности и ликвидация политических партий);
  • меры, применяемые к физическим лицам (например, отмена решения о приеме в гражданство РФ).

Конституционная ответственность — это ответственность, которая наступает за нарушение конституционно-правовых норм и вместе с тем предусмотрена нормами конституционного права. Этим она отличается от уголовной, административной, налоговой, гражданско-правовой ответственности за нарушение конституционных норм. Так, например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), но за неисполнение этой обязанности может наступить налоговая, административная или уголовная ответственность.

Читайте также: