Что относится к правовым гарантиям

Обновлено: 17.05.2024

Гарантиями прав свобод и обязанностей гражданина при­знается система политических, социально-экономических, пра­вовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражда­нина.

Политические и социально-экономические условия высту­пают в качестве гаранта прав, свобод и обязанностей граждан в случаях их правового обеспечения.

Под политическими гарантиями обычно понимают призна­ние источником власти народа, его возможность осуществления своей власти непосредственно, а также через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления. Юриди­ческая возможность граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представи­телей.

Экономические гарантии — материальные условия осу­ществления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан. В настоящее время их также нельзя безоговорочно назвать благоприятными. Резкое расслоение общества на сверхбогатых, составляющих его меньшинство, и на большинство бедных, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Сокраще­ние численности населения, наличие безработицы, неудовлет­ворительное в целом состояние здоровья населения, недоступ­ность для многих услуг здравоохранения, детская неграмот­ность, фактическая ликвидация бесплатного здравоохранения и образования — это далеко не полный перечень социально- экономических явлений, не позволяющих многим гражданам страны реализовать предусмотренные нормативными правовы­ми актами свои права и обязанности.

Юридические гарантии — система правовых норм, закреп­ляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае их нарушения. Они вклю­чают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений. Гарантии данной группы уси­ливаются тем, что соответствующие нормы содержат Консти­туция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ и, следовательно, не должны нарушаться подза­конными актами.

Юридические гарантии, безусловно, необходимы, без них невозможно само правовое положение. Однако изначально они далеко не достаточны для фактической реализации граждани­ном своих прав, свобод и обязанностей, образующих содержа­ние его административно-правового положения. Их действен­ность во многом зависит от организационных гарантий, кото­рые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Организационные гарантии — система государственных и не­государственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.

В юридической литературе распространена неточность и другого рода. Обоснованно выделяя административно-правовые гарантии, им дается слишком широкое толкование, включая в них судебный контроль, прокурорский надзор. Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и неадминистративно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета госу­дарства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу, ибо любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделе­ны качествами организационно-правовых гарантов.




Таким образом, между законом и государством, как гаран­тами прав и обязанностей граждан, существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий.

Закон может выполнить функцию гаранта при соблюде­нии ряда условий. Прежде всего ондолжен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечатьвысокому уровню юри­дической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определятькруг органов и должно­стных лиц, на которых возлагается обязанностьсоздавать ус­ловия для реализации прав и свобод, принимать меры к их бе­зусловному обеспечению, а также предусматриватьответствен­ность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен пос­ледовательно осуществлятьсяпринцип неотвратимости ответ­ственности виновных в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Безна­казанность, как известно, стимулирует произвол.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осу­ществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граж­дан на первый план. Их приоритет в этой области определен Кон­ституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантиру­ется судебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы гражданина, вы­полнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правопримени­тельной деятельности органов исполнительной власти, местно­го самоуправления и их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалова­ния их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного реше­ния (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.).

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые су­дьи (там, где они имеются) рассматривают многие дела, возни­кающие из публичных правоотношений, связанные с защитой прав и законных интересов граждан (например, в случаях при­влечения к административной ответственности, издания пра­вовых актов). Специфическим образом защищаются права и свободы граждан Конституционным Судом РФ при разреше­нии: а) подведомственных ему дел о конституционности нор­мативных правовых актов, которые часто затрагивают различ­ные права и свободы граждан; б) конкретных дел, связанных с защитой конституционных прав и свобод граждан.

Аналогичным образом действуют также конституционные, уставные суды, созданные в ряде субъектов РФ.

К внесудебным гарантиям относится повседневная деятель­ность других государственных органов, органов местного само­управления, направленная на обеспечение прав, свобод и обя­занностей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и вос­становление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов. Это приоритетные на­правления их деятельности, определенные нормативными пра­вовыми актами.

Всемерная защита прав и свобод граждан — важнейшая обязанность Президента РФ. Президент РФ выступает их га­рантом как глава государства. В этом статусе Президент РФ об­ладает разнообразными полномочиями, которые он осуществля­ет непосредственно либо через Администрацию Президента РФ, а также через систему исполнительной власти. Президент РФ в соответствии с его компетенцией может отменять акты феде­ральных органов исполнительной власти, а также приостанав­ливает действие актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина.

При Президенте РФ образован Совет по содействию раз­витию институтов гражданского общества и правам человека. Положение о данном Совете, утвержденное Указом Президен­та РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417, к его основным задачам отно­сит оказание содействия Президенту в реализации его консти­туционных полномочий в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина; подготовку предложений Президенту по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, находящихся за ее преде­лами; систематическое информирование Президента о положе­нии дел в области соблюдения прав и свобод в РФ и за рубежом.

Совет организует проведение экспертизы проектов феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов, предус­матривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; подготавливает соответ­ствующие предложения Президенту РФ.

Представительные (законодательные) органы путем изда­ния законов обеспечивают развитие системы прав, свобод и обя­занностей граждан, устанавливают социально-экономические и правовые условия их осуществления, регламентируют харак­тер взаимоотношений между гражданами и исполнительной властью. Не решая непосредственно вопросов в отношении кон­кретных граждан, данные органы заслушивают информацию органов исполнительной власти, в том числе и по вопросам, ка­сающимся прав, свобод и обязанностей граждан, входящим в их компетенцию.

Роль органов исполнительной власти, местного самоуправ­ления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граж­дан, выполнении ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочия­ми, использование которых часто имеет адресатом права, сво­боды и обязанности граждан.

Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям. Они создают (участ­вуют в создании) необходимые материальные, организацион­ные, правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредующей реализацию прав, свобод и обязан­ностей гражданам; разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями) либо по инициативе органов и должност­ных лиц в порядке их контрольно-надзорной деятельности (на­пример, контроль соблюдения налогового законодательства, правил дорожного движения и т. д.).

Охраняя права граждан, органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица заслушивают отчеты органов и должностных лиц, уполномоченных приме­нять административные наказания; осуществляют контроль, рассматривают протесты и представления органов прокурату­ры, частные определения и представления судов; проводят про­верки по выступлениям печати, информирующим об ущемле­нии прав и свобод граждан, и др.

В соответствии с данным Законом Уполномоченный спо­собствует восстановлению нарушенных прав, совершенствова­нию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципа­ми и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Защита прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и по собственной инициативе Уполномоченного в случаях, установ­ленных законом, например, при массовых нарушениях прав указанных субъектов.

Объектом проверок Уполномоченного могут быть государ­ственные органы (кроме Федерального Собрания), органы мест­ного самоуправления, должностные лица, государственные слу­жащие, а предметом — их решения и действия (бездействие), нарушающие права.

Полномочия Уполномоченного, связанные с защитой прав, подразделяются на две группы: а) по выявлению нарушений прав — проведение проверок по жалобам, истребование необ­ходимых для этого материалов, привлечение к проверкам пред­ставителей государственных органов и др.; б) по устранению выявленных нарушений.

Однако Уполномоченный не вправе отменять решения и действия, нарушающие права и свободы, и применять к винов­ным меры принуждения. Но он может обратиться в суд с заяв­лением в защиту прав и свобод; в компетентные государствен­ные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в от­ношении должностных лиц, в решении или действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод; в суд или прокурату­ру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу ре­шения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; в Конституционный Суд РФ на на­рушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и т. п.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом общенадзорной деятельности органов прокуратуры.

При выявлении нарушений прав и законных интересов граждан соответствующие органы должны принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также к привлечению виновных в этом лиц к ответственности.

Для обеспечения прав и свобод граждан большое значение имеет строгое следование конституционным требованиям, со­стоящим в том, что права и свободы человека и гражданина явля­ются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обес­печиваются правосудием. В этом ключе сформулирован также ряд других положений:

а) в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

б) их ограничение возможно только федеральным законом и только при наличии определенных обстоятельств;

в) определен перечень прав и свобод, не подлежащих огра­ничению вообще;

г) любые нормативные правовые акты, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеобще­го сведения. В этом смысле незаконными являются записи в подобных актах об их вступлении в силу (введении в действие) с момента принятия или подписания.

Предусматривая государственно-правовые институты обес­печения прав и свобод граждан, Конституция РФ закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, например, объяв­ление забастовок, в форме обращений в официальные инстан­ции и т. д. Гражданин имеет право на необходимую оборону.

  • Правовы́е гара́нтии (или надлежащая правовая процедура) — свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц от властей. Если государство причиняет ущерб человеку и за этим не следует надлежащая правовая процедура, это является нарушением правовых гарантий и противоречит норме права.

Правовые гарантии часто интерпретируются как нечто ограничивающее законы и процессуальные действия (см. процедура рассмотрения дела с надлежащим соблюдением норм материального права), когда судьи (а не законодатели!) могут определять и гарантировать фундаментальную справедливость и свободу. Эта интерпретация была признана спорной, она сходна с понятиями естественного права и процедурной справедливости, используемыми в ряде стран. Эта интерпретация правовых гарантий иногда выражается как принуждение государства быть справедливым по отношению к народу и не применять к нему физических мер воздействия.

Правовые гарантии не применяются в современном английском праве, хотя два понятия близки им — это естественное право (которое обычно применяется лишь к решениям административных ведомств и некоторым видам частных организаций вроде профсоюзов) и британский конституционный принцип нормы права, описанный А. В. Дайси и другими. Однако ни одно из этих понятий чётко не соответствует американскому принципу правовых гарантий, который в настоящее время содержит много подразумеваемых прав, отсутствующих в древнем или современном понятии правовых гарантий в Англии.

Связанные понятия

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Упоминания в литературе

Далее можно выделить конституционные нормы, которые напрямую в тексте Конституции РФ не относятся к разделу о судебной власти и лежат в сфере функционального назначения судебной власти, призванной гарантировать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции. Эти полномочия можно определить как общие конституционные полномочия судов в сфере гарантий правового статуса личности, поскольку они гарантированы государственно-правовыми средствами, в том числе судебной защитой.

Важно отметить, что кроме уголовно-правовой защиты в XIX веке появляется и социальная составляющая, так, в Своде законов Российской Империи[35] появились нормы, закрепляющие социальные гарантии должностным лицам, которые пострадали при исполнении или по поводу исполнения своих служебных обязанностей. Так, помимо норм уголовно-правового характера Свод Законов Российской Империи предусматривал право на пенсию лицам, состоящим на государственной службе, если они пострадали при исполнении или по поводу исполнения ими обязанностей по службе, которое по сути представляло собой меру социальной поддержки. Таким образом, государство создавало дополнительные правовые гарантии для лиц, выполняющих взятые на себя в связи с несением службы обязательства.

Связанные понятия (продолжение)

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

При́нципы пра́ва — руководящие нормы права,определяющие содержание и направления правового регулирования.

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Недействи́тельность сде́лки — это установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с её недействительностью.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Материальное пра́во — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

О́бщее пра́во (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, наряду с правом справедливости (англ. law of equity) является одной из составных частей прецедентного права, которое имеет главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.

Принцип добросовестности в качестве общего принципа гражданского права нормативно был закреплен в российском гражданском кодексе в 2012 году Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду, постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Состязательность — принцип судопроизводства, согласно которому суд разрешает спор на основе состязания самих его сторон, доказывания самими заинтересованными сторонами своих подходов в тяжбе, включая, прежде всего, факты (документальное доказывание), а также толкование правовых норм (логико-правовое доказывание).

Междунаро́дно-правова́я отве́тственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Нуллифицирующий вердикт суда присяжных (англ. jury nullification) — конституционная доктрина в англо-саксонской правовой семье и, косвенно, в некоторых континентальных правовых системах, позволяющая присяжным оправдать подсудимых в уголовном процессе, когда юридически они являются виновными, но заслуживают освобождения от наказания. Происходит в суде, когда присяжные выносят вердикт вопреки инструкции судьи о соответствии закону.

Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Императивная норма (лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.

Астре́нт (фр. l’astreinte; от лат. adstringere — принуждение) — разновидность денежного штрафа, определяемого судом, на случай неисполнения должником обязательства, установленного судебным решением. Является дополнительной финансовой мерой для стимулирования исполняемости судебных актов.

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.

Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Правосубъектность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношения.

Регламент Рим II № 864/2007 (англ. Rome II Regulation) является регламентом ЕС, содержащим коллизионное регулирование вопросов определения права, применимого к внедоговорным обязательствам. Регламент Рим II (вступил в силу 11 января 2009 года) представляет собой гармонизацию коллизионных норм ЕС по гражданским и торговым делам в области внедоговорных обязательств (за некоторыми исключениями). Регламент регулирует следующие вопросы: определения права, применимого к деликтам, обязательствам вследствие.

Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

И́стинный смысл — правовая теория в интерпретации канадской конституции, используемая для определения, какому уровню власти принадлежит право издавать законы по конкретному вопросу. Теория применяется, главным образом, когда закон оспаривается на основании того, что один уровень власти (провинциальный или федеральный) нарушил пределы исключительных полномочий другого уровня власти.

Презу́мпция (от лат. praesumptio — предположение, ожидание, надежда) — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана. Презумпции широко используются в юриспруденции и в естественных науках, во втором случае — зачастую неявно.

Примирение с потерпевшим — существующий в уголовном праве многих государств мира институт, предполагающий освобождение от ответственности либо значительное смягчение наказания преступнику, достигнувшему с потерпевшим соглашения о примирении (как правило, предполагающего возмещение причинённого вреда). Соответствующие положения могут содержаться как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Хабе́ас ко́рпус акт (англ. Habeas Corpus Act) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).

Неосновательное обогащение — приобретение или сбережение имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Упоминания в литературе (продолжение)

К тому же с чисто юридической точки зрения знание правовых аспектов жизни несовершеннолетних, как то: прав, свобод, обязанностей, ответственности и т. д., – позволяет их родителям и законным представителям качественно повысить уровень правовых гарантий жизни своего ребёнка, в том числе посредством готовности самостоятельно защищать права несовершеннолетнего в суде.

Провозглашение субъективного права в нормативном акте само по себе является формальностью, которая для своего претворения в жизнь нуждается в установлении механизма реализации указанного права, закреплении комплекса иных субъективных прав по защите искомого права, а также определении исчерпывающего перечня оснований и пределов правомерного (допустимого) ограничения субъективного права (в случае, если ограничение соответствующего субъективного права допустимо в принципе). Только при наличии указанных основных правовых гарантий реализации субъективных прав можно говорить о реальности последних.

Концепция правового государства стала ответом абсолютистскому государству, которое характеризовалось отсутствием свобод, концентрацией власти и безответственностью власти перед обществом, а юридические гарантии правового государства соответствовали требованиям современного конституционализма. По мнению Д. Валадеса, конституционализм включает в себя два базовых элемента, которые по прошествии времени стали рассматриваться как синонимы правового государства, – это верховенство конституции и разграничение функций при осуществлении власти[132]. В каждой стране различные концепции обязывающей силы права создали характерную для данной страны систему конституционализма[133].

Для обеспечения деятельности и эффективного исполнения обязанностей адвоката государство должно гарантировать адвокатскую неприкосновенность. Адвокатская неприкосновенность в соответствии с международным правом – это комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, что является обеспечением одного из основных прав человека – права на защиту.

Согласно правовой позиции, выраженной КС РФ в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П[24], разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий , сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

10. Закрепление основополагающих принципов деятельности частных судебных приставов – законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие, платность оказываемых услуг, а также возложение на них обязанности по обеспечению соблюдения минимальных гарантий правовой защиты участников исполнительного производства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, иными федеральными законами.

Законопроект направлен на создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации.

Вопрос, кому реально принадлежит право собственности на накопления, концентрируемые в фондах обязательного страхования, имеет принципиальное значение, поскольку от этого зависят правовые гарантии сохранности этих средств. В этой связи, по моему мнению, предусмотренные в российском законодательстве нормы о том, что государственные внебюджетные фонды являются объектами государственной собственности (ст. 143 БК РФ), не согласуются с Конституцией РФ.

Т.Н. ВОРОБЬЕВ,

соискатель кафедры правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета

Ключевые слова: правовые гарантии, принципы.

Guarantee as a legal category

Discusses the concept of guarantee as a legal category, reveals an inextricable link the terms “guarantee” and “principle.”

Keywords: legal guarantees, principles.

Проблемы, касающиеся положений о гарантиях, являются актуальными как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне. Наиболее часто гарантии проецируются на защиту прав и свобод человека и гражданина или отдельных категорий индивидуальных субъектов права.

Чаще всего гарантии подразделяются на общеправовые и специально-правовые. Под общеправовыми гарантиями понимается законность в виде строгого и неуклонного исполнения законов и соответствующих им подзаконных актов. Специально-правовые гарантии характеризуются, например, исполнением правоохранительной деятельности уполномоченными субъектами права.

Следовательно, правовые гарантии выполняют регулятивную, охранительную и обеспечительную функции в системе правового регулирования.

Невозможно создать исчерпывающий перечень правовых гарантий, так как оценка правового средства в таком качестве может вестись лишь в рамках одного или нескольких однородных правоотношений, направленных на достижение определенного значимого для участника таких отношений результата.

Основанием классификации правовых гарантий должен быть тип их внешнего выражения, т. е. тип нормативно-правового предписания. При этом можно выделять гарантии, закрепленные в нормативно-правовых предписаниях, выражающих нормы права, и гарантии, закрепленные в нормативно-правовых предписаниях, не выражающих нормы права.

Внешней формой выражения правовых гарантий являются нормативно-правовые предписания любого типа, закрепленные в официально признаваемых в качестве источников права текстах. В условиях правовой системы России правовые гарантии сформулированы как в нормативных правовых актах, так и в нормативных договорах. По мнению А.В. Лошкарева, они могут выражаться и в обычаях[1].

С.В. Колобова, расширяя данное определение, утверждает, что гарантии — это обязанность государства. Анализируя статьи 45—54 Конституции РФ, устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан, С.В. Колобова условно разбивает их на две группы:

общие гарантии и гарантии правосудия. Она считает, что общими гарантиями являются следующие: защита прав и свобод граждан (обязанность государства); возможность самозащиты; судебная защита; международная защита; возмещение вреда. К наиболее общим гарантиям причисляется конституционный строй, основанный на неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. С.В. Колобова делает вывод о том, что в обеспечении гарантии прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти[3]. Именно слаженный механизм государственной власти, построенный на принципе разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и выполняющий определенные Конституцией РФ функции, позволяет сбалансировать интересы и граждан, и государства.

Нельзя не отметить, что ряд ученых (Н.Г. Салищева, В.И. Каминская, Ф.Д. Финочко и др.) отождествляют юридические гарантии с принципами. И.А. Галаган, И.В. Панова высказывают иное, на наш взгляд, более справедливое мнение, полагая, что принципы и гарантии — это различные правовые категории, которые нельзя отождествлять. Тем не менее, это взаимообусловленные и тесно взаимодействующие понятия[4]. Соблюдение принципов административно-правовых гарантий привлечения граждан к административной ответственности является одним из главных условий обеспечения интересов государства и субъектов правоотношений при реализации целей гарантий.

В словарях дается следующее определение принципа: принцип — это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, кроме того — убеждение, взгляд на вещи[5].

В юридической литературе это понятие трактуется более широко: считается, что принципы — это основные, исходные, определяющие идеи, положения, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования гарантий.

В научной литературе обосновано мнение, что гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности. Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и обществом средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами[7].

Полагаем, под условиями гарантий следует понимать: законодательное закрепление прав и свобод граждан; формирование правовой культуры граждан и должностных лиц; наличие органов государственной власти и управления; формирование системы судебных и квазисудебных органов; определение компетенции органов власти и наличие контрольной и надзорной деятельности; финансовое и материальное обеспечение деятельности органов власти и пр., т. е. совокупность мер, средств и способов, при которых становится возможной и обеспечивается реализация правоотношений в существующих правовых, экономических, политических и социальных условиях. При этом хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, гарантии осуществления прокурорского надзора не нашли должного отражения в научных исследованиях, что не умаляет значимости наиболее известных работ, посвященных этому вопросу[9].

При реализации основных задач прокурорского надзора главной целью гарантии как правовой категории является обеспечение публичных интересов государства и общества посредством создания условий соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и пр. Особое внимание обращается на соответствие правовых актов, издаваемых вышеперечисленными органами и должностными лицами, Конституции РФ и федеральным законам.

1 См.: Лошкарев А.В. Правовые гарантии: Теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Краснодар, 2009. С. 8—10.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1998. С. 246.

3 См.: Колобова С.В. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2001. С. 22.

4 См.: Галаган И.А. Административная ответственность в СССР: процессуальное регулирование. — Воронеж, 1976. С. 56; Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2000. С. 27.

5 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1985. С. 515; Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. — М., 1985 С. 1057.

6 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2001. С. 151.

7 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций. — Саранск, 1994. С. 277—278.

8 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1996. С. 170.

9 См.: Федоров А.В. Уголовно-процессуальный институт неприкосновенности прокурорских работников и реализации гарантий прокурорской неприкосновенности: дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1995; Желтобрюхов С.П. Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве: Проблемы теории и практики: дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 1999; Алексеев С.Н. Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий прокурора (досудебные стадии): дис. . канд. юрид. наук. — Самара, 2002.


Как и в каждой системе, в правовом положении личности все составные части ее не только плотно сопряжены между собой, двусторонне дополняют друг друга, но при этом любой из них обладает своим назначением, осуществляет поставленную функцию. Это всецело относится к гарантиям, как одной из составляющих базы правового положения гражданина и человека. Предназначение гарантий заключается в том, что они призваны гарантировать такую возможно благополучную ситуацию, в атмосфере какой указанные в законах конституциях правовое положение личности и особо ее свободы и права становились бы фактическим положением любого гражданина и человека

В юридической литературе зачастую, гарантии свобод и прав характеризуют как средства, меры, условия, нацеленные на гарантирование практического их исполнения, защиту и охрану.

Для Конституций РФ 1993 г. свойственным считается не только закрепление обширного круга свобод и прав гражданина и человека, но и первый раз в конституционном строительстве России в основополагающем законе находятся нормы, нацеленные на гарантирование государственно-правовой защиты свобод и прав.

В ст. 18 указанно, что права и свободы гражданина и человека устанавливают суть, содержание и использование законов, действие законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и поддерживаются правосудием.

Статья 80 Конституции фиксирует, что Президент является гарантом свобод и прав человека и гражданина. Федеральное Собрание производит защиту свобод и прав, фиксируя их гарантии путем законодательной деятельности. Соответственную работу в обеспечивании гарантий прав и свобод выполняют Правительство Российской Федераций, органы государственной власти субъектов Федерации. В возобновлении нарушенных свобод и прав личности особенную роль играет судебный орган — Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный и уставной суд субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции.

Ключевой задачей Уполномоченного по правам человека считается предоставление гарантий государственной защиты свобод и прав граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления.

Уполномоченный назначается на пост на 5 летний период и освобождается с занимаемого поста Государственной Думой. Им имеет возможность стать подданный Российской Федерации в возрасте от 35 лет, владеющий запасом знаний в сфере прав и свобод гражданина и человека, опытом их защиты. Уполномоченный не имеет права проводить деятельность в иных сферах, помимо научной, преподавательской или другой творческой работы.

Уполномоченный анализирует претензии на действия (бездействие), постановление государственных органов, органов местного самоуправления, государственных служащих, официальных лиц, в случае если перед этим заявитель (гражданин Российской Федерации, эмигрант, человек без гражданства, находящийся на территории РФ) апеллировал данные постановления, либо деяния в судебном, либо административном порядке, но не удовлетворен постановлениями, принятыми по его жалобе.

По итогам рассмотрения претензии Уполномоченный имеет право:

4) осветить собственные аргументы должностному лицу, какое имеет право вносить протесты, а еще пребывать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд РФ с претензией о нарушение конституционных свобод и прав граждан законом, использованным или подлежащим использованию в определенном деле.

По завершении календарного года Уполномоченный готовит рапорт о собственной работе всем федеральным органам государственной власти. По единичным вопросам соблюдения свобод и прав граждан в РФ он может отправлять в Государственную Думу специальные доклады, имеет право предложить Думе организовать парламентскую комиссию по расследованию прецедентов нарушения свобод и прав и осуществить парламентские слушания, предстать с докладом на следующем заседании Думы, при условии массового либо грубого нарушения свобод и прав граждан реализовывать иные возможности, которые предусматривает законодательная база.

Соответственно Федеральному закону в субъектах Федерации следует основать государственные правозащитные структуры под руководством Уполномоченных по правам человека. В 16 субъектах РФ уже утверждены соответственные законы; еще в 17-ти, и в том числе в нашем крае, разрабатываются. В 6 регионах Уполномоченных уже назначили.

Конституция России вдобавок гарантирует любому лицу право на слушание его дела тем судьей и в том суде, к подсудности, которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В этой статье определено еще то, что подсудимый в совершении правонарушения обладает правом на слушание его дела судом, в котором будут присяжные заседатели при условии, что это предусмотрено Федеральным законом.

В этой же статье указывается, что подозреваемый не должен представлять доказательства своей невиновности. Присущие сомнения в виновности лица истолковываются в пользу обвиняемого.

Гарантиями свобод и прав человека считаются указанные в ст. 50 Конституции России тезисы о следующем, ни один человек не может быть вторично наказан за одно правонарушение; при исполнении правосудия не разрешается применять подтверждения, которые были получены с нарушением Федерального закона; любой приговоренный за правонарушение обладает правом на пересматривание вердикта вышестоящим судом в режиме, прописанным Федеральным законом, и право ходатайствовать о помиловании либо смягчении наказания.

В Конституции России была зафиксирована правовая норма, которая имеет значительное этическое содержание. Соответственно со ст. 51 Конституции России никто не должен давать показания против себя лично, собственного супруга и ближайших членов семьи, круг каких устраивается Федеральным законом. Федеральным законом могут, определятся другие случаи избавления от обязательства давать свидетельские показания [2].

Из-за возможного причинения убытка Конституция России определяет, что права, пострадавших от правонарушений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство гарантирует пострадавшим доступ к правосудию и компенсацию доставленного убытка. Конституция определяет право любого человека на компенсацию ущерба государством, содеянного противозаконными деяниями (или бездействием) органов государственной власти либо официальных лиц.

В Конституции России существует очень значимый юридический принцип, смысл какового кроится в том, что закон, определяющий или отягощающий ответственность, оборотной силой не владеет. Ни один человек не будет отвечать за действие, какое на момент совершения не было признанным как правонарушение. В случае если после совершения преступления ответственность за него ликвидирована или ослаблена, используется новый закон.

Международное право помимо закрепления перечня главных свобод и прав, какими владеет любой человек, но и дает ему право непосредственного доступа в межгосударственное судебные и несудебные органы для их защиты.

  1. Безруков А. В. Конституционное право России: курс лекций. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018. -С.57
  2. Конституционное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2017.
  3. Чиркин В. Е. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2019. -С.50
  4. Энциклопедический словарь терминов и понятий российского законодательства/ сост.: Н. Г. Деменкова, М. С. Игнатова. — М.: Юрлитинформ, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): Конституция России, Конституция РФ, Российская Федерация, гражданин, защита свобод, местное самоуправление, орган, РФ, государственная власть, государственно-правовая защита свобод.

Читайте также: