Что относится к обязанностям восприемника

Обновлено: 28.06.2024

– Таинством называется от Бога установленное церковное священнодействие, которое зримым и осязаемым образом сообщает верующему человеку невидимую, но реальную благодать Святого Духа. Все таинства – это дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а по любви Божией.

25.2. Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – это священное действие (таинство), в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения. В Крещении человек получает возможность стать причастником спасения, которое совершил для всех людей Христос. Как после присяги в армии человек становится членом воинского коллектива, берет на себя обязательства по исполнению воинского долга, так и после Крещения человек становится членом Церкви Христовой, берет на себя обязательства стараться жить в соответствии с Евангелием, получает возможность участвовать в остальных церковных таинствах, через которые подается благодать, то есть помощь Божия для следования по пути спасения.

25.3. Что необходимо для Крещения?

– Для принятия Крещения от взрослого человека требуется вера, добровольное и сознательное желание сообразовывать свою жизнь с Евангелием и искреннее покаяние в делах, совершенных не в соответствии с Божиим законом, содержащимся в Евангелии.

25.4. Как подготовиться к Крещению?

– Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние (исправление греховной жизни) – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их в покаянно-исповедальной беседе со священником, в намерении изгонять грех из своей жизни, в осознании необходимости Искупителя.

25.5. Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

– Определенного времени для совершения таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни.

Для того чтобы крестить ребенка, следует пройти огласительные беседы (проводятся с родителями и восприемниками ребенка), а далее узнать расписание совершения Крещения в храме и придти к назначенному времени. Принести с собой крестик, желательно на ленточке, крестильную рубашку и полотенце. Для младенцев обязательны крестные.

25.6. Можно ли креститься беременной?

– Беременность не является препятствием для участия в таинстве Крещения.

25.7. Можно ли креститься в 50–60 лет?

– Креститься можно в любом возрасте.

25.8. Сколько раз можно креститься?

– Один раз. Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться.

25.9. В какие дни Крещение не совершается?

– Для совершения таинства Крещения нет никаких внешних ограничений – ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

25.10. Надо ли предварительно записываться на Крещение?

– В тех храмах, где ведется предварительная запись желающих принять Крещение, следует записываться.

Перед Крещением человек, желающий креститься или стать восприемником ребенка, должен пройти предварительную подготовку: курс огласительных бесед со священником или катехизатором и исповедальную беседу со священником.

Количество огласительных бесед в каждом храме может определяться его настоятелем при соблюдении установленного общецерковными документами минимума. С 2011 г. – это две огласительные беседы с катехизатором (возможно, мирянином), проводимые в разные дни и покаянно-исповедальная беседа со священником.

25.11. Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

– Для таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется.

25.12. Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

– Кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет детскую душу доступной воздействию греховного мира. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеного ребенка можно причащать. Если Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению.

Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

25.13. Только ли священник может совершать Крещение?

– В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения. Однако после этого уже священник должен прочесть над крещенным все полагаемые молитвы и совершить таинство Миропомазания.

25.14. Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Если смертельная опасность проходит и человек остается жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями. В случае смерти человека будет молиться Церковь во время отпевания, совершения панихиды и поминать за богослужением (после подачи родными записок об упокоении).

25.15. Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен и не у кого об этом спросить?

25.16. Обязательны ли крестные?

– Для детей крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за их дальнейшее воспитание в православной вере. Крестные родители несут ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие своих крестников.

Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно.

25.17. Откуда идет обычай иметь крестных?

– Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, невозможно было креститься без свидетельства поручителя. Человек, который желал принять христианскую веру, должен был найти поручителя, который привел бы его в собрание христиан и свидетельствовал перед епископом о его желании стать христианином и о возможности зачисления в число оглашаемых. Во время огласительного периода, который продолжался 2–3 года, поручитель принимал участие в научении, постоянно находясь в общении с будущим членом церкви. Когда оглашение завершалось, то к Крещению человек допускался на основании свидетельства поручителя (крестного, восприемника) как лица ответственного перед Богом и церковью за того, кого он некогда привел в церковное собрание. Поручитель участвовал в Крещении и был восприемником, то есть принимал нового члена церкви от купели. После Крещения поручитель продолжал помогать новокрещенному осваиваться в новой для него церковной жизни, способствовал его духовному росту.

25.18. Кто может быть крестным?

– Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые, родные братья и сестры. Но они сами должны быть крещеными и церковными людьми.

Назначение крестных заключается в следующем: они являются свидетелями Крещения ими воспринятых, поручителями за них перед Церковью (особенно при крещении младенцев), дают за крещаемых обеты Богу, исповедуют Символ веры. Крестные обязаны наставлять своих крестников в православной вере и благочестивой христианской жизни. Чтобы соответствовать такому высокому назначению и быть в силах выполнить столь важные налагаемые Церковью обязанности, крестным самим необходимы опыт церковной жизни, знание Основ православной веры, понимание сущности таинства Крещения и произносимых при нем обетов.

Поэтому неправильно смотреть на крестных как на простых участников в обрядовой стороне таинства Крещения и предоставлять это высокое звание всякому желающему. Вопрос о выборе крестных следует согласовать со священником.

25.19. Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

2) неправославные (члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);

3) люди, ведущие безнравственный образ жизни;

5) малолетние дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);

6) монахи и монахини;

7) по благочестивой традиции Русской Православной Церкви – супруги – крестными отцом и матерью одного и того же ребенка;

8) родители крещаемого младенца.

25.20. Стоит ли брать на себя обязанности крестного, если родители крестника не воцерковлены?

– В такой ситуации необходимость в крестном возрастает. Невоцерковленные родители очень часто воспринимают Крещение не как таинство, освобождающее ребенка от первородного греха и делающее его членом Церкви, а как обряд, подтверждающий национальную принадлежность ребенка, или магическое действо, защищающее младенца от темных сил. Если крестный – человек церковный, он постарается объяснить родителям ребенка смысл и силу таинства Крещения.

Исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Иоанн Креститель говорил, что Господь из камней, разбросанных в пустыне, может сделать подвижников благочестия (Мф. 3:9). Терпение, снисходительность, любовь верующего крестного, непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей, а молитва способна оживить окаменевшие сердца равнодушных к вере близких.

Прежде чем дать согласие стать крестным, следует посоветоваться со священником.

25.21. Кто из крестных должен держать ребенка при Крещении?

– В объяснении Требника перед последованием о Крещении сказано, что при совершении таинства Крещения необходим лишь один из восприемников (крестных), а именно: при Крещении лица мужского пола – восприемник, при Крещении лица женского пола – восприемница. Однако наряду с действием этого церковного правила постепенно вошло в обычай совершать Крещение при двух восприемниках (крестных) – мужчине и женщине – в параллель плотским родителям крещаемого. Обычай этот признан и законами церковными, но признание это не идет далее простого допущения двух лиц к обрядовому действию при Крещении. В духовное же родство через восприемничество входит лишь один восприемник – если крещаемый ребенок мужского пола, восприемница – если крещаемый ребенок женского пола. Поэтому, если крестных двое, то когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка держит крестная мать, а крестный отец воспринимает от купели. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Если ребенок сильно капризничает, то на время его можно передать родителям или другим родственникам.

25.22. Может ли христианин стать восприемником заочно, т.е. не присутствуя при совершении Крещения?

Так называемое заочное восприемничество не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку. При заочном восприемничестве восприемник в таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника.

25.23. Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

– Да, могут. Единственное требование – родители не должны участвовать в таинстве Крещения, то есть они не воспринимают его от купели – это делают крестные.

Мнение о том, что матери непозволительно присутствовать при Крещении своего ребенка, по-видимому, родилось из запрещения женщине входить в храм в течение 40 дней после родов. А 59-е правило VI Вселенского Собора предписывает крестить только в храме. Следовательно, если ребенка крестили до 40-го дня, то в храме во время этого таинства матери присутствовать не разрешалось.

25.24. Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама до истечения 40 дней после родов?

Обряд воцерковления заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца мужского пола в алтарь к престолу или младенцев женского пола – к царским вратам, как бы перед лицом Самого Господа.

Когда в Евангелии говорится о крещении Иоанна, то имеется в виду погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов.

25.26. Какие таинства есть в Православной Церкви кроме Крещения?

– В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование).

Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.

Как уже отмечалось, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.

Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.

Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии.

Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.

На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

1. Монахи и монахини.

2. Родители для собственных детей.

3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.

8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.

Ниже приводятся две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).

Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Родители

Родители В формировании личности Григория огромную роль сыграли его родители — Григорий Назианзен–старший и Нонна. Для Григория–младшего они всегда оставались образцом истинно–христианской семьи, построенной на равенстве прав обоих супругов и на их духовной

2.3 Восприемники младенцев

Восприемники

Восприемники Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.Женщина стала просить окрестить ее

XXIX Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа

XXIX Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа Распятие было самым ужасным и позорным видом смертной казни в древности, – настолько позорным, что само название его, как говорит Цицерон, «никогда бы не должно приближаться к мыслям, глазам или ушам

Родители

Родители Наш отец, Борис Петрович Ефимов, родился в провинциальной многодетной семье. Дедушка, Петр Николаевич Ефимов, работал горным инженером на заводике в Жигулях. Небольшого роста, вспыльчивый, очень энергичный и глубоко верующий человек, он вымолил папу и двоих его

Крестные родители

Крестные родители Крестная мать, крестный отец зовутся также восприемниками, потому что принимают ребенка на руки из купели крещения. Все время, пока длится Таинство, именно они, а не родители, держат ребенка на руках.Кого имеет смысл звать в крестные?По канонам Церкви

Крестные родители

Крестные родители Крестная мать, крестный отец зовутся также восприемниками, потому что принимают ребенка на руки из купели крещения. Все время, пока длится Таинство, именно они, а не родители, держат ребенка на руках.Кого имеет смысл звать в крестные? По канонам Церкви

Родители

Родители 1. Отец. Бог возлагает на мужа и отца почетную обязанность главы и священника семьи (см. Кол. 3:18–21; 1 Петр. 3:1–8). Он становится образом Христа, главы Церкви. «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется

14:1–16:20 7. Крестные муки и Воскресение

14:1–16:20 7. Крестные муки и Воскресение Теперь Марк все свое внимание полностью сосредотачивает на смерти Иисуса. Представив в 13–й главе среднюю и дальнюю перспективы, он возвращается к предстоящим страданиям Иисуса. Как всегда, Марк повествует прямо и открыто, не пытаясь

УРОК 7 Крестные муки и Воскресение (Мк. 14:1 — 16:20; с. 236)

УРОК 7 Крестные муки и Воскресение (Мк. 14:1 — 16:20; с. 236) 1. Прочитайте 14:1–11а. В чем значение стихов 1,2?б. Способствует ли рассказ о действиях женщины осуществлению замысла Марка? В каком смысле ее отношение к Иисусу противопоставлено отношению Иуды? И почему оно является для

КТО ТАКИЕ КРЕСТНЫЕ

КТО ТАКИЕ КРЕСТНЫЕ Кого мы приглашаем в крестные нашим детям? Добрых друзей, богатых покровителей или – чтобы не заморачиваться – родственников, которые оказались под рукой. Бывает, в церкви перед крещением младенца звучат преинтересные диалоги с потенциальными

Крестные родители – восприемники

Крестные родители – восприемники Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости,

15. Его родители

15. Его родители Первые христиане уделяли мало внимания родителям Иисуса. Из канона нам известно о матери, что ее звали Марией (. — Мари?м, Мф.1:16,18,20), или, в галилейском произношении (Мк.14:70), Мирйам (. ), и она была женой Иосифа. Об отце известно и того меньше: его имя —

Кто такие крестные родители?

Таинство крещения – особенный обряд. Это очищение души и духовное рождение человека. По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому им назначаются крестные родители, которые берут на себя обязательство воспитывать крестников в духе православия. Так что к выбору крестных родителей стоит подойти со всей ответственностью. Ведь по идее они должны стать для вашего малыша второй мамой и вторым папой.

Как выбрать крестных родителей?

Выбирая крестного для вашего малыша, найдите человека, которому вы всецело доверяете. Это могут быть ваши близкие друзья или родственники, с которыми вы постоянно поддерживаете хорошие отношения. Согласно церковной традиции, если что-то случится с родителями, крестные обязаны заменить их крестнику.

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. По вашему желанию их может быть двое, четверо, шестеро.

По законам Православной Церкви восприемниками (крестными) не могут быть:

родители не могут быть крестными своего ребенка;

муж и жена крестными одного младенца;

дети ( по указам Св. Синода 1836-1837 гг. крестный отец должен быть не моложе 15 лет, а крестная мама не моложе 13 лет), потому что они еще не способны ручаться за веру крещаемого, да и сами недостаточно знают законы православия;

люди безнравственные и безумные: первые потому, что они самим образом жизни не заслуживают быть крестными, а вторые – потому, что по болезни не способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере;

неправославные – восприемниками православных.

Какие обязанности у крестных родителей

В первую очередь, это молитва о нем. Научитесь обращаться к Богу раз в день – перед сном. Это на самом деле совсем не сложно. Просите у Господа здравия, спасения, помощи в воспитании ваших собственных детей, благополучия крестников, родственников. Полезно будет вместе с малышом освоить тропинку к храму, в церковный праздник сводить его к причастию. Прекрасно было бы проводить развивающие игры с малышом, читать ему книги. Например, детскую Библию любят читать многие взрослые. В ней доступно описаны все основные события Священной Истории.

Кроме того, крестные могут существенно облегчить жизнь молодым мамочкам, которым трудно найти время для занятий с малышом. Если каждый в силу своих возможностей проведет свободные часы в общении с ребенком, то сам получит от этого удовольствие.

Внешний вид крестных родителей

На обряде восприемники (это еще одно название крестного), должны прийти с освященными в церкви нательными крестиками. В традициях славянских народов в храме у женщин всегда были покрытая голова и платье ниже колен с закрытыми плечами (исключение могут составлять маленькие девочки). Не стоит одевать туфли на высоком каблуке, так как обряд крещения длится от 30 минут до 2 часов и большую часть времени придется стоять с ребенком на руках. Что касается мужчин, то к их одежде требований не предъявляется, но от шорт и маек лучше воздержаться. В церкви такой наряд будет выглядеть неуместно.

Пусть старые добрые порядки не станут для вас обременительны, ведь ваши красивые брюки и новую модную стрижку можно будет продемонстрировать в других местах. В церкви лучше не привлекать к себе внимания, сосредоточившись на цели своего прихода.

Подготовка к обряду

В настоящее время обряд совершается преимущественно в храмах. Только в исключительных случаях, если, допустим, ребенок сильно болен, таинство может проводиться на дому или в больнице. Тогда для совершения обряда обязательно отводится отдельная чистая комната.

Чтобы крестить малыша, надо прежде всего выбрать церковь. Пройдитесь по храмам, прислушайтесь к своим ощущениям. Но учтите, что крещение не всегда совершается непосредственно в церкви. В большинстве соборов есть крещальня (или баптистерия) – это отдельное помещение на территории церкви, специально приспособленное для этого обряда. В больших храмах крещение обычно проходит довольно пышно и торжественно. Но, возможно, кому-то по душе придется уединенная и спокойная обстановка маленьких церквей. Пообщайтесь с батюшкой или с послушницами, они подробно расскажут вам о том, как происходит обряд крещения в данной церкви.

Как выбрать день крещения?

Какого-то церковного установления Крещения на сороковой день нет, это связанно в первую очередь с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях.

Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. И сейчас иногда по желанию родителей крестят ребенка до сорокового дня, особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка (крещение в таком случае рассматривается как защитный обряд).

В древности совершение таинства чаще всего приурочивали к величайшим христианским праздникам, например к Пасхе. Но постепенно крещение превратилось в семейный праздник. И сейчас, наоборот, обряд проводится практически каждый день, за исключением таких больших церковных праздников, как Рождество, Пасха, Троица. В эти дни церкви обычно переполнены и священники советуют перенести обряд. В большинство храмов можно приходить без предварительной записи. Обычно таинство крещения начинается в 10 часов, сразу после службы. Правда, в этом случае велика вероятность, что кроме вас будут крестить еще несколько человек и вам придется или подождать, или вас будут крестить вместе с другими. Гораздо удобнее за одну-две недели договориться с батюшкой, который будет совершать таинство, на конкретную дату и время. Тогда вашего малыша будут крестить первым и в гордом одиночестве. Кроме того, выбирая день крещения, постарайтесь, чтобы он не попал на критические дни крестной мамы. Дело в том, что в этот период женщине нельзя прикладываться к святыням: целовать крест, иконы, а лучше вообще не заходить в храм.

Подготовка крестных к обряду крещения

И еще один момент: по негласному правилу, крестные родители берут на себя все расходы по крещению. В некоторых церквях нет официальных расценок, считается, что после совершения обряда крестные и приглашенные вносят пожертвования кто сколько может. Эти затраты не обязательны и их размер нигде не оговаривается. Но обычай, как правило, соблюдается.

Крестный папа, опять же по обычаю, покупает крестильный крестик и цепочку. Некоторые считают, что крестик и цепочка должны быть золотыми, некоторые – серебряными, а кто-то придерживается мнения, что маленькие дети должны носить крестик на ленточке или веревочке.

Какие молитвы нужно знать?

Что принести в храм?

Как уже было сказано, крещение – это рождение в новую безгреховную жизнь. Воспринимая новокрещаемого от святой купели, крестные родители принимают абсолютно чистое, не имеющее греха существо. Символом такой чистоты служит белая одежда – крыжма, которую приносят в храм вместе с крестиком на цепочке или ниточке. Кто должен купить крестик, а кто цепочку, пусть крестные решат сами. В конце обряда батюшка освятит их и наденет малышу.

Крыжмой для маленького ребенка послужит ажурная пеленочка, крестильная рубаха или новое, не побывавшее еще в стирке, полотенце.

Что происходит во время таинства крещения?

Священник, крестные родители и ребенок являются основными участниками таинства. По древним обычаям мама и папа ребенка не должны присутствовать при совершении таинства. Хотя в последнее время церковь более лояльно относится к этому запрету и позволяет отцу, а иногда и матери младенца после произнесения специальной молитвы наблюдать обряд вместе с приглашенными.

На протяжении всего обряда восприемники стоят рядом с батюшкой и один из них держит крещаемого на руках. Перед совершением обряда священник в белых одеждах обходит крещальную комнату или храм и читает три молитвы. После чего он просит крестных и крестника повернуться лицом на запад – символически это обитель сатаны. И, обращаясь к крещаемому, задает несколько вопросов.

После миропомазания с головы состригается прядь волос, которая остается в храме как залог посвящения и символ жертвенности Богу. Если ребенка крестят в холодное время года или раздеть его не позволяют условия (низкая температура в крестильной), освободите ручки и ножки малыша заранее.

Потом священник забирает у них ребенка и совершает непосредственно обряд крещения – троекратное погружение крещаемого в купель. Если в крестильном помещении тепло, то, скорее всего, вашего кроху будут окунать голеньким. Но когда в храме холодно, обнажают только шею, руки и ступни для помазывания. Затем один из крестных принимает младенца из рук священника. Именно поэтому крестных родителей еще называют восприемниками. Считается, что, приняв малыша на руки после обряда, родители берут на себя обязательство всю жизнь воспитывать крестника в православном духе и держать ответ за это воспитание на Страшном Суде. Если они не смогут часто видеться со своим крестником, то должны хотя бы упоминать его в своих ежедневных молитвах.

Молитва Символ Веры

Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого, и прославляемого, говорившего через пороков.


Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16).

В соответствии с церковным уставом в крещении младенцев и взрослых принимают участие восприемники — духовные родители. Восприемники появились в Церкви из практики крещения взрослых, и затем уже их стали брать для крещения детей. Человек, желавший присоединиться к Церкви, должен был прийти к епископу или пресвитеру через посредство какого-либо члена Церкви, который поручался за него. Главная роль поручителя, то есть восприемника, заключалась в руководстве жизнью готовящегося к Таинству Крещения. Он должен был научить своего крестника основам православной веры и благочестия.
При крещении детей функции восприемника претерпели изменения. Теперь их роль не оканчивалась крещением, а начиналась с восприятия ребенка из купели. Они свидетельствовали Церкви, что дети, воспринятые ими, будут воспитаны в христианской вере.Следует отметить, что практика восприемничества существует в Церкви с древности, о поручителях упоминает богослов II в. Тертуллиан. Например, участие поручителя в крещении зафиксировано 54‑м правилом Карфагенского Собора 419 г.: “Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью”.
По церковному уставу и обычаю древней Церкви достаточным считался один восприемник или одна восприемница, одинакового пола с крещаемым. Но впоследствии в крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека по аналогии с рождением плотским, стали участвовать и восприемник, и восприемница — крестные отец и мать. Этот обычай распространился на Западе в VIII в., позже он проник и на Восток. На Руси он распространился уже в XIII в., окончательно утвердившись после XV в.
К восприемничеству допускается не каждый человек. Крестными родителями могут быть лишь лица, принадлежащие к Православной Церкви. Причем не те, кто посещает храм всего несколько раз в году — на Пасху или Рождество, — а кто регулярно исповедуется и причащается. Подлинная христианская вера немыслима без постоянной молитвы и общения со Христом в Таинстве Причащения Его Тела и Крови.
Родители крещаемого не могут быть его крестными. Согласно церковному праву, муж и жена не могут быть крестными одного ребенка. От восприемничества должны уклоняться монахи, а также лица, не достигшие церковного совершеннолетия, — 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Не могут быть восприемниками недееспособные лица, не допускаются к восприемничеству иноверцы, еретики и отступники. Поскольку на крестных родителях лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.
Участие в крещении нескольких пар восприемников и восприемниц может быть допущено как исключение из правил при условии, что они будут участвовать в духовном воспитании ребенка. Если родители по каким-то другим причинам приглашают большее число крестных, то это является кощунством по отношению к Таинству Крещения. Так называемое “заочное восприемничество” может быть некоторым снисхождением к обстоятельствам, но не должно являться правилом.
Восприемники перед Богом и Церковью принимают на себя очень серьезные обязательства. Поэтому крестным родителям необходимо понимать ответственность, которую они на себя берут. Крестные должны научить своих крестников приступать к Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причастию, дать им знание о смысле богослужения, приучать посещать церковные службы, поститься и вести благочестивую жизнь.
В их обязанности входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная особенности характера и способности воспринятых ими от купели, могут помочь им определить жизненный путь, дать совет в выборе образова­ния и подходящей профессии. В случае необходимости восприемники должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их под свою опеку.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Также и отказ идти в кумовья не стоит считать пренебрежением и воспринимать с обидой. В случае если связь между восприемником и его крестником прервалась, то всегда остается возможность молиться о своем духовном чаде. А это уже многое значит!
Следует отметить, что восприемники со своими крестниками и их родителями вступают в духовное родство, а это имеет особое значение в брачном церковном праве. Отцы Трулльского Собора в 53‑м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых.
На протяжении столетий степень духовного родства, препятствующая заключению брака, менялась. В XIX в. Синод Русской Православной Церкви нашел непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника.
В заключение приведем слова святителя Иоанна Златоуста: “Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое последует им осуждение, если впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник окажется благоразумным, то облегчит бремя кредитору; если же станет неразумным, то уготовит ему большую опасность… Если же принявшие поручитель­ство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь… Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая угрожает вам опасность, если впадете в беспечность”.


Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16).

В соответствии с церковным уставом в крещении младенцев и взрослых принимают участие восприемники — духовные родители. Восприемники появились в Церкви из практики крещения взрослых, и затем уже их стали брать для крещения детей. Человек, желавший присоединиться к Церкви, должен был прийти к епископу или пресвитеру через посредство какого-либо члена Церкви, который поручался за него. Главная роль поручителя, то есть восприемника, заключалась в руководстве жизнью готовящегося к Таинству Крещения. Он должен был научить своего крестника основам православной веры и благочестия.
При крещении детей функции восприемника претерпели изменения. Теперь их роль не оканчивалась крещением, а начиналась с восприятия ребенка из купели. Они свидетельствовали Церкви, что дети, воспринятые ими, будут воспитаны в христианской вере.Следует отметить, что практика восприемничества существует в Церкви с древности, о поручителях упоминает богослов II в. Тертуллиан. Например, участие поручителя в крещении зафиксировано 54‑м правилом Карфагенского Собора 419 г.: “Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью”.
По церковному уставу и обычаю древней Церкви достаточным считался один восприемник или одна восприемница, одинакового пола с крещаемым. Но впоследствии в крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека по аналогии с рождением плотским, стали участвовать и восприемник, и восприемница — крестные отец и мать. Этот обычай распространился на Западе в VIII в., позже он проник и на Восток. На Руси он распространился уже в XIII в., окончательно утвердившись после XV в.
К восприемничеству допускается не каждый человек. Крестными родителями могут быть лишь лица, принадлежащие к Православной Церкви. Причем не те, кто посещает храм всего несколько раз в году — на Пасху или Рождество, — а кто регулярно исповедуется и причащается. Подлинная христианская вера немыслима без постоянной молитвы и общения со Христом в Таинстве Причащения Его Тела и Крови.
Родители крещаемого не могут быть его крестными. Согласно церковному праву, муж и жена не могут быть крестными одного ребенка. От восприемничества должны уклоняться монахи, а также лица, не достигшие церковного совершеннолетия, — 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Не могут быть восприемниками недееспособные лица, не допускаются к восприемничеству иноверцы, еретики и отступники. Поскольку на крестных родителях лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.
Участие в крещении нескольких пар восприемников и восприемниц может быть допущено как исключение из правил при условии, что они будут участвовать в духовном воспитании ребенка. Если родители по каким-то другим причинам приглашают большее число крестных, то это является кощунством по отношению к Таинству Крещения. Так называемое “заочное восприемничество” может быть некоторым снисхождением к обстоятельствам, но не должно являться правилом.
Восприемники перед Богом и Церковью принимают на себя очень серьезные обязательства. Поэтому крестным родителям необходимо понимать ответственность, которую они на себя берут. Крестные должны научить своих крестников приступать к Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причастию, дать им знание о смысле богослужения, приучать посещать церковные службы, поститься и вести благочестивую жизнь.
В их обязанности входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная особенности характера и способности воспринятых ими от купели, могут помочь им определить жизненный путь, дать совет в выборе образова­ния и подходящей профессии. В случае необходимости восприемники должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их под свою опеку.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Также и отказ идти в кумовья не стоит считать пренебрежением и воспринимать с обидой. В случае если связь между восприемником и его крестником прервалась, то всегда остается возможность молиться о своем духовном чаде. А это уже многое значит!
Следует отметить, что восприемники со своими крестниками и их родителями вступают в духовное родство, а это имеет особое значение в брачном церковном праве. Отцы Трулльского Собора в 53‑м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых.
На протяжении столетий степень духовного родства, препятствующая заключению брака, менялась. В XIX в. Синод Русской Православной Церкви нашел непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника.
В заключение приведем слова святителя Иоанна Златоуста: “Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое последует им осуждение, если впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник окажется благоразумным, то облегчит бремя кредитору; если же станет неразумным, то уготовит ему большую опасность… Если же принявшие поручитель­ство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь… Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая угрожает вам опасность, если впадете в беспечность”.

Читайте также: