Что относится к механизму сближения национальных правовых систем

Обновлено: 25.06.2024

С первых дней формирования и становления сравнительного правоведения цели и задачи, связанные со сближением правовых систем являлись доминирующими. Имеюли место даже идеи о всемирной унификации права.

Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями развития человечества на современном, этапе. Данный процесс происходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осуществляется стихийно и законодателю остается их зафиксировать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств.

Что касается планомерного целенаправленного сближения,

то оно заключается в специально организованной деятельности государств по разработке единообразного правового нормативноправового акта, направленного на регулирование соответствующих норм политической, экономической, социальной, гуманитарной и других сфер жизни общества. То есть данная форма унификации — это специально организованная деятельность по единообразному правовому регулированию в разных сферах международных отношений.

На сегодняшний день ярко выраженные мировые тенденции глобализации неизбежно ведут к взаимодействию, взаимовлиянию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согласованного правового развития. Его поиск и установление правильного сочетания юридических средств Сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и практиков.

Взаимодействие правовых систем в современных условиях принимает самые разнообразные формы. Этому способствует диалог правовых систем и правовое заимствование.

В немалой степени на процессы растущего взаимодействия и взаимовлияния отдельных правовых систем разных государств в конце XX — начале XXI вв. оказывают влияние развитие современных систем коммуникации.

Сближение правовых систем может иметь место не только в ряде традиционных областей, например, в морском праве, где всегда господствовало стремление к единообразию норм, но она более активно воспринимается и новыми отраслями и институтами права. Например, космическое право, право воздушного пространства, атомное право и др.

Нормативно-правовая база сближения правовых систем различна, т.е. в рамках каждого направления используются те или иные правовые средства. В одних случаях — это программы- проекты, модельные законодательные акты, в других — унифицированные общие нормы, в третьих — правовые стандарты, научные концепции и т.п. Естественно, их юридическая сила неодинакова, поскольку они могут носить программный, норма- тивно-ориентирующий, рекомендательный и обязательный характер.

Процесс сближения национальных правовых систем, по мнению Ю.А. Тихомирова, предполагает:

разработку общей политики государственного правового развития;

осуществление мер по преодолению правовых различий;

принятие мер по выработке общих совместных юридических правил[135].

Существует мнение, что процессы автономизации правовых систем и одновременно их постепенно нарастающее до известного предела сближение возможны только между правовыми системами, близкими по типу правопонимания, например, взаимовлияние возможно между системой общего права и романогерманской системой права, но не с участием традиционных и религиозных правых систем. Это спорное мнение, поскольку, например, модернизация исламского права предполагает определенное взаимодействие и взаимопроникновение классических положений и норм к современным условиям. И сам факт существования дуализма в правовых системах исламских государств предполагает определенное взаимодействие и дополнение между правовыми системами различного типа правопонимания.

Сближение правовых систем предполагает определенную адаптацию национальных законодательств к общепринятым международным стандартам. Этот вопрос достаточно актуален для государств, образовавшихся и на постсоветстком пространстве (постсоциалистическом пространстве), стремящихся включиться в общеевропейские структуры и процессы. Так, во многих из этих государств развернулись дебаты вокруг отмены такого вида наказания, как смертная казнь, мораторий на которую установлен под влиянием права Европейского Сообщества. Так, например, базовыми документами, определяющими процесс адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и осуществление интеграции Украины в Европейское Сообщество, являются принятые Европейским Советом на Копенгагенском саммите в 1993 г. Декларация и Соглашение

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обязательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспечение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС.

Адаптация законодательства ЕС является планомерным процессом, который состоит из трех отдельных этапов, на каждом из которых достигается определенная степень соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в определенных сферах.

На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, определенным в Декларации, в направлении установления верховенства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.

В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмотре законодательства Украины в сферах, определенных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.

И, наконец, адаптация законодательства направленная на заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; подготовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интеграции Украины к общему рынку ЕС.

сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

гармонизация законодательства, когда согласовываются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

принятие модельных законодательных актов;

Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и унификация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в национальное законодательство и оказанию международной правовой помощи.

Сближение и взаимодействие правовых систем – глобальное явление, носящее закономерный характер.

Интегрирование правовых систем. Объективные потребности сегодняшнего мирового сообщества – происходящие процессы глобализации и коллективный метод разрешения крупномасштабных проблем, генерируют интеграции различных национальных правовых систем отдельных государств. В этом проявляет свою значимость и актуальность правовая компаративистика. Для формирования более гибкой правовой системы в России, в целях ее непрерывной модернизации и совершенствования, целесообразно провести фундаментальное и всестороннее исследование различных вариаций национальных правовых систем, содержащих черты нескольких правовых семей[61].

Ярким примером такого сочетания характерных атрибутов различных правовых семей выступает право США[62]. Американское право представляет собой воплощение характерных признаков классического англо-саксонского права, из-за чего отечественными исследователями нередко подпадает по категорию общего права[63], и имеет определенные черты присущие романо-германской правовой семье, особенно в сфере систематизации законодательства и построения формы правления. Двойственный характер правовой системы США обусловлен рядом факторов: эволюционным процессом формирования американского права; особенностями формы правления и государственного устройства; правовой психологией и идеологией.

Правовая аккультурация– это усвоение и использование правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов юридической деятельности, заимствованных у других правовых систем[64].

Правовая рецепция – 1) добровольное восприятие той или иной страной права другой страны; 2) разновидность правовой аккультурации (глобальная правовая аккультурация), выраженная в заимствовании компонентов чужого правового наследия, при котором происходит принципиальное изменение своей правовой культуры[65].

В. А. Рыбаков: рецепция права – это санкционированное правотворчество, в основе которого лежит правовой материал других стран. Включение рецепции в правотворческий процесс представляет собой своеобразный защитный механизм от прямого вторжения инородных норм в суверенную национальную систему права. Чтобы этот способ развития права был эффективен, необходимо учитывать сходство задействованных типов права, оценить пределы совпадения предмета их правового регулирования, системный характер права, а также располагать полной информацией о практике заимствуемого правового материала. Тотальная (полная) рецепция права невозможна. Она приводит к юридической декультурации, разрушению правовой культуры реципиента[66].

Сближение законодательства.Процесс сближения национальных законодательств означает: 1) выработку общего курса правового развития; 2) осуществление мер по преодолению правовых различий; 3) принятие мер по выработке общих, совместных или единичных юридических правил[67].

Гармонизация законодательства – деятельность по согласованию норм национального законодательства государства с нормами международного права, в т. ч. с нормами международной организации или конфедерации.

Принятие модельных законодательных актов.Модельные законодательные акты носят рекомендательный характер и служат ориентиром для развития и сближения национальных законодательств, в которых содержаться типичные нормы, дающие нормативную ориентацию для законодателя.

Унификация законодательства– установление путем соглашения между государствами единообразных по содержанию правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений[68].

Формы унификации законодательства: заключение международных договоров, принятие модельных рекомендательных законодательных актов, применение примерных договоров международных организаций, использование международных обычаев[69].

Трансформация и имплементация норм международного права в национальное законодательство. Трансформация осуществляется путем издания государством соответствующего нормативного правового акта. В зависимости от его вида она подразделяется на генеральную (общую) и специальную. При генеральной трансформации для решения вопроса о проникновении международного права во внутригосударственное создается общая конституционная норма. Она придает международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия.




Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их текстуального воспроизведения в национальном законе или включения в него положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом.

Имплементация норм международного права в национальное законодательство – процесс практического использования норм международного права, их реализацию, выраженную в нормотворческой деятельности (создание имплементационных норм) и деятельности организационно-исполнительной[70].

Международная правовая помощь.Виды правовой помощи:

1) правовая помощь юрисдикционного характера по гражданским и уголовным делам – процессуальные действия, осуществляемые органами государства на основе запросов органов иностранного государства;

2) обмен правовой информацией;

3) взаимодействие парламентов и их комитетов;

4) научно-методическая и образовательная помощь в юридической сфере.

Г. Дж. Берман об основных характеристиках западной традиции права[72]

1. Проводится различие между правовыми институтами и учреждениями и другими типами учреждений. Хотя право остается под сильным влиянием религии, политики, морали, обычая, однако его можно аналитически отличить от них.

2. Управление правовыми учреждениями доверено специальному корпусу людей, занимающихся правовыми действиями на профессиональной основе.

3. Профессиональные юристы обучаются в отдельном разделе высшего образования, определяемом как юридическое образование.

4. Право включает не только правовые учреждения, правовые требования, правовые решения и т. п., но и то, что правоведы говорят об этих правовых учреждениях и решениях.

7. Изменения не происходят случайно, путем нового истолкования прошлого люди стремятся удовлетворить потребности настоящего и будущего. Право не просто продолжается, оно имеет свою историю. Оно рассказывает историю.

8. Историчность права связана с понятием его превосходства над политическими властями. Развивающийся организм права является обязывающим для самого государства.

9. Самая яркая черта западной традиции права – это сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикций и различных правовых систем. Именно этот плюрализм юрисдикций и правовых систем и делает превосходство закона необходимым и возможным. Этот плюрализм права на Западе, который отражал и одновременно укреплял плюрализм политической и экономической жизни Запада, явился, или когда-то являлся, источником развития, или роста – правового, равно как экономического и политического. Он также стал, или когда-то был, источником свободы.

10. Существующая напряженность между идеями и реальностью, между динамическими качествами и стабильностью, между трансцендентностью и имманентностью западной традиции права периодически приводила к насильственному свержению правовых систем путем революции. Несмотря на это, сама традиция права, которая больше любой из составляющих ее правовых систем, выжила и даже обновилась в ходе этих революций.

Только четыре – первые четыре – из десяти основных отличительных черт западной традиции права, по мнению Г. Дж. Бермана, продолжают характеризовать западное право сегодня[73].

1.2. Новые правовые парадигмы мироустройства в условиях глобализации

1.2.3. Сближение национальных законодательств и проблемы унификации и гармонизации

Главной особенностью процессов унификации и гармонизации национальных правовых систем является то, что они проистекают одновременно и параллельно на международно-публичном и национально-правовом уровнях. Другими словами, они являются в большей или меньшей степени, исходя из их конкретной ситуации, институтом как международного публичного права (МПП), так и международного частного права (МЧП). Данная тема для автора, исследующего проблемы эволюции международного инвестиционного права, имеет особое значение, поскольку инвестиционные нормы претерпели унификацию и гармонизацию в значительной степени, что будет раскрыто в последующих главах.

С юридической точки зрения современный мир - это прежде всего разграничение национальных правовых систем, действующих в рамках юрисдикции суверенных государств и системы международного права. Отношения между национальными субъектами права внутри государств осуществляются на основе правовых норм, действующих в данном конкретном государстве. Отношения между самими государствами и производными от них субъектами строятся на базе международного публичного права.

В условиях глобализации усиливается межгосударственное правовое сотрудничество, в рамках которого происходит взаимопроникновение различных правовых теорий, учений и взглядов, интенсивный обмен юридической информацией, принятие в результате него согласованных и сходных актов и норм. Это результат усиливающихся интеграционных процессов в правовой сфере. Мировое сообщество и государства признают важность общеправовых принципов и поддерживают сближение национальных правовых систем. Прорыв в создании единообразных норм международного частного права, который произошел на рубеже ХХ и ХХI вв., знаменует собой совершенно новый качественный этап в международных унифицированных процессах [75].

В связи с этим неуклонно возрастает научный интерес к вопросам международно-правовой унификации [76].

Проблемы унификации и гармонизации национальных правовых систем при их решении упираются в то, что в результате унификации договоров одни государства будут навязывать другим неприемлемые для них модели регулирования тех или иных отношений. Кроме того, правовым системам с точки зрения традиционных учений придание единообразия затрагивает государственный суверенитет [77].

Процесс сближения национальных законодательств вызван потребностью в совместном решении общих задач и согласованных действиях. Правовое сотрудничество государств означает:

а) выработку общего курса правового развития;

б) осуществление мер по преодолению правовых различий;

в) принятие мер по выработке общих, совместных или единых юридических правил [78].

Следует особо подчеркнуть, что направление и объем взаимовлияния внутренних правовых систем зависит от степени однородности регулируемых общественных отношений и их политизированности. Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по уровню экономического развития страны проводят курс на сближение законодательства в течение длительного времени. Сближение законодательства различных стран означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. Иногда наряду с этим понятием и даже взамен используются понятия "гармонизация законодательства" [79] или "гармонизация права".

Гармонизация права - это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. В течение всего исторического процесса развитие внутреннего права государств сопровождалось элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права и получил особую актуальность в наше время [80].

Стало быть, интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию, процессах: унификации и гармонизации права. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национальных правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация более широкое понятие, потому как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому профессор Г.К. Дмитриева различает гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию, и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. Главное отличие гармонизации права от унификации, по мнению ученого, заключается в отсутствии в этом процессе международно-договорных обязательств. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат [81].

Кроме международных договоров при осуществлении правовой интеграции и в международном, и в национальном праве используются модельные нормативные акты. Сегодня в литературе ставится вопрос о модельном праве.

Унификация (от лат. unifacere - делать единым) права направлена на создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных, норм во внутреннем праве разных государств. Как известно, правотворчество является исключительной внутренней компетенцией государства, поэтому единственным способом унифицированных норм является сотрудничество государства. Это дает основание утверждать, что унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств [82].

Унификация как форма интернационализации права выступает разновидностью правотворческого процесса. Главной особенностью этого правотворческого процесса является то, что он происходит в двух правовых системах - в международном праве и в национальном праве государств, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов. В данном случае мы ведем речь об унификации национальных правовых систем. Она охватила все отрасли внутригосударственного права. Особенно ярко это проявилось в сфере экономических отношений, что является основным предметом наших исследований.

Одним из способов гармонизации права является рецепция - одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, что привело к формированию единой системы континентального права. Известны заимствования кодексов гражданского права (например, Кодекс Наполеона был введен в Бельгии, еще в советский период Монголия заимствовала Гражданский кодекс РСФСР). Подобные случаи относятся к стихийной гармонизации, при этом не ставилась цель сближения права. На современном этапе рецепция продолжает иметь широкое распространение. Причем на рубеже ХХ и ХХI вв. она стала целенаправленным способом гармонизации права. Прежде всего это коснулось бывших социалистических стран, в том числе и России, которые применяют этот правовой механизм заимствования для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики. Особенность рецепции в условиях глобализации отличается тем, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только для перестройки своей правовой системы, но и цель достижения сближения, т.е. гармонизации, своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между ними [83].

Сближение несходных между собой законодательств преследует двоякую цель: устранить одновременно торговые барьеры и имеющиеся нарушения условий конкуренции, которые могут возникнуть на основе различий в национальных законодательствах и создать в определенных секторах или сферах экономики общие правила.

Глобализация придает правовой интеграции своего рода многоуровневый характер. На первом уровне происходит активное межгосударственное сотрудничество во всех сферах международных отношений, что обусловливает производственную, торговую, сырьевую, финансовую, информационную и иную взаимообусловленность разных стран. Эти отношения, имея первичный характер, предопределяют характер, объем и формы правовой интеграции, а именно формирование общих правовых стандартов по линии международных экономических структур, а также создание модельных унифицированных международно-правовых документов по линии крупных транснациональных корпораций. На втором уровне правовой интеграции в эпоху глобализации происходит заключение двусторонних и многосторонних соглашений между государственными органами разных стран. А на третьем уровне мы наблюдаем широкую договорную практику между хозяйствующими субъектами - партнерами из различных стран, а также достижение договоренностей и согласование общих платформ деятельности партий, общественных движений и неправительственных организаций.

Следует также отметить еще одну интересную тенденцию международно-правового взаимодействия в свете глобализационных парадигм. Активное развитие корпоративного права лишний раз подтверждает заметный правовой аспект расширения и универсализации международных экономических связей. В частности, на основе опыта крупнейших финансовых корпораций мира, разработавших и использующих корпоративные кодексы в своей "корпоративной сети", стали применяться принципы корпоративного управления Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Примечательно, что они оказали значительное влияние на разработку российского законодательства, в том числе Федерального закона "Об акционерных обществах". Кроме того, координационный совет по корпоративному управлению при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) подготовил в 2000-2003 гг., используя западные аналоги, корпоративный кодекс, который был рекомендован Правительством РФ для применения. Поправки в законы и изменения корпоративной практики теперь происходят под его влиянием [84].

Особый интерес представляет вопрос о правовой природе унифицированных норм. На это счет существуют две разные точки зрения. Согласно первой унифицированные нормы не входят в состав внутреннего права, а являются международно-правовыми нормами, которые имеют приоритет перед нормами национального права [85]. В соответствии с другим подходом унифицированные нормы как особая категория норм являются своего рода моделью, на основе которой должен быть издан внутригосударственный закон [86]. Высказывалось суждение и о том, что унификационные нормы могут быть введены в действие непосредственно путем ратификации унифицированного международного договора без издания какого-либо национального законодательства [87]. Но наибольшую поддержку получила концепция о внутригосударственной природе унифицированных норм, в соответствии с которой созданные в результате межгосударственных соглашений единообразные нормы после трансформации их посредством того или иного метода в национальное право становятся составной частью правовых систем государств-участников в качестве lex specialis, т.е. превращаются в особые нормы внутреннего права. Эта доктрина основывается на господствующей в теории международного права концепции трансформации, в соответствии с которой международный договор или международный обычай не могут быть непосредственным источником национального права, т.е. не могут иметь прямого действия на территории государства [88]. В целях выполнения своих международных договорных обязательств государство должно привести в действие эти нормы в пределах своей территории, придать им такую же юридическую силу, как национально-правовым нормам.

В некоторых случаях это положение концепции трансформации трактуется таким образом, что международно-договорная норма может быть приведена в действие на территории государства, лишь будучи преобразованной в норму национального права. Подобное понимание трансформации подвергли критике Е.Т. Усенко, Р.А. Мюллерсон, напоминая, что "термин "трансформация" является. условным, так как в действительности никакого превращения норм международного права в нормы национального права не происходит" [89]. Аналогичную мысль высказывал Л.А. Лунц, говоря, что трансформированные в национальное право договорные нормы "становятся внутригосударственными в том смысле, что они должны применяться и соблюдаться при регулировании определенных внутренних отношений, но они сохраняют автономность в отношении к внутренней системе права в целом" [90].

Международно-правовую природу унифицированных норм С.В. Бахин, в частности, доказывает тем, что единообразные нормы являются неотъемлемой составной частью соответствующего международного договора. Даже после его включения в правовую систему конкретного договора он не может быть разделен на составляющие его нормы, а должен применяться как единое целое [91].

Не утрачивая свойств, присущих нормам международного права, унифицированные нормы, будучи включенными в правовую систему государства, приобретают, по мнению И.И. Лукашука, новое юридическое качество в связи с конституционными и законодательными гарантиями их реализации [92].

С первых дней формирования и становления сравнительного правоведения цели и задачи, связанные со сближением правовых систем являлись доминирующими. Имеюли место даже идеи о всемирной унификации права.

Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями развития человечества на современном, этапе. Данный процесс происходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осуществляется стихийно и законодателю остается их зафиксировать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств.

Что касается планомерного целенаправленного сближения,

то оно заключается в специально организованной деятельности государств по разработке единообразного правового нормативноправового акта, направленного на регулирование соответствующих норм политической, экономической, социальной, гуманитарной и других сфер жизни общества. То есть данная форма унификации — это специально организованная деятельность по единообразному правовому регулированию в разных сферах международных отношений.

На сегодняшний день ярко выраженные мировые тенденции глобализации неизбежно ведут к взаимодействию, взаимовлиянию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согласованного правового развития. Его поиск и установление правильного сочетания юридических средств Сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и практиков.

Взаимодействие правовых систем в современных условиях принимает самые разнообразные формы. Этому способствует диалог правовых систем и правовое заимствование.

В немалой степени на процессы растущего взаимодействия и взаимовлияния отдельных правовых систем разных государств в конце XX — начале XXI вв. оказывают влияние развитие современных систем коммуникации.

Сближение правовых систем может иметь место не только в ряде традиционных областей, например, в морском праве, где всегда господствовало стремление к единообразию норм, но она более активно воспринимается и новыми отраслями и институтами права. Например, космическое право, право воздушного пространства, атомное право и др.

Нормативно-правовая база сближения правовых систем различна, т.е. в рамках каждого направления используются те или иные правовые средства. В одних случаях — это программы- проекты, модельные законодательные акты, в других — унифицированные общие нормы, в третьих — правовые стандарты, научные концепции и т.п. Естественно, их юридическая сила неодинакова, поскольку они могут носить программный, норма- тивно-ориентирующий, рекомендательный и обязательный характер.

Процесс сближения национальных правовых систем, по мнению Ю.А. Тихомирова, предполагает:

разработку общей политики государственного правового развития;

осуществление мер по преодолению правовых различий;

принятие мер по выработке общих совместных юридических правил[135].

Существует мнение, что процессы автономизации правовых систем и одновременно их постепенно нарастающее до известного предела сближение возможны только между правовыми системами, близкими по типу правопонимания, например, взаимовлияние возможно между системой общего права и романогерманской системой права, но не с участием традиционных и религиозных правых систем. Это спорное мнение, поскольку, например, модернизация исламского права предполагает определенное взаимодействие и взаимопроникновение классических положений и норм к современным условиям. И сам факт существования дуализма в правовых системах исламских государств предполагает определенное взаимодействие и дополнение между правовыми системами различного типа правопонимания.

Сближение правовых систем предполагает определенную адаптацию национальных законодательств к общепринятым международным стандартам. Этот вопрос достаточно актуален для государств, образовавшихся и на постсоветстком пространстве (постсоциалистическом пространстве), стремящихся включиться в общеевропейские структуры и процессы. Так, во многих из этих государств развернулись дебаты вокруг отмены такого вида наказания, как смертная казнь, мораторий на которую установлен под влиянием права Европейского Сообщества. Так, например, базовыми документами, определяющими процесс адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и осуществление интеграции Украины в Европейское Сообщество, являются принятые Европейским Советом на Копенгагенском саммите в 1993 г. Декларация и Соглашение

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обязательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспечение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС.

Адаптация законодательства ЕС является планомерным процессом, который состоит из трех отдельных этапов, на каждом из которых достигается определенная степень соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в определенных сферах.

На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, определенным в Декларации, в направлении установления верховенства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.

В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмотре законодательства Украины в сферах, определенных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.

И, наконец, адаптация законодательства направленная на заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; подготовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интеграции Украины к общему рынку ЕС.

сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

гармонизация законодательства, когда согласовываются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

принятие модельных законодательных актов;

Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и унификация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в национальное законодательство и оказанию международной правовой помощи.

Читайте также: