Как защитить права ип

Обновлено: 28.06.2024

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Законодательство о госконтроле: как предпринимателям защитить свои права

Как изменится система контроля, какие права и гарантии получат предприниматели

Недостаток существующей системы контроля предпринимателей – отсутствие чёткой правовой базы и внятных гарантий для бизнеса. Новый закон содержит ряд нововведений, позволяющих контролируемым лицам защитить права. Он официально ставит во главу угла соблюдение и защиту прав проверяемых субъектов как принцип государственного контроля (ст. 29 закона).

На первое место поставлены профилактические меры. Целью работы контролёров должно стать предупреждение нарушений. В ст. 45 закона есть список профилактических мероприятий. К ним относятся обобщение правоприменительной практики, информирование, профилактическое сопровождение и другие меры.

Вводится система анализа и учёта рисков в зависимости от вида деятельности. Для каждой категории определяются виды контроля и периодичность проверок.

Гарантии прав предпринимателей

Первое, что хочется отметить, – заблаговременное согласование многих предупредительных мер с подконтрольными организациями.

Вводятся дополнительные негосударственные механизмы, стимулирующие соблюдение обязательных требований. Речь идёт об оценке, проводимой аккредитованными организациями. Получение документа о соответствии требованиям освобождает от плановых проверок.

Новый закон установил исчерпывающий перечень контрольных мероприятий и чёткий регламент их проведения. Теперь они не ограничиваются документарными и выездными проверками. К ним добавлены мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и другие. Подобное регулирование не позволяет инспекторам проводить проверки произвольно.

Закон ориентирован на новые технологии и вводит порядок электронного взаимодействия между субъектами. Это делает процесс контроля более прозрачным, укрепляет позиции предпринимателей и снижает риск столкнуться с произволом и коррупцией. Закон даже допускает возможность проведения проверок при помощи аудио- или видеосвязи (ст. 56 закона).

Вводится система электронного взаимодействия между субъектами. Электронное взаимодействие предполагает, что всю информацию проверяющие органы заносят в Единый портал государственных услуг.

Закон содержит положение, касающееся сокращения выездных проверок. Их можно будет проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Выездная проверка может проводиться при условии обязательного предварительного уведомления не позднее чем за 24 часа до её начала.

Новый закон запрещает оценивать качество работы контролирующих органов в зависимости от количества проведённых проверок и выявленных нарушений.

Другое нововведение, защищающее права предпринимателей, – правило, признающее недействительными результаты тех проверок и контрольных мероприятий, которые проведены с грубыми нарушениями. В прежней редакции закона оно отсутствовало.

На защиту прав контролируемых лиц направлено дополнение обязанностей контрольных органов. В законе чётко сформулирован запрет совершать действия и принимать решения, унижающие достоинство личности и вредящие деловой репутации. Отдельно оговорён запрет проявлять неуважение к религиозным чувствам.

Введено правило об обязательном проведении консультаций с предпринимателями в процессе рассмотрения результатов проверки. Протокол консультаций учитывается при принятии решения по итогам инспекции.

Очевидно, что новый закон содержит обширный перечень мер, защищающих права контролируемых лиц и улучшающих их положение. Он отражает принципы реформы системы государственного контроля.

В то же время система законодательства, касающаяся прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля, все еще нуждается в доработке.

Совершенствование законодательства о гарантиях прав контролируемых лиц

Новый закон частично решает проблему гарантий прав контролируемых организаций. Однако, как и ранее, можно обнаружить пробелы в существующих правовых нормах. Например, предприниматели не могут влиять на формирование плана проверок.

Нет критериев, обосновывающих внеплановую проверку. Опротестовать её проведение будет сложно. К тому же у предпринимателей нет права знакомиться с материалами жалоб, которые послужили основанием для проверки. Это не позволяет аргументированно защитить свою позицию.

Возможность вести во время проверки фотосъёмку, аудио- и видеозапись – ещё один пример ситуации, не урегулированной законодательством. Да, в законе нет однозначного запрета, но окончательное решение остаётся за проверяющим инспектором. В таком случае нельзя говорить о полноценной защите прав контролируемых лиц.

Досудебный порядок обжалования решений, вынесенных по результатам проверки, сформулирован чётко. Разработчики нового закона учли прежние недостатки, а права предпринимателей при рассмотрении жалобы в новом законе прописаны слабо.

Возможно, предполагалось, что они регулируются законами о видах государственного контроля. Однако там содержатся общие правила. Чётко сформулированные правовые нормы, включённые в новый закон, сделали бы процедуру досудебного порядка обжалования чёткой и понятной.

Если работа по совершенствованию законодательства в области прав контролируемых лиц будет проделана надлежащим образом, то предприниматели в России смогут опираться на логичную систему законов, не только наделяющую обязанностями, но и продуманно защищающую права подконтрольных лиц.

Читайте также: